bannerbanner
Марксизм и социализм. Философия. Политэкономия. Научный коммунизм (Краткий курс).
Марксизм и социализм. Философия. Политэкономия. Научный коммунизм (Краткий курс).

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Из этого принципа исходил и Ленин, когда писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольный камень той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни».

Такой подход был продиктован и новым временем, когда капитализм вступил в империализм – эпоху революционного крушения капитализма, когда возникла необходимость развить взгляды Маркса и Энгельса на роль общественного сознания, идей, идеологии, субъективного фактора в развитии общества. В борьбе с буржуазным объективизмом, игнорирующим роль сознательной политической деятельности классов и партий, с одной стороны, и борьбе с народниками, считавшими определяющей силой исторического процесса деятельность «критически мыслящих личностей» – с другой, Ленин показал, что люди сами делают историю, их активность, организованность, понимание исторической необходимости в значительной мере определяет как темпы, так и содержание общественно-исторического процесса (См. работы Ленина: «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» – ППС, т. I.; «Что делать» – ПСС, т. I., «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» – ПСС, т. I. и др.).

Большое внимание Ленин уделил критике теории стихийности в рабочем движении. Он показал зависимость коренных общественных преобразований от деятельности классов, вооруженных передовыми идеями, обосновал значение революционной теории, социалистического сознания, вносимого марксистской партией в стихийное рабочее движение. Без революционной теории нет и не может быть революционного рабочего движения (Ленин В.И. «Что делать» – ПСС, т. I).

Используя методологию Маркса, Ленин разрешил кризис в физике, который разразился в конце ХIХ – начале XX вв. в связи с новыми открытиями – теории радиоактивности, расщепления атома, открытия электрона, теории относительности, в соответствии с которой масса тел изменяется в зависимости от скорости движения.

Многие ученые не смогли правильно оценить эти открытия. Более того, им казалось, что рушится сама материя, а вместе с ней и научные представления о мире. В этих условиях в естественных науках получили широкое распространение религиозные, идеалистические воззрения, приверженцы которых активизировали борьбу против марксистской философии. Так, австрийский буржуазный философ Э. Мах и его последователи стали доказывать, что открытия в естествознании якобы свидетельствуют об «исчезновении» материи, что философский материализм устарел, а материалистическая диалектика есть лишь «сплошная мистика». Свою идеалистическую философию махисты объявили «нейтральной», стоящей над противоположными лагерями в философии – материалистами и идеалистами. В действительности же махизм выступил в особой утонченной форме субъективного идеализма.

В.И. Ленин разоблачил все идеалистические поползновения, направленные против марксистской философии. Он показал, что главной причиной кризиса стало метафизическое понимание материи, что «… в данном случае мы наталкиваемся на пределы наших представлений о материи, что наши понятия, знание сущности вещей тоже относительны: они выражают только углубление, ступень человеческого познания объектов. И если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня – дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы. Электрон также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна. Мир познаваем, а всякая научная теория материи может быть только открытой, неограниченно развивающейся системой знаний. И вот это-то, единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма (Ленин В.И. ПСС, т. 18. С. 277–278).

Справедливость этих выводов подтверждается данными современной науки. В частности, границы современного знания материи простираются в масштабах свыше 15 млрд. световых лет. И в этом диапазоне нет ничего, кроме бесконечного многообразия материальных объектов, ничего, что свидетельствовало бы о каком-то божественном начале, первопричине. Открытие все новых и новых элементарных частиц, их бесконечные превращения также подтверждают положение о неисчерпаемости материи.

Ленин дает замечательные образцы разработки законов и категорий материалистической диалектики в «Философских тетрадях» (ПСС, т. 29). В них он сформулировал принцип единства диалектики, логики и теории познания, дал анализ основных элементов диалектики, разработал учение о гносеологических корнях идеализма, программу дальнейшего развития теории познания диалектического материализма.

