bannerbanner
Религия в Казахстане. История и современность
Религия в Казахстане. История и современность

Полная версия

Религия в Казахстане. История и современность

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Контрольные вопросы

– Дайте характеристику тенгрианства как монотеистической религии древних тюрков.

– Опишите, каким образом Тенгри взаимодействует с Жер-Су и Ерликом.

– Определите, какое место в тенгрианстве занимает практика шаманизма?

– Назовите мифы, входящие в религиозную систему тенгрианства.

– Почему тенгрианство стало духовной основой тюркской культуры?


Митраизм: религия согласия тюркских племен


На огромных просторах Евразии, где жили исторические предки казахского народа, большое распространение, наряду с тенгрианством, получила древнеиранская религия митраизма. Для кочевников-скотоводов она имела особый смысл, выражая их глубинную систему ценностей, извечное стремление к утверждению добра, честности, правды, верности слову. Освоение новых земель, трудности дальних переходов, суровая природа, необходимость отстаивать от врагов свои территории – все это предполагало тесную сплоченность, согласие, воспитывало героический дух народа. Дорогие сердцу кочевников-скотоводов качества воплощал бог Митра, великий устроитель космического и социального универсума, миролюбивый, милосердный и одновременно – суровый и грозный. Обитель его – необъятная, сверкающая, округлая земля и высокое чистое небо.

Впервые Митра (др. инд. Mitra – букв. друг) упоминается в одном из древнейших памятников мировой культуры, древнеиндийском тексте «Ригведа» (Гимны богам). Там его другом объявлен бог неба Варуна. Вместе они поддерживают Небо и Землю, побуждают всходить Солнце, которое является их общим глазом. В «Ригведе» выясняется космическая функция Митры и тут же подчеркивается, что он всегда действует совместно, в согласии со своим другом. Их договоренность соответствует космическому закону, универсальному принципу правды и согласия.

В дальнейшем космическая функция Митры в сочетании с идеей договора сохраняется, но, в то же время, его образ получает другие, дополнительные черты, приближающие его к древнетюркской религии тенгрианства. По словам Л. Н. Гумилева, «…согласно основному тезису митраизма, Небо вместе со своей супругой Землей правит всеми другими богами, порожденными основным двуединым божеством».8 Не случайно на сохраненных изображениях Митра предстает двуполым существом, одновременно богом и богиней. В такой трактовке митраизм приближается к тенгрианству, где верховным богом признан Тенгри, а его первой помощницей – верная и полная творческой мощи Жер-Су (Земля-Вода). Мировоззрение митраизма воспроизводит структуру тенгрианства: верхний мир, где правят светлые боги, срединный – обитель людей, и нижний, средоточие темных сил.

В митраизме содержались также идеи, к которым кочевники-скотоводы оказались особенно восприимчивыми. Это, прежде всего, идея договора-дружбы, которая изначально приписывалась Митре. В своей эволюции его образ включился в систему зороастризма, где Митра нашел себе друга-владыку Ахура-Мазду. Об этом повествуется в древнеиранском тексте «Авеста», где Митре посвящен один из самых важных гимнов. В «Авесте» Митре отводится роль устроителя социального космоса. Он призван привести людей к согласию, объединить их, стать посредником между теми, кто договаривается – о делах хозяйственных, семейных, государственных.

Митра становится символом справедливости, воздаяния. Он несется на своей золотой колеснице, чтобы прийти на помощь честным людям, не знающим обмана, соблюдающим клятву, и покарать злодеев, клятвопреступников, нарушающих договор, бросающих слова на ветер. Тех, кто верен слову, Митра может одарить властью и великолепным войском, пригожей женой и добрыми детьми. А вот с теми, кто лжет, обманывает, нарушает договор, он поступает иначе. У таких он отнимает зрение и слух, их кони стоят на месте, а стрелы летят обратно. Не дает им Митра ни сил, ни мощи.

