bannerbanner
Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия
Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия

Полная версия

Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Создание единственного шаблона для социального действия не может отобразить социальную реальность в ее многообразии и конкретики. Стоит отметить, что на протяжении большей истории людей были те, кто в своих действиях были более свободны, а были и те, кто ежедневно выполнял одни и те же функции доводя их до автоматизма пока не покинут этот мир. То есть, уже на теоретическом уровне нельзя отрицать того факта, что у различных людей область выбора социальных действий различает (а вместе с тем различаются и последствия действий, и факторов формирующих их). К ответу на данную проблему приблизился Пьер Бурдье и Х. Йоас, однако они пришли к заблуждению о том, что вовсе нельзя понять социальные действия группы людей, а только единичные акты. Прошлые концепции социального действия подходят для нашего анализа, только после изменения их под современные условия, которые, как мы увидим ниже, характеризуются мобильностью капиталов (для людей становятся важными не только экономические блага, но и культурная образованность, обладание символами престижа и власти, идентификация себя с определёнными субкультурами и пр.), мобильностью полей (действия в поле экономике влияют на нашу культуру и образование, в то же время действия в поле искусства, могут вызвать преобразования в экономике), мобильностью социальных действий при одновременном контролировании одних людей другими.

Таким образом мы рассмотрели с вами три необходимых для нас концепции социального действия, которые вбирают в себя основные положения всех прочих теорий. Концепции Бурдье, Вебера и Парсонса послужат основой для наших дальнейших исследований касаемо конкретного проявления социального действия в XXI веке. По мере нашего изложения будут всплывать и другие теории, которые лишь дополняли названные три концепции. В основной части главы, где мы ответим на вопрос, что такое социальное действие, мы систематизируем информацию трёх данных авторов и необходимые нам методологические основания. Сейчас же мы заметим, что данные теории раскрывают суть социального действия под разным ракурсом. Благодаря их совместному рассмотрению мы сможем увидеть, что социальное действие имеет как субъективный, так и объективный характер. Оно обладает причинами своего появления, а также его последствия влияют на отдельного человека и на социальную структуру в общем. При совместном развитии всех данных трёх концепций мы также приходим к выводу о необходимости рассмотрения множества различных групп и их влияния на наши социальные действия, наши идентичности, наши самоощущения, наши отношений с другими людьми и влияния других людей на нас. На данном этапе мы видим, что эти три концепции выступают для нас в форме цветовой палитры «Red-Green-Blue’, откуда мы можем получить все дальнейшие необходимые нам цвета (в нашем случае, теоретические концепции подтвержденные социальной практикой).

Следует отметить, что данная книга не стремится выработать новую общую теорию социального действия. Мы не будем выстраивать свои теоретические концепции «системы координат действия». Основная ее цель показать, чем определяются наши поступки в повседневном мире, т.е. являемся ли мы собственными творцами своей жизни и пришла ли к нам обещанная неолиберализмом личная свобода или мы продолжаем находится под властью со стороны других людей? Я не стремлюсь выработать общие механизмы действия. Надеюсь читатель смог осилить всю вышеизложенную научную аналитику прошлых теорий, которую я постарался максимально упростить для понимания. В дальнейшем мы будем стремиться использовать публицистическое изложение фактов. Когда мы будем рассматривать наши поступки, будем исходить из общетеоретических выводов принятых в социологии и лишь добавлять наши наблюдении для облегчения понимания наших действий.

Так что же такое, социальное действие?

Переходя к ответу на вопрос поставленный в заглавии данной главы «Что такое социальное действие?» мы рассмотрим конкретные этапы, от осознания индивидом ситуации, до последствий наших поступков. Начать стоит с того, что перед тем, как решить, стоит ли нам вообще действовать, мы определяем ситуацию. Даже когда наши поступки являются резкими эмоциональными реакциями на раздражителей, мы должны понять откуда исходит это раздражение, можем ли мы сейчас поступить эмоционально, в каком социальном контексте мы находимся. Наши эмоциональные действия будут различаться если мы находимся в компании родственников, в компании друзей, среди коллег по работе или выступаем перед толпой фанатиков. Для того чтобы внешние силы побудили нас внутренне действовать, то есть преобразовать условия нашего существования, изменить другого человека, одним словом быть нацеленным на результат отличающийся от прежней действительности, необходимо, чтобы для это существовали социальные условия.

