Полная версия
Искатели. Свидетели. Творцы
Потому отец Дмитрий пришел не лычки себе цеплять, карьеры ради, а души спасать, с верой, что потихонечку и здесь наладится жизнь по Божьим заповедям.
В канун Крещения Господня отец Дмитрий попросил всех православных в разных уголках края разделить духовную радость его маленького прихода, поддержать в нынешнем скромном существовании и вере в будущее.
С ощущением умиротворения и тепла, в тихом раздумье возвращались мы в Новороссийск. За окном морозец разрисовал доселе унылые пейзажи в светлые краски. До самого горизонта торжествовало в розовом закате подснеженное, неяркое солнце. Один из острых лучиков неожиданно ударил в глаза и пронзил нечаянной радостью уставшее сердце.
Новороссийский рабочий, 28.11.1990
Загадка русского дома
Автор: Людмила Курова
Ангелину Александровну Полоз некоторые считают женщиной со странностями. Отчего? Может быть, чрезмерно она, не по-нашенски, полна сострадания к людям. Копали солдаты траншею на улице, зазвала их к себе на обед и от души угостила: борща хорошего сварила, пирожков напекла. А потом ехала из города, привезла им мороженого. Что хорошего видят солдатики у себя в столовке? Жаль их, мальчишек. А вот другим этого как будто и не понять.
У нее в доме вечно кто-нибудь живет. Почтальон и тот так просто письма не бросит в почтовый ящик, а обязательно зайдет в дом, словом перекинется с хозяйкой. Не дом, а клуб какой-то. Впрочем, это из совсем другой жизни – клуб. Скорее, это просто традиционно русский дом, и тоже как будто из другой жизни, прошлой.
Ангелина Александровна всегда в хлопотах, явно отразившихся на ее быте – и ремонт с кафелем в ванной (это в поселке Мысхако), уход за садом, печенье пирогов (гостинцев для старушек из дома-интерната, Нади без обеих ног, Лиды слепой и их соседок). В ее доме беспрерывно звонит телефон, каждый раз отрывая хозяйку очень не вовремя: от плиты, разговора или расклейки маленьких иконок – опять же для стариков.
А может, он и должен быть именно таким, этот русский дом. Где место есть всему и всем: и непонятным странникам, и гостям, музицирующим вечерами за отменным чаем с накрахмаленными салфетками, и, наконец, совсем невесть как оказавшимся здесь девушкам-австралийкам, потомкам русских эмигрантов. Они – опять же предмет забот Ангелины Александровны. В долгой переписке с ними и хлопотах по поводу их устройства в московский институт Ангелина Александровна добралась до самого декана, поразив его напористостью. Она заставила его смотреть в глаза ей, немолодой женщине, вырвавшейся из провинции с требованием хотя бы ответить этим австралийкам. Добилась-таки, приняли. Зачем? Чтобы знали русскую культуру и не теряли духовной связи с нашей горемычной родиной. Чтобы русские чувствовали себя русскими везде, куда бы их ни забросила судьба. Так считает хозяйка русского дома.
Смотрю на глянцевитую фотографию оттуда, из Австралии – этой по виду совсем не русской уже семьи, и вот странность, узнаю в ней что-то очень близкое, полузабытое, из «той жизни». То ли в самой расстановке перед фотокамерой, то ли в фигуре русского священника в традиционном облачении… Дело было под Новый год, пусть жаркий, австралийский. Но все-таки что-то угадывается. Из другой жизни. А что было в ней?
Ангелина Александровна выносит и выносит мне свой архив: фотографии, письма, документы. Это целый дождь, или ветер, ураган, который порывом выбрасывает из общей кипы какую-нибудь фотографию, – а ты берешь ее в руки и удивляешься: откуда такое может быть?