Никто не может ввести в обман всегда бодрствующего, неусыпного, обладающего тысячью ушей и мириадами очей бога. На высоких горах восседают восемь его подручных, которые зорко следят за выполнением всех договоров, за соблюдением данных обещаний, чтобы не позволить коварству и предательству возобладать над честностью и правдивостью. В таком понимании Митра воплощает идею согласия, понимания, договора. Причем, договору между людьми придается космическая значимость. Митра отвечает также извечной потребности людей добиться справедливости, удостовериться, что тот, кто нарушает договор, клятвопреступник, злодей, будет непременно наказан, а человек правдивый, искренний и верный слову, найдет поддержку и помощь самого бога.

В дальнейшем образ Митры приобретает черты воинственности. Поскольку он стоит на страже правды и справедливости, он становится богом воинов, побуждающим их к отваге, мужеству, геройским поступкам. Происходит разделение митраизма на западный и восточный. В западном начинает преобладать воинственный дух Митры – это бог римских легионеров, императоров Марка Аврелия, Диоклетиана, Юлиана. В таком качестве митраизм распространяется на огромных территориях – до Галии (Франции) и Пиренеев (Португалии).


В восточном митраизме преобладает дух героической защиты правды, верности слову и договоренностям. В таком облике Митра приветствуется в Центральной Азии, Тибете, Иране, Восточной Сибири, Монголии и на территории Казахстана. В этих регионах он выступает также в качестве покровителя пастбищ и скота, проявляя черты пастушеского бога. Его задача – внести согласованность в жизнь людей и стать охранителем их пастбищ и скота.


«Широкие долины

Дает он для пастьбы,

Где бродят скот и люди

Привольно по земле».9


В этой роли Митра выступает защитником и покровителем всей природы, добивается ее расположения, помогает скотоводам-кочевникам, настигаемым в пути свирепым ураганом, успокаивает буйные ветры, вносит в мир согласие и гармонию. Его называют «дающий изобилие, даритель стад, сынов». В этих функциях Митра уподобляется Солнцу, ибо он – «сияющий», «блестящий», «исполненный собственного света», гарантирующий и благорасположение природы для тех, кто соблюдает свой договор с ней, и одновременно – устойчивость и согласие между людьми.

Культ Митры вошел составной частью во многие культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы. В сознании кочевников-скотоводов этот культ тесно связан с почитанием бога Тенгри, а также с жизнелюбивым настроем Заратустры. Такое мировосприятие получило название религиозного синкретизма.

К Митре взывали и вожди племени – ведь он повелевал спокойствием не только страны, но и совокупности стран. К Митре обращались и отцы семейства, стремясь к согласию в доме. Митре молились и бедняки, лишенные пропитания, ведь он – страж и охранитель всего благого мира. Перед ним трепещут все силы зла – дэвы, Анхра-Манью, лжецы и предатели. Он – спаситель не только в этом мире.


«В мирах обоих этих

Ты сохрани нас, Митра

Чьи пастбища просторны,

И в этом мире плотском

И в том духовном мире».10


В честь жизнелюбивого, справедливого милосердного Бога Митры в Великой степи устраивались празднества: ночью жгли костры, веселись, благодарили за оказанные милости, приносили в жертву белых животных. Были и особенные ритуалы, называемые мистериями, в которых поклонялись таинственной и грозной силе Митры.

Этот бог отличался от всех своих собратьев тем, что был устроителем не только космического целого, но и социального мира. Он воплотил в себе, во-первых, идею договора, согласия, посредничества, отвечая смыслу своего имени – друг. И, во-вторых, он осуществлял – и кочевники в это верили – идею справедливости, поддерживая честных и правдивых и неся возмездие тем, кто не держит слова, предателям и клятвопреступникам. Молитвы и жертвоприношения он принимал только от первых, вторых же карал яростно и без всякой жалости.

Культ Митры среди кочевников-скотоводов подготовил их религиозное сознание к восприятию еще одной жизнелюбивой, оптимистичной религии – зороастризма.

Контрольные вопросы

– Что означает имя «Митра?».

– Какие идеи митраизма оказались близкими религиозному сознанию кочевого народа?

– Какие функции исполнял бог Митра в евразийской степи?

