bannerbanner
Марксизм и социализм. Философия. Политэкономия. Научный коммунизм (Краткий курс).
Марксизм и социализм. Философия. Политэкономия. Научный коммунизм (Краткий курс).

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

У марксизма подход другой. Марксизм возник не из потребности в справедливости вообще, а как потребность революционного пролетариата в теории борьбы за свое освобождение. Как уже отмечалось, в 1831 г. в Лионе произошло первое рабочее восстание; в период с 1838 по 1842 гг. первое национальное рабочее движение, движение английских чартистов достигло своей высшей точки. Классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в истории наиболее развитых стран Европы, по мере того как там развивались, с одной стороны – крупная промышленность, а с другой – политическое господство буржуазии. Эта борьба указывала на всю лживость буржуазной политэкономии о тождестве интересов труда и капитала, о всеобщей гармонии. Новые исследования всей прежней истории показали, что вся прежняя история была историей борьбы классов, что эти борющиеся классы являются продуктом экономических отношений, которые сами образуют ту реальную основу, на которой возвышается надстройка в виде правовых, политических учреждений, религиозных, философских и др. воззрений. Тем самым идеализм был изгнан из своего последнего убежища, из понимания истории, было дано материалистическое понимание истории и был найден путь для объяснения сознания людей из их бытия вместо прежнего объяснения их бытия из их сознания (См. – К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. т.20, с.26).

Глава 2

Общественно-экономическая формация

Исходя из материалистического понимания истории, Маркс применил диалектический материализм к обществу, достроив его «доверху», и таким образом создал исторический материализм. С этих позиций он, во-первых, представил общество как живой организм, а его развитие как естественно-исторический процесс в форме сменяющих друг друга общественно экономических формаций (ОЭФ). Как писал Маркс: «…с естественной необходимостью из одного способа производства возникает и развивается новый способ производства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.25. Ч.1 С. 453). Каждая из этих формаций представляет собой систему общественных отношений со своей структурой и своими законами развития. Ленин писал: «Подобно тому, как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, – так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, изменяющийся случайно, и как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Ленин В.И. ПСС, т.1, с.139).

Структуру ОЭФ Маркс изложил следующим образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е, т.13 с.6.).

Глава 3

Производительные силы, производственные отношения и их взаимодействие

Материальной основой формации являются производительные силы. Они включают, во-первых, материальную их часть: орудия труда, машины, оборудование, здания и сооружения и др., а также сырье и материалы; во-вторых, живую производительную силу: человека, его рабочую силу как совокупность физических и духовных способностей, которые он бросает всякий раз, когда производит материальные блага.

Каждый из этих основных элементов производительных сил имеет относительную самостоятельность, законы, закономерности своего развития. Так развитие орудий труда, технологий может происходить под действием внутренних противоречий в материальном производстве, когда, например, опережающее развитие одного звена (на основе нового изобретения) в единой технологической цепи нарушает пропорции с другими ее звеньями и требует (дает сигнал науке) их развития. Происходят существенные сдвиги, особенно в последнее время, и в структуре рабочей силы под действием новой научно-технической революции: увеличивается доля интеллектуальных способностей и уменьшается доля физических и т. д.

Часть экономистов расходятся по вопросу – что является главным, ведущим в производстве: средства производства или рабочая сила. Конечно, человек активно приводит в действие машины, механизмы, без которого они мертвы. Однако, с другой стороны, средства труда воздействуют на человека по различным направлениям. Во-первых, человек, вступая в производство, застает уже объективно существующие, созданные до него, машины, условия производства, которые требуют от него определенного развития квалификации, задают параметры развития его рабочей силы. Во-вторых, производство создает продукт, потребление которого воспроизводит рабочую силу человека, создает стимул к возобновлению, развитию производства. В-третьих, структурные изменения средств производства определяют структурные изменения в рабочей силе: если в конце XIX в. соотношение физических и умственных способностей было, соответственно, 70 %: 30 %, то сейчас, наоборот: 30: 70 %.

По всем этим параметрам, в конечном счете, средства производства играют определяющую роль. Подчеркивая определяющую роль средств производства, Маркс писал: «Такую же важность, как строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится. Средства труда – … мерило развития человеческой рабочей силы». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.23, с.120). Таким образом, в конечном счете, средства производства играют определяющую роль.

Далее рассмотрим производственные отношения. Это общественные отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу производства их собственной материальной жизни и, будучи обусловлены материальными условиями производства, имеют объективный характер. Их центральным звеном являются отношения собственности или, что то же самое, экономические отношения.

Что такое собственность? Это не отношение человека к вещи, как это часто представляют (это отношение характеризует производительные силы). Собственность – это отношение между людьми по поводу присвоения и использования вещей – средств производства и продуктов труда. Собственниками могут выступать отдельные люди, социальные группы (классы, государство). Так как эти отношения существуют не только в производстве, но и в обмене и распределении, то собственность выступает как совокупность всех экономических отношений по поводу присвоения средств производства и продуктов труда во всех сферах общественного воспроизводства.

Собственность, ее экономическое содержание, выступает в юридической форме. Юридическая форма собственности, или право собственности, реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: через владение (физическое обладание вещами, например, средствами производства), использование (извлечение пользы), распоряжение (юридическое оформление своей деятельности). Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны. При этом экономическое содержание охраняется правом, а юридическая форма получает экономическую реализацию. Нельзя сводить собственность к юридической форме.

