Полная версия
Психологический анализ The Legend of Zelda. Сюжеты франшизы как отражение игрока
Испытание храбрости: Zelda II:
The Adventure of Link (1988)
Даже после того как Линк, избранный Герой Хайлии, победил Князя Тьмы Ганона, о мире и покое в королевстве Хайрул говорить не приходится. Действие игры The Adventure of Link происходит спустя несколько лет после событий оригинальной The Legend of Zelda (1986). Все начинается со смерти короля Хайрула и внезапного известия, что злые чары погрузили принцессу Зельду в вечный сон[21]. В финале поисков Трифорса храбрости, способного ее разбудить, мы оказываемся в самых недрах гигантского Великого Дворца. И тут перед Линком из сумрака выходит до ужаса знакомый соперник, призванный стать последним испытанием для героя. Это финальный бой против самого себя. Ведь встреча с собственной Тенью четко и несомненно покажет, насколько вы храбры.
Решиться на схватку со своей Тенью не так-то просто, это настоящий вызов не только для Линка, но и для игрока. Недаром поединок с Темным Линком или, как его называют в этой части, Тенью Линка – самая сложная битва в игре, да и, чего уж там, одна из самых непростых во всей серии. Темный Линк обладает теми же навыками, что и герой, и даже повторяет его движения. Тень Линка в буквальном смысле использует сильные стороны игрока против него самого – темный двойник вооружен аналогичными мечом и щитом. Но только трус забьется в угол, пытаясь вслепую заколоть мечом ноги двойника: ваша собственная Тень – враг, которому нужно бросить прямой вызов, а не тыкать его в пятки. Путь к победе над темным двойником лежит через самопонимание и использование знаний о теневом бессознательном. Совладать со своей Тенью значит совладать с самим собой.
Вглядываясь в водное зеркало:
Ocarina of Time (1998)
Чтобы отчетливо увидеть свою суть, путешествуя в глубины собственной личности, необходимо вглядеться в поверхность воды, не замутненной ложью и иллюзиями. Вторая встреча с Темным Линком происходит в Ocarina of Time, во время исследования священного для расы зора Храма Воды – прекрасная отсылка к теме самоанализа и погружения в недра личного бессознательного. Линк встречается со своим истинным отражением в Зале Иллюзий, окутанном густым туманом.
Насколько хватает глаз, простирается бескрайняя водная гладь, посреди которой на небольшом клочке земли стоит одинокое засохшее дерево. Стоя под ним, Темный Линк молча взирает на Героя. Но он не спешит ринуться в бой – дуэль начнется, только когда Линк первым атакует своего темного близнеца. Тут кроется важный символизм, ведь Линк сам должен решить сразиться со своей Тенью – так следует поступить и всем нам, чтобы преодолеть тьму внутри себя.
Как и в случае с Тенью Линка из The Adventures of Zelda (1988), битва с этим мини-боссом – одна из самых сложных в игре. Поначалу Темный Линк только повторяет движения героя и ведет себя довольно пассивно, лишь отражая атаки. Но по ходу боя его действия становятся все более агрессивными, а прозрачное тело делается непроницаемым для света. Время от времени он даже умудряется вспрыгнуть на Высший меч, которым размахивает Линк, насмехаясь и над противником, и над игроком. Разоблаченная личная Тень, которой бросили прямой вызов, будет отбиваться, как дикий вульфос[22]. С ней нельзя мирно договориться или как-нибудь ее обезвредить, поскольку это могущественная часть нас самих, которая тоже хочет жить. Необходимо не просто не позволить ей взять над нами верх и одолеть ее в схватке, но и принять ее.
Хотя природа Тени Линка из Ocarina of Time и не объясняется напрямую в самой игре, визуальные и нарративные подсказки подразумевают, что аватар внутренней тьмы Линка зародился из чувства неприятия судьбы Героя Времени – чтобы выполнить свое призвание, юноше пришлось проспать все детские годы. Как мы узнаем из финальной кат-сцены Ocarina of Time, принцесса Зельда сожалеет, что причастна к потерянному детству Линка, и, чтобы загладить вину, отправляет его в прошлое, пытаясь вернуть трагическому герою упущенное время. Но так как Линк оказывается хайлийцем, он не может остаться с кокири в лесу, который считал домом. Мертвое дерево посреди Зала Иллюзий, где Линк сражается со своей Тенью, скорее всего, отсылается к Великому Дереву Деку и лесу Кокири, символизируя чувство утраты. Как отмечает Юнг, ни о каком развитии не может быть и речи, пока Тень – или, в случае с Линком, ощущение потери и обиды, – не будет принята как часть себя. В глубинах Храма Воды, храбро взирая на свое истинное отражение, Линк одновременно и побеждает, и принимает свою Тень.
Война духа: Hyrule Warriors (2014)
Недооценивать силу нашей личной Тени – все равно что стоять перед широко раскрытой пастью додонго[23] и полагать, что ничего страшного не произойдет. Пока Тень скрыта от нашего взора, запрятана в темных глубинах личного бессознательного, ее сила не ослабевает, а только растет. В Hyrule Warriors (спин-офф «Зельды» в жанре hack and slash) Линк серьезно переоценивает свое мастерство мечника, и эта самоуверенность – его личная слабость – чуть не приводит к трагедии.
Примерно в середине режима «Легенда», в миссии «Война духа», демонстрируется кат-сцена, в которой Линк с помощью новообретенного Высшего меча, одного из самых мощных в игре, в одиночку дает отпор орде булблинов[24]. Он ловко разит наступающих врагов, и вскоре оставшиеся в живых монстры решают спасаться бегством. Преисполнившись нахальства, Линк с довольной ухмылкой, рисуясь, крутит перед ними свой меч, но тут за его спиной появляется темная колдунья Сия и заявляет, что только последний глупец полностью доверится своему оружию. Чувствуя слабость Линка, она говорит: «Высокомерие… Самолюбие… Гордыня… Эта тьма, взращенная внутри тебя… станет твоей погибелью!» Затем Сия пронзает грудь героя заклинанием из своего скипетра, тем самым призывая в мир Темного Линка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Пока вы не прочтете эту книгу, разумеется! – Прим. авт.
2
Линк озвучен только в неканоничных проектах, которыми не занималась Nintendo. Это американский мультсериал 1989 года и дилогия игр для консоли Philips CD-I – Link: The Faces of Evil и Zelda: The Wand of Gamelon. – Прим. науч. ред.
3
Здесь и далее – на момент написания этой книги. В 2023 году вышла новая игра серии – Tears of the Kingdom («Слезы королевства»). – Прим. пер.
4
Под «глубинной психологией» здесь и далее подразумеваются направления, основанные на идее влияния бессознательных процессов на повседневные выборы, действия и поведение. Наиболее известные – психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера. Также в качестве синонима глубинной психологии используется термин «психодинамические подходы». Важно отметить, что не все психотерапевтические и психологические направления используют идею бессознательного и его влияния на повседневную жизнь. – Прим. ред.
5
Чиксентмихайи предложил эту концепцию еще в 1975 году, но книга сделала ее популярной во всем мире. – Прим. пер.
6
Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – Прим. ред.
7
Relics of Andromeda – название не цикла, а первой его книги. Сам цикл называется Song of Ancients («Песнь древних»). – Прим. пер.
8
A Link to the Past переводится как «Связь с прошлым», но содержит отсылку к фразе «Линк в прошлом». – Прим. пер.
9
Далее названия некоторых ролей или объектов пишутся с прописной буквы, например «Герой», «Злодей» или «Храм», – в этом случае имеется в виду их архетипический смысл. Если же эти слова начинаются со строчной буквы, то они используются в общеупотребительном значении (кроме случаев, когда составляют часть титула либо топонима – например, Герой Времени или Храм Воды). – Прим. ред.
10
Не совсем понятно, на какую психологическую концепцию опирается автор в этом заявлении. Предлагаем рассматривать этот комментарий как авторскую интерпретацию. – Прим. ред.
11
С теорией мономифа Кэмпбелла согласны не все. В частности, исследователи Сара Бонд и Джоэл Кристен считают, что Кэмпбелл в своих работах руководствовался выбором лишь тех мифов, которые укладывались в его теорию, игнорируя другие версии. Подробнее можно ознакомиться здесь: https://lareviewofbooks.org/article/the-man-behind-the-myth-should-we-question-the-heros-journey/. – Прим. ред.
12
В значительной части игр Линк просыпается (или его приводят в чувство) в совсем незнакомых ему местах. – Прим. пер.
13
Название можно перевести и как «Связь между мирами», и как «Линк между мирами». – Прим. пер.
14
Похожие на петухов птицы, которые появляются практически во всех играх серии. – Прим. пер.
15
Героем Времени зовут Линка из Ocarina of Time и Majora’s Mask, а в Twilight Princess он появляется в виде бесплотного духа. Но хронология и таймлайны франшизы – тема для отдельной книги! – Прим. пер.
16
На самом деле Линк обладает Магическим мечом с самого начала Zelda II (более того, это единственное оружие в игре), и это, скорее всего, клинок из оригинальной The Legend of Zelda – действие Adventure of Link происходит через несколько лет после событий первой части франшизы. – Прим. пер.
17
В нарративной практике экстернализация – процесс отделения проблемы от индивида. Примером экстернализующего языка будет фраза «тревога человека» («тревожный человек» – пример языка интернализующего). Эпстон и Уайт считали, что ни один вид проблемы не может охватывать все явления жизни – даже у «тревожного человека» в жизни были эпизоды, когда он не чувствовал тревогу или удачно справлялся с ней. Кроме того, использование экстернализующего языка снижает вероятность влияния стигматизации. – Прим. ред.
18
См. главу «Ноктюрн (наших) теней». – Прим. авт.
19
Скорее всего, автор эссе имеет в виду не оригинальную Nintendo Family Computer, появившуюся на японском рынке в 1983 году, а Famicom Disk System – аддон к японской консоли, вышедший в начале 1986-го, где в качестве носителей использовались дискеты проприетарного формата. Первая «Зельда» действительно входила в стартовую линейку игр для FDS. – Прим. пер.
20
Лорул фигурирует только в игре A Link Between Worlds. – Прим. пер.
21
На самом деле упомянутые события произошли много-много лет назад (а узнать о них можно только из руководства к игре) и речь идет не о Зельде, которую Линк спас в первой игре, а о принцессе, в чью честь называли всех следующих принцесс Хайрула. – Прим. пер.
22
Антропоморфный волк, один из видов врагов в играх Ocarina of Time и Majora’s Mask. – Прим. пер.
23
Огнедышащие рептилии, встречаются в некоторых играх серии. – Прим. пер.
24
Раса, напоминающая классических гоблинов. – Прим. пер.