Ленин все свои теоретические разработки по развитию диалектического материализма мастерски применил к анализу новых явлений в эпоху империализма. Важнейшим для деятельности революционного рабочего движения, коммунистов стал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране. Неоценимыми были труды Ленина, посвященные закономерностям становления социалистического общества, соотношению в этом процессе политики и экономики, особой роли социалистического сознания, политического и идейного руководства Коммунистической партии и др.

Глава 2

Материя: ее структура, свойства и формы движения

Как было показано выше, результатом исторического развития науки и общественно-исторической практики явились представления о материальности мира, что этот мир единый, вечный и бесконечный, не исчезающий и не рождающийся из ничего, находящийся в вечном движении и развивающийся по своим, объективным законам, независимо от человеческого сознания.

Исходя из этого, Ленин сформулировал обобщенное философское понятие материи: «Материя есть философская категория, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. ПСС, т.18, с 131).

Материя охватывает все бесконечное многообразие самых различных объектов и систем природы, которые существуют и движутся в пространстве и времени, обладают неисчерпаемым многообразием свойств. Понятие материи как объективной реальности характеризует материю вместе со всеми ее свойствами, формами движения, законами существования и т. д.

Весьма существенным является положение Ленина о том, что материю нельзя сводить лишь к каким-либо определенным ее чувственно воспринимаемым телам, частицам вещества. В структуре материи следует различать конкретные материальные объекты, как субстрат (предмет, вещество) материи, и свойства этих материальных объектов. При этом нельзя сводить объекты к их свойствам (например, массу – к энергии). В то же время последние не существуют сами по себе, без материального субстрата, они всегда присущи определенным объектам и определяются движением последних. Рассмотрим далее такие важнейшие свойства материи как движение, пространство и время.

Движение всегда существует в форме причинно-следственных связей, в совокупности дающих единый, закономерный мировой процесс развития. Эти связи выступает как взаимозависимость, взаимообусловленность, взаимодействие. Во взаимодействии явлений одни явления порождают другие, совершается переход одних состояний, свойств, вещей в другие. Материя находится в вечном движении и развитии. В мире не может быть материи без движения, как нет и движения без материи. Движение – это всеобщий атрибут, способ существования материи. Поэтому любое явление, что исключительно важно, можно понять лишь в его связи с другими явлениями. Энгельс писал: «…мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой процессы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные им снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются…» (К. Маркс и Ф Энгельс, Соч. т. 20, с. 384).

В этом движении причинно-следственных связей материя организуется, структурируется. Мир представляется не как хаотичное и случайное нагромождение предметов (это – метафизика), а определенным образом организован и существует в виде конкретных материальных систем, которых великое множество, как в неживой, так и в живой природе. Каждая система имеет свою структуру, которая выступает как совокупность внутренних связей между ее элементами и которые регулируются законами развития. Среди этих законов всегда выделяется основной закон системы, выражающий ее главную сущность. Все системы соподчинены между собой таким образом, что одни системы выступают как главные, определяющиеся по отношению к другим системам и так далее.

Ф. Энгельс в книге «Диалектика природы» выделил основные формы движения материи: механическую (пространственное перемещение), физическую (электромагнетизм, гравитацию, теплоту, звук, изменение агрегатных состояний вещества и др.), химическую (превращение атомов и молекул вещества), биологическую (обмен веществ в живых организмах), социальную (общественные изменения), а также процессы мышления. На каждом из этих структурных уровней можно выделить множество форм, обладающих своей спецификой и законами движения и т. д.

В этой классификации обнаруживается историческое развитие материи, возникновение высших форм материи на основе относительно низших. Поэтому нельзя отрывать высшие формы от низших, как и механически сводить первые к последним. При отрыве высших форм от низших игнорируется качественная специфика высших форм, их механическое упрощение.

Пространство и время. Все предметы окружающего нас мира обладают определенными размерами, протяженностью, перемещаются относительно друг друга. Точно так же все объекты возникают и изменяются во времени. Пространство и время являются всеобщими формами бытия всех материальных систем и процессов. Нет объектов вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне движущейся материи.