– Чем этот бог отличался от всех других богов, принятых в религиозное сознание кочевого народа?


Зороастризм в Великой степи: религия жизнелюбия


Духовно-нравственным стержнем, сформировавшим особенное, неповторимое лицо тюркской культуры, является тенгрианство. Но территория Казахстана была местом проживания и активного общения и культурно-цивилизационного диалога множества этносов, религиозных верований и этнических взаимодействий. В этом полифоническом общении важную роль играла древняя религия иранцев – зороастризм. По свидетельствам историков, зороастрийцами были и саки, и массагеты, и усуни. Вторая волна этой религии пришла позже, в VI—VII вв., в связи с деятельностью проникших в Казахстан миссионеров. Зороастрийские памятники археологи обнаруживают, в особенности, на Сырдарье и в Семиречье, где жили некогда кочевники, которые поклонялись Тенгри, Жер-Су и Умай, прибегая к искусству шаманов.

Зороастризм некоторые ученые признают одной из первых религий откровения. Это значит, что бог открылся человеку, обратился к нему через своего пророка, имя которого звучало на авестийском языке как Заратуштра, а на древнегреческом – как Зороастр. Он и считается основателем и священнослужителем этой религии.

Поскольку события происходили во времена весьма отдаленные – конец II – начало I тысячелетия до н. э. – имя и деяния Заратустры окутались мифами и легендами. Но есть и неоспоримые исторические свидетельства. И первое из них: такой человек действительно жил в Восточном Иране или Средней Азии. Его отец одним из первых научился выжимать сок растения хаомы и готовить из него ритуальный напиток. Имя Заратустра, по мнению большинства иранистов, означает «старо-верблюдный». Это значение раскрывает два важных обстоятельства: во-первых, Заратурстра был представителем кочевых, скотоводческих племен, которые перешли позже к земледелию. Во-вторых, его имя было своеобразным «оберегом». Подобные имена, содержащие, казалось бы, отрицательные характеристики – «тоще-лошадный», «тоще-быкий» давались детям, по народным обычаям, чтобы отвлечь от них влияние злых духов.

Согласно легенде, Заратустра признан единственным ребенком в мире, который при своем рождении рассмеялся. Этот младенческий смех предсказывал, что его жизнь и учение будут оптимистичными, светлыми, солнечными. Свое первое откровение, согласно преданиям, он получил в тридцать лет. Но на родине его не поняли и не признали. После долгих скитаний он оказался при дворе восточно-иранского царя Кави-Виштапсы, где и нашел приют и понимание. Первыми зороастрийцами стали царица Хутсоса и ее придворные. Жизнь Заратустры закончилась трагически. Его учение, проникнутое жизнеутверждающим духом, и на новой его родине вызывало несогласие и прямую вражду. Во время молитвы в спину ему был нанесен удар кинжалом. Он не успел рассмеяться…

Проповеди Заратустры никто не записывал. Иранцы считали, что письмо не способно передать смысл священного учения и только принесет ему вред. Однако религия была не только признана. Она быстро распространилась и стала официальной на громадных государственных образованиях – парфянских царей Аршакидов и могущественной империи Сасанидов.

Проповеди Зоратустры удерживались в памяти людей и передавались из поколения в поколение, не теряясь во мгле времен. И только через тысячелетия они были записаны на авестийском языке, близком к персидскому и древнеиндийскому (санскриту) и образовали священную зороастрийскую книгу «Авеста» («Моления»). До нас она дошла в неполном объеме. Первую ее часть составляют проповеди и диалоги с богом самого Заратустры, так называемые Гаты. Они входят в содержание зороастрийской литургии (религиозной службы), которая называется Ясна. Последующие части Авесты – это гимны богам, называемые Яшты. Все это выражено в образной, поэтической форме, отличается высокими художественными достоинствами и, в то же время, связностью и логичностью.

Зороастризм сформировал и высказал важнейшие религиозные идеи о сотворении мира и человека, грехопадении, аде и рае, воздаянии, высшем суде, о воскресении и о вечной жизни души, воссоединившейся с телом. Этот комплекс идей оказал громадное влияние на последующие религиозные искания человечества, на формирование догматики иудаизма, христианства, ислама.


