
Полная версия
Всемирная история. Том 3. История Сицилии, Карфагена и Евреев
Война разгоралась все сильнее; римляне с тремястами шестьюдесятью кораблями дали бой вражескому флоту из двухсот судов у берегов Сицилии. Победоносная римская армия захватила сто четырнадцать кораблей, а затем отправилась освобождать в Клыпею две тысячи солдат Регула, которые там укрылись.
Но эта триумфальная армия, возвращаясь в Италию, была почти полностью уничтожена штормом.
Вскоре после этого Гасдрубал атаковал в Сицилии сухопутную армию римлян; его поражение было полным, и у него убили сто сорок слонов. Эта потеря ослабила Карфаген и укрепила надежды Рима. Его легионы атаковали в Сицилии Лилибей, самое укрепленное владение врагов. Имилькон командовал там десятью тысячами человек. Ганнибал, сын Гамилькара, привел ему подкрепления из Африки. После нескольких неудачных попыток римские осадные машины были сожжены, и осада превратилась в блокаду.
Народ Рима, упорный в своей ненависти, с энтузиазмом записывался в армию для Сицилии. Консул Клавдий Пульхр хотел атаковать ночью вражеский флот near Дрепана11. Адгербал предупредил его, не дал ему времени построиться в боевой порядок, разгромил его и захватил девяносто три корабля. Консул спас только тридцать кораблей от этого поражения. Его коллега Юний, еще более неудачливый, увидел, как весь его флот был уничтожен; высадившись затем в Сицилии с небольшими силами, он захватил город Эрикс и оставался там два года, блокированный врагом.
В течение пяти лет успехи были переменными с обеих сторон; наконец Рим предпринял чрезвычайные усилия и вывел в море двести кораблей под командованием консула Лутация. Карфагенский флот находился у берегов Африки; Лутаций продвинулся в Сицилии и осадил Лилибей12. Ганнон привел африканский флот близ Дрепана. Два флота встретились у берегов небольшого острова под названием Эгуза. Римляне усиленно тренировались в надежде отомстить за свои поражения; Карфаген, господствовавший на море в течение пяти лет, погрузился в ложное чувство безопасности и пренебрег своим флотом. Его экипажи состояли из новобранцев, наемников-иностранцев, лишенных мужества и подготовки. Они не выдержали первого натиска римлян; пятьдесят их кораблей погибли, пятьдесят были захвачены; Лутаций взял в плен десять тысяч человек и присоединил свои войска к тем, что осаждали Лилибей. Карфаген, истощенный этим поражением, приказал Барке, командовавшему в Сицилии, предложить условия для завершения войны.
Лутаций не последовал опрометчивой гордости Регула; он благосклонно принял предложения врага. Его поведение было одобрено в Риме, граждане которого были почти так же изнурены, как и их противники, и они заключили мир на следующих условиях, продиктованных консулом: «Если римский народ одобрит, между Римом и Карфагеном будет дружба на следующих условиях: карфагеняне эвакуируют Сицилию, не будут вести войну против Гиерона и не поднимут оружия против сиракузян или их союзников. Они вернут римлянам всех пленных без выкупа; они выплатят им в течение двадцати лет две тысячи двести эвбейских талантов серебра».
Рим, одобрив суть договора, сократил срок выплаты до десяти лет, добавил тысячу талантов к дани и потребовал, чтобы карфагеняне эвакуировали все острова, расположенные между Сицилией и Италией.13
Глава IV. Вторая Пуническая война
В первой Пунической войне Рим и Карфаген изучили друг друга; они испытали свои силы. Во второй войне они знали друг друга в совершенстве и ненавидели еще сильнее. Ревность стала причиной первой войны, а ненависть – второй. Сначала оружие взяли, чтобы оспаривать пальму славы, свободу морей и некоторые владения; затем сражались, чтобы уничтожить друг друга. Победители всегда игнорируют необходимость умеренности; они забывают, что любой унизительный мир – это оскорбление, за которое хочется отомстить, обманчивое перемирие, которое стремятся разорвать, и что отчаяние угнетенного врага часто готовит величайшие опасности для того, кто несправедливо его унизил.
Карфаген сожалел о потере Сицилии; его наемные солдаты, покидая знамена, перешли в Италию, уговорили римлян захватить Сардинию и облегчили им это. Карфагеняне, истощенные, не смогли отомстить за это новое оскорбление. Они были вынуждены согласиться на этот последний грабеж. Чтобы компенсировать столь большие потери, ожидая момента для мести, они направили свои силы и амбиции в Иберию.
Гамилькар Барка, усмирив волнения в Африке и подавив восстание нумидийцев, повел армию в Испанию и успешно сражался. Этот человек, знаменитый в Африке своими подвигами, твердый в командовании, обладающий великим мужеством и исключительной осмотрительностью, грозный в боях, мягкий после победы, умелый в советах, искусный в политике, объединял в себе все качества великого полководца и умелого государственного деятеля. Неумолимый враг римлян, он заставил своего сына Ганнибала, в возрасте девяти лет, поклясться у алтаря вечной ненависти к Риму; и никогда человек не держал свою клятву так твердо.
