bannerbanner
Дорогой папочка! Ф. И. Шаляпин и его дети
Дорогой папочка! Ф. И. Шаляпин и его дети

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 7

Юрий Пономаренко

Дорогой папочка!

Ф. И. Шаляпин и его дети

От редакции

Дорогие читатели!

О жизни великого русского артиста и певца написано немало. Но мы предлагаем Вам новую, своеобразную и уникальную книгу… В чём же заключаются её особенности? Их, на наш взгляд, – две. Во-первых, данная книга позволяет взглянуть на жизнь этого гениального человека глазами его семьи и детей. Во-вторых, большая часть воспоминаний и иллюстраций в России никогда не публиковалась. Автор-составитель книги – Ю. А. Пономаренко – проделал гигантскую многолетнюю работу для того, чтобы с этими воспоминаниями смогли познакомиться и российские читатели.

Шаляпин уехал из России не сразу после Октябрьской революции. Он продолжал выступления и в 1918 году стал художественным руководителем Мариинского театра, но это было очень непросто. В театральную жизнь постоянно вторгались новые «культурные руководители», пытавшиеся упразднить буржуазное искусство, и 29 июня 1922 года Шаляпин вместе с семьёй уехал на заграничные гастроли, из которых решил не возвращаться. Нарком просвещения А. В. Луначарский высказался так: «Рано или поздно он от нас удерёт. <…> Это случится либо в следующую его поездку, либо просто он в один прекрасный день перейдёт финскую границу и – конец». В 1927 году, после того как певец пожертвовал в Париже 5000 франков детям нуждающихся русских эмигрантов, отношение к невозвращенцу резко изменилось. Шаляпина обвинили в пособничестве белой эмиграции, лишили звания Народного артиста и запретили въезд на родину. К тому времени певец прочно обосновался в Париже, его искусство было востребовано и любимо во всём мире и обеспечивало возможность ему с большой семьёй жить безбедно и независимо. Но единственная закрытая граница в Россию не давала Фёдору Ивановичу покоя до конца жизни: «В Нижнем есть такое местечко: бульвар на высоком берегу, а внизу река. Золотые монастырские маковки поблескивают, кругом простор русский, ни с чем не сравнимый, так и вижу эту картину. Даже запах речной чувствую. И никакие Парижи да Лондоны мне этот уголок не заменят».

Главный редакторЯ. Гройсман

Кто они, дети Шаляпина?

Предисловие

Фёдор Шаляпин – одна из ключевых фигур «серебряного века» русской-культуры рубежа XIX–XX веков, исключительное явление по личностным чертам и характеру, символ России периода первой волны эмиграции. Истинно русский человек – сын Волги, и этим многое сказано. Как писал его современник, искусствовед Эдуард Старк: «Из сияющей сферы его духа, при беспредельности её границ, вытекают все особенности его творчества, также не знающего в своём проявлении никаких перегородок. Смелому духу творца соответствует такое же смелое выполнение им каждой поставленной себе задачи. Железной силе воли отвечает и степень художественного достижения». В мемуарно-биографической литературе о Шаляпине часто приходится развеивать мифы и несправедливые суждения об артисте, рассказывать правду, которой он служил. При подготовке этой книги я вспомнил слова А. С. Пушкина из письма его П. А. Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы – иначе!» Вот почему нам дорога каждая человеческая черта и поступок Шаляпина – гения, который говорил, что искусство начинается лишь там, где есть внутренняя правда.

Мне довелось участвовать и быть свидетелем открытия первых музеев Ф. И. Шаляпина: в шаляпинской школе в Горьком в 1965 году и в его доме на Пермской улице в Ленинграде в 1975 году. Там я познакомился с другими энтузиастами-шаляпинцами и, главное, воочию увидел детей артиста. Так началось наше длительное и плодотворное знакомство.

