bannerbanner
Как улучшить свое самочувствие за две недели. Психотерапевтический практикум. Психоалгоритм 2.0
Как улучшить свое самочувствие за две недели. Психотерапевтический практикум. Психоалгоритм 2.0

Полная версия

Как улучшить свое самочувствие за две недели. Психотерапевтический практикум. Психоалгоритм 2.0

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Эффективность предлагаемого метода (под эффективностью я подразумеваю значительное и длительное улучшение состояния клиента) составляет более 80 % от общего количества обратившихся клиентов. Для непосвященных скажу сразу: это много. Например, К. Граве с сотрудниками (1994) провели метаанализ результатов сорока одного исследования, опубликованного до 1991 года, в которых сравнивалась эффективность разных видов психотерапии. Психоанализ показал эффективность менее 40 %, а другие виды психотерапии – в среднем менее 60 %.

В психофармакологии при терапии антидепрессантами от 40 до 60 % пациентов остаются равнодушными к впервые назначенному антидепрессанту (Depression Guideline Panel, 1994). При этом превосходство клинического эффекта от приема антидепрессанта по сравнению с приемом плацебо составляет менее 29 % (Московский НИИ психиатрии, Н. В. Люпаева. 2004).

Cогласитесь, что метод, эффективность которого составляет более 80 %, привлекает внимание не только потенциальных клиентов, но и профессиональной среды. Безусловно, часто эффект терапии зависит не столько от метода и вида психотерапии, сколько от специалиста, применяющего этот метод и знающего, в каких случаях метод будет эффективен, а в каких случаях будут эффективны другие методы или медикаменты.

Более 80 % – это те клиенты, которые обратились самостоятельно за помощью врача-психотерапевта на сайте psyline.ru и прошли дистанционный курс (через Skype, Viber, WhatsApp) терапии (от 5 до 15 сессий) по предлагаемому методу. Я не буду приводить общее количество клиентов, прошедших терапию с распределением их по возрастным, половым, социальным критериям или невротическим расстройствам, так как данная книга – не научная монография и такой цели не преследует. Скажу только, что клиентов было много. Клиенты были не только с невротическими, но иногда с выраженными психопатологическими расстройствами.

Более 80 % обратившихся успешно научились управлять своими эмоциями/чувствами без лекарств и без помощи другого человека – партнера, друга, родственника, врача, психолога, священника или целителя. Возможно, такой высокий процент эффективности метода обусловлен не столько содержанием метода, сколько его формой: ежедневное ведение дневника по специальному алгоритму (отсюда и название «Психоалгоритм»), дистанционный формат общения со специалистом, сессии при этом проводились без использования видеокамеры (убираются лишние трансферы и сопротивления).

Психоалгоритм развился из сократических диалогов, положений когнитивно-поведенческой терапии, теории языкового сознания и семантических полей, рационально-эмотивной терапии, теории дифференциальных эмоций, квантовой физики, нейрофизиологии И. П. Павлова и авторских наработок.

Это не научная монография, а скорее научно-популярная книга, призванная помочь людям справиться с их психологическими проблемами. Поэтому стиль изложения будет достаточно простым, а суть будет адресована человеку, которому плохо.

Если же вы профессионал, подглядывающий в замочную скважину за волшебными техниками, то смело открывайте дверь и заходите! Я буду только рад, если вы возьмете все, что вам здесь понравится.

Глава 3. У вас есть диагноз?

Часто клиент начинает играть роль активного пациента. Недавно на первичной консультации дама бальзаковского возраста с первых минут взяла с места в карьер: «Доктор, у меня диагноз „хроническое тревожное расстройство“. Расскажите, как вы лечите это расстройство?»

Подобное начало консультации не только маскирует истинные причины невроза, но и показывает его очевидную выгоду для клиента в виде так называемого «бегства в болезнь». Да, иметь официальный диагноз для клиента иногда очень даже выгодно, ведь это не я ничего не делаю и не я несу ответственность за свои чувства, а эта проклятая болезнь во всем виновата. При этом тревога или депрессия становятся некими самостоятельными сущностями, которые по собственной воле выползают из тайных убежищ подсознания и в любой момент, когда им только этого захочется, начинают терзать невинную жертву официального диагноза. Да и не только диагноза – выгода снять с себя ответственность оказывается настолько заманчивой, что в последнее время расплодилась куча модных словечек, в результате которых это не мне лень что-либо делать, а прокрастинация меня замучила. Уже и в интернете прокрастинация – это тоже болезнь, которая имеет свои 5 или 7, а часто даже 11 причин, и которую тоже нужно лечить.

