bannerbanner
Неокантианство. Десятый том. Сборник эссе, статей, текстов книг
Неокантианство. Десятый том. Сборник эссе, статей, текстов книг

Полная версия

Неокантианство. Десятый том. Сборник эссе, статей, текстов книг

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8

Помимо эпистемологии, Баух уделял особое внимание этическим проблемам. В этике он также стоит на кантовской почве, но именно в этой области он самостоятельно выводит развитие мысли за пределы этапа, достигнутого Кантом. Он принимает общее учение Канта о категорическом императиве и защищает кантовскую этику от обвинений в пустом формализме. В любом случае этика может быть освобождена от этих недостатков и на почве критики. Необходимо лишь осознать значение гипотетических императивов, которые Кант, по общему признанию, не признавал. Тот факт, что в сознании долга тоже есть ошибки, показывает, что императив долга – это только одна сторона, а не весь моральный закон. Существуют и другие нравственные законы. Они вытекают из системы культурных ценностей, которые, как ни странно, Кант не признавал в их ценностном характере, а ошибочно трактовал их как просто «мелкие удовольствия и наслаждения». Эти культурные ценности и составляют содержание гипотетических императивов. Обязательства человека в этом направлении определяются его индивидуальностью, поэтому второй тип основного морального закона также имеет свои границы и смыслы в отношении возможности его исполнения в индивидуальности человека. Поэтому «что» нравственной заповеди субъективно различно для каждого человека. Реализация культурных ценностей возможна только в историческом обществе; ее предпосылкой является дифференциация по правам и обязанностям. «Завершенная демократия была бы также концом подлинной истории и культуры». В своей глубинной сущности право – это право на исполнение своего долга. Его реализация возможна только через власть. Политика – это всегда политика власти. Но она оправдана лишь постольку, поскольку является исполнением закона. Однако в настоящее время все ценности стали чужды политике.

Под сильным влиянием Виндельбанда находился также Фридрих (бывший Фриц) Нейф, родившийся в Штутгарте в 1887 г., вначале ботаник. «Gesetz und Geschichte», Tübingen 1917; «Kausalität und Originalität», Tübingen 1918. В своей работе «Prolegoma zu einer Kosmologie» Нееф стремится к такому взгляду на реальность, который подчеркивает взаимное «соответствие» вещей друг другу. Это существует и в неорганической природе, в которой отсутствуют «органы». Таким образом, преодолевается разрыв между неорганической и органической природой. При соответствующих обстоятельствах первозданные атомы должны были бы в дополнение к неорганической природе обрести органическую законность. Что касается понятия телеологического, то в данном случае Нейф полностью придерживается кантовской точки зрения. Целеустремленность должна быть не свойством вещи, а лишь принципом рефлексивного суждения. Поэтому он резко выступает против Дриша. В отличие от Риккерта, Нейф опровергает отождествление истории культуры с историей как таковой. Природа тоже имеет свою историю и тоже познает новое.

Отношения Риккерта с Виндельбандом столь же близки, как у Наторпа с Когеном. Родился в Гданьске как сын политика Риккерта, в 1891 г. был приват-доцентом во Фрайбурге, в 1894 г. – доцентом, в 1915 г. – полным профессором, в 1915 г. получил назначение в Гейдельберг. В юности на него оказали влияние Виндельбанд, Бергманн, Риель, Шюппе, Зигварт, Фолькельт, в более зрелые годы – Юккен, Гуссерль (ноэзис и ноэма), Мейнонг (объективное), Мюнстерберг (философия ценностей), Наторп, Рехмке, Зиммель. Полного совпадения взглядов с Виндельбандом не наблюдается. Сам Риккерт характеризует это различие тем, что Виндельбанд для него слишком психологичен и метафизичен. По сравнению с ним Риккерт – гораздо более систематический ум. Его «Система философии» – одно из главных систематических достижений современности.