1914-й год, 1916-й – боже мой, какие лица! Канун войны, канун революции – и какое благородство, простота, спокойствие в этих людях, но и какие судьбы ждут впереди… Дед Ангелины Александровны – железнодорожник, построил два добротных дома в Николаеве для своей большой семьи. Вот она на фотографии – многочисленные дяди и тети, которых и не упомнишь. Один из них был архитектором в Киеве, другого – коммуниста, директора сахарного завода – во время войны немцы казнили. Третьи репрессированы… А это уже сестры пошли: Валентина Александровна Василевская работала авиаконструктором, была репрессирована, умерла от голода…
Маме было 14 лет, когда гимназию, где она училась, посетил государь. Государыня всем девушкам подарила красивые пелерины и медальон на черной ленте. Фотография сохранила от того времени облик светлой, благородной девушки. Мамина сестра, Мария Ефимовна Плахова, – сестра милосердия морского госпиталя в Николаеве, в 1916 году отправила все ценное, что было в доме – четыре лошади и серебро, в Красный Крест. Заболела тифом и умерла в 1921 году.
Корни этой семьи восходят к петровским временам – об этом свидетельствуют уцелевшие реликвии. А сберечь их было ох как нелегко, хранить – и одновременно собирать по крохам останки русского дома. Вот скатерть с кружевом ришелье, серебряный черпачок, пасхальное подарочное яйцо, на котором когда-то сидел золотой жук. Его в трудные годы пришлось продать – на стекле осталась лишь едва заметная волосинка.
– А это церковь и часовня рядом, до сих пор они стоят в Николаеве. Здесь все мои родные крестились, венчались, и маму тут отпевали, – торопится мне рассказать Ангелина Александровна, ведь фотографий еще так много…
Казалось бы, стоит ли мне сейчас второпях повторяться о традициях старого русского дома? Наверное, вы об этом читали. Но тем и удивительна Ангелина Александровна, что не замуровала она под стеклышком ту жизнь, хотя и бережет каждую семейную бумагу строго. И былое наложилось на нынешнюю обыденность странными переплетениями судеб…
Несколько лет назад познакомилась Ангелина Александровна с одним человеком. Звали его Василий Александрович Василенко. Вернулся он из мест заключения, а у нее подрабатывал, помогал строить дом. Был он тихим, неразговорчивым, да и немудрено. Соседи заметили за ним одну странность: в выходные уходил Василий на Косу, строил из гальки небольшую горку и сверху клал розу.
– Утонул у него тут кто, что ли? – спрашивали хозяйку.
Ангелина Александровна осторожно расспросила Василия, и тот поведал историю, в которую трудно было сразу поверить.
Был Василий как-то в заключении с политическими. С разными людьми довелось повстречаться, среди них был один совсем уже древний, но крепкий монах из Ново-Афонского монастыря. Быть бы тому монаху уже давно на том свете, да повезло. Когда везли выселенных монахов морем, по дороге от ужасного питания началась у арестантов дизентерия, стали они умирать. Так и так ждала их смерть, но тут вышел из строя двигатель, а это охранникам уже никак не улыбалось – заболеть могли и они. Вот монаха, знакомца Василия, и спасли тогда его золотые руки. Запустил он двигатель, а за это выпустили его в порту на все четыре стороны, вроде как списали. Правда, потом опять арестовали. Остальных же довезли до Новороссийска и расстреляли, именно на Косе, подальше от города. Но, по всей видимости, свидетели остались, ибо отголоски той истории дошли до наших дней.
На Косе расстреливали и позже. О том, как это делалось, мне рассказал верующий Евгений Федорович К. Его жена в 37-м году еще девочкой видела, как увозили расстреливать заключенных, закапывали трупы под Колдун-горой, в районе радиостанции. Делали это впопыхах, и шакалы рылись потом в человеческих останках, а вездесущие дети видели, как торчали руки, ноги из земли…
Так вот в лагере старый монах и сказал Василию: «Сам я уже не смогу, а ты молодой, выйдешь на волю – езжай в Новороссийск, найди то место». Обещал Василий исполнить волю старика.
И вот, чтобы хоть как-то освятить то трагическое место, стал приходить на Косу, чтобы вновь и вновь возводить странный памятник из гальки и с живой розой…
Не мог не взволновать этот рассказ верующее сердце Ангелины Александровны. Она стала искать свидетельства о тех давних событиях. Завязалась огромная переписка. Трудно даже сказать, кому она только не писала – в течение нескольких лет. В конце концов, вести пришли оттуда, откуда Ангелина Александровна их меньше всего ожидала – из Америки, от ее двоюродного брата, Виктора. Там, в журнале «Православная Русь» (№1, 1983 г.) он нашел публикацию – с фотографией Ново-Афонского монастыря и рассказом о гибели монахов в Новороссийске.