Представление о существовании пространства и времени помимо материи в свое время приводило к концепции абсолютного пространства и времени как внешних условий бытия материи (И. Ньютон). Пространство представлялось как бесконечная пустая протяженность, вмещающая в себя все тела и не зависящая от материи. Абсолютное время рассматривалось как равномерный поток длительности, в котором предметы и явления возникают и исчезают, но который существует независимо от каких-либо процессов в мире. В действительности всюду существует материя в различных формах (вещество, поле и т. п.), а пространство выступает как всеобщее свойство (атрибут) материи, точно также, как и время неразрывно связано с движением и развитием материи.

Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Время – форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.

Пространство и время зависят от движения всех форм материи и выводятся из них.

За последнее столетие наука открыла новые связи пространства и времени с материальным миром. Так, теория относительности доказала, что с возрастанием скорости движения тел относительно уменьшаются их размеры и направления движения (по сравнению с таковыми в состоянии относительного покоя). Это замедление происходит и под действием очень мощных гравитационных полей, создаваемых большими скоплениями вещества. Под действием полей тяготения происходит и своеобразное «искривление пространства», что проявляется в эффекте искривления световых лучей в гравитационных полях. При достаточно высокой массе и плотности системы метрика ее пространства изменяется столь сильно, что световые лучи начинают двигаться по замкнутым линиям и т. д.

Глава 3

Сознание как свойство высокоорганизованной материи

Человек воспринимает внешний мир через органы чувств: нервные окончания, рецепторы, анализаторы, которые передают нервные импульсы в мозг и отражаются в сознании, как функции мозга, в виде восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, которые в совокупности и образуют содержание сознания. С этой стороны сознание, будучи отражением внешнего, предметного мира имеет предметный характер.

При этом мозг выступает как орган мысли, субстратом, материальной основой сознания, а сознание является функцией мозга. Будучи функцией мозга, сознание зависит не только от окружающего мира, который оно отражает, но и от развития самого мозга. Причем не всякого, а лишь мозга человека, как высокоорганизованной материи. Человек, в отличие от других животных, создает орудия труда и занимается трудовой деятельностью, благодаря которой развивается сам человек и его мозг, а значит и его сознание. Следовательно, и с этой стороны сознание также носит предметный характер.

Так как сознание является свойством только высокоорганизованной материи – человека – оно появилось вместе с появлением человека и развивается только вместе с его развитием. Другими словами, духовное существует не всегда, не везде – оно возникает лишь на определенном этапе развития материи и само духовное не является неизменным, а изменяется, развивается.

Глава 4

Всеобщие законы развития и категории материалистической диалектики

Всеобщие законы диалектики. Среди законов множества систем выделяются общие, всеобщие законы, которые охватывают природу, общество и мышление. Всего три закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон Единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Эти всеобщие законы важно знать, ибо уже в каждом единичном и особенном есть и всеобщее и, не зная его, исследователь будет постоянно натыкаться на это всеобщее.

В законе перехода количественных изменений в качественные качество выражает сущность вещи, единство и целостность всех ее свойств, ее относительную устойчивость. Количество требует абстрагирования от качественного многообразия вещей. Связь взаимозависимости количества и качества называется мерой. На каком-то уровне развития изменение в количестве приводит к изменению качества, а новое качество порождает и новое количественное изменение.

Количественные изменения происходят постоянно, непрерывно, а качественные – скачками и представляют собой перерыв непрерывности, последовательности. Это означает, что развитие, будучи единством количественных и качественных их изменений, есть единство непрерывности и прерывности.

Жизнь и развитие в природе включает в себе и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности. Развитие происходит в виде «узловой линии мер» (Гегель).

