Полная версия
Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель
«И возвращается ветер на круги свои» – Четвертая Реформация
Из рассмотренных выше эпизодов следует, что каждое большое дело и, прежде всего, становление государственности, требует утверждения новой неукротимой веры, направленной на разрушение прежних верований. Это наблюдалось не только в седой древности, но и в не таком уж далеком прошлом. Например, становление Российского государства потребовало не только утверждения православия, обусловленного крещением Руси князем Владимиром, но и отказа от язычества. Тогда как утверждение веры в коммунизм, потребовал от Советской власти разрушения веры в христианские и мусульманские ценности царской России.
Точно так же образовавшиеся при распаде СССР государства отходили от марксистской идеологии и утверждали свои религии, отличающиеся от религии России. Наглядным тому примером является Украина, которая свою государственность связывает не с существующим в России православием, а с новой для нее сугубо украинской религией. И все эти процессы, как правило, сопровождались невероятной жестокостью со стороны реформаторов.
Глобальная перезагрузка, которую продвигает немецкий экономист, основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб со товарищи (Ротенфельд 2021), свидетельствует о том, что и религия как общественный институт также нуждается в Великой перезагрузке, поскольку религиозная вера не потеряла своей актуальности и сегодня, несмотря на то что с давних времен мир существенно изменился. Не изменилось только деление общества на противоположные и ортогональные классы, ставящее все тот же вопрос поддержания общественного порядка не только с помощью грубой силы, но и при помощи религиозной веры. Глобалисты ведут борьбу не только за утверждение новой веры, но и за уничтожение христианства и всех других традиционных религий потому, что эти религии мешают установлению нового миропорядка.
При этом следует отметить, что ортодоксальные мировые религии в умах людей все больше отходят на задний план. Священники и церковники, пытаются увековечить устаревшие правила, которые в прошлом удовлетворяли людей, но теперь интерес к ним потерян, поскольку представление божественной истины церквями уже не отвечает требованиям возросшего человеческого интеллекта. Верующие слышат отжившие слова, звучащие при чтении Священного Писания, в просительных, хвалебных и благодарственных молитвах, при совершении таинств и обрядов, которые уже не удовлетворяют вопрошающие умы и не отвечают практическим интересам людей.
Человеку рекомендуют беспрекословно верить, а не понимать, его убеждают в том, что он не способен постичь истину Божьего Слова, Его Разум и Его Мудрость, призванные раскрыть перед гомо сапиенс все, что есть в окружающем его мире. В силу чего глобализация требует такой религиозной реформации, когда все мировые религии уйдут в безвозвратное прошлое, и на их место придет новая, религия XXI века, главное требование к которой – соответствие процессам построения единого мирового сообщества.
Согласно Всемирному экономическому форуму, уже появилась такая мировая религия, которая призвана объединить все человечество вокруг науки о климате, технокоммунизма и евгеники. Правая рука Клауса Шваба, доктор философии Ной Юваль Харари, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, автор международного бестселлера «Sapiens: Краткая история человечества» и книги «Homo Deus. Краткая история будущего» объявил, что ВЭФ настолько преуспел в своих планах, что «обретает божественную силу созидать и разрушать», а это позволяет превратить людей в богов[12].
«Бог мертв», – вещает Клаус Шваб, и свою главную роль он видит в том, чтобы сформировать системную трансформацию мира в нынешний период.
«Мы должны построить мир завтрашнего дня, – заявляет он. – Поэтому мы должны определить, как должен выглядеть мир, какими мы хотим выйти из этого периода трансформации».
И одним из ее инструментов должна стать новая синтетическая религия.
Являясь главным советником Клауса Шваба и Всемирного экономического форума, Юваль Ной Харари говорит о перспективах в виде трансгуманизма и ратует за использование искусственного интеллекта для замены священных писаний, что на его взгляд создаст единую «правильную религию». Но это означает, что на базе принятого ИИ мышления логические понятия ИСТИНА и ЛОЖЬ – либо А, либо не-А – кодируются как 1 и 0. То есть, на основе более производительного, чем у людей, однако все того же рассудочного мышления сторонники трансгуманизма хотят заменить священные писания, в основании которых лежит разумное мышление – мышление понятиями практического разума и категориями чистого разума, и таким образом создать более «правильную единую религию».
