bannerbanner
Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия
Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия

Полная версия

Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Второй вид инициализирующего события – это обязывающие. К примеру, вы подписали трудовой контракт и на следующий день обязаны к 9:00 утрам приехать на работу и начать свою трудовую деятельность. Вы можете мечтать о том, чтобы стать независимым предпринимателем и быть обладателем огромного капитала, однако в соответствии с ранее подписанным контрактом вы обязаны будете работать.

Обязывающие предшествующие действия могут проявляться не только в официально изложенных нормативных актах, но также и в виде социальных фактов. Простой выходец из рабочей семьи сегодня не может сразу же создать своё предприятие и нанять рабочих. Хочет он того или нет ему придётся получать определенные деньги путём затраты своей рабочей силы, потому что он обладает базовыми биологическими потребностями. Люди могут быть неудовлетворены тем количеством и качеством результатов, которые они могут получить в результате данного социального действия, однако действуют именно так, по той причине, что существует объективная необходимость или объективное принуждение человека к данному социальному действию. В таком случае действия еловека не являются волевым выбором, а также не являются действиями на основе ценностно-нормативной системы.

Резюмируя можно сказать, что инициализирующее событие выступает для нас раздражителем, побудителем ответных действий. Однако оно происходит, разворачивается и побуждает в рамках определённых социальных условий. Но в данном случае важны не только социальные условия, в рамках которых мы встретили инициализирующее событие, но также и субъективное восприятие того, к чему оно может побуждать. В свою очередь, с объективной точки зрения, оно всё же устанавливает наиболее вероятные социальные действия. Самое главное, что нужно понять на данном этапе формирования наших действий, мы не действуем абсолютно свободно и импульсно. За каждым действием можно разглядеть ещё множество различных поступков других людей и массу социальных связей, которые поспособствовали тому, чтобы мы поступили именно так, а не иначе. Когда вы в следующий раз решитесь действовать определённым образом подумайте, кто или что вас заставляют действовать. Стоит ли постоянно идти за раздражителем?

Этап влияния социальных фактов

После произошедшего события, которое побудило вас к действию, но перед сознательной рефлексией того, как вам следует действовать, существует этап бессознательного ответа на реакции. К нему мы можем отнести такие характеристики, как социальный характер личности, социальная группа, в которой вы состоите, личный субъективный опыт, социальная позиция и роль, занимаемая вами. Всю совокупность данных характеристиках мы называем социальными фактами. Это означает, что они не зависят от индивида в данной конкретной ситуации. Они сформировались в процессе социальных взаимодействий, в процессе вашего членства в обществе. Вместе они создают вашу идентичность и ваши бессознательные шаблоны поведения в повседневной жизни.

Как мы уже разобрались ранее, человек существует в определённом обществе, к социальному действию его побуждают определённый причины-раздражители. Наличие причины и ценностно-нормативных ориентаций общества ещё не является достаточным для того, чтобы индивид начал действовать. Необходима также сама созидательная деятельность человека. Однако данная деятельность в которую входит осознание и создание плана своего действия, как мы уже указали ранее, не появляется спонтанно. В своих повседневных действиях мы уже имеем определённые знания, о существовании которых можем даже не знать.

Человек, который вырос в полной благополучной семье, получил среднее и высшее образование, является примерным семьянином и работником, будет существенно отличаться от того человека, который вырос в трущобах на окраине небольшого города бедной страны, с 8 лет начал работать, для того, чтобы накормить своих братьев и сестёр. Такое различие в действиях происходит по той причине, что они росли в различных условиях и принадлежали к различным группам населения. Первый человек принадлежит к среднему классу современного европейского общества, в то время как второй человек, выросший в трущобах, принадлежит к низшему классу отсталый страны. Первый человек, как свидетельствует последние данные, которые изучают средний класс в Европе, достаточно свободолюбив, терпим к чужому мнению, предпочитая действовать на основе своих личных предпочтений, а не традиции и обычаев. В то же время, человек из отсталых слоёв общества, отчуждённых от нормальной развитой социальной жизни, будет следовать в большинстве случаев традициям и обычным, с которыми он мог ознакомиться ранее. Его будет пугать новый опыт и он будет предпочитать находиться в тех условиях, в которых жил до сих пор. Этот пример показывает, что в зависимости от вашего положения в структуре социальной системы, вы будете по-разному реагировать на стимулы, иметь различную мотивацию, различаться в своем мировоззрении.

