Полная версия
Супружественная любовь. Трактат
21. Во время того Брачного застолья Ангел представил приглашённым на Брак гостям своих десять спутников и рассказал, что он по Особому Повелению Свыше ввёл их на Небо и показал им многие удивительные великолепия палат Князя, также Ангел подробно поведал гостям о том, как они пировали за Княжеским столом с самим Князем Неба того, а потом беседовали с Премудрыми. В довершение Ангел просил, чтобы собравшиеся за праздничным столом почтенные Мужи великодушно позволили и с ними также немного побеседовать его спутникам. Внемля такой просьбе, те Мужи благоволили спутникам Ангела и вступили с ними в беседу. Один Премудрый из числа Мужей женатых спросил прибывших на Небо: «Понимаете ли вы скрытый духовный смысл увиденного Бракосочетания?» Новоприбывшие отвечали, что едва ли, и притом спросили, почему у жениха был такой наряд. На этот вопрос Премудрый им отвечал: «Это потому, что Жених, ныне Муж женатый, представлял Господа, а Невеста, ныне Жена замужняя, изображала Церковь, – ибо Браки в Небе представляют Сочетание Господа с Церковью. Вот потому на голове жениха был Кидар, сам же он был одет в Подир, в одежду исподнюю и Ефод, как Аарон. И потому голова невесты, ныне Жены замужней, была украшена Короной, а сама невеста, словно Царица, была одета в Хламиду. Но завтра они будут одеты иначе, ибо представление это завершилось сегодня!» Спутники Ангела тогда вновь спросили: «Когда жених представлял Господа и невеста Церковь, почему она сидела по правую сторону Его?» Премудрый отвечал: «Это потому, что двое супругов составляют Сочетание: Господа и Церкви, Любви и Премудрости, где Господь есть Любовь, а Церковь есть Премудрость. Премудрость же пребывает по правую сторону или одесную Любви, потому что человек Церкви премудрствует как бы от себя и по премудрствованию воспринимает Любовь от Господа; правая или десная сторона также означает и Силу, а Силу получает Любовь через Премудрость. Но, как уже сказано вам, после заключения Брака состоится иное представление: тогда Муж женатый представляет Премудрость, а Жена замужняя – Любовь его премудрости. Однако же, эта любовь не есть Любовь Первая, но вторая, которая есть от Господа у Жены через премудрость Мужа. Любовь Господа, которая есть Любовь Первая, составляет Любовь премудрствования у Мужа, а поэтому самому после Брака оба вместе – Муж и его Жена – представляют Церковь». Ещё спросили спутники Ангела: «Почему мужчины не стояли со стороны жениха так, как шесть дев стояли со стороны невесты?» Премудрый отвечал на это так: «Это по той причине, что ныне все мы числимся „между девами“, а число шесть означает всех или полный набор. Скажу вам, что „девы“ означают Церковь, а Церковь состоит из обоего пола, поэтому и мы, мужчины, относительно Церкви – Девы. Что это действительно так, о том явствует из этих слов в Апокалипсисе: „Сии суть, иже с жёнами не осквернившася, зане ДЕВЫ СУТЬ, и последуют Агнцу, аможе ходит“ [„Это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл“] (Отк. 14:4). Потому самому, что „Девы“ означают Церковь, Господь и уподобил их упоминаемым в Евангелии десяти Девам, приглашённым на браки (Мф. 25:1—12). Также через Израиль, Сион и Иерусалим означается Церковь, и потому в Слове Божьем она многократно именуется: Дева и Дщерь Израиля, Сиона и Иерусалима. Сочетание Господа с Церковью Его показано у Давида так: „Царица одесную Тебе в злате чистом офирном; от рясн златых одежда ея внидут в Дом Царев“ [„Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте; одежда её шита золотом; в испещренной одежде ведётся она к Царю“] (Пс. 44:10—16)». Напоследок спутники Ангела спросили, отчего при церемонии Брака не присутствовал и не служил никакой священник. На этот вопрос отвечал Премудрый: «Служение священника при Браке приличествует на Земле, а не в Небе, где происходит представление Самого Господа и Церкви, о чём на Земле не знают! Однако же и в Небе священник служит при Обручениях: он выслушивает Согласие от жениха и невесты, которое принимает, утверждает и освящает. Согласие есть существенность Супружества, прочие же последующие обряды составляют его изображения».
