Полная версия
Религия в Казахстане. История и современность
Но если происхождение духовности, а потому и нравственности – религиозное, то что можно сказать о людях, предпочитающих светские ценности и ориентиры? Неужели они не могут быть причастными к духовным ценностям? А ведь именно те, кто не разделяет религиозных взглядов, очень часто в жизни добрее и справедливее тех, кто относит себя к верующим. Ответ может быть таким: приобщиться к духовности и нравственности способен каждый человек, независимо от его религиозных или светских взглядов и предпочтений. Приобщение это может состояться через освоение подлинной культуры, которую философы называют «формой бытия Духа». И тогда, действительно, светски настроенный человек может быть более справедливым и честным, чем тот, кто является мнимо верующим, ограничивающим свою религиозную жизнь внешним исполнением обрядов без внутреннего проникновения к истокам веры.
Контрольные вопросы
– Раскройте этимологию слова «религия».
– В чем заключается смысл религиозного культа?
– Что составляет основу религии как целостной системы?
– Каково соотношение веры в широком смысле слова и религиозной веры?
– Каково соотношение религиозной веры и научного знания?
– Какие типы веры различает Абай в «Книге слов»?
– Что такое духовность и каким образом светски настроенные люди могут к ней приобщиться?
Принципы изучения истории религии
Необходимо предварительно выявить, в чем заключаются общность и различие религиозного и религиоведческого образования. Представляется несомненным, что общность заключается в сверхзадаче, присущей обоим типам образования: духовное пробуждение и духовное становление личности с перспективой последующего одухотворения семьи, общества, государства, глобального международного сообщества. И в том, и в другом типах образования речь должна идти не только о передаче информации, знания, но и о духовном развитии человека и его мира.
Но способы и методы решения этой сверхзадачи в религиозном и религиоведческом образовании существенно различны. Во-первых, религиозное образование осуществляется в пространстве одной определенной конфессии с возможным выходом к диалогу с другими конфессиями на основе общего концепта духовности.
Религиоведческое образование, напротив, осуществляется в межрелигиозном пространстве и, более того, в религиозно-светском пространстве, так что стратегия диалога становится в этом случае определяющей. Важно подчеркнуть, что диалоговая среда не означает согласия с плюрализмом. Плюрализм как методологический прием руководствуется принципиальным отказом от признания всеобщего основания, универсальной базы, критерия безусловной абсолютной истины.
Плюралистическая точка зрения ведет к распаду целостности мировоззрения, к релятивизму и скептицизму, когда все правы и все виноваты, и нет никакой возможности установить истину, но зато можно доказывать всеми дозволенными и недозволенными способами свою выгоду, пользу. В стратегии межрелигиозного и религиозно-светского диалога, напротив, определено устойчивое основание, критерий высшей истины – духовные истоки бытия человека в мире. На этой основе разворачивается диалог различных позиций, интерпретаций, моделей религиозности и светскости.
Во-вторых, религиозное образование – это не только знание религии, в отличие от религиоведческого знания о религии. Подобное различение дает только первоначальное представление об особенностях обсуждаемых типов образования. Религиозное образование не сводится к передаче знания о догматике, культе, религиозных предписаниях – оно приобщает к отправлению культа, выполнению предписаний, определенному образу мыслей и организации жизни, т. е. является совокупностью знания – действия.
Религиоведческое образование, осуществляясь в межрелигиозном и религиозно-светском пространстве, не ставит своей задачей приобщение к какому-либо культу или к их совокупности. Оно приобщает, скорее, к культурно-историческому, цивилизационному контексту, формируя духовность посредством освоения межкультурных кодов, многообразия традиций и культурного наследия различных этносов республики.
В-третьих, религиозное образование предназначено только для тех, кто принял определенное вероучение и нуждается в дальнейшем продвижении по пути веры (теологическое образование является теоретическим уровнем религиозного образования). Религиоведческое образование, напротив, не ограничивает по каким-либо критериям тех, кому оно предназначено. Им могут быть охвачены и представители определенных конфессий, и светски настроенные граждане, и атеисты. Религиоведческое образование – потребность общества, независимо от религиозного или светского образа мыслей граждан.
Эта книга по истории религий Казахстана входит в список религиоведческой литературы, четко разграничивая мировоззренческие и методологические подходы от запросов и методов религиозного образования. В светских образовательных учреждениях может преподаваться история религии – как часть религиоведения, тогда как религиозное знание – компетенция религиозных образовательных центров.