В основе зороастрийской доктрины – нравственные понятия, возведеные в ранг космических универсалий – добро и зло. Утверждая принципы жизни, радости, благополучия, Заратустра видел вокруг сражения, смерть и страдания. Они не могли исходить от доброго и милосердного бога, названного им Ахура-Маздой. Зло порождалось другим началом – Анхра-Манью. «Есть два духа первичных, два близнеца, враждою славных. Мыслью, словом и делом – добрый и злой. Из двух благодатный правильно выбирает, но не злодей. Когда эти два духа впервые сошлись, то создали бытие и небытие, и в самом конце худшее бытие для лживых, а праведному – лучшая обитель».11 На зороастрийских амулетах-печатях изображено поэтому божество с двумя орлиными головами.

Основываясь на таких утверждениях, некоторые историки называют зороастризм дуалистической религией, т. е. основанной на двух равноценных, равноправных принципах добра и зла, которые постоянно ведут друг с другом борьбу. Но более внимательное изучение убеждает, что в зороастризме добро и зло представлены не на равных. Первое имеет преобладающую духовно-нравственную силу и в итоге побеждает и в жизни человека, и в его истории.


«Благая мысль одержит

Победу над злой мыслью,

Речь лживая правдивой

Будет побеждена…

А злобный Анхра-Манью,

Своей лишившись власти,

Бессильно убежит».12


Исходя из этого, можно сказать, что в зороастризме в итоге признается лишь один верховный владыка, т. е. обнаруживается тенденция к монотеизму.

Ахура-Мазда действует не один. Он создает себе помощников, характеризируемых также нравственно-религиозными понятиями: Благая мысль, Лучшая истина, Святое Благочестие, Власть избранная, Целостность и Бессмертие. Вместе с Ахурой-Маздой они образуют «семерку единосущных» и покровительствуют человеку, скоту, огню, земле, небу, воде и растениям. Эти святые, согласно легенде, живут в раю, где обитал и первый человек – йима. Но, нарушив запрет и употребив в пищу мясо священного быка, он был лишен бессмертия и изгнан из рая. Так в зороастризме высказана, возможно, впервые, идея грехопадения, которая будет одной из основополагающих в догматике мировых религий.

Но человек, утверждает Заратустра, не лишается полностью благоволения Ахура-Мазды. И пророк высказывает идею о том, что своими благими мыслями, благими словами и благими делами (основная триада зороастрийской этики) он может способствовать победе над злым духом Анхра-Манья и сопровождающими его злыми духами, дэвами.

Важно подчеркнуть, что благие дела – это не только накопление добра в личной судьбе, дабы оказаться в будущем в райской обители (Доме хвалы) и соединиться с благими божествами. Заратустра придает нравственному подвигу отдельного человека достоинство вселенского характера: он вносит свою лепту в копилку всеобщего добра. Ну, а тот, кто не пожелал свободно избрать благой путь, окажется в итоге в аду вместе с Анхра-Манью и его злыми демонами.

Зороастризм – одна из первых религий, в которой прозвучал мотив историчности человеческого бытия в духе эсхатологии, пришествия Спасителя в лице сыновей Заратустры, Последнего суда и Воскресения. В учении дается периодизация истории. Первый этап – торжество добра и света, длился примерно три тысячи лет. Это был «золотой век». На земле не было ни болезней, ни страданий, ни старости; не было и смерти. Люди жили под покровительством Ахура-Мазды, пользуясь обильными дарами плодоносящей земли и следуя нравственным заповедям зороастрийской триады: мысль, слово и дело, осененные благом и справедливостью. Второй – период смешения, борьбы добра и зла, время, в которое живем мы. Идиллию «золотого века» нарушил антипод Ахура-Мазды – Анхра-Майнью. Он привнес в мир зло – страдания, болезни, голод, смерть. Он склонил слабых к несоблюдению зороастрийских нравственных заповедей. И земля потеряла свое плодородие, человеку пришлось трудиться, не покладая рук, чтобы добыть себе пропитание. Краски мира поблекли, «золотой век» остался позади.

