Полная версия
Jrpg на ложе Прокруста
Будильник для У-ДО.
Событием, в результате которого количество поглощённой У-ДО информации перешло в качество, стал контакт с Альбедо в финальной фазе Мильтийского Конфликта.
Этот конфликт отчасти вдохновлен романом Роберта Хайнлайна “Луна – Суровая Хозяйка – это одна из многих причин, почему “commander”-а Маргулиса, зовут Хайнлайном.
В романе тоже было восстание против Федерации (наций Земли). Его возглавили Полковник (номинально) и Профессор (реально30), и оно оказалось успешным, потому что героям (которых, впрочем, вряд ли можно назвать таковыми) помогал разумный компьютер, и однако если у Хайнлайна для него “вся Революция на Луне, во время которой тысячи людей погибли здесь и сотни тысяч – на Земле, была всего лишь шуткой (…) огромной практической игрой, придуманной компьютером с супергениальной мыслительной мощью и детским чувством юмора” (Кот, проходящий сквозь стены31).
У Такахаси У-ДО – через Альбедо и его братьев – осознал последствия своих действий.
Да и братьев тоже, несмотря на то, что непосредственного контакта между Рубедо, Нигредо и У-ДО не было (у рядовых U.R.T.V. был). Рубедо стал контактёром опосредованно, т.е. через Альбедо, ведь сознания U.R.T.V. тесно связаны. (Поэтому в первом эпизоде Джуниора мучает кошмар о том, как его поражают волны У-ДО)
В Pied Piper Вильгельм подводит итоги контакта между У-ДО и Вояджером.
“He learned what he wanted to know. As far as “existence” is concerned, the concept of eternity is not necessarily indispensable. He learned this through your existence. He just wanted a confirmation…”
Сцена подлинная. Халтурщик Йонесака и захотел бы, не смог бы подняться до подобного обобщения, вдобавок содержащего отсылку к творчеству Дэвида Зинделла. В его монументальной Тетралогии “Реквием по Homo Sapiens” злодей Хануман ли Тош стремится к божественности и бессмертию ещё в большей степени, нежели Вояджер, но его подлинный мотив, как и у Вояджера, не осознаваемое желание сохранить своё я.
“Хануман (…) всегда боялся потерять себя, став одним из бесчисленного множества огней. И ненавидел себя за этот страх. Но перестать бояться он был способен не больше, чем перестать страдать от того, что он жив и одинок. И он отчаялся. Он устал от своего небывалого, страшного отчуждения” (Дэвид Зинделл, война в небесах).
“I was most afraid of dissipating into the collective unconsciousness” (Pied Piper).
Забегая вперёд, этот Хануман и связанная с ним проблематика, серьёзно повлияли не только на противника Зигги, но и на большинство антагонистов Xenosaga.
У-ДО воспринял не ту информацию, которую Вояджер транслировал ему сознательно, но саму суть его устремлений… не будет преувеличением сказать, что У-ДО увидел Вояджера насквозь. Точно так же и с Альбедо. Сутью его был страх утраты – если Вояджер боялся умереть, Альбедо боялся, что умрут все кроме него – и оставят его в одиночестве. (В третьем эпизоде Альбедо нет в Алленовском в списке тех, кто “only just trying to run away from the harshness of reality”, а он должен был там находиться)
Благодаря Вояджеру, У-ДО осознал ницшеанское вечность не есть необходимое условие, благодаря Альбедо – ценность, которою может иметь жизнь для другой жизни, необратимость смерти, боль утраты, и собственную виновность в миллионах смертей, – это и было пробуждением. Мизрахи спас У-ДО от безумия, но отнюдь не тем, что:
“made a conscious decision…to sacrifice this planet and its inhabitants to” МОМО.
Говоря о мире “created solely for Cecily and Cathe”, Феброния была не до конца откровенна. Система была создана ради Зохара, У-ДО “control device for Zohar” (Leaked Data пункт 5), следовательно, и сами сёстры и их мир созданы ради У-ДО.
Таким образом, U-tic его и контролировали, – опосредованно, через подружек по играм.
У-ДО, он же мальчик Авель, третий, (не считая Фебронии) житель мира Сесили и Кэт.