22. Затем Ангел представил спутников своих шести девам, сопровождавших новобрачных с зажжёнными лампадами, и просил тех дев прекрасных о любезности удостоить прибывших на Небо Мужей своим собеседованием. Но лишь только Мужи оные начали приближаться для собеседования, девы те вдруг тотчас удалились в свою комнату, где были тогда и подруги их. Ангел, увидев это, последовал за ними и спросил, отчего они, не побеседовав со спутниками его, вдруг удалились. «Мы не могли приблизиться к ним!» – отвечали девы. «Почему же?» – спросил их Ангел. «Сами не знаем об этой причине, – сказали девы, – но почувствовали что-то воспретившее и возвратившее нас от них. Пусть нас извинят!» Тогда Ангел, возвратившись к своим спутникам, объявил им ответ дев, присовокупив к тому: «Я догадываюсь, что у вас есть любовь пола нечистая, это и отвратило дев. В Небе же мы любим дев по красоте и изящности нравов, и хотя мы любим их весьма сильно (impense) – но чисто!» Спутники при этом улыбнулись и сказали Ангелу: «Верно ты догадался! Ибо увидев столь близко такую красоту, кто властен ничего не пожелать?!»
23. Когда все приглашённые на Брак разошлись, был уже поздний вечер. Отправились спать и десять тех мужей, а после удалился и Ангел. На следующее утро рано на рассвете все в Небе том услышали возглашение: «Сегодня Суббота!» Пробудившись, спросили у Ангела спутники его, что это значит. Ангел отвечал им, что это – Небесное возглашение для Богочествования, которое совершается священниками в установленное время, и что такое празднование сегодня совершается во всех храмах и продолжается около двух часов. «Если угодно, – предложил Ангел, – пойдём туда со мною, и я введу вас!» Приготовившись надлежащим образом, все десять Мужей последовали за Ангелом и вошли в храм. Необычайно высокий и просторный, украшенный ажурными башенками и яркими разноцветными витражами храм, имел внутри форму гигантского овала и вмещал до трёх тысяч прихожан. Соответственно овальной форме храма, длинными полукружьями в нём располагались ряды скамей и сидений, и притом дальние от центра храма ряды располагались выше рядов первых от центра. Кафедра возвышалась немного позади от центра. Десять Мужей вошли под своды храма того, и сопровождающий их Ангел, указав места, куда они могли сесть, пояснил им: «Каждый входящий в храм знает своё место, – и это он знает по впечатлению, поэтому и не может сесть на ином месте, а если сядет на другом месте, то ничего не услышит и ничего не поймет, и более того – тем самым он нарушит общий порядок, отчего и священник не получит нужного вдохновения».
24. Когда прихожане собрались в храме, священник, взойдя на кафедру, произнёс проповедь, исполненную духом Премудрости. Проповедь была о святости Писания Священного и о соединении через оное Господа с обоими Мирами – Духовным и Естественным. Будучи тогда в таком просветлении, священник совершенно уверил, что эта Священная Книга диктована от Иеговы Господа и что потому в ней есть Сам Он, так что Сам есть Премудростью там; но что сокровенна та Премудрость, которая есть Сам Он там, – под смыслом буквальным она сокрыта, а открывается тем только, кто находится в истинах учения и, значит, в Благах Жизни, – и так они пребывают в Господе и Господь в них. Свою проповедь священник завершил вознесением Благодарственного молебна (votivam orationem) и потом сошёл с кафедры. В то время как слушатели выходили из храма, Ангел просил священника, чтобы он сказал спутникам его несколько слов мирных. Священник, подойдя к тем спутникам, говорил с ними около получаса и объяснял истины о Божественной Троице: что она есть в Иисусе Христе, в котором исполнена всякого Божества телесно обитает, по изречению Апостола Павла (Еф. 1:3—10). Потом он рассказал о Единстве Человеколюбия и Веры, но преимущественно говорил о Единстве Человеколюбия и Истины, потому что Вера составляет Истину.