Но Ахура-Мазда не оставит человека. Начнется совместная борьба – благого мудрого бога и благочестивого человека, свободно избравшего путь добра. В это время и появится спаситель из рода Заратустры, который призовет всех людей на Последний суд и воскресит мертвых. Третий этап знаменуется полным уничтожением зла и, как уже было сказано, торжествующей победой добра.

Для зороастризма было характерно обожествление природы, признание святости основных ее стихий – огня, воды, воздуха, ветра. Особенно почитался огонь. Зороастрийцы считали, что Ахура-Мазда является им, людям, в пламени священного, вечного огня, который они оберегали в своих святилищах, не давая ему погаснуть. Огонь, интенсивность света, его напряженность и неугасимость соотносились с милосердным богом, носителем света и нравственных начал.

Поэтому основной культ зороастрийцев был связан с почитанием огня. Когда не было еще храмов, поклонение происходило на вершине горы, где разжигался жертвенный огонь. В него вливалось расплавленное масло, а также священный ритуальный напиток хаома, выжатый из сока растения под тем же названием. Напиток имел особое воздействие – его преподносили Ахура-Мазде, являвшемуся в образе огня, и пили сами. При этом исполнялись гимны во славу милостивого бога.

Позже, когда начали возводить храмы, огонь в святилищах постоянно поддерживался. Литургия (служба) проводилась жрецами, которые провозглашали Гаты, проповеди Заратустры из самой важной части Авесты – Ясны. При этом продолжали использовать возлияния хаомы, а также распевать гимны во славу Ахура-Мазды и его помощников.

Так, гимн Ахура-Мазде по своей форме представляет диалог Заратустры и бога. Пророк произносит заветную фразу: «Приношу вам, Бессмертные святые, молитву и хвалу мыслью и словом, делом и силой». И затем вопрошает, как ему сокрушить вражду людей и дэвов, что может стать самым победоносным и целебным? Бог отвечает: «Мое то будет имя… Святых бессмертных имя, – из слов святой молитвы Оно всего мощнее».

И бог называет множество своих имен. Первоначально их было двадцать, затем число выросло до семидесяти двух. Среди имен – Мощный, Разумный, Всетворящий, Благотворный, Добровластный. А лучшее благо и имя Бога – Истина. Если молиться, называя эти благословенные имена, то сам Ахура-Мазда, и воды, и растенья, верили зороастрийцы, придут на помощь человеку, и святое благочестье повергнет всех дэвов и грешников-лжецов.

Есть в Авесте и гимны в честь благих богов, помощников Ахура-Мазды. Так, пятый Яшт посвящен богине вод и плодородия Ардви, которую отождествляют с богиней реки Амударья. Заратустра просит богиню побудить его «думать в вере, и говорить по вере, и действовать по ней». В его словах подчеркивается целостная природа веры: благая мысль, благое слово, благое действие – основа зороастрийский этики. Показательно, что Ардви дает удачу и откликается на молитву только тех, кто просит о помощи в благих делах. Если же к ней обращается тот, кто задумал недоброе, она отвергает его недостойные просьбы. Богов можно молить только о добрых делах, – говорится в «Авесте».

Для определения характера культуры важным является выяснение не только того, как трудились люди, какими были их хозяйственные формы, но и того, как они объединялись в праздники, вознося хвалу богам, торжествуя и ликуя, что выдались свободные, счастливые дни. У жизнерадостных зороастрийцев было много праздников – в честь бога Ахура-Мазды, в честь начала и окончания полевых работ, возвращения скота с пастбищ. Особенно любимым был праздник встречи нового года, Наурыз, когда зима отступала, солнце начинало припекать и появлялись первые робкие подснежники. Этот праздник сегодня возродился. Мы тоже считаем его одним из самых любимых, но мало кто знает, что он передан нам зороастрийцами.


