bannerbanner
История левых идей: от Томаса Мора до современных марксистов
История левых идей: от Томаса Мора до современных марксистов

Полная версия

История левых идей: от Томаса Мора до современных марксистов

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

фунтов дохода в год».

«Но все богатые люди живут праздно, питаясь и одеваясь

трудом других, а не трудом собственным… Богатые люди

получают всё, чем владеют, из труда тружеников».

«Воистину простой народ с того момента, как

восторжествовали частные интересы, возвысил (своим

трудом) лордов, превратив их в тиранов и угнетателей».

Неудивительно, что Уинстенли задумался не только над условиями возникновения этого строя, но и над путями избавления от него. Как известно, поскольку частная собственность на землю – это исторический источник имущественного неравенства людей – обусловила саму возможность существования строя эксплуатации человека человеком, то предпосылкой для установления равного общества в глазах Уинстенли должно быть признание земли общенародным достоинством. Уинстенли подчёркивает, что среднего пути между двумя разными системами государственного правопорядка нет. Он убеждал Кромвеля в том, что не важно какая форма политического устройства, республиканская – в первом случае или монархическая – во втором. И дело даже не в юридических определениях государственного института, а в том, какую форму землепользования и земельной собственности они представляют.

Стоит обязательно упомянуть о движение Уинстенли – «Истинные Левеллеры», возникшее в 1649 году бедными крестьянами в годы Английской революции. Истинных Левеллеров называли иначе, не по самоназванию, а называли – «Диггерами», что означает на английском – «Копатели». Это было связано с тем, что диггеры действовали мирным путём вскапывая общинные земли, орудуя лопатами. Диггеры рассчитывали привлечь на свою сторону тысячи нищих крестьян, чтобы перейти к новому общественному строю, в котором отсутствовала бы частная собственность. Что по поводу идей диггеров, так их выражал памфлет Уинстенли – «Новый закон справедливости». В своём памфлете Уинстенли говорил о том, что не должно существовать частной собственности, что земля должна быть общей. Он считал, что после устранении монархии и власти лордов должно последовать уничтожение несправедливости в распределении земель. Но отнимать земли и собственность силой – нельзя. Также он считал, что необходимо разрушить старый мир, а на его месте построить иной мир, где все люди будут работать вместе, где не место гордости, зависти и злости, где один не будет господином, а другой не сможет быть холопом. И такой мир должен произойти не «путём войн, указов и руками людей», а благодаря Господу, который будет целителем и восстановителем, и подателем «Нового закона справедливости».

Говоря о практической деятельности диггеров, то уже восьмого апреля 1649 года на пустоши в графстве (феодальное владение) Суррей поселилась первая группа диггеров, начавшая раскапывать землю. Их действия вызвали переполох среди джентльменов и крупных фригольдеров, что доложили 16 апреля о происшедшим государственному совету. И диггеры выступили перед крестьянами, обещая пищу, питьё и одежду, если те в свою очередь, перейдут на их сторону. Связи с этим мирным происшествием государственный совет отдал приказ одному из генералов – Ферфаксу разогнать «незаконное сборище», действия которых, могут «нарушить мир и спокойствие королевства». Диггеры спокойно ушли по требованию одного генерала, и уже на следующих день они вновь встретились, и объяснили основные принципы движения. Вскоре был опубликован манифест диггеров – «Знамя, поднятое истинными левеллерами…». В нём мы сможем встретить идеи, что были в прошлых памфлетах: мысль о земле как об «общей сокровищнице», критику частной собственности, критику нынешних общественных порядков в обществе и критику власти, в которой разочаровался народ. Стоит добавить и то, что произошёл раскол диггеров и левеллеров (иная организация), ведь среди последних, было крайне много мелких собственников. Идеи отмены частной собственности отпугнула левеллеров от движения диггеров, потому что именно эта идея противоречила идеям левеллеров. И раскол произошёл ещё внутри самого движения диггеров в мае между Джерардом Уинстенли и Вильямом Эверардом.

