Полная версия
Супружественная любовь. Трактат
80. ШЕСТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ из Мира Духовного. Когда сие было Ангелом сказано, я взглянул в сторону Западную, и вдруг представились мне озёра огненные и серные. Когда же я спросил Ангела, отчего ады там таковые, то он отвечал: «Таковыми кажутся там озёра по причине олжетворения Истины, а поскольку вода в смысле духовном означает Истину, то около озёр оных или в оных и кажется она: как огонь – из любви зла, а как сера – из любви лжи. Озеро, огонь и сера есть кажущиеся видимости, являющиеся соответствиями злых любвей, в коих все тамошние находятся, – ибо все, там находящиеся, заключены в Вечные Темницы (Ergastulis) и трудятся для пищи, одежды и одра (pro victu, amictu et lecto); если говорить кратко, то все, когда бывают затворены в те ады, тогда тяжко и нещадно наказываются». Когда же я ещё спросил у Ангела, почему он сказал, что там находятся духовные и естественные прелюбодеи, а не сказал, что злотворящие и нечестивые, то отвечал Ангел: «Потому что все те, которые ни во что вменяли прелюбодеяния, то есть которые верят и творят оные из утверждения и так из намерения, не вменяя это за грех, – сердцем своим есть они злотворящие и нечестивые. Супружественность Человеческая и Религия вместе ходят по одному пути неразлучно: всякий след (vestigium) и всякий шаг (gressus) из Религии в Веру есть то же, что след и шаг от Супружественности в Истинную Супружественность, которая есть особенная и собственная у Человека-Христианина». На вопрос же мой, что значит Истинная Супружественность, Ангел отвечал, что она есть – вожделение или крайнее желание (disederium) жить с одною только своею Женою вместе, – и степень этого вожделения есть у Человека-Христианина по его Вере. Поразмыслив над этим, я пришёл в крайнюю удручённость и соболезновал духом, ибо Супружества, которые были в Древних Веках наисвятейшими, так беспощадно обратились ныне в прелюбодеяния, – и тогда Ангел сказал мне: «Ныне так же поступают и с Религией, ибо Господом сказано, что в Скончании века будет „мерзость запустения, предреченная Даниилом“, и что будет „скорбь великая, какова же не была от начала Мира“ (Мф. 24:15, 21). Через мерзость запустения означается олжетворение и лишение всякой истины, через скорбь означается Состояние Церкви, напаствуемое от зол и лжей, – а через Скончание века, о котором это сказано, разумеется Последнее Время или конец Церкви. Ныне есть конец, потому что не осталось истины, которая не была бы олжетворена, – олжетворение же истины есть блудодеяние духовное, которое и составляет одно с блудодеянием естественным, поскольку оные между собою соединяются!»
81. В то время как мы об этом беседовали и соболезновали, вдруг вспыхнул луч света, необыкновенной яркостью своею слепящий нам глаза, и тогда я воззрел вверх и увидел, что всё Небо над нами оказалось освещённым; и вскоре со стороны от Востока до Запада услышали мы продолжительную Небесную Песнь СЛАВОСЛОВИЯ. Послушав эту песнь, Ангел поведал мне, что это Славословие обращено ко Господу и взывает о Пришествии Его, которое бывает славословимо Ангелами Неба Восточного и Западного; надо же тут сказать, что из Неба Полуденного и Северного ничего не было слышно, кроме скромного шептания. Поскольку Ангел в тонкостях разумел всё это, то пояснил мне прежде всего прочего, что Славословие и Прославление Господа бывают заимствуемы из Слова, поскольку только тогда они бывают от Господа или Господними, ибо Господь и есть Слово; то есть там, в Слове Господнем – Самая Божественная Истина. Затем Ангел снова вслушался в пение и добавил: «Теперь особенно славословят и прославляют Господа из слов, сказанных Даниилом: „А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно“ (Дан. 2:43, 44)». После сего громче прежнего послышалось Небесное Пение, и далее на Востоке я увидел сияние света гораздо больше прежнего. Когда я спросил у Ангела, что же там славословят, то он ещё привёл сказанное Даниилом: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13, 14). Сверх сего, Ангел упомянул, что прославляют Господа из следующих слов в Апокалипсисе: «Иисусу Христу да будет слава и держава во веки веков; Он грядет с облаками; Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель; Я, Иоанн, слышал се от Сына Человеческого посреди семи светильников» (Отк. 1:5—13). Затем я вновь воззрел на Небо Восточное и там увидел свет, воссиявший с правой стороны, и этот свет вошёл в Распростертие (Expansum) Полуденное, и оттуда послышалось дивное пение. Когда я спросил у Ангела, что Господне там славословят, то он сказал, что из слов в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю; И …увидел святый город Новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего; И пришел ко мне Ангел… и сказал мне: пойди, я покажу тебе невесту, жену Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога» (Отк. 21:1, 2, 9, 10); также и сии слова: «Я, Иисус, звезда светлая и утренняя» (Отк. 22:16). После этих и многих других славословий мы услышали в Небе общее Славословие в стороне от Востока к Западу и также от Полудня к Северу. И когда я спросил у Ангела, откуда есть это, то он отвечал: «Славословия сии из Пророков: „Да увесть всяка плоть, яко аз Господь Спаситель твой и Искупитель твой“ (Ис. 19:26); „Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога“ (Ис. 44:6); „Речено будет в день оный, се Бог наш Сей, его же ждахом да избавит нас, Сей Господь Его же ждахом“ (Ис. 25:9); „Глас вопиющего в пустыне, уготовайте путь Господев, се Господь Бог в крепком грядёт, яко пастырь стадо своё упасёт“ (Ис. 14:3, 5, 10, 11); „Отрок родился нам, сын дадеся нам его же имя Чуден Советник, Бог, Ирой, Отец Вечности, Князь Мира“ (Ис. 9:6); „Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле… и сие будет Имя Его: Господь Правда Наша“ (Иер. 23:5, 6; 33:15, 16); „В день оный будет Господь в Царя над всею землею: в день оный будет Господь Един и Имя того Едино“ (Зах. 14:9)». …После всего услышанного и постигнутого возрадовалось и ликовало сердце моё, и в той Радости Небесной я низошёл домой. Там из состояния Духа возвратился я в состояние тела, в котором находясь, написал эти мною увиденные и услышанные Достопамятности. К этому присовокупляю теперь, что от Господа по Пришествии Его возбуждена будет Любовь Супружественная такая, какая была у Древних, ибо эта Любовь есть от Единого Господа, и будет она у тех только, которые от Него через Слово Его становятся Духовными.