Свою общую эпистемологическую позицию Риккерт развил в проницательном сочинении «Предмет знания». Основной проблемой эпистемологии является проблема трансценденции, т.е. вопрос о реальности, независимой от сознания. Однако, по мнению Риккерта, проблема трансцендентности относится не к индивиду, а к тому, что он называет, используя кантовское выражение, «сознанием вообще». Это сознание вообще – то, что остается, если отбросить все содержание сознания. Это «безымянное, общее, безличное сознание», «единственное, что никогда не может стать объектом, содержанием сознания». По мнению Риккерта, вне этого сознания вообще нет никакого бытия, все, что существует, находится внутри сознания. Риккерт не отвергает наивный реализм, рассматривающий пространственно-временной мир как независимый от человека. «Тот, кто считает, что эпистемологический идеализм сомневается в существовании пространственно окружающего нас внешнего мира, еще ничего не понял в этой доктрине» (стр. 30f). Только в этом наивный реализм требует поправки: надо добавить, что все бытие есть бытие в сознании. Точка зрения, согласно которой чувственный мир есть лишь видимость другого мира, отвергается Риккертом. Проблема природы познания решается им, как и Виндельбандом, путем обращения к понятию ценности (ought).

Всякое познание как суждение – это не безразличное наблюдение, а утверждение или отрицание. Это, однако, означает одобрение или неодобрение, т.е. позицию в отношении той или иной ценности, поскольку одобрение и неодобрение имеют смысл только в отношении ценностей: отрицание того, что истина есть ценность, в отношении которой мы занимаем выжидательную позицию, представляется Риккерту «непостижимым» («Философия жизни», с. 187). Определяющим фактором здесь всегда является чувство удовольствия и неудовольствия. В этой измененной концепции познания вопрос о соответствии между мышлением и бытием заменяется проблемой не того, что представляется, а того, что признается или отвергается в суждении.

Исходя из этого, общезначимость суждения предполагает существование вневременных ценностей. Это единственная трансцендентность сознания, которую признает Риккерт. Вера в них отличает логическое суждение от простого гедонистического одобрения или неодобрения. В суждении мы чувствуем себя обязанными одобрить или не одобрить определенным образом. Однако не следует путать эту необходимость суждения с психологическим принуждением, которое порождает утверждение. Скорее, это обязанность, с которой мы сталкиваемся. Правильное суждение означает суждение, которое судит так, как оно должно судить: «Суждение должно быть вынесено потому, что оно должно быть вынесено, а не потому, что оно говорит о том, что есть на самом деле» (с. 178). Соответственно, Риккерт переворачивает и понятие реального. Суждения истинны не потому, что они говорят о том, что реально, но мы называем реальным то, что должно быть признано реальным с помощью суждений. «Понятие реального в конечном счете предстает как понятие ценности». Свою точку зрения Риккерт называет трансцендентальным идеализмом; идеализм: потому что он предполагает только бытие, данное в воображении; трансцендентальный: в отличие от субъективного идеализма и в силу логического приоритета должного над сущим.

В трактате «Два пути эпистемологии» (Zwei Wege der Erkenntnistheorie) Риккерт предпринял уточнение и более точное развитие своей теории познания, фактически не меняя своей точки зрения, путем переработки предложений, полученных от Гуссерля, Мейнонга и Липпс. Наиболее важным аспектом является более четкое разграничение понятий «должное» и «ценность». Ценность действительна (она не существует в действительности, это «небытие») сама по себе. Она покоится в самой себе. В ought она соотносится с субъектом, от которого требует подчинения. Далее в трактате «О понятии философии» была набросана обобщающая картина задачи философии с новой, уточненной точки зрения. Риккерт выделяет три сферы бытия: 1. мир реальностей; 2. царство ценностей. Это не актуальные реальности. Например, ценность произведения искусства – это не что-то реальное, как холст и краски. Не совпадает ценность и с психическим актом оценивания. Способ бытия ценностей – это способ бытия действительного (ср. Лотце).