С каких же мировоззренческих позиций преподносится материал? Первоначальный ответ, который напрашивается сам собой – с позиций исключительно светских, поскольку речь идет о светских образовательных учреждениях. В этом случае история религии признается научной дисциплиной со своим предметом и методом, отвечающей критериям научной объективности – наряду с биологией, математикой, физикой и т. д. Но, во-первых, все научные дисциплины, как показано современными исследованиями, включают в понятие «научная объективность» субъективный аспект – и физика, и химия – это науки о человеке и его мире. Тем более, такие суждения справедливы относительно религии. Во-вторых, объективистский подход упускает из виду то, что составляет сущность религии, ее духовную основу, превращая преподавание в передачу информации. При этом утрачивается глубинный смысл религии.
Выходом из ситуации может показаться переход с позиций светскости на религиозную платформу с целью избежания объективирования. Но здесь поджидают другие риски. Возникает законный вопрос: какую религию выбрать в качестве доминирующей? В казахстанском поликонфессиональном обществе подобная постановка вопроса оказывается, мягко говоря, некорректной.
Альтернативы между двумя неприемлемыми позициями – с одной стороны, исключительно светская, с другой – религиозная, неизбежно воспроизводящая одну из конфессий, – мы избежим, обратившись к эвристическому потенциалу категории «духовность». Истоки этого сложнейшего феномена – в пространстве безусловного, абсолютного, вечного. Это не означает, однако, что духовность является привилегией только религиозных людей. Светски настроенные и даже атеисты, как уже было сказано, могут приобщаться к благам духовного мира через посредство подлинной культуры, ибо культура есть форма бытия Духа. Духовность поэтому есть категория-посредница, соединяющая светский и религиозный образы мысли и жизни.
Изучение истории религии будем вести поэтому с позиций духовности, поскольку нашей ближайшей целью является пробуждение и воспитание духовных основ бытия человека в мире. Подобный подход позволит, не нарушая требований светскости (ведь духовность признается высшею ценностью и в светском обществе), в то же время, раскрыть, в чем заключаются сущность и смысл религии в ее историческом бытии. Это – создание новой реальности, связующей Бога и человека, входя в которую, человек получает счастливую возможность благодатного воздействия на окружающее – семью, общество, государство, политику, экономику и, прежде всего, на самого себя, на свой внутренний мир, образ мыслей и действий. Философы называют такой процесс одухотворением.
Мы воспроизведем сложную палитру религиозных взглядов и представлений, свойственных этносам Казахстана и, прежде всего, казахам, как потомкам великих цивилизаций, воссоздавая историю религий согласно основным этапам исторического прошлого, врастающего в настоящее и будущее: Казахстан в древности, средневековая история Казахстана, образование и развитие Казахского ханства, Казахстан в составе Российской империи, советский период, формирование и развитие независимого государства, заявившего о себе своими масштабными миротворческими инициативами. Покажем, что каждому историческому этапу были свойственны особая духовная атмосфера, сочетание религиозных и светских традиций, бытование различных религиозных верований и культов. Выявим и подчеркнем особенность, присущую исторической судьбе казахского народа: веротерпимость и толерантность, отсутствие агрессивности и преследований по признаку веры. И эту характерную черту проследим на всех исторических поворотах, обнаружив ее непреходящую значимость в современных условиях совершенствования государства и определения основных параметров национальной политики в области религии.
При изложении истории религиозных учений обсудим, прежде всего, их догматику, культ и затем – особенности бытования на территории Казахстана. Пристальное внимание уделим народным верованиям тюркского происхождения – тенгрианству, как одной из моделей единобожия. История ислама в Казахстане, куда он начинает проникать со второй половины VII в. и укрепляет свой позиции в X—XII вв., будет воссоздана во взаимодействии с тюркскими народными верованиями, что характерно и для современных типов исламского религиозного сознания в Казахстане. Особой страницей станет изучение исторической миссии ханафитского мазхаба как истока веротерпимости и толерантности.
При изучении истории христианства обсудим догматику и культ православия, католичества и протестантизма, после чего изучим особенности и характерные черты распространения этих религиозных учений на территории Казахстана, начиная с V—VI вв. (несторианство и монофизиты) и вплоть до сегодняшних дней, где присутствуют все три ветви христианства. Основное внимание среди этих ветвей будет уделено православию – как наиболее значимому по историческому влиянию и современной роли в жизни страны, учитывая первостепенность в межконфессиональном диалоге позиции «ислам и православие».