Выступая перед журналистом Педро Пинто в Лиссабоне, Ной Юваль Харари сказал аудитории: «На протяжении всей истории религии мечтали о книге, написанной сверхчеловеческим разумом, нечеловеческим существом… Это может стать реальностью через несколько лет».
Харари уверен, что использование искусственного интеллекта позволит создать новую «инклюзивную религию». Она будет «правильной» по содержанию, такой, какая и нужна трансгуманистам в утверждении «нового мирового порядка», смысл которого заключается в одном: человека надо поставить на один уровень с животным, для чего животное нужно уравнять с человеком в «правах». Тем самым предлагается резко снизить моральную ответственность элит (демиургов прогресса) в отношении людей, которые предназначены им в жертву.
Харари пишет:
«В XXI веке мы создадим такие могущественные мифы и такие тоталитарные религии, какие человечеству и не снились. С помощью биотехнологий и компьютерных алгоритмов эти религии будут не только контролировать каждый наш шаг, но и создавать наши тела, мозги, мысли и целые виртуальные миры, в каждом из которых будут свой ад и свой рай. Распознавать и отделять вымысел от реальности и религию от науки будет намного сложнее. Но уметь делать это становится так важно, как никогда раньше» (Harari 2018, 209).
Проблема в том, что умение «распознавать и отделять вымысел от реальности» предполагает некую точку отсчета, которой, по Харари, нет ни в мире, ни в человеке.
На мой же взгляд, таким ориентиром является язык. Если осмысливать мир при помощи рассудочного мышления классификационными понятиями, как это делают Юваль Ной Харари, Жак Атали и Клаус Шваб, то исчезает возможность «распознавать и отделять вымысел от реальности», если же осмысливать мир, используя Божье Слово, как понятия практического и чистого разума, мы познаем реальность и игнорируем вымысел. Отсюда следует понимание общего замысла Создателя, который не может быть раскрыт при помощи рассудка.
Ссылаясь на «культуру современной эпохи», Харари неоправданно отвергает веру в великий космический план.
«Мы не актеры в некой большей чем жизнь драме, – пишет философ. – У жизни нет ни сценария, ни драматурга, ни режиссера, ни продюсера… Смысла в ней тоже нет. По данным науки (!), бытие Вселенной – слепой и бесцельный процесс, полный шума и ярости, но ничего не значащий…» (Harari 2018, 236).
В качестве возражения этому утверждению приведу слова Альберта Эйнштейна, сказанные в ответ на вопрос, заданный нью-йоркским раввином, соплеменником Харари, Гербертом Гольдштейном:
«Верите ли вы в бога?». «Я верю в бога Спинозы[13], который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в бога, который хлопочет о судьбах и делах людей».
Есть и другие слова, подтверждающие уверенность великого физика в закономерность Вселенной:
«Чем больше человек проникается упорядоченной закономерностью всех событий, тем тверже становится его убеждение, что на стороне этой упорядоченной закономерности не остается места для причин иной природы…».
И далее:
«Если во мне и есть что-то, что можно назвать религиозным, то это беспредельное восхищение устройством мира в той мере, в какой наша наука может его раскрыть».
Сегодня трансгуманизм представляет собой политический проект, направленный на формирование новой глобальной философско-мировоззренческой системы единой техногенной цивилизации. В его основе лежит комплекс идей, ставящих задачи изменения человеческой природы, исходя из ущербности и несовершенства не только человеческого тела, но и его мышления, воли и веры.
Однако, на мой взгляд, логика Четвертой Реформации должна быть абсолютно иной. Ее выразителем была древнегреческая философия – истинная наследница древнееврейской мудрости, пытавшаяся осмыслить Разум и Мудрость не только Всесильного Бога, но и человека посредством предельно общих философских понятий – понятий чистого разума.
Возникнув в Греции после Моисея, она призвана была утвердить Божье Слово и Божью Мудрость и привести религию в ее исходное состояние. «Думайте, как думает Бог, – как бы призывали граждан древнегреческие философы, – и ваш разум и ваша вера больше никогда не будут противоречить друг другу[14].
