bannerbanner
Введение в смысловую педагогику
Введение в смысловую педагогику

Полная версия

Введение в смысловую педагогику

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 9

Их сравнение с существующими педагогическими системами показывает, что метод ценностно-смысловых идей – это один из эффективных способов построения педагогической деятельности, выступающий в ней как «системообразующий фактор», один из способов наглядного представления и целостного познания мира объектов.

По нашему мнению, используя ценностно-смысловые идеи и их методы как модель, можно найти ключ к пониманию и исследованию большого класса педагогических явлений, и полагаем, что необходимо выделить их как особый предмет педагогического исследования и как новое предметное поле науки.

Несмотря на все различия и оттенки, обусловленные особенностями теоретических схем смысловых идей, в которых развивались и возникали педагогические теории, в них есть и нечто общее, внеконцептуальное, фиксирующее присущую смысловой идее особенность. Ценностно-смысловые идеи, являясь формой существования целостного педагогического процесса, фиксируют развитие и изменение и мира объектов познания, и мира личности, а также их движение, как внутреннее, так и внешнее.

Понимая всю условность деления проблемы на категории педагогики, психологии образования, философии образования и самоорганизации системы образования, учитывая их взаимосвязь и взаимопроникновение, мы предлагаем необходимость выделения их как особого предмета педагогического исследования.

Предложенные нами методы новых идей решают следующие проблемы:

Первая – развитие педагогического мышления (педагога) и организация системно-смыслового и ценностно-профессионального усвоения знания (обучающихся).

Вторая – системное представление целостного педагогического процесса, осознание мира объектов познания и мира личности во время их изменения и движения. Это метод, который делает целостный педагогический процесс и учебную деятельность управляемыми и эффективными.

Позитивность этого подхода ведет, во-первых, к решению проблемы выхода педагогики и теории образования из прежнего стереотипа мышления, определению основных принципов и идей построения образовательно-воспитательной системы и выдвижению новых субъектно-объектно-субъектных отношений. Во-вторых, к созданию нового подхода в процессе осуществления целостного педагогического процесса и организации учебной деятельности. В-третьих, к рассмотрению философско-психологических и естественно-научных основ реформирования системы образования, установлению закона внутренней тенденции развития науки и решений педагогических проблем начала в теоретическом познании мира в аспекте его генетически исходных понятий.

Отсюда можно констатировать, что сложилось противоречие между объективными потребностями практики общеобразовательной и высшей школы, между развитием личности и общества на современном этапе и существующими педагогическими трудностями в воспитании личности в связи с изменением форм познания мира, что и обусловило следующую проблему исследования: каково содержание подготовки будущих поколений и каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионального образа мира личности. Теоретическая неразработанность сущности и содержания организационно-педагогического механизма обучения и воспитания будущих поколений в практике современной педагогики послужила основанием для выбора темы настоящей работы.

Объект исследования: процесс развития педагогики в системе профессиональной подготовки студентов.

Предмет исследования: влияние смысловой педагогики на процесс формирования профессионального образа мира личности.

Цель исследования: разработка теоретико-методологической смысловой основы развития педагогики.

Цель и предмет исследования обусловили следующую гипотезу: формирование профессионального образа мира личности может быть эффективным при условии, что если будет создана интегральная система, основанная на методологии смысловой педагогики, и тогда

• раскрытие системно-смысловых и ценностно-профессиональных структур мира объектов познания, человеческого сознания и его способности воспринимать окружающую действительность;

• установление закона внутренней тенденции развития науки;

• выдвижение новых фундаментальных идей, педагогических отношений;

• придание нового статуса учебному материалу,

обеспечат единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе и учебной деятельности, так как данный подход обуславливает развитие внутренней потребности личности в познании мира, единства материального и духовного мира личности.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и для достижения намеченной цели мы определили следующие задачи исследования:

• показать, что причины сложившейся кризисной ситуации в педагогике и системе образования есть результат отсутствия новых фундаментальных идей и методов обучения вузовских учебных дисциплин по отраслям знаний;

• на основе анализа существующих мировых педагогических систем определить тенденции их развития;

• выявить роль философии, психологии образования, самоорганизации системы образования в развитии педагогической науки;

