Полная версия
Попроси меня. Матриархат, путь восхождения, низость и вершина природы ступенчатости и ступень как аксиома существования царства свободы. Книга 1
Для красоты звучания слово «существующий» было сокращено. Но в русском языке слово «сущий – сущность» имеет несколько отличительное значение от «существующий». Например, мы говорим: сущая правда; сущность вопроса; насущный хлеб, вопрос; в сущности этот вопрос решается. Что означает: чистая – истинная, корень – смысл – идея, необходимый – главный, принцип – идея, в примере с хлебом еще имеет значение стимулирующего. Можно выделить основные понятия как «чистый», «корень», «идея», «стимул». В сумме этих значении получается – «абсолютная чистота, идея, корень всего», или, – «идея стимулирующая Бытие».
Ученые выводят значение «Яхве» от значения «быть», «вызывать к существованию», «Я есмь» или «Я буду». Магистр богословия А. Болотников, прошедший обучение в еврейской духовной академии, объясняет это понятие следующим образом: «Божественное имя YHWH [тетраграмматон יהוה] является производным от еврейского глагола „быть“ третьего лица в несовершенном времени… [Ранее в своем повествовании поясняет Болотников], несовершенный аспект означает незавершённое действие. Иными словами, глагол „быть“ (HYH) в несовершенном аспекте означает состояние бытия, не имеющего конца… Оно включает в себя „был, есть и будет“»25.
Специалисты переводят первую фразу Бога – «Я тот, Кто Я есть». Исходя из состояния неопределенности фраза «эйех аш шер эйех» в полном объеме означает: «Я был Тем, кем Я был; Я есть Тот, Кто Я есть и Я буду Тем, Кем Я буду». Вторая фраза «Эхье», таким образом, имеет значение «Я есмь», т.е. «Я был, есть и буду». А третья фраза, соответственно – «глобально существующий».
Можно сказать, что смысл имени Бога близко к любому из перечисленных вариантов и несет глубинное значение Его природы. Суммарный смысл приведенных точек зрения говорит, что «эхье ашер эхье» означает в первую очередь – «движение-изменение» (у Малахии 3:6 есть слова Бога – «Я не изменяюсь», но, конечно, речь здесь идет о сравнении Бога с человеком, который порой проявляет ветреную натуру), и потому Он неуловимый для мира точной конкретики, а раз движение, значит «одухотворенный – живой» (поскольку мёртвое есть статичное). Также оно имеет выражение «есть», в масштабном значении, куда бы не обратился взор, в каждой элементарной частице присутствует дыхание Божие, Его произведение. Или, иначе говоря, «эхье ашер эхье» имеет смысл – «бесконечность», что означает «опредмеченный», «настоящий», «воплощенный», т.е. «реальность», образно говоря, по русской поговорке – не «с неба свалившаяся неожиданность». В то же время, это выражение можно отнести к математическому положению несуществующей, неопределенной реальности в значении «—», т.е. то, что уходит за горизонт событий, которое сложной природой своей неопределенности образует мир определённости. Другими словами, «эхье ашер эхье» несет смысл – это то, что не определяется, но есть, и потому изначально в выражении всегда существующий и одновременно вызывающий и производящий изменения формы Бытия – внутренняя идея преобразовавшая изменение формы на внешнем уровне, – но, вместе с тем, Сам предстающий формой Бытия. Или, сказать совсем иначе, «Я есмь – Яхве» означает – природой безмерности для самой наименьшей величины Я предстаю отрицательной бездной – «ничто», но в положении существующий для Меня самая огромная величина – «ничто», поэтому «ничто» есть произведение «всего», для которого «ничто» является «всем», а для «ничто» «всё» – «ничем», поэтому выражение «Я есмь – Яхве» имеет значение – Я идея и претворитель, двигатель, направляющая сила любой трансформации, Я – корень всего и суть всего, причина первопричины, начало начал, пронизывающей разом все и везде, всепоглощающий, бескрайний и безвременный – непостижимый, охватывающий весь мир и ограничен как мир, принимающий на Себя естество мира и, в отображении Своего качества – быть творцом, производивший его изменение.
