Полная версия
Мистика в космосе культуры
Во-вторых, с уходом непосредственных учеников Великих Учителей или культурных героев, в народной культуре развивались фольклорные мифы о «первопредках», которые со временем обожествлялись; мифо- магические ритуалы взаимодействия с Учителями постепенно превращались в магико-религиозные умилостивительные культы. «Первопредки» наделялись сверхъестественными чертами и качествами, необыкновенными характеристиками и т.д.; мифы о них формировали представления о богах.
Примитивные религии, напрямую зависевшие от этнических мифов, как правило, являлись многобожием (политеизмом), поскольку «обожествление» мифологических персонажей было прямым продолжением мифо- магической практики, связанной с традиционными устоями племени. Отношение к образам первопредков для обычных членов племени было все более абстрактным, и только наличие развитой жреческой традиции поддерживало преклонение перед ними благодаря разработанным ритуалам. Сами жрецы для сохранения сакральной традиции в фазах надлома, инерции и обскурации создавали уже не магико-мифологический, а магико-религиозный культ первопредков.
В-третьих, наряду с культом предков в народной культуре оформлялись и «взаимодействия» с множеством «духов» (и сами первопредки зачастую в массовом восприятии ассоциировались с некими особенно могущественными «духами»). Формирование примитивной прото-веры (верований199) в предков и духов приводило к созданию первичного «пантеона» сверхъестественных существ.
Особым знаком развития народной прото-религии/ этнической/языческой религии было деление духов на категории. Это означало уже не беззаветное, почти детское доверие первопредкам и культурным героям, а достаточно осознанный выбор покровителей, помощников или противников среди различных духов, определение их качеств, возможностей, выстраивание первичной иерархии в духовном мире… Например, у равнинных таджиков до середины ХХ в. сохранились древние анимистические представления, которые, по результатам этнографических исследований, имели универсальный характер для Средней Азии и Казахстана, а также Башкирии, Кавказа, Восточного Туркестана, Афганистана и Татарии. Так, в Ура-Тюбе недалеко от Самарканда было обозначено три категории духов: 1) духи-покровители, 2) демоны (злые духи) и 3) духи, которые вступали в сексуальные отношения с людьми (заметим, что сексуальные отношения в древнем племени характеризовали различные формы социального доминирования).200
В мифологии индейцев сиу- дакота «вакан танка» – это не только «сила», но и «великая тайна»; эта таинственная «сила» воплощается в иерархии нескольких классов духов. Термин «вакан» иногда употребляется в значении «великий дух».
В нашем исследовании мы обращаем внимание на то, что у древних племен происходила персонификация отдельных сил/энергий, которые рассматривались как «духи», а по мере формирования более четкого абстрактного мышления – как «боги», «божества». (Первичные этапы формирования примитивных представлений о «духах» в мифо-магическом мировоззрении мы рассматривали в предыдущем параграфе о древней магии.)
Каждая древняя прото- религия оформляла собственный религиозный культ, сопровождавшийся особыми религиозно-магическими ритуалами, все более отличавшимися от ритуалов древней магии. Как мы уже отмечали, магия в принципе не является специфической формой мировоззрения, она – лишь деятельная форма воплощения мифа (в формирующемся эгрегоре201 этноса древняя магия является неотъемлемой частью единого мифо- магического комплекса; нарождающаяся прото-религия/этническая языческая религия реализовала новые мифы в специфических магико-религиозных ритуалах).
Служители культов древних языческих религий уже не обязательно были магами (шаманами); оказываясь посредниками между здешним и Иным мирами (но не хранителями сакральных знаний!), они заведомо полагались не на прямую связь с богами, а на их милость и благосклонность; иначе говоря, в прото- религиозном культе полностью снималось магическое «своеволие» и все сторонники культа полностью полагались на волю богов.
Таким образом, языческими богами являлись, в первую очередь, первопредки, «спустившиеся с небес», культурные герои и этнические пассионарии, затем – обожествленные духи природы и, наконец, народно-мифологические персонажи.
Поклонение общеплеменным богам и особенно уважаемым духам реализовалось в коллективных ритуалах, а обращение к некоторым «духам» уже носило интимно-индивидуальный характер. Так, «гендерные» различия в пантеоне богов заведомо предполагали специфические возможности самих сверхъестественных сущностей, а также причины и способы поклонения им. Мужские божества считались мужественными, сильными, благородными, властными и т. д. И поклонявшиеся им мужчины обращались к таким богам перед боем, в сложных военных и социальных коллизиях и пр. Женские божества – богини материнства, домашнего очага, покровительницы деторождения, а также любовной силы – почитались женщинами; для богинь разрабатывались особые культы и способы поклонения. Известны и необычные культы, например, древнейший культ Диониса; в них некоторые ритуалы исполнялись только и исключительно женщинами.