В июне появилась «Декларация бедного угнетённого народа Англии», подписанная 45 лицами диггеров, в том числе и подписанная Уинстенли (который вероятно и был автором этого памфлета). В ней вновь говорили о том, что частная собственность незаконна и что люди наконец-то обрели смелость противиться потомкам людей, захвативших их землю.

Издаётся декларация о действиях фригольдеров, но диггеры остались не услышанными. Более того, фригольдеры подали иск в суд на диггеров, но суд шёл с многочисленными нарушениями, обвиняемым даже не разу не дали слова. Диггеров приговорили к штрафам, а одного из них заключили в тюрьму. Уинстенли пытался подать жалобу в палату общин, но те были «заняты важными делами». В 1650-1651 годах диггеры продолжают выступать, но им уже активно противостоят зажиточные крестьяне, чиновники и лендлорды. Не смотря на всё это, движение развивается, уже распространились в 8 графствах (не считая Суррея). К концу 1651 года движение было полностью подавленно. В 1652 году Уинстенли публикует свой наиболее значительный труд – «Закон свободы», в котором развёрнуто излагаются идеи идеального устройства мира, которое согласно должно воплотиться в жизнь. Про закон свободы Джерарда Уинстенли тоже стоит поговорить.

Закон свободы можно разделить на две неотъемлемые части. Первая часть – это предисловие, которое должно ответить на один вопрос «В чём заключается истинная свобода?» После того, как задал этот вопрос Уинстенли, он тут же и ответил на него:

«Одни говорят, что она заключается в свободе торговли и

что все патенты, лицензии и ограничения должны быть

устранены, но это свобода под властью завоевателя.

Другие говорят, что истинная свобода заключается в

свободе проповеди для священников, а для народа – в праве

слушать кого ему угодно, без ограничения и без принуждения

к какой-либо форму богослужению; но это неопределённая

свобода. Иные говорят, что истинная свобода состоит в

том, чтобы старший брат был лендлордом земли, а

младший брат – слугою. Но это только половина свободы,

порождающая возмущение, войны и распри.

Всё это и подобное этому – свободы, но они ведут к

рабству и не являются истинной свободой – основанием,

которая устанавливает республику в мире. Истинная

республиканская свобода заключается в свободном

пользовании землёю. Истинная свобода там, где человек

получает пищу и средства для поддержания жизни, а это

заключается в пользовании землёю».

Далее Уинстенли описывает законы, которыми должна управляться республика. Законы можно разделить на несколько категорий, таких как: законы о выборных должностях, законы об обработке земли, законы против праздности, законы о складах, законы о наблюдателях, законы против купли и продажи, законы против измены, законы о возвращении свободы рабам и законы о браке. Большинство из описываемых категорий достаточно коротки, так что прочтение законов не займёт слишком много времени. Начнём с начала списка категорий, с законах о выборных должностях.

Законы о выборе Должностных лиц.

1. Все наблюдатели и должностные лица должны переизбираться каждый год.

2. Человек, что обладает беспокойным характером, легко ссорящийся не имеет права избираться пока не исправится. Все мужчины с двадцати лет обладают правом голоса (кроме ранее осуждённых).

3. Все мужчины в возрасте от сорока лет имеют право избираться на государственные посты (бывают исключения, если человек моложе сорока лет, но очень трудолюбив и сдержанный).

4. На посты должностных лиц можно избирать людей сдержанных и разумных, опытных в законах республики.

Если кто-то попытается убедить народ избрать его, то этот человек потеряет на год свой голос в выборе должностных лиц и не сможет избираться.

Законы об обработках земли.

1. В каждом хозяйстве необходимо хранить инструменты орудия, которые понадобятся в обработках земли, для пахоты и т.д. Те хозяйства, где много рабочих рук, должны держать плуги, телеги, бороны и т.д. В более крупных хозяйствах, будут находится заступы, кирки, топоры, мотыги и т.д. В соответствие с количеством рабочих рук в семье.

2. Каждая семья должна приходить в поле с достаточным количеством лиц во время сева.