Первое, на что сейчас должен ответить читатель, это на вопрос о цели… Цель заключается в том, чтобы узнать свой диагноз и объяснить себе, почему мне так плохо, или цель в том, чтобы мне стало легче? Некоторые скажут, что первое исходит из второго, что из-за желания облегчить свое состояние я пытаюсь узнать свой диагноз, тем самым стараясь понять, чем же я болен и как эту болезнь можно вылечить… Вполне разумный и рациональный подход, особенно в случае аппендицита. Однако то, что хорошо и помогает в случае одной болезни, может оказаться бесполезным и даже вредным в случае другой болезни, например невроза. Одна из самых известных врачебных заповедей Гиппократа звучит как primum non nocere – «прежде всего – не навреди». Также Гиппократ известен изречением medicus curat, natura sanat – «врач лечит, исцеляет природа».

Наш организм обладает множеством защитных биологических механизмов, нацеленных на выживание организма после воздействия каких-либо неблагоприятных факторов: ожоги, раны, травмы, инфекции, токсины и т. д. Все эти неприятные вещи сопровождаются запуском самых разнообразных биологических реакций, которые формируют и вызывают ощущение боли, физиологические реакции, иммунный ответ, гормональный ответ, восстановление поврежденных тканей и органов и т. д. Все эти реакции минимизируют последствия вредных воздействий. В этом смысле лечит природа, а не врач, который только может способствовать этим процессам. Однако иногда целитель может не помогать природе, а, наоборот, препятствовать ей. Известная песня «не сыпь мне соль на рану, она еще болит» как раз об этом.

Что же происходит в случае невроза и почему излишнее рвение врача поскорее поставить диагноз и назначить больному транквилизаторы с антидепрессантами чаще приносят вред, чем пользу?

Невроз есть функциональное расстройство, которое развивается при прямом участии сознания – чем чаще сознание человека обращает внимание на невротические проявления, тем чаще и сильнее эти невротические проявления у него возникают. В результате формируется знаменитый порочный невротический круг, когда изначально клиент обращает внимание (иногда при помощи «доброжелателей») на одну из многочисленных физиологических реакций своего организма. Это может быть покраснение, сердцебиение, экстрасистолы, одышка, повышенная потливость, головокружение, напряжение мышц, тремор, комок в горле, запинки в речи, тошнота, диарея, учащенное мочеиспускание, слабость, тяжесть, необычные ощущения и т. д. и т. п. Человеку в отличие от павловской собаки достаточное один раз обратить внимание на физиологическую реакцию своего организма, чтобы образовался условный рефлекс, связывающий эту реакцию с ситуацией, в которой эта реакция появилась.

Например, одному моему клиенту босс при рукопожатии как-то сказал: «О, а что это руки у тебя такие влажные?..» Достаточно было этого одного раза для развития сильнейшего невроза. У клиента через неделю только при одной мысли о том, что ему нужно будет с кем-то здороваться и кому-то пожимать руку, начинало буквально капать с рук.

Агорафобия с паническими атаками часто начинается тогда, когда клиент «вдруг» обращает внимание на «слишком сильное» сердцебиение и одышку. При этом тахикардия и одышка является нормальной реакцией организма на жару или физическую нагрузку. Этим самым начальное легкое чувство тревоги связывается с сердцебиением, одышкой, спазмами, головокружением, тошнотой или другими нормальными физиологическими реакциями организма. С этого момента начинает образовываться порочный невротический круг. Клиент снова и снова прислушивается к ощущениям своего организма, ожидая возможного появления неприятных ощущений. Само это ожидание уже свидетельствует о выраженном беспокойстве, которое может начать сопровождаться физиологическими проявлениями тревоги – сердцебиением, одышкой, головокружением, тошнотой и т. д. В результате то, чего клиент «ожидает», и начинает происходить. Факт появления нежелательных физиологических проявлений в качестве негативно оцениваемого события многократно усиливает неприятные чувства клиента, которые, в свою очередь, еще сильнее усиливают нежелательные физиологические проявления. Таким образом невротический круг замыкается, и начинается накручивание невроза, в котором с каждым витком тревога и физиологические проявления становятся все сильнее. Через месяц-другой мы видим полноценный невроз, когда только от одной мысли у клиента возникает целый букет невротических физиологических проявлений. Развившийся невроз причиняет клиенту страдание и существенно ограничивает его жизнь.



