Полная версия
Психология осознанности
Однако осознанность как психический процесс внутри самого себя и по отношению ко всем другим психическим процессам (как осознавание) внутренне активна – бдительна и чувствительна. Она одновременно: активно отъединяет сознание (беги вниманием) от всего происходящего и тут же активно следит за всем (бей вниманием). Бей – беги, разтождествляйся – следи. И когда мы рассматриваем полноту осознанности в контексте возникновения нового, эмерджентного свойства психики, то видим проявление свойств уже вовсе не последовательности моно-алгоритма «бей – беги – замри». В котором контроль над поведением переходит в «руки» автоматизированных инстинктов, а человек уходит в реактивную бессознательность. С сужающимся, тоннельным, непроизвольным восприятием событий.
Теперь, мы видим, что это новое свойство психики в полноте субъектной осознанности, демонстрирует полиамбивалентный алгоритм качественно следующего уровня. Противоречивая внутри самой себя активность «бей – беги – замри» многомерно представлена вся сразу и одновременно, в моменте, в виде качественно новой эмерджентной способности и функции субъектности. Субъектность состоит их компонент: было замри – теперь отражательно осознавай, было бей – теперь бдительно распознавай – различай – проницай вниманием, было беги – теперь будь разтождествленным, будь субъектом. Качественно новый уровень активности субъекта действует в каждом моменте сразу всей триадой и в её балансе осуществляет функциональную регуляцию над более низкоуровневыми непроизвольными побуждениями психики в текущем моменте, проявляя также способность и к трансформационной регуляции психики231.
11.4. Самосознание в полноте осознанности и его возможный путь в новое измерение своей собственной реальности.
Ранее, в главе 10, на основе мета-анализа исследований осознанных сновидений мы рассматривали идею того, что в субъектности самосознания человека современного разумного присутствуют и иные свойства, которыми, по-видимому, не обладали наши протопредки и которые не выявлены у других претендентов на присутствие самосознания из мира животных. Это субъектное отражение себя в самих себе, в среде только психических содержаний и процессов. Например, во сне или в воображении, фантазиях (с полным отрывом от окружающей среды). Это внутрипсихическое воспроизведение своего природного средового самосознания, связанного исходно с ощущением своей телесной формы (схемы тела) и субъектным выделением себя из природной среды на её основе. Это внутрипсихическая форма самосознания с полным обособлением, выделением себя как субъекта из среды собственной психики.
Но эта дважды отражённая, уже внутрипсихическая субъектность – какая она с учётом того, что такая же есть и у другого человека? Чем отличается? И чем схожа? Вот наши вопросы для следующей главы.
А теперь, уважаемый Читатель, давайте немного вернёмся назад и рассмотрим, что именно нам показывает начальная практика осознанности.
В послепроизвольной полноте осознанности субъект знает себя как чистое «изначальное» самосознание – не завёрнутое с ног до головы в оболочку пестрых одежд социокультурных, деятельностных и телесных самоотождествлений и как бы «спящее» в них.
В осознанности субъект сам регулирует полноту своего самосознания – произвольно. И сам внутри себя регулирует свои отношения с миром осознавая проявления мыслей, эмоций, поведенческих импульсов, которые возникают непроизвольно, на основе структуры ранее сформированного внутреннего опыта, влияний окружающей среды, деятельности.
Теперь не человек таким «случился» у природы и общества и это непреложно, как приговор социальному индивиду к судьбе. Теперь человек может сам решать, быть ли ему произвольно субъектным – насколько и в чём, а насколько и как быть ведомым средой. Теперь человек решает сам, познавать ли себя глубже в своём сущностном субъектном начале – полноте произвольного самосознания, и сам прокладывает через это путь в совершенно новое измерение собственной реальности.
Отвечая на вопрос, поставленный в начале этой главы: из психологического интервью группы практиков, развивших способность к послепроизвольному пребыванию в полноте самосознания, автор получил три общих характеристики субъектного аспекта самосознания в группе:
Повтор вопроса:
«Бывали ли в вашей жизни такие переживания себя, своей субъектности, когда вы находитесь в настоящем моменте полностью, продлевая этот момент и переживая во всей полноте в нём свою субъектность настолько интенсивно, что мысли исчезли, а разум ясен, эмоциональные волнения угасли и поведенческие импульсы не будоражат, а ваше субъектное ощущение себя в этом моменте, в свободе от непроизвольных мыслей, эмоциональных волнений, поведенческой реактивности – стабильно? Что это за переживание? Опишите его характер, пожалуйста.
Описание этого переживания у всей группы оказалось идентичным: это переживание самосознания в полноте осознанности и полноте самоконтроля.
Но обстоятельства, в которых оно возникало, отличались по своему характеру.
Спонтанное переживание самосознания в полноте осознанности, в момент полного выключения из социальной круговерти, как правило, на лоне природы. В малолюдных местах, умиротворяющих своим простором, чистотой, гармоничностью. Чаще такое чистое субъектное переживание себя, без каких-либо самоописаний и социокультурных признаков, возникало в детстве и отрочестве. Реже – во взрослом возрасте, в отпуске, в уединении.