Реальные аспекты мира, как физические, так и духовные, являются достоянием отдельных позитивных наук, которые полностью разделили их между собой. Задача философии – исследовать сферу ценностей, для чего она вступает в отношения с науками о культуре, которые занимаются эмпирически существующей ценностной жизнью человека. Задача философии – установить сами абсолютные культурные ценности. При этом она должна избегать опасностей как психологизма, так и историзма. Однако у философии есть и другая задача: она должна связать между собой эти два царства – реальности и ценностей. Риккерт находит связующее среднее звено в актах оценивания. Акты оценивания – это только высказывания об абсолютных ценностях, что принципиально отличает их от всех других событий. Эту сущность оценки Риккерт называет ее «смыслом». Таким образом, наряду с царствами реальности и ценности возникает третье новое царство – «царство смысла». Именно оно является тем искомым звеном, которое объединяет первые два царства. «С одной стороны, смысл, которым обладает акт оценивания, не является психическим бытием, а указывает за его пределы на ценности. С другой стороны, он также не является ценностью, поскольку указывает только на ценности. Будучи третьей сферой, он связывает две другие отдельные сферы друг с другом именно благодаря своему промежуточному положению. Соответственно, интерпретация смысла (как называет Риккерт озабоченность ценностями) – это не определение бытия и не просто понимание ценности, а схватывание предмета с точки зрения его значимости для ценности, его концепция как высказывания о действительном».

Если Виндельбанд уже пытался перенести принципы неокантианской эпистемологии на исторические науки, то Риккерт продолжает это масштабное начинание. Он отказывается от привычного деления наук на естественные и гуманитарные. Не объект, а метод должен быть положен в основу разделения. Естественные науки ориентированы на общее, на закон. Частный случай интересует его только как средство нахождения общего закона, под который он подпадает. История, напротив, занимается именно частным случаем как таковым, например, Наполлеон I, эпоха Возрождения и т. д. Материальный контраст между этими двумя областями знания существует лишь постольку, поскольку «из общей реальности выделяется ряд вещей и событий, имеющих для нас особое значение и важность», и именно их историк делает предметом исследования. Ибо это происходит не с каждым объектом, а только с теми, которые этого заслуживают, т.е. с теми, которые сами являются культурными ценностями или связаны с ними. Историк производит отбор из исторических фактов. Принципом отбора является понятие культуры. «Именно через ценности, которые примыкают к культуре, конституируется понятие репрезентируемой исторической индивидуальности». Таким образом, процедура историка носит ценностный характер. События, не имеющие такого ценностного отношения, не важны и игнорируются. Тем не менее сам историк не должен выносить никаких ценностных суждений. «Истинность ценности никогда не является проблемой для истории, но ценности становятся предметом рассмотрения лишь постольку, поскольку они фактически оцениваются субъектами и, следовательно, определенные объекты фактически рассматриваются как блага». «Таким образом, историк как историк не может решить, способствовала или вредила Французская революция Франции или Европе. С другой стороны, ни у кого из историков не возникнет сомнений в том, что события, обобщенные под этим названием, были значительными и важными для культурного развития Франции и Европы и что поэтому они должны быть включены в их индивидуальность как существенные в изложении европейской истории.»

Таким образом, история везде зависит от понятия культуры, а значит, сама собой приводит к требованию такой же общей науки о нормах, которая является центральной задачей философии. Риккерт реализует эти взгляды с предельной последовательностью, так что он отрицает характер расширенных позитивных дисциплин как реальных наук и принимает их только как донаучные собрания материала, например, изучение отдельных небесных тел как индивидов и отдельных областей географии. Индивидуальное изучение Луны, например, «объясняется или интересом к нашей доброй Луне, которая как индивидуум играет роль в жизни большинства людей, и тогда этот интерес и вытекающее из него ценностное отношение совсем не научны, или же, как в подробных картах Луны, как в отдельных географических представлениях, имеется только научный материал, который еще ждет дальнейшей понятийной обработки, и только мысль об этой обработке сделала индивидуальность Луны важной». «Пока географические факты не имеют никакого отношения к истории в широком смысле этого слова или к обобщающим теориям, в них можно видеть только коллекции материала, которые делаются потому, что установление этих фактов может когда-нибудь стать исторически или научно важным».