3. Жать, собирать плоды земли и свозить их на склады разрешается только по распоряжению наблюдателя. Если же кто-то откажется помогать в этой работе, то наблюдатель спросит причину, если это болезнь или расстройство, то он освободит себя от работы, если это лень мешает ему работать, то он будет наказан в соответствие в законе против праздности.

Законы против праздности.

1. Если кто-то откажется учиться ремеслу или нести работу во время сева или жатвы, или откажется быть хранителем в складах, однако захочет питаться и одеваться как трудящиеся люди, то блюститель сначала будет говорить с ним наедине, если это не сработает, и он будет прибывать в праздности, то блюстители сделают ему выговор, после чего ему будет дан месячный срок в присутствие народа; при дальнейшей праздности будет наказан кнутом и снова будет на свободе один месяц; если и дальше не будет повиноваться, то его отдадут смотрителю на принудительные работы. Причиной, при которой каждый молодой человек должен быть обучен тому или иному труду, является предотвращения недовольства и высокомерия.

Законы о складах.

1. В каждом городе должны быть устроены склады для льна, шерсти, кож, сукна и для всех предметов жизненной необходимости, которые прибывают из-за моря. Каждая семья может получить те предметы, в которых она испытывает потребность.

Законы о наблюдателях.

1. Единственная обязанность наблюдателя в наблюдении выполнения законов граждан, ибо закон есть истинный управитель республики.

2. Если кто-то из наблюдателей будет прикрывать людей, находящихся в праздности и пренебрежет исполнением законов, то ему будет сделано внушение палатой судей; во второй раз он будет снят с поста на всю жизнь, и будет возвращён в разряд молодёжи и слуг, чтобы быть рабочим.

Законы против измены.

1. Все те, кто служит верою справедливому Богу проповедями и молитвами и вместе с тем ведут торговлю, чтобы получить во владения землю, будут преданы смерти, как лжец и чародей.

2. Тот, кто на словах претендуют на одно, а на самом деле имеет иные намерения, никогда не будет избран на какую-либо должность в республике.

Законы о возвращении свободы рабам.

1. Тем рабам, которые дают явное доказательство смирения и старания соблюдать законы республики, может быть возвращена свобода, по истечении срока их рабства, согласно приговору судей; но если остаются противниками закона, то будут прибывать в рабстве до истечении второго срока.

Законы о браке.

1. Каждый мужчина и каждая женщина будут располагать полной свободой вступить в брак с тем, кого они полюбят, если смогут добиться расположения того, кого полюбили. Что касается приданного, то общественные склады являются открытыми как для мужчины, так и для женщины.

2. Если мужчина будет возлежать с девушкой и породит ребёнка, то будет обязан жениться на ней.

3. Если мужчина изнасилует женщину, и факт насилия будет доказан двумя людьми или мужчина сам раскается, то будет предан смерти.

4. Если мужчина пожелает увезти девушку другого мужчины, то за первую попытку он подвергнется внушению, за вторую попытку он будет обращён в слугу под надзором на двенадцать месяцев; если он изнасилует девушку другого мужчины, то будет приговорён к смерти.

5. Когда мужчина и женщина захотят вступить в брак, и оба не будут против, то должны будут пригласить всех наблюдателей в округе, для призыва наблюдателей в свидетели.

6. Ни один человек не сможет стать во главе дома, пока сам не отслужит слугой 7 лет под началом мастера. Основание этому есть то, что прежде чем человек станет главой дома, он должен достигнуть определённого возраста и иметь разумное поведение.

На этом моменте памфлет «Закон свободы» заканчивается. Джерард Уинстенли, внёс огромнейший вклад в развитие утопистско-социалистических идей, и его по праву можно назвать первым утопистом-социалистом использовавший практические методы борьбы против паразитов, не только теоретические как прошлые социалисты. И Уинстенли задал составляющую основу левого радикализма в практике, только за это его можно хвалить и уважать.

