bannerbanner
До встречи в Вальхалле
До встречи в Вальхалле

Полная версия

До встречи в Вальхалле

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Она обернулась и окликнула детей. Точнее, это были уже далеко не дети. В комнате через несколько мгновений появились два статных воина, до ужаса похожих. Первый, что был повыше, покрепче и, видимо, постарше, представился Рагнаром. По широким плечам его спадали на спину длинные темно-рыжие, совсем как у Кэриты, волосы, забранные в хвост. На добродушном лице с острым носом и крепкими скулами сияла заразительная улыбка. В глазах горел веселый огонек. Такой же сиял и в глазах его брата, Ингвара. Тот был пониже ростом, худее, и волосы его были коротко острижены, но в остальном он был точной копией Рагнара. Он так же заразительно улыбался. Вендела не могла не улыбнуться им в ответ. Кэрита тут же бросилась на шею сначала к одному, потом к другому. Родные обменялись парой шуток.

Потом Хельга забрала Кэриту на кухню, а сыновей и гостью пригласила за стол. Вендела и братья уселись на отведенные места. Повисло неприятное, тяжелое молчание, и Вендела почувствовала себя немного неловко. Наконец, поборов смущение, она решила сама начать разговор.

– Кэрита много о вас говорила, – сказала она первое, что пришло в голову, в надежде, что сейчас кто-нибудь ее поддержит и они перейдут на более интересную тему.

– Кэрита вообще много говорит, – усмехнулся в ответ Ингвар.

Вендела тактично улыбнулась. Разговор стремительно иссяк, и снова вернулось то самое молчание. К счастью, уже через минуту вошла Кэрита и комната сразу оживилась.

– Ой, а вы знали, – она болтала, расставляя тарелки, – Сумарлитр говорит, лето жаркое будет. Как бы хорошо было! Солнышко, птички! Красота!

– А у тебя, Вендела, в деревне было жаркое лето? – С кухни вернулась и Хельга, держа в руках котелок, из которого валил ароматный пар.

Она поставила его на стол и ловкими, быстрыми движениями разложила кашу. Сначала гостье, потом сыновьям, затем дочери и себе. Вендела с грустью и непонятным чувством вины заметила, что самой Хельге досталось значительно меньше, чем остальным. Первым порывом души ее было отдать несчастной матери семейства свою порцию, но, подумав, Вендела как нельзя вовремя поняла, что такой жест мог оскорбить честь дома, и успокоилась.

– Да нет, не очень. Но немного теплее, думаю, чем здесь, – вздохнула Вендела.

Хельга кивнула. Никто больше ничего не говорил, и уставшие за день работники набросились на еду. Каша оказалась горячей и приятно жгла грудь. Она не была ни соленой, ни сладкой, почти совсем не имела вкуса, зато уже после нескольких ложек живот не сводило судорогой. Братья ели быстро, как будто их морили голодом целую неделю; Кэрита улыбалась чему-то своему и, не торопясь, отправляла в рот ложку за ложкой. Хельга смотрела на детей.

Здесь, в этой комнате, Венделе показалось, что она наконец поняла Кэриту. Поняла, что она много говорит, потому что ее никто не останавливает. И свой неиссякаемый позитив она тоже берет отсюда. Как и ее братья, подшучивавшие друг над другом и над сестрой в течение всего вечера. Потому что трудно без позитива, когда на ветхом столе одинокая каша, которую ели и на завтрак, и на ужин. Обеда не было. Когда стены почерневшие, когда рубашки в заплатках. Эти люди были семьей. Но не такой, как семья самой Венделы. Они учились делать радость из того, что увидели друг друга после тяжелого дня.

Вдруг в дверь постучали. К удивлению Венделы, в комнату робко заглянула маленькая головка Отталии.

– У вас гости, я не вовремя… я позже зайду.

– Нет-нет, проходи, дочка. – Хельга встала и пошла на кухню.

– Хельга, я не голодная, я поела дома! Не нужно, – остановила ее Отталиа, уже целиком появившаяся на пороге.

Венделе показалось, что Хельга облегченно вздохнула.

– Но ты посиди с нами, – Кэрита указала на свободное место во главе стола напротив хозяйки. – Обязательно посиди!

Отталиа села. Что-то неуловимо необычное было в ней в тот вечер, хотя она казалась такой же, что и всегда. С косой вокруг головы, в шерстяном платье. Но она светилась, как будто счастье наполняло ее зеленые глаза, алеющие губы, аккуратные жесты, движения. Всю без остатка. И Вендела никак не могла понять, из-за чего эта перемена.

Хельга за чем-то ушла в кухню, Ингвар подшучивал над сестрой. Про Венделу все и думать забыли, как будто она всегда сидела здесь и всегда была частью их семьи.

– Что ты? – вдруг тихо-тихо зашептал Рагнар, обращаясь к Отталии. – Зачем пришла? Я бы зашел за тобой!

Тут только Вендела заметила, что в нем тоже сияло счастье. В его глазах, губах, жестах, движениях.

– Да так, – пожала плечами в ответ Отталиа, – тебя увидеть хотела. А ты не рад?