Прото-религиозные комплексы – как совокупность верований, культов, способов организации (мужские тайные союзы, женские группы) – включали в себя мощные, по существу – тысячелетние мифо- магические традиции, которые с точки зрения формировавшихся религиозных культов зачастую рассматривались как только магические. Религии, разрабатывавшие собственные мифологические основы и культы, ожесточенно боролись с мифо- магическими традициями, которые продолжали существовать параллельно с религиями до тех пор, пока не разрушались их этнические корни.
Как мы рассмотрим далее, развитые религии появлялись на том историческом этапе, когда кардинально трансформировались межэтнические взаимодействия, разрушались или объединялись этносы. Мифо- магические комплексы, как основы этнических эгрегоров, определяли этническую самоидентификацию, и в зависимости от того положения, которое этнос занимал в межэтнических объединениях, его эгрегор или довлел над более слабыми, или подавлялся более сильными, или сохранялся в тайной традиции или изоляции.
Так, ставшая известной Западу только в начале ХХ в. древнейшая религия бон, тысячелетиями сохранявшаяся на Тибете, содержит неотъемлемый мифо- магический комплекс, поскольку формировалась и транслировалась жрецами, ведшими свою родословную от жрецов-магов древности.202
Причудливые сочетания магии и древне-религиозных культов были бесчисленны в давние времена, и некоторые сохранились до наших дней. Достаточно изучены народные религии (например, индуизм, синтоизм), в которых древнейшие мифо- магические комплексы непосредственно включены в прото- религиозные. Так, в основе ведической религии лежат четыре веды, из которых: Ригведа посвящена пантеону богов, Сомаведа и Яджурведа – брахманическому культу, а вот Атхарваведа является древнейшим памятником магии, как мы видели уже в предыдущем параграфе. Еще раз обратимся к комментарию Т.Я.Елизаренковой: «АВ (Атхарваведа -В.К.) не имеет отношения к жертвоприношению сомы, этому центральному обряду ведийской религии, грандиозному по своей сложности, требовавшему участия многих разрядов жрецов. Ее сфера – ритуалы грихья (grhya), т.е. домашние обряды, сконцентрированные вокруг домашнего очага. Таким образом, и обрядовая основа АВ отличает эту своеобразную четвертую веду от трех других ортодоксальных вед».203
С другой стороны, возрождаемые в современной культуре древние маго- религиозные комплексы подчеркивают именно магическую их составляющую (вуду, викка и пр.). О развитых и культивированных, так сказать, цивилизованных маго- религиозных комплексах (мистериях) и их мистике речь впереди (см. далее: глава 7. Мистериальная мистика)
Мы считаем, что «осевое время» явилось историческим этапом кардинальной смены стихийных прото-религиозных/языческих традиций – на новые межэтнические культы мировых религий.
В социальном аспекте этно- энергетической концепции культурного поля примитивная (языческая) религия рассматривается как процесс максимального аккумулирования властными структурами этноса энергии этнического поля, направленной на поддержание определенной конфигурации этнического эгрегора, сформированного, как правило, в поздне- акматическую фазу развития этноса. В этой фазе этногенеза к власти приходят пассионарии «второго призыва»; они уже неспособны самостоятельно поддерживать высокий энергоуровень поля (отходя от идеалов пассионариев «первого призыва», они отвергают древние жреческие традиции или резко противостоят им), потому обожествляют предков и формируют новый умилостивительный культ, для обслуживания которого коллективными усилиями создают некий социальный институт (собственную жреческую касту, особую камарилью «придворных» магов, церковь и т.п.).
Наиболее известен пример Древнего Египта, в котором фараоны и жрецы на протяжении тысячелетий вводили культы особых богов, поддерживая развитый политеизм/многобожие. Так, признавая главным богом, скажем, Амона-Ра, солнечного бога, сохраняли храмы других богов и богинь – Исиды, Гора, бога-крокодила и многих других, в которых проводились не столько религиозные, сколько религиозно- магические ритуалы.
