
Полная версия
Нейронная сеть «Колин»
Он залез в кабину, внимательно осмотрел бесконечные кнопки и ручечки, как-то ухитрился поднять сиденья и заглянуть под них, опустил сиденья обратно и явно что-то увидел на приборной панели.
– Что там? – не выдержала Лидия, тоже наполовину залезая в кабину. Колин кивнул на ничего не говорящую писательнице квадратную выемку рядом с рулем и постучал по ее краю ногтем.
– Вот, видимо, местечко для навигатора. Он у них, судя по всему, не автономный был, а от аккумулятора питался. Но, во-первых, его самого я так и не нашел, а во-вторых, какая-то страшилка разворотила весь втык. Похоже, навигатор выдирали с мясом.
– Нарочно? – удивилась Лидия пуще прежнего, все меньше узнавая свое дело.
– Нет, думаю, по глупости, – правильно понял Колин ее вопрос. – Судя по состоянию гнезда, оно уже далеко не первый день находится в таком виде. Может, конечно, сам врач навигатор и выдрал, с него станется, но уж не потому, что предвидел такое развитие событий… – он замолчал, тронул ее за плечо и сказал:
– Поняла теперь, Лидка, чего я не хотел вас брать? Ладно, вылезай, я тоже выйду, надо речь сказать… В общем, други, – обратился он к остальным, спрыгивая на снег, – у нас два варианта один хуже другого: сидеть у снегохода и ждать, пока нас хватятся на той базе и заберут, или попробовать дойти самим. Минусы первого варианта: неизвестно, сколько ждать и все шансы превратиться в ледышки от сидения на месте. Минусы второго: не слишком понятно, куда идти и все шансы превратиться в ледышки на ходу…
– Не «не слишком понятно», а вообще не понятно куда идти, – поправила Бенька его тихо, прячась от ветра в капюшоне.
– Нет, я сказал не слишком, значит, это и имел в виду, – возразил Колин. – Кое-какие ориентиры я запомнил. Было бы солнце, вообще не было бы никаких проблем. А так… Не знаю. Можно попробовать.
– По мне тоже лучше идти, чем сидеть, – высказался Женек. – Хрен их знает, этих чуваков с базы, может, они только рады будут, если мы как можно дольше не появимся…
– Катеньку будут искать, – возразила Лидия.
– Сразу не будут, – вдруг тоже возразила Катенька сдавленно. – Он уехал на собаках в пятидесятую базу на три дня… Это нужно было по сцена… Срочно.
– Одно к одному, – прошептала Бенька.
– Не дрейфь, старуха, – похлопал ее по плечу Женек. – Прорвемся. Три дня – это ерунда!
– Три дня – это очень много, – возразил Колин. – Особенно при здешнем климате, – он закашлялся, видимо, тоже от ветра, и продолжил тише:
– Катя, есть в снегоходе какая-нибудь хрень от обморожений? А то они нам, что бы мы не решили, светят по-любому.
– Есть, – сказала Катя и вдруг добавила: – Наверное, лучше идти. Взять все полезные вещи и идти…
Лидия посмотрела на нее с досадой – тоже, нашлась искательница приключений! Это для нее здесь большая комната, наполненная охлажденными нанороботами, а для Колина – настоящий мир, да еще и с температурой минус пятьдесят. Неизвестно, какие последствия пребывания в таких условиях нейронная сеть посчитает для себя логичными. Точнее, наоборот, известно, и хорошо бы этого не произошло…
– А врач? – вдруг сказал Женек. Колин вгляделся в заснеженное пространство и пожал плечами:
– А что мы можем сделать? Остается надеяться, что у него хватит ума прибежать обратно, пока мы будем собираться. Я тебе повторяю, сейчас мы с ним наравне. Если решили идти, давайте собираться и как можно быстрее…
Девушки послушались, радуясь возможности активно подвигаться. Оледенелые руки Лидии немного согрелись к концу сборов, да и температура была все же довольно выносимой для нее, но лица всем было велено намазюкать мерзкой противоморозной мазью. Пришлось послушаться, спорить с главным персонажем в таких условиях было бы странно.
Наконец все снова собрались у снегохода, который немного закрывал от бушующего ветра. Прислонившись к его боку, Колин тихо сказал:
– Пока что впереди пойду я, потом Катенька, потом девушки, а в конце ты, Женек. Дальше посмотрим. Далеко не растягиваться, из вида друг друга не терять. Старайтесь не дышать ртом и не говорить. У нас для общения есть язык глухонемых. А Кате если надо, пару слов скажем вслух, – он снова закашлялся и докончил: – Короче, пошли, а то погода совсем испаскудится.