25. После Благодарственного молебна Ангел и все десять его спутников возвратились в свои покои. Улыбнувшись светло, Ангел сказал прибывшим Мужам: «Сегодня истёк третий день от восшествия вашего в Общество этого Неба. И так как Господь приготовил вас для пребывания здесь только на три дня, то настало время теперь мне с вами расстаться. Снимите с себя одежды, присланные вам от Князя, и наденьте свои!» Переодевшись в свои одежды, спутники Ангеловы почувствовали в себе непреодолимое желание сойти с Неба, а потому и сошли в сопровождении Ангела и вернулись назад в то же самое место Собрания на холме. Здесь они воздали благодарение Господу за то, что удостоил их ублажить знанием и разумением о Радостях Небесных и Благополучии Вечном.
26. Снова тут Читателя уверяю по истине, что вышеописанное действительно было и что о том рассказано сперва в Мире Духов, который есть средний между Небом и Адом, а потом в Обществе Неба, из которого был сопровождающий Ангел трубы. Разве кто-либо в Христианстве знал бы что-либо о Небе, о тамошних Радостях и о Благополучиях, которых познание есть и познание Спасения, – если бы не благословил Господь открыть кому-либо Зрение Духа его, показать о том и научить?!.. Что в Мире Духовном имеет место быть многое тому подобное, это открывается явно из того, что было видено и слышано Апостолом Иоанном и что описано им в Апокалипсисе, как-то: видел он в Небесах Сына Человеческого посреди семи светильников, скинию, храм, ковчег и алтарь; видел книгу, запечатанную семью печатями, и потом видел её открытую и оттуда исходящих коней; ещё там узрел он четырёх животных около Престола, а также двенадцать тысяч избранных от каждого Колена; видел саранчу, вышедшую из бездны, дракона и его сражение с Михаилом; видел Жену, родившую сына мужеского и бежавшую в пустыню от дракона; а также двух зверей – одного из них исходящего из моря, а другого из земли; видел Жену, сидящую на звере червлёном, и дракона, изверженного в озеро огня и серы; а также коня белого и Вечерю Великую; узрел он и Небо новое, и Землю новую, и Святой Иерусалим сходящий, описанный с вратами, стеною и её основанием; также видел он реку и в ней воды живые, и Древеса жизни, приносящие плоды ежемесячно; и ещё прочее. Многие сии и иные предметы и явления видел Иоанн тогда, когда он Духом был в Мире Духовном и в Мире Небесном. Кроме этого, доказывает и подтверждает истинность упомянутых выше откровений многое виденное Апостолами по Воскресении Господнем, а также и то, что потом видел Апостол Пётр (Деян. Гл. 11), равно и то, что видел и слышал Апостол Павел (2 Кор. 12:2—7). Сверх всего этого, явствует о подобном тому из видений Пророков, как-то: Иезекииль видел четырёх животных, а также и Херувимов, Новый Храм и Новую Землю, и ещё Ангела, измеряющего оные (Иез. Гл. 1, 10, 40—48); и отведён был он в Иерусалим и видел там мерзости, а также взят в Халдее в плен (Иез. Гл. 6, 12). Подобное же тому происходило и с Захарией: он видел Мужа, стоящего между миртами (Зах. Гл. 1); видел четыре рога и потом Мужа, в руках которого вервь землемерная (Зах. Гл. 1, 2); он видел светильник и две маслины (Зах. Гл. 4); видел свиток летающий и ефу (Зах. Гл. 5); и видел он четыре колесницы, выходящие из ущелья между двух гор, и коней (Зах. Гл. 6). Подобное тому было и с Даниилом: он видел четырех зверей, восходящих из моря (Дан. 7:3—8), и битвы овна и козла (Дан. 8:3—7); видел Ангела Гавриила и много с ним разговаривал (Дан. Гл. 9). И также отрок Елисеев видел колесницу и коней огненных около Елисея, и при этом видении отверзты были очи его (4 Цар. 6:17). Из этих и многих других описаний в Слове Божьем явствует, что состояние в Мире Духовном видено было многими и прежде и после пришествия Господнего. Что удивительного в том, что также видят и ныне, при начинающейся Новой Церкви или Новом Иерусалиме, сходящем от Господа с Неба?