Но не сложилось, поскольку философия в самой себе тоже разделилась и, в конце концов, пошла не по пути разума: Милетская школа, Гераклит, Аристотель, К. Маркс и некоторые другие, а по пути рассудка – Парменид, Сократ, Платон и многие их последователи, в том числе современные (Ротенфельд 2019, 6–7). Кроме того, учения древнегреческих интеллектуалов-философов отошли в тень относительно христианской веры и других массовых религий.
Литература
Carnap, R. (1971). Philosophical foundations of physics. Introduction to the philosophy of science. Moscow: «Progress».
Кант И. Критика чистого разума / Пер. Н. О. Лосского. М.: Наука, 1999.
Сефер Ецира (Книга Творения). https://www.rulit.me/books/sefer-ecira-read-504928-1.html.
Ротенфельд Ю. А. Палец Аристотеля: против всех философских мнений / Юрий Ротенфельд. – [б.м. ]: Издательские решения, 2019. С.192.
Ротенфельд Юрий. Глобальная перезагрузка и мать ее диалектика / Юрий Ротенфельд. – [б.м. ]: Издательские решения, 2021. С.114.
Тора (Пятикнижие Моисеево). Редактор русского перевода П. Гиль. Под общ. ред. проф. Г. Брановера. Иерусалим: Шамир; М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.
Юваль Ной Харари. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018.
иhttp://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=36300631&lfrom=159481197
Размышление о взаимосвязи древнегреческой философии и древнееврейской мудрости
Ключ к тайне
[15] Древнегреческая философия – кладезь мудрости и бездна загадок. До сих пор предметом размышлений ученых являются причины неожиданного взлета духовной жизни Древней Греции в VII–VI вв. до н. э. Тогда как более ранний период (XII–VIII вв. до н. э.) называют темными веками. Это было время культурного разрушения, хаоса, когда греческая история как будто остановилась, и археологи находят почти одни лишь свидетельства упадка.
Но неожиданно темные века закончились. По этому поводу высказывают разные мнения, но ни одно из них не объясняет той внезапности, той стремительности (лишь за несколько веков), с какой на рациональной основе преобразовывалась греческая жизнь. Считается, что у греков не было иного материала, кроме старых мифов, собственной наблюдательности и здравого смысла. Однако все могло быть и по-другому.
Так, одну из тайн, скрывающих истоки древнегреческой философии, по праву можно связать с древнееврейской Каббалой, а точнее, с текстом Сефер Ецира, который именуют Книгой Творения, самой первой письменной работой по Каббале.
Вопрос о происхождении и времени появления этой книги многие исследователи считают неразрешимым, поскольку ее история уходит далеко вглубь веков, за пределы, установить которые практически невозможно.
Некоторые ученые считают Каббалу относительно поздним явлением, относящимся к началу Средних веков. Они утверждают, что все философские идеи Книги Творения привнесены в еврейский народ извне путем заимствования чужеродной мысли у греков, поскольку сама суть религиозного учения евреев, зафиксированная в Торе (Пятикнижии), исключала возможность появления такой еретической книги в сугубо иудейской среде в более ранний период. И они правы.
Другие исследователи твердо придерживаются мнения, что Сефер Ецира ведет свое начало от Авраама, который записал свое творение, будучи еще в Харане (1812–1637 гг. до н. э.), лежащем на пути в Ханаан. Именно на основе этого текста формировалось и далее развивалось мировоззрение еврейских мудрецов до появления Торы. Причем сам термин «каббала» в самом общем смысле означает не что иное, как «традиция», а корень «кбл» означает отношение двух вещей, которые расположены друг напротив друга16.
На мой взгляд, Сефер Ецира – это книга с секретом. Поэтому, прежде чем приступить к чтению, а тем более к философскому анализу, надо ознакомиться с объективным мировоззренческим законом, который и является ключом к тайне. Тем ключом, который позволяет сравнивать расположенные друг против друга вещи и который способен раскрыть секреты не только этой удивительной книги.