Рис. 1. Развитие невроза


Таким образом, повышенное внимание и беспокойство в отношении изначально нормальных физиологических реакций своего организма и приводит к развитию невроза. Поэтому многочасовое сидение на форумах в интернете с прочитыванием разного рода статей относительно своей «ужасной болезни» и «своего диагноза» в подобных случаях вовсе не помогает, а, наоборот, посыпает соль на раны невроза.

Итак, ваша цель заключается в том, чтобы убежать в болезнь, получить диагноз и объяснить себе, почему вам так плохо, или цель заключается в том, чтобы вам стало легче? Эта книга ориентирована на второе.

Глава 4. От чего мы убегаем?

Бегство в болезнь и диагноз, бегство в работу или в алкоголизм, бегство в любовную зависимость, в детей, в религию, в суицид – от чего же бежит человек? Многие ответят, что от самого себя, а еще через некоторое время многозначительно добавят, что человек бежит от самого себя из-за того, что он себя не любит…

Подобный психологизм часто не устраивает многих клиентов, разум у которых заходит в тупик, отвечая на вопрос, так кто же я – тот, кто убегает или тот, от кого убегают? Я тот, кто не любит или я тот, кого не любят? Что вообще значит «сам себя»? Подобный шизофренический подход к решению психологической проблемы может еще больше запутать человека, который и так блуждает в хаосе своих неприятных ощущений, эмоций, чувств, мыслей и убеждений.

Так от чего же убегает человек?

Суть любой психологической проблемы, любого дискомфортного душевного состояния и любого невроза заключается в том, что человек испытывает сильные и длительные неприятные ощущения, эмоции или чувства. Вот от них человек и начинает убегать – вместо того, чтобы понять суть, механизмы и причины возникновения всех этих неприятных переживаний.

У человека появляется возможность что-либо изменить и улучшить в своем дискомфортном состоянии только через понимание и осознание сути своих ощущений, эмоций и чувств. Это всегда требует усилий, а прикладывать усилия мало кому хочется, особенно в состоянии невроза. Намного легче взять и убежать. Более того, прикладывать усилия к осознанию сути ощущений, эмоций и чувств не хочется часто не только клиентам, но и тем, кто пытается им помочь. В результате вместо помощи человек получает очередную порцию соли на свою рану. Действительно, как могут помочь «специалисты», которые не понимают разницы между ощущениями, эмоциями и чувствами? Для которых эмоции и чувства являются синонимами? Между тем основной предмет, на который направлены все усилия психологов и психотерапевтов – это неприятные чувства их клиентов. Но как можно оказать помощь клиенту с неприятными ощущениями, эмоциями и чувствами, если «специалист» не понимает, что такое эмоции и чувства и чем эти вещи отличаются друг от друга?

В результате во многих научных статьях появляются такие несуразности, как эмоция боли или эмоция презрения, ощущение вдохновения и эмоциональный интеллект, эмоционально-чувственное значение и т. д. и т. п. К сожалению, в последние годы само понятие ученых и специалистов в области человекознания сильно дискредитировалось. Особенно после таких Яндекс-новостей от 3 мая 2020 года: «Гомельские ученые совершили прорыв в астрологии». Ну хорошо, что хоть не в черной магии…

Итак, работа с этой книгой потребует от вас некоторых усилий и даже некоторой смелости, чтобы перестать убегать в свои диагнозы и болезни. Наоборот, следует остановиться, развернуться и посмотреть внимательно на то, что вы обычно называете «мне плохо».