• показать, что определение закона внутренней тенденции развития науки и формирование генетически исходных понятий являются педагогической проблемой в теоретическом познании мира и методом организации учебной деятельности;

• разработать теоретическую концепцию ценностно ориентированной смысловой педагогики;

• раскрыть сущность и содержание структуры мира объектов познания, человеческого сознания и способности личности воспринимать окружающую действительность, показать их идентичность и учесть их в целостном педагогическом процессе и учебной деятельности для придания последним нового содержания в формировании профессионального образа мира личности (ПОМЛ);

• обосновать необходимость внедрения новых понятий, ценностей и педагогических отношений в учебный процесс в условиях новой научной парадигмы;

• обосновать социально-педагогическую значимость пересмотра сущности учебного материала в аспекте субъектно-объектно-субъектной парадигмы, как связующего звена субъектов, ориентированного на его повышение до уровня мира объектов познания, представляющего совокупность мира человека, мира природы и мира культуры.

Надо отметить, что настоящая работа относится к области теоретико-методологических педагогических исследований. Например, классифицируя педагогические исследования как фундаментальные, прикладные и разработки, В. И. Смирнов пишет: «Фундаментальные раскрывают закономерности процесса воспитания, направлены на углубление научных знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей и не преследуют непосредственно практических целей» [100]. Практическим проблемам посвящаются прикладные исследования и разработки.

Следовательно, теоретическая работа и дополняющие друг друга научные теории представляют собой системы знания, системообразующим фактором в которых выступают общие законы реального мира, поднимающие на все более высокие уровни системного видения изучаемой реальности. Примером могут служить установленные нами положения о том, что материальный мир, человеческое сознание и его способность познать мир обладают идентичной системно-смысловой и ценностно-профессиональной структурой, которые были использованы в развитии педагогической теории. Теоретические основы их были опубликованы нами в ряде изданий.

Перенос этих идей в практику системы образования, педагогики и методики преподавания предметов позволит:

• эффективно формировать профессиональный образ мира у обучающихся, помочь им осознать внутреннюю тенденцию развития изучаемой науки, ее прошлое, настоящее и ближайшее будущее, в пределах которого будет развиваться их профессиональная деятельность;

• обеспечить целостное и системное мышление, активизировать познавательные возможности обучающихся;

•  очистить предмет от избыточного и привходящего знания;

• сконцентрировать его относительно «временной оси» развития науки;

• реализовать подлинно смысловое обучение и воспитание и выйти к дидактическим основам ценностно ориентированной смысловой педагогики;

• формировать диалектическое мировоззрение и профессиональный образ мира личности в процессе познания мира.

Вытекающим отсюда также предметом конкретного теоретического исследования стали аспекты использования личностных качеств (воспитание системно-смысловых и ценностно-профессиональных отношений и чувственности личности к миру объектов познания) и придания новых качеств миру объектов познания (раскрытие системно-смысловых и ценностно-профессиональных значений мира объектов познания) в целостном педагогическом процессе, то есть переход от информационного подхода к ценностно-смысловому. Смысл перехода и его история раскрыты в следующих аспектах:

Первый аспект – это краткий анализ истории развития педагогических взглядов и методов теории образования, выдвижение новых ценностей и идей и на их основе построение образовательно-воспитательной системы.

Суть этого аспекта – это переход от информационного к системно-смысловому и ценностно-профессиональному объяснению предмета и далее переход к ценностно-смысловому педагогическому анализу мира объектов познания в изучении предмета.

Второй аспект – расширение педагогических понятий и содержания образования психолого-философскими и естественно-научными воззрениями.

Отсюда вытекает третий аспект – роль ценностно-смысловых идей в формировании методов современной педагогики, построении педагогических теорий и методике преподавания предмета.

Четвертым аспектом теоретического исследования стал новый взгляд к наглядности, значение которой в педагогике трудно переоценить.

Принцип наглядности – это есть продукт смыслового, ценностного и профессионального воображения реального мира объектов познания, который, включая в себя норму, нормативную функцию, образует чувственное созерцание процесса. Наглядность является одним из методов и форм формирования научного взгляда и возбуждения интереса, мотивов интереса и развития педагогического мышления. Она является связующим звеном образного мышления с опытом. Смысловые отношения рассматриваются не как удобства, а как необходимое свойство мышления, и они являются не произвольными, а вытекают из самого мышления и педагогической практики.