Книга Риккерта «Философия жизни» значительно более полемична. В ней с большой резкостью и даже сарказмом выступает против антисистематической, иррационалистической философии, начатой Бергсоном, которого он справедливо защищает от обвинений в плагиате, Ницше, Джемсом, Зиммелем, Дильтеем, Шелером и другими. Он рассматривает ее как самое распространенное философское течение современности, простое «увлечение». Философия жизни не имеет четких принципов, поэтому она не годится для научного отображения реальности. В ней смешаны интуитивистские и биологизаторские элементы. Философия – это не жизнь, а размышления о жизни. Философия жизни «либо остается со всеобъемлющим, но бессмысленным понятием опыта, либо ограничивается той частью мира, которую она не в состоянии мыслить так, чтобы ее можно было поставить на место Вселенной». (стр. 143). «Модная философия жизни иногда превращается в болото жизни, и в нем тогда остаются только лягушачьи перспективы». (стр. 155) Риккерт всегда оставался противником метафизики. Пока гений не создаст новую «критическую метафизику», он считает ее эпигонством.

В последнее время Риккерт начал представлять свою философию в виде всеобъемлющей системы. В отличие от старых систем, в основе которых лежит общая картина реальности, философия, по его мнению, не должна иметь дело с конкретной реальностью, поскольку она разделена между отдельными науками. Ее задача – всестороннее рассмотрение отношений между тремя царствами и конкретной реальностью, ценностью как трансцендентным смыслом и имманентным смыслом, для которых со стороны человека существуют три способа использования: объяснение, понимание и интерпретация. Третью сферу Риккерт называет «передним миром», а науку о нем – «профизикой». Для него витализм – это «леденящий душу пример субъективизирующего взгляда на реальность». Примечательно, что Риккерт приблизился к точке зрения Наторпа в том смысле, что теперь он также выделяет из реальности познания перерабатываемое в ней мышлением глубинное эмпирическое содержание, которое он называет «абсолютно реальным», «эмпирической реальностью», простым «материалом» познания, не вдаваясь, однако, в подробности этого «реального» и его способа бытия. Как и Мюнстерберг, Риккерт относит к этой сфере и свободу. Риккерт рассматривает реальность как бесконечную. Особенность неокантианской точки зрения приводит к следующему выводу: «Тотальность реальности есть нечто нереальное, впервые реализуемое в том смысле, что как тотальность она принадлежит к тому, что действительно, т.е. образует ценность». «Реальное обусловлено нереальным или действительным». «Короче говоря, без нереального нет реального, без действительного нет реального бытия в целом». Таков итог обсуждения концепции тотальности реальности как проблемы». Риккерт не затрагивает проблему, ставшую актуальной благодаря Эйнштейну, – не является ли мир кРиккерт делает значительный шаг вперед в системе ценностей, указывая на существование в человеческом сосуществовании, особенно в семье, сферы ценностей, не относящихся к сфере обязательных ценностей. Риккерт делит область религиозных ценностей на две сферы. В каждой сфере существует определенная «ценность», реализация которой представляет собой определенное «благо». «Поведение субъекта» по отношению к ценности также различно. От каждой ценности ведет путь к определенному мировоззрению. Существует шесть областей ценностей. 1. логика (ценность: истина – благо: наука – поведение субъекта: суждение – мировоззрение: интеллектуализм); 2. эстетика (ценность: красота – благо: искусство – поведение субъекта: Эстетика); 3. мистика (безличная святость – Всеединый – идолопоклонство – мистицизм); 4. этика (мораль – сообщество свободных людей – автономное действие – морализм); 5. эротика (счастье – сообщество любви – привязанность или преданность – эвдемонизм); 6. философия религии (личная святость – мир богов – благочестие – теизм или политеизм).