Главный хранитель отдела египетских древностей Британского Музея Э. А.Бадж отмечал: «…в Египте были распространены и политеистические идеи и верования, которые в определенные исторические периоды развивались до такой степени, что соседние народы и даже чужеземцы были введены в заблуждение и считали египтян политеистами и идолопоклонниками».204
Мировые религии появляются на том этапе развития человеческих этносов, когда эти сообщества преодолели ограниченность собственной изоляции и этнической предопределенности, вступив в более сложные и одновременно исторически перспективные взаимодействия с другими этносами. Образовывались консорции и конвиксии внутри этноса. Как указывал Л.Н.Гумилев, консорции (от латинск. sors – участь, жребий, судьба) – это «группы людей, объединенных одной исторической судьбой»,205 (например, кружки, артели, секты, банды и т.п.; это нестойкие объединения, быстро распадающиеся. Но если они «…сохраняются на протяжении жизни нескольких поколений, тогда они становятся конвиксиями, т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями».206 Конвиксии, по Гумилеву, также недостаточно устойчивы; но если их «…разъедает экзогамия и перетасовывает сукцессия, т.е. резкое изменение исторического окружения», то они вырастают в субэтносы207, а затем – в суперэтносы208 или химеры209.
Вообще говоря, Л. Гумилев отмечал, что этногенез в принципе предполагает складывание суперэтноса, поскольку пассионарный взрыв не может определять развитие только одного, отдельно взятого племени, а так или иначе затрагивает довольно широкий этнический ареал. Другое дело, что распределение пассионарной энергии является неравномерным, и только в некоторых сообществах выделяются подлинные лидеры- пассионарии, которые создают новые этносы и влияют на трансформацию культуры целого региона. Отдельный этнос объединяет свое этническое культурное поле с другими и обретает новые возможности раскрытия своих культурных потенциалов.
Мировые религии, как правило, монотеистические, появляясь на этапе формирования суперэтносов и химер, в складывающейся мировой культуре одновременно предполагают развитие индивидуального сознания большинства членов сообществ. В консорциях и конвиксиях формировались особые социально-психологические и культурные паттерны, усиливавшие сложность эгрегоров суперэтносов и химер. Наряду с мифо- магическим и религиозным формировалось и то, что сегодня может быть названо рациональным мышлением.
Как известно, К. Ясперс обозначил исторический период смены мифологического мышления рациональным – как «осевое время»: 800—200 гг. до н.э.210
Современные исследователи больше внимания обращают на социокультурные изменения – переосмысление традиционных норм, обычаев и принципов социального устройства; рост грамотности, урбанизацию, формирование идей о справедливом социальном устройстве и т. п.
Мы же еще раз подчеркнем, что «осевое время» – это, в первую очередь, время зарождения мировых религий: конфуцианства, даосизма, буддизма, зороастризма, иудаизма, в конце концов, раннего христианства.
И хотя К. Ясперс не был расположен акцентировать био- космические предпосылки для такого переворота в мироотношении и, соответственно, в миропонимании людей, мы настаиваем на необходимости учитывать внешние предпосылки подобных культурных трансформаций. Следуя за мыслью Л.Н.Гумилева, попробуем ответить на недоумение К. Ясперса по поводу того, что «осевое время» затронуло только некоторые регионы, а именно – Индию, Китай и Средиземноморье.211
Как мы отмечали выше, Л. Гумилев писал о «бичах» космических излучений, которые, как правило, воздействуют на достаточно узкие территории (примерно 300 км), располагаемые вдоль определенных меридианов или параллелей. Именно космические «удары» высоких энергий приводили к пассионарным «взрывам», и появлявшиеся пассионарии не просто формировались в определенных областях, но они также развивали схожие идеи, как мы понимаем, соответствующие тем уровням высоких энергий, к которым они непосредственно «подключались». (О религиозной мистике речь впереди, в соответствующей главе о видах мистики.)
Если следовать концепции К. Ясперса об «осевом времени», очевидно, что она может быть яркой иллюстрацией гумилевского этногенеза (хотя сам Л. Гумилев, нужно сказать, весьма критически относился к концепции Е. Ясперса).
«Осевое время» начинается с инновационной деятельности великих создателей новых религий – Заратустры, Будды, Лао-Цзы и Конфуция, т.е. тех, кого Гумилев называл «пассионариями». В созданных великими учителями школах формировались не только жрецы «нового типа», но и религиозные философы.
Для К. Ясперса философ – это человек, непрерывно занятый сиюминутной и непосредственной духовной деятельностью, одержимый «огнем души». По Ясперсу, «…начиная с требования изначального „воспылания“ (от первого обращения к своему первоистоку), он прямо соединяет историко-философский анализ с индивидуальным выстраиванием „независимой философии“.»212
В терминах нашей этно-энергетической концепции культуры, это – как минимум талант. Благодаря деятельности гениев и талантов осевого времени создавался новый культурный ареал инновационной творческой деятельности и единый межэтнический эгрегор, определивший пути развития всей мировой культуры вплоть до настоящего времени.