Можно привести и менее радикальный пример. Люди живущие в одном и том же обществе, то есть схожие в своих социальных условиях и действующие в одном и том же социальном поле, однако принадлежащие к различным социальным классам. предположим один из них будет являться членом высшего высшего класса (следуя типологии, представленной Л. Уорнером в знаменитом социологическом исследовании Янки-сити), другой – среднего низшего класса. В случае покупки подарка для одного и того же человека, первый будет руководствоваться наиболее высокой стоимостью, следуя теории праздного класса Т. Веблена. Второй же человек, который является членом среднего низшего класса (к примеру, это может быть работник квалифицированного физического труда), будет обращать внимание на то, чтобы подарок нравился имениннику, обладал практической пользой и его ценник не был заоблачно высок.

Как видно из представленных выше двух примеров, на действие человека влияет его принадлежность к определённой социальной группе, в наших случаях это было принадлежность к определенному социальному классу. Каждая социальная группа обладает своим экономическим капиталом, культурными нормами, ценностями и ориентациями. Макс Вебер называл это ментальностью социальных слоёв. Каждая группа обладает принятыми в ней определёнными ориентациями своих действий. К примеру, класс рабочих ориентирован на то, чтобы те предметы, которые покупают люди были качественными настолько, насколько это возможно в рамках невысокой цены, выполняли практическую сущность, имели бы возможность многократного использования в повседневной жизни. Как мы видим, социальная группа обладает неким своим, свойственным членам группы, пониманием реальности и выставляет свои требования к предметам. Эрих Фромм объясняет это явление по той причине, что каждая группа обладает своим социальным характером, который она транслирует на своих членов. Социальный характер представляет собой совокупный опыт и переживания, которые приобрели члены данной социальной группы в процессе их жизнедеятельности и существования. В свою очередь, под действием данного социального опыта у них формируется общее понимание действительности, того как им действовать наиболее благоприятно, для того чтобы существовать и удовлетворять свои потребности. Хотя в большинстве случаев доходит даже до того, что каждая социальная группа обладает своим пониманием того, что такое потребность и что такое интерес.

Как видно, концепция социального характера очень близка с понятием габитуса у Бурдье и понятием коллективного сознания у Эмиля Дюркгейма. Выражаясь более ясно, социальный характер – это совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы, в результате общих переживаний и образа жизни. Социальный характер складывается у человека путём его социализации в обществе. Определённая группа, среди которой он растёт, оказывает на него наибольшее влияние, транслирует ему свои ценности и нормы, облегчает ему ориентацию в социальной жизни общества. В результате, когда формируется личность отдельного субъекта, он уже воспринимает социальный мир через призму конкретной социальной группы, в которой он рос. Таким образом, когда человек начнёт принимать решение касаемо того, какое социальное действие ему произвести, он будет исходить из своих личных характеристик, которые являются ничем иным, как частью социального характера, свойственного всем членам группы.

Если задаваться вопросом, откуда появляется этот социальный характер, то он формируется в определённых социальных условиях и вторичен от социальных явлений. То есть, в процессе того как группа людей взаимодействует внутри себя (т.е. при ее динамике) и с другими группами, вступает с ними во взаимоотношения, формируются её культурный, экономический, социальный капитал. Последние в свою очередь и составляют одну из характерных черт социального характера группы. К примеру, группа рабочих. Она обладает невысоким экономическим капиталом, в соответствии с этим она будет ценить практичность, качество, долговечность и бережливость. Рабочие также зачастую отстранены от хорошего и качественного образования. В результате этого у них будет цениться практические навыки касаемо знаний в конкретных специализациях, а не общая эрудиции или изысканные специфичные знания сомелье. Как правило, рабочие редко взаимодействуют с членами более высоких социальных слоёв, в результате чего они относятся с недоверие к более зажиточным слоям общества.

В своих исследованиях, что из себя представляет авторитарная личность, авторы франкфуртской социологической школы смогли показать влияние социального характера на отдельного человека, а вместе с тем и то, как могут изменяться социальные действия данного человека. Если кратко изложить сочинения Эриха Фромма, то урбанизация, одиночество, сложные социальные образования, манипулирование бессознательным, буржуазная культура, в конечном итоге создают человека толпы, а это приводит к тому, что формируется авторитарная личность. У авторитарной личности часто прослеживается её самоидентификация с авторитетным лидером и ненависть к чужакам.

Как читатели увидят в дальнейшем повествовании, в современном мире это качество социального действия заметно усложнилось для понимания. В результате распространения средств массовых коммуникаций, человек может получать опыт и переживания, а в совокупности социальный характер, от различных социальных групп, к которым изначально не принадлежал. Из данного обстоятельства часто складываются культурный диссонанс, культурный шок, опережающая социализация и пр., что будет рассмотрено особенно подробно в разделе V.

