
Полная версия
Авестийская традиция. Часть 2
Восьмая глава посвящена девятому и десятому векам Веры, завершающим
тысячелетие Заратуста. После горького плача по поводу анархии в Вере и правительстве – это относится к прибытию Китро-мехоно, «его расового дома», титула Пешйотано, сына Вистаспа и бессмертного правителя Кангдеза, который прибывает со 150 учениками, чтобы восстановить религию и уничтожить нечестивых, в том числе турецких демонов, арабов и церковного Шедаспо. На тридцатом году перед концом этого десятого тысячелетия рождается Аушедар, Проявитель Праведности, и совещается с архангелами в конце тысячелетия, когда солнце останавливается на десять дней и ночей.
Девятая глава описывает одиннадцатое тысячелетие, век Аушедара, принесшего много процветания и прогресса, которые продолжались до пятого века. Затем на семь лет появляется волшебник Махркус и производит ужасные зимы в течение четырех из них, в которых гибнет большая часть людей и животных, пока он сам не будет уничтожен Дахманом Африном. После этого ковчег Йима открывается, чтобы пополнить землю животными и людьми, которые затем начинают существовать за счет молока крупного рогатого скота, которого в изобилии. Ашавахисто вмешивается, чтобы уменьшить забой скота. В конце пятого века две трети иранцев стали праведниками, а в тридцатом году до конца одиннадцатого тысячелетия рождается Аушедар-мах, Разработчик Поклонения. Он совещается с архангелами в конце тысячелетия, когда солнце стоит неподвижно двадцать дней и ночей.
Десятая глава описывает двенадцатое тысячелетие, то есть Аушедар-мах, в течение которого человечество продолжает улучшаться, лучше обеспечено и имеет меньше нужды, в то время как смерть происходит только от старости и палача. В течение последних пятидесяти трех лет они перестают есть мясо и питаются овощами и молоком, которое последние три года они заменяют водой. Старый тиран Дахак вырывается на свободу, и приходится будить Кересаспо, чтобы поразить его. На тридцатом году до конца двенадцатого тысячелетия рождается Сошан, Победоносный Благодетель. Затем Кай-Хусро и его спутники прибывают, чтобы помочь ему, и солнце стоит неподвижно в течение тридцати дней и ночей.
Одинадцатая глава описывает, как Сошан и его помощники уничтожают все зло, оставшееся в мире, в течение пятидесяти семи лет, в то время как человечество существует семнадцать лет на овощах, тридцать лет на воде и десять лет на духовной пище. И по истечении этих пятидесяти семи лет Ахарман и демон уничтожаются, и происходит обновление для будущего существования.
Некоторые детали, описанные в книге седьмой, кратко упоминаются в книге пятой, где они предваряются сообщением об осаде Иерусалима Навуходоносором (Бухт-Нарсихом) при содействии Каи-Лохараспа, отца Вистаспа. За исключением этого рассказа об осаде, в котором евреи явно названы «собранием или племенем», и некоторых замечаний о том же самом «племени» в конце книги четвертой, все другие детали, которые упоминаются, имеют отношение только к иранцам. Большинство чисто иранских подробностей явно были получены из тех же источников, к которым обращался автор седьмой книги, то есть из пехлевийских версий «Спенда» и «Китрадад Насков».
Содержание Заратуст-намак Зад-спарама
Заратуст-намак Зад-спарама содержится во второй половине первой серии его Избраний, первая половина которых, являясь парафразом первой половины Бундахишна.
В двенадцатой главе Зад-спарам рассказывает о двух самых ранних легендах, относящихся к поклонению Мазде, которые он нашел в старых манускриптах.
Первая из них описывает появление архангела Спендармада, одетого в золотой священный пояс, при дворе царя Манускихара в 4281 году, за год до прихода Веры к Заратустре, когда он отправился на свою конференцию со священными существами.
Другая – легенда о воине Срито, седьмом брате, которого Кай-Ус послал убить быка, поселившегося на границе, угрожавшему ему за 300 лет до прихода Веры Заратуста.
Тринадцатая глава относится к нисхождению славы Заратуста на его мать при рождении и соединению его духовной и мирской природы. Также детализирует его генеалогию.
Четырнадцатая глава описывает попытки демонов уничтожить его во время рождения, когда Вохумано вошел в его мыслительные способности и заставил его смеяться от восторга и произнести одну из форм формулы Ахунааир.
Пятнадцатая глава повествует о пяти братьях Карап и их двоюродных братьях Аусихшах, которые произошли от демона Гнева и сестры царя Манускихара. А также о четырех братьях Заратуста, которые нигде больше не упоминаются.
