
Полная версия
Сознание и исцеление
Насколько глубоко человек сможет осознать свое Я, настолько же глубоко он поймет и все остальное. А когда он осознает себя до конца, то ему откроется все сущее. Самосознание есть ключ к любой ведической науке. С его помощью мы сможем открыть любую область знания, не опираясь даже на какие-либо традиционные методы науки. То есть фактически каждый из нас – это потенциальный ученый, причем высокого уровня, поскольку самый лучший инструмент для познания мира и самого себя – это не мертвое техническое устройство, а живое человеческое сердце. Чистое сердце – это особый инструмент, который источает тончайшие энергии познания, пропуская через себя эмоции, переживания, глубокое интуитивное мышление и многие сверхэнергии, объяснить природу которых подчас практически невозможно. Сверхэнергии – это образы. Образы родственной, поддерживающей энергии, настолько близкой, что увидеть или осмыслить ее привыч ным способом невозможно. Скажем, для младенца образ матери – это сверхэнергия, которая всегда рядом, любит, понимает, поддерживает, исполняя все желания и ничего взамен не требуя. Можно ли выразить образ матери в цифрах или химических формулах? Конечно же, нет! Ее образ спроецирован из высших сфер Вселенной, потому что Вселенная – это тоже наша мать. И Земля – тоже мать, поэтому все вокруг пронизано этой сверхэнергией. Все живые существа берут свое начало от матери. Ее образ не объясним умом, но человеческому сердцу очень хорошо известно, кто такая мать. В сердце я могу соглашаться с тем, что Вселенная
– это мать, а Бог – это отец, но мой рассудок не может этого принять, поскольку у меня нет непосредственного опыта. Ведь я знаю только «биологических» отца и мать. Опыт высшего познания обретается чистым сердцем и человеческим разумом в сочетании со сверхсознанием Вселенной.
Итак, познание себя в конце концов заканчивается тем, что человек обретает способность вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми, другими живыми существами, которые выше и ниже его, с материальной энергией, с самим собой и, наконец, с Богом как Личностью.
Ниже приводим схему (Рис. 1.1.) глубины личности человека по вертикали, которая открывает безграничные просторы в познании себя и мира.
Концепция, изложенная В.Н. Сарчуком
Космическое сознание – основа мироздания.
Сарчук В.Н.
Известный французский эзотерик О.М. Айванхов утверждает, что путь каждого человека к своему первоисточнику лежит через познание самого себя.
«Познай себя, познаешь Вселенную» – говорит он. Познать себя – это значит проникнуться мыслью о своей космопланетарной структуре, которую можно условно представить, как сочетание двух эпостаей (Рис. 1.2):
Низшая природа человека (низшее «Я»), – его личность.
Высшая природа-человека (высшее «Я») – его индивидуальность.
В ходе своего эволюционного развития каждый человек должен иметь основную цель – «Соединиться со своим Высшим «Я». Это возможно осуществить только через эволюцию своего сознания, которое является как бы условной границей между Высшим и Низшим «Я» человека.
Следует отметить, что основу психической деятельности человека составляет его сознание.
Сознание обычного человека можно представить, как имеющее три структурно-информационных уровня:
– инстинкт;
– интеллект;
– интуиция.
Инстинкт – это наследие первой ступени эволюции биообъектов. Интеллект – это тот уровень сознания, который наделяет человека способностью к самосознанию, что в значительной степени отличает человека от животного. К основным функциям интеллекта относятся установление логических связей между явлениями жизни, создание обобщений и абстрактных понятий на основе информации, полученной с помощью пяти органов чувств.
Обычно понятие «ум» (манас) и рассудок соотносятся с интеллектом. Высшая форма проявления ума называется «разумом» и соотносится с понятием интуиции. Особенность интуиции, отличающая ее от интеллекта и инстинкта, заключается в ином способе познания явлений Вселенной, основанном, как бы на «шестом чувстве».