В некоторых случаях социальный характер может выступать в виде инициализирующего события. К примеру, человек делает какое-либо действие в соответствии с тем, как это принято в его социальной группе. В данном случае его предыдущий опыт будут являться инициализирующим событием, в то же время этот опыт является его социальным характером, общим обычаем.

Со схожим пониманием влияния социальных фактов на действия людей выступал Э. Эриксон. Он указывал, что помимо социальных условий действия (которые в его теории выражались в историческом влиянии на социализацию личности), идентичность человека является продуктом межличностного взаимодействия. В следующей главе, когда мы подробнее начнём изучать, что из себя представляет социальное взаимодействие, мы убедимся в этом положении, а в следующем разделе увидим как формируется наша идентичность сегодня. Пока что мы обойдемся только этим утверждением. В процессе нашего взаимодействия, а ведь наши взаимодействия в основном происходят внутри определённого социального круга и внутри определённых социальных групп, формируется наше осознание самих себя. В свою очередь, наша идентичность влияет на то, как мы обычно поступаем в повседневных ситуациях. Если я осознаю себя в качестве мужчины джентльмена, соответствующего всем европейским стандартам, то при входе в здание, я всегда буду пропускать вперёд девушку. Мы видим, что в данном случае наше социальное действие направлено на девушку, обусловлено инициирующим событием (мы заходим в здание), а его конкретный характер выражается в рамках нашей идентичностью, социальным характером, приверженностью культуре определённой социальной группе джентльменов.

Следующим важным фактом влияющим на то, каким образом будет проистекать социальное действие является социальная позиция и роль человека в социальной системе. Кто-то из нас является отцом, кто-то является строительным. Кто-то в данный момент является пешеходом, а кто-то водителем. Во всех четырёх случаях люди занимают различные четыре статуса. Социальный статус является одним из элементов социальной системы, это указывает на его объективный характер. В соответствии с этим каждый человек обладающий определённой социальным статусом (позицией в обществе), наделяется своими правами и обязанностями. Если вы занимаете позицию пешехода, то вы не имеете права ходить по шоссе, однако вправе воспользоваться зеброй для перехода дороги. Как видно, социальный статус тесно связан с ценностно-нормативной базой социальной системы. Однако на практике он больше связан с фактическим порядком, который сформировался в процессе повседневного взаимодействия между людьми. Это означает, что в своих действиях люди ориентируются не всегда на то, что принято в законодательных актах или постулируется как общее обязательное, а на то, как обычно поступают в данный ситуации, как принято действовать обладая данным статусом. Вспоминая вышеприведённый пример с джентльменом мы можем сказать, что в данном случае человек имел биологический социальный статус (мужчина) и повёл себя в соответствии с обязанностями, которые группа продиктовала к данному социальному статусу. Вспоминая ещё один пример про различия в ментальности социальных слоёв, мы видим, что различие социальных позиций вызывает различия социального характера, а вместе с тем и транслирует их на действиях человека. Как может заметить читатель, мы постепенно спускаемся от более больших критериев, ко всё более частным их проявлением, которые помогают нам обогатить осмысление социального действия.

Каждый человек, занимающий определённую социальную позицию в обществе, вместе с ней получает и определённые социальные роли. Социальную роль принято трактовать в качестве ожиданий в поведении человека, который занимает тот или иной статус. Зная, какую социальную роль человек выполняет, мы можем предсказать его вероятные социальные действия. Человек занимающий статус профессора обязан будет читать лекции в университете, заниматься научной деятельностью, писать научные труды. Зная, что он занимает роль профессора мы можем сказать, что он должно быть вдумчив в своих действиях, обладает ценностями направленных на передачу культурного наследия студентам и развитие человеческой науки. Зная, что он принадлежит к среднему высшему классу, мы можем предположить, что своих лекциях он будет защищать существующий социальный порядок, как наиболее благоприятный. Зная то, что в настоящее время мы живём в рамках капиталистической формации, мы можем предположить, что он будет приверженцем социальной конкуренции. Таким образом, проанализировав и синтезировав все данные обстоятельства в единый критерий социального действия, мы сможем понять контекст, мотивы, смысл и личное осознание профессором его действий, направленных на нас.