Русский перевод имени Бога, как «Сущий», наиболее близко подошел к значению первоисточника, т.к. выражение «Я есть Сущий», т.е. «Я – есть Чистота, стимулирующая Бытие, Идея», соответствует характеру имени «эхье ашер эхье», как существующий, производивший изменение, или с точки зрения человека – движение-развитие; что, кстати, разворачивает Бога как покровителя прогресса, поскольку Он сам есть Прогресс, в современной интерпретации имен-качеств.
Наряду с другими именами Бога в Библии есть и такое Его имя как «Элохим». Оно является множественным числом понятия Единый Бог (как, например, выражение «Мы Царь…») и выражает степень Своего могущества, с одной стороны. С другой, во внутреннем качестве соединение множественного и единственного числа указывает на сложно-составляющую сущность Бога, и понятие «Элохим» как «Сложный внутри» подчеркивает положение общей трансформации, идеи взаимосвязи внутреннего и внешнего миров. (От «Элохим» – «Элоах» впоследствии произошло арабское «Аллах»).
Существует еще одно особенное качество Бога, встречающееся в Библии в виде характеристики, как «живой» («Живу Я!» – слова Бога в Библии), которое также можно отнести к Его имени и в данном случае оно несет смысл – преобразующий, вносящий изменение в закон механической логики, тогда, как сатана – не живой, являющийся паразитирующим, выставляющим изменение природы вещей саморазвитием, т.е. «с неба свалившимся» изменением, что, в свою очередь, лишь отображает саму сущность сатаны – «ничто», по своему складу противоречиво имеющий все и ничего (энергия мертвая), – нищая ограниченность, боящаяся потерять, что имеет, и от того стремящаяся укрепить свое положение как можно сильнее, в идеале занять место Бога Живого. Качество же Бога «живой» в переплетении с именем «Сущий» означает – неправильный для механической логики, творец – преобразователь, переживающий, любовь-милость.
Придя к фараону, Моисей передал ему требование Бога отпустить евреев для жертвоприношения, но фараон ни за что не хотел этого делать, поскольку евреи стали для египтян основным рабочим сословием, не обращая внимания на все совершенные им чудеса, именем пославшего его Бога Господа. Тогда Господь поразил смертью всех первенцев египтян от скота до человека, помеченные же по уговору дома евреев кровью агнцев губящий дух обошел и не тронул, и это стало зваться Пасхой, означающее пройти мимо, избавление, с видимым проявлением употребления жертвы. Фараону ничего не оставалось делать, как только быстрее выгнать своих рабов для совершения служения Богу, как они просили.
Исход евреев из Египта произошел в XIII в. до н. э. Узнав, что евреи бежали, фараон решил нагнать их своим войском, чтобы вернуть обратно в Египет работать. Он погнался за ними и уже догнал у моря (в Библии сказано у Красного моря). Но Господь разогнал ветром море в стороны так, что израильтяне смогли перебраться на другой берег моря по дну, фараоновское же войско погналось за ними по этому же морскому коридору суши, но воды сомкнулись и все фараоново войско утонуло. (По мнению многих филологов, название Красное море появилось в результате ошибки в переводе «Sea of Reeds» на «Red Sea». Они указывают, что море, по которому перешли израильтяне, по-еврейски называется Ям-Суф, в точном переводе означающее «Море камыша (тростника)». Место это неизвестно и вызывают дискуссии у библеистов).
Подойдя к горе Синай израильтяне у подножия горы разбили свой лагерь, здесь они остались на год. Господь призвал Моисея на вершину горы, где дал ему скрижали с десятью заповедями, велел построить Ему скинию, святилище, чтобы Он мог обитать среди этого народа, а сам народ был уверен в божественной поддержке. С этого момента у евреев начинается осознанное поклонения одному Богу, тогда как до этого у них было сильно распространено идолопоклонство, перенятое ими от египтян. Появляется и осознание собственного греха перед Богом, который служит их разъединению и проклятию. Способ избавления от греха – это его истребление, т.е. отдача себя на истребление, замененное Богом на различные жертвоприношения, как правило, агнцев, с возложением на них рук, как бы для передачи им собственного греха. Жертва сжигается на жертвеннике, символизируя этим уничтожение всей нечистоты, преграды между Богом и человеком.
