bannerbanner
Сознание и исцеление
Сознание и исцеление

Полная версия

Сознание и исцеление

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Для читателя необыкновенно важно осознать этот факт, т.к. поскольку мы позволили жизни соблазнить нас ее предложениями того, что кажется нам наградой за амбиции, за интерес к себе, алчность, страсть и все другие побуждения и желания личности, ищущей удовлетворения, поскольку мы остаемся рабами жизни, связанными по рукам и ногам.

Согласно схеме эволюции, по которой человек живет на земле, для целой обычной жизни достаточно того, чтобы он оставался таким, как он есть, под властью личности, в погоне за благами, которые жизнь предлагает как будто бы тем, кто борется за ее благосклонность в водовороте повседневного существования. Когда человек так погружен в жизнь, он не может думать или желать ничего более высокого. Следовательно, для целей эзотеризма сон этого более высокого внутри нас должен быть нарушен, иначе мы останемся навсегда в нашем теперешнем состоянии, связанные и одураченные жизнью. В системе теперешнее состояние человека названо формой сна, т. к. он спит по отношению к тому высокому, что есть внутри него, или скорее по отношению к потенциально высокому внутри него. Только его пробуждение к знанию этого важнейшего факта может создать возможность для развития более высокой части его «Я». «Спящий человек» – это обычное выражение Системы по отношению к человеку в его обычном бодрствующем состоянии. Нужны величайшие усилия для пробуждения прежде, чем любой из нас сможет попытаться подняться на те вершины внутри нас, которые требует эзотеризм, и путь, к которым он нам покажет.

Первая ступень внутреннего развития – это то, что Система называет состоянием самоприпоминания. В этом состоянии ищущий самопознания находится уже не в тисках жизни, но в процессе освобождения от ее всеобъемлющих объятий. Он начинает осознавать свою настоящую судьбу развивающегося духовного существа, не находящегося больше в состоянии сна, как раньше, когда он полностью отождествлял себя со своей личностью. Теперь о н знает, что представляет собой личность, и считает себя гораздо более значительным и возвышенным существом, т. к. теперь он обитает в той части себя, которая составляет его истинное «Я». Вначале состояние самоприпоминания может достигаться только на непродолжительное время, но по мере нашего внутреннего прогресса в направлении истинного в нас состояния – самоприпоминания становятся все более длительными. Со временем оно станет постоянным состоянием, чего достигнуть очень трудно, но, тем не менее, все же возможно. Четвертое состояние сознания, которое система называет объективным сознанием, – это состояние, в котором индивид способен воспринимать все в космосе в его реальности, освобожденным от всех иллюзий, в которые наши обычные чувства окутывают нас в процессе наших контактов со вселенной. Мы видим вещи тогда так, как они есть, и знание проявляется в любом виде нашей деятельности, и четвертое состояние созна ния находится, следовательно, вне кругозора обычного человека. Это состояние, в котором живет истинное «Я», в общении с вечными истинами.

Чем больше мы изучаем четыре состояния сознания, тем больше открываются двери нашего понимания. Полное сознание – это нечто, доступное лишь немногим смертным, и чем скорее мы осознаем этот факт, тем лучше для нас. Это вольет в нас необходимое смирение, которое особенно важно, если мы хотим подняться по лестнице эзотерического развития, которая ведет внутрь и вверх в одно и то же время. Если человек может признать свою повседневную жизнь состоянием сна, в котором его дремлющие духовные способности не используются, то это означает, что он начинает пробуждаться. Другими словами, прежде чем мы сможем проснуться, мы должны осознать необходимость сделать это. Если человек думает, что он уже проснулся, то очевидно, что требуемое эзотеризмом пробуждение никогда не наступит. Поэтому в учении утверждается, что человек спит, и в этом состоянии он является простым автоматом, который может развязать войну, писать книги, влюбляться, строить здания и делать все те вещи, которые люди считают плодами своего бодрствования.


Концепция К. Юнга, Ассаджиоли, Э. Бауэра


Мифологические воззрения и психосинтез Ассаджиоли.

В большом многообразии религиозно-мифологических воззрений на человека и Вселенную достаточно отчетливо выделяются несколько основополагающих и универсальных космологических идей. Такова, например, концепция «многоэтажной Вселенной». В ней Вселенная предстает в виде здания, верхние этажи которого соответствуют небесам, населенным богами, средние – Земле, где живут люди, нижние – злым духам. Подобные представления обнаруживаются в Античной Греции, на Ближнем Востоке, в Индии,

Китае, центральной Азии и других странах. Согласно этой концепции, существуют два мира: один – реальный, физический мир, в котором живут люди, и второй – фантастический, «иной» – мир богов и духов. Такое разделение лежит в основе всякой религии вообще и, по-видимому, является одной из древнейших идей.