Но дальше всех них пойдёт первый материалист и атеист французского происхождения – Жан Мелье. Он с юного возраста видел заблуждения и злоупотребления властью со стороны религиозных общин и церквей, «от которых идёт вся ненависть к простому люду», как сам он выражался, но с годами он ещё больше убедился в слепоте и злобе людей, в бессмысленности их суеверий, в несправедливости их способа управления. Проникнув в тайны хитрой политики честолюбцев, стремящихся к власти и почёту, он легко разгадал источник и происхождения суеверий и дурного управления. Источник всех обманов и зол, считал он – в тонкой политике тех, кто стремится властвовать над другими или тех, кто желает приобрести суетную славу святости.

Написал своё единственное сочинение «Завещание» незадолго до смерти в форму обращения к прихожанам. В нём он ярко выразил свои гневные мыли по поводу религии, духовенства, дворянства и всего современного ему дворянского строя. Главное социальное зло Мелье видел в непропорциональным распределении ресурсов между людьми, а причину этого зла – в частной собственности. Все высшие чины захватили все ресурсы мира, оставив народу только лишения, страдания и труд. Религия, как он утверждал, есть гнусная басня попов исключительно для того, чтобы держать народ в тупом невежестве и покорности. В «Завещании» содержалась критика тогдашней действительности, идеи атеизма и мечты об идеальном общественном устройстве. Завещание, согласно автору, содержит осуждение «ошибок, заблуждений, бредней, безумств и злодеяний людских». Мелье видел общественный идеал там, где бы были семьи-общины, в которых все люди совместно владеют всеми благами общества, трудятся с удовольствием и любят друг друга как братья. Но для того, чтобы прийти к такому состоянию общества, люди должны понять несправедливость власти тиранов, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия. Будущий справедливый строй воспринимался Мелье как некая федерация общин. Целью написания Завещания было по словам автора:

«По мере сил моих открыть вам глаза, хоть поздно, на те

нелепые заблуждения, среди которых мы все, сколько нас

есть, имели несчастье родиться и жить. Я желал бы иметь

мышцы и силу Геркулеса, чтобы очистить мир от всех

пороков и несправедливости и иметь удовольствие убить

всех этих гидр заблуждений и несправедливости,

причиняющих столько страданий всем народам мира».

В предисловие автор сообщает, что при жизни не мог открыто высказать свои мысли о способах управления людьми и об их религиях, поскольку это было бы сопряжено с очень опасными последствиями. Сам он по настоянию родителей пошёл священником в местную церковь. Эта неприятная обязанность не доставляла некого удовольствия – как могли заметить его друзья, он исполнял её с великим отвращением и довольно небрежно. Далее приводит аргументы в пользу отречения от религии в целом, считая, что всякое поклонение богам и им подобным, это не более чем одурманивание народа, поддерживаемое государством. Всякий культ и поклонение богам есть заблуждение, злоупотребление, иллюзия, обман и шарлатанство, продолжает Мелье. Все декреты и постановления, издаваемые именем и властью бога или богов, являются измышлением человека – точно так же, как великолепные празднества, жертвоприношения и прочие действия религиозного характера, совершаемые в честь идолов и богов. Всё это было выдумано хитрыми и тонкими политиками, использовано и приумножено лжепророками и шарлатанами, слепо принять на веру глупцами и невеждами, закреплено законами государей и сильных мира всего. Истинность всего выше сказанного будет доказана с помощью вразумительных доводов на основании восьми доказательств тщетности и ложности всех религии, которые дальше Мелье проводит.

Стоит сказать, что его можно считать по праву основателем научного подхода к социалистическим идеям, которые подхватили и другие последующие левые мыслители и философы. Мы не будем описывать или затрагивать доказательства против существования высших сил, которые привёл Мелье, так как это излишняя трата времени, и думаю, нечего нового из его доказательств не узнаем, поэтому не будем заострять внимание на такие тонкости. И так как я не мог не затронуть зарождение материализма в левых идеях, было решено мельком пройтись по Мелье и перейти уже к Германии.