Дети Шаляпина, его внуки и внучки, а сегодня уже правнуки и правнучки следили и следят за сохранением шаляпинского наследия на его родине, но их поражало бесстыдное враньё и искажение некоторых фактов его биографии. Дочь артиста Татьяна в одном письме своему другу отметила: «…меня очень раздражает, что люди пишут и говорят о папе, как будто бы они его самые близкие друзья и знают, что он чувствовал и думал, и говорил. А на самом деле всё это не так…»

В одном из многочисленных интервью в Америке Шаляпин сказал: «Семья – это основа жизни любого народа. Любовь, как и искусство – вечна. Чем меньше законов о браке и семье, тем лучше, ибо чувства сами создают для себя законы…»

У Шаляпина было две семьи и девять детей, не считая приёмных, живших у него некоторое время. В первой, московской семье росли дети, матерью которых была итальянская балерина Иола Торнаги: Игорь, Ирина, Лидия, Борис и близнецы Фёдор с Татьяной. С 12 лет в семье Шаляпина жил младший брат Василий, а позднее его сын Игорь. В этой семье некоторое время воспитывался и Саша Тропин (1902–1920) – приёмный сын артиста.

Во второй, петербургской семье родились три дочери: Марфа, Марина и Дассия. Вместе с ними воспитывались дети жены, Марии Петцольд, от первого брака – Эдуард и Стелла.

Артист уделял постоянное внимание своим детям – об этом свидетельствуют переписка Шаляпина с друзьями, коллегами, детьми, его стихи, многочисленные рисунки и огромный фотоархив. Все дети любили отца, соревновались за его ласку и пытались во всём ему подражать. Артист это понимал и говорил всем: «Больше всего на свете я люблю свой дом и свою семью. Это для Вас я Шаляпин. Дома я папочка».

Порой это было непросто. Первая семья существовала до 1906 года, а вторая – с Марией Петцольд (Елухен) – с 1906 года и до конца жизни. Но артист содержал обе семьи, уделял внимание всем детям. Сначала (до 1919 года) родители по общей договорённости скрывали от детей их сводных братьев и сестер, а затем, после взаимного знакомства, у выросших уже детей начался период осмысления их положения, привыкания друг к другу и дружбы. Только один Фёдор-младший до конца жизни так и не смог принять вторую семью отца и везде обвинял вторую жену артиста, называя её «разлучницей, немкой Петцольд».

Быть сыном или дочерью гениальной личности, тем более артиста такого масштаба, как Шаляпин – это не только судьба, но и тяжкое испытание. Носить такую фамилию, постоянно испытывать на себе изучающие взгляды окружающих нелегко. Сегодня, когда дети Шаляпина ушли из жизни, можно говорить, что они славу отца выдержали с честью.

Почти все они оставили воспоминания. Дочери Ирина и Лидия писали, ориентируясь на литературу об отце, старались сами анализировать его творчество. Старший сын Борис, главный художник американского журнала «Таймс», ничего не писал, зато с удовольствием рассказывал, давая интервью. Удачные мемуары оставил сын Фёдор. Особый интерес представляет книга младшей дочери Шаляпина, Дассии, которая написала о последних годах жизни отца. Но она справедливо заметила, что её воспоминания – не документ для исследователей, а «память сердца», сохранённая из детства сердцем и чувством».

В воспоминаниях детей Шаляпина для нас очень важно было узнать, каким великий артист был в домашней обстановке, каким он был отцом и мужем. Читая их, мы получаем подтверждение своим впечатлениям от музыки и слов великого артиста, беззаветно любившего детвору.

Вице-президент Межрегионального Шаляпинского центраЮ. Пономаренко

Хронология жизни и творчества Ф. И. Шаляпина

1873, 1 февраля – в Казани, в семье помощника волостного писаря Ивана Яковлевича Шаляпина (1838–1901) и его жены Евдокии Михайловны (1844–1891), родился сын Фёдор.

1881–1882 – обучался скорняжному, токарному и сапожному ремеслу, учился в Шестом городском начальном училище. Пел в церковном хоре регента И. О. Щербинина, освоил нотную грамоту, стал певчим при архиерейском хоре Спасского монастыря.