82. После сего однажды из страны Северной с крайнею поспешностью прибежал серьёзного вида мужчина, который посмотрел на меня грозно и разгневанным тоном мне сказал: «Ты хочешь обольстить Вселенную (Orbem), восславляя Новую Церковь, которую разумеешь через Новый Иерусалим, сходящий с Неба от Бога, – и учишь, что всех, приемлющих Учения Церкви Его, одарит Господь Любовью истинно Супружественною, коей увеселения и благополучия возносишь даже до Небес?! Не есть ли это хитроумное твоё изобретение и не используешь ли оное как силок для ловли птиц и как приманку для приобщения к твоим новшествам?.. Но изволь, расскажи мне кратко, каковы те учения Новой Церкви, и тогда я увижу, сходствуют ли они или не сходствуют». На это я отвечал ему: «Учения Церковные, разумеемые через Новый Иерусалим, есть следующие: I. Что един есть Бог, в Котором есть Божественная Троица, и что Он есть ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. II. Что Вера Спасительная есть веровать в Него. III. Что должно избегать зол, поскольку они диавольские и от диавола. IV. Что должно творить Блага, поскольку они Божии и от Бога. V. Что сии творить должен человек так, как бы от себя, но притом веровать и понимать, что оные у него и через него от Господа». Когда услышал он слова мои, то в сей же час отступило от него неистовство, но после некоторого размышления он опять взглянул на меня с видом угрюмым и спросил: «Не сии ли пять Заповедей составляют учения Новой Церкви о вере и о человеколюбии?» И когда я отвечал, что точно так, то он тогда сурово спросил меня, чем я могу доказать ПЕРВОЕ – что един есть Бог, в Котором есть Божественная Троица, и что Он есть Господь Иисус Христос? Я отвечал, доказывая так: «Не есть ли Бог Единый и Нераздельный, не есть ли Троица? Ежели Бог Единый и Нераздельный, то не Единое ли лицо? Если Единое лицо, то не в Нём ли Троица? Что он есть ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, это доказывается тем, что зачат Он от Бога Отца (Лк. 1:34, 35), и что потому относительно Души Он есть Бог, и как сам говорит, что Отец и Он едино суть (Ин. 10:30); что Он в Отце и Отец в Нём (Ин. 14:10, 11); что видящий Его и познающий Его, видит и познаёт Отца (Ин. 14:7, 9); что никто не видит и не познает Отца, кроме Того, ибо в лоне Отчем есть (Ин. 1:18); что всё Отчее суть Его (Ин. 3:35; 16:15); что Он есть Путь, Истина и Жизнь, и что никто не приходит к Отцу, только через Него (Ин. 14:6), следовательно, от Него, поелику есть в Нём. Равно подтверждается сие и словом Апостола Павла о том, что всякое исполнение Божества в Нём обитает телесно (Кол. 2:9); также словами, что Ему даётся власть над всякой плотью (Ин. 17:2) и что даётся Ему всякая власть в Небе и на Земле (Мф. 28:18), – из чего следует, что Он Бог Неба и Земли». Потом суровый мужчина спросил, как я доказываю ВТОРОЕ – что Вера Спасительная есть веровать в Него? Я ему отвечал, что доказываю это словами Самого Господа: «Сия есть воля Отчая, да всяк ВЕРУЙ В СЫНА, имать живот вечный» (Ин. 6:40); «Тако возлюби Бог Мир яко сына Своего Единородного, дал есть, да всяк веруй в Него, не погибнет да имат живот вечный» (Ин. 3:15, 16); «Веруй в Сына, имать живот вечный, не веруй Сыну, не узрит живота, но гнев Божий пребудет на нем» (Ин. 3:36). После этого угрюмый мужчина сказал: «Докажи же теперь ТРЕТЬЕ и далее!» На это я отвечал: «Какая надобность состоит в том, чтобы доказывать то, что должно избегать зол, ибо они диавольские и от диавола, и что должно творить Блага, ибо они Божии и от Бога; также, что сии Блага должен творить человек как бы от себя, но притом и веровать, что оные у него и через него от Господа?! Что сии три правила действительно ИСТИННЫЕ, о том утверждает всё Священное Писание от начала до конца; ибо там и говорится то только, чтобы не творить зол, творить блага и веровать в Господа Бога, и что без этих трёх правил не существует Христианская Религия! И разве же религия не касается самой человеческой жизни, и что же тогда значит жизнь, если не избегать зол и не творить благ?! Как может человек творить это и этому веровать, если не так, словно от себя? Посему если отделяешь их от Церкви, то отделяешь от неё и Священное Писание, отделяешь также и Религию, после отделения которых Церковь не есть уже Церковь». Мужчина тот, услышав это, отступил и задумался… но при всём том ушёл такой же рассерженный и с прежним негодованием.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.