Этот великий полководец, воспитывая сына своими уроками и примерами, за короткое время силой оружия завоевал всю часть Испании, расположенную между морем и Эбро, и полностью подчинил ее своей стране благодаря мягкости своего управления. После долгих успехов он нашел смерть, достойную своей жизни, и погиб славно в битве, которая в последний раз увенчала его пальмами победы.
Гасдрубал, его зять, сменил его; и чтобы укрепить свои завоевания, он построил на южном побережье Новый Карфаген, ныне называемый Картахена, который благодаря своему положению и торговле стал одним из важнейших городов Европы.
Рим смотрел на эти успехи с завистью: он взялся бы за оружие, чтобы отобрать полуостров у своего соперника; но страх перед галлами, которые угрожали ему, остановил его. Он предпочел переговоры вместо сражений, удовлетворился ограничением завоеваний, которые не осмеливался отнять, и заключил с Гасдрубалом договор, запрещающий карфагенянам продвигаться за Эбро.
Гасдрубал, продолжая свои успехи, подчинил все народы, находившиеся между морем и рекой. После восьми лет побед он погиб, убитый галлом14. За три года до своей смерти он попросил прислать к нему своего зятя Ганнибала, которому тогда было двадцать два года.
В то время в Карфагене господствовала олигархия; семьи Ганнона, Имилькона, Магона, Бомилькара, Адгербала, Гамилькара и Гасдрубала пользовались наибольшим влиянием. Эта олигархия разделилась на две фракции; фракция Гамилькара и Ганнибала называлась Баркидской; другая фракция возглавлялась Ганноном. Первая была амбициозной, вторая – миролюбивой. Подвиги Гамилькара и Гасдрубала придавали блеск их партии, которая постоянно планировала новые завоевания. Фракция Ганнона хотела укрепить мощь Карфагена через мир и расширить ее через торговлю, и она выступила против отправки Ганнибала в Испанию: Ганнон горячо представил сенату опасность доверить армию молодому человеку, пылкому, как Пирр, властному, как его отец, и поклявшемуся в мирное время вечной войной с Римом. Он считал этот кипучий гений горячей искрой, которая вскоре должна была вызвать огромный пожар.
Несмотря на эти возражения, Баркидская фракция одержала верх, и Ганнибал отправился в Испанию. Солдаты, восхищенные, думали, что снова видят великого Гамилькара; они нашли в нем те же черты, ту же энергию, ту же отвагу, то же присутствие духа, более обширный гений, плодотворный и гибкий талант, энергичный и хитрый, способный побеждать как смелостью, так и уловками.
Он с отличием провел три кампании под руководством Гасдрубала; после смерти этого полководца народ и армия, несмотря на сопротивление его соперников, вручили ему командование15. (Корнелий Непот даже утверждает, что, не считаясь с его молодостью, его назначили суффетом или царем.)
Достигнув этой должности, Италия постоянно была целью его тайных помыслов. Он завоевал несколько городов в Испании; его амбиции вызвали страх у всех народов этой страны. Они объединились против него и выставили против его доблести армию в сто тысяч человек. Несмотря на численное превосходство врага, он разбил их в открытом бою и после победы приложил все усилия, чтобы завоевать расположение граждан, союзников и покоренных народов с помощью милостей и щедрых даров, стремясь обеспечить спокойное осуществление своих великих замыслов благодаря этой мудрой политике.
Договор, заключенный с Римом, не мог остановить этого честолюбивого гения, который искал лишь повода, чтобы нарушить его. Он дерзко осадил Сагунт, город, расположенный за Эбро. Сагунтинцы призвали на помощь Рим. Тот немедленно отправил послов, чтобы воспрепятствовать нарушению мира. Ганнибал отказался их выслушать; они не были лучше приняты и в Карфагене, несмотря на увещевания Ганнона, который тщетно пытался указать на несправедливость и опасность подобной агрессии. Сагунт, доведенный до крайности, капитулировал: но Ганнибал предложил такие унизительные условия, что сенаторы предпочли смерть позору их принятия. Не слушая никого, кроме своего отчаяния, они соорудили костер на городской площади, бросили туда свои богатства, государственную казну и сами бросились в пламя, которое быстро охватило весь город. В тот же момент башня, разрушенная таранами Ганнибала, рухнула, карфагеняне ворвались через пролом, захватили город, перебили всех, кто носил оружие, и спасли от огня огромную добычу.
Ганнибал не оставил себе ничего из добычи, но умело использовал ее, чтобы поднять боевой дух солдат и усилить влияние своей фракции в Карфагене.
Весть об этом бедствии вызвала смятение в Риме. Возмущение столь дерзкой атакой, нарушившей договоры, стыд за то, что верные союзники погибли без помощи, страх перед гением и замыслами Ганнибала – все это разожгло древнюю ненависть с новой силой. Народ взволновался, собрался на площади, сенат созвал заседание; звучали самые гневные речи, и было единогласно решено немедленно отправить послов, чтобы потребовать у Карфагена официального ответа, был ли разрушение Сагунта санкционировано им, и потребовать в качестве возмещения выдачи Ганнибала римлянам.