Он повернулся и пошел по заметаемым следам снегохода. Значит, поняла Лидия, к той базе, где сидел небритый индивидуум. Не выдержав, она догнала Колина, похлопала его по плечу и сказала:
– А может, лучше к другой базе?
– Расстояние меньше, – ответил он. – И следы остались. Шансов больше. Шарф замотай как следует и не вопи на морозе.
Лидия улыбнулась, глядя на него. Он ответил ей из-под капюшона серьезным взглядом потемневших глаз и прищурился. Ресницы его покрылись инеем, так же как и несколько прядей волос, недоубранных под капюшон.
– Тебе бы Снежную Королеву играть, – неожиданно для себя сказала Лидия. Нейронная сеть ничего не ответила, только посмотрела на нее, причем так, что писательница поспешно отступила и заняла свое место в строю. Начался бесконечный путь по миру симуляции…
Глава 9
Холод был какой-то просто удивительный. Он мешал не только дышать и двигаться, но и думать – мысли просто явственно смерзались в сосульки и прекращали шевелиться… А думать мне было надо… Думать, что я прошляпил, если мы уже сутки бредем по снегу, не встречая никакого намека на базу. Возможно, сделали петлю и отклонились от курса – хоть бы вообще не ходить кругами, как грибники в лесу! Компасы у нас с Женьком в часах смерзлись и отказывались функционировать нормально – в них же была налита вода. Женек юморист – три дня ему показались маленьким сроком. А тут один-то день уже полный кошмар. Спать как следует ни в коем случае нельзя, если не хочешь превратиться в ледышку, мы только по очереди дрыхли минут по пятнадцать на привалах. Консервов оказалось порядочно, но были они такими же смерзшимися, как все вокруг. Все же приходилось есть, а то без сил много не навоюешь. Как я не люблю зиму, черти бы ее забрали! Трясет меня от нее в прямом и переносном смысле! И в башке какой-то бред. Да еще кашель мой постоянный здесь здорово обострился – ну, надо думать… Ладно, хорошо еще девушки нормально держатся.
Лидка, Бенька и Катя, что удивительно, действительно чувствовали себя не так и плохо, а мерзли явно меньше. Лидка с Бенькой даже время от времени болтали между собой, причем не на глухонемом языке, а просто шепотом – все-таки женский пол выносливей мужского, Женек-то вон уже давно заткнулся и только таращится на меня из-под капюшона, как обалделая полярная сова. Хотя мы с ним, чтобы согреться, периодически курили, тогда как девушки были лишены подобного счастья. Но вскоре его лишился и я – курение еще больше обостряло мой постоянный кашель, так что это все перестало мне нравиться, и я решил, что лучше помру здоровеньким. Черт возьми, на минуту бы хоть увидеть солнце…
Все-таки мы брели вперед не останавливаясь еще часов пять, после чего опять наступило время привала. Засунувшись за мрачный торос и сбившись в кучку, мы вскрыли ледяные консервы и принялись за еду. На меня напал очередной приступ очередного же кашля, я снова скушал несколько таблеток, захваченных из снегоходовой аптечки, не рассчитанной на дохляков вроде меня, а потому почти бесполезной. Эти таблетки тоже мне не помогли…
Тут я заметил, что Лидка беспокойно глядит на меня. Ну, ясное дело, встроенный в ней детектор подсказывал, что что-то неладно. Я молча кивнул ей. Она прошептала:
– Поешь.
– В этот раз не буду, – отказался я с отвращением.
– Тогда поспи. Надо же тебе отдохнуть.
– Не болтай вслух, – прошипел я, однако решил последовать ее разумному совету, прислонился к торосу и прикрыл глаза.
То ли сон, то ли отключка наступила почти сразу, и я не удивился, обнаружив, что сижу в унылом инопланетном пейзаже на берегу каменного моря. Конечно, кислорода здесь нет, но хотя бы не холодно…
Среди волн поспешно возникло мое альтер-эго. Оно было бледно и явно струсимши. Решив его успокоить, я помахал рукой и сказал:
– А вот и я. Поди не ждали.
– Конечно, не ждали! Во что ты опять ввязался? У тебя же бред, ты это понимаешь?! Потому ты сюда так легко и попал!
– Ну, если даже ты мне это говоришь, тогда спорить не буду…
– Говорил же я тебе – береги здоровье! – выговаривал мне колдун. – Что за манера беспрерывно существовать на грани жизни и смерти!
– Не завывай! – оборвал я его. – Потерпишь. Тебе тут, по крайней мере, тепло и сухо. Чем зудеть, лучше бы подсказал, куда мне идти. Это ты знаешь или нет?