Особую популярность левые идеи получили в Германии, там в своё время была самая популярная коммунистическая партия, но к этому мы ещё придём, а сейчас стоит взглянуть на «Союз отверженных». Эту организацию возглавлял один из видных представителей борьбы с «реакцией» в Германии Якоб Венедей. Предшественником организации был основанный в 1832 году в Париже немецкими политическими эмигрантами и ремесленниками «Немецкий народный клуб», во главе которого стояли торговец Герман Вольфрум и журналист Иозеф Гарнье. После запрещения в 1834 году деятельности клуба часть его бывших членов основали тайное общество под названием «Союз отверженных» с иерархической структурой и авторитарным руководством. В своих действиях это общество придерживалось заговорщической тактики и насчитывало около 500 членов. Целью союза провозглашались «освобождение и возрождение Германии» и реализации правовых принципов, закреплённых в «Декларации прав человека и гражданина», включая обеспечение в «Новой Германии» гражданских свобод и социально-политического равенства. Идеи и требования Союза отверженных находили отражение на страницах издавшегося членом Союза, демократически настроенным журналистом Георгом Файном. И достаточно быстро в рамках Союза наметилось размежевание между умеренным его крылом и крылом радикальным, которое состояло из рабочих и ремесленников, находившихся под влиянием идей утопического социализма. Среди последнего выделялся портной-подмастерье Вильгельм Вейтлинг, мировоззрение которого складывалось под влиянием революционно-коммунистических воззрений Гракха Бабёфа, он стал одним из инициаторов раскола Союза отверженных и создания осенью радикального его крыла в 1836 году «Союза справедливых» – первой коммунистической организации немецких рабочих. Позже в Союз справедливых перешли 400 человек, которые были в Союзе отверженных. Вот что думает про то, что из себя представляла организация один из её членов:

«Союз справедливых» – представлял собой уже чисто пролетарскую организацию. Среди его первых членов были и рабочие, уже имевшие опыт революционной борьбы. А что касается будущего Союза справедливых, то эта организация распалась в 1847 году, сменив своё название на «Союз коммунистов».

Следующие мною описываемые социалисты будут самыми прогрессивными из своего рода из времён буржуазной Французской Революции, что не удивительно, смотря на общие социально-экономические преобразования, достигнутые путём революции. Рассмотрим идеи и труды следующих трёх значимых для развития утопистко-социалистических идей: Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Гракх Бабёф. Начнём, пожалуй, с не без известного Гракха Бабёфа, который первый придумал идеи коллективных ферм (по сути прообраза совхозов и колхозов) и который признал необходимостью диктатуры в случает победы революции (по сути прообраз диктатуры пролетариата). Так же и был основателем движения «Во имя равенства» во время Директории, которая пыталась осуществить заговор против буржуазии. Бабёф и его сторонники выступали за радикальную реформу общества, отмену частной собственности и равенство для всех жителей Франции. Чтобы реализовать свои идеалы, они планировали свергнуть Директорию. Цель заговора была в том, чтобы продолжить революцию и привести её результаты к национализации земель и средств производства и для того, чтобы получить «совершенное равенство» и «общее счастье».

Идеи заговора были изложены в «Манифесте равных»:

«Нам нужно, чтобы равенство было не только записано в

Декларации прав человека и гражданина, мы хотим, чтобы

оно было среди нас, под крышами наших домов. Пусть

наконец исчезнет этот ужасный позор, в существовании

которого наши потомки даже не смогут поверить! Пусть

исчезнут отвратительные различия между богатыми и

бедными, великими и незначительными, хозяевами и

слугами, правителями и управляемыми. Настал момент

основать РЕСПУБЛИКУ РАВНЫХ, великий дом, открытый для

всех. Организация реального равенства, которое

единственное отвечает всем потребностям, не причиняя ни

какого вреда и не требуя принесения никаких жертв,

поначалу не всем понравится. Эгоисты и честолюбцы будут

трястись от ярости».