Подобные представления отражены в карте внутренней реальности личности, представленной итальянским психиатром и основателем психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Так называемая диаграмма «яйцо» рисует картину человеческой психики, как открытую систему. Все линии на карте выполнены пунктиром, что указывает на отсутствие границ «видимого и невидимого», сознательного и бессознательного. Три горизонтальные части овала соответствуют различным уровням бессознательного.

Процесс индивидуации в психологии К. Юнга и принцип устойчивого неравновесия Э. Бауэра.

В психологии Юнга существует понятие индивидуации, которое символизирует стремление человека к постижению смысла жизни и глубочайшему самопознанию всех аспектов своей личности. Более просто его можно назвать процессом, с помощью которого человек «становится тем, кто он в действительности есть». С точки зрения Юнга, структура личности имеет три уровня: Эго («Я»), личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Анализируя свой духовный опыт, а также сновидения и фантазии пациентов, Юнг обнаружил, что человеческая психика имеет доступ к образам и мотивам поистине универсальным – коллективного бессознательного. Они могут быть найдены в мифологии, искусстве, фольклоре культур, разбросанных не только по всему земному шару, но и по всем эпохам истории человечества. Подобные архетипы, как назвал их Юнг, с поразительной регулярностью являются даже тем индивидам, чей жизненный опыт и образование не предполагают прямого внешнего воздействия различных культурных и исторических феноменов. Существование архетипов не ограничено лишь пределами психики, они проявляют себя в физической, социальной, эстетической и духовной областях.

Организующий принцип коллективного бессознательного, с помощью которого реализуются наши потенциальные возможности и единство целостной личности, Юнг назвал архетипом «самости». По мере развития коры головного мозга Эго развивается и постепенно покидает сферу самости, чтобы сформировать центр сознания и помочь человеку адаптироваться к внешнему миру. Эта связь названа осью «эго-самости», которая становится каналом связи между сознательным и бессознательным. В физиологическом отношении эту связь можно сравнить с corpus callosum, которая соединяет два полушария мозга.

По Юнгу, наша психика находится в постоянном движении, которое создается посредством напряжения противоположностей и их стремлением к выравниванию.

Самое фундаментальное напряжение задано несоответствием сознательной и бессознательной установок и чаще всего представляет собой скрытую в глубине бессознательного неразрешенную проблему, которая может находиться на любом из уровней внутренней реальности. В процессе индивидуализации на объектной ступени происходит возврат малозначительных проекций, касающихся Персоны и Тени, а на субъектной – глубинных архетипических проекций. Результатом этого процесса является подчинение Я более сильному облику Самости.

Поскольку мы едины по своей природе, то изменения психического будет отражать и наша физическая природа. Первые представления о неравновесности живой материи были изложены в работах Э. Бауэра, который писал:

«Живая система никогда не находится в равновесии и все время совершает за счет своей свободной энергии работу против равновесия…». Наблюдая за поведением высокоорганизованных систем, ученый пришел к выводу, что в основе всех этих явлений лежит некий универсальный механизм, придающий способность не растрачивать свою упорядоченность, но с течением времени даже повышать ее. Сформулированные Бауэром идеи изложены в трех основных принципах.

Вселенная и человек

Основной отличительной чертой психологии Юнга от других школ является представление универсальных структур психического в виде самостоятельных архетипических паттернов.

Подтверждение этого достаточно смелого высказывания, сделанного в начале века, мы можем найти не только в религии и древних учениях, но и в современной физике. Карта личности и соответствующие ей этапы индивидуации, по Юнгу, имеют много общего с современными представлениями об уровнях реальности Вселенной, изложенными в работе физика-теоретика Г. Шипова «Теория физического вакуума».

Первый уровень

Реальность рассматривается с позиций классической физики – Ньютоно- Картезианской модели Мира (здесь выделяются четыре подуровня: твердые тела, жидкости, газы, различные поля и элементарные частицы). Согласно этой модели, в мире имеет место линейная причинно-следственная связь. С помощью трех координат пространства и времени всегда можно однозначно определить положение тела в пространстве. Вселенная, по этой модели, представляет собой упорядоченный, предсказуемый механизм, а человек сложную биологическую систему.

Этот уровень соответствует первому этапу индивидуации, на котором происходит анализ нашей сознательной части – Персоны. Персона – наша визитная карточка – социальная роль, способность самовыражаться в обществе.