Закон единства и борьбы противоположностей предполагает следующие условия:

1) наличие различий, переходящих в противоположности с противоречиями между ними, причем не только между предметами, но и в самих предметах;

2) наличие взаимополагания, взаимообусловленности, взаимопроникновения противоположных сторон как выражение их единства;

3) нахождение в едином целом предполагает не только взаимосвязи, но и взаимоисключения и взаимоотрицания. Этот момент находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей.

В этом законе, как писал Ленин, единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно, а борьба противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. При этом одна из сторон является ведущей. Это означает, что борьба противоположностей своим закономерным следствием имеет исчезновение существующего объекта как определенного единства противоположностей и возникновение нового объекта.

Этот закон объясняет одну из самых важных особенностей диалектического развития: движение, развитие осуществляется как самодвижение, саморазвитие. Это означает, что мир развивается не вследствие каких-то внешних по отношению к себе причин, например, «божественного» первоначала, а в силу собственных законов движения самой материи, как разрешение одних противоречий и возникновение других. Учение о единстве противоположностей, по Ленину, представляет собой ядро диалектики. Так он определил диалектику как «…учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснения и развития» (Ленин В.И. ПСС, т. 29, с. 203). В другом месте он писал: «Условия познания всех процессов мира… в их живой жизни есть познание их как единства противоположностей» (Там же).

Закон отрицания отрицания. Отрицание уже содержится в двух предыдущих законах. Появление нового качества возможно лишь при отрицании старого. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе собственное отрицание. То есть отрицание – неизбежный и закономерный элемент во всяком развитии. Как сказал В.Г. Белинский, без отрицания невозможен был бы переход одного в другое, а общество превратилось бы в болото.

Однако, отрицание – это не просто «нет». Отрицание «снимает» старое, но таким образом, что от старого сохраняет положительное, которое переходит в новое в существенно преобразованном виде. Поэтому отрицание – это момент развития.

Однако отрицанием, уничтожением одной из противоположностей развитие не ограничивается. Со временем новое подлежит отрицанию, как уже старое, уступая место новому, возникшему в старом и т. д. Как пишет Ленин, движение идет от утверждения к отрицанию, от отрицания к единству с утверждением.

В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не прямой линии, а круга, в котором конечная точка совпадает с начальной. Но так как это развитие происходит на высшей основе, то развитие имеет вид спирали. То есть развитие происходит по спирали, имеет характер «спиралевидности».

Категории материалистической диалектики: краткая характеристика. Основные законы диалектики выражаются и формулируются через определенные категории. Поэтому категории материалистической диалектики, как и законы, представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, пронизывающие собой все виды теоретического мышления. Это – узловые пункты познания, «ступеньки» проникновения мышления в сущность вещей. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека – необходимое условие формирования у него способности теоретического мышления. Выше были уже рассмотрены такие философские категорий как «материя», «движение», «пространство», «время», «сознание» и др. Ниже мы рассмотрим ряд других соотносительных категорий.

Единичное, особенное и общее. Мир существует в виде совокупности различных вещей, явлений, событий, которые, хотя и взаимосвязаны между собой, обладают своими индивидуальными признаками. Отличие одного объекта от другого со стороны их индивидуально качественной и количественной определенности характеризуется категорией единичное.

Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общее. Общее не существует вне единичного, как и единичное вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного. Как бы связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. По отношению к единичному особенное является общим, а по отношению к еще большей общности оно может быть единичным и т. д.

Говоря о единстве общности и различия, следует заметить, что отдельные события во всех их конкретности никогда не повторяются. Но в этой неповторяемой индивидуальности конкретных событий есть всегда что-то общее: их существенные свойства, типы внутренних и внешних связей. Ленин писал: «…отдельное есть общее… Значит, противоположности (отдельное противоположное общему) тождественны: отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему» (Ленин В.И. Соч., т. 29, с. 318). Общность не отрицает индивидуальности событий, она лишь свидетельствует о том, что эта неповторяемая индивидуальность – конкретная форма обнаружения существенно общего. Общее «властвует» над единичным. Однако эта власть кроется не в каких-то силах, стоящих над единичными вещами, а в них самих, в системе взаимодействующих единичных вещей, где каждая вливается в «чашу» общего, животворит его и берет из него живительные соки. Существуя и развиваясь по законам общего, единичное вместе с тем служит предпосылкой общего.