Близок к Риккерту был и Йонас Кохн, родившийся в Гёрлице в 1869 г., приват-доцент в 1897 г., доцент во Фрайбурге в 1901 г., начинавший с ботаники. Он также допускает наличие надиндивидуального «я», которое не имеет метафизического существования, а является лишь понятием, необходимым для логики. В познании индивидуальное «я» стремится освободиться от своей индивидуальности и приблизиться к этому сверхиндивидуальному «я». К нему относятся все формы, без которых не может существовать никакого познавательного содержания. Риккерт также сводит понятие истины к понятию «долженствования». Важным является учение Кохна об «утраквизме»: всякое доказательство суждения содержит два типа моментов доказательства, которые только просто доказываются и не могут быть сведены друг к другу. Один момент доказательства является «мыслимым», другой – «немыслимым», под чем Кохн понимает, что не все содержание познания порождается мыслью, а наряду с ним остается несводимый самостоятельный момент «данности». – Особое внимание привлекает эстетика Кохна, которая является первой и единственной серьезной попыткой эстетики с точки зрения Виндельбанда-Риккерта. Кохн противопоставляет себя психологической эстетике. По его мнению, эстетика – это критическая наука о ценности, т.е. она ставит вопрос не о происхождении, а о праве эстетических суждений и их предпосылках. Различие между эстетическим и просто приятным заключается в «требовательном характере» эстетического. Выходя за рамки чисто формальной эстетики Канта, Кохн стремится дополнить содержание критической эстетики. – В своей философии культуры он признается, что в наибольшей степени вдохновлен Фихте. Кохн дает прекрасную саморефлексию по поводу контекстов и тенденций современной жизни с полным пониманием общих духовных трудностей жизни. Преодоление лишенной ценностей механической концепции мира достигается с помощью критической теории познания, которая создает пространство для ценностей. Решение религиозной проблемы соединения религиозного отношения к жизни с неустанной познавательной критикой во всей полноте можно ожидать только от религиозного гения, но оно подготовлено философией религии. Философия культуры Кохна – одно из важнейших современных достижений в этой области. На основе этой философии он обратил свое внимание на педагогику и также создал значительное достижение в этой области. Он доходит до конкретных индивидуальных предложений, которые также демонстрируют полное понимание практических вопросов. С точки зрения человека, целью воспитания является «автономная личность, реализуемая через участие в исторической и культурной жизни общества». С точки зрения общества, целью образования является подготовка ученика «к тому, чтобы он стал членом тех исторических культурных сообществ, к которым он будет принадлежать».

Ученик Риккерта. Рихард Кронер (приватдоцент во Фрайбурге), «Zweck und Gesetz in der Biologie», Tübingen 1913, «Kant’s Weltanschauung», Tübingen 1914, и др. Логическая особенность биологии заключается в телеологическом взгляде на организмы. Кронер отвергал витализм, но физико-химическое объяснение также всегда встречало сопротивление, которое проистекало «из категоричности биологического мышления». – Сергиус Гессен (Петербург), «Индивидуальная каузальность», Берлин 1909 г. – Ленора Рипке-Кюн, «Кант против Эйнштейна», Эрфурт 1920 г. и другие – Георг Мехлис (приватдоцент во Фрайбурге), «Lehrbuch der Geschichtsphilosophie», Берлин 1915 г.; «Probleme der Ethik», Тюбинген 1918 г. В этике Мехлис опирается на взгляды Канта, Фихте и Шлейермахеров. Природу религии он характеризует, ссылаясь на мистический опыт, а вопрос о ее обоснованности рассматривает с точки зрения философии истории – концепции истории как саморазвития божественного. – В области философии истории Мехлис, следуя в своей основной концепции за Риккертом, попытался поставить философию содержания истории в один ряд с эпистемологией истории. Наводнение исторических событий основано на противопоставлении ценностей различных культурных областей. Смысл истории заключается в примирении этой антиномии. Религия, наука и искусство должны освободиться друг от друга и развиваться самостоятельно («земное блаженство») – Мехлис одновременно дает историю философии истории. – Вильгельм Метцгер (1879—1916, приват-доцент в Лейпциге) начал с исторических исследований по истории немецкого идеализма, но затем обратился к систематическим проблемам. «Untersuchungen zur Sitten- und Geschichte der sozialen Werte», Heidelberg. – Под влиянием Риккерта находились также следующие авторы: Густав Радбрух (в прошлом приват-доцент права в Киле), Einführung in die Rechtswissenschaft, Leipzig 1910; Grundzüge der Rechtsphilosophie, Leipzig 1914 и др. Первая задача философии права – быть теорией юриспруденции; кроме того, перед ней стоит задача быть наукой о правовом суждении. Она не должна устанавливать идеалы, но она должна определить правовые цели, лежащие в основе правовой действительности, а затем спросить, как они возможны, т.е. какие предпосылки должны быть признаны, чтобы можно было признать эти правовые цели. – Рейнхард Кайнаст (частный преподаватель в Бреслау), который начинал с физики. Его хабилитационная диссертация «Интуитивное познание», Бреслау, 1919 г. Кинаст проводит связующие линии между Риккертом и Ласком, Гуссерлем и Бергсоном. Он проводит дискуссию между критикой и феноменологией в работе «Das Problem der Phänomenologie», Breslau 1917 г. Феноменология может давать суждения об эмпирической достоверности только посредством сущностного наблюдения и заключения в скобки. Ее задача – предоставить наукам их материал в очевидной реальности. Она не тождественна психологии. – Оливер Хазай, «Структура логических положений», Берлин, 1915 г., под влиянием Риккерта и Ласка.