Главным элементом иудаизма является фактор присутствия в нем принципа на первый взгляд казавшейся справедливости. «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исход 21:24—25). Но абсолютная справедливость является здесь ложным представлением, поскольку в действительности иудейская справедливость ведёт тенденцию к милости, т.е. справедливость иудейская отрицает глобальную справедливость. Это исходит из того фактора, что в справедливости мира гармонии существует несправедливость, всеобщее равенство несет картину всеобщего неравенства. Поэтому в мире глобальной справедливости существует множество ступеней-классов-сословностей, каждое из которых судится своим отдельным судом, а в их перехлестке действует железное правило, сформулированное И. А. Крыловым – «У сильного всегда бессильный виноват». В иудействе же всё наоборот, равенство так равенство всех перед одним законом. «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца» (Левит 24:22). Мало того, в иудаизме даже раб, неслыханным явлением мира глобальной справедливости, на седьмой год становится свободным (за исключением лишь некоторых случаев). Поэтому иудейские законы справедливости это, правильнее сказать, научение милостивого (более милостивого) отношения членов общества друг к другу. «Произведите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (Захария 7:9—10).
«Милости хочу, а не жертвы» (Осия 6:6).
По прошествии времени после ухода из Египта евреи подошли к южной границе Палестины. Моисей послал 12 человек, по одному от каждого колена, осмотреть эти земли, их укрепления. Возвратившись, они рассказали, что земля очень хороша, но десять человек из них стали утверждать, что не смогут овладеть ею, ибо города сильно укреплены и живут в них исполины (сильные, высокие люди). Страх напал на все еврейское племя, все кроме Иисуса («Господь есть спасение») и Халева («кусающийся», «защищающийся» или «собака») стали роптать на Моисея и Господа желая даже вернуться в Египет. Бог, видя их ропот и отступление, сказал Моисею: «доколе злому обществу роптать на Меня?.. Сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказанье за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне» (Числа 14:27—33).
Сорок лет Господ водил евреев по каменистым полупустынным землям между Египтом и Палестиной в образе облака, каждый день спуская манну им для пропитания. По истечении 40 лет, когда среди евреев не осталось ни одного прежнего живого человека, Господь подвел их к Палестине с восточной стороны Мертвого моря, где Моисей, увидев издали обетованную землю, умер. На место Моисея Господь призвал Иисуса Навина, который отличался среди народа доверием к Господу. Под предводительством Иисуса евреи вторглись в Палестинские земли, стратегически доверившись Господу, они выиграли несколько сражений, где главными их соперниками были хананеи.
Евреи утвердили на земле Палестинской свое присутствие, рассредоточившись по ней по числу их 12 колен. Однако вкусив со временем спокойной жизни, израильтяне стали отступать от Бога и служить различным идолам. Ваалу – богу плодородия и его воинственной спутнице Астарте – богине сексуальной любви, плодородия и плодовитости. Тогда, увидев их отступление, Господь не стал отдавать им в руки все народы, населяющие ближайшие земли для того, «чтобы искушать ими израильтян», наказывать ими за отступление от своего Господа: «Я не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Судей 2:3).
Когда за свое отступление евреев стали одолевать враги, они возопили к Господу для своего спасения. Господь, услышав их мольбы, стал давать им для руководства Своих праведных мужей спасителей-судей, которые имели всю власть, обличали и наказывали народ за их отступления, вести войны с другими народами, где успех операции зависел от духовного состояния всего еврейского народа. Судьями были: Гофониил («лев Бога»), Аод («объединенный»), Самегар («шеи»), пророчица Девора («пчела»), Варак («вспышка, молния»), Гедеон («разбивающий на куски») он же Иероваал («пусть Ваал сгорит с ним»), его сын Авимелех (» (мой) отец-царь»), Фола («червь»), Иаир («Он просвещает»), Иеффай («освобождаемый Богом»), Есевон («крепость»), Елон («могущественный, дуб»), Авдон («слуга»), Самсон («подобный солнцу»), Миха («подобный Богу»), Самуил («услышанный Богом»), его сыновья Иоиль («его Бог-Яхве») и Авия («отец-Господа»).