Она является той сферой нашего сознания, которая делает допустимым для нас так называемые духовные вибрации, способные к более глубокому проникновению в сущность природы явлений. Этот механизм рецепции не свойствен вибрациям пяти органов чувств, лежащих в основе интеллекта и инстинкта, функционально интуиция связана с понятием сверхсознания, т. к. реализует себя на супроментальном уровне.
Знание истинных механизмов функционирования инстинкта, интеллекта и интуиции показывает общность их природы и позволяет рассматривать их как три диапазона одного и того же явления, то есть три различных интервала или диапазона вибраций.
С помощью нейропсихических процессов сознание может проникать в любую часть пространства и времени и, получив информацию, интерпретировать ее в соответствующей форме.
В этой связи, смысл любой деятельности человека, осознает он это или нет, заключается в развитии интеллекта и в подготовке к глубокому проникновению в сферу интуитивного и более высокого духовного сознания, в результате которого установится гармония «разума» и «сердца».
Уровень сознания можно поднять, следуя только одним путем – повышая уровень духовности человека и, прежде всего, путем изменения своего мировоззрения к окружающей действительности, текущим жизненным ситуациям и событиям, сопровождающим каждого из нас в повседневной жизни. Все негативное, содеянное нами не только в этой жизни, но и на протяжении многих прошлых жизней, автоматически фиксируется в нашем подсознании ежесекундно и постоянно на протяжении всех наших жизней. Оригинал этих записей находится на каузальном (причинном) уровне бытия, а копия остается в подсознании человека и отражена в его каузальном теле. Между этими структурами имеются прямые и обратные энергоинформационные связи, осуществляющие причинно-следственные воздействия на человека соответственно космическому закону Кармы.
Невозможно рассматривать эволюцию Вселенной без такого фактора и понятия, как сознание, частным проявлением которого является сознание человека. При рассмотрении природы сознания через специфическое проявление торсионных полей материальных объектов стало очевидно, что сознание является само по себе метафизическим явлением, которым обладает каждый объект. В то же время, сознание и материя являются неразделимыми сущностями. Сознание с научной точки зрения является особой формой космической энергоинформационной субстанции.
Ученые пришли к выводу, что мир имеет в своей основе сознание, как единое мировое начало. Сознание – это полевая структура, через которую Душа управляет телом, а душа – полевая субстанция, объединяющая духовную и физическую материю. Физика определяет понятие Сознания – как способность любой системы к целенаправленному самодействию и взаимодействию с другими системами. Следует отметить, что Сознание имеет многоуровневую структуру.
В свете последних открытий существование объективного Мира, как универсального космического сознания, проявляющегося в различных формах космических сущностей, стала научная реальность. В этой связи представляется неизбежным синтез науки, религии и философии. Современная наука рассматривает мир, как глобальную голограмму, каждая точка которой обладает полнотой информации о Мире в целом.
Все феноменальные миры, включая наш материальный план бытия – суть виртуальной реальности, созданные Абсолютным сознанием Творца. Творческий импульс Абсолютного сознания – это космический источник творения. Абсолютное сознание, присутствуя частично в наших душах, само развивается, раскрывая через нас свой творческий потенциал мироздания в конкретных актах творения – различных формах мироздания. В этом сокрыта основная суть индивидуального творческого развития людей. Между Духом и материей существует динамическая всесторонняя связь. В этой связи все объекты мироздания имеют относительную самостоятельность (индивидуальность), так как все они неразрывно связаны между собой бесконечными энергоинформационными каналами.
Т.е. есть основание полагать, что основу проявленного Мира составляет космическое сознание, материальным носителем которого являются спино- торсионные поля физического вакуума. Поле сознания нашей проявленной вселенной наделено бесконечным разумом и созидательной силой. Оно включает в себя Высший космический принцип – качества Творца, так как является частью Его сознания, то есть частью Абсолютного сознания.
Рассмотрим детальнее, что же включает в себя понятие «сознание». Сознание и жизнь – тождественные понятия. Это два аспекта одной сущности. Без сознания нет жизни, без жизни нет сознания. Жизнь – это существование объекта, то есть осведомленность о себе и окружающем Мире и соответствующее отношение к нему. Это достигается самоосознанностью и самовыражением через функцию сознания.