Заложенный в основание Книги Творения закон, оставшийся на века в полном забвении, мы будем называть законом весов, что в новой моей терминологии раскрывается категорией чистого разума градационного вида. Без его понимания невозможно понять ни смысл Сефер Ецира, ни значение миссии Авраама, ни смысла многих положений Торы, точно так, как невозможно понять смысл всей древнегреческой философии, многие положения которой и сегодня остаются глубокой тайной. Но для того, чтобы наконец разгадать все эти загадки и понять общую картину происходившего сотни и даже тысячи лет назад, то есть сложить отдельные кусочки «мозаики» воедино, необходимо освоить этот удивительный каббалистический закон. Поэтому мы не сможем обойтись и без обзора прошлого, способного дать объединенную одной мыслью общую картину познания.
Кажется, что закон весов прост, однако это не так, ибо из него следуют шесть абстракций, постижение которых, особенно на первых порах, вызывает затруднение. Именно благодаря этим парадигмам познания древние мудрецы осмысливали реальность с объективных точек зрения.
Первое, на что они обратили внимание, – на сходство и различие между вещами и их свойствами. Одни вещи «сходны», одинаковы, тогда как другие «различны». Первые – можно «взвешивать» на воображаемых «весах»: А = А, вторые – нет: А и не-А.
При помощи закона весов можно было осмысливать не только отношения сходства и различия, этот закон давал возможность проникать в суть вещей, то есть осмысливать отношения между сходными вещами. Так появилось понимание еще трех важнейших отношений.
Первое из них обусловлено положением равновесия весов, когда сравниваемые величины неразличимы, равны. Причем речь идет не столько о весе тел, сколько о любых свойствах. Это отношение будем называть отношением тождества.
Второе и третье отношения возникают лишь тогда, когда воображаемые весы выходят из равновесия. В этом случае сравнение свойств можно осуществлять двояко: в одном случае, «большую» интенсивность можно рассматривать относительно «меньшей» интенсивности и, наоборот, «меньшую» интенсивность относительно «большей». Это отношение вещей будем называть соотнесенным, поскольку оно соотносит одно с другим, одна чаша весов рассматривается относительно другой чаши.
Если же сравнение свойств осуществлять не относительно друг друга, а относительно положения их равновесия, которое будем называть промежуточным, то речь пойдет об «избытке» и «недостатке», которые характеризуют отношение противоположностей. Поэтому одни и те же свойства, например, горячее и холодное, в одном случае будут «соотнесенными», тогда как в другом случае «противоположными» – все происходит точно так же, как при рассмотрении Слова Божия градационного вида.
Дальнейшее проникновение в суть книги, как и в суть вещей, возможно только после освоения еще одной, более сложной абстракции, обусловленной отношением двух пар противоположностей. Эта абстракция дает понимание закона, который мы назовем законом сдвоенных весов и который раскрывает более сложную картину бытия, нежели одинарный закон весов. Это значит, что по мере того, как одни весы стремятся к положению равновесия, вторые весы, взаимосвязанные с первыми единым процессом, выходят из положения равновесия, что обусловливает любые природные ритмы, кругообороты, обмены. В результате мы имеем шестую абстракцию, которую будем называть отношением ортогональных тенденций, которое раньше мы обозначали категорией чистого разума ортогонального вида.
Без глубокого понимания выделенных выше шести абстракций: различное, сходное, тождественное, соотнесенное, противоположное и ортогональное, заложенных в Сефер Ецира, постичь ее тайный смысл невозможно. Поэтому и в дальнейшем, на протяжении всей нашей книги, особенно при изложении каждого нового раздела, мы в той или иной мере будем возвращаться к осмыслению этих шести абстракций, как высшей «мудрости, на которой стоит мир» [1].
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Фамилия Готт (Gott) немецкого происхождения и с немецкого языка на русский она переводится словом «Бог».
2
The Word of God from the Perspectives of Practical and Pure Mind. https://philpeople.org/profiles/yuriy-rotenfeld
3
Христианская Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет – это перевод и адаптация текстов Танаха, в том числе Пятикнижия Моисея – Торы.