Глава 5. Вам бывает плохо?

Недавно клиент прислал мне совсем простое сообщение: «Мне плохо». «Мне плохо» – несмотря на кажущуюся простоту этих двух слов, именно эти слова выражают тот хаос, который царит в сознании клиента.

«Психоалгоритм» посвящен попытке разобраться, что значит «мне» (еще Сократ активно призывал человека познать самого себя) и что значит «плохо».

Начнем с последнего, с «плохо». «…И спросила кроха: „Что такое хорошо и что такое плохо?“» Далее Владимир Маяковский обстоятельно и красочно рисует на примерах, что такое хорошо и кто есть хороший мальчик и что такое плохо и как из плохого мальчика может вырасти «свин». Однако для более взрослой аудитории понятия «хорошо» и «плохо» относительны: что русскому хорошо, то немцу смерть, а в медицине часто плохо – это хорошо. Например, боль (как неприятное, плохое субъективное ощущение) помогает предотвратить распространение патологического процесса – и это хорошо. В психотерапии неврозы и возрастные кризисы – это тоже хорошо, так как с их помощью происходит личностный рост, человек начинает читать, мыслить, интересоваться духовными сферами, развиваться в более тонкую организацию.


Итак, что же происходит, когда вам плохо, и плохо ли это на самом деле? Иногда в конце терапии я слышал такие слова от клиентов: «Какое счастье, что у меня был этот невроз!»


Что же означают ваши слова о том, что вам плохо? За всю свою психотерапевтическую практику (а это тысячи клиентов) я ни разу не встретил ни одного клиента, у которого эти слова обозначали бы ощущения, эмоции и чувства, которые ему нравились и которые ему были бы приятны. «Мне плохо» у клиентов всегда означает неприятные ощущения, эмоции и чувства.


«Мне плохо» означает неприятные ощущения, эмоции и чувства.


Часто клиенты на приеме говорят, что они ничего не испытывают, никаких эмоций и чувств! Сидит на консультации вот такой клиент со стиснуто-дрожащими руками, скрещенно-подергивающимися ногами, согбенной спиной и крепко сжатыми челюстями, сквозь которые он с трудом выдавливает:

– Нет, доктор, абсолютно ничего не чувствую, никаких эмоций и чувств…

– Но ведь вы здесь, вы сюда пришли потому, что вам плохо, что вы все-таки чувствуете?

– Ничего не чувствую… Одна пустота… Я чувствую пустоту…

– Вам сейчас приятно чувствовать эту пустоту?

– Нет, неприятно.

– А как именно вы чувствуете эту пустоту?

– Я чувствую пустоту… Что все пустое… все бессмысленно… Я никому не нужен… я никто и ничто… и нигде…

– Вы чувствуете, что вы никому не нужны?

– Да, я никому не нужен… Я абсолютно одинок.

– Вы чувствуете свое одиночество?

– Да, я чувствую одиночество… И мне очень тяжело и больно от этого…

– Вы ощущаете тяжесть и боль?

– Да, тяжесть и боль, – клиент на этом месте начинает плакать.

– Вам сейчас жалко себя? Вы чувствуете жалость к себе?

– Да, я чувствую жалость к себе…

– Вам нравится чувствовать жалость к себе?

– Нет! Потому что я чувствую отвращение к себе! Я ненавижу себя!

– Полагаю, что это чувство ненависти вам так же неприятно, как и все вышеперечисленное? Поэтому вам и плохо?

– Да…


Ну вот – и одиночество, и тяжесть, и боль, и жалость, и ненависть! А всего минуту назад было сказано, что ничего не чувствуется, никаких чувств, только одна пустота. Почти как у просветленного буддийского монаха, который в результате долгих и упорных усилий вдруг понял (почувствовал) смысл коана «звук одной ладони» или «эта чашка пуста». Да, мы смыслы скорее чувствуем, чем понимаем. Точнее, понимание и есть процесс чувствования тонкого смысла, но подробнее об этом будет позже.