При этом изучение ислама, его догматики и культа будет связано с контекстом исламской цивилизации, предъявивший миру великие научные открытия, высокую поэзию, замечательные философские учения. Именно анализ созидательной сущности ислама и его нацеленности на сотрудничество и взаимопонимание может создать возможности для реального, а не декларативного противостояния экстремизму и терроризму. С опорой на исторический опыт со своей очевидностью будет представлена великая миротворческая миссия ислама как религии диалога и сотрудничества, духовного средоточия одной из самых крупных в мировой истории цивилизаций, с тем, чтобы преодолеть опасный стереотип об «исламской угрозе», о том, что религиозный экстремизм заложен в самих основах исламского вероучения.
Обращаясь к поучительным урокам истории, в корне пресечем подобные ложные и лживые версии истолкования ислама и представим истинный смысл религии миролюбия, которую пытаются сегодня использовать и используют в геополитических целях те, кто стремится удержать ось однополярного мира.
История религии предстанет в контексте формирования самобытного этнокультурного наследия казахского народа с его вековечным принципом одухотворения природы и, в то же время, издревле присущей казахам историчностью, светскостью сознания, когда передаваемые изустно исторические события воспринимались как события личной жизни. Казахскую традиционную культуру представим как единый смысловой текст, где все составляющие – язык, миф, ритуал, а также юрта, система питания, одежда, возрастные институты составляют целостность, пронизанную единым смыслом, сопровождаемым культово-ритуальной практикой социума.
Второй раздел книги посвящен истории религий в их диалоге со светскими структурами и ценностями в независимом Казахстане. Это – особая страница в истории религии, наиболее актуальная и значимая с позиций современности. Мы обратимся к изучению и выяснению смыслов догматов и культов конфессий Казахстана, выделив ислам – как ведущую тенденцию в развитии религиозного сознания казахстанцев в его форме ханафитского мазхаба, и христианство – в его форме православия. Будет привлечен богатейший теоретический и практический опыт плодотворного диалога ислама и христианства, а также выделен, как доминирующий, контекст глобального диалога религии и государства с акцентом на приоритетность светскости и гражданской идентичности.
Важным аспектом изучения религиозной ситуации в современном Казахстане является разоблачение псевдорелигиозной деятельности так называемых новых религиозных течений, суть которых весьма далека от подлинного сакрального содержания религии и определяется внешними факторами, несущими угрозу духовной и национальной безопасности страны.
При воссоздании религиозной ситуации используем аналитику социологических опросов по выявлению особенностей религиозного сознания казахстанцев. Регистр различных типов и моделей религиозного сознания будет представлен в ракурсе светских ориентиров и гражданских, патриотических ценностей, направленных на единство и сплоченность народа Казахстана как важнейшее условие противостояния угрозам и рискам глобализирующегося мира.
Особое внимание обратим на проблему борьбы с религиозным фанатизмом и экстремизмом, и не только силовыми методами противостояния, а, скорее, самому эффективному способу преодоления страшной угрозы – духовно-нравственному воспитанию, религиоведческому образованию, духовному совершенствованию на основе исторического опыта многотысячелетнего сотрудничества, диалога и взаимопонимания культур и цивилизаций.
Контрольные вопросы
– В чем заключается отличие религиоведческого образования от религиозного?
– С каких мировоззренческих позиций преподносится материал учебника?
– Какая особенность характерна для исторической судьбы казахского народа?
– Назовите основные аспекты изучения религиозной ситуации в современном Казахстане.
История религии в Казахстане с позиций современности
Казахскому народу издревле было свойственно панорамное историческое сознание, обеспечивающее передачу национальной памяти и национальной консолидации в историческом времени. Конно-кочевая и одновременно городская цивилизация имела громадные преимущества в постижении окружающего мира, в расширении границ миропонимания, характеризировалась особым восприятием времени и пространства. Связующим звеном, смысловым центром быстро передвигающихся в Великой степи номадов был институт «Жеті ата», непременное знание предков семи колен – основа традиций, ритуалов, обычаев и табу, национальный способ освоения истории как истории предков, через личностный опыт и собственные переживания человека. Через институт «Жеті ата» из поколения в поколение передавался культурно-исторический опыт и, что особенно важно, вера, скрепляющая неразрывными узами уникальное родоплеменное, жузовое казахское общество.