О Супружествах в Небе
27. Что в Небесах есть Супружества, тому не могут поверить те, которые предполагают будто бы человек после смерти есть только Душа или Дух, а о Душе и Духе думают не иначе как о тонком эфире или как ветру подобном дыхании (pneumate). Не поверят и те, которые убеждены в том, что человек будет жить человеком не прежде, как только после дня Последнего Суда. Не поверят вообще все те, которые ничего не знают о Духовном Мире, где пребывают Ангелы и Духи, а следовательно те, кои вовсе не знают и о том, где находятся Небеса и где Ады. Так как Мир Духовный доныне мало был известен на Земле, на коей вовсе не знали, что Ангелы Неба находятся в совершенной форме Человека, равно и Духи Ада, но только эти в форме несовершенной, – то по этой причине и не могло быть открыто что-либо о Супружествах в Небе, ибо спросили бы: каким образом может душа с душою или дыхание с дыханием соединяться так, как Супруг с Супругою на Земле? При таком вопросе исчезло бы мгновенно всякое верование о Супружествах Небесных. Ныне же о Мире Духовном, каков он есть, много уже открыто и описано мною в Сочинении «О Небе и Аде», а также в «Апокалипсисе Откровенном», и потому о тамошних Супружествах рассудок может понять из следующих глав: I. Что человек живёт человеком и по смерти. II. Что тогда мужчина есть мужчина и женщина есть женщина. III. Что у каждого по смерти остаётся своя любовь. IV. Что изначально остается любовь пола, а у тех, которые входят в Небо бывши на Земле Духовными, остаётся Любовь супружества или Супружественная. V. Это совершенно подтверждено Самовидением. VI. Следовательно, Супружества находятся в Небесах. VII. Что в словах Господних: «…яко по воскресении ни женятся, ни посягают», — разумеются Браки Духовные. Все эти главы теперь же будут изложены по их порядку.
28. I. ЧТО ЧЕЛОВЕК ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕКОМ И ПО СМЕРТИ. Что человек живёт и по смерти человеком, о том до сих пор не было известно в Мире Естественном по тем самым причинам, которые выше уже показаны. Удивительно, но не знали об этом и в Христианстве, имея у себя Слово Божье и из него просвещение о Жизни Вечной, когда Сам Господь учил, что все мёртвые воскреснут и что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:30—32; Лк. 20:37, 38). Сверх этого, человек, относительно побуждений его мысли и помышлений, находится посреди Ангелов и духов и к ним так приобщён, что не может отделиться от них, чтобы не умереть. Ещё удивительнее то, что не знают о том, что от Первого Сотворения каждый человек по окончании естественной жизни переходил и переходит к «своим», или, как в Слове Божьем говорится, «приобщался» и «приобщается». Притом же человек имеет Общее понятие и способность понимать, которые есть то же, что и Втечение Неба во внутренние начала Мысли его. Посредством этого Втечения внутрь человек в себе понимает истины и как бы их видит. Так, например, многие видят ту истину, что человек живёт по смерти благополучным, если на Земле жил добродетельно, – и неблагополучным, если жил порочно. Кто об этом не рассуждает, если хоть немного возвышает мысль свою от нужд тела и лишь понятного его чувствам сиюминутного помышления? Это бывает тогда, когда человек находится во глубочайшем внутреннейшем Богочествовании, а также тогда, когда лежит на одре умирая и ожидая кончины, или когда услышит о скончавшихся и об их жребии. Многим я сказывал, в каком жребии были их братья, супруги и друзья. Кроме этого, я писал о жребии англичан, голландцев, папистов, иудеев, язычников, Лютера, Кальвина, Меланктона и других. Но ни от кого не слышал вопроса: «Как могут они быть в такой участи, когда не восстали ещё из гробов, ибо не совершился ещё Последний Суд, – и не составляют ли они между тем только души или некие призрачные дыхания, находящиеся в некотором месте или где-нибудь ещё?..» Таковые вопросы ни от кого не были слышны, из чего я мог заключить, что каждый в себе понимает, что человек живёт после смерти. Какой супруг, любивший свою супругу и своих детей, когда они умирают или умерли, не говорит сам с собою, будучи в помышлении возвышенном над чувственностями телесными, что они находятся в Руке Божией и что по смерти своей опять он их увидит и с ними соединит жизнь в любви и радости?