На этом уровне существует материалистический взгляд на мир: мир состоит из отдельных объектов; человеческие существа также отделены. Жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью, время – линейная функция.

Второй уровень

Согласно теории относительности, пространство не трехмерно, а время не линейно; ни то, ни другое не существует отдельно. Они теснейшим образом переплетены и образуют пространственно-временной континиум, представляющий собой четырехмерную систему отсчета, описываемую геометрией Римана.

На этом уровне происходит интеграция материала, находящегося в подсознании – теневой области нашей личности, включающей тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые вытесняются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам. Чем сильнее персона, тем больше отождествление с ней, и тем активнее происходит отрицание теневой стороны личности.

Восприятие мира на этом уровне во многом схоже с взглядами квантовой физики и психосоматической медицины: вещество и энергия взаимосвязаны. Сознание может существовать без физического тела.

Третий уровень

Третий уровень реальности представлен физикой многомерных пространств.

Если в теории относительности «пространство-время» искривлено, то в данной теории оно еще и закручено. Кручение порождает новый тип полей, названных торсионными, представляющих собой элементарные пространственно-временные вихри (аналог-архетипические паттерны), переносящие информацию практически без затрат энергии и со скоростью, превышающей скорость света; время гибко и может переходить в прошлое и будущее. Взаимодействие информационно-энергетическое, а не материально-энергетическое.

На этом уровне наше Эго встречается с иным планом реальности – архетипами коллективного бессознательного, которые имеют иные пространственно-временные законы и планы существования. Особо значимыми являются архетипы «женственности» и «мужественности», а также архетип «божественного ребенка», в религиозной традиции представляющий мир нашей души. В психологии Юнга, как и в религии, это реальная сущность, обладающая сознанием, чувством и памятью.

Архетипы «духа» (ветра, огня и др.) известны нам с раннего возраста через сказки, мифы и произведения искусств и широко представлены в язычестве, шаманизме и религии.

На этом уровне научная парадигма смыкается с верованиями духовных традиций, шаманизма. Принимается существование множества измерений и реальностей, время – гибко. На третьем уровне происходит осознание того, что мы проецируем свой внутренний опыт во внешний мир, и что бы ни случилось с нами во внешнем мире это отражение процессов мира внутреннего.

Четвертый уровень

Четвертый уровень реальности – Абсолютное «ничто» – имеет два различных состояния, одно из которых соответствует упорядоченному состоянию абсолютного вакуума, а другое – неупорядоченному. Это пространство предполагает существование «первичного сверхсознания», способного осознать Абсолютное «ничто» и сделать его упорядоченным.

В результате возврата архетипических проекций происходит формирование нового центра личности «самости». Понятие самости гораздо шире, чем осознание своего «Я». Самоосуществление (или осуществление самости) означает действование в полном согласии со всей психикой, со всей внутренней реальностью.

На этой стадии человеческий дух приходит к полноте осознания реальности и возвращается назад, чтобы обогатить собой земное существование. Это – возвращение запредельного в повседневность, по мере которого достигается состояние целостности бытия и обновление коллективного сознания.

Это видение созвучно идее творения реальности из пустоты, которую отражают религиозные и философские представления Запада и Востока. Идея первоосновы всего бытия универсальна и существует с древних времен.

Образы Гермеса Трисмегиста, Моисея, Иисуса, Кришны и др. существуют не только в религии и мифологии, но как архетипы присутствуют в нашем бессознательном, напоминая о том, что цель нашего развития не в подражании, а, прежде всего, в овладении опытом собственной реальности, воскрешении и возвышении внутреннего человека.

Переход и интеграцию каждого нового уровня можно рассматривать как духовный кризис, требующий огромных сил от человека как физических, так и духовных. С древних времен обряды и верования помогали пережить человеку серьезные духовные кризисы, а верования и религии сохранили для нас знания сущности процессов духовной трансформации.

Концепция Нильса Бора

Вполне правомерен вопрос, сохраняющий свою актуальность на всем периоде развития науки: «Что такое сознание?».

Вот слова знаменитого ученого прошлого века Нильса Бора, лауреата Нобелевской премии по физике (1922 г.):

«Мы не можем найти в физике или в химии что-то, хоть отдаленно напоминающее сознание. Но все мы знаем, что сознание существует, хотя бы потому, что оно есть у нас. Следовательно, сознание – это часть природы, или более общей реальности, которая означает, что кроме законов физики и химии, заложенных в квантовой теории, мы должны рассматривать также законы совершенно иного рода». Как известно, сознание не поддается описанию на молекулярном уровне, хотя оно и является непосредственным аспектом нашего опыта, присутствует в наших мыслях, ощущениях и чувствах. Тем не менее, в современной биологии даже нет места этому понятию и нет естественного объяснения феномену сознания в духовном аспекте.