Пятый аспект вытекает из анализа формирующей роли новой модели обучения и воспитания – не только как одного из способов построения ценностно ориентированной смысловой педагогики, но и как источника активизации познавательной, творческой и избирательной (профессиональной) деятельности обучающихся.

Ведущая идея исследования заключается в том, что формирование ПОМЛ как цель образования должно осуществляться с позиций системно-смыслового и ценностно-профессионального усвоения учебного материала в соответствии со структурой мира объектов познания, человеческого сознания и его способности, исходя из актуализации усваиваемых знаний. Педагогические отношения должны базироваться на субъектно-объектно-субъектной парадигме.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические и естественно-научные учения:

• о предметно-социальной сущности личности, мира объектов познания и факторах их формирования;

• об определяющей роли творческой и профессиональной деятельности в развитии личности; о познаваемости мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности всех педагогических явлений и процессов;

• о диалектическом единстве мира природы, мира человека и мира культуры;

• о преобразующей силе человеческого ума и его созидающей в исследовании практической деятельности.

Определяющее стержневое методологическое значение имел системно-смысловой и ценностно-профессиональный подход и к природе личности, и к миру объектов познания; теория целостного педагогического процесса, теория управления.

Достоверность и обоснованность научных выводов и рекомендаций обеспечивается логикой, исходными теоретико-методологическими позициями, философскими, психологическими, естественно-научными воззрениями и подходами, соответствием научного аппарата и методов исследования, всесторонним анализом данных теоретических исследований работы, а также позитивными результатами, достигнутыми в ходе обсуждения и внедрения предложенных идей, моделей и систем в педагогическом процессе в средних школах и вузах.

В соответствии с гипотезой исследования, решение проблемы развития педагогики путем совершенствования теоретико-методологической ценностно ориентированной смысловой основы методом выдвижения новых идей включают в себя: модель образовательно-воспитательной системы формирования профессионального образа мира личности, методы психолого-педагогического и философского обеспечения познания в результате интеграции естественно-научного, социально-гуманитарного и информационно-математического циклов, которые образуют педагогический научный язык.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических, научно-методических и научно-практических конференциях и семинарах по проблемам науки и образования, подготовки педагогических кадров, профессиональной ориентации, послевузовской подготовки, управления инновационными процессами в системе образования и становления новой педагогической парадигмы.

1.1. Смысловая педагогика как расширение традиционной теории педагогики

Придерживаясь жестких позиций признания только традиционной, локально-стационарной педагогической системы, мы заведомо закрывали бы путь для исследования механизма приращения ее ценностей, что неизбежно заставило бы нас на каком-то историческом этапе поставить вопрос об ее кризисе и рождении новой парадигмы.

Педагогика не стоит на месте. Подобно обществу, которое уходит от одних традиций и вырабатывает новые, педагогика также меняется непрерывно. Однако появление новых педагогических понятий, ценностей и идей должно опираться на традиции для сохранения смысла и прежних ценностей. В то же время приращение ценностей должно осуществляться через критику некоторых традиций и отбрасывание некоторых «старых» ценностей. В этой ситуации одним из центральных вопросов решения данной проблемы, следовательно, является проблема статуса новообразованных ценностей.

Известно, что понятие кризис фиксирует резкое увеличение скорости разрушения старых ценностей, сжатие временных рамок этого процесса, поэтому оно не позволяет новым понятиям и категориям быстро адаптироваться к традиционной системе ценностей (Ф. Кумбс [57]).

Также на современное состояние педагогики и образования стало оказывать колоссальное влияние развитие научно-технического прогресса, особенно в сфере коммуникации и в понимании материального и духовного мира личности, которые изменили сами способы общения и соотношения между людьми и миром объектов познания, и в более широком контексте между сознанием и бытием, духом и внешним миром.

С одной стороны, происходит увеличение количества систем, претендующих на статус нового содержания образования и педагогики, с другой – адаптация их к традиционным образовательным и педагогическим системам. Это происходит за период жизни человека или даже еще быстрее, одного поколения. В результате происходит разрушение не только отдельных ценностей, но и целых систем ценностей, традиций и целостной системы образования и педагогики, которые господствовали на протяжении нескольких столетий. Символы и образцы традиционной системы педагогики и образования начинают исчезать или менять свой смысл и значение, а новые идеалы, ценности расходятся с традиционными.