Объяснение с вышеприведенным «бесчувственным» клиентом простое. Для этого клиента понятие эмоций или чувств приблизительно такое же, как и для экспериментальных психологов. То есть когда эмоции и чувства определяются по их экспрессии – по мимике или жестам, например когда человек поднимает брови, выпучивает глаза или бегает с истошными криками. Если же человек сидит «спокойно» и не кричит, то, значит, никаких эмоций или чувств он испытывать не должен… Безусловно, возможно отрицание, как известный защитный психологический механизм, когда клиент не допускает мысли, что он может испытывать какие-либо эмоции/чувства, проявлять слабость и т. п. Но ведь такое отрицание и проявляется в случаях, когда клиент имеет ошибочные понятия и представления о себе и своих чувствах и эмоциях. Когда клиент не рассматривает эмоции отдельно от себя, от своего «Я», а считает, что он, его «Я» и есть его эмоции и чувства.

Однако эмоции и чувства приходят и уходят, а тот, кому они приятны или неприятны, остается при этом неизменным.

Независимо от того, какой диагноз вам поставили (если вы уже обращались к врачу-психотерапевту), в любом случае вы испытываете неприятные ощущения, например боль, дрожь, сердцебиение, напряжение, головокружение, жжение, давление, тошноту и т. д. Испытываете неприятные эмоции, например страх, гнев, отвращение. Испытываете неприятные чувства, например тревогу, панику, печаль, вину, разочарование и т. д. Все эти неприятные переживания вы не можете самостоятельно прекратить, и поэтому вы обращаетесь за помощью.

Часто бывает, что клиент не может определить, приятны ему ощущения, эмоции и чувства или неприятны, даже когда они очень сильные. Получается почти как в том анекдоте, когда старик посетил поликлинику и, вернувшись в деревню, сообщил своей старухе: «Дорогая, то, что мы всю жизнь считали оргазмом, оказалось бронхиальной астмой!»

Как правило, в этих случаях клиенты уже не обращаются самостоятельно за помощью. В таких случаях клиентов привозят… Первая радостная новость для вас в том, что вы к таким клиентам точно не относитесь, так как держите сейчас в руках эту книгу, а значит, сами ищете выход!

В формулировке «„Мне плохо“ означает неприятные ощущения, эмоции/чувства» ключевое слово неприятные. Поэтому из оценочной шкалы «хорошо – плохо» мы переходим в безусловную шкалу «приятно – неприятно».

Глава 6. Приятно – неприятно

Почему из оценочной шкалы «хорошо – плохо» мы переходим в безусловную шкалу «приятно – неприятно»? Потому что «хорошо» или «плохо» всегда являются оценкой, которая производится при участии сознания. Возвращаясь к Маяковскому: «Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, – ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы». Плохо для кожицы, ну а сыну это может быть очень даже приятно, когда у него грязь на рожице…

Шкала «приятно – неприятно» безусловная, а не оценочная. Даже зародыш в материнской утробе ощущает, когда ему приятно или неприятно, при том что у зародыша нет каких-либо понятий или языкового сознания, вмещающего эти понятия. Поэтому шкала «приятно – неприятно» безусловная. Вы нюхаете тухлое яйцо – вам неприятно, вы греетесь на солнышке – вам приятно.

«Приятно» происходит от древнерусского слова «приять», т. е. «принимать». Здесь работают базовые принципы взаимодействия: принятие/притяжение и отталкивание. Приятно – значит, принимаю; неприятно – значит, отталкиваю. Альфа и омега любого взаимодействия, плюс и минус, единство и борьба контрарных противоположностей, тезис Гегеля, принцип Гейзенберга, а на биологическом уровне принцип «свой – чужой» и гены гистосовместимости.

Все это можно погуглить и углубиться в теорию для желающих глубины, нам же сейчас важна суть понятий «приятно» и «неприятно». Суть простая: приятно – принимаю, а неприятно – отталкиваю.

Сейчас открывается в полной красе вся терапевтичность известной фразы о том, что судьба/бог не посылает человеку испытаний больше, чем он может их вынести или принять. Гештальт-психологи почти на всех своих семинарах цитируют известную молитву немецкого богослова Карла Фридриха Этингера: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Американские психотерапевты говорят короче: «Если ты можешь изменить обстоятельства, то измени их, а если не можешь их изменить, то смирись с ними», т. е. прими их, эти обстоятельства. Когда мы принимаем обстоятельства – нам приятно, а когда не принимаем их – нам неприятно.

