
Полная версия
Записки Homo existier
27.01.01. По большому счету, мы все делаем только для себя. Даже любим для того, чтобы подольше сохранить объект любви, который либо возбуждает дремлющие в нас чувства, либо сам приносит и одаривает нас лавиной своей симпатии. Слова не призваны быть точными, они оцениваются по смыслу, охватывающему некоторую область. Люди общаются друг с другом при помощи слов, но если их смысловые области не имеют общих точек соприкосновения, они просто не поймут друг друга. Возвращаясь к тому, о чем я говорил выше, а именно к вопросу о реальности, я мог бы сказать, что слова соприкасаются с реальностью, может быть, в меньшей степени, чем руки человека. В Библии написано, что человек должен будет в поте лица своего добывать хлеб свой насущный. Обычно потеют от физической работы, и кто-то еще сказал, что человек должен пахнуть потом. Я хочу привести здесь слова О. Бальзака, взятые из книги Андре Моруа «Прометей, или жизнь Бальзака». В самом начале своих литературных «проб и ошибок», в письме к своей сестре, он писал: «Ах, сестра, как мучительна оборотная сторона славы! Черт побери, да здравствуют лавочники!.. Вот счастливцы! Впрочем, нет, они всю жизнь проводят, торгую мылом и швейцарским сыром! В таком случае долой лавочников! Да здравствуют литераторы»! Это как нельзя лучше характеризует двусмысленное положение, когда сомневаешься, что же ближе к истине: или жизнь, близко соприкасающаяся с материальным миром, или же жизнь опосредованная. Откуда же нам знать, что непосредственно, а что опосредованно?
03.02.07. В конце концов, приходится остановиться на чем-либо одном. Либо ты сочиняешь, либо становишься лавочником. Конечно, здесь скажут: не всякий лавочник может стать Бальзаком и наоборот. Бальзак пробовал стать издателем, но не получилось. Это не означает, что он не смог бы стать каким-нибудь коммерсантом. Скорее всего, дело здесь в другом. Его история развития больше подходила и больше подводила его к писательству. Его мысли и тело многие годы, частичка за частичкой, строили тот путь, который вел к одной цели. Чтобы стать лавочником, надо было вытравить из себя все надежды и все пути, которые могли еще навести на прежнюю стезю. Издателем на короткое время его сделал случай, временные трудности, временные колебания. Как знать, этот промежуток, может быть, еще больше подвинул его к первоначальному занятию, к первоначальной цели его жизни. Говоря об этом, можно обойтись без понятия предопределенности, потому что это предполагает наше намерение докопаться до основ. Но человеку не дано познать дно и познать небеса. Он может барахтаться где-то посередине и иногда тешить себя надеждой, что ему удалось увидеть дно, надежную опору. Это всего лишь самообман.
17.02.07. Я в полной мере доказал свою несостоятельность как человека, не способного справиться со своими пагубными привычками. Я бы сказал лучше, что я меньше времени уделяю работе и самоорганизации, чем всему тому, без чего можно обойтись. Я не могу вырваться из этого заколдованного круга. Сейчас мне захотелось было сказать, что бытовые или житейские обстоятельства сильнее меня. На это можно ответить словами некоего человека, который сказал, что неудачники (или вроде этого) жалуются на обстоятельства, а люди успешные преодолевают их. По-моему, смысл его высказывания именно таков. Но еще кто-то сказал следующее: если трудности меня не убили, то тем самым они сделали меня еще сильнее. Сколько бы мы ни говорили, нам не станет лучше. Слова, которые ты говоришь самому себе, не приносят особой пользы, так как они не подкреплены какими-нибудь весомыми фактами или делами. Бумажные деньги без золотого фонда – суть кусочки тщательно обрисованной бумаги. Когда ты вертишься по замкнутому кругу, усеянному одними голыми словами, тогда ты рискуешь сойти с ума. Слова человека должны подкрепляться действиями этого же человека, или его слова должны быть восприняты другими людьми, для того чтобы через них претворяться в действие.
12.03.07. Я давно уже забыл о своих фенологических наблюдениях. Скажу лишь, что зима была достаточно теплая, не в пример предыдущим годам. Она была не только теплая, но и приятно теплая. Такая зима особенно подходит людям, которые ведут здоровый образ жизни. Можно было ходить на лыжах, бегать или просто прогуливаться пешком. Наступившая весна еще более радует глаз. Мягкие солнечные дни сопровождают март уже с самого начала. Иногда падал медленный и пушистый снег, покрывая все кругом обворожительно нежным пухом.
Такова прелюдия. Говорят, что чувства субъективны, но можно ли предположить, что когда светит солнце, один воспринимает это как солнечную погоду, а другому кажется слишком пасмурно. Конечно же, нет. Солнце всегда воспринимается как солнце, если только человек здоров в общечеловеческом смысле этого слова. Другое дело, нравится ли тебе, когда светит солнце или, напротив, по душе пасмурный с моросящим дождем осенний день.
21.03.07. Иногда кажется, что ты пересыхаешь как колодец и чтобы снова появились силы, подобно воде в колодце, необходимо передохнуть. Это состояние можно описывать или на языке отдыха, то есть впитывания в себя или питательных веществ, или новых идей, или же на языке времени. Можно сказать, что для того чтобы появились новые силы, необходимо переждать, необходимо, чтобы протекло какое-то количество времени. Но это одно и то же. Правда, первый вариант более содержателен. Нельзя исключать также то, что при других обстоятельств язык времени может стать намного более проницательным и дальновидным.
19.04.07. Как видно, расстояния между отрывками все более и более увеличиваются. Говорить о том, чтобы писать каждый день уже не приходится. На самом деле получается, что я пишу примерно один раз в месяц и то лишь маленький кусочек. Я уже смирился с этим, так как взамен я получил кое какие пояснения насчет самого себя. Это – смирение через понимание. Обо всем, что ценно для меня или могло быть ценным, я уже писал для себя самого много лет тому назад. Прискорбно, что все это оставалось на словах. Я ограничивался первой стадией, без необходимой для этого дела практической завершенностью. Мой дух рождался нежизнеспособным. Теперь, накануне критического возраста, я почувствовал некоторые силы в себе, способные удержать меня от глупых поступков. Но было бы лучше, если бы я почувствовал в себе силы, которые смогли бы подвигнуть меня на какие-либо смелые и стоящие того предприятия. А то, что я понял, можно объяснить иссяканием сил, как это можно видеть на примере стариков и особенно старух, которые к концу жизни буквально метут своими подолами пороги церквей. Вряд ли хоть одна из них в молодости заходила в церковь. Но следует сказать, что многие в то же время несмотря ни на что остаются в прежнем состоянии и это состояние более чем желало бы изменения к лучшему. Поэтому, если не лукавить самому себе, мне очень повезло, что я понял, и самое главное, обрел в себе силы к тому, чтобы противостоять дальнейшему скатыванию по наклонной плоскости. Во мне смирилась глупая гордость, но в то же самое время я почувствовал некоторую обреченность, связанную как с моими недостатками, так и невозможностью извлечения из жизни в обществе тех естественных благ, которые были бы возможны, если бы не мои фатальные недостатки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.