Сознание, присущее всем материальным объектам и составляющее их первооснову, можно представить в двух понятиях – сознание как таковое, и осознание (осознанность), как функция сознания. Мы не можем иметь осознанность в пустоте, в физическом вакууме. Осознанность подразумевает наличие чего-то, что сознание осознает. По меньшей мере, двойственность. Осознание самого себя и осознание окружающего Мира.
Следовательно, сознание не может развиваться без процесса осознанности чего-то. Иначе оно не сможет существовать. Видимо, одной из основных функций космического сознания, частью которого является и наше индивидуальное сознание, можно рассматривать как процесс познания себя и окружающего нас мира с целью приобретения жизненного опыта и раскрытия потенциальных творческих возможностей вездесущего Духа.
Причем все, что мы принимаем как свойства окружающего нас мира, через рецепцию органов чувств, мы можем условно назвать объективным, а все то, что мы принимаем, как свойства нашего сознания (эмоции, чувства, мысли, представления, идеи, суждения, умозаключения и др.) мы отнесем к субъективному. То есть явления, окружающие нас в нашем мире, материальны, а явления, происходящие внутри нас, в мире мыслей и идей, идеальны.
Таким образом, сознание со всеми его функциями и свойствами мы не можем отнести к миру вещественно-материальному, следовательно, оно является проявлением мира метафизического, идеального, то есть имеет пространственную локализацию и полевую структуру с физических позиций. Сознание – особая форма специфической энергоинформационной субстанции. Осознанность чего-то подразумевает тот объект, который ограничивает сознание, т.е. сознание прекращает существовать, если исчезает средство ее ограничения. Этим ограничением сознания является материя. Таким образом, условием существования сознания является факт его ограничения.
Из этого следует, что любая материя обладает сознанием.
Осознанность как функция сознания – это в первую очередь осознанность своего ограничения, например, своего физического тела, и лишь во вторую – осознанность других объектов, окружающих биологически мыслящую систему (БМС).
Таким образом, понятия сознание, ее ограничения (материя), другими словами, жизнь и форма объекта неразделимы. Они вместе появляются и исчезают, и существуют лишь по отношению друг к другу. Например, электричество проявляется лишь как отрицательное и положительное полярности. Когда одно нейтрализует другое – оно исчезает. Но при этом нейтральное, непроявленное электричество существует потенциально во всем.
Оно может появляться из любой вещи, но только не как исключительно положительное или отрицательное, а всегда как уравновешивающее количество того и другого, т.е. одно против другого и при этом всегда стремящееся снова вернуться в видимое «ничто», которое таковым не является, а является в равной степени источником их обоих. «Сознание и материя воздействуют друг на друга, потому что являются двумя составляющими частями единого целого».
Однако сознание – это динамическая полевая субстанция, которая постоянно изменяется и каждое изменение проявляется в изменении колебаний окружающей его материи. Следовательно, тесная взаимосвязь материи и сознания осуществляется на колебательном, то есть волновом принципе. Современные научные понятия сознания детально изложены в «теории относительности сознания» – науке о путях подхода любых систем жизни, в том числе и человека, от одного уровня сознании к другому. Эта теория излагает гипотезу возникновения волновых процессов во Вселенной и механизм взаимодействия Космического разума с низшими биологически мыслящими системами (БМС), такими, как человек. Современная наука представляет данные о том, что только примерно пять процентов материи космоса представлено в грубой вещественной форме, которую обычный человек может ощущать пятью органами чувств.
Остальная материя Вселенной имеет более тонкую структуру, часть которой современный человек может признать лишь на основе опосредованного ее проявления через различные технические средства, такие как радио, телевидение, телефон и т.д., а также через результаты ее воздействия на биологические объекты – радиационное излучение, рентгеновские лучи, невидимый спектр солнечных лучей и др. Исходя из вышеизложенного, теория относительности сознания, представленная отечественной астроэзотерической школой, базируется не только на физических законах, но и на метафизических. Она обосновывает научно тот факт, что материя является во Вселенной лишь основой для духовной эволюции.