Но в итоге, к большому сожалению, заговор был раскрыт полицией одним из его собственных лидеров, а Бабёфа судили, и позже казнили. Мы не будем углубляться ни в его биографию, ни в подробности развития заговора, так как всё это ни к чему. Гракх Бабёф оставил после себя значимое наследие – Бабувизм. Бабувизм является учением, которое построенное на основе идей утопического социализма в Революционной Франции и, в первую очередь, на идеях полного равенства всех людей. Особая система политической организации, пропагандируемая Бабёфом и его сторонниками была описана в сочинение «Заговор во имя равенства», автор которого был Филиппо Буаннороти (друг и сторонник Бабёфа). Эта работа не содержала не каких новых идей, но включала в себя изложение практических способов осуществления коммунистических идей Мора, Кампанеллы и других. Идеалом будущего бабувисты считали – коммунизм. Путь к новым преобразованиям, как полагали приверженцы бабувизма, лежал через восстание нищих слоёв общества, под руководительством революционного комитета. Вместе с политической революцией должна быть революция социальная. Так же выступали против частной собственности. Само движение прекратило своё сосуществование в 1840-ых годах, с распространением других левых идей.

Дальше я расскажу про другого французского утописта-социалиста – Анри Сен-Симона. Сен-Симон в отличие от других революционеров и им сочувствующих был представителем знатного дворянского рода. Он ставил целью своей жизни создать учение, научно объясняющего общественное развитие и предполагающего справедливые формы общественного устройства и первым употребив понятие «индустриального общества», подметив то обстоятельство, что промышленное машинное производство становится основой экономической системы капитализма. Всё обществ он делил на два класса: бесплодных и бесполезных для общественного прогресса (дворянство и духовенство) и индустриалов (предпринимателей, рабочих, крестьян и ремесленников) – производителей материальных благ. Сен-Симон обосновывал крайне важную для того времени мысль, что будущее – за классом индустриалов.

Средневековье он считал неизбежным и прогрессивным для своего времени, т.к. люди были освобождены от рабства. Феодализм, согласно Сен-Симону, характеризуется двумя особенностями: деспотизм военного сословия и господством духовенства; промышленность тогда находилась в «младенческом состоянии», а война являлась главным средством обогащения и защиты от нападения. Поэтому военные обладали полнотой власти, а промышленники играли подчинённую роль.

Однако в недрах феодализма, подчёркивает Сен-Симон, развивались элементы нового общественного строя. Постепенное возвышение промышленности и упадок феодализма сопровождались непрерывными ростом и политическим влиянием нового промышленного класса за счёт класса феодального. Критика феодализма учёными и философами приближала его гибель. Одновременно шла борьба реальных общественных сил – восходящий класс промышленников вступал в борьбу с классом феодалов. Результатом этой борьбы явилась Французская Революция, цель которой состояла в том, чтобы окончательно утвердить промышленный строй. Сен-Симон считал, что революция не закончилась. Она поставила у власти не промышленников и учёных, а «промежуточный класс», состоящий из чиновников, юристов и военных недворянского рода. Единственным производительным он считал класс промышленников (индустриалов), к которому относил предпринимателей, учёных и рабочих.

Задача у Сен-Симона в современном периоде заключалась, по его мнению в том, чтобы создать партию промышленников, которая в союзе с королевской властью должная установить строй, отвечающий интересам трудящегося большинства. Будущий строй он считал результатом собственного прогресса и пытался обосновать историческую неизбежность его победы. Сен-Симон твёрдо верил в движение человечества к лучшему будущему, к «золотому веку», находящемуся впереди, а не позади, как думали многие просветители XVIII века, призывавшие вернуться к прошлым порядкам. Также он утверждал, что «единственное средство для коренного изменения общественного состоит в создании новой политической доктрины». Он хотел создать новый общественный строй, который называл индустриализмом, ибо считал, что его основой должна быть крупная промышленность. Им выдвигалось много проектов создания и развития крупного производства, планов колоссальных сооружений. По Сен-Симону, крупная промышленность должная управляться из единого центра в масштабе всего общества и работать по определённому плану.

На страницу:
2 из 5