bannerbanner
Марксизм и социализм. Философия. Политэкономия. Научный коммунизм (Краткий курс).
Марксизм и социализм. Философия. Политэкономия. Научный коммунизм (Краткий курс).

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Аристарт Ковалев

Марксизм и социализм. Философия. Политэкономия. Научный коммунизм (Краткий курс)

«В науке нет широкой столбовой дороги и только тот достигает ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее извилистым тропам».

К. Маркс

«У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука».

А.М. Горький

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «РОССИЙСКИЕ УЧЁНЫЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ» (РУСО)



© Общероссийская общественная организация «Российские учёные социалистической ориентации» (РУСО), 2023

© Ковалев А.А., 2023

© ООО «Издательство Родина», 2023

Судьба невиданных высот

Марксизм есть теория освобождения пролетариата; угнетенных от угнетателей, наука, которая указала на главную революционную силу в обществе, способную снести старое и создать новое. Марксизм вложил в руки революционного пролетариата наиболее мощное оружие – необходимость классовой борьбы и установления диктатуры пролетариата.

Это учение возникло на подъеме революционного движения пролетариата в середине XIX века во Франции и Германии из потребности этого движения в революционной теории и стало действенным оружием в революционном преобразовании человеческого общества в течении столетий – от К. Маркса до наших дней.

С этим оружием пролетариат России впервые в истории человечества в октябре 1917 года пробил брешь в мировой системе капитализма – освободился от эксплуатации, создал СССР, братское содружество освобожденных народов. И уже после разгрома фашизма в Великой Отечественной войне возникла мировая система социализма. На другом витке истории, после разрушения СССР, пролетариат Китая, Вьетнама, Кубы и др., применяя марксистское учение, уверенно пробивается на передовые рубежи мирового прогресса, в жестокой борьбе, оттесняя на обочину истории отживший свой век капитализм.

Марксизм всесилен своей научностью. Это учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей немецкой философии, английской политической экономии и французского социализма. В этой теории, «вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не впадая в объятия буржуазно-реакционной лжи» (Ленин В.И. Соч. Т. 18, с. 346). Только это знание марксизма дает целостное мировоззрение, единство взглядов, а значит, единство действий. И только в такой связке марксизм является не догмой, а руководством к действию.

Философия марксизма стала надежной и единственно верной базой для создания главного труда Маркса «Капитал», в котором с поразительной логичностью и целостностью изложена вся система объективных экономических законов движения капиталистического общества от его рождения до заката. В капитале Маркс вскрыл ту общественную силу, которая отчуждена от человека, противостоит ему и господствует над ним. Продукт труда человека, превращаясь в капитал, порабощает его. Однако сама эта система угнетения, по Марксу, под действием объективных внутренних противоречий превращает пролетариат в могильщика буржуазии и делает неизбежным гибель капитализма. И тогда объединение людей в обществе, законы их собственных общественных действий, до сих пор противостоящие им и господствующие над ними, поступят под их контроль, будут подчинены их господству. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю. Это, по Марксу, есть скачок человечества из «царства необходимости» в «царство свободы».

Как писал Ленин, «вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила» (там же, с.149). Марксизм стал вершиной общественной мысли не только в XIX и в XX веках, но и XXI века, как по уровню теоретического обобщения действительности, так и по качеству используемых методов. Поэтому к марксизму обращены взгляды всех прогрессивных людей Земли в поисках ответов на наиболее острые вопросы войны и мира, кризисов и выживания, путей спасения и освобождения от капитализма.

Марксизм – это сплав революционной мощи пролетариата, его неодолимой воли к освобождению и преданность истине, научная добросовестность и гениальная прозорливость Маркса, его самопожертвование во имя коммунизма, достижения «царства свободы».

Марксизм – это величайший человеческий подвиг, длиною в жизнь его создателя, и с энергией освобождения трудящихся – на века. Это и высочайший нравственный подвиг Маркса. Он писал: «Надо быть скотиной, если ты видишь бедствия народа и при этом довольствуешься своим личным благополучием». Вся жизнь его была отдана делу освобождения пролетариата.