Судейский строй правления был основан на духовном состоянии нации, на отношении его к Богу. Защитником народа являлся именно сам Бог, который мог и наслать врагов и поразить всех врагов евреев, независимо от военной мощи самих евреев. Эта специфика еврейского народа была для них одновременно и идеалистически хороша и практически плоха. Хороша, потому что их защитником выступал сам Бог, но плоха, потому что они постоянно отступали от Него, за что постоянно и наказывались, руками других народов. Вдобавок к наказаниям извне само еврейское общество не было стабильным внутри. Некоторые судьи, вместо того, чтобы показывать личный пример духовной чистоты и святости, наоборот, проявляли в себе меркантильность, цинизм, корысть и властную гордыню.
История Израиля шла по кругу, отдых между нападениями врагов был временным. Общество расшаталось и стало существовать по принципу «каждый делал то, что ему казалось справедливым». Люди устали от нестабильности и у них появилось желание иметь более четко выраженную систему, параллельно Богу, гарантирующая эту стабильность, что достигается общим политическим устройством, т.е. избрание над всеми еврейскими племенами единого царя, который сможет гарантировать как единый внутренний порядок, так и единую, от всех племен, армию, как угрозу всем внешним врагам. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими: итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов… И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе: ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1 Царства 8:4—7).
Евреи, получившие все необходимое от Бога, выход из рабства, обетованную землю, теперь хотели расторгнуть состояние их общего духовного завета, политическим путем своего могущества уйти от власти Бога. Сам же Бог не стал препятствовать этой идеи, объединению всех племен, но, лишь имея цель спасения всего человечества, перенес их старый духовный завет на новую политическую модель. «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противится повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, [то рука Господа не будет против вас]» (1 Царства 12:14). Евреи легкомысленно согласились на свое политическое мироустройство, считая его более совершенным для себя.
Еврейский народ не стал исключением в действиях искусителя. Кроме завлечения их в прежнее идолопоклонство была предпринята тактика дискриминации самого Бога. Поэтому завет по избранности стал все больше восприниматься евреями не то, чтобы быть избранным нести миру духовный свет, но избранные Богом в том смысле, что они лучшие, лучшая общность перед всем миром, народ высокого достоинства – патриотичность в позиции мистицизма.
Самомнение о своей избранности бросалось в глаза всем народностям, контактирующим с евреями. Поэтому римский историк Аммиан Марцеллин описал, очевидно, не только свое к ним отношение: «Рассказывают, что когда Марк Аврелий на пути в Египет проезжал через Палестину, то, испытывая отвращение к вонючим и нередко производившим смуты иудеям, скорбно воскликнул: „О маркоманны, о квады, о сарматы! Наконец я нашел людей хуже вас“»26. Конечно, в данном случае речь идет не о специфичных запахов, были ли они или не были, но в первую очередь в лице Марцелина предстает образ евреев в римской империи, и этот образ в сравнении оказался хуже бандитсвующих народностей, хотя евреи сами ни кого не грабили, а лишь поднимали восстания против римских порядков, но их высокомерие, убежденность в своей лучшести, даже римских граждан, вызывало ответную реакцию.
Получив знание о Едином Боге как Творце-Создателе, мышление людей лжец стал переворачивать, акцентируя Бога как единого, но безжалостного надсмотрщика за исполнением всех священнических предписаний, в сознании, внешне сохраняя атрибутику иудаизма, стал переворачивать живого Бога-Творца в механического бога-«творца», на подобие зороастризма, с сильно выраженным уклоном сугубо национального характера.