Но история, опираясь на прошлое, «врастает» в настоящее и освещается смыслами будущего. История есть единство прошлого, настоящего и будущего, развернутая во времени человеческая сущность. Мы должны понимать прошлое с позиций настоящего, учитывая наши запросы и проблемы. Мы открываем в истории новые и новые страницы, обнаруживаем прежде неведомое, раскрываем смысл и значение происшедшего, будучи людьми других эпох – под знаком быстро надвигающегося будущего.
Требование изучения истории религии с позиций настоящего выявляет ряд важных, фундаментальных положений.
Во-первых, современный мир все настойчивее обнаруживает потребность в новом геополитическом устройстве, преодолевающем однополярность и ориентированном на полицентричность. В проекции на нашу тему данное положение означает, что следует прояснять смысл религиозных догматов и культов различных религий, присущих Казахстану в его истории, учитывая религиозное многообразие и полифонию культурных традиций. В то же время, следует избегать опасности плюрализма, когда религии рассматриваются без осознания их единой основы – духовного феномена Веры.
Наиболее взвешенной представляется формула: единство в многообразии. Религии под этим углом зрения перестанут восприниматься как не связанные между собой догматы и культы, появится возможность исследовать их историю с позиций единой устремленности к высшему духовному началу. И тогда станет понятным, почему на первом Съезде лидеров мировых и традиционных религий, состоявшемся уже в наши времена, в столице Казахстана Астане (2003 г.) произошло событие чрезвычайной важности: у подножья Байтерека, символа независимости республики, вознесли общую молитву представители различных конфессий, обратившись к Всевышнему на многих языках с просьбой о ниспослании мира и благополучия. Эта общая молитва была подготовлена всем ходом исторического процесса на территории республики, где тысячелетиями религии были связаны общим феноменом Веры.
Во-вторых, в современной геополитической ситуации, где идет борьба за сферы влияния, передел мира – с одной стороны, и за формирование новой многополярной структуры – с другой, стратегия диалога становится приоритетной во всех сферах социального бытия и, в особенности, в религии. В Казахстане создана и успешно осуществляется национальная модель межэтнического и межконфессионального согласия на основе концепта открытого, многоуровневого диалога. С этих позиций и следует изучать историю религий в Казахстане, выявляя способы и пути диалогового сотрудничества различных религий в истории страны. Основой диалога, как уже было отмечено, была и остается Вера, при этом сакральные сферы религий сохраняют свою неприкосновенность.
В-третьих, диалог религий и конфессий, характерный для исторического процесса в Казахстане, приобретает в современном культурно-цивилизационном пространстве новое качество и новое содержание. На повестке дня тысячелетия – объединение усилий мировых и традиционных религий в совместном противостоянии массированному наступлению на фундаментальные ценности человеческой цивилизации со стороны псевдорелигиозных течений и рьяных защитников «прав человека». И, что особенно важно, исторически сформировавшийся опыт диалогового сотрудничества религий в настоящее время выходит за рамки религиозной сферы и становится глобальным диалогом светских и религиозных ценностей и образов жизни.
При изучении истории религии будем акцентировать внимание на созидательной роли и позитивном опыте различных религий в их диалоговом сотрудничестве. В истории, как и ныне, религию пытались использовать в чуждых для ее сущности и содержания целях – войнах, борьбе за власть, кровавых конфликтах. Подобные факты не должны быть, однако, первостепенными при освещении роли и места религии в социальном, культурно-историческом развитии. Ее миссия и предназначение – в прошлом и настоящем – одухотворять человека во всех его земных деяниях, способствуя его приближению к высшей духовной реальности.
Эти общие положения уточним и конкретизируем. Независимый Казахстан – полиэтничное, поликонфессиональное общество, где проживают более 130 этносов и на законных основаниях действуют 18 религиозных конфессий. Но определяющими духовно-нравственный климат и атмосферу в обществе являются сегодня две доминирующие конфессии – ислам в форме ханафитского мазхаба и христианство в форме православия. Исходя из этого непреложного факта, при изучении истории религий в Казахстане сосредоточим внимание, прежде всего, именно на этих религиях: рассмотрим их догматы, культы, систему ценностей, влияние на историко-культурные и этноцивилизационные процессы, а также их диалоговое сотрудничество в историческом времени. При этом будет воссоздано многообразие религиозных верований, присущее номадическому материку, взаимодействие ислама и христианства, а также раскрыт особенный характер ислама на территории Казахстана в его сочетании с тюркскими народными верованиями – тенгрианством и казахскими национальными обычаями.
Контрольные вопросы
– Назовите основные задачи, поставленные Президентом страны в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
– Раскройте содержание института «Жеті ата» как национального способа освоения истории.
– Что означает изучение истории религии с позиций принципа «единство в многообразии?»
– Почему историю религии на территории современного Казахстана следует изучать с позиций диалога и сотрудничества различных конфессий?
– История каких религий является наиболее важной для современного Казахстана?
Глава 2. РЕЛИГИЯ В ИСТОРИЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ:
К ИДЕНТИЧНОСТИ ТЮРКСКОГО МИРА
Казахстан в древности.
Религиозные верования древних племен
Казахстан имеет древнейшую историю. Ученые находят памятники и многочисленные стоянки, свидетельствующие, что уже в эпоху древнекаменного века (палеолита) на этих территориях жили наши предки, охотились, занимались скотоводством, земледелием, создавали произведения искусства из кости и камня. Ученые пишут о культе охотничьей магии: древние люди применяли различные магические приемы, чтобы охота была успешной, а универсальным орудием магии было изображение различных животных и соответствующие заговоры. Уже тогда наши предки верили в загробную жизнь. У них были сложные погребальные обряды. Умершего готовили в долгое путешествие: украшали ожерельями из раковин и клыков хищников, клали необходимые для будущей жизни предметы.
Наиболее яркие и хорошо изученные страницы древней истории начинаются четыре тысячелетия тому назад, с эпохи бронзового века. В те давние времена на территории Казахстана сформировались андроновская и бегазы-дандыбаевская культуры, оставившие богатейшие памятники материального и духовного производства. Представители этих культур занимались земледелием и скотоводством, а также домашними промыслами, металлургией, горным делом. Из бронзы они изготавливали не только оружие, но и прекрасные украшения. Андроновцы были великолепными воинами, сражавшимися на боевых колесницах. Сохранились их изображения, высеченные в скалах.
В горах под открытым небом они устраивали свои племенные святилища, возносили молитвы к духам неба, земли, воды, ветра. Жили они в больших поселениях и городах, обнесенных высокими стенами. Ученые выдвигают несколько гипотез об этнической принадлежности этих племен. Согласно одной из них, андроновцы относятся к индоиранской группе, о чем свидетельствуют древнеиранский текст – Авеста и древнеиндийский религиозный памятник – Веды. Но в последнее время известными тюркологами, этнографами и историками высказана гипотеза о тюркоязычности андроновских племен, подтверждаемая новейшими археологическими находками.
Племена эпохи бронзы чувствовали свое тесное родство с природой и потому одухотворяли ее. Ученые пишут о существовавшем у них культе Солнца. Оно дает тепло, от него зависят жизнь и благополучие. Символы Солнца изображаются на многих предметах, особенно на украшениях. Культ Солнца означает в то же время культ огня, воплощающего магическую силу дневного светила. И потому при захоронениях трупы сжигаются, чтобы очистить умерших огнем от злых духов. Часто в захоронения опускали кусок красной охры. Этот цвет связывали с влиянием огня или крови, которой придавали сверхъестественную силу. Существовали также культы Луны и звезд, по которым андроновцы ориентировались в походах и перекочевках, осваивая новую форму хозяйства – кочевое скотоводство.
Именно в эпоху бронзы, как утверждают ученые, возникает ритуал жертвоприношения. При раскопках ритуальных мест найдены обуглившиеся кости животных, обломки сосудов. Жертвоприношения приносились Солнцу, Луне, звездам, духам предков. Андроновцы верили в загробную жизнь и духов предков, надеялись на их поддержку, всячески задабривали их и в то же время опасались. Захоронения имитировали жилища, снабженные домашней утварью, одеждой, орудиями труда. Позже их стали отгораживать от поселений.
В первом тысячелетии до н. э. на территории современного Казахстана появилась многочисленная группа племен, которых греки называли скифами, а древние персы – саками. В III—IV вв. до н. э. они создали свое первое государство с центром в Семиречье. Саки вошли в историю как народ с высокоразвитой культурой. У них были свои письменность и мифология. Они создали знаменитый стиль в искусстве, получивший название «звериного» – изображения оленя, сайги, лошади, горного козла, кабана, барса, хищных птиц, верблюда. Эти произведения искусства хранятся ныне во многих музеях мира.