В таких условиях, на наш взгляд, главное назначение изменения содержания образования и его действие состоит в том, чтобы оно служило средством и условием развития самой педагогики, которая в свою очередь развивала способности, формировала творческое мышление обучающихся и тем самым заложила основы воспитания личности, способной мыслить и действовать в любой среде жизни и быть мобильной в различных ситуациях. Новые идеалы и ценности должны служить новому принципу и приобрести новый смысл, чтобы они позволили включить в содержание образования новые направления. На наш взгляд, такими направлениями в системе образования являются «психология образования», «философия образования» и «самоорганизация системы образования», которые расширяют и подчеркивают социальную, личностную и мировоззренческую значимость педагогики.

Появившееся в последнее время понятие смысловая педагогика, как новый этап научно-теоретического и методологического познания и развития сегодняшней теории обучения и воспитания, является актуальной проблемой общей теории педагогики и образования. В этой постановке она исследована еще недостаточно, хотя в педагогике, психологии, философии и в других науках данная проблема поднимается давно. В связи с этим правильное, научно-теоретическое и методологическое понимание основ формирования и развития смысловой педагогики имеет большое значение для исследования логики современного научного педагогического знания.

Вопрос о теории педагогики является одной из старых проблем теории воспитания, обучения и развития, хотя в разные времена он принимал различные формы в связи с развитием общества и культуры.

При этом, правда, он оставался в основном в рамках теории обучения и образования. А проблема воспитания выступала в неразрывной связи с решением вопроса обучения и образования. В педагогической литературе эта сторона проблемы широко обсуждается. Она исследуется во всех работах, посвященных теории и истории педагогики.

Здесь мы будем затрагивать ее лишь в общих чертах.

Нас интересует другой аспект вопроса – теоретико-методологические и естественно-научные основы становления смысловой педагогики как теории воспитания и метода формирования мира личности, как учета системно-смысловой и ценностно-профессиональной ориентации личности в присвоении структуры изучаемого материального мира (картины мира), мира объектов познания и мира личности, механизма перевода мира объектов познания в мир личности.

Для решения этой проблемы, на наш взгляд, прежде всего необходимо выяснить, что именно мы изучаем, учебный материал или мир объектов познания, и в результате этого что именно мы формируем, знания или профессиональный образ мира личности.

Такой анализ возможен только при едином рассмотрении материального и духовного, интериоризации, рефлексии и рецепции личности, которые предусматривают преобразование структуры внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [47, 52, 89].

Рассмотрение этой проблемы педагогики в таком аспекте исследования интенсивно началось только в последнее время. Что касается психолого-философских и естественно-научных основ становления смысловой педагогики, то это пока недостаточно изученный пласт педагогической науки. Это, по существу, один из принципов методологии теории педагогики, учение о теоретических принципах построения целостного педагогического процесса, учебной деятельности, изложения предмета, форм и способов научного педагогического познания учебного процесса.

Методология носит всеобщий характер, однако она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. И одной из таких сфер является, в данном случае, целостный педагогический процесс, учебная деятельность (проблемы образовательно-воспитательной системы) и педагогические отношения, исследование которых предполагает раскрытие их сущности, выдвижение новых идей и разработку соответствующих методов.

Также известно, что методология непосредственно связана с мировоззрением. Вся система ее результатов и предписаний предполагает мировоззренческую интерпретацию и сопряжена с мировоззренческой направленностью. Однако, на наш взгляд, для педагогики должно быть характерным не только формирование знаний, умений и навыков и научного мировоззрения, но и раскрытие системно-смыслового и ценностно-профессионального значения картины мира, образа мира, профессионального образа мира для личности, то есть формирование профессионального образа мира личности.

Картину мира создает наука, а образ мира, профессиональный образ мира создаются совокупностью всех наук.

Воспитание начинается с создания картины мира, образа мира и профессионального образа мира в сознании человека и должно заканчиваться формированием целостной системы мира, куда входит и профессиональный образ мира личности.

Следовательно, педагогика, определяя механизмы создания профессионального образа мира и формирования ПОМЛ, должна учитывать личностные качества педагога и обучающихся. При таком рассмотрении становится ясным, на основе какого подхода можно построить педагогическую деятельность преподавания и обучения.

