Полная версия
Мистика в космосе культуры
219
Гумилев, Этносфера, с.509—510.
220
Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М.: Альпина Нон-фикшн, 2014. С. 65—80.
221
Козлов Н. И. Психологос, с.133. – Заметим, что понятие «чувство» отсутствует в современных философских словарях, а в психологии по поводу исследования эмоций и чувств существует необозримое множество подходов. Мы используем определения практического психолога, доктора психологических наук Н.И.Козлова, у которого в подходах к указанным проблеме усматриваем некоторое созвучие с нашей концепцией.
222
Кравченко, Симфония, с.134.
223
Гумилев, Этносфера, с.495.
224
Кравченко, Симфония, с.361.
225
Обратим внимание на то, что наши рассуждения о выделении религии как специфического духовного феномена только на определенном этапе развития этноса, вполне солидарны с концепцией «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Правда, он считал, что подлинная религия была характерна для одного, избранного, народа. Н. Данилевский писал: «Религия выделилась как нечто особенное и вместе высшее только в цивилизации еврейской и была всепроницающим ее началом. /…/ Религия эта была беспримесная, а только сама налагала на все свою печать, и все остальные стороны деятельности оставались в пренебрежении…» – Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.С.471.В нашей же концепции подчеркивается тот факт, что на определенном этапе развития любого этноса именно религия становится важнейшим духовным феноменом культурного поля.
226
Йеттмар К. Религии Гнндукуша. М.: Наука, 1986. С.46.
227
Йеттмар, Религии Гиндукуша, с 48.
228
Йеттмар, Религии Гиндукуша, с.46.
229
См. подробнее о мидийских магах выше, в параграфе 1.2.Магия.
230
Йеттмар, Религии Гиндукуша, с.48.
231
Йеттмар, Религии Гиндукуша, с.48.
232
Йеттмар, Религии Гиндукуша, с.47—48.
233
Йеттмар, Религии Гиндукуша, с.48.
234
Йеттмар, Религии Гиндукуша, с.48.
235
Рекультурация – это усиленное социально-культурное воздействие со стороны доминирующего (более молодого или энергетически мощного) этноса на представителей другого этноса, ассимилирующегося в непривычном для него культурном поле (перевоспитание, переобучение, адаптация).
236
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат,1989. С.211.
237
Плутарх, О «Е» в Дельфах, с.3.
238
Плутарх, О «Е» в Дельфах, с.3.
239
Плутарх, О «Е» в Дельфах, с.3.
240
Чествование Аристотеля по случаю его 2400-летней годовщины мировым философским сообществом показало действительную роль идей Стагирита и его последователей в становлении и развитии новоевропейской философии.