1883 – впервые побывал в театре, на дневном представлении пьесы П. П. Сухонина «Русская свадьба на исходе XVI века». Начал помогать отцу в переписке служебных бумаг. Систематически посещал театральные представления.

1884 – прислуживал в церкви Спасо-Преображенского монастыря. Продолжил учебу в Шестом городском начальном училище. В качестве статиста выступил в спектаклях «Жизнь за царя», «Фауст», «Африканка».

1885 – окончил училище с похвальным листом. Служил писарем в ссудной кассе, участвуя статистом и певчим в хоре. В сентябре был отправлен родителями в Арск обучаться ремеслу столяра и переплетчика, но в декабре из-за болезни матери вернулся в Казань и поступил писцом в Казанскую уездную управу.

1886–1887 – работая писцом, выступал в театре статистом и хористом, получал первые драматические роли в любительских спектаклях.

1889 – исполнил роль жандарма в спектакле «Бродяги».

1890, 29 марта – исполнил первую сольную партию – Зарецкого в опере «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сцены в Городском театре. Ушел из семьи, в Казани поступил профессиональным хористом в опереточную труппу С. Я. Семенова-Самарского для выступлений в Уфе. Участвовал во всех спектаклях в выходных ролях.

18 декабря – исполнил ведущую роль Стольника в опере С. Монюшко «Галька».

1891 – выступил в партии Феррандо в опере Д. Верди «Трубадур», в роли Держиморды в «Ревизоре» Н. В. Гоголя; получил для бенефиса роль Неизвестного в опере А. Н. Верстовского «Аскольдова могила». В июне уехал из Уфы и поступил хористом в малороссийскую труппу Г. Деркача, с которой выступал в Самаре, Астрахани, городах Средней Азии. В Баку перешёл в труппу Русской комической оперы Е. Лассаля.

1892 – в Тифлисе поступил в оперную труппу Р. Ключарева, после её распада служил писцом в управлении Закавказской железной дороги. В сентябре начал учиться у певца Д. А. Усатова, вошел в Тифлисский музыкальный кружок, участвовал в любительских драматических и оперных упражнениях.

1893 – выступал в литературно-музыкальных концертах. 30 апреля впервые исполнил роль Дона Базилио в «Севильском цирюльнике».

8 сентября – заключил контракт с оперной антрепризой В. Н. Любимова – В. Л. Форкатти в Тифлисский Казенный театр на зимний сезон.

1894 – в театре за сезон выступил в 62 спектаклях основного оперного репертуара. Уехал в Москву, заключил контракт со столичным садом «Аркадия». В Петербурге вступил в оперное товарищество Панаевского театра и выступал там с 18 сентября. Выступил в сезоне 67 раз в 12 операх ходового репертуара.

1895, 1 февраля – спел на закрытой пробе в Мариинском театре арии Руслана («Руслан и Людмила») и Сусанина («Жизнь за царя»). Подписал контракт на три года. Выступил в трех дебютных спектаклях: «Фауст» (Мефистофель), «Руслан и Людмила» (Руслан), «Кармен» (Цунига). В театре выступал мало и на второстепенных ролях.


1895 г.


1896 – приглашен С. И. Мамонтовым в труппу Русской Частной оперы (РЧО) на летний сезон в Нижний Новгород к открытию XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. В труппе познакомился с итальянской балериной Иолой Торнаги, вскоре ставшей его женой. В сентябре перешёл работать в Мамонтовскую Русскую Частную оперу.

1897 – впервые выступил в ролях Князя Вязьминского («Опричник»), Досифея («Хованщина») и Варяжского гостя («Садко»). Летом совершил вместе с молодыми артистами РЧО первое заграничное путешествие: посетил Вену, Париж, Берлин, Дьепп.


Всемирная выставка. Русский павильон. Париж, 1900 г.


1898,27 июля – обвенчался с Иолой Торнаги в Спасском храме села Гагино Владимирской губернии.

7 декабря – впервые выступил в главной роли в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».