В результате данного подхода получаем известный анекдот, когда один приятель пожаловался другу на свой энурез и на те страдания, которые он испытывает от внезапных мочеиспусканий. Друг посоветовал пройти курс психотерапии. Через месяц они снова встречаются, и страдальца не узнать – весь радостный и довольный. Друг спрашивает: «Ну что, как я вижу, прошли у тебя твои мочеиспускания?» Приятель c чувством собственного достоинства тихо отвечает: «Нет, не прошли, но теперь я ими горжусь…»

На этой ноте можно было бы закончить мое повествование и изложение самого короткого и простого в мире метода психотерапии, если бы не один принципиальный момент. И момент этот заключается в том, что, когда вам плохо, вы не принимаете вовсе не обстоятельства или свои симптомы, а свои психологические чувства.

Глава 7. Чувства, вера, смысл и этимология

Недавно клиент сказал дословно следующее: «Я столько уже врачей обошел, столько психотерапевтов, и все они мне говорят одно и то же: „Не обращай на это внимание, думай о другом, переключай свое внимание на что-то более приятное и позитивное…“ А Я НЕ МОГУ! Вот умом я все понимаю, всю бредовость своих мыслей, понимаю, что не стоит так сильно реагировать и обращать внимание на эту ерунду, но вот перестать обращать внимание и реагировать Я НЕ МОГУ!»

В подобных случаях я почти всегда отвечаю, что да, умом вы понимаете всю иррациональность своих мыслей, но в своей душе вы продолжаете в них верить. Знание и вера часто противоречат друг другу и могут у человека вызывать сильные конфликты. Все люди знают, что они рано или поздно умрут, но подавляющее большинство людей в это не верит, а верит в то, что они никогда не умрут. Знание можно игнорировать, а веру игнорировать невозможно, поэтому человек может знать и понимать всю иррациональность своего невроза, знать и понимать, что «все это ерунда», но при этом продолжать в эту ерунду верить и сильно на нее реагировать. Таким образом, человек с обсессивно-компульсивным неврозом и навязчивым мытьем рук своим умом прекрасно понимает, что не надо так часто мыть руки, что это абсолютно бесполезно и иррационально, но при этом он продолжает их мыть, потому что он сильно верит в это действие – в этом действии он чувствует смысл, и этот чувствующийся им смысл намного сильнее смысла знания о бессмысленности и бесполезности этого действия.

Вера – это смысловое чувство, определяющее отношение субъекта к объектам и их взаимодействию. Вера – это всегда чувство, не может быть веры без чувства, и чем сильнее это чувство веры, тем сильнее смысл этой веры. По сути, смысл, вера и чувство есть синонимы. Слово sense во многих языках (в том числе английском) обозначает и смысл, и чувство, и ощущение. Слово «чувство» в русском языке обозначает и ощущение, и чувство. Однако, как мы разберем далее, ощущения и чувства – это разные вещи, несмотря на то что мы упорно продолжаем называть свои органы ощущений органами чувств. Более того, эмоции и чувства – это разные вещи, несмотря на то что для многих психологов эмоции и чувства синонимы. Тем не менее вера, смысл и чувство намного более синонимичны, чем чувство и ощущение или чувство и эмоция.

Вы спросите: да какая разница, синонимы это или антонимы? Какая разница, как и что называется? Отвечу – огромная! Невроз развивается как функциональное расстройство при активном участии разума именно по причине того, что в сознании человека происходит смешение понятий. Другими словами, невроз происходит по причине того, что в уравнении 3 + 3 = 6 разум «3» назвал «7», и в результате такого смешения, такого переименования сознание получает функциональное расстройство в виде уравнения 7 + 7 = 6.

Для психоалгоритма очень важно изначально определить понятия, ведь как мы собираемся на что-либо влиять, если мы не понимаем сути того, на что мы собираемся влиять? Поэтому необходимо изначально определить, что такое ощущения, эмоции и чувства и в чем заключается их принципиальное различие.

На страницу:
2 из 4