Карфагенский сенат, следуя своему обычаю, хотел затянуть время, дать уклончивый ответ на четкие обвинения и противопоставить пуническую хитрость римской гордости. Фабий, посол Рима, показав тогда край своей тоги, который держал сложенным в руках, сказал: «Я принес сюда мир или войну, выбирайте». – «Выбирайте сами», – ответили ему. – «Тогда я объявляю вам войну», – сказал он, встряхнув тогой, – «и она будет ужасной». – «Мы принимаем ее с радостью и будем вести ее так же», – воскликнули все сенаторы.
Так был нарушен мир в 3787 году от сотворения мира, в 217 году до Рождества Христова, в 531 году от основания Рима и в 629 году от основания Карфагена. Он длился двадцать четыре года; Ганнибалу тогда было двадцать шесть лет.
Прежде чем приступить к осуществлению грандиозного замысла, который этот великий полководец вынашивал с юных лет, он отправил испанских солдат из своей армии в Африку, а африканских вызвал в Испанию, надеясь, что вдали от родины они будут более покорны. По его приказу сорок тысяч человек охраняли Африку; пятнадцать тысяч – провинции Испании; шестьдесят кораблей защищали побережье. Он принес в Кадисе жертву Гераклу, а затем двинулся, чтобы завершить самое дерзкое предприятие, которое когда-либо задумывал смертный, – пересечь Испанию, Галлию и перейти через Альпы, чтобы вторгнуться в Италию.
Он выступил из Картахены, находящейся в ста десяти лье от Эбро. Его армия состояла из ста тысяч пехотинцев, двенадцати тысяч всадников и сорока слонов. Он разбил все народы и завоевал все земли за Эбро вплоть до Эмпориума, небольшого приморского города у Пиренеев, который отделяет Испанию от Галлии и находится в восьмидесяти лье от Эбро. Он оставил Ганнона с одиннадцатью тысячами человек в этой части Испании, которую только что покорил. Перейдя затем Пиренеи, он двинулся к Роне с пятьюдесятью тысячами пехотинцев, девятью тысячами всадников и шестнадцатью слонами.
Галлы, расположившиеся на другом берегу реки, преградили ему путь. Ганнибал, узнав об их намерениях, за два дня до этого отправил Ганнона, сына Бомилькара, с отрядом войск, чтобы перейти Рону немного выше по течению, в менее охраняемом месте. Его приказ был выполнен. Затем он появился на берегу реки. Одни переправлялись на лодках, другие вплавь, пехота – на плотах или в выдолбленных стволах деревьев; несколько больших лодок, выстроенных и связанных вместе, сдерживали течение. Галлы, стоявшие на другом берегу, кричали, били в щиты, метали копья и подбадривали друг друга к бою. Но вдруг они заметили на вершинах гор вражеский отряд – войско Ганнона, которое подожгло их лагерь и двинулось на них. Атакованные с фронта и с тыла, они пришли в замешательство, потеряли мужество и обратились в бегство. Освободившись от всех препятствий, армия Ганнибала спокойно переправилась через реку; слоны перешли позже на больших плотах, покрытых землей, чтобы животные не заметили, что покидают берег.
Тем временем два консула, Сципион и Семпроний, выступили с двумя армиями, одна из которых была направлена в Испанию, а другая – в Сицилию. Семпроний должен был отплыть из Лилибея и атаковать Африку; Сципион планировал взять корабли в Марселе, чтобы переправить свои войска в Испанию, где он надеялся застать Ганнибала. К его удивлению, он узнал, что враг, опередив его замыслы быстрым маршем, приближается к Роне, и он отправил триста всадников для разведки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
1 3524 год от сотворения мира. – 480 год до Рождества Христова.
2
3666 год от сотворения мира.
3
3720 год от сотворения мира.
4
3592 год от сотворения мира. – 412 год до н.э. – 336 год от основания Рима. – 434 год от основания Карфагена.
5
404 год до н.э. – 444 год от основания Карфагена. – 346 год от основания Рима.
6
Год мира 3656. – До Рождества Христова 348. – От основания Карфагена 498. – От основания Рима 400.
7
Год мира 3685. – До Рождества Христова 319. – От основания Рима 429. – От основания Карфагена 527.
8
Год мира 3727. – До Рождества Христова 277. – От основания Карфагена 569. – От основания Рима 471.
9
3749 год от сотворения мира. – 255 год до Рождества Христова.
10
3755 год от сотворения мира. – 249 год до Рождества Христова.
11
3756 год от сотворения мира. – 500 год от основания Рима.
12
3763 год от сотворения мира. – 507 год от основания Рима.
13
3763 год от сотворения мира. – 241 год до Рождества Христова. – 605 год от основания Карфагена. – 507 год от основания Рима.
14
Год мира 3776. – Год Рима 520.
15
Год Карфагена 626. – Год Рима 528.