Диалектическое понимание сущности этого процесса есть понимание развития истории педагогики и представляет собой логическое продолжение всей предшествующей педагогической культуры и логики. Гегель относительно развития истории философии писал: «Так как сущность философии всегда остается одной и той же, то каждый последующий философ включит и необходимо включает предшествующие системы в свою собственную; ему же, собственно, принадлежит только тот способ, каким он их дальше развивает… Для того, чтобы последние достигли своего полного развития, чтобы они выступали определенно перед сознанием, они должны быть сначала установлены отдельно. Благодаря такому установлению эти точки зрения, правда, получают характер односторонности по сравнению со следующей высшей точкой зрения; однако последняя не уничтожает их и также не оставляет их в стороне, а включает их в качестве моментов в свой высший принцип» [34].

Такая характеристика целого, несомненно, относится и к развитию смысловой педагогики, так как оно внутренне связано с классической педагогикой и выступает как ее продолжение. Но она должна иметь свое научно обоснованное начало. Поэтому, рассматривая рождение новой, современной педагогики в истории педагогического познания и анализируя традиционную, в качестве такого начала мы выбрали проблему теоретико-методологических и естественно-научных основ ее формирования.

Почему выбор пал именно на такое начало обоснования ценностно ориентированной смысловой педагогики, несколько показано выше, и оно будет развито в дальнейшем.

Здесь подчеркнем, что рождению и построению смысловой педагогики, кроме тех принципов и выдвижения новых педагогических отношений (парадигмы) (они будут рассмотрены в Главе II), также способствовало появление таких новых направлений в содержании образования, как «психология образования», «философия образования», «самоорганизация системы образования», «формирование новых педагогических общностей» и понятий, как «системность», «смысл», «ценность», «профессиональная значимость» мира объектов познания, «профессионализация познания», «отношения-сверхотношения» и «чувственности-сверхчувственности» личности к результатам познания действительности, верному ее отражению в мышлении человека и осознанию чувственной потребности личности.

Ниже мы рассматриваем эти направления и ценности.


Психология образования

Развитие творческих возможностей личности в педагогическом процессе, на наш взгляд, задается теми складывающимися в сознании системными, ценностно-смысловыми и профессиональными представлениями мира объектов познания, которые ориентируют учебный процесс в педагогическом пространстве, сообщая избирательность отношения и чувственности личности к учебной деятельности. Поэтому ценностно-смысловые и профессиональные приоритетные начала есть тот механизм, который определяет выбор педагога в учебной ситуации и переводит любую деятельность в нравственно-чувственную плоскость, выбирая определенный тип отношений между целями, проблемами, задачами, способами и средствами обучения и воспитания.

При этом педагог должен создавать, прежде всего, свой собственный профессиональный образ мира и только затем должен согласовывать с их проблемами, выдвигаемыми ценностно-смысловыми и профессиональными ориентациями обучающегося. Что это означает? Это когда педагог свою системность и профессиональность действий, смысл и ценность мира объектов познания, воплощенного в самом себе, ориентирует на создание системно-смыслового и ценностно-профессионального пространства обучающегося, где будет разворачиваться тот вид педагогической деятельности, когда обучающийся станет участником педагогического процесса познания и у него появится желание знать и учиться, преобразуя свой мир и самого себя.

Такой подход в педагогике называется интерсубъективным подходом, где отсутствуют императивные (повелительные) действия педагога. Он выполняет только направляющее действие на познавательную деятельность обучающегося, через его системно-смысловую и ценностно-профессиональную ориентированность. Такая познавательная деятельность обучающегося называется личностно образующей и основывается на утверждении его познавательного потенциала и взаимного проникновения системно-смысловых и ценностно-профессиональных полей педагога и обучающегося в целостном педагогическом процессе. Этот подход поднимает обучающегося до уровня своих системно-смысловых и ценностно-профессиональных ориентиров и предметного мышления. Это создает у обучающего свой собственный образ мира, переходящий в профессиональный образ мира личности. Внешние мотивы для обучающегося становятся внутренними, дается возможность осознать смысл, ценность и профессиональную значимость знания.

На страницу:
2 из 9