Шестнадцатая глава подробно описывает попытки одного из карапов уничтожить Заратуста в младенчестве и способы его сохранения. Также объясняет, кем были Раг и Нодар.
В семнадцатой главе один из Карапов предсказывает будущий успех Заратуста.
В восемнадцатой главе отец обвиняет его в глупости и отводит к Карапу, чтобы он вылечился.
В девятнадцатой главе в дом отца Заратуста приходит вождь Карапов, которого приглашают освятить поставленную перед ним пищу. Заратуст возражает, и возникает ссора, которая так беспокоит Карапа, что он выходит из дома и падает замертво с лошади по дороге домой.
В двадцатой главе приводятся примеры праведных желаний Заратуста, его сострадательной помощи людям, переходящим реку вброд, его щедрого нрава, его отказа от мирских желаний, его жалости к собакам, его желания иметь красивую жену и его принятия прогресса даже от нечестивца в юности.
Двадцать первая глава повествует, что в возрасте тридцати лет, направляясь на праздник весны, он увидел в видении, что все человечество следует за Медиомой, его двоюродной сестрой, в его присутствии. Затем он направился к берегу реки Даитих и когда пересек четыре ее канала, то встретил Воумано, который привел его к собранию архангелов, где он получил наставления от Аухармазда и увидел всеведущую мудрость. Архангелы также подвергали его различным испытаниям.
Двадцать вторая глава относится к его конференциям с семью архангелами, каждая в отдельном месте и продолжавшихся более десяти лет.
В двадцать третьей главе Медиома обращается в конце этих десяти лет. Следующие два года уходят на обращение Вистаспа, в котором Заратусту помогают священные существа, и повествование заканчивается указанием дат нескольких других обращений, рождений и смертей. Но после своего трехсотлетия религия приходит в упадок, а монархия в смятение.
Эти повествования, по-видимому, являются единственными связанными утверждениями зороастрийской легенды, которые сохранились в пехлеви, и в основном произошли от сасанидской пехлевийской версии «Спенд Наск» с некоторыми вероятными дополнениями.
Основные детали, связанные с легендами о Заратусте
Основные детали, связанные с зороастрийскими легендами, отмеченные в других текстах Пехлеви и Пазанда, таковы:
Госурван сообщил о грядущем пришествии Заратуста.
Генеалогия и семья.
Краткий отчет о зороастризме, от сотворения до воскресения.
Жилище отца Заратуста, когда родился Заратуста, находилось на берегу реки Дареги.
Наличие огня в отцовском доме помешало 150 бесам погубить Заратуста, до его рождения.
Подробный отчет о рождении Заратуста.
Когда Заратуста впервые увидел архангелов, он подумал, что это архидемоны.
Всеведущая мудрость, временно дарованная Заратуста, и то, что он тогда увидел. Он видел душу Давана, мучимую в аду, за исключением одной ноги. Он также видел смертного с детьми и бессмертного без детей и предпочитал первое. И он увидел ужасное состояние души Кересаспа.
Совет Аухармазда Заратусту.
Демон Зависти (Ареш) беседует с Заратустом. Ахарман искушает Заратуста обещанием 2000-летнего владычества.
Заратуста приходит проповедовать царю Вистаспу. Архангелы помогают в обращении Вистаспа, а также в войне с Аргаспом. Религиозная война с Аргаспом.
Семьи Заратуста, Хвова и Вистаспа. О Фрашостаре и Гамаспе.
О Каи-Вистаспе, Фрашостаре, Порукасте, Гамаспе и Хутосе.
Брад-рухш, или Брадро-реш Тур, упоминается как губитель праведника.
Последние тысячелетия или события последних двух тысячелетий.
Воскресение.
Помимо частого появления имен главных действующих лиц в преданиях, в дошедшей до нас «Авесте» не так много ссылок на зороастрийские легенды. Это связано с тем, что три четверти текстов «Авесты», включая специально посвященных этим легендам Наскам, утеряны. Основные упоминания о них, которые до сих пор сохранились в Авесте, следующие:
Переход царской славы от правителя к правителю, от Хаошьянга к Кава- Хаосраве, от Заратустры к Кава-Вистапе и Саошьянту.
Ужас бесов при известии о рождении Заратуста.
Заратуста упоминается как сын Поурушаспы.
Веретрагна дает Заратуста силу, здоровье, бодрость и остроту зрения.
Ссылки на конференцию Заратуста с Ахура Маздой и его отказ от демонов.
Демоны пытаются уничтожить Заратуста и искушать его, но отталкиваются декламациями.
Заратуста беседует с Хаомой.
Судьба души после смерти, раскрытая Заратустой. Заратуста обучают различным заклинаниям.