Отталкиваясь от Риккерта, Бродер Христиансен все же стремится перейти к новому основанию метафизики: Erkenntnistheorie und Psychologie des Erkennens, Hanau 1902; Philosophie der Kunst, Hanau 1909; Selbstbewußtsein, Berlin 1912. Христиансен, резко критикуя как Канта, так и неокантианство, не считает познание метафизического невозможным. Хотя она трансцендентна природе, она имманентна познающему субъекту и поэтому может быть постигнута. Христиансен отрицает непосредственное психическое самовосприятие. – Фридрих Кунце (род. 1881 г., частный преподаватель в Берлине) отошел от Риккерта, но в решающих моментах, например, в организации науки, он отходит от него, приближаясь к Гуссерлю, Кантору и Фреге. «Die kritische Lehre von der Objektivität», Heidelberg 1906 г. – Отечественный экономист и политик Макс Вебер (1864—1921, профессор в Гейдельберге в течение многих лет, в последнее время в Мюнхене), более тесно занимавшийся методологией отечественной экономики, также был близок к школе Баден-Канта. Отвергая нормативные тенденции, он рассматривал общественные науки как чисто описательные по своей природе. «Gesammelte Schriften zur Wissenschaftslehre», Tübingen 1922 и др.

Гюго Мюнстерберг родился в Данциге в 1863 г., изучал философию и естественные науки в Женеве, Лейпциге и Гейдельберге в 1882—87 гг.; с 1887 г. – приват-доцент во Фрайбурге, с 1891 г. – доцент. С 1892 г. – профессор психологии и директор психологической лаборатории Гарвардского университета в Кембридже (штат Массачусетс, Америка). – Философия Мюнстерберга представляет собой «синтез идеализма Фихте с физиологической психологией нашего времени». В области эпистемологии он самостоятельно сочетает тенденции Баденской и Марбургской школ, а также, вероятно, и Дильтея, последовательно реализуя их. Точка зрения Мюнстерберга отчетливо проявляется уже в «Основах психологии». Он также разделяет мнение о том, что реальность существует не вне нашего познания, а только через него. Познание – это не представление, а скорее установка значений (установка значений бытия и контекста). По отношению к природе Мюнстерберг представляет механистический взгляд на мир. Витализм – это мистицизм. Волевые акты также являются чисто механическими процессами. Природа стоит в одном ряду с психическим миром. Оба находятся в отношениях параллелизма. Идеалом психологии должна быть такая же замкнутая атомистика сознания, как физика – атомистика природы. Для этого психическое должно быть разложено на сенсорные элементы. Мюнстерберг занимает явно сенсуалистическую позицию. Однако для него сенсорные элементы не являются конечными элементами психики, за ними стоят еще более простые первоэлементы, которые, соединяясь и комбинируясь друг с другом, порождают простые на первый взгляд сенсорные явления. Весь физический и психологический мир имеют вторичный характер. Они представляют собой интеллектуальную обработку («овеществление») непосредственного мира опыта; к ним относятся также пространство и время. Это отделение объекта от субъекта еще не влечет за собой дуализма.

На страницу:
5 из 8