Помимо социальных условий, в рамках которых действует субъект, необходимо какое либо инициирующее событие, ситуация, действие. Говоря упрощённо, необходима причина и социальное происхождение мотива действия человека. Если вдруг человек поступает без причины, по биологическому импульсу, то в обществе принято расценивать это в качестве психического отклонения. Когда мы в следующей главе начнём рассматривать в общих чертах социальное взаимодействует этот пункт будет рассмотрен более подробно.

Следующим пунктом формирования нашего социального действия являются социальные факты влияющие на личность. К социальным фактам, в данном случае, мы будем относить определённый социальный характер, которым обладает человек по той причине, что является членом определённой группы; определённая социальная роль и позиция, которую занимает человек в рамках данной социальной системы; функция, которую он выполняет в обществе, и те характеристики, которые образуются в результате влияния его субъективного социального опыта, т.е. то, что дополняет социальный характер.

Следующим пунктом развития социального действия будет являться субъективное осознание и оценивание ситуации. На данном этапе, всё ещё формирования социального действия, человек принимает и осознаёт раздражителей (ситуации или действия других людей, побуждающие нашу ответную реакцию в виде социального действия), ориентируется в социальных условиях общества. Чаще всего этот этап у людей в повседневной жизни происходит примитивно и шаблонно. Но если мы берём идеальную ситуацию рефлексивного действия, то есть действия осознанного, то в этом случае человек проводит анализ исторических условий, осознаёт свою социальную роль и ожидания других людей, оценивает себя и свои способности, оценивает возможность изменить окружающий его мир и т. д.

После субъективного осознания инициирующего события и социальных условий действия, человек принимает решение и создаёт для себя план развития социального действия, мысленно оценивает возможные результаты и препятствия в процессе его воплощения.

После всех этапов формирования социального действия субъект переходит к его реализации. На данном этапе он непосредственно направляет свои мотивы, цели, интересы на социальную жизнь общества, дополняет и изменяет её. В результате наступают последствия социального действия, которые могут быть как преднамеренными, так и непреднамеренными. Данные последствия могут вызвать ответную реакцию или наоборот прервать социальное взаимодействие и изменить социальные отношения внутри общества. Помимо прочего, большинство социальных действий в повседневной жизни в своих последствиях приводят к стабилизации социальной системы и поддержанию её в нормативном и фактическом порядке. Подробнее каждый этап мы рассмотрим ниже, а в последующих разделах будет показано, как современный мир со всеми свойственными ему институтами и механизмами регуляции влияет на наши поступки.

Стоит быстро отметить, что в данной книге, когда мы будем рассматривать социальное действие, мы должны будем исходить из принятия всего многообразия различных структурных и межличностных факторов влияющих на наши поступки. Именно в этом заключается недостаток большинство теории, которые разрабатывали общую структуру социального действия. Несмотря на то, что мы также рисуем некие идеальный, общий механизм наших поступков, мы принимаем во внимание, что он является лишь приблизительно идеальным и принят нами лишь для упрощения рассмотрения механизмов социальной регуляции на наше поведение (более того, он позволяет нам соответствовать методологии социальных наук). В процессе анализа читатель сам убедится, что несмотря на теоретическую абстрактность наших исходных положений, они проясняют многие наши повседневные действия в их конкретном многообразии. Ведь само название данной книги направленно на разъяснения с научной точки зрения наших действий.

Этап социальных условий

Мы не действуем каждый раз в новой реальности или в новых социальных отношениях. Наши повседневные действия встроены в определённые рамки, фреймы, в которых мы предпринимаем попытки влиять на что или кого-либо. Социальные условия представляют собой совокупность социальной системы, ее структуры, а также конкретный социальный контекст действия. Для примера, наше действие может разворачиваться в рамках средневекового феодализма, в момент торжества средневековых стереотипов и противоречий, а также в контексте наших взаимоотношений крестьянин-помещик на земле последнего. Как видно это сразу же может задать для нас общее поле, в котором будет предпринята наша попытка социального действия. Это, в частности накладывает на нас некоторые барьеры, которые нельзя преодолеть в данных социальных условиях, а также устанавливает некоторые поощрения к определенному виду социальных действий4. Таким образом социальные условия мы можем сравнить с социальным полем у Пьера Бурдье или с социальной структурой Парсонса.