29. Кто не может по своему рассудку видеть, если только желает видеть, что человек по смерти не есть одно лишь Дыхание призрачное, о котором не иную идею иметь можно, как только о дыхании ветра или о воздухе и эфире, – и будто дыхание это, или в нём самом, – есть Душа человека, вожделеющая и ожидающая соединения со своим Телом, дабы можно было наслаждаться чувствами и их удовольствиями, подобно как и в прежнем Мире? Кто не может видеть, что если бы так было с человеком, то состояние его было бы хуже состояния рыб, птиц и животных земных, коих души не живут и потому не беспокоятся вожделением и ожиданием будущего?! Если бы человек по смерти был таковым Дыханием и, следовательно, дыханием ветра, то он тогда или летал бы во Вселенной, либо, по мнению некоторых, сохранялся бы где-либо с праотцами во Аде до Последнего Суда. Поэтому можно заключить, что жившие от Первого Сотворения, от которого считается более семи тысяч лет, и ныне находятся в подобном же состоянии беспокойствия и постепенно в ещё более беспокойнейшем, потому что всякое ожидание из вожделения производит беспокойство, которое время от времени умножается. Таковые души, стало быть, и ныне летают во Вселенной, либо, будучи заключёнными во Ад, там содержатся и находятся в крайнем бедствии, – и всё это, следовательно, относилось бы и к Адаму, и к его Жене, и к Аврааму, Исааку, Иакову и всем прочим от того времени. И тогда из всего этого следует, что ничего не было бы плачевнее Рода Человеческого. Но совершенно иное провидено от Господа, Который есть Иегова Предвечный и Создатель всей Вселенной, а именно: состояние человека, соединяющего себя с Господом через жизнь по заповедям Его, счастливее и блаженнее есть по смерти, нежели в Мире естественном. Счастливее и блаженнее оно потому, что Человек по смерти есть Духовный, – а Духовный Человек (Mensspiritualis) ощущает и понимает тогда Приятность Духовную, которая несравненно превосходнее приятности естественной.
30. Что Ангелы (Mens) и Духи (Spiritus) – есть «человеки» по образу своему, об этом явствовать может от них же самих, когда они являлись Аврааму, Гедеону, Даниилу и другим Пророкам, также Апостолам и особенно Иоанну, когда он писал Апокалипсис; равно, когда они являлись Жёнам Мироносицам у гроба Господнего; да и Сам Господь по Воскресении своём являлся Ученикам Его в том же виде, в каком был на Земле. Таковыми они видимы были для пророков и всех прочих потому, что тогда у видевших оные явления открывались Очи Духа; ибо когда открываются Очи Духа, тогда Ангелы являются в своей форме, которая есть Человеческая. Когда же Очи Духа закрываются, то есть покрываются зрением телесным, привлекающим всё своё из Мира Естественного (Naturalis), тогда и Духовности становятся человеку не видимы.
31. Надобно, однако же, знать, что человек после смерти есть человек не Естественный (Mensnaturalis), а Духовный (Mensspiritualis), и притом по образу – совершенно себе подобный. Подобный настолько, что иные считают себя находящимися всё ещё в Мире Естественном, ибо и по смерти они имеют подобное тело, подобное лицо, подобную речь и подобные чувства, а также ещё и потому, что у них остаются подобные помышление и побуждение, или подобная воля и подобный разум. В действительности же, человек по смерти не есть подобный, ибо есть Духовный и потому теперь Человек Внутренний (Interiora). Этой разницы он не видит по той причине, что не может сравнить и определить различий между состоянием его настоящим Духовным и между состоянием его прежним Естественным, так как это последнее состояние им уже завершено, а в том он уже находится. Поэтому самому я часто слышал признания «переселенцев», что они не знают о себе иначе, как находящимися в первом Мире, с тою только разницей, что не видят уже тех, которых оставили в том Мире, но встречаются с теми, которые переселились из того Мира. Видят этих, а не тех потому, что эти человеки уже не Естественные, но Духовные или Субстанциальные. Человек Духовный или Субстанциальный видит человека Духовного или Субстанциального точно так же, как человек естественный или материальный видит человека естественного или материального. Но не бывает и не может быть иначе, потому что между Субстанциальным и Материальным человеком находится такое различие, какое есть между первым и последним, или между причиной и следствием; ибо первое, будучи в себе чище и тоньше, не может быть видимо последним, которое в себе есть грубее; также и последнее, будучи в себе грубее, не может быть видимо первым, которое есть чище и тоньше. Поэтому самому и не могут быть увидены Ангелы человеком Естественного Мира. Человек после смерти есть человек Духовный или Субстанциальный – тот, который при земном бытии скрывался внутри в Человеке Естественном (Mensnaturalis), служившим тому как бы одеянием, оболочкой или кожею (exuviae). По сложению естественной телесности своей и исходит из неё человек Духовный или Субстанциальный, следовательно, чистейший, внутреннейший и совершеннейший. Что по виду своему Человек Духовный (Mensspiritualis) есть Совершенный Человек, хотя он и не видим Человеком Естественным, – это было открыто Самим Господом, когда Он по Воскресении своём являлся Апостолам, ибо тогда Он вдруг был видим и вдруг становился для людей не видим, но притом являлся человеком себе подобным и в то время, когда был видим, и когда не был видим людьми, – оное же явствует из слов Апостолов, увидевших Его и сказавших тогда, что «открылись очи» их.