Социальные факты, которые формируются ещё до рождения индивида и существуют после него, влияют на каждого члена общества и, при этом, каждым из членов общества разделяются и поддерживаются. Благодаря ним, мы получаем свою идентичность, благодаря ним мы получаем бессознательные шаблоны того, как нам следует ориентироваться в повседневной деятельности. Многие профессора и не задумывались, что они стараются сделать свои лекции наиболее ясными именно потому, что они занимают определённую социальную роль, им выдвигаются данные социальные ожидания, которые они стремятся выполнить вне зависимости делают они это сознательно или нет.

На данном этапе анализа социального действия мы проанализировали основные социальные факторы, влияющие на поступки человека. В дальнейших этапах человек выступает в качестве творческого субъекта, который может изменять социальную действительность, создавать новое и преобразовывать реальность. Надеюсь читатель не стал нас поспешно обвинять в детерминизме или структурном функционализме при рассмотрении социального действия, так как на данном этапе мы ознакомились лишь с половиной предшествующих критериев его формирования.

Резюмируя всё вышесказанное, социальный характер нашей группы; социальный опыт, который мы получаем в процессе нашего взаимодействия с другими людьми; социальная позиция и роль, которую мы занимаем в обществе; социальные явления при данных условиях общества – наполняют наши социальное действие конкретными смыслами и мотивами, ориентируют нас в пространстве, создают нашу идентичность. Однако они не могут полностью предрешить того, решится ли человека в общем действовать, потому как мы обладаем своим личным сознанием и в процессе нашей социализации и принятии господствующих культурных ценностей, мы можем их сравнивать между собой, синтезировать и вырабатывать новое. В этом открывается творческая сущность личности, которая будет рассмотрена в качестве четвёртого этапа формирующего социальные действия людей.

Этап субъективного осознания

Все группы, все общества, все народы, все культуры, всякая экономика состоят из людей. Именно мы их создаём, мы являемся их носителями. Вместе с тем, люди уже обладают определённой культурой и индивид не может самостоятельно установить рамки экономических действий. Социальная реальность одновременно зависима от нас, проблема заключается в том, что и мы от неё.

Мы уже писали, что для того, чтобы сформировалось наше социальное действие необходимы определенные объективные условия, в которых оно будет происходить. Мы смогли описать механизм, благодаря которому формируются наши социальные действия. На конкретных примерах мы увидели, что на нас, в качестве субъектов действия, влияет множество социальных фактов, устанавливающие границы нашего действия, побуждающие нас к социальным практикам. Однако до сих пор оставался неясным вопрос касаемо того, какова роль субъектов в социальном действии. Когда мы разбирали структуру социального действия Толкотта Парсонса и Пьера Бурдье, мы указывали, что в их теориях самый большой недостаток заключается в том, что неясна роль самих людей в процессе их социальных действий.

Многие учёные из области социальных наук грешат тем, что пытаются исключить человека из его взаимоотношений. К примеру, продолжатель парадигмы структурного функционализма Николас Луман, при рассмотрении устройства социальной системы и коммуникаций в этой системе указывал, что необходимо исключить человека из неё. Однако если мы хотим правильно и всесторонне рассмотреть социальное действие, то исключив человека из его потока, мы не сможем объяснить, как образуется наша производственная деятельность, как появляются и внедряются инновации, какова роль личности в истории, почему мы следуем советам некоторым людей, а других ненавидим. При такой радикализации ситуации мы упускаем творческую практику людей, которая не раз в истории показывала, что она важна. Безусловно, каждый человек действует в определённых социальных условиях и взаимодействует с другими людьми, которые выступают по отношению к нему в качестве внешних авторов. Однако всегда имеется определённое поле альтернативных выборов, всегда имеется определённая степень сознательности или бессознательности наших действий.

Вспомним 1789 год. Ситуация во Французской Империи была ужасна. Большинство населения находилось в угнетенном состоянии, а властвующая элита не обращала на них никакого внимания. Накапливающиеся на протяжении многих веков противоречия французского общества в конечном итоге привели к высокой напряженности внутри государства. Большая часть населения и новое третье сословие в лице предпринимателей и банкиров не могло удовлетвориться эгоистической политикой наследствующей кучки элит, которая на протяжении десятилетий вела страну к упадку. Как видно на примере Великой французской революции, перед тем как народ проявил свою творческую сущность в виде революционных преобразований, существовали определённые социальные условия. Однако само их существование ещё не обеспечивает того, что Французская Революция обязательно произошла в этот год и в той форме, которую она приобрела в дальнейшем. В этом случае остаётся поле субъективного творчества массы. К примеру, вполне существовала вероятность того, что крестьяне бы поддержали императора в силу своих многовековых традиций. В этом случае третье сословие не смогло бы получить поддержку для революционных преобразований (к примеру, если бы императорский двор обладал теми средствами пропаганды, что мы видим сегодня) и Франция погрязла бы в еще большем кризисе. Отрицаем ли мы необходимость и историческую причинность Великой французской революции? Нет. Но мы отрицаем её метафизическую трактовку в качестве того, что план действий и исход этой революции были предопределены заранее.