Свой долг русского человека Ангелина Александровна видит теперь в том, чтобы память о мучениках-монахах увековечить знаком.
«Только не ставьте пирамид каких-нибудь, – пишет из Америки Виктор, – знаю я вас. Поставьте что-нибудь в русском традиционном стиле. Может быть, крест?».
И еще прислал брат фотоальбом. Он посвящен храмам, поруганным на Руси. Очень грустное, доложу вам, зрелище. Заросшие чертополохом стены с едва проступающими ликами святых. Не таков ли и сам наш нынешний общий дом – заплеванный, обрушенный, на чем только держится?
Но уберите чертополох, смахните грязь и паутину – и вы увидите, как вспыхнут грозной и неукротимой силой очи на вечных фресках, вы почувствуете, с какой силой и стойкостью держатся за родную землю нерушимые стены. Их можно взорвать, вырыть ямы на святом месте, но все равно обязательно останется кто-то, кто знает и помнит – здесь был храм. Кто сохранит – и храм, и дом, и память.
Новороссийские новости, 3.12.2004
Гулливер в стране парусников
Автор: Соня Ланская
Новороссийскому клубу истории флота исполнилось 15 лет. А инициатором и руководителем клуба стал известный в городе судомоделист Валентин Силантьевич Шикин. Почетный работник Морфлота известен еще и тем, что в прошлом создал музей танкерного флота на основе построенных им и его учениками моделей танкеров разного типа. Это был не просто музей, а настоящая лаборатория технического творчества. Более 180 моделей судов были выполнены им в масштабе 1:100 и напоминали страну лилипутов, где каждый посетитель чувствовал себя Гулливером. Можно было ходить среди моделей и ощущать себя адмиралом целой флотилии. Но перестроечные времена больно ударили по многим, в том числе и по музею. Его закрыли, чтобы сократить расходы пароходства, а модели, что получше, растащили по домам, другие раскидали, куда попало, иные валялись в непотребных местах и их просто пинали, как ненужный, отживший хлам.
Проглотив эту боль. Валентин Силантьевич не расстался со своими затеями, продолжил преподавание в клубе юных мореходов, вновь обучая ребятишек строить суда в миниатюре. И лично сам Валентин Силантьевич начал создавать целую флотилию кораблей, вошедших в историю Новороссийска. Теперь два из них – великолепные парусники «Силистрия» и «Двенадцать апостолов» украшают городской музей-заповедник. И найти Валентина Силантьевича проще всего именно в музее. Он ведет раздел флота, которого здесь явно не хватало, ведь наш город и вся его жизнь всегда были связаны именно с морем, людьми морских профессий. И ныне, заглянув в один из самых дальних уголков музея, можно увидеть изящные парусники, живописные полотна наших новороссийских художников, членов клуба истории флота. А верным хранителем этой коллекции остается руководитель клуба…
– Первую свою модель… – призадумался Валентин Силантьевич, – страшно подумать, я сделал 65 лет назад, еще до войны – это была маленькая лодочка. Родился я на Волге, и перед моими глазами проплывали буксиры, пароходы. Я их делал из дерева осокарь, у него была такая толстая кора, которая легко поддавалась обработке. Мне было лет 7-8, а дед мой во времена НЭПа в Балакове вместе с шестью сыновьями держал судоремонтную мастерскую. В 30-е годы семью раскулачили, и все перебрались в город Вольск. Вот у деда я и присматривался к мастерству. А потом мои опыты, только уже в другом виде, продолжились во время войны.
Тогда мне было уже 11 лет, и я, как и другие мальчишки, хотел стать защитником Отечества. Напротив, через реку, со времен Екатерины, были немецкие колонии. Нынешние города Саратов и Энгельс называли столицами немецких поселений. А перед войной сюда приглашали немецких специалистов для работы на предприятиях химической промышленности, здесь создавалось химическое наше оружие. К тому же в этих местах, в поселке Шиханы, проходили обучение немецкие летчики. А во время войны русских немцев выселили с Волги, чтобы они не пособничали своим во время военных действий. Но фашисты забрасывали своих парашютистов в эти поселения, а мы вместе со взрослыми ловили диверсантов и мнили себя настоящими бойцами. В 42-м немцы близко подошли к Сталинграду и бомбили Саратов. Вольск. А я начал мастерить «поджиги» – это такой сучок с медной трубочкой, куда набивалась сера. Мы готовились к обороне.