Этим и воспользовался Мизрахи, восстановив в головах сестричек Мильтию в её до-конфликтом состоянии. У-ДО получил возможность убежать от своего открытия в прошлое, и воспользовался ею (знакомый с творчеством Такахаси читатель, конечно же, вспомнит, что похожий приём автором уже использовался в дебютной работе Xenogears).
Старая Мильтия блокирована двумя чёрными дырами, Зохар – двумя реалианками в “стеклянных гробах”, и это, разумеется, не совпадение. Именно пленённые сознания сестричек проецируются на космос как чёрные дыры “abyss”.
Зинделл, цитируя Книгу Закона Алистера Кроули, писал “Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда”. Такахаси развил идею – человек может быть ещё и чёрной дырой, если он отрицательное сознание. В первом эпизоде появление гнозисов как раз сопровождалось пространственными искажениями и гравитационными аномалиями:
“large-scale spatial distortion”, и “Massive gravity fluctuations”…
По словам собеседника, Юрьева контакт между У-ДО и Альбедо, несмотря на глобальные последствия, был “partial”, а, следовательно, возможен ещё более полный контакт
Глава шестая. Воздушная защита
Ложь второго эпизода
Эта часть “сценария” начинается c забавного ляпа. В “лучших” традициях второго диска Xenogears, Йонесака заменил события их кратким изложением от лица главной героини, (и её голосом). В итоге Шион заговорила о себе в третьем лице:
“after receiving orders to appear before Vector, Shion and Allen returned to the Dammerung stationed in Miltian space”
“I'm thinking about nothing but Xenosaga, when I go to sleep and when I wake up, so it's probably already become a part of my life (Laughs). (Норихико Йонесака, Xenosaga Episode II – Weekly Vol.III: Act 1 (2004)
Потом Шион закидывается успокоительным, чтобы поговорить с Нефилим.
В первом эпизоде Нефилим разговаривала с Шион трижды: внутри гнозифицированной Ариадны, (Cathedral Ship), подсознании Кос-Мос, и на разваливающейся Прото Меркаба. Возможно, автор перепутал U.M.N. c каким-нибудь Dream World, а Xenosaga с фэнтези, где светлая сила частенько обращается к избранному герою во сне? Впрочем, и разговор – всё равно, что не был. То, что “Feb’s sisters are on Miltia” ясно с самого начала.
“This is…just an illusion that traps them here… A binding spell created by mankind to control the Zohar”.
Надо ли напоминать игроку, где находится Зохар? А если автор решил напомнить игроку о существовании сестричек, зачем делать это через Нефилим да ещё так нелепо?
Шион и Аллен воруют корабль и отправляются на Мильтию, и по пути на них нападает Вояджер, на Е.С. Кос-Мос приходит помощь мгновенно…. стартовав со Второй Мильтии.
Как?
Нет, то, что оборудование для починки Кос-Мос превращается в мотоцикл вопросов не вызывает, но каким образом этот мотоцикл – не Е.С., обратите внимание – обрёл способность перемещаться сквозь гиперпространство да ещё со скоростью телепортирующегося тестамента? (Вопреки третьему эпизоду, такие перемещения отнюдь не мгновенны; полёт на Эльсе занял относительно много времени – Шион успела накормить всех карри). Почему Эльса, стартовавшая раньше всех, появилась позже всех?
И главное, почему Шион и Аллен, специально украв корабль, способный перемещаться через гиперпространство без ограничений:
“craft that can interact with hyperspace on its own without using a U.M.N. column”,
На полпути выходят в обычный космос?
Они знали, что им надлежит подвергнуться нападению Вояджера? Они прочли сценарий?
(Да, я написал, что когда Шион и Аллену требуется попасть в охраняемую зону, охрана из боевых реалиенов попросту… засыпает на посту?)
К слову, графически и геймплейно Даммеранг ужасен. “Город” состоит из коридора и нескольких комнат скопированных с Vector Industries Second R&D Division, со второй Мильтии. Не пересекающееся с ним серое “подземелье” выглядит омерзительно даже в сравнении с перекрашенным подсознанием МОМО и иными играми эпохи PS1. В сражениях игрок управляет одной Шион на протяжении всей довольно длинной локации, а сложность их такова, что для поражения требуется приложить значительно (!) больше усилий, чем для победы. Гемплейная халтура органично дополняет сюжетную.