Пассионарные лидеры новых религий «осевого времени» – от Заратустры до Христа – формировали уже не просто этносы, а сразу – духовные конвиксии, суперэтносы и «химеры», достигавшие мировых масштабов.
В мировом культурогенезе речь идет о кардинальной смене мифологических традиций: мифо-магические комплексы поклонения древнейшим этническим первопредкам и культурным героям, по существу, революционным образом заменяются мифо- религиозными разработанными структурами мировых религий.
Не случайно в мифах о происхождении и деятельности лидеров мировых религий подчеркиваются космические мотивы (выстраиваются новые космологические религиозные мифы), всегда лежащие в основе эгрегоров культурного поля. Космические мотивы в жизнеописаниях родоначальников мировых религий тесно переплетаются с сюжетами об их сверхъестественных способностях, которые уже трактуются в рамках соответствующих религиозных догм, отрицая древнюю магию.
Заратустра, согласно религиозной зороастрийской традиции, был сыном Оромазда/Ахуромазды, верховного бога зороастрийцев. При рождении он не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся, и его смех убил более 2000 демонов. Он вполне закономерно, с точки зрения нашей концепции, резко выступал против древней ведийской религии (в нашей терминологии – этнической прото-религии древних ариев, кочевых скотоводческих племен). Еще в детстве Заратустра совершал множество чудес и противостоял множеству темных сил… Считается, что Заратустра передал своим ученикам священное откровение Ахурамазды.
Лао Цзы в основанном им даосизме почитается как божество, один из Трех Чистых, т.е. верховных божеств, персонифицирующих различные аспекты и ритмы космического процесса. По легендам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью,213 пробыл в ее утробе 81 год и затем вышел из левого подреберья. Новорожденный был седым и получил имя, означающее «старый ребенок».
Будда (Пробужденный), Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев, по некоторым легендам, прежде чем воплотиться в человеке, прошел огромное количество воплощений в природные объекты, растения, животных. Современный исследователь Эндрю Скилтон подчеркивает, что сам Будда отрицал, что является просто человеком или богом.214 В учении Будды переосмыслены основные космологические идеи Вед, брахманизма и индуизма; даны новые интерпретации основных религиозных положений предшествующих этнических и народных религий, в частности, сансара, карма, дхарма, мокша и т. д.
В других мировых религиях мы также обнаруживаем подобные сюжеты, лежащие в основах их догматики.
В развитой религии (каковой является именно мировая религия) человек включается в иерархическую систему универсума, располагаясь на низшей ступеньке и соблюдая четкую субординацию. В отличие от «первобытного», цивилизованный человек избавляется от представления о своей близости к богам. Если в древности только шаманы по-настоящему осознавали непреодолимое различие между высшими существами и людьми, то на определенном историческом этапе понимание иерархичности бытия стало обычным, подкрепляясь социальной дифференциацией и иерархией, все углубляющимся разделением труда (в первую очередь – постепенным осознанием различий между интеллектуальным и физическим трудом), а также формированием жесткой этической системы и права…
О значении религиозной этики речь впереди, в данный момент мы подчеркнем социальный аспект религиозно-нравственного аспекта в развитии эгрегоров.
Религия появляется на определенном историческом этапе, когда естественное и безотчетное приятие мифа сменяется более-менее критическим рациональным отношением человека к себе и окружающему миру. Когда возникает выбор объектов поклонения и формируется личная эмоциональная «привязка» к конкретному богу (богам); когда мифы становятся не только основой коллективных ритуалов, но и сюжетом рассказов о деяниях высших существ, рассказов, вызывающих не транс, а живой эмоциональный отклик и жизнетворческий порыв, – тогда и формируются религиозные мифы и создаются религии.
Итак, первобытная/ примитивная религия – это совокупность верований основной массы конкретного этноса, которая, сформировавшись на основе первозданных мифов и магической практики, предполагает регулярную коллективную связь с Высшим миром: вначале посредством деятельности пассионариев, а затем – особой касты жречества. При этом жречество выступает посредниками между мирами не по магическим (или мистическим) способностям, а так сказать, по социальному призыву. Как было показано нами в этногенетической диалектике мифа, жречество выходит на первый план в конце акматической фазы, когда пассионарии первого призыва погибают, а лидеры второго призыва приходят к власти и нуждаются в идеологической, духовной поддержке. Основой социального служения жречества в любой религии является общее убеждение в том, что сами боги избирают своих служителей, хотя в принципе боги так или иначе дают людям каноны поклонения и основы необходимого культа, а жрецы – хранители основных религиозных постулатов и правил культа, можно сказать, религиозные «бюрократы», преданные слуги богов. В отличие от пассионариев, которые могли непосредственно «общаться» с Высшими силами, а потом, после гибели, причислялись к богам или полубогам в памяти своего этноса, жрецы – обычные люди, наделенные ответственными культовыми полномочиями.