Гранит марксизма настолько прочным, что разрушить его оказалось не под силу не только буржуазным идеологам, но и социал-реформистам, всякого рода «интеллектуалам», перевертышам и критикам марксизма всех мастей, которые не перестают изощряться в его извращении. Поэтому борьба с ними является первейшим условием действенности марксизма.

Только марксизм является тем нержавеющим оружием, с которым пролетариат боролся и побеждал не только в прошлом, но и в настоящей, и в будущей; той революционной теорией, из которой черпают свои знания и силы миллионы революционеров; той надеждой для миллиардов угнетенных, которая зовет и озаряет будущее. Освоить эту теорию возможно, только следуя завету Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигает ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее извилистым тропам».

Введение

Эта книга является, по сути, вторым изданием книги автора «В мир без капитала. Краткий курс марксистской политэкономии». Однако в значительной мере дополнена. В частности, разделами: «Философия марксизма», «Основы классовой борьбы», частью изменена, обогащена. Она написана для всеобуча марксизму, для просвещения широких масс трудящихся – этой вершины человеческой мысли с целью решения наиболее актуальных проблем современности, проблем освобождения от капиталистического рабства и путей построения социализма.

Марксизм рассматривается в книге в логической взаимосвязи трех его составных частей: философии марксизма, политической экономии и научного социализма, – как единая, целостная система. Философия марксизма дает мощную методологическую базу для анализа явлений природы, общества и мышления. Исходя из материалистического понимания истории, приоритета формационного подхода, в книге рассматривается капитализм и коммунизм главным образом, в его первой фазе – социализма.

Капитализм представлен в книге как общественно-экономическая формация, основанная на классовых антагонизмах с ее основной исторической миссией – развитие материальных производительных сил за счет эксплуатации наемного труда. Современный капитализм или империализм выступает как продолжение основных черт классического капитализма, основательно разработанного Марксом в «Капитале». В книге рассматриваются базовые законы капитализма, а затем их развитие в логике исторической перспективы – через кризисы, классовую борьбу, переходы от одного уровня обобществления производства и накопления капитала к более высокому и на этой основе превращения буржуазной собственности в общественную, социалистическую.

На базе ленинской теории империализма в книге анализируются особенности основных признаков современного капитализма, обусловленных новым уровнем обобществления производства на базе современной научно-технической революции. Новые отношения включают, в частности, образование «коллективного империализма», создание империалистами системы неоколониализма с включением в нее после развала СССР вновь образованных государств на постсоветском пространстве. Неоколониализм стал главным источником богатств, хлынувших в страны империализма, что стало одной из главных причин мирового финансово-экономического кризиса.

Создание системы неоколониализма способствовало развитию процессов глобализации как интеграции экономических процессов с локальными центрами регулирования. Однако все возрастающая концентрация производства и капитала, господство финансового капитала, транснациональных корпораций сопровождается обострением конкуренции между ними, которая ставит заслон созданию единого мирового центра регулирования (мирового правительства), что выражается, прежде всего, в неспособности мирового капитала справиться с продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом.

Как показано в книге, обострение межимпериалистических противоречий, прежде всего, между США и странами Западной Европы, ставит пределы развитию капитализма, приводит к деглобализации по-американски и рождению глобализации нового типа с участием стран социализма – Китая, Вьетнама и других стран Латинской Америки – Венесуэлы, Никарагуа и др., отношения между которыми строятся на принципах сотрудничества и взаимопомощи, мира и согласия. В книге показано, что на «стыке» глобализации по-американски и глобализации социалистической ориентации создаются условия, при которых возможно победа социализма в одной или группе стран в современных условиях. Этот вывод противоречит глубоко устоявшемуся утверждению, что в условиях глобализма возможен только глобальный социализм, то есть победа социализма одновременно в большинстве развитых стран мира.

Социализм, его суть и образ в книге рассматривается как результат естественно-исторического процесса, как способ разрешения противоречий капитализма и создания новых социалистических отношений.