Наш феноменальный, вещественный мир трехмерного измерения – есть проявления сконденсированного первичного света. При создании Вселенной Творец (Бог – пространственный огонь) испустил свет и преобразовал его в формы (космические сущности). В этот период мироздания и появляется два основных принципа (аспекта) – мужской и женский. Научно установлено, что свет имеет электромагнитную природу. Его электрическая составляющая представляет мужское начало, а магнитная – женское. Но ничего нельзя сотворить из ничего. Творец вначале определил пространство (сферу) мироздания, центром которой являлся он сам. Затем выделил из себя первичную материю – плазму, подобно тому, как шелковичный червь выделяет материю из себя и плетет из нее кокон. Выделенную первичную материю Творец пронизывает субстанцией Духа (своей мыслью), и эта субстанция воспламеняется космическим огнем, излучающим свет.
Необходимо понять, что свет может иметь разные качества. В данном случае речь идет не о физическом свете, а о пространственном, первичном, космическом свете, имеющем только присущий для него диапазон вибраций и свойств. Например, свет, излучаемый солнцем – это не есть первичный космический свет, это лишь его отражение. Субстанцией пространственного космического света является Дух.
Эта субстанция, сфокусируемая на планете Солнце, придает его структуре высочайшие вибрации, проявляющиеся в колоссальной энергии, излучаемой солнцем в виде лучей вторичного света, которые содержат в себе качества Духа и представляют космическую энергию – Прану. Таким образом, Божественное Слово (Свет) – это и есть Логос. Логос в христианстве представляет собой Христа – сына Бога – логическую, разумную связь всех сущностей и явлений во Вселенной между собой.
Таким образом, человек, являясь космопланетарной сущностью, представляет собой сложнейшую биологическую структуру в виде материального белково-нуклеинового субстрата и биополевой субстанции. Основным видом потребляемой энергии, обеспечивающей работу органов и систем, является тонкая специфическая энергия – Прана, относящаяся к психической энергии, генерируемой организмом путем трансформации различных видов полей, пронизывающих наше тело извне, в основном – Солнечной энергии.
Необходимо понять, что смысл жизни каждого человека – это эволюция его сознания. Научное обоснование функции индивидуального сознания человека детально представлено в книге Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. –
«Кардинальный поворот» (на пороге тонкого мира), в разделе биокомпьютер сознания. Каждая нация, исторически сложившаяся на определенной географической территории нашей планеты, имеет свое конкретное предназначение в реализации Первородного Божественного Плана эволюционного развития. Это относится не только к отдельным людям и человечеству в целом, но и к планете, на которой они пребывают. Общность человечества в целом представляет сотворчество между разными формами духовной жизни на нашей планете, способствующее расширению сферы группового Сознания наций и переход его на высшие уровни Мироздания.
Ведическая концепция и размышления Сатпрема
Каким же образом определяется сознание в ведической традиции?
Как во многих традициях, здесь подчеркивается личностный характер сознания, т.е. наличие сознания говорит о присутствии личности. Каждый ощущает присутствие сознания у самого себя.
При этом можно выделить два аспекта:
– осознание себя как личности;
– осознание окружающего мира.
Как известно, существует четыре уровня сознательной деятельности:
1) чувственное восприятие;
2) умственная деятельность;
3) разум или интеллект;
4) эго.
В Бхагавадгите говорится: «Живые чувства – выше мертвой материи, ум выше чувств, разум – выше, чем ум, а живое существо (душа) – еще выше, чем разум».
Рассмотрим все по порядку. Первый очевидный уровень сознательной деятельности – это чувственное восприятие, которое происходит через зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, которые имеют тонкую материальную природу и являются каналами или проводниками информации. По ним информация поступает в принимающее устройство – ум. Это первый, самый поверхностный уровень сознания.
Ум является более глубоким уровнем сознательной деятельности. Этот уровень также достаточно очевиден: все мы склонны к различного рода рассуждениям, размышлениям и другим видам умственной деятельности. Кроме того, ум управляет работой чувств, анализируя поступающую информацию и принимая решение.