Разве Бог создал человека для вечного наказания и вечного терпения? В мировоззрение евреев вкралось одно положение, по-человечески понятное и обычное, но в корне подрывающее представление о Божественном мироздании, изменяющее направление мышления людей от Творца величины к обожествлению величины. В своей истории еврейский народ был сильно подвержен матриархальным веяниям и потому тяжело уходил от идолопоклонств, вследствие чего постоянно наказывался Богом. Симбиоз идолопоклонства и наказания привел к тому, что у евреев появился повышенный страх перед Богом. В то же время дух искусителя действовал на народ, говоря, что Бог это карающий судья, и потому выходом из ситуации было представлено в строгом соблюдении правил поведения, для чего евреи придумали целую систему законов, порой вникавшие даже в мелочный быт человека. Законническое состояние, даже при выполнении требования всех правил, ничуть не уменьшало зависимость евреев от мистицизма, поскольку сам принцип закона несет в себе позицию величины и энергии, чем, собственно, и является Люцифер. Таким образом, впадая в законничество евреи сильнее вошли в систему величины и ее внутреннее состояние гармонии, где преступление имеет ответное действие в наказании, подобно тому, как «+» покрывается «—». А дальше произошло то, что и должно было произойти в подобном случае – принцип гармонии незаметным вирусом вошел в Священное Писание.
Смешение гармонии с преобразовательной дисгармонией Бога-Творца стало развитием уже изначальной ситуации казалось бы невинного мировоззрения (данное Богом, очевидно, по общей понятности вещей) соблюдения чистоты с положением силового старшинства, что в древнем мире было бесповоротным правилом любого общества в любом уголке света. А дальше лестнично-ступенчатая система завлекала общество в форму иерархичности чистоты с вытекающим отсюда положением ее высокого достоинства, которое достигается упорным трудом и высокой доблестью при покровительстве высших сил, что, в свою очередь, означает ущемление своих интересов до вхождения в состояние уничижения, поощряемое «Небесами», и удержание в этом состоянии как можно дольше, поскольку в мире противоположностей (маскирующегося под любую прихоть человека, в том числе и под Бога-Творца), чем тяжелее заработок, тем выше счастье его обретения, тем выше достоинство (в христианстве, по крайней мере, в русском языке, принимавшее вид положительного благочестия. Во 2 Петра даже присутствует такая мысль, – «в терпении благочестие», что в действительности означает – в терпении чистота, которая есть честь, гордость, и даже с позиции праведности это все равно гармония, и яркий пример тому насколько она пронизывает человеческий мир).
Ни в Старом, ни в Новом Завете с позиции Бога-Христа нет положения призыва к терпению наказания (если таково случилось, то человеку и так ничего не остается делать, как только терпеть), но зато множество раз встречаются призывы к долготерпению разными пророками. Если, к примеру, И. Христос учит прощать своих обидчиков, то его последователь, таким образом, нарушает равновесие закона – преступление – наказание, выходит из состояния гармонии, открываясь тем для Бога. И, наоборот, исполняющий призывы пророков, а за ними и «святых отцов», долго терпеть, тот замыкается в себе, в мире своей целостности, разжигается, борется сам с собой, повышая свой аскетический градус, возвышается в своих усилиях, наконец, в накапливании достоинства приближается к богу, только не к Творцу, а к богу целостности. В Библии существует одно место, которое перечеркивает все призывы к долготерпению: «О, Господи!.. не погуби меня по долготерпению Твоему» (Иеремия 15:15). В этих словах пророк выразил мысль неизбежности гибели, следующих подобным путем. Но и Бог не долготерпит, это тоже ошибка соблазненного человеческого представления. Что делает человек Богу ущербного в своем беззаконии? Поэтому Бог ожидает, когда человек придет к Нему, но не долготерпит его – это признак омерзения… Долготерпит человека лишь сатана.