В структуре этих отношений выделены общекоммунистические отношения и специфически социалистические с их остатками обособленности и отчуждения; а также качественно различные ступени, этапы их развития. В книге те и другие отношения рассматриваются в их переходном состоянии: общекоммунистические отношения «дозревают» до второй фазы коммунизма, тогда как специфически-социалистические подлежат снятию», постепенному отмиранию.

В книге всесторонне рассматриваются проблемы социалистической собственности, товарно-денежных отношений, бюрократии, государственного устройства при социализме и др., выводится ряд новых законов и закономерностей, отражающих развитие социализма и его переход к высшей фазе коммунизма. Так как главные преимущества социализма содержаться в общекоммунистических отношениях, то борьба за их развитие составляет главное направление борьбы за социализм.

Исходя из научного представления о социализме, в книге рассматриваются причины поражения социализма, учет которых позволит борцам за социализм избежать извилистых и опасных троп к его вершине.

Значительное место в книге уделено проблемам строительства социализма в Китае, на Кубе, во Вьетнаме, КНДР, борьбе за народную власть, за социализм в странах Латинской Америки, Западной Европы, России, в Украине и в Донбассе (ДНР и ЛНР).

В книге в систематическом виде изложены теория и практика, основы и проблемы классовой борьбы пролетариата: ее источники и принципы, этапы и формы, направления и практика классовой борьбы. Особое внимание уделено рабочему классу как главной революционной силе в обществе, проблемам его пассивности и усиления активности, перехода от экономической борьбы к борьбе за рабочий контроль, участие в управлении и за государственную власть; его союзниками, а также его противоречивые взаимоотношения с интеллигенцией и др.

На мировом уровне представлена широкая панорама борьбы пролетариата в странах Запада в условиях проведения правительствами политики неолиберализма; рассматриваются проблемы перехода от экономических требований к политической борьбе за социализм; проблемы солидарности различных отрядов мирового рабочего движения.

В главе о мировом коммунистическом движении рассматриваются проблемы усиления роли его революционной части, представленной марксистско-ленинскими партиями, создания новых партий ленинского типа и «большевизации профсоюзов», а также необходимости борьбы с еврокоммунизмом, социал-реформизмом и т. п.

В разделе о проблемах борьбы народов за народную власть, за социализм особое внимание уделяется Китаю, который после развала СССР принял эстафету второй сверхдержавы и опережающими темпами наращивает мощь, способную противостоять империализму, отстоять мир на земле и уверенно продвигаться к высотам социализма.

Россия в книге рассматривается как страна, фактически с 1991 г. зависимая и управляемая извне мировым капиталом (США), который совместно с компрадорской властью решают изначально поставленные задачи: грабят, разрушают, сокращают население, подобно другим, более 120 странам, образующим систему неоколониализма. В книге делается вывод, что господствующий неоколониальный режим не поддается никакому исправлению, совершенствованию, и может быть только разрушен с установлением Советской власти в интересах большинства трудящихся. Рассматриваются пути и средства достижения этой цели. Украина, как и Россия, с 1991 г. также стала неоколониальной страной, в которой с 2014 г. силами западных стран, прежде всего, США, был установлен фашистский режим американо-бандеровского типа, главным эпицентром борьбы с которым стал Донбасс. В книге рассматриваются возможные пути борьбы за установления народной власти и социально-экономические преобразования социалистической ориентации.

В книге дается критика всякого рода оппортунистам, ревизионистам, а также критикам марксизма, искажающим его суть в угоду социал-реформизма.

Автор, в силу ряда причин, следует принципу «кратко и сжато» с максимальной доступностью материала для широкого читателя. В тоже время сама задача книги не может не охватывать широкий спектр проблем. Это противоречие автор решает путем максимального сокращения повторяющегося в литературе материала, ссылаясь на его авторов, избегает излишних иллюстраций, цитирования и пр., уделяя главное внимание логическому упорядочению, увязке различных частей в единую систему законов и закономерностей. Однако во всех случаях – не в ущерб главной логике и полноте выяснения наиболее узловых проблем, выяснению новых явлений и сущностей. В таком виде книга может стать введением для дальнейшего изучения многих проблем марксизма, но уже исходя из понимания их сути и места в жестко выстроенной логической системе, которую автор пытается представить в книге. В тоже время соединение в книге теоретических вопросов с проблемами практики рабочего и коммунистического движения, борьбы трудящихся различных стран за народную власть, за социализм позволяет представлять ее в известных границах как руководство к действию с теоретическим обоснованием.