Учет диалектики взаимосвязи общего, особенного и единичного имеет исключительно важное значение при осмыслении явлений общественной жизни. Так, современные ревизионисты пытаются отрицать или умалить значение общих закономерностей социализма. Они абсолютизируют единичное или особенное, пытаясь выдвигать особые, например, только той или иной стране свойственные «модели» социализма, что неизбежно ведет к националистической самоизоляции, к противопоставлению национальных интересов интернационализму.

Причина и следствие. Категории «причина» и «следствие» позволяют человеку понять, изучить отдельные явления. Для этого «…мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать их изолированно … в таком случае сменяющиеся движения выступают перед нами – одно как причина, другое как следствие» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т.20, с. 548). Причина и следствие – соотносительные понятия. Причиной выступает то явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствием же является результат действия причины. Причем действие причины всегда вызывает следствие. Поэтому на практике, чтобы действовать со знанием дела, первым делом всегда надо выяснять причину. В то же время нельзя путать причинно-следственную связь с последовательностью явлений, не связанных между собой, хотя и следующих одно за другим.

Причинная связь существует везде и всегда и поэтому имеет всеобщий характер. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. Причина и следствие, как внутренняя связь между явлениями, образуют главное содержание, ткань любой объективной закономерности, любого закона. Поэтому главным условием познания законов, закономерностей является выяснение причинно-следственных связей.

По поводу понимания причинности между материалистами и идеалистами идет острая борьба. Материалисты понимают ее как объективную, от воли и сознания не зависящую связь явлений и более или менее верное отражение ее в сознании человека. Идеалисты же или вообще не признают причинную обусловленность явлений или выводят причинность из сознания, из разума, из действия сверхъестественных сил.

Те философы, которые признают причинную обусловленность всех явлений, называются детерминистами. Те, которые отрицают ее, относятся к индетерминистам.

Однако причинными взаимосвязями явлений, несмотря на их многообразие, не исчерпывается все богатство связей в мире. Поэтому наука не может ограничиться изучением только причинных взаимосвязей явлений, она призвана изучать явления во всем многообразии их закономерных связей.

Необходимость и случайность. Ранее было показано, что закономерные связи между явлениями существенны и необходимы. Необходимость характеризует эти существенные связи со стороны их устойчивости, постоянства. Она вытекает из сущности вещей и при определенных условиях должна обязательно произойти. При этом следует различать необходимость и неизбежность. Не все необходимое неизбежное. Необходимость может быть неизбежной, когда исключаются все другие возможности и остается лишь одна из них.

Однако не все, что появляется в мире, возникает как нечто необходимое. В мире имеет место и случайные, не необходимые явления, события. Случайное – это то, что в данных условиях может иметь место, а может и не иметь, может произойти так, а может совершиться и иначе.

Необходимость и случайность различаются между собой, прежде всего тем, что появление и бытие необходимого обусловлено существенными факторами, а случайного – чаще всего несущественными факторами. Необходимость не существует в «чистом виде». Любой необходимый процесс осуществляется во множестве случайных форм. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Поэтому ошибочным является представление метафизиков, что явления могут быть только необходимыми или только случайными.

Если бы господствовала только необходимость, то в нем было бы все фатально детерминировано и не было бы места для свободной деятельности человека. Так, например, религия в одной из своих концепций утверждает, что в мире, жизни общества и отдельного человека все заранее предопределено богом, или судьбой, или мировым духом, слепая сила которой неотвратима. Вера в судьбу, в предопределение – это фатализм. А с другой стороны – если бы господствовала только случайность, то не могло бы быть речи о закономерной связи явлений, все зависело бы от удачного или неудачного стечения обстоятельств

На страницу:
2 из 4