Социальные условия вообще играют огромную роль в жизни человека. Они устанавливают его окружение, они устанавливают основные ценности и нормы, в рамках которых будут проистекать его социализация, отношения с другими людьми, формироваться его идентичность. Некоторые авторы выделяют, что социальные условия устанавливают для членов общества социальные нормы, формы общественной деятельности, уровень развития общества, место человека в обществе. говоря упрощённо, социальные условия выступают для нас в форме социальной среды, то есть совокупность экономических, политических, культурных и прочих характеристик, которые формируют окружение, социальные связи, характер социальных отношений, форму и границы возможных социальных изменений, направленность технологического развития и т. д. По причине такого большого охвата различных элементов понятием социальные условия, в процессе его анализа мы приходим к тому, что существуют макроусловия и микроусловия.

Социальные макроусловия – это характеристики единой социальной системы, её структуры, а также социальных институтов и социальных полей, в рамках которых планируются данные социальные действия. В этом случае мы принимаем во внимание то, на какой стадии развития находится общество, на каких технологиях строится материальная база производства, какие исторические закономерности и тенденции можно выделить в данный момент, а также в каком социальном поле находится человек. Приведем наглядное объяснение: общество можно охарактеризовать в качестве расцвета европейского средневекового феодализма, материальная база его основывается на развитых предметов сельскохозяйственного труда, среди его закономерностей наблюдаются упрочнение социального расслоения и кристаллизация сословий, социальное поле – образование (к примеру, отец учит сына как правильно обрабатывать землю). Однако из одного знания о том, что кто-либо находится в эпохе феодализма и обучается какому-либо мастерству ещё недостаточно для того, чтобы понять каким образом человек поведёт себя, на кого он будет воздействовать, каковы будут мотивы и интересы. Макроусловия задают нам общий климат для понимания микроусловий, происхождения социального действия, отбрасывают действия, которые не могут быть воплощены в их рамках (вряд ли при феодализме какой-либо человек мог показательно играть в своем смартфоне, за место того, чтобы учить латынь), конкретные социальные отношения (обмен между людьми или кооперация трудовых усилий)

Социальные микроусловия – характеристики социального окружения и социальных связей конкретного человека или общности. В их состав входит понимание конкретной обстановки действия (макроуслвоие – поле образования; микроусловия – крестьянское хозяйство на земле помещика, где отец обучает сына обходиться с землёй), Социальные условия устанавливают лишь общие, весьма расплывчатые рамки. Наименьшие общие знания, которыми обладают люди данного общества для взаимодействия между собой. Сюда можно также отнести и различные социальные институты, устанавливающие общие нормы и ценности человеческого поведения в их рамках.

Не следует думать, что социальные условия являются теоретически анализом общественной ситуации каких-либо учёных. Социальные условия оказывают большое влияние на формирование личности, её субъективных ориентиров, они устанавливают границы того, насколько широко может человек проявить себя в творчестве или к какому социальному порядку он может стремиться.

Однако социальные условия ещё не являются тотальным контролем за действиями индивида. Как мы указали, они устанавливают рамки действия людей, но не могут диктовать каковы будут эти действия. Никто не станет отрицать, что в особо кризисные моменты, определённая группа лиц решается на революционное преобразование общества. В этом случае происходит смена социальных условий, начинается новый толчок развития технологического производства, изменяются рамки дозволенных социальных действий, мировоззрений, норм и ценностей. Таким образом социальные условия не могут определить к чему будут стремиться социальные действия, всегда остаётся определённое поле человеческого творчества. В дальнейших разделах мы увидим, что границы этого социального творчества не являются постоянными, а изменяются от одного этапа развития к другому. В определённые периоды человеческой истории роль социальных условий возрастает и большинство населения начинают вести себя конформно, соответствовать всем условиям данного общества. Однако в другое время население может начать относится к рамкам системы с сомнениями в её адекватности. В этом случае мы также можем сказать, что социальные условия поспособствовали революционному преобразованию их самих же.

Понимание важности этапа социальных условий при формировании социального действия человека, помогает нам разбить укоренившиеся миф о том, что человек полностью свободен в выборе своих действий. Альбион Смолл в своих работах указывал, что социальная система (более широкое понятие – социальные условия) может устанавливать и влиять на интересы отдельных личностей. В частности, социальные условия могут устанавливать пределы интереса субъектов. В рамках феодальной формации интересы крестьянина будут разниться с интересами крестьянина в рамках капиталистической формации. У них будут различаться расходы и доходы, их положение в социальной структуре, их взаимоотношения с другими классами, их культурный капитал и пр. В более радикальной форме, социальные условия могут предопределять интересы отдельных субъектов, приписывать и навязывать им необходимые для её поддержания интересы. Возьмём современный мир. Господствующие группы желают, чтобы население имело потребности в предметах массового потребления. В соответствии с этим, они будут стимулировать искусственную потребность в этом, выдавать свои интересы за интересы всего общества. А в настоящий момент мы видим ещё более радикальную форму этого, когда последующие поколения господствующих элит сами попадают под влияние массового потребления. Таким образом, социальные условия в рамках капиталистической информации, в рамках властвования элиты, владеющей производством и средствами массовой информации, над другими людьми, стараясь обеспечить своё господство, она навязывает другим людям интересы, а в соответствии с интересами меняются и поступки людей.

Как мы видим, социальные условия, в отличии от мнения Т. Парсонса, способствуют не только поддержанию системы в равновесии, но и её коренному преобразованию. Они не могут определить точно, как будут происходить эти преобразования, какое конкретно инициирующее событие произойдет для вызова социального действия, но они определенно задают рамки, в которых данные действия проистекают. (Однако сегодня можно отметить, что роль социальных условий возраста и развилась вместе с технологическим прогрессом до такой степени, что в повседневной жизни, они могут устанавливают даже конкретные стремления и мотивации невзирая на идентичность человека, его характер, ментальность и пр. В дальнейших разделах вы сможете найти объяснение и раскрытие этого процесса под словами «мобильность контроля», «паноптикум», «современные механизмы социального контроля»).

Этап инициирующего события

Люди не приходят в этот мир, как в безграничное, безлюдное, чистое пространство. Рождаясь, человек попадает в сферу множества социальных взаимоотношений, социальных связей, социальных фактов, структур, системы и так далее. В соответствии с этим, когда формируется социальное действие оно не происходит с чистого листа, а является одним из элементов длинной цепочки последовательности таких же структурированных социальных действий.

Предположим, в один из дней в году вы купили товар в магазине, упаковали его в красочную коробку и отнесли своей подруге. Вы называете это подарком и вкладываете в него символический смысл приуроченный к определённой дате, к определенному событию, а именно дню рождения вашей подруги. В этом случае, ваше социальное действие, подарок другому человеку, не происходит спонтанно из головы, а основывается на определённом событии, которому обществу придало определенной окрас, установило традиционные действия в честь него. Следовательно, для того, чтобы вы выполнили социальное действие, вам потребовался повод, мотив, инициирующие события, которые поспособствовали вашему поступку.

Как видно из вышеприведённого примера, инициирующие событие представляется нам в двух формах. В первую очередь, оно является одним из условий, которое формирует социальное действие. Имея только характеристику социальной системы, мы не можем понять, что за действие будет происходить. Вернёмся к нашему примеру из предыдущего параграфа про крестьянское облучение отец-сын. Безусловно, отец стал обучать своего сына возделыванию земли, по той причине, что после смерти отца, сын унаследует его классовое положение, его долги, его клочок земли. Однако обучение это происходит не спонтанно, не из головы отца. Ему предшествовало определённое событие. Это могло быть достижение сыном возраста двенадцати лет или простая просьба сына научить его сельскохозяйственному труду. Также стоит отметить, что эти знания, которые отец собирается передавать своему сыну сформировались в длинной цепочке социальных действий передачи и накопления социального наследия (знаний о культивировании земли). Отец передаёт знания своему сыну не по той причине, что они живут при феодализме, а потому как он обладает этими знаниями и настал момент позволяющий это сделать. Произошла определённая ситуация в прошлом, которая побудила его именно сейчас и именно в данной форме свершить это социальное действие.

Многие люди считающие себя убеждёнными индивидуалистами могут не согласиться с такой трактовкой. Некоторые критики могут указать на то, что человек, как творческое существо может придумывать действия, поступать креативно. Некоторые люди могут сказать, что некоторые наши действия совершенно случайны, к примеру, если я вдруг уронил вазу. Последнее замечание не может относиться к данной книге, по той причине, что мы рассматриваем не просто любое действие совершенное человеком, а именно социальное действие5. В свою очередь слово социальное предполагает, что человек воздействует на других людей или на социум в целом, действует в рамках социальных отношений и взаимодействий. Что касаемо первого замечания касающегося креативности человеческих социальных действий, то стоит отметить, что человек не просто так начинает проявлять свою креативность. Если вдруг на каком-либо предприятии менеджеры проводят мозговой штурм, который поможет им увеличить производительность труда и в результате этого, один из менеджеров предлагает инновационное, креативное, творческое решение, то его действие имеет на то определённые причины. Оно было инициализировано в прошлом определенным событием, в данном случае совещанием менеджеров и выставлением повестки дня.