За Даммерангом идёт Крепость Ормуса. Она выглядит уже не столь ужасно, но в сюжетном отношении это, наверное, худшее, что есть в Xenosaga вообще.
На три столкновения с – Оргуллой, Ричардом und Германом, и Пеллегри ни одной значимой – подчёркиваю это – реплики! По словам Сорайя Сага “The chapters after Momo Encephalon and Disc 2 are his style”, и похоже, это действительно так. В предыдущей работе Йонесака Front Mission 332, антагонистам тоже рисовали уникальные портреты и давали имена, но, не потому что у них предполагался характер, или роль в сюжете, а просто чтобы игроку не приходилось всё время сражаться с рядовыми солдатиками.
Заключительные же сцены в полном соответствии с подзаголовком второго эпизода Xenosaga находятся за гранью добра и зла. После разрушения Крепости Ормуса пространственно-временная аномалия, источник которой У-ДО:
“U-DO was the source of the space-time anomaly that engulfed Miltia 14 years ago”
Попросту… исчезает. Доклад краснобереточного сальватора Дмитрию Юрьеву,
“one of the U.R.T.V.s made partial contact with it, causing a medium-scale space-time anomaly alteration. Since then, it’s been obstructed by two black holes”,
Это последнее упоминание Мильтийской аномалии “the abyss” в Xenosaga в настоящем времени. (И да, доклад происходит после её исчезновения)
После такого твиста как-то неудобно спрашивать, почему герои, имея на руках, Е.С. способные перемещаться сквозь U.M.N. без колонн, не эвакуируются с гибнущей крепости, (как это сделала Пеллегри на Иссахаре), а квело ждут, пока их кто-то спасёт.
Ложь Xenosaga I-II
ДС версия этих событий традиционно усугубляет маразм происходящего.
Такэда добавил:
1) Диалог между Хаосом и Вильгельмом, разбирать который не имеет смысла, благо авторство Такэда подтверждено им самим:
“I decided to include a scene with a short monologue and him negotiating with Wilhelm underwater to show his change of heart. After reading the scripts for Pied Piper and Episode 3, I felt such a scene should definitely be included” (Xenosaga I-II (DS) interview).
Примечателен он разве что вбрасыванием нескольких терминов, не получающих в дальнейшем ни расшифровки, ни упоминаний, и странной фразой приписанной Хаосу
“Time doesn’t always decide on transmigration”
(тут или переводчик ошибся или автор тютю)
2) Чудовищно изуродованную версию диалога между Маргулисом и Патриархом из второго эпизода. Такэда окончательно запутался в датах, планетах…
“great outbreak of Gnosis that has been threatening the entire Galatic Federation for 70 years” – на самом деле 14 (по версии первого эпизода), или больше ста (по версии третьего).
“After 100 years, our opportunity to depart for Old Miltia has come” – ноу коментс.
… и организациях.
“U-TIC Organization (…) with the prestige of being a science organization left behind by Joachim Mizrahi”… престиж организации ответственной за появление гнозисов.
Престиж человека “who opened Pandora’s Box and unleashed the Gnosis upon the galaxy”.
При этом из диалога бесследно исчезло свидетельство доверия Патриарха Маргулису как товарищу “who shares the same goals”, то есть реально ценная информация.
3) Несколько невыносимо пустых сцен на Второй Мильтии
Здесь примечательно то, что у Тецуя Такахаси Шион остро реагировала на любое напоминание о смерти родителей “ I hate thunder!!” (сцена на пляже Основания) “I’m not going to their graves. No. I absolutely refuse” (в доме Дзина Узуки). А у Юитиро Такэда:
“It'd probably be a good idea to go visit the family graves the next time I come to Second Miltia”.
4) Потрясающую объяснялочку от Гайнана/Юрьева:
“Gaignun explains he was doing some investigation on the Salvators, since they more than likely have data on the U.R.T.V.s” (Neosmith XENOSAGA I-II).
Интересно, каким образом они могли её не иметь, если основатель “salvators” Дмитрий Юрьев – создатель и отец U.R.T.V.
Кроме этого Тэкэда зачем-то отправил Дзина Узуки на Мильтию особняком, с флотом Сальваторов – в качестве спеца по Старой Мильтии. По просьбе Юрьева Хэлмер посылает Дзина: “on account of his hope that they'll finally be able to examine the data Canaan holds”.