Насквозь пронизанная человеческая речь представлением мистических принципов на Бытие в Священное Писание вошло также и понятие свободы, однако, в раздвоенной позиции. В основном это значение в тексте можно трактовать просто как жизнь, или полнота жизни, например, такой абзац – «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я – на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души чтобы они прилетели, и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы прилетели к вам» (Иезекииль 13:20). Или: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Коринфянам 3:17). Но встречаются и аксиоматичные утверждения – «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Послание к Галатам 5:13). Здесь вначале Павел передает мысль о необходимости свободы, как своего рода идеализм всеобщего положения, а затем здраво пугается своего же утверждения, и призывом служению друг другу фактически ее перечеркивает. Так или иначе, положение свободы в Священном Писании имеет значительное утверждение на умы людей, которые, de facto, не делают различия между абсолютной и житейской. (Сюда же можно отнести и утверждение в Нагорной проповеди – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфей 5:48). Смыл этой фразы в здравой относительности, поскольку человек никогда не сможет достичь божественного совершенства, это значит стать богом. Но фраза сказана прямолинейно, а церковники в стремлении к идеалу (гармонии) ее также прямолинейно и восприняли, стали культивировать, и получили вечное наказание для вечного совершенствования).
Мировоззрение целостности мира наглядно отразилось у евреев старым представлением о Боге носившего откровенно женский типаж. Интересное значение в этом свете имеет одно из имен Бога, а именно, Эль-Шаддай. Понятие «Эль» несет смысл «Бог», «Всемогущий». Приставленный к этому понятие «Шаддай» среди различных интерпретаций, таких как, «все побеждающая мощь», «возвышенность», «Тот, который достаточен», также означает «женская (материнская) грудь», «сосок». Выступая, таким образом, моментом встроенности матриархальных настроений в представление о Боге-Творце, т. е. Бог как Податель плодородия, что, конечно, не отрицает Бога-Творца, фактор Его благословения, здесь старым проявлением акцентируется подход к Богу с позиции женского начала (т.е. у евреев не было Великой Богини, поскольку это слишком откровенно перечёркивало мировоззрение о Боге-Творце, зато Бог стал наподобие гермафродита, с женской грудью) с соответствующими отсюда выводами устройства всего мира, его рождения, обновления, в общем, всех мистических представлений (которые в новые времена на новых территориях, лишь с опусканием непосредственно откровенной отсталости в виде пантеизма и откровенной дикости в факторе половых органов, станут называться высоким идеалом светской философии, из чего впоследствии появиться уже совсем передовая «мудрость» под неоспоримым названием классическая).
Следствием представления о мире как о целостности Бытия стало распространение среди еврейского общества повсеместно использовавшегося тогда разными народами символа гексаграммы, имеющий смысл всеобщего единения (в том числе и сексуального) из которого появляется новое, следствием чего происходит всеобщее процветание и укрепление. Среди ариев и в индуизме этот знак ходил наравне со свастикой, у древних славян (сколотов) он назывался Звездой Велеса. Евреи, позаимствовав этот символ, для них удачно подошедший с точки зрения 12 граней символизировавшие 12 колен Израиля, дали ему название печать Соломона, позже он стал называться щитом Давида, а потом Звездой Давида. Так в иудаизме мистицизм стал закрепляться наглядной символикой, вытесняя Божественное начало на задворки их миропонимания, в конечном итоге превратившись в официальный символ всего еврейского общества (кстати, здесь показательный пример, как бродившая тысячелетиями некая идея, понимание мира и себя в нем, однажды выходит на официальный уровень, это к вопросу относящегося к появлению понятия «рус»).
Строгое, как и во всем мире, следование евреями принципом гармонии и ее природы старшинства выявили другую её составную часть – уничижение и замкнутость, следствием чего стали дальнейшие призывы пророков к долготерпению, и вообще соблюдение состояния закон – наказание, что в сумме привело к появлению в их среде эзотерического течения в виде кабалистики, с ее учением всемирного равновесия, развития и т.п., и проложило свой задел дальше, в раскрытый иудаизм, стало прологом для будущего христианства, быстро превратившийся, многочисленными призывами к терпению уже первых проповедников христианства, в религию гармонии бытия – мистического озарения в великом противостоянии многочисленным искушениям, монастырский аскетизм, и последующим за этим глобальным учением о гармонии, которое необходимо воплотить в общественном организме на основе экономической формации, и которое суровой действительностью долготерпения есть светлый путь развития в достижении общечеловеческого счастья состояния достоинства…