Во вторую очередь, инициализирующее событие конкретизирует и наполняет социальное действие отдельного человека смыслом и мотивом. Если бы у человека не было мотива его действия, то самого действия и не произошло бы. Мотив социального действия, то есть наша осмысленность то для чего мы поступаем, как мы должны поступить, к чему мы должны стремиться основывается на социальном и происходит из социального. Однако даже когда мотив действий не ясен субъекту, это не значит, что действие не имеет под собой инициализирующего обстоятельства. Если человек причиняет вред другому по причине обострения его психических отклонений, то в данном случае субъект действия не обладает ясным мотивом, однако имеет причину своего поступка (психологическое отклонение), а также самому действую могла предшествовать ситуация, которая оскорбила человека с психологическим отклонением и вызвала бурную, ненормальную для других людей в подобных ситуациях, реакцию.

Стоит также отметить, что человеку вовсе не обязательно понимать в чём заключается причина, в чём заключается раздражающий фактор (в особенности мы это можем видеть в повседневных действиях), который сподвиг его действовать. Если человек идёт по улице и уже на рефлекторном уровне приветствует своего знакомого не обдумывая в голове, что он видит знакомого и что в его обществе принято здороваться со знакомыми и прочие рассуждения, то его бессознательность действия не означает, что оно «висит в воздухе» в отрыве от общего социально взаимодействия в пространстве (люди находятся друг напротив друга) и во времени (человек в детстве приобрел привычку здороваться).

Инициализирующее событие также может быть двух видов. Первый вид таковых событий – это побуждающие. Человек шёл по улице и увидел другого человека, который является ему близким другом. он начинает ускорять шаг, подходит к нему и жмет ему крепко руку. Тот факт, что он увидел своего друга побудил его к тому, чтобы он подошел с ним поздоровался. Он мог вполне бы и не подходить к нему, а сказать «привет» на расстоянии или вовсе промолчать. В данном случае человек, в результате определённых действий, был поставлен в ситуацию, когда он мог произвести социальное действие, но также и отказаться от него (к примеру, если бы у него было плохое настроение). Стоит отметить, что в данном случае инициализирующее событие представляет собой достаточно субъективное восприятие индивидом социального контекста (субъективное восприятие будет подробнее рассмотрено ниже, на третьем и четвёртом этапе формирования социального действия). Одно и то же инициализирующее событие два человека могут понимать по-разному, оно может побуждать их к различным действиям. К примеру, если мы идём по улице в приподнятом настроении и вдруг увидели радостного, улыбающегося человека, то мы и сами начинаем невольно улыбаться ему в ответ. Однако если у нас будут абсолютно ужасные, агрессивные чувства, то при виде радующегося человека мы можем проявить агрессивность и злобу к нему, зависть. Однако прояснить эти моменты нам поможет первый этап, а именно социальные условия нашего действия, а также третий этап (будет изложен следующим), наша идентичность, характер, ментальность, роль.

Нельзя не отметить, что существует не только одно определённое, но множество инициализирующих событий. Некоторые из них происходит в моменте, а другие проявляются в человеческой памяти через определённый промежуток времени. Эти обстоятельства особенно важны при уголовном расследовании. Если люди сидели за выпивкой и вдруг один из них резко напал на другого, то это не значит, что инициализирующим событием стал задушевный разговор или совместное принятие алкоголя. Вполне вероятно, что один из собеседников давно планировал это нападение по причине старой обиды. В данном случае именно эта старая обида и являлась инициализирующим действием, которое проявило себя в социальном действии через промежуток времени. В этом случае, если мы хотим понять то, как мы действуем в повседневности или принять наиболее верное решение касаемо того, как нам следует действовать в данный момент, необходимо побыть археологами своей жизни и исследовать, что именно нас побуждает к данному действию, не лучше ли будет проявить пассивность? Но это уже четвертый этап формирования социального действия. Пока обойдёмся вышеизложенным анализом событий, которые побуждают нас к определенному социальному действию.

На страницу:
4 из 7