(Я действительно не понимаю, что творится в голове у Юитиро Такэда).
Сюжетных последствий это решение не имеет, если не считать таковым ещё один курьёз.
В сражении при крепости Ормуса флот Сальваторов (и в том числе корабль на котором находиться Дзин!) гибнет, что, однако, никоим образом не мешает Дзину догнать Шион и остальных уже в самой крепости, – без каких либо объяснений. Может быть, он добрался до крепости, прыгая по обломкам кораблей на манер ежа Сонника? (В пересказе NeoSmith и lady-twi Дзин рубит вражеских роботов катаной (!), то он возник в крепости пешим).
Если серьёзно, само участие, сальваторского флота в событиях у Крепости Ормуса попросту невероятно. Самая первая сцена, указывающая на грядущее пробуждение Юрьева, это телепатический контакт Джуниора с Гайнаном во время атаки U-Tic, или, если быть точным “independent Inquisitor operation” (Гайнан тогда произносит “Strange, what was I just doing?”), то есть после подсознания МОМО и открытия Мильтии.
Из второго эпизода мы знаем, что Гайнан в это время находился в своём кабинете на Основании. И это логично – пока Шион и ко разбирались с прошлым Джуниора и Зигги, Патриарх разместил свой флот около Второй Мильтии, и Гайнан как хозяин корабля, превосходящего как минимум одну дивизию Федерации33 должен быть на посту.
Среди вырезанных сцен из Soraya Saga faq, есть “Gaignun vs Zohar emulators”, – именно “Gaignun” а не “Yuriev”. В оригинале превращение первого во второго как раз в этой сцене и происходило. Гайнан под влиянием Юрьева пришёл в изолированный ангар, освободил эмуляторы Зохара от ингибиторов (вопреки третьему эпизоду он мог это сделать, тот же Джуниор запросто показывал эмуляторы Шион), и преобразился. Флешбеки (разговор ребёнка-Нигредо с Цитрин, и т.д.), по версии Йонесака происходившие в Пятом Иерусалиме, также переносятся в изолированный ангар.
Подтверждает версию и сцена из финала второго эпизода, где Юрьев выходит на связь.
“The route was scrambled. It’s impossible to trace”,
Маскировка не имела смысла если отец U.R.T.V. вышел на связь с Пятого Иерусалима.
У Такахаси Джуниор и остальные ко времени пробуждения Юрьева ещё не покинули Второй Мильтии:
“Now that we are faced with U-DOs potential reawakening, we must eradicate any and all uncertainties. We’ve determined that there will be an attempt to re-contact34 U-DO. You must move immediately to eliminate the target, Rubedo”.
Юрьев посылает Джуниора убивать брата, а сам отправляется в Пятый Иерусалим, столицу Галактической Федерации “taken control of the Parliament”, и встретиться со взрослой Цитрин.
“Brief reunion with grown-up Citrine” (ещё одна вырезанная сцена из списка Сорайя Сага).
Со слов Такахаси (Xenosaga I-II (DS) interview, 2006) известно что
“In the original plan, she (Цитрин – прим. авт.) was supposed to have a bigger role in Episode 2, but due to various circumstances we had no choice but to cut it. (…) as for the story of her growing to adulthood, she settled down and had a family as an ordinary person after being released from the shackles of Dimitri. I didn't want to let go of those fundamental parts [of her character], but there was no other way, and I had to focus on the main thrust of the story”.
И зная характер Дмитрия, можно предположить, что реплика из кретинической дюрандальской части третьего эпизода:
“It would be a shame to have to see those beautiful faces twisted in pain, now wouldn’t it?”
Даёт адекватное представление как Юрьев обеспечил лояльность Цитрин.
Короче, вождь Сальваторов изначально помещён в положение догоняющего, и к начальному этапу второго издания Мильтийского Конфликта элементарно не успевает.
Когда его влияние начинает сказываться?
Мы можем узнать это из короткого диалога Юрьева и Пеллегри. (Сцена аутентична – в ней правильно формулируется цель Дмитрия “I’m not going to die. Not now, not ever”, и содержится визуальная отсылка к роману Дика “Свободное Радио Альбемута” (о чём позже)). Юрьев говорит:
“A reinforcement fleet is already on its way. I won’t allow you to continue”.