Следующий уровень сознательной деятельности – разум, или интеллект. Он, на первый взгляд, может показаться аналогичным предыдущему. Но, согласно Бхагавадгите, существует тонкое различие между понятиями ума и разума.
Веды дают более фундаментальное разъяснение понятию разума. Согласно философии веданты, функциями разума являются:
1) размышление;
2) память;
3) способность различения.
Итак, разум – еще более высокая и сложная субстанция, которая определяет программу жизнедеятельности человека. Память – это хранилище системы ценностей данного человека. Поэтому, если ум можно уподобить компьютеру, то разум – это программа действий данного компьютера.
Наконец, последней, самой тонкой и непостижимой субстанцией, осуществляющей изначальную установку или программу данной личности, является Эго. Слово «эго» в переводе с латыни означает «личность», и основной смысл в том, с чем отождествляет себя данная личность, либо с матери альным телом, либо с духовной сущностью. В первом случае это называется
«ложное эго», во втором – истинное. Таким образом, эго – состояние души как носителя сознания. Итак, в материальном мире душа обладает тонкой оболочкой ложного эго, а в чистом духовном – находится в изначальном состоянии.
Ведическая философия говорит, что наше восприятие действительности подвержено иллюзорному воздействию материальной энергии.
Это иллюзорное воздействие существует во всех сферах деятельности:
Рассмотрим, например, первую иллюзию ума. Мы зачастую не знаем, до какой степени мы подвержены иллюзии в повседневной жизни. Многие люди живут в соответствии с иллюзорной системой ценностей, например, они считают великим благом возможность употребления дорогих вин, сигарет, стать обладателями роскошных машин, дач, играть в рулетку или неограниченно заниматься сексом.
Хотя для большинства нормальных людей очевидна опасность и огромный вред этих излишеств, но множество людей под влиянием СМИ не видят в этом ничего плохого. Таких примеров можно привести множество.
Вторая иллюзия ума. Главные иллюзии ума:
– принимать материальный мир как вечную обитель, забывая, что мы будем вынуждены его покинуть. Поэтому материальный мир сравнивают со сновидением, которое рано или поздно закончится;
– принимать материальные наслаждения как источник счастья, хотя зачастую их последствия – прямо противоположны.
Далее иллюзия ложного эго – самая главная иллюзия современной культуры, широко распространенная в мире – это отождествление человека со своим телом, хотя простое логическое заключение позволяет установить, что я – это не рука, не нога и не живот и т.д.
Поэтому в Ведах материальный мир называется миром иллюзии. В зависимости от развития своего сознания человек воспринимает окружающую действительность с той или иной степенью достоверности.
Согласно ведическим источникам, существуют три разновидности сознания, в зависимости от степени иллюзорного воздействию материальной энергии:
Уровень благости (саттва-гуна).
Уровень страсти (раджа-гуна).
Уровень невежества (тамас-гуна).
Все эти типы сознания определяются по их внешним признакам.
Первый уровень. Вот что говорится об уровне благости в Бхагавадгите, гл. 14, стих 6: «Гуна благости, которая чище других гун, озаряет живое существо светом знания и освобождает его от тяжелого груза греховных реакций.
Грех – это нарушение законов природы, данных свыше, которое неминуемо ведет к расплате в виде греховных реакций (страданий).
Те, кто находится в гуне благости, обусловлены ощущением счастья и знанием».
Обусловленные живые существа делятся на несколько категорий. Одни из них наслаждаются ощущением счастья, другие активно действуют в материальном мире, а третьи совершенно беспомощны. Все эти виды психологических состояний определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы.
Тот, кто достиг уровня материальной благости, значительно расширяет свои познания, по сравнению с теми, кто обусловлен иначе. Человек в гуне благости гораздо меньше подвержен материальным страданиям.
Причина счастья, которое испытывают такие люди, заключается в том, что, поднимаясь на уровень гуны благости, человек освобождается от груза греховных реакций. Однако, находясь в гуне благости, живое существо осознает свое преимущество в знании, чувствует свое превосходство над другими людьми и таким образом обуславливается.