4
Соприкосновение греков с еврейской мудростью, на мой взгляд, произошло, видимо, в VI–V вв. до н. э. во время формирования древнегреческой философии, сопровождавшегося посещением греческими мыслителями Египта и Вавилона, где не было философии, но куда попало много верующих в Элохима образованных евреев в связи с завоеванием Иудеи персидским царем Навуходоносором. Притом непосредственное знакомство с евреями состоялось значительно позже – лишь тогда, когда войско македонского царя Александра – ученика Аристотеля разгромило персов в Малой Азии и захватило Иудею (332 г. до н. э.). В то время как официальный перевод Священного Писания на греческий язык принято относить к 280 г. до н. э.
5
Живший в 12 веке н. э. раввин, врач, философ-рационалист Маймонид (Рамбам) понимал связь между еврейской мудростью и древнегреческой философией. Поэтому его попытка осуществить синтез еврейской веры и греко-арабской аристотелевской философии была встречена с энтузиазмом как в некоторых просвещенных христианских и мусульманских кругах того времени, так и в образованнейших слоях еврейского общества. Но с другой стороны она вызвала ужас, беспокойство и отторжение в других, пропитанных мистицизмом слоях еврейского мира, категорически не готовых к воздействию греческой мысли на еврейскую веру.
6
Англоязычные народы не понимают, о чем идет речь, когда говорят о рассудке и разуме как разных явлениях. В русском и некоторых других языках такое различение имеется, поскольку рассудок и разум – это два разных способа осмысления реальности. Поэтому слово «рассудок» я обозначаю словом «reason», тогда как слово «разум» – словом «mind». Тогда как в английском языке попросту не существует принципиального различия между понятиями «reason» и "mind".
7
Проявление все той же борьбы между тоталитарным и плюралистическим подходом к религиозным вопросам.
8
Евангелие от Матфея 16 глава – Библия: https://bible.by/syn/40/16/
Ст. 13–16. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго.
9
Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1990. С. 306–307.
10
Слово «Аллах» – арабский вариант произношения еврейского слова «Элохим».
11
Ханифизм – религиозное движение в Аравии, которое предшествовало исламу, оказав на него существенное влияние. Ханифы проповедовали монотеизм и опирались на важные стороны иудаизма и христианства.
12
Французский миллиардер Филипп Аржилье утверждает, что он знает таких богов – это 38 никем не избранных лиц, контролирующих весь мир и управляющих мировым правительством. https://www.yandex.ru/video/preview/14339398428267260607.
13
Борух Спиноза (24.11. 1632 г. – 21.02. 1677 г.) – нидерландский философ-рационалист и натуралист, один из главных представителей философии Нового времени и современной библейской критики, считается одним из великих рационалистов философии XVII века.
14
Это направление религиозной веры можно было бы обозначить словом «элохизм», как веру во Всесильного Творца и как направление научной философской мысли.
15
Данная глава взята из моей книги – Ротенфельд Юрий. Миссия Патриарха. Философские начала мудрости. – СПб.: Европейский Дом, 2008. С. 284. Статья дана с незначительными сокращениями, не относящимися к теме данной книги. Что бы я хотел в ней пояснить, так это используемые мной понятия, такие как «закон весов» и «закон сдвоенных весов», поскольку «закон весов» соответствует категории чистого разума градационного вида, а «закон сдвоенных весов» – категории чистого разума ортогонального вида, которые соответствуют гераклитовским понятиям «сходящееся», «расходящееся» и «сходящееся-расходящееся».
16
Видимо, неслучайно в качестве символа каббалисты используют гексаграмму, шестиконечную звезду Давида – магендовид, состоящий из двух треугольников, ориентированных противоположно один другому: один треугольник является знаком огня, восходящим; другой – знаком воды, нисходящим. Шестиконечная звезда была известна уже в бронзовом веке (конец IV – начало I тысячелетия до н. э.). Она использовалась у многих народов, в том числе и у семитов Месопотамии. И вполне возможно, что этот символ появился у евреев задолго до Моисея, а тем более задолго до царя Давида, по имени которого называют эту звезду. «Маген Давид» – в переводе с др. еврейского «щит Давида». Поэтому есть все основания считать, что гексаграмма могла быть символом аврамовой Каббалы, поскольку она точно выражала ее сокровенный смысл.