Часть I

Философия марксизма

Раздел I

Диалектический материализм

Глава 1

Философия марксизма как вершина развития философской мысли

На рубеже ХХ – XXI вв., в связи с гибелью социализма в СССР и развала страны, в России произошли смена идеологических полюсов – господствующие высоты от философии марксизма, материализма перешли к идеализму, религии. Маятник качнулся в сторону извращения, опошления марксизма. Однако философия марксизма, по-прежнему, остается вершиной философской мысли и в таком качестве является предметом нашего изучения.

Философия марксизма является закономерным результатом развития общества и науки в борьбе материализма и идеализма. Главным здесь является основной вопрос философии: что является первичным – материя или сознание?! Материалисты первичной признают материю, а сознание – вторичным, при этом объясняют мир из его самого, не прибегая к сверхестественным силам. Идеалисты первичным считают сознание и исходят из того, что божественное начало сотворило мир и управляет им. Энгельс писал: «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с.283).

При этом одни из них, объективные идеалисты, считают, что окружающий мир является воплощением абсолютного духа, мирового божественного разума, божественной воли; другие, субъективные идеалисты, считают, что мы имеем дело лишь с явлениями собственного сознания, а предметы являются лишь комбинацией ощущений и идей.

Так как оружием материализма всегда была наука, а идеализма – религия, то борьба между материализмом и идеализмом всегда выступала как борьба между наукой и религией. Эта борьба ведется с древнейших времен и прошла ряд этапов. Назовем главные из них.

Еще в Древней Греции в поисках сущности, или субстанции материи, то есть всеобщей, первичной основы всех вещей в материалистических учениях Милетской школы на эту роль выдвигали: одни – воду (Фалес), другие – огонь (Гераклит), третьи – воздух (Анаксимен), четвертые – землю. Однако все эти четыре стихии имели тот недостаток, что они не обладали всеобщностью и устойчивостью.

Этих недостатков была лишена атомистическая теория субстанции, выдвинутая Левпидом и Демокритом, а затем развита Эпикуром и Лукрецием еще до новой эры. В этой теории первичными простейшими частицами допускались атомы, которые несотворимы, находятся в непрерывном движении, различаются по весу, форме и взаимному расположению в телах. В этой теории впервые был выдвинут принцип сохранения материи как принцип нерушимости атомов. Идея сохраняемости и абсолютности материи предопределила широкое распространение атомизма во всех материалистических учениях. Существенную разработку эта теория получила в трудах Ньютона, Гассенди, Бойля, Ломоносова, Гоббса, Гольбаха, Дидро и др. На ее основе удалось объяснить природу тепла, диффузии, теплопроводности, были открыты корпускулярная теория света, закон превращения энергии, закон сохранения вещества и др.

В качестве противовеса атомистике возникли различные идеалистические теории субстанции, в которых в качестве всеобщей основы возводились божественная воля, мировой разум, абсолютный дух. Такой подход не продвигал вперед решение вопроса о сущности мира, так как они одно неизвестное заменяли другим, еще более таинственным и неизвестным, божественным, недоступным человеческому восприятию. Материализм подходит к пониманию явлений природы, мира такими, какие они есть, – объективно и достоверно, без всяких посторонних прибавлений. По этому пути идет наука, опровергая всякие религиозно-идеалистические представления о мире. На этом пути были сделаны крупные открытия.

В неживой природе был открыт закон превращения энергии, согласно которому определенное количество движения в одной его форме (механической, тепловой и т. д.) превращается в равное ему количество движения в какой-либо другой форме. Отсюда следовал вывод, что движение материи не сводится к простому перемещению, т. е. к механическому движению, а происходит превращение ее из одной формы в другую. Качественное изменение форм движения материи и означает ее развитие. Следовательно, движение материи не привносится в природу извне, а оно является способом ее развития, ее свойством.

