bannerbanner
Религия в Казахстане. История и современность
Религия в Казахстане. История и современность

Полная версия

Религия в Казахстане. История и современность

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Второе чудесное событие произошло позже, когда двенадцатилетний Мухаммед сопровождал торговый караван своего дяди Абу Талиба в Сирию. Неподалеку от города Басры им повстречался христианский монах Багира. Он сразу заметил, что путники устали от палящего солнца, и только над подростком, следуя за ним, проплывает облако, закрывая его от солнечных лучей. А когда караван остановился под деревьями, их ветви сплелись и склонились над Мухаммедом. И монах, видя чудесные знаки и помня предсказания в священных книгах, посоветовал Абу Талибу особенно бережно относиться к мальчику, поскольку его ждет великая судьба.

Мухаммед повзрослел, у него появилась дружная, хорошая семья – любимая жена и преданная подруга Хадиджа, дочери и сыновья. Он был известен в Мекке как честный и умелый проводник караванов. И одновременно шла интенсивная внутренняя работа, духовный поиск, нравственное совершенствование. Он чувствовал, он знал, что предназначен к великой миссии.

И вот свершилось. Мухаммеду – сорок, и он проводит много времени в молитвах, возносимых Богу. В одну из ночей месяца рамадан 610 года на горе Хира, расположенной недалеко от Мекки, ему явился Архангел Джибрил (Гавриил) со свитком в руке и провозгласил: «Читай!». Когда же Мухаммед ответил, что читать не умеет, Архангел произнес несколько строк, которые позже составили первые пять стихов девяносто шестой суры Корана. Строки эти запечатлелись в сердце Мухаммеда: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – / сотворил человека из сгустка. / Читай! И Господь твой щедрейший, / который научил каламом, / научил человека тому, чего не знал». Ночь, в которую был ниспослан Коран, считается в исламе Ночью определений, Ночью могущества (Ляйлят-аль-Кадр) и отмечается как особый праздник.

Откровения, которые снизошли на Мухаммеда, открыли ему свет духовности, высший смысл бытия, жизни и смерти, природу и сущность Аллаха и его предначертаний. Первыми обратились в ислам его жена Хадиджа, ближайшие родственники и ученики. Но курайшиты встретили новое учение враждебно. Они понимали, что единобожие, которому учил Мухаммед, подорвет привычный для них политеизм, и они лишатся экономических выгод из-за уменьшения числа посещавших Мекку паломников.

В результате долгого и упорного противостояния, Мухаммед со своими сторонниками переселяется из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан Наби, город Пророка. От года переселения (хиджра) мусульмане ведут летоисчисление. Тогда произошел переход от времени неведения и язычества (айям-аль-джахилия) к времени Аллаха (айям-Аллах). Это было не просто сменой территории и появлением нового календаря. Медина и время Аллаха – духовные категории, знаменующие рождение исламской цивилизации и соответствующего ей человека с особым духовным складом и мировоззрением. Мусульмане и до сих пор продолжают жить в духовном измерении Медины и времени Аллаха.

Накануне отъезда из Мекки произошло, согласно исламской традиции, знаменательное событие, которое именуется в исламе Ночью вознесения (Ляйлят аль-Мирадж). К Мухаммеду явился Джибрил и на крылатом коне Бураке перенес его в Иерусалим, где Пророк возглавил совместную молитву пророков в храме (исра). После этого он был вознесен на седьмое небо, к Аллаху (мирадж) и услышал, что все, кто уверует в Единого, войдут в Рай. Мухаммед смог побывать в Раю, увидел, как наслаждаются там те, кого избрал Аллах. Побывал он и в Аду, где мучаются грешники, после чего был снова перенесен в Мекку. Все это произошло за одну ночь, так быстро, что вода из кувшина, опрокинутого перед отъездом, не успела вылиться. Согласно исламу, исра и мирадж – события вполне реальные, а не аллегорическое воссоединение души Мухаммеда с Аллахом. Эти события – свидетельство высшей милости, проявленной Творцом к своему Пророку.

В Медине, где Мухаммед вместе со своими последователями оказался уже после Ночи вознесения, была построена первая мечеть, разработаны основы ритуальной практики, принципы религиозного учения и организации общины (уммы). Мухаммед проявляет себя не только как религиозный лидер, но и как политический деятель, дипломат, воин, организатор первого исламского государства. Со временем ему удается приобщить к исламу большую часть племен Аравии и, что самое важное, – жителей Мекки. Они признали новую веру, а Мухаммед вошел в Каабу и разрушил всех их идолов. Начиналась новая эра в духовной жизни людей. Им открылся единый для всех Бог.

Контрольные вопросы

– Чем объясняется потребность предков казахского народа в монотеизме?

– Какую роль играет в исламе личность Пророка Мухаммеда?

– Воспроизведите основные этапы религиозной деятельности Пророка Мухаммеда.

Духовный смысл исламского вероучения

Главная священная книга мусульман – Коран (араб. чтение). Согласно исламу, его текст хранится на небесах, у самого Аллаха. А людям священные строки передаются через Пророка Мухаммеда. Неотразимая сила воздействия на умы и сердца вызывается тем, что Бог сам обращается к людям, раскрывая смысл жизни и смерти, духовные принципы, которыми следует руководствоваться, чтобы стать благочестивыми и покорными воле Всевышнего.

Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых включает аяты (знамения). Принято делить священный текст на две основные части. Первая – мекканский период, когда Мухаммед проповедует о милосердии божьем, о страшном Суде, Воскресении из мертвых, рае и аде, высказывает идею пророчества (90 сур). Второй период – мединский. К нему относятся суры, раскрывающие смысл исламской этики и права, предписания, предостережения, увещевания (24 суры). Коран воспроизводит историко-культурные реалии своего времени, но его высшее предназначение – позволить людям услышать глас Всевышнего через посредничество его Пророка Мухаммеда. Подлинно священным признается в исламе только текст Корана на арабском языке, все переводы считаются лишь толкованиями.

Вторым после Корана источником исламского вероучения является Сунна (обычай, пример). В нее включены сборники хадисов, повествований о жизни и деяниях Мухаммада, сопровождаемых его изречениями и советами.

Сунна считается боговдохновенной, подсказывающей людям, как они должны вести себя в различных жизненных ситуациях, чтобы оказаться угодными Богу. В Сунне содержится также обширный материал, раскрывающий культово-обрядовую практику ислама, морально-этические и правовые нормы жизни мусульманской общины. Наиболее авторитетными считаются сборники хадисов: Мухаммада аль Бухари («Ас-сахих»); Муслима («аль-Джами Ас-сахих»); ибн Маджи («Китаб ас-сунан»); Мухаммада ат-Тирмизи («аль-Джами аль-Кабир»); ан-Нисаи («Китаб а-сунан»). В исламской традиции сформировалась также особая наука о толковании Корана, илм-ат-тафсир, исламское правоведение (фикх) и теология (калам).


В этих основных источниках раскрываются смысл всего вероучения, понимание Бога, мира и человека, возможности богообщения, культовая практика и обряды.27 Иман (вера) включает следующие акиды (постулаты), составляющие исламскую догматику:

– Вера в Аллаха, Творца всего сущего (таухид);

– Вера в Ангелов, исполнителей воли Божьей, сотворенных Аллахом из света (Малаика);

– Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом пророкам до миссии Мухаммеда;

– Вера в то, что Мухаммед, в отличие от всех других пророков, послан ко всем народам и является «печатью пророков»;

– Вера в судный день, грядущее воскрешение, рай и ад (Ахира);

– Вера в предопределение, справедливость и милость Аллаха.

Рассмотрим эти основные акиды более подробно.

В первой акиде (таухид) провозглашается ключевая идея исламского вероучения – единобожие. Мухаммед пришел в мир, чтобы возродить изначальную веру Авраама, истинную для всех людей, независимо от их этнической и культурной принадлежности – веру в единого, всемогущего Бога. Единобожие позволяет воспринять божественный свет во всем сотворенном, в природе, в самом человеке, в формах его социальной организации, что создает целостность мировоззрения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Назарбаев Н. А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. 12 апреля 2017.

2

Назарбаев Н. А. Эра независимости. – Алматы: Қазақпарат, 2017.

3

1 Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия. – СПБ: Норинт, 2004. – С. 1009.

4

2 Культ религиозный. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 2001. – С. 340.

5

Чокан Валиханов. Следы шаманства у киргизов // Этнографическое наследие казахов. 2-е допол. издание. – Астана: Алтын кітап, 2007. – С. 91.

6

Орынбеков М. С. Генезис религиозности в Казахстане. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 30.

7

Чокан Валиханов. Следы шаманства у киргизов // Этнографическое наследие казахов. – С. 71.

8

Кузнецов Б. И., Гумилев Л. Н. Бон (древняя тибетская религия) // Доклады географического общества СССР. – Л., 1970. – Вып. 15. – С. 86.

9

Авеста. Избранные гимны из Видевдата. – М., 1993. КРАМДС Яхмед Ясави. – С. 105.

10

Авеста. Гимн Митре. – С. 100.

11

Авеста. Ясна.30. – С.5.

12

Авеста. Избранные гимны. – Яшт 19. – С. 173.

13

Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 80.

14

Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 82.

15

См.: Колчигин С. Ю. Загадка Будды (Книга-гипотеза). – Алматы: ИФиП, 1997. – 286 с.

16

Дхаммапада. Перевод с пали. – М.: Восточная литература, 1960. – С. 59.

17

Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 118.

18

Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 128.

19

Стеблева И. В. Синкретизм религиозно-мифологических представлений домусульманских тюрков // Народы Азии и Африки. – 1989. – №4. – С. 53.

20

Дмитриева Л. В. Хуасуанифт / Тюркологические исследования. – М.; – Л., 1963. – С. 230—231.

21

Стеблева И. В. Синкретизм религиозно-мифологических представлений домусульманских тюрков // Народы Азии и Африки. – 1989. №4. – С. 54.

22

Кац А. Л. Манихейство в Римской империи / Вестник древней истории. – 1955. Т. 3. – С. 176.

23

Бартольд В. В. О христианстве в Казахстане в домонгольский период.

24

Байпаков К. М. Христианство Казахстана в средние века / Из истории древних культов. Христианство. – Ташкент, 1994. – С. 98.

25

Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 154.

26

Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 139.

27

Али-Заде А. Исламский энциклопедический словарь. Серия «Золотой фонд исламской мысли». – М.: Ансар, 2007.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7