Древние религии известны современному человечеству благодаря раскопкам и изучению первых государств на Ближнем и Дальнем Востоке, в Азии и в Северной Африке. Но нужно учитывать, что это уже довольно развитые древние религии, как правило, – это догматизированные и поддерживаемые государством системы обобщающих представлений о мире, сообществе и социальных нормах, удовлетворяющих государственную власть.
Народные религии – это сохранившиеся в веках основные представления, традиции и трансформированные культы примитивных религий нескольких этносов, как правило, основанные на мифо-магических комплексах наиболее мощных в энергетическом плане этносов, определявших складывание древних суперэтносов.
Мировые религии складываются в ключевой для афроевразийской «мир-системы» исторический период кардинального преобразования эгрегоров ведущих суперэтносов. Это период, когда религии «поглощают» историко-культурные наработки мифо-магических комплексов древности и выстраивают эгрегоры суперэтносов с учетом складывающихся экономических, военно-политических, социально-организационных и пр. аспектов развития государств и цивилизаций.
Об этно-энергетических основах формирования
религии: ВЕРА как реальный «минимум религии»
Если ты пророк, то предскажи что-нибудь; если апостол, – проповедуй принародно; если апостольский муж, – будь единодушен с апостолами; если ты только христианин, – веруй в то, что передано.
Тертуллиан.О плоти ХристаЕсли и можно говорить о необходимом и достаточном минимуме РЕЛИГИИ, то, с нашей точки зрения, это есть искренняя ВЕРА. Как мы упоминали ранее, с точки зрения Э. Тейлора, да и многих современных религиоведов, анимизм, т.е. верования в духов и, шире, – в сверхъестественное есть минимум религии. Мы же настаиваем, что ключевым моментом в религии была и остается вера, как таковая; вера в нечто большее, значительное и непреложное, чем отдельная человеческая жизнь; вера, включающая представления о закономерных результатах земной деятельности, предполагая ту или иную форму воздаяния и, зачастую, бессмертия.
Появление и развитие веры – длительный и сложный культурный процесс, требующий довольно разработанного культурного поля. Попробуем выявить основные этапы этого процесса.
Трансформация культурного поля при переходе от примитивных религий к народным и затем – к мировым религиям, в качественном плане предполагает увеличение роли индивидуальных эмоций, переживаний и чувств. В первую очередь, это смена доверия к авторитету к этнической мифо- магической традиции – на более-менее осознанные, но обязательно индивидуально прочувствованные верования215 в богов суперэтноса (в народной религии); и, наконец, формирование развитой индивидуальной и ответственной веры в мировых религиях. Понятно, что уже с позиции веры доверие примитивного человека, а также верования представителя определенного этноса будут представляться «суевериями» и «предрассудками».216
В духовной сфере при становлении религии важнейшую роль сыграл факт осознанного признания расколотости целостного бытия на две части – земную и Иную/запредельную, которые перестали представлять собой как бы две стороны одной монеты, а предстали двумя противостоящими реальностями, связанными лишь, по существу, духовными узами. Магия, с ее примитивно-материалистическими представлениями уже не могла восполнить образовавшуюся пропасть между частями бытия, нужны были другие способы их воссоединения, которые вырабатывались в религии, как особом способе миропонимания и мироотношения.
Для прояснения дальнейших проблем мы вынуждены непосредственно обратиться к нашей монографии «Симфония человеческой культуры» и уточнить наше понимание эмоций (при этом, психофизиологический аспект рассмотрения эмоций мы трактуем в рамках нашей этно- энергетической концепции).217
Мы рассматривали несколько уровней эмоций.
Базовая эмоция – это «автоматическая», бессознательная реакция организма в виде перераспределения энергии на действие рефлекса и инстинкта; это фиксация в биологическом теле человека, как особом сгустке энергии (или определенном микрополе), результатов взаимодействия с другими энергиями (другими микро- и макро-полями самых разнообразных видов). П. Экман выделил следующие базовые эмоции: страх (опасение), гнев, отвращение, печаль, радость и удивление. Понятно, что базовые эмоции характерны для всех приматов.
В культурном поле формируются исходные человеческие эмоции, как до- сознательные побуждения, возникающие в процессе социализации человека; они проявляются как культурные «автоматизмы», обеспечивая выживание и развитие человека в социо- культурной среде. К ним относятся: комплиментарность, стыд, жалость, благоговение, любознательность, агрессия.