Природа сознания на этом пути вряд ли будет до конца исследована, так как она находится за пределами материального механистического понимания. Итак, трудность научного определения сознания связана с тем, что современные научные приборы могут зарегистрировать лишь внешнюю физическую сторону сознания.

Единственный прибор, который способен зарегистрировать сознание – это другое сознание, т.е. человек. Таким образом, сознание является гораздо более совершенным инструментом, чем любой научный прибор.

Ведическая концепция, изложенная А. Хакимовым

В наших поисках Истины мы опираемся на ведическую литературу, на Веды. Слово «веда» в буквальном переводе означает «знание». Это понятие сохранилось в русском языке и по сей день, потому что Веды были даны для всего человечества. «Ведать» «ведь», «ведун», «ведомый», «не ведает» – корень здесь один и тот же – «знание». Веды были разделены на части, поэтому ведическое знание, в той или иной степени, сохранилось во всех частях света. Все древние цивилизации обладали знанием и могуществом, используя либо часть ведического знания, либо полный его объем. На террито рии России тоже были обнаружены древние Веды. Их называют «русские Веды» (есть еще так наз. «индийские Веды», но, по сути разницы между теми и другими нет, отличаются они только количеством информации). В полном объеме Веды хранятся на территории Индии. Русским Ведам приблизительно семь тысяч лет, а индийские Веды написаны примерно пять тысяч лет назад. Но изустная традиция передачи знания известна еще с сотворения Вселенной. Это известно из письменных источников. Хотя возраст этого знания уходит своими корнями в необозримое прошлое, существует цепь ученической преемственности, благодаря которой знание дошло без искажений до наших дней. В полном объеме Веды были записаны на санскрите пять тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой. Он их упорядочил и растолковал, сохранив, таким образом, изначальные знания: Риг-веду, Яджур-веду, Атхарва-веду и Сама-веду. К Ведам относятся, кроме того, Упанишады, Пураны, эпос «Махабхарата», Веданта-сутры, а также прикладные науки: джьотиш-веда (астрология), аюр-веда (медицина), дханур-веда (военное искусство, наука управления). Есть также наука о социальном устройстве общества – варнаш- рама-дхарма и т.д.

Итак, ведические знания хранятся в труднодоступном тайнике древнейшей традиции, поэтому извлечь их оттуда и понять в нынешнее время очень сложно. Веды часто называют «нетрадиционной наукой», потому что они не опираются на современные методы познания. Сказать, что доказательств научности Вед не существует, вовсе не сложно. Но задача современной науки как раз доказывать их научность, потому что польза этих знаний исключительна. И это вполне возможно, если подобрать ключ к забытому тайнику Вед. Ключ мы находим в самих Ведах и у духовных учителей. Этот ключ и есть наука о самом себе, атма-гьяна: познай себя – и познаешь весь мир и любую науку. По одним и тем же законам живут и Вселенная, и все люди. Человеческое существо вмещает в себя сочетание двух энергий одновременно: пара-пракрити и апара-пракрити – сознающую энергию и не сознающую. То есть существует набор химических веществ, которые составляют структуру грубого физического тела. Это следует отнести к научной области для изучения анатомии и физиологии человека. Также существует и тонкое материальное тело ума, разума и ложного эго. Это уже будет областью для изучения психологии. И, конечно же, есть и сама сознающая сила – сознание. Сочетание этих двух пракрити создает в целом три платформы для сознания: физическую платформу Я, психическую платформу Я и духовную платформу Я.

Это Я, или сознание, на самом деле не имеет никакой материальной основы и не поддается расщеплению на материальные составляющие. В принципе, любую материальную вещь можно разобрать на части. Если мы какую-то машину разобрали на части, а потом снова собрали, то считается, что механизм нам понятен. Таков научный подход. Но попытка ученых разобрать на части, дифференцировать сознание человека не привела к успеху. Сознание не расчленяется на части, оно нечто единое, неразделимое. Это подтверждается и в Ведах: атма, Я, не делится на части, но обладает способностью эманировать, распространять себя по принципу отражения. Например, мы знаем, что у нас внутри может находиться много таких Я, которые противоречат друг другу. Но на самом деле Я одно целое. Здесь мы попытаемся понять, почему происходит такое «раздвоение» или даже безграничное увеличение этих личностей внутри меня, и исследуем природу этих противоречий.

На страницу:
3 из 6