Заратуста молится о том, чтобы обратить царицу Хутаосу.
Упоминания о битве с Арегад-аспой.
Ответ Заратусте Фрашаостре относительно ритуала.
Есть и другие упоминания о Кава-Вистаспе, Фрашаостре, Гамаспе, Поурукисте, Майдхьемау, Хаекадаспах, Спитамасе и Саошьянцах. И фраваши всех праведников получают почтение. Из неверующих Карапаны и Кави несколько раз упоминаются в «Гатах» и «Ястах», включая «Хом Яст». Усихш однажды в «Гатах».
В той мере, в какой эти ссылки в «Авесте» распространяются, они согласуются с пехлевийскими версиями легенд и иногда сообщают некоторые дополнительные подробности.
Таким образом, можем с уверенностью заключить, что эти пехлевийские версии представляют довольно полное представление о зороастрийских легендах, бытовавших в сасанидские времена.
«Зартуст-намах» содержит 1570 персидских двустиший, составленных Зартустом Бахрамом Пазду в городе Рай и законченных 12 августа 1278 года. Зартус Бахрам рассказывает, как жрец Раи по имени Кай-Каус, сын Каи-Хусро, показал ему старую рукопись Пехлеви рассказывая историю Зартуса, и предложил истолковать ее персидскими стихами для сведения других.
После упоминания деда и отца Заратуста, происходивших от царя Фредуна, рассказывается страшный сон его матери, в котором она видит себя атакованной дикими зверями, жаждущими погубить ее сына, который прогоняет их. Она рассказывает свой сон астрологу, который предрекает будущему ребенку прекрасную карьеру. Но этот сон является дополнением к пехлевийским текстам.
Ребенок рождается и смеется при рождении, вызывая восхищение у женщин и смятение у магов. Дурансарун, их вождь, приходит посмотреть на ребенка и пытается убить его кинжалом. Но его рука «сохнет, и волхвы уносят ребенка, который подвергается смерти от огня, волов, лошадей и волков, но все напрасно, так как его мать каждый раз приводит его домой целым и невредимым».
Затем другой маг по имени Бартаруш предсказывает, что Заратуста не может быть уничтожен и установит новую религию. И он повторяет это отцу ребенка, называя Густаспа своим будущим защитником.
Затем следует добавление, что он был доверен заботам старика по имени Барзинкарус, пока ему не исполнился седьмой год.
Тогда Дюрансарун и Бартаруш пошли вместе, чтобы увидеть его, и напрасно пробовали на нем свои магические искусства. Впоследствии, когда Заратуста был болен, Бартаруш снабжал его грязными снадобьями, но он бросал их на землю.
Затем следует рассказ о поклонении и преподавании «Авесты». Совещания с шестью архангелами более подробны и более ритуалистические.
Когда Заратуста возвращается на землю, его встречают демоны и маги, которые противостоят ему, но убиваются или рассеиваются произнесением авестийского текста.
Затем он идет ко двору царя Густаспа, где его гостеприимно принимает царь в окружении своих князей и мудрецов. С последними Заратуста вступает в спор и последовательно побеждает их всех. Это повторяется до тех пор, пока все ученые не будут побеждены в споре в течение трех дней подряд.
Затем Заратуста достает «Авесту» и «Занд» и читает главу. Царь не решается принять ее, пока не узнает об этом больше и Заратуста удаляется. Тем временем мудрецы составляют заговор, чтобы погубить Заратуста, спрятав, при попустительстве его привратника, много из нечистых вещей, используемых колдунами. На другой день, пока царь и Заратуста изучают «Авесту», мудрецы объявляют Заратуста колдуном; его дом обыскивают, а нечистоты приносят царю, который приходит в ярость и заключает Заратуста в тюрьму.
У царя был великолепный вороной конь, и когда Заратуста пробыл в тюрьме неделю, этот конь заболел и был найден с подтянутыми к брюху четырьмя ногами. Царь созвал своих мудрецов, но они не могли предложить никакого средства; так царь и все его люди весь день постились и плакали, тюремщик забыл отвезти Заратуста какой-либо еды до вечера, когда рассказал о состоянии вороного коня.
Заратуста просил тюремщика сообщить царю, что он может вылечить лошадь. И царь, услышав это на следующий день, отпускает Заратуста, который берется вернуть конечности лошади в их естественное состояние, получив четыре торжественных обещания, по одному на излечение каждой ноги. Три из этих обещаний заключаются в том, что царь, его сын Исфендьяр и царица должны принять его религию и никогда не оставлять ее. И четвертое обещание состоит в том, что ложное обвинение волхвов в колдовстве должно быть расследовано.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.