1899, 3 января – в семье Шаляпиных родился сын Игорь.


1902 г.


24 сентября – Фёдор Иванович впервые выступил на сцене Большого театра в опере «Фауст» (Мефистофель).

1900, 10 февраля – родилась дочь Ирина. В мае с оркестром В. В. Андреева выступил перед элитной публикой в Париже на открытии Международной выставки.

1901 – в столице мировой оперы с огромным успехом выступил в театре «Ла Скала» в опере «Мефистофель» на итальянском языке и произвел фурор. В августе в Н. Новгороде познакомился с М. Горьким. 30 августа родилась дочь Лидия.


С женой, Иолой Торнаги-Шаляпиной в Нижнем Новгороде, 1903 г.


1903, 15 июня – от перитонита умер сын Игорь. Некоторое время после похорон Шаляпин с женой жили у М. Горького. Осенью выступил с концертами в пользу достройки Народного Дома в Нижнем Новгороде.

1904 – приобрел участок земли близ деревни Старово-Ратухино для постройки семейной дачи.

22 сентября – родился сын Борис.

1905 – подписал постановление московских композиторов и музыкантов о необходимости демократических реформ в России.

21 сентября – родились близнецы Татьяна и Фёдор.

1906 – фактически разорвал брачные отношения с И. И. Шаляпиной-Торнаги. Вступил в отношения с М. В. Петцольд.

1907 – выступил в Парижской опере в 5 Русских Исторических концертах, впервые познакомив Запад с русской музыкой.


Шаляпин со своей первой семьей на даче. Дети – Таня, Федя, Боря. Лида, Ирина. 1908 г.


1908, 19 мая – опера «Борис Годунов» впервые полностью исполнена за границей.

22 мая – президент Франции К. А. Фальер наградил Шаляпина званием кавалера ордена Почетного легиона.

1910, 1 февраля – у Ф. И. Шаляпина и М. В. Петцольд родилась дочь Марфа.

19 февраля – выступил в Монте-Карло на премьере оперы «Дон Кихот», написанной для него композитором Ж. Массне.

22 апреля – император Николай II пожаловал певцу звание Солиста Его Императорского Величества. В мае Шаляпин приобрёл для своей первой семьи дом в Москве на Новинском бульваре.

1912, 1 марта – родилась дочь Марина.

24 апреля – Ф. И. Шаляпина наградили званием солиста Короля Итальянского.

1913 – выступил в Народном доме столицы в серии спектаклей в пользу Ломоносовского общества грамотности для бедных сирот. Впервые познакомил Париж и Лондон в «Русских сезонах» с шедеврами русской оперной классики: «Борис Годунов», «Хованщина» и «Псковитянка».

1914 – вновь выступил в Лондоне в «Русских сезонах» в операх русских композиторов. Когда в июле началась Первая мировая война, певец открыл лазареты для раненых солдат: в Москве во флигеле дома на Новинском бульваре, в Петрограде в доме № 90 по Екатерининскому каналу; посещал передовые позиции под Варшавой и давал благотворительные концерты.

1915 – семья Шаляпина поселилась в доме № 2б по Пермской улице (Петербург), где прожила до эмиграции в 1922 году. Впервые сыграл в кино – исполнил роль Ивана Грозного в фильме А. И. Иванова-Гая «Дочь Пскова» (другое название – «Царь Иван Васильевич Грозный»).

1916 – Николай II указом повелел Правительствующему сенату дать внебрачным дочерям Ф. И. Шаляпина Марфе и Марине фамилию отца.

1917 – петроградский журнал «Летопись» начал публиковать книгу Шаляпина «Автобиография. Страницы из моей жизни» в редакции М. Горького (вышла не до конца из-за закрытия журнала).

26 марта – Ф. И. Шаляпин участвовал в концерте-митинге Преображенского полка в Мариинском театре, исполняя с хором и оркестром «Песню революции» собственного сочинения (ставшую гимном новой России) и «Марсельезу».

1918, 19 октября – нарком А. В. Луначарский объявил о решении правительства Коммуны Северной области «даровать звание народного артиста» Ф. И. Шаляпину.

16 ноября – общее собрание артистов-солистов Мариинского театра наградило Ф. И. Шаляпина званием заслуженного артиста государственных театров.

1919, 19 июня – вместе с А. В. Луначарским и И. В. Экскузовичем был принят В. И. Лениным в связи с разработкой проекта «Декрета об объединении театрального дела».

10 декабря – участвовал в концерте в Большом театре для делегатов VII Всероссийского съезда Советов, закончил выступление «Дубинушкой», которую подхватил весь зал.

1921, 17 июля – родилась младшая дочь певца Дасcия. С разрешения Политбюро ЦК РКП(б) дал серию концертов в пользу голодающих России в Латвии, Англии и Америке.


Со старшими дочерями от первого брака: Лидией и Ириной, 1920-е гг.


1922, 29 июня – дал прощальный дневной концерт в Большом зале Петроградской филармонии. Вечером отправился на лечение и длительные заграничные гастроли, из которых не вернулся.

1925 – приобрел дом на улице д’Эйло, № 22 в Париже. Гастролировал в Париже, Германии, Чехословакии, Венгрии, Лондоне и Брюсселе. Уехал в ноябре на длительные гастроли в США и Канаду до мая 1926 г.

1926 – выступил с концертами и оперными спектаклями в Париже и Лондоне.


С дочерями от второго брака: Мариной, Дассией и Марфой. 1926 г.


С 4 июня – гастролировал в Австралии, Новой Зеландии и на Гавайских островах, а с 27 октября до 9 апреля 1927 г. – большие гастроли по городам США, Канады и Мексики со своей оперной труппой.

1927 – на родине артиста развернулась кампания против него – за помощь «белогвардейцам».

24 августа – вышло постановление Совнаркома РСФСР о лишении Ф. И. Шаляпина звания народного артиста. В ноябре был официально оформлен развод Ф. И. Шаляпина с И. И. Шаляпиной-Торнаги.


С М. В. Петцольд в день венчания в Праге


10 ноября – был зарегистрирован законный брак Ф. И. Шаляпина и М. В. Петцольд.

1928 – выступил в США с 25 концертами и операми «Фауст» и «Борис Годунов», во Франции в операх «Борис Годунов», «Дон Кихот» и «Фауст».

1929 – гастроли по 20 городам США, во Франции с «Русской оперой».

1930 – сделал собственную постановку оперы «Борис Годунов» и выступил в ней в Милане, Бухаресте, Риге, Стокгольме, Праге. Выступил с концертами русских песен в Кишинёве, Вене, Лозанне, Будапеште, Белграде, Загребе, Варшаве, Милане и Генуе.

21 июня – 6 октября – гастролировал с операми «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник» в Аргентине, Уругвае и Чили.

1931 – с труппой Русской оперы выступил в операх «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Фауст», «Дон Карлос» и «Русалка» на гастролях в Монте-Карло, Стокгольме, Риге и Копенгагене.

1932 – в августе в парижском издательстве «Современные записки» вышла в свет вторая книга Ф. И. Шаляпина, «Маска и душа». Артист снялся в главной роли в звуковом фильме «Дон Кихот» (реж. Г. Пабст).

1936 – выступал с концертами русской музыки в Шанхае, Токио, Нагое, Осаке, Харбине, Дайрене, Тяньцзине, Пекине.

1937, 6 мая – в Варшаве в последний раз выступил на оперной сцене в спектакле «Борис Годунов».

23 июня – дал свой последний концерт в Истборне (Англия). Летом лечился от тахикардии и эмфиземы лёгких и отдыхал в Эмсе, Зальцбурге, Татрах, Вене.

1938 – в конце февраля ведущий гематолог Вейль диагностировал у певца лейкемию.

12 апреля – Шаляпин скончался в 17 ч 10 мин в своем доме на улице д’Эйло.

18 апреля – похоронен на кладбище Батиньоль.