– Что ты, что ты… – он взял ее руку.

Вендела посмотрела на Кэриту в надежде получить ответы. Та перехватила ее взгляд и еле слышно, одними губами прошептала:

– Они женятся. Ты не знала?

– Нет, первый раз слышу! – так же бесшумно ответила Вендела.

Она так удивилась, что, если бы жених и невеста нечаянно взглянули на нее, она не смогла бы скрыть эмоций и обязательно сказала что-нибудь ненужное. Но они были слишком увлечены каким-то своим разговором, чтобы обращать на нее внимание.

Вернулась Хельга. Рагнар сказал ей несколько слов, которых Вендела не расслышала, взял за руку Отталию и вышел.

– Мне тоже пора, наверное, – протянула Вендела, провожая пару взглядом через окно. – Темно уже совсем.

А в этой темноте они уходили, и Отталиа крепко держала Рагнара за руку. Она могла бы, наверное, без страха тогда упасть. И знала бы, что ее поймают. И пока он сжимал ее руку, она чувствовала себя в безопасности.

– Да, правда, темно. Тебя уже, наверное, ищут. Иди, – сказала Хельга, тоже останавливая взгляд на исчезающей в темноте паре. Она так и застыла со стопкой тарелок в руках.

Тем временем Кэрита обняла подругу, провожая. Вендела поблагодарила хозяев и пошла к двери.

– Спасибо тебе, – машинально отозвалась Хельга.

Она была здесь, но мысли ее были далеко. Прятались где-то в скалах у вика и тихо плакали, боясь побеспокоить уже такого взрослого старшего сына и его невесту. Вспоминали, как к этому же вику, к этому же берегу ходила и Хельга много лет назад под руку со статным, высоким воином, таким же рыжим и длинноволосым, как его сын. Как гуляла с ним по камням и смотрела полными счастья глазами на тот же блеск луны на воде, каким в эту самую секунду восхищались Отталиа и Рагнар. Вендела, заметив это и почувствовав, что она здесь лишняя, поспешила уйти. Кэрита крикнула ей вслед, чтобы заходила к ним почаще и передавала привет Бринхилд.

А дома Венделу уже искали. Фрейя отчитала ее как следует за то, что не сказала, куда идет. И Венделе стыдно было за эту выходку, но в то же время она была счастлива, слушая упреки, потому что если тебя кто-то ругает за поздние прогулки, значит, этому кому-то не все равно, есть ты дома или нет.

XX

– Отдайте, это мое!

Кэрита, маленькая пятилетняя девочка с двумя косами темно-рыжих волос, прыгала и кричала срывающимся голосом на деревенских мальчишек, только что отобравших ее куклу. Но что она могла сделать? Они уже совсем взрослые, им по семь лет, и их четверо. А она одна. Маленькая, беспомощная.

Она им ничего не сделала. Только вышла во двор и взяла с собой любимую куклу. Но лишь только она успела придумать интересную игру и утонула в мире кораблей, гаваней, крепостей и сражений, кукла взлетела в воздух, а только что родившийся мир был разрушен злым смешком.

– Отдайте, верните! – кричала Кэрита.

Уже щипало глаза. Руки тряслись. Ноги подкашивались. А мальчишки все не отдавали игрушку.

– И какие вы после этого воины? Где ваша честь? Одину и Тору не понравится ваше поведение! – Кэрита постаралась произнести это как можно равнодушнее и презрительнее, но, кажется, не вышло.

– Эй, отстаньте от нее!

И тут с небес донесся грозный голос. Как будто боги услышали ее. Кэрита уже готова была увидеть перед собой самого Тора, но это оказались лишь ее собственные братья. Впрочем, тоже рыжие и тоже сильные. Они храбро набросились на обидчиков девочки и, оставив им на память синяки, отобрали куклу. Теперь, когда мальчишки ушли, можно было просто плакать. Кэрита понимала, что все уже кончилось и плакать совсем необязательно, но слез за все мучительные несколько минут скопилось столько, что их уже невозможно было сдерживать. Братья обнимали ее и говорили что-то хорошее. Но остановиться было трудно. Тогда, разозлившись, Рагнар схватил ее за плечи и стал трясти. Так и тряс, пока она не пришла в себя. Вытирая рукавом щеки, она наконец посмотрела на своих спасителей.

– Спасибо… – пролепетала она растерянно.

Ингвар похлопал ее по плечу:

– Давай успокаивайся. Нечего реветь. Вот, смотри, что у меня есть.

Он протянул ей куклу. Кэрита, обняв игрушку, взглянула на братьев с благодарностью.

– Если тебя будет кто-то обижать, – серьезно произнес Рагнар, – мы всегда тебя защитим.

– Всегда-всегда?

– Конечно! – гордо улыбнулся Ингвар.

– А когда папа вернется, он будет меня защищать?

Они притихли. Ингвар с надеждой посмотрел на старшего брата. Рагнар наклонился и положил руку на плечо сестре.

– Кэрита, папа не вернется…

– Как? – она снова приготовилась плакать. – Он что, нас бросил?