Произвольное переживание самосознания в полноте осознанности возникало послепроизвольно в процессе практики осознанности, среди будней.
Отметим, что во втором варианте самосознание проявляет свою способность к произвольности и влияет на психические процессы, в первом варианте такой способности нет. Отсюда вывод: в первом варианте переживание самосознания в полноте осознанности – это переживание средового, природного, эволюционного, до личностного, диспозиционного самосознания. Во втором варианте, с контролем психических процессов, – самосознание следующего эволюционного уровня, внутрипсихического, надличностного.
В первом варианте спонтанного переживания самосознания в полноте осознанности испытуемые переживали:
Целостность своей субъектности.
Субъектность без нужды «кем-то быть» со свободой от необходимости социокультурной самоидентификации.
Отсутствие своего произвольного контроля над состоянием, с осознанием влияния на его переживание окружающей среды, состояние как бы «пришло» и «ушло».
Во втором варианте характеристики переживания субъектного аспекта самосознания в практике произвольной внимательности были следующими:
Целостность субъектности.
Свобода самоидентичности – субъектность как полевое ощущение себя чистой осознанностью, чистое в себе самом и свободное от самоотождествления себя с поведением, Я-образом, деятельностью и другими личностными саоидентификаторами.
Полнота контроля над сознанием в моменте: как на уровне внутрипсихических процессов, так и во взаимодействии с окружающим миром; подконтрольность проявлений непроизвольных психических автоматизмов.
Второй вариант – произвольное присутствие субъекта в самосознании, самоцельном по отношению к внешней и внутрипсихической среде, с контролем внутренней и внешней деятельности.
Когда практикующие осознанность отметили, что подобные переживания самосознания случались в обычной жизни и без практики (вариант 1), то отметили также и самоценность таких переживаний. Отметили, что мы стремимся к таким переживаниям самосознания, потому что в них мы чувствуем, как приходим к себе, приходим в себя, свободно от всего ощущаем себя настоящих и свою суть.
11.5. Дальнейшая практика развития осознанности: направления и формы.
Но если в первом варианте это ещё внеличностное (до личностное) самосознание конституционального субъекта в природной среде, то во втором варианте это уже надличностное самосознание самоактуализирующейся индивидуальности. Первое является родовым для второго, а на основе второго в дальнейшей практике развития осознанности в трёх светских направлениях – mindfulness, social-mindfulness, metamindfulness232 сегодня известны следующие формы практик:
Памятование – непрерывное, фоновое осознавание своего присутствия в состоянии и процессе осознанности, в настоящем моменте и изменениях реальности. База развития самосознания и синергетизации механизма памяти для глубоких трансформаций.
Оздоровление – глубокая релаксация с психосоматической саморегуляцией организма и психики на основе осознанности и сосредоточения. Терапия.
Развитие личности (социальная осознанность) – управление своим личностным ростом на основе осознанности к мотивам, мотивациям, поведению, деятельности.
Интенсивное сосредоточение в полноте самосознания без опор – развитие самосознания в самой себе (метаосознанность), как практика постэволюционного развития самосознания. Светский эквивалент потоковой поглощенности внимания в состояниях «саматхи» и «джхан». С учётом необходимости удовлетворения «мирских» потребностей личности, в этичном балансе одного и другого.
Прозрение – развитие познавательного метамышления233 как способности приходить путем направленного инсайтного мышления на основе осознанности к экзистенциальному прозрению и личностной трансформации.
В завершение этой главы особо подчеркнём вывод: самосознание в полноте послепроизвольной осознанности – это ключевое инструментальное достижение личности и её самоценное достояние. В такой полноте самосознания личность переживает свою сущностную природу неизмеримо глубже любых понятий и концепций, в моменте настоящего. И через это развивается, выходит из прошлого в себе к настоящему и так перерастает себя прошлую. Ещё любознательности и кругозора ради отметим, что субъектный234 потенциал нашего самосознания в объективной физике микроскопических, квантово-волновых и струнных, процессов (по Р. Пенроузу235) – возможно, то самое «тонкое» измерение реальности, где самосознание физически достигает реализации своих потенциальных возможностей.
Глава 12
Формирование структуры самосознание субъекта
12.1. Первый нейрологический контур – биовыживания: дородовой, родовой и послеродовой импринты.
В предыдущих главах мы уже начали рассматривать историю формирования нашего самосознания на основе синергетической модели в этапах эволюционной биологии и её «продуктах» когнитивного антропогенеза: инсайтном мышлении, произвольной внимательности, субъектном самосознании, символьно-речевом мышлении. Теперь рассмотрим предполагаемый онтогенез самосознания на основе теории импринтов и ряда других подходов.
Ещё И.М. Сеченов, как и ряд более современных учёных236, считал, что уже в процессе рождения в сознании ребёнка присутствует интеграция ощущений различных модальностей от взаимодействий со средой. Эта интеграция разнообразных ощущений в обобщающее их чувство – самоощущение, и является зачаточной формой самосознания с отделением себя как субъекта от среды.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.