Следовательно, первый флот Федерации уже побеждён Иммигрантами, с помощью Е.С. либо с помощью Омеги. Или другим способом, о котором ниже.
Слова главного сальватора подтверждает и его враг – Патриарх.
“Reinforcements? Damn Federation. Do they really want to destroy us that badly?”
Патриарх пытается натравить на эти подкрепления Маргулиса с флотом (в ДС версии с Е.С.), но полковник его посылает. На аутентичность сцены указывает чётко поставленный акцент – когда Маргулис, просвещает Патриарха (“You appear to misunderstand the situation. We Inquisitors serve but one master. Surely, Your Holiness is aware of that”), его голографическое изображение исчезает и появляется вновь прямо перед Зохаром.
“one master” коему служат инквизитору и их глава Маргулиса – кардинал Хайнлайн – это не человек, но голос самого Зохара, впрочем, я опять забегаю вперёд.
Все эти события в любом случае происходили после Крепости Ормуса.
***
Ещё один фрагмент версии Такэда – U.R.T.V. pod.
“The Immigrant is using a defense field that reacts to the waves of the Zohar, which causes Ruryk to decide to use their "new" weapon, pod U.R.T.V.s fabricated from the ones sent to Old Miltia” (NeoSmith, lady-twi Xenosaga I-II)
Мне не вполне понятно, во-первых, каким образом, “U.R.T.V. pod”, могли быть сделаны из U.R.T.V. посланных на Мильтию, ведь по I-II версии все они (кроме Альбедо Рубедо и Нигредо, и Цитрин) погибли. Во-вторых, каким образом можно применить “U.R.T.V. pod”, против щита чувствительного к волнам Зохара – волны эманируемые U.R.T.V. не тождественны волнам Зохара! и, чем может помочь “pod” (по версии третьего эпизода мелкие роботы поддержки пехоты) в космической баталии? И в третьих – куда смотрели Гайнан и Джуниор, обеспечившие той же Цитрин возможность обзавестись семьёй?
Нет, конечно, сам факт переделки U.R.T.V. в машины, обращает на себя внимание, как укладывающийся в Юрьевскую схему. В третьем эпизоде есть его слова
“You are weapons. You see, you’re nothing more than one of my parts”.
“parts” (части) во множественном числе, что противоречит… самому третьему эпизоду, где у Юрьева никаких частей – кроме Нигредо – нет. Т.е. переделка части U.R.T.V. (из НЕ посланных в своё время на Мильтию) в принципе возможна, – но причём здесь крепость?
… Остальные доводки Такэда, разбирать не имеет смысла.
Пьер Рюрик – персонаж, созданный не Такахаси
“In the original plan, he was a nameless character who was a member of the Salvator, so his personal importance is quite insignificant” (Xenosaga I-II (DS) interview)
Что автоматически делает его не интересным для нас. Появление Альбедо в Крепости Ормуса в I и II ничем не отличается от появления там же Пеллегри во втором эпизоде. Тоже относится и к сценам на Второй Мильтии (после извлечение игрек данных) и к Даммерангу, и к самой Крепости. Даммеранговская часть вообще сокращается без каких либо проблем – единственная хорошая сцена, разговор Вильгельма и Кевина, не связан с действиями героев, он мог прозвучать – и звучал! – в совсем других обстоятельствах.
Воздушная Защита
А был ли вообще мальчик,… то есть крепость в оригинальном сценарии?
1) Какого такого герои намерены пролететь между двумя чёрными дырами?
“I’ve detected a small-gap in the gravitational fields between the two black holes. If we fly through it, I think the chances of enemy detection would drop significantly”.
Из первого эпизода известно:
“The 100-Series (…) not only does it contain the entire record of Mizrahi’s research, but the access code for the U.M.N. transfer column to the sealed area of Old Miltia, also resides in it”.
Если попасть на Старую Мильтию можно было и без этой колонны и кода допуска к ней, то вся история с игрек данным теряет смысл вместе с первым эпизодом Xenosaga.
2) Когда появляется Крепость Ормуса, Джуниор спрашивает:
“Damn, where were they hiding that thing?”