В 1945 году юный Шикин закончил восьмилетку, а в 1947 после учебы в школе юнг в Гурьеве его послали на Керченский рыбозавод, на сейнер «Сайда». И это было поближе к тому делу, которому он посвятил жизнь. В 1949 году его направили на курсы подготовки командного состава судоводителей. И до 1951 года он плавал в качестве второго помощника капитана на сейнере. А потом призыв на службу в армию, и Валентина Шикина берут в Вольск… в воздушную школу. Но в летчики не взяли, служил на военно-воздушной базе. После службы в армии с небес наш герой опустился под землю, добывать уголек в шахтах. Но как-то случился обвал, и его привалило, товарищи вытащили, а спускаться под землю уже не смог. Вновь решил менять профессию. Поступил в коммунально-строительный техникум и… увлекся архитектурой. А преподавателем у него был знаменитый в нашем городе главный архитектор Валентин Силыч Данини. Потому тогдашнее пристрастие 30-летнего Валентина Шикина было вполне объяснимо.
После техникума его пригласили на работу в Армавир, в горкоммунхоз. Словом, научился за эти годы будущий почетный работник Морфлота всему: и отбойный молоток держать, и плотничать, и бетонные работы выполнять. Как нарочно судьба вела этими дорожками, чтобы прийти, наконец, к любимому занятию. Он стал преподавать в ПТУ, в школе ДОСААФ морское моделирование. Потом заведовал лабораторией технического творчества Управления нефтеналивного флота и далее двадцать лет преподавал в мореходке. Вот тогда и были построены те знаменитые модели для музея танкерного флота. Были и спецзаказы. В лабораторию обратился «Мосфильм», нужна была модель танкера для съемок фильма «Тревожное воскресенье». И ее выполнили в масштабе 1 к 10, длиной 14,5 метра. По фильму это было иностранное судно «Гент», его спускали на воду, а потом дубль за дублем поджигали, взрывали, и судомоделистам приходилось вновь и вновь восстанавливать миниатюрный танкер.
…Но, наверное, самой увлекательной работой в последние годы стала для Валентина Силантьевича Шикина постройка исторических судов. Накопленные им материалы, книги, журналы, где давались подробные описания и чертежи судов со времен Петра I, позволили исполнить заветное – 13 миниатюр кораблей, парусников, вошедших в историю флота России и Новороссийска. На этих кораблях происходила высадка десанта на берега Цемесской бухты в прошлом веке. 84-пушечный парусник «Силистрия» и 120-пушечный «Двенадцать апостолов» – это была трудная работа. Только для «Двенадцати апостолов» Валентин Силантьевич выполнил более 15 000 деталей, а над каждой моделью он корпит по два года, не меньше. Хотя и это не предел. Другой участник клуба истории флота Александр Сивенцов мастерит некоторые свои модели даже не один десяток лет. На выставке можно увидеть незавершенную его миниатюру тончайшей работы знаменитого корабля «Sovereign of Seas» («Властелин морей»), копию модели, подаренной английским королем Петру I. С этого времени, кстати, в России стали делать модели (сам царь Петр этим занимался). Получается, что Шикин и его товарищи стали продолжателями дела Петра.
Кстати, когда Валентин Силантьевич водит экскурсии для школьников, то непременно их спрашивает: с какого времени началась героика Новороссийска? И далеко не каждый знает, что город Новороссийск отличился еще в годы Крымской войны. Все помнят рассказы Льва Толстого, где описана оборона Севастополя, а в это время в Новороссийске происходили аналогичные события. Англо-французские корабли трое суток обстреливали город. А по всему периметру укрепления, построенного вокруг Новороссийска земляного вала, стояли 64 орудия, и нашей Приморской батарее удалось выстоять перед врагом. Александр II, только вступивший на трон в это время, впервые увидел победу в войне именно в Новороссийске. Все защитники укрепления были награждены серебряным рублем, шесть офицеров – орденами и 23 рядовых – медалями. В честь этих событий первое вошедшее в состав Черноморского флота судно назвали «Новороссийск» и после еще 22 различных корабля (военные, промысловые, сухогрузы, танкера и буксиры) получали это имя. Такого не случалось больше в истории флота.
Нынче члены клуба истории флота собирают материалы, проводят конференции, посвященные различным событиям на Черном море, пишут учебные пособия для курсантов НГМА, очерки, исследования, создают живописные полотна. Есть и молодые последователи у клуба. Курсант НГМА Андрей Таламанов написал очерк «160 градусов – курс на дно» о гибели лайнера «Адмирал Нахимов», историю судна, начиная с момента его постройки и завершая материалами расследования причин аварии, списками погибших. Свои полотна, где с удивительной достоверностью изображены известные морские сражения, посвятили героям русского флота командиры подводной лодки в отставке Владимир Тихоновский и Юрий Моклюк. Да и сам Валентин Силантьевич не чурается взять кисть в руки.
А вот молодых судомоделистов не так много. Я спросила, почему. Оказывается, чтобы исполнить свою мечту, нужно прежде научиться владеть множеством инструментов. А это дано не каждому. К своим моделям Валентин Силантьевич шел десятилетиями и считает, что он не самый гениальный моделист, с удовольствием показывая при этом недостроенный парусник Сивенцова, где каждая деталь выточена с ювелирной точностью и изяществом. И таких деталей будет 50 тысяч.
Какой судьбы этим коллекциям хотел бы пожелать руководитель клуба истории флота? На этот вопрос Валентин Силантьевич отвечает однозначно. Приморскому городу нужен морской музей. Вот только не хватает понимания идеи, а может, влиятельной авторитетной личности, способной ею проникнуться, чтобы воплотить в реальность.
Рубцы войны
Память о войне – той, Великой войне, – не оставляет нас. Все меньше остается в живых участников и свидетелей событий 1941 – 1945. Но то, что они успели рассказать, теперь навсегда останется с нами.
Новороссийские новости, 11.02.2005
Дранг нах Остен
Автор: Соня Ланская
Известный в нашем городе человек Валентин Свидерский считает себя коренным новороссийцем, хотя и родился в Краснодаре. Его предки обосновались в Новороссийске в 1899 году. Семья Свидерских волею обстоятельств курсировала то в Краснодар, то в Туапсе. В тридцатые годы отцу грозил арест. Тогда ведь в каждом думающем человеке пытались изобличить врага народа. Но отца предупредили, и он успел уйти по берегу моря из Туапсе в Новороссийск, где и работал до самой войны. А Валентин с матерью жил в деревне. В 39-м вернулся в город и поступил в 1-ю школу, что была на Октябрьской площади.
Так вся его семья оказалась в центре событий, развернувшихся во время войны в Новороссийске. Вездесущие мальчишки, видели и знали больше, чем взрослые. Он не просто помнит, как из рук в руки от наших к немцам и наоборот переходили улицы и площади города, но и нанес на карту расположение сил, расписав таким образом события тех лет.
Великая вещь память. Она пронзает время и возвращает все ощущения, эмоции, страхи и радости, случившиеся с новороссийцами в годы оккупации…
– В сорок первом я был пионером, – рассказывает Валентин Евгеньевич. – Мы жили ожиданием войны, она казалась нам прекрасным героическим событием. Ведь все дети были воспитаны на фильмах о гражданской войне. Напротив госбанка находился тогда кинотеатр «Ударник», куда трудно было попасть, поэтому на улицу выносили динамики, и мы с трепетом слушали, что там происходит на экране. Патриотические фильмы были нашей религией. Мы думали, что наша армия самая непобедимая в мире, и когда начнется война, мы зададим немцам перца и погоним домой восвояси.
Но в жизни оказалось все не так, как на экране. Начались бомбежки, голод, наши отступали. И это страшно рвало душу. Самое страшное было видеть, как гибнут наши. С трех аэродромов в районе Новороссийска поднимались в воздух до 18 советских истребителей, и в течение получаса 5-6 из них падали на землю. И это было невыносимо. Однажды в районе Колдун-горы мы наблюдали воздушный бой. Наш самолет был сбит, летчик выпрыгнул из горящей машины с парашютом, и немцы добили его еще в воздухе.