32. II. ЧТО ТОГДА МУЖЧИНА ЕСТЬ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА. Человек, живя после смерти, остаётся как был: мужчина мужчиною и женщина женщиною, – потому что пол человеческой не изменяется по смерти, но оба составляют человека Духовного. Так как мужеское не может перемениться в женское, а женское в мужеское, то поэтому и после смерти мужчина остается мужчиною, а женщина женщиною. Но так как многим не известно, в чём существенно состоит мужеское и в чём женское, то об этой разности здесь пойдёт речь. Разность существенная состоит в том, что самое внутреннее в Мужчине есть Любовь, а покров её есть Премудрость, – или, иначе сказать, это есть Любовь, прикрытая Премудростью; самое же внутреннее в Женщине есть эта Премудрость Мужчины, а покров её – Любовь оттуда, – эта любовь и есть Любовь Женская, и даётся она от Господа жене через премудрость мужа. Первая же вышеназванная любовь есть Любовь Мужеская, составляющая Любовь премудрствовать (Amor sapiendi), то есть понимать предметы духовно, – она даётся от Господа мужу по восприятии им Премудрости. Поэтому Мужчина есть Премудрость Любви, а Женщина есть Любовь премудрости его. В связи с этим от самого Сотворения и впечатлена в обоих Любовь сочетания воедино. Но об этом более сказано будет в нижеследующем. Что Женское есть из Мужеского, или что Женщина взята из Мужчины, о том явствует из книги Бытия, где сказано: «Иегова Бог взя едино от Ребр Мущины и исполни плотию мысто онаго и созда Ребро, еже взя от человека в Женщину, и приведи ю к человеку и рече человек, се есть кость от костей моих и плоть от плоти моея, отныне да наречется Жена зане от Мущины взята есть» [«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел её к человеку, и сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа»] (Быт. 2:21—23). Что именно означает через Ребро и что через Плоть, о том сказано будет в другой главе.
33. Из этого первоначального образования проистекает то, что мужчина рождается быть Разумным (Intellectualis), а женщина рождается быть Волительною (Voluntaria) или, иными словами, женщина рождается доброжелательствовать и проявлять благоволение. Говоря более точно, мужчина рождается в побуждении знать (sciendi), разуметь (intellegendi) и премудрствовать (sapientia), а женщина рождается в любви сочетать себя с тем побуждением в мужчине. И так как Внутренними началами, по подобию их, образуются начала Внешние, то форма мужеская есть Форма разума, а форма женская есть Форма Любви его. Вот поэтому-то мужчина имеет иное лицо, иной голос и иное тело, нежели женщина, то есть: лицо его жёстче, голос грубее и тело крепче, кроме этого, он имеет и подбородок волосистый, – да и вообще форма его не столь красива или пригожа, как у женщины. Они разнятся между собою также поступками или телесными движениями и нравами; одним словом, между ними нет ничего подобного, но при всём том есть соединительное в каждой части. Мужеское находится в мужчине даже в каждой наималейшей части тела его, во всякой идее помышления и во всякой малости побуждения его; равным образом и Женское находится в женщине. Так как ни одно из них не может перемениться в другое, то из этого явствует, что и после смерти мужчина есть мужчина, а женщина остаётся женщиною.