Экономические отношения, отношения собственности, определяют социально-экономическую структуру общества, деление его на классы. Ленин писал, что если эти «отношения выяснены и проанализированы до конца», то тем самым определено и место в производстве каждого класса, а, следовательно, и получаемая ими доля национального потребления» (Ленин В.И. ПСС. Т.3, с.53). Что такое общественные классы? По Ленину: «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью, закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В.И. ПСС, т.39, с.15). Из указанных признаков классов основным является отношение людей к средствам производства; остальные признаки так или иначе определяются им. Буржуазная теория отрицает деление на классы, а делит социальные группы на «страты» по признаку их доходов, выделяя, например, средний класс и т. п. То есть исходит из отношений распределения, выставляя их в качестве главных, тогда как на деле они являются производными от производственных. И в этом порочность такого подхода.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения, с одной стороны, являются формой развития производительных сил. Они облекают в экономическую форму и средства производства, и рабочую силу, и продукт. Например, при капитализме средства производства выступают в форме постоянного капитала, рабочая сила – в форме переменного капитала, а прибавочный продукт – в форме прибавочной стоимости. И это имеет значение, так как именно в этих формах содержатся движущие силы развития. Без этих экономических форм элементы производства и его продукт являются пустыми абстракциями.

Однако, с другой стороны, определяющим элементом в производстве являются производительные силы. Каковы производительные силы, таковы должны быть и производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения в их противоречивом диалектическом взаимодействии образуют способ производства, как способ соединения работника со средствами производства. Тип его определяется формой собственности на средства производства. Поэтому способ производства является главным признаком, критерием, по которому в историческом процессе выделяются основные общественно экономические формации. Назовем пять основных ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, включающая две основные фазы: социализм и высшая фаза коммунизма. (Здесь не рассматривается азиатский способ производства, который, на наш взгляд, не относится к основным и стоит ближе к рабовладельческому способу производства).

В первобытнообщинном строе и в коммунистической формации соединение работника со средствами производства происходит непосредственно-общественным путем, на основе общественной собственности на средства производства и исключает эксплуатацию человека человеком. В остальных трех формациях это соединение происходит насильственным путем (физическим или экономическим) и опосредовано – через эксплуатацию труда. Все они образуют в истории период эксплуататорских обществ и отличаются между собой формой и степенью порабощения работника собственником средств производства. В рабовладельческом обществе – порабощение полное, так что работник рассматривался как «говорящее орудие» (Аристотель). Антагонизм классов привел к падению этого строя. При феодализме эта связь ослабевает – работник частично работает на себя, частично на феодала (собственника земли) и потому более заинтересован в результатах труда, чем раб. Однако и здесь классовая борьба продолжается, и под ее ударами феодализм сменяется капитализмом. При капитализме работник уже юридически свободный, однако экономически находится в полной зависимости от капиталиста. Антагонизм между наемным трудом и капиталом неизбежно приводит к замене капитализма социализмом.

В каждой из этих формаций определенному уровню производительных сил соответствует свои производственные отношении, свой тип собственности. Это соответствие между ними является условием развития формации и выступает как закон соответствия производительных сил и производственных отношений, который, действуя во всех формациях, является всеобщим. По этому закону ни одна общественная формация, как правило, не погибает раньше, чем разовьются производительные силы, для которых она дает достаточный простор. И новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. В этой системе взаимодействия этих двух сторон способа производства человек формируется объективными обстоятельствами.

Рассмотрим далее, как происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой, как достигается соответствие между производительными силами и производственными отношениями.

Наиболее подвижным, революционным элементом являются производительные силы, они развиваются постоянно. Производственные отношения менее подвижны, консервативны и постепенно из форм развития производительных сил они превращаются в их оковы. Возникают противоречия между теми и другими. Эти противоречия проявляются в кризисах производства, в забастовках и восстаниях и, что не менее важно, – в падении заинтересованности работников к труду. Со временем в недрах старой формации возникают ростки, элементы новой формации и соответствующие им политические силы. Последние вступают в конфликт с политическими силами старых, отживающих свой век, отношениями. Назревает социальная революция. Во время революции происходит качественный скачок в отношениях, появляются новые, которые соответствуют новому уровню развития производительных сил и которые дают простор для их развития. Так достигается соответствие между производительными силами и производственными отношениями.

Так как все эти процессы происходят стихийно, то закон соответствия производительных сил и производственных отношений, как и все другие объективные законы, «осуществляется через неосуществление», то есть через несоответствия, через отклонения. А отклонения бывают как в одну сторону, когда производственные отношения отстают от развития производительных сил, так и в другую сторону, когда производственные отношения опережают производительные силы. Примером последнего случая может быть совершение Октябрьской революция в Россия в 1917, когда при относительно низких, недостаточно зрелых производительных силах возник более прогрессивный общественно-политический строй. Однако затем победивший в революции пролетариат установил новую, социалистическую систему производственных отношений, которая дала простор для ускоренного развития производительных сил и позволила со временем привести их в соответствие с новыми отношениями. Таким образом, «забегание вперед» вполне укладывается в диалектику достижения соответствия, а не свидетельствует о его нарушении, как об этом трубят противники Октябрьской революции. И наоборот, отрицание «забегания вперед» противоречит диалектическому движению.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4