– Могу попробовать, – когда речь шла о его шкуре, колдун всегда горел энтузиазмом. Он уселся на волну и застыл в позе Роденовского мыслителя, кажется, даже не дыша…
* * * * * * * *
– Фу ты, господи! – в отчаянии воскликнул Марков, хлопнув по своему креслу так, что от него поднялась туча пыли. – Да что же это! Такое ощущение, что в этого главного персонажа не вирус, а бес вселился! Ну как он вообще умудрился реализовать самый неудобный вариант развития дела?! Да, преступника он вычислил в рекордный срок, но втемяшилось же ему разоблачать его посреди дороги!
– Эти ему еще помогли, клиенты наши, – вздохнул второй разработчик, Лисицын. – Этот самый Прохоров выдернул навигатор из гнезда четыре псевдодня назад – заинтересовался, видите ли, старинной техникой! Мы тогда плюнули, а потом не выращивать же его было в гнезде, нарушая логику симуляции? Да мы бы, может, и вырастили, но этот же наш взбалмошный главный персонаж уже увел всех от снегохода! Эти программы с саморазвитием, честное слово, хуже людей глупости творят…
– Ох, не сыпьте соль на рану, – покривился Марков. – Да еще и Лидия там. Хорошо в симуляции сутки в два раза короче, и температуру сейчас я сделал минус тридцать, но все равно эта программа мне того гляди живых людей поморозит! А что делать? Звонить им и говорить, чтобы выключали визуализацию и выходили? Это же будет провал! Да и без нашего приказа кто-то может догадаться такое сделать!
– Вряд ли, девушкам Лидия не даст, я думаю, – не согласился Лисицын и снова, подняв голову, уставился на трехмерный экран, где сливались два изображения – большой затемненной карты «северного полюса» и маленького квадратика комнаты, выхватывающего из темноты визуализируемую в данный момент область. Карта постепенно сдвигалась вслед за перемещениями персонажей, и квадратик высвечивал все новые пейзажи. Нанороботы вьюжили, герои ходили по комнате из угла в угол.
– Смешно, да, – сказал Марков хмуро, – сами видите, какие там необозримые просторы… А все-таки если кто-нибудь всерьез поморозится, нам отвечать. Давайте-ка их искать.
– Как? Позвонить Прохорову?
– Очень нежелательно, он подумает, что мы не можем справиться с собственной программой, хотя, чего греха таить, так оно и есть… Попытайтесь сделать так, чтобы врач пересекся с Прохоровым, когда тот придет, и все ему рассказал. Он же у вас гуляет где-то за пределами визуализации? Засуньте его обратно в карту! И побыстрее, пока эти не убрели к черту на рога, а то и правда придется все выключать!
Что-то негромко пискнуло, из трехмерного экрана выплыло красное облачко с надписью «35-Б».
– Черт возьми! – простонал Марков. – Этого не хватало! Нейронная сеть «Колин» из-за долгого нахождения на морозе, который она, видите ли, не переносит, запустила программу болезни!..
– Дохлый он у вас какой-то, – презрительно заметил молодой накачанный 3D-моделер.
– То есть логика ее еще больше нарушится, – вздохнул Лисицын и быстро вызвал к себе на экран нейронную сеть главного персонажа. – Ну вот, точно. Хорошо работает эта наша подпрограмма «болезнь», вон уже часть зон бездействует, а часть действует неправильно… Может, вылечить его?
– Не получится, – отрезал Марков. – Или опять вся логика нарушается – заложено же, что от сильного холода он болеет. Да он еще так самообучился, что мы не сможем быстро все ему поправить – он теперь информацию распределяет по своему усмотрению. Останется где-нибудь кусочек, и все пойдет снова-здорово…
– Может, погоду тогда улучшим? – вякнул младший программист Щеткин.
– Ну да, давайте Африку на Северном Полюсе затеем, чтобы совсем опозориться… – проворчал Марков, но Лисицын вдруг оживился.
– Точно! Погоду! Метель-то мы держать не обязаны! Давайте покажем ему солнце, пока он еще может по нему ориентироваться! А не он, так Женек, может, это сумеет!
– Ну что ж, это, конечно, выход, – согласился Марков. – Хотя, чтобы разогнать тучи, тоже нужно какое-то время. Но, наверное, пяти минут хватит, плюнем уж на естественность…
Его речь прервал очередной писк, раздавшийся одновременно ото всех компьютеров. Программисты и разработчики повскакивали со своих кресел и чуть ли не головами нырнули в экраны.
– Ничего себе! – воскликнул Щеткин. – Смотрите, смотрите, куда пошла!
Марков и без его указаний видел: болезная нейронная сеть главного персонажа с легкостью, как нож сквозь масло, пролезла через защиту мира симуляции и теперь деловито рассматривала карту Северного Полюса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.