– Нет, – отрезал Рагнар, и голос его сделался тверже металла. – Не смей говорить о нем так! Он бы никогда не бросил нас. Он отправился в Вальхаллу.

– В Вальхаллу? – переспросила Кэрита. – Как Сумарлитр рассказывает?

– Да, как Сумарлитр рассказывает, – Ингвар выпрямился, – в место, где воины отдыхают, пируют и сражаются.

– И что же? Я никогда больше его не увижу?.. – Кэрита опять заплакала.

– Ну почему никогда… – растерялся Рагнар, придумывая, что сказать. – Если ты будешь хорошей девочкой, вы с ним встретитесь в Вальхалле.

Но сестру было не остановить. Она плакала и плакала, и братья уже начали опасаться, что она затопит деревню.

– Вот что мы сделаем, – предложил Рагнар. – Представь, что мы с Ингваром вместо папы. Мы будем делать все, что делал папа, а ты будешь нас слушать, но пообещаешь всегда помнить папу.

Кэрита часто заморгала и шмыгнула носом.

– Обещаю…

– Ну, что делал папа? – бодро спросил Ингвар.

– Папа носил меня на руках…

– Легко!

Братья скрестили свои сильные большие руки и посадили на них сестру, приказав ей держаться за их плечи. Кэрита все еще всхлипывала, и пока она не успокоилась, Ингвар и Рагнар носили ее на руках по деревне. Все красные – им было тяжело – но они шли дальше, потому что слышали всхлипы сестры. Кэрита обняла их за шеи и постаралась не плакать. Она уже не очень хорошо помнила отца: он ушел на войну, когда ей было четыре года. Но в то утро ей было спокойно и уютно. Она знала, что братья держат ее, что они всегда будут рядом и будут защищать ее. Братья пошли быстрее, и Кэрита покрепче вцепилась в их плечи. Она засмеялась, подставляя непослушные волосы навстречу ветру.

Братья выполнили свое обещание. Они носили сестру на руках, целовали на ночь, играли с ней, выслушивали все ее бесконечные истории, отчитывали за плохое поведение и научили владеть оружием. Кэрита тоже сдержала слово. Она всегда слушала их и всю жизнь помнила папу.

XXI

Море. Большое, совсем бесконечное. И синее-синее, как колокольчики. Прозрачное такое, как будто до дна можно дотронуться рукой. Но оно далеко. И Венделе кажется, что она идет по воде, как по траве. Вода мягкая, прохладная, щекочет пятки. Мимо проплывают драккары, полные воинов. Викинги машут ей и будто совсем не удивляются. Она тоже не удивляется. Она смотрит в воду. Видит рыбок, плавающих между облаков. И ей ни капельки не страшно. Куда она идет? Это не важно. Но она почему-то твердо знает, что дойдет.

– Вендела! Вендела, проснись!

Она вздрогнула и открыла глаза. Над ней стояла Бринхилд со свечой в руке и дергала ее за плечо. Вендела сонно выглянула в окно. Ночь.

– Бринхилд, что случилось? Темно же…

– Ну и что? Там на берегу уже, наверное, костер разожгли! Вставай, соня! Ты же не хочешь пропустить все веселье?

Вендела непонимающе похлопала глазами:

– Какое веселье? И зачем вставать?..

Бринхилд закатила глаза.

– Одевайся, я по дороге расскажу. И надень что-нибудь красивое, праздник все-таки.

Вендела умылась, выбрала платье и заплела волосы. Сама Бринхилд, как всегда, была в кожаных штанах и длинной рубашке, затянутой широким кожаным поясом на талии. Ничего не меняется.

– Я готова, пойдем, – все еще сонно пробормотала Вендела.

– Стой, – Бринхилд потянула ее за рукав и подвела к комоду. На нем стояло несколько горшочков с кисточками. Бринхилд велела сестре закрыть глаза и намазала чем-то ее лицо, а потом вложила что-то ей в руку.

– Смотри.

Вендела подняла зеркало. Она уже видела такие здесь и не удивлялась бы своему отражению, если бы в нем остались хоть какие-то знакомые черты. Но на этот раз на нее смотрела совсем другая девушка. С черными по контуру выразительными глазами. Взгляд у нее серьезный, холодный и немного враждебный. Но Венделе нравилась эта перемена. Так она была похожа на настоящую воительницу.

Бринхилд вышла. Вендела последовала за ней. В коридоре сестер уже ждал Хэльвард со свечой. Он окинул Венделу внимательным, как всегда, суровым взглядом, но ничего не сказал. Очень тихо, чтобы не разбудить родителей, брат и сестры вышли на улицу. Все еще при огнях свечей они брели по пустой, спящей деревне. Вендела тихо и послушно шла за Бринхилд. Она слышала шаги Хэльварда за спиной. Почему-то было страшно.

– Смотри. Видишь? – раздался в оглушающей, пугающей тишине голос Бринхилд. Она указывала куда-то в небо.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Здесь и далее значения слов, связанных со скандинавским бытом и мифологией, см. в словаре (в конце книги).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5