Позже, уже в 4З-м, когда наступил перелом в войне, мы шли с матерью в село за продуктами и наблюдали такую картину. Два наших истребителя сбили четыре немецких, и из одного из них спускался на парашюте немецкий летчик. Наш летчик облетел фашиста дважды, но не расстрелял. Я спросил маму, почему наш не сбивает немецкого летчика. И она ответила, что русские воины не добивают поверженного врага.
Отца не взяли на фронт по болезни. Но когда город оккупировали немцы, его забрали в лагерь, который находился в пригороде, в Цемдолине. Был страшный голод. На мне был поиск каких-нибудь продуктов. Мы, пацаны, знали, что на борту затонувшего недалеко от берега сухогруза были продукты. Оттуда мы достали несколько ящиков рисовой каши в банках. Остальное (чай, сахар) размокло. Так что каша была нашим спасением.
В районе Новороссийска оказались 6ольшие скопления составов с продуктами, которые немцы собирались перегонять из оккупированных территорий в Германию. Это было что-то неимоверное: до 10 тысяч туш баранов, 200 тонн первосортной белуги, зерно, консервы, шоколад, голландский сыр, от которого, кстати, жутко воняло на весь город, когда он начал гореть. Плюс ко всему на железной дороге скопилось много боеприпасов, одежды и бог знает еще чего. И когда началась бомбежка, то все эти припасы разлетелись по городу. Банки с консервами были вроде снарядов. Разбомбили и целый состав с комбижиром. Тонн 40 его вылилось в речку. Мой пес Джек, видать, подумал в том момент, что оказался в раю, стал жадно хлебать из речки эту вкуснятину, которую мы давно не пробовали. Я притащил домой пару ведер жира, и это нас выручало.
Приходилось что-то выменивать. В деревне в ходу были нитки, иголки, мыло, и если ты что-то имел из того, то был богачом. На это можно было жить. Когда город только начали бомбить, то магазины еще были полны товара. Люди, кто что мог, утаскивали домой. Мне тоже посчастливилось, из ювелирного магазина я притащил остатки роскоши: целое ведро позолоченных серег и ведро мраморных слоников, на которые потом выменивали продукты. К берегу под страхом расстрела немцы запретили приближаться, поэтому рыба была недоступна, море не спасало от голода.
В тот момент было ощущение, что война проиграна. Наши несли огромные потери, а немцы демонстрировали свое превосходство. Наша семья жила на улице Декабристов, и я видел, как наши отступали после боя со стороны Кабахахи. Страшное было зрелище. На моих глазах рушился миф о сильной непобедимой армии. Многие бойцы шли оборванные, иные в штатской одежде, у некоторых вместо знаков отличия были надписи на гимнастерках. И когда я навещал отца в лагере, то там видел раненных немытых голодных бойцов, которые умирали сотнями.
Мы с пацанами собирались и обсуждали все эти события. Рядом с поверженными русскими солдатами немцы выглядели победителями. Это были в основном молодые, от 30 до 35 лет, люди, здоровые, румяные, жизнерадостные, холеные, хорошо одетые, в начищенных сапогах. Если офицеры, и того пуще – в лайковых перчатках, морды надменные. Весь мир был у их ног, потому всегда в запасе французские коньяки, маслины из Испании, сыры из Дании и сигареты из Марокко. Экипированные от и до. И все продумано до мелочей, чувствовалось, что к войне они хорошо подготовились. А нам со страниц наших газет (особенно враньем отличалась «Пионерская правда») писали, что там, в Германии, немцы голодают, давно съели всех крыс и собак. Здесь же мы видели совершенно другое.
Вот чего они не учли, – наших норд-остов. Шинели у них тонкие были. И когда заходила бора, немец терял вид, превращался в сосульку, напяливая на себя все теплые тряпки.
С приходом немцев люди ожидали зверств и расстрелов, но поначалу ничего такого не происходило. Всех наших убитых бойцов похоронили во рву, вырытом на Октябрьской площади. При этом собрали жителей, и один из немецких офицеров в честь погибших даже выстрелил в воздух из парабеллума. Единственно запретили хоронить Витю Новицкоrо. И это только подтверждало то, что Витя сильно насолил им, отстреливаясь до последнего от наступавших немцев.