В живой природе, во-первых, был открыт единый клеточный состав растительного и животного мира; во-вторых, доказано возникновение и развитие живых организмов путем размножения клеток, внутреннее единство и происхождение всех живых существ; в-третьих, Дарвин разработал теорию эволюции всех живых организмов путем естественного отбора, которая положила конец воззрению на виды животных и растений, как ничем не связанных, случайных, «богом созданных» и неизменяемых, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменчивость всех видов и преемственность между ними.

Все эти исполинские успехи в области познания природы были достигнуты, главным образом, начиная со второй половины XV века и особенно в 30 -50-х гг. XIX в. в связи с развитием промышленности, порождающего потребность в научных исследованиях. Они способствовали материалистическому пониманию развития окружающего мира. Мир предстал во всем его разнообразии как единый, вечный и бесконечный, не исчезающий и не рождающийся из ничего, находящийся в вечном движении и развивающийся по своим, объективным законам.

Эти открытия подрывали не только религиозные представления о божественном происхождении мира, но и метафизическое мышление, которое господствовало в XVII – XVIII вв. и было связано с механистической картиной мира. Метафизика рассматривала природу, во-первых, как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга и не зависящих друг от друга; во-вторых, находящихся в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменности; в-третьих, рассматривает процесс развития как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям и др.

В то же время эти открытия требовали уже другого подхода к явлениям природы – со стороны их развития, то есть диалектического подхода. Переход к диалектическому методу мышления был подготовлен такими философами как Гераклит, Спиноза, Кант, Фихте. Однако, в наиболее полном виде для своего времени диалектика была разработана немецким идеалистом Гегелем в его работе «Наука логики». Величайшей заслугой Гегеля стала разработка диалектики как высшей формы мышления, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии. Это был весьма прогрессивный и, по сути, революционный метод, отражающий реальные процессы в мире. Но он был ограничен божественной оболочкой, которая стала тормозом в его развитии, и не охватывала общество.

Против идеализма Гегеля решительно выступил немецкий философ Фейербах со стороны материализма, который в то время был востребован мощными буржуазными революционными движениями. В решительной битве буржуазии против средневекового хлама и крепостничества в Европе, особенно в конце XVIII века во Франции, материализм был единственным учением, способным противостоять суевериям, ханжеству и т. п. Фейербах придал «старому», до него существующему, материализму более совершенный вид и, как говорит Маркс, восстановил материализм в своих правах. Однако материализм Фейербаха был недостаточно последовательным и всесторонним. Его основным недостатком, как и других «старых» материалистов, Маркс и Энгельс видели в том, что этот материализм был, преимущественно, механистическим: не историчен, не диалектичен; не проводил последовательно точку зрения развития; то, что его представители понимали «сущность человека» абстрактно, а не как «совокупность всех общественных отношений», и потому только объясняли мир, тогда как дело идет об изменении его, т. е. не понимали значения революционной практической деятельности.

Следующий этап в развитии философии был связан с выходом на политическую арену пролетариата с его мощными революционными движениями в Европе. В 1831 г. в Лионе произошло первое рабочее восстание; в период с 1838 по 1842 гг. первое национальное рабочее движение, движение английских чартистов достигло своей высшей точки; далее – революции во Франции и Германии в 1848 – 1851 гг. Требовалась теория, способная стать действенным оружием в борьбе пролетариата с буржуазией. И такую теорию создал Маркс. Он освободил диалектику Гегеля от ее «божественной оболочки», взяв у нее «рациональное зерно» – диалектику – и поставив ее «с головы на ноги»; а материализм Фейербаха освободил от метафизики и таким образом создал диалектический материализм. Конечно же, это не было механическим соединением двух разных составных частей. Основоположники марксизма диалектически переработали материализм новейшего времени, включая философию Фейербаха, материалистически переработали и диалектический метод Гегеля. К. Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе отличен от гегелевского и является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23, с. 21). На этой основе они создали диалектический материализм, объединяющий материализм и диалектику в единое учение, что позволило создать диалектико-материалистическое мировоззрение. «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничего не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением того процесса в мыслящем мозгу». Диалектика, по Марксу, есть «наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления». Она «ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, с. 22).

На страницу:
1 из 4