1984 – прах певца был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Могила Ф. И. Шаляпина


Первая семья

Иола и Фёдор Шаляпины вскоре после венчания. Нижний Новгород, 1898 г.


Иола Торнаги

16.12.1873 (Монца) – 3.01.1965 (Рим)

Иола Торнаги, 1900 г.


Первой женой Фёдора Ивановича стала итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он познакомился в Нижнем Новгороде: молодые талантливые артисты были приглашены С. И. Мамонтовым на всё лето работать в новом городском театре, открытом к знаменитой Выставке 1896 года.


Старшая дочь Ирина записала историю встречи родителей со слов самой Иолы:

Рассказ матери

Моя мать – итальянка Иола Торнаги. Историю ее знакомства с моим отцом Фёдором Ивановичем Шаляпиным я расскажу с ее слов.

В 1896 году я танцевала в Милане. На зимний сезон у меня уже был подписан контракт в Лион, как вдруг я получаю через агентство Кароцци предложение выехать с балетной труппой в Нижний Новгород. Приглашал С. И. Мамонтов.

Для нас, итальянцев, это было событием. Россия казалась нам далекой и загадочной страной.

Наконец мы прибыли в Нижний Новгород. Нам объяснили, что надо будет переехать на другой берег Волги.

Волга поразила нас своими просторами. У нас в Италии таких рек нет. Вдруг мы увидели какое-то странное сооружение, похожее на мост. На нем уже было много людей и, что нас особенно удивило, – телеги, запряженные лошадьми, коровы, какие-то корзины с курами… Нам предложили войти на этот мост. И вдруг мост, к великому нашему изумлению и страху, поплыл… Это был паром.

Переправившись на другую сторону Волги, мы, смеясь и перекидываясь шутками, всей ватагой двинулись пешком к Николаевскому театру, который, как оказалось, был не достроен. Кругом сновали какие-то люди, рабочие таскали известку и прочий строительный материал. Это было для нас неожиданным сюрпризом, и многие из моих товарищей стали громко выражать свое недовольство. На площади поднялся шум!

Вдруг видим, издали, направляясь к нам, идет высоченный мужчина. Он приветствовал нас, размахивая шляпой, и беспечно и весело улыбался.

Артист Малинин, который встречал нас на вокзале, подвел к нам этого человека. Он был худ, немного нескладен из-за огромного роста, у него были серо-зеленые глаза, светлые волосы и ресницы, его широкие ноздри возбужденно раздувались, а когда он улыбался, обнажались крепкие и ровные зубы.

– Фёдор Шаляпин, – представился он. У него был приятный грудной голос. Малинин объяснил нам, что это молодой бас, которого С. И. Мамонтов пригласил на летний сезон. Нам было очень трудно запомнить его фамилию, и мы стали называть его: «Иль-бассо».

Молодой Шаляпин сейчас же принял горячее участие в нашей судьбе. Проводив нас в гостиницу, он заявил, однако, что здесь дорого, неудобно, что он советует нам переехать на частную квартиру, где живет сам, где замечательная хозяйка и где он, конечно, будет всячески ухаживать за нами. Все это объяснялось жестами, мимикой и было очень смешно. Все же мы с подругой Антоньеттой Барбьери решили остаться в гостинице.

Вскоре начались репетиции. Я познакомилась с С. И. Мамонтовым: удивительный это был человек, художник и знаток театра, он прекрасно говорил по-французски и по-итальянски, и нам с ним было интересно и легко разговаривать.

К открытию сезона готовили оперу «Жизнь за царя». Наш балет усиленно репетировал мазурку и краковяк. Но итальянец Цампелли, хотя и прекрасный балетмейстер, поставил танец в неверных темпах. На закрытой генеральной репетиции мы разошлись с оркестром и в смущении остановились; остановился и оркестр.

Скандал!!!!

И вдруг на весь театр раздался молодой раскатистый смех. В ложе сидел Шаляпин. Одна из наших подруг подошла к рампе и сказала ему громко:

На страницу:
1 из 7