Любой профессиональный историк скажет вам, что исторические процессы имеют свои закономерности и тенденции. Однако они происходят не только под действием этих естественных закономерностей, но и путём созидательной деятельности действующей массы людей. К примеру, если исходить из марксистской трактовки французской революции, которая сильно распространилась в последнее время, то Великая французская революция является очевидным следствием развития капиталистической формации. Безусловно мы не можем это отрицать, потому как видно, что после данной революции, буржуазия смогла нарастить темп своего развития. Однако конкретные действия, которые предпринимались аристократией в лице буржуа нельзя определить исключительно историческими закономерностями. Однако можно понять логику их решений. Для примера, не во всех капиталистических государствах существовала судейская аристократия, которая сложилась во Франции, с возможностью опротестовать любое решение правительства. Кроме того, как указывают историки Дмитрий Бовыкин и Александр Чудинов, на пути Франции к её революции было множество решений различных личностей и органов, которые ускорили её приближение.

Из приведённого выше примера можно сделать вывод, что социальные действия следуют логике развития в рамках данных им социальных условий и социальных характеристик окружения субъекта. Однако сам субъект может отказаться от выполнения социального действия, поступить рационально или иррационально, действовать в соответствии с нормами или стремиться изменить их.

Чаще всего, в повседневной жизни мы не пытаемся осознать и просчитать последствия наших действий. Мы действуем так, как действуем обычно, по привычке. То есть, наши действия не являются рефлексивными. Мы имеем определённые шаблоны поведения, которые повторяли из раза в раз со времён нашей социализации в обществе, и поэтому они считаются для нас наиболее адекватными и универсальными действиями. Поэтому, когда мы тянем руку другому человеку, для того чтобы поздороваться, мы не раздумываем долго о том, почему я это делаю, как на это влияет социальная система и структура и т. д. Мы уже заранее разделяем общее положение и ожидания в наших действиях. В таком случае мы действуем нерефлексивно истинно. Мы решаем пожать руку другому человеку, не потому что считаем это правильным или ложным, а просто по той причине, что так делают все, так делать принято, я так всегда делал. Такие действия мы будем называть «нерефлексивными».

Неефлексивные действия мы можем сравнить со стремлением соответствовать самим себе в нашей повседневности. Те шаблоны действия, о которых мы не задумываемся и не подвергаем сомнению, являются частью нашей личности, упрощают наше существование в социальной жизни, помогают нам ориентироваться в пространстве. Если человек действует шаблон, по привычке, это не означает, что он не имеет своего мнения или у него нет своей личности. Наоборот, это означает, что он является членом общества, прошедшим этап социализации и сформированным с определёнными ценностями и нормами. Момент, когда необходимо предпринимать какое-либо социальное действие, то есть когда инициализирующее событие является обязывающим, мы поступаем чаще всего так, как поступали обычно, основываясь на своём опыте, социальном характер, социальной группе. Многие социальные психологи, к примеру Д. Майерс в своем учебники по социальной психологии, указывает, что если за действиями человека наблюдает группа лиц, то он начинает контролировать эти действия то есть рефлексировать их. В этом случае обычный поток его жизни замедляется, ему необходимо задумываться над каждым его движением, что уменьшает эффективность его конечных действий и результатов. Для нас нормально и привычно действовать бессознательно на основе наших внутренних шаблонов. Однако ещё более сложный вопрос перед нами открывается, когда мы начинаем изучать, откуда берутся эти шаблоны. Вырабатывает ли их человек в процессе своей социальной практики или он получает их от других людей? Может ли кто-либо навязывать ему шаблоны поведения или он волен выбирать, что сделать привычкой, а что отвергнуть? В дальнейших разделах читатель увидит, что не всегда мы являемся продуктом своих же действий. В современном мире роль других людей, социального окружения и даже тех людей, с которыми мы не знакомы и которых мы вовсе не, существенно возросла, в процессе идентификации человека как личности, в процессе принятия им решений (кратко говоря в его жизни).

На страницу:
5 из 7