Благодаря своему жизнелюбивому характеру, настроенности на добро и справедливость зороастризм был принят степняками-кочевниками в качестве важнейшей составляющей их мироотношения, вступая во взаимодействие с ведущей религий – тенгрианством и видоизменяясь в соответствии с запросами и духом конно-степной цивилизации. Как подчеркивает известный исследователь генезиса религиозности в Казахстане М. С. Орынбеков, «…зороастризм сыграл особую роль в становлении и развитии кочевого общества в Центральной Азии, его идеологии и культуры, повлиял на глубинные параметры свободолюбивого и жизнерадостного народа».13

В среде кочевников зороастризм принял своеобразную форму, отдавая дань уважения местным верованиям и обычаям. Так, в зороастрийских памятниках на территории Казахстана находят свидетельства и артефакты кочевой культуры – остатки юрт, женской одежды и украшений. Культ Тенгри, как творца мира, всеблагого и милосердного, не противоречил поклонению богу света Ахура-Мазде. Зороастризму, как и тенгрианству, было свойственно одухотворение мира, поклонение природным стихиям, в особенности огню, с которым связывали проявление божественной сущности. Зороастризм, как и тенгрианство, прославлял благочестие и доблесть тех, кто отстаивает родную землю. Эти общие черты способствовали тому, что зороастризм прижился в степи.

Но были и существенные различия с духом Тенгри и кочевым мироощущением. Это выразилось, прежде всего, в такой важной составляющей культуры, как отношение к усопшим. У зороастрийцев мертвые считались нечистыми, их нельзя было хоронить, допускать их соприкосновения с чистой землей. Их останки оставляли высоко в горах, их кости затем попадали в специальные сосуды, размещенные внизу. Для тенгрианства, напротив, был характерен культ предков, их почитание, надежда на их помощь в самые ответственные моменты жизни. Поэтому зороастрийский ритуал и неуважительное отношение к предкам были неприемлемыми в степи.

В целом зороастризм, приспосабливаясь к местным традициям и обычаям, стал одной из составляющих религиозного синкретизма кочевников и уступил только исламу, который, как утверждает М. С. Орынбеков, во многом воспринял религиозные идеи зороастризма. «Такие обряды, как пятикратная молитва, запрет изображений, необходимость ритуала подаяния, постулат о конце мира, вера в существование ада и рая, вера в Судный день и т. д. перешли в ислам из зороастризма».14 Вытесненный более мощной молодой религией, исламом, зороастризм постепенно перебрался в Индию, где в измененной форме парсизма его до сих пор исповедуют несколько десятков тысяч приверженцев.

Контрольные вопросы

– Что вы узнали о жизни и деяниях пророка Заратустры?

– Каковы важнейшие религиозные идеи зороастризма?

– Назовите три основных принципа этики зороастризма.

– Почему зороастризм вошел в качестве составляющей в религиозный синкретизм предков казахского народа?


Буддизм: религия объединения


Начиная с I в. н. э. на территорию Казахстана по Шелковому пути из Индии начинают проникать уже не племенные и не межплеменные религии, а мировая, называемая так по числу своих приверженцев и влиянию на культурно-исторические процессы многих стран и регионов. Это – буддизм, который привлек предков казахов интеграционной силой своего учения. Он обращался не к одному народу, социальному слою, этносу, а ко всем людям без исключения, стремящимся получить ответы на самые важные в их жизни вопросы.

Для правителей это был мощный идеологический инструмент объединения и сплочения подвластных им территорий. Со времени своего основания тюркский каганат оказался под влиянием буддизма. Сын Бумыня, Мухан-Каган, первым принял эту веру. Его наследник Тобо-Каган повелел переводить на тюркский буддийстские тексты. При Таспар-Кагане был сделан следующий решающий шаг: буддизм был объявлен государственной религией.

В VII—IX вв. буддизм был вытеснен в Восточный Туркестан. Немало буддийстских памятников найдено в районе озера Иссык-Куль. Так, в ущелье Иссы-Ата обнаружено огромное изображение Будды, высеченное в скале. А в урочище Тамгалы на берегу или имеется множество подобных изображений. Все это подтверждает, что буддизм оказывал существенное влияние на религиозную палитру средневекового Казахстана.

На страницу:
4 из 7