Чему он так удивлён? Крепость вышла из того же гиперпространства, что и корабль героев Эльса немногим ранее – обычное дело для этой вселенной.
3) Что такое крепость Ормуса с чисто тактической точки зрения?
Арьергард, призванный задержать флот Федерации? В этом качестве она бесполезна. Флот Федерации спокойно опередил героев (известно из разговора с Хэлмером). Я повторяюсь, но что мешало Эльсе прыгнуть вслед за ним, проигнорировав крепость? Мега сценарист Йонесака, начитавшийся расширенной вселенной звёздных войн? Да, там, есть корабли-тральщики, способные выдёргивать другие корабли из гиперпространства – но в Xenosaga такими свойствами обладал только структурный гнозис, Cathedral Ship.
4) Наконец, почему у Крепости настолько убогий дизайн? (обычный корабль иммигрантского флота, только поставленный, что называется, на попа). Вспоминаем уникальные дизайны астероида Плерома, и U-Tic Battleship.
Но есть ещё фраза Маргулиса (во время столкновения Лабиринтосе):
“No wonder the air defense system was useless”.
Аутентична ли эта сцена? Да, так как она объясняет, почему Маргулис предал Патриарха, несмотря на их явное идеологическое родство.
Маргулис: “The people of this world have cast away their will to create, drowning themselves instead in an endless cycle of consumption… (…) The people you’ve encountered in your lifetime are not people at all. They’re less than human – mere sacks of flesh and bone”.
Патриарх: “thanks to the U.M.N. and the Federation. They’ve managed to reduce the people to a simple mass of spineless weaklings”.
Оценки идентичны, однако, цель Патриарха:
“Human beings no all life throughout the universe must be guided forward by Ormus and the Zohar. And they shall be led unto a higher plane of existence. That is the mission that god has entrusted to us”,
Не совпадает с целью Маргулиса:
“The annoying Gnosis as well as a few pathetic, weed-like humans, who are arguably even more worthless than the Gnosis, are going to disappear”.
(Остаются, как понимаю, люди Зохара, которых Маргулис к homo sapiens не причисляет).
Патриарх отстаивает идею власти избранных, ради общего блага, Маргулис радикальную трактовку пришествия машиаха из книги Зогар – “Чужаки («иноплеменники», «иноземцы», «рабы и рабыни») будут истреблены” (Уэйт Артур, Каббала). (В рамках версии Йонесака, слова Маргулиса объяснения не получили – в следующей сцене полковник уже забывает о своих планах, третий эпизод их тоже игнорируют)
То есть какая-то “air defense system”, существовала – и, оказалась “useless” – но это явно была не Крепость Ормуса, из второго эпизода.
Разрешение этого противоречия будет достаточно неожиданным.
Дело в том, что система Омега во втором эпизоде в разных сценах выглядит по-разному. Во время разрушения Мильтии можно увидеть “дворец” украшенный статуями монструозного вида ангелов, (я бы назвал их падшими). Но на крупном плане, “дворца” нет, зато появляется “башня”, наподобие орбитальной башни35 Пятого Иерусалима. Именно “башня” в оригинале и использовалось в качестве “air defense system”.
Новая команда собрала из двух хоть и взаимосвязанных объектов один, при помощи воистину чудесного монтажа, – и после каменных стен на космической станции, разве это может вызвать удивление? Реплика Джуниора, “Damn, where were they hiding that thing?” аутентична (реплики Шион и МОМО о чёрных дырах, понятное дело, нет) т.к. башня буквально вырастала из планеты на глазах у героев. Вероятно, при этом и был уничтожен флот Федерации, уже начавший – по словам Хэлмера – десантную операцию:
“they’ve already been deployed on a descent mission”
(Но, не уничтожалась сама планета)
Во втором эпизоде система Омега тоже уничтожает флот Федерации… и Иммигрантский за компанию, что в свете последующих слов Патриарха, (“Margulis. Take the fleet and eliminate them!”) выглядит совсем уж карикатурно. Зато, если предположить, что флот Федерации выбит воздушной защитой, а свой флот Патриарх посылает против Юрьевских подкреплений, всё становится на свои места. Надо сказать, что в Episode II Terminology принята неуклюжая попытка оправдать уничтожение флота Иммигрантов: