Полная версия
Возвращаясь к жизни. Провидение бога в истории России
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разделим эти ситуации. Первая. Давид отобрал жену у Урии. Сделал наложницей, а потом – женой. Вторая ситуация. Давид убил Урию Хеттеянина.
Имела ли провиденциальное значение первая ситуация? С точки зрения обычного человека Давид предстает как изверг. Тем не менее, это имело провиденциальное значение. Так как от Вирсавии родился третий царь. Давид передал власть не старшим наследникам, а ему. Какой в этом был провиденциальный смысл?
Ситуацию с Давидом объясняет Сан Мен Мун. Примерно так: Военачальник Урия представлял сатану, который изначально должен быть слугой Адама. Давид представлял самого Адама. Вирсавия представляла Еву, которой завладел сатана (слуга). Чтобы восстановить ситуацию, Адаму нужно было отобрать Еву (свою жену) у сатаны, и вернуть себе. В этом заключалась провиденциальная причина того, что Давид отобрал Вирсавию от Урии и «вернул» себе. Тогда была бы создана ситуация восстановления в эдемском саду. [Сборник речей «Значение и ценность благословения» стр. 223]
Ошибкой Давида являлось убийство Урии. Ему требовалось преодолеть чувство обиды и добровольно вернуться в положение слуги. Это означало бы ситуацию, что сатана преодолел свои обиды к Адаму (и Богу) и добровольно вернулся в положение слуги.
То есть, должно было произойти два момента. 1. Человек на положении Адама отбирает у слуги Еву. 2. Сатана добровольно возвращается в положение слуги Адама (и Бога). Из-за убийства Урии провидение в царстве Давида разрушилось.
Приведем другой случай из жизни Давида.
Его сын, Авессалом, восстал. Собрал армию и стремился завладеть престолом. Давид также собрал армию. Царь велел военачальнику, (если он победит), оставить сына в живых. Действительно, армия Авессалома была разбита. Мятежный сын запутался своими длинными волосами в ветвях дерева. Военачальник и воины его расстреляли. Когда царь узнал об этом, то очень огорчился. Военачальник же был недоволен таким поведением царя.
Здесь проявляется конфликт между следованием закону Моисея и родительским сердцем. С точки зрения закона, военачальник поступил правильно. Ведь Авессолом нарушил заповедь: пошел против отца. Но с точки зрения родителя, Давид продолжал любить своего сына. Как же требовалось поступить с точки зрения Бога в тот момент?
В случае с Авессаломом пришлось пожертвовать меньшим, ради сохранения порядка в обществе. Подобный случай можно проследить во времена Иисуса. Бог пожертвовал своим сыном ради восстановления общества. Период до Иисуса был временем, когда Бог всеми силами стремился побудить израильтян следовать закону Моисея. То там, то здесь возникали случаи, когда людям требовалось сделать выбор в пользу закона, а не личных чувств. Гуманности, в нашем понимании, не было.
В завещании Давид наказал сыну найти удобный случай, чтобы обвинить и убить этого военачальника. Соломон так и сделал.
4.3. Соломон в провидении
Бог надеялся, что Соломон искупит ошибки своих предшественников. Построит храм Богу, последует закону Моисея, обновит веру в стране. Это была последняя попытка Небесного Отца.
Однако, Соломон разрушил такие ожидания. В Библии повествуется, что он имел 700 жен и 300 наложниц. Это противоречило закону Моисея: «дабы не умножал себе жен, чтобы не развратилось сердце его». Под влиянием многочисленных жен Соломон стал устанавливать в построенном Богу храме жертвенники языческим богам Ваала и Ашеры. Ранее, мы говорили, что культ Ваала и Ашеры подразумевает культ принесения человеческих жертв, ритуальной проституции, поклонение природным стихиям, взывание к злым духам. В результате, Божье провидение было сведено к нулю. После внутреннего разрушения – последовало внешнее разрушение.
Я иногда думаю: хорошо, что Бог абсолютен. Его провидение также абсолютно. Человек в подобных ситуациях давно бы разочаровался. После Соломона Господь начинает новый этап в провидении. Он разделяет Израильское царство на северное и южное: Израиль (10 племен) и Иудею (2 племени). Чтобы отделить более верующих людей и затем послать в их среду Мессию. В дальнейшем должно произойти их объединение на более высоких началах. Израиль занимает положение Каина. Иудея – положение Авеля. Эти государства ведут войны друг с другом. Через определенное время Израиль оказался завоеван Ассирией, а Иудея – Вавилоном.
Разбирая Историю России мы проследим подобное разделение из-за ошибок правителей. Княжества на одной территории занимали позицию Каина, на другой – позицию Авеля. Это Юго-Западная и Северо-Восточная Русь. Обе территории были подчинены другими народами на определенный период времени. Юго-Западная Русь оказалась под властью княжества Литовского, Северо-Восточная – под властью Золотой Орды.
Итак, Израильское царство завоевала Ассирия. Северное царство попало под их культурное влияние. Далее – оно ушло с провиденциальной арены.
В Иудее к власти попеременно приходили праведные и неправедные цари. В одно время один за другим появлялись только неправедные правители. Общество впало в неверие. В результате, Бог допустил промысел внешнего наказания. Иудея оказалась захвачена Вавилоном.
Но Господь продолжил работать с избранным народом. Через определенный период Персия захватила Вавилон. Небесный Отец посылает пророка Даниила. В другой момент, женой персидского царя стала праведная еврейская девушка: Есфирь. Ее отец, Аминадав, продолжает кланяться единому Богу, несмотря на угрозу смерти. Некоторые евреи также сохранили веру.
На основании этих побед персидский царь Кир отпустил евреев на родину. С этого момента иудеи начинают строить город, храм, стену. Они раскаялись, стали чтить закон Моисея. Таким образом происходит обновление веры. В то же время Иудея остается зависимой от персов.
5. «Оправданность и нет» поступков центральных личностей
Можно ли оправдать «провиденциальным значением» жестокие поступки Давида? Царь отобрал жену Урии (Вирсавию), и велел убить его самого. Князь Владимир отобрал невесту у Ярополка (Рогнеду), и убил самого Ярополка. Нет. Но раз эти ситуации происходят, то Бог их использует в своем провидении. От Вирсавии родился Соломон, который унаследовал трон. От Рогнеды родился Ярослав, который унаследовал власть.
В Божественном принципе приводится другая ситуация: убийство Моисеем египтянина. Это не было изначальным планом Бога, но Он использовал такой случай, чтобы продемонстрировать любовь Моисея к израильтянам. Моисей убил человека, который их угнетал.
В книге царств читаем, что Давиду является пророк Нафан. Он осуждает его: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, „…“ зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; / и так не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою».
То есть Бог через Нафана осуждает поступки Давида. Однако, в другой главе мы читаем, что тот же пророк способствует, чтобы сын от этой жены (Соломон) стал правителем. Нафан советует Вирсавии: «Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: „сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем“? Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои». Так и произошло. Когда Давид подтвердил, что будет царствовать Соломон, то «помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью».
Господь осуждает действия Давида; но способствует тому, чтобы сын Вирсавии стал правителем. Было ли это изначальным планом Творца? Нет. Бог использует похожие случаи в провидении, раз они произошли. Но действий Давида это не оправдывает.
Почему же Бог использует такую ситуацию в провидении? Из трех царей Он больше всего любил Давида. В Библии упоминается, что Иисус из корня Давида.
Этому есть другие причины. Давид убил Голиафа. В бою он проявил абсолютную веру. Перед сражением с филистимлянами юноша воскликнул: «Кто это такой (Голиаф), что поносит имя нашего Господа!». Победа Давида побудила многих людей обратиться к Творцу.
В других случаях Саул охотился за Давидом, но тот не отвечал злом на зло. Этим юноша вызвал доверие Господа. Несколько раз Давид мог убить Саула, но не делал этого. Так как видел, что царь поставлен Богом. Мы помним, что в то время Бог пытался действовать через царей.
На этом основании Бог доверял Давиду. По положению он как Адам. Ситуация с Вирсавией и Урией стала нарушением нравственных принципов, но Творцу получилось использовать ее в провидении.
Можно представить, как трудно приходится Господу. Введем термин: «частичное выполнение ответственности». То есть царь не справился полностью с ответственностью, но на основе ее частичного выполнения Господь работает дальше. В будущем (на примере правителей России) мы увидим, как Бог продолжает работать, основываясь на частичном выполнении ответственности.
Те, кто работают в педагогической сфере, понимают, о чем речь. Ребенок не знает предмета, но старается. На этом основании преподаватель ставит оценку.
Итак, первый ребенок от связи Давида и Вирсавии умер. Давид печалился об этом. Держал пост и молитву. Почему сатане удалось его умертвить? А Бог не смог защитить? Это происходит согласно закону искупления. Сатана больше всех знает закон. Если происходит его нарушение, то сразу этим пользуется. Бог же всегда работает по закону. Он не может защитить человека, если им нарушены условия.
Так как Давид первым убил человека на положении сатаны (Урию), то сатана убил первого ребенка на положении Бога; но второго ребенка Бог защитил. Сделал царем. Это произошло на основании того, что 1. Давид раскаялся в своих поступках. 2. Сделал Вирсавию законной женой.
В провидении Господь не может защитить детей, если родители совершили грубые нравственные ошибки. По этой причине убит царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного.
Какие тогда могут быть условия для защиты детей? Это жизнь ради других. Также – умение признать перед Богом свои ошибки. Жизнь родителей ради других служит оберегом, который защитит детей.
С этой позиции рассмотрим сюжеты из Библии. То есть, когда ребенку суждено умереть, но из-за искупительных действий родителей, он остался жить. Первое, что приходит в голову, это принесение Авраамом в жертву Исаака. Ранее мы говорили, что Бог приказал принести в жертву сына, так как отцом было нарушено условие приношения животных.
Авраам повиновался воле Творца. В течении трех дней (когда он шел с сыном к горе Мориа) Авраам убил себя прошлого. Смог возродиться. Когда отец уже был готов убить сына, явился ангел и схватил его руку. Исаак остался жить.
Бог спас Исаака на основании восстановленного сердца отца, и на основании послушания сына. Авраам продемонстрировал, что воля Творца дороже его собственной. Сатана не мог претендовать на Исаака, так как приношение было чистым.
Приведем другую ситуацию. Сатана хотел забрать новорожденного Моисея. Бог смог его защитить благодаря тому, что Марьям доверилась Богу.
В Истории России таким примером является жизнь Василия I. Дмитрий Донской отправил сына в Орду после поражения от царя Тохтамыша (1382 год). Отец рисковал, так как в 1380 году была победа русских в Куликовской битве.
Но князь это сделал ради установления спокойствия в государстве и поддержания вертикали власти. Сатана претендовал на Василия, как старшего сына. Василий три года находился в заложниках, но потом бежал. Бог сохранил его жизнь благодаря общественной жизни отца и послушанию сына. Во время разбора Истории России мы осветим эту ситуацию.
Выведем общие принципы. 1. Общественная жизнь родителей защищает ребенка. 2. Умение признавать свои ошибки возвращает на сторону Бога. 3. Небесный Отец действует по закону. У него есть основание, защитить детей, когда родителями совершены праведные поступки.
Мы видим и стратегию сатаны. Он следит за исполнением Божьего закона, но сам первый его нарушает. У него есть основание забрать ребенка, если родителями совершены грубые ошибки.
Сатана похож на некоторых подростков в школе. Ребенок срывает урок, при этом готов жаловаться родителям и директору, если задеты его права. Он пытается манипулировать всеми, избегая собственной ответственности.
Чем раньше мы научим своих детей жить ради других – тем лучше. Краеугольным камнем образования (и секций) должно стать: научить ребенка жить ради других, помогать. Такому ребенку будет сопутствовать удача. Образование, направленное только на индивидуальное развитие – не имеет смысла. Эгоист в конце уничтожает себя.
6. Уровень империи
Через определенное время Иудея становится зависимой от Греции. Далее был небольшой период самостоятельности, но потом она стала зависимой от Рима.
В Божественном принципе говорится, что Бог намеренно поместил Еврейский народ под греческое и римское влияние. В этих странах развита демократическая форма правления и правовая система. Ценится философия. Разветвлена почтовая связь. Все это делалось для того, чтобы мессия был принят народом; весть о нем быстро бы разлетелась по империи и дошла до императора.
Провиденциальные причины образования могущественной Римской империи – это принятие мессии и распространение его философии. Есть также политические и социальные причины. Предлагаю их изучить самостоятельно. Империя являлась самым развитым государством в то время. В период рождения Иисуса Христа происходил ее расцвет.
Была ли возможна встреча Иисуса с правителем Рима, Тиберием? В подтверждение этого есть две легенды. Одна из них представлена в раннехристианском апокрифе: «Когда снедаемый тяжким недугом император римлян Тиберий Цезарь узнал, что в Иерусалиме есть некий лекарь по имени Иисус, который единым словом любые болезни лечит…».
В другой легенде говорится, что после распятия Иисуса Мария Магдалина пришла к Тиберию и рассказала об Иисусе. Император не поверил, тогда Мария показала яйцо, которое сделалось красным. С тех пор появилась традиция красить яйца, и дарить.
О жизни самого Тиберия говорится, что он много сделал для улучшения жизни людей в провинциях. То есть, был человеком на положении Авеля. После его смерти (37 год нашей эры) к власти пришел Калигула (человек на положении Каина). Новый император отличался жестокостью. Это говорит о том, что когда есть возможность принять мессию на уровне империи – нужно ей пользоваться. Иначе благословения уйдут.
За 400 лет до рождения Иисуса Бог послал пророка Малахию. Он провозглашал скорое пришествие мессии; призывал людей к обновлению веры и раскаянию. В Иудее стало появляться множество духовных движений: ессеи, книжники, хасиды, фарисеи, садуккеи, иродиане, зелоты, самаряне, прозелиты. Откровения Малахии цитировались верующими.
7. Уровень мира
Римская империя охватывала территории Европы, Азии и Африки. Бог допустил появление такой многонациональной империи, чтобы мессию приняли на этих территориях.
В самом Риме началось духовное брожение. Благодаря развитой философии. Простые люди постепенно начинают приходить к монотеизму. Это происходит в том числе благодаря «рассеиванию» евреев по территории средиземноморья. Евреи (до пришествия Иисуса) основывали диаспоры в Северной Африке, Европе, Азии, в самом Риме. В то же время они поддерживали связь с Иерусалимом.
За 600 лет до Иисуса рождается Заратустра (Территория Ирана). За 500 лет – Будда (Индия), Конфуций и Лао-Цзы (Китай), Сократ (Греция) Происходит духовное обновление. Все это происходит с целью принятия Мессии на мировом уровне. На территориях Северной и Южной Америки развиваются цивилизации. В их легендах и мифах просматриваются мессианские взгляды.
Подробно развитие таких взглядов в мире можно прочитать в книге: «Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов» (Создана Международным религиозным фондом). В ней дается сравнительный анализ священных писаний, легенд и мифов Африки, Америки, Азии, Европы.
В текстах сравниваются представления разных народов о Творце, сотворении мира, грехе, потопе, спасении, благих делах, вечной жизни. Также сравниваются идеи о провидении Бога и спасителе. Приводятся цитаты.
Пример учения Заратустры: «И явится всеславный Спаситель (Саошьянт) и Обновитель Мира (Астава-эрета). Спасителем он называется потому, что действует на пользу всему сущему, а Обновителем Мира – потому, что обеспечивает неразрушимость всего сущего».
Пример Буддизма: «В те дни, собратья, на землю явится Всевышний, именуемый Майтрейя. Он будет преисполнен мудрости и великодушия «…». Его будут сопровождать тысячи молящихся».
Пример Конфуцианства: «Как только такой человек явится на земле, все люди станут почитать его „…“ Поэтому мы можем утверждать: „Он равен Богу“. Понять такую натуру может лишь тот, кто одарен самым совершенным умом „…“ и кто достиг в своем развитии уровня Бога»
Подобные пророчества даются во всех мировых религиях. Вернемся к Иудейскому обществу. Небесный Отец 1. Выстраивал четкую структуру принятия мессии на всех уровнях. 2. Создавал условия очищения рода мессии. Для его рождения без первородного греха.
Вначале Иисуса должна была принять семья. В этом вопросе ему требовалась поддержка отца и матери. Родителям даны откровения. Далее – его следовало принять иудейскому обществу. Для этого Бог развивал свободу философии и веры на территории Иудеи. Благодаря Иоанну Крестителю, Захарии, Анны (и другим верующим) происходило духовное обновление общества.
В Евангелии от Луки мы читаем, что Елизавета и Мария считались родственниками: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц». Раз на их родственность указывает ангел, то похоже, Елизавета и Мария были близки. Это можно понять и по другому эпизоду: Мария пошла к Елизавете (в дом Захарии) и прожила там три месяца.
По этой же фразе мы видим, что Иоанн Креститель старше Иисуса на полгода. Захария занимал положение первосвященника. То есть – самую уважаемую должность. Благодаря родственным отношениям Иисуса следовало не только защитить, но и вывести на уровень Иудеи!
Для этого Иоанну требовалось признать старшинство младшего брата. Сам он занимал позицию Каина и старшего брата. Иисус занимал позицию Авеля. Семье нужно было принять учение своего сына. Первосвященнику следовало защитить Иисуса и распространить его учение. Далее, Бог планировал работать через прокуратора: Пилата.
Пилат озабочен нестабильностью в Иудее. Тут появляется Иисус, который призывает к миру в своей нации. Вдохновляет этим народ. Когда его пытались поймать на слове, чтобы обвинить перед правителем, то Иисус отвечал: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Для Пилата это был бы лучший человек Рима. Через него Иисус мог встретиться с Тиберием и исцелить его. Таким образом, учение Иисуса еще при жизни основателя могло распространиться в Римской империи, а далее – по всему миру. Империя соединила много народов и имела связи с прилегающими территориями.
Подготовка на уровне Вселенной.
Вселенная сочетает в себе духовный и физический мир. Иисусу помогали Господь и ангелы. Ранее умершие святые и пророки поддерживали его. Благодаря этому мессия обладал духовной силой. Пророки и святые в духовном мире хотели вместе с Иисусом перейти в Царство Небесное.
Здесь мы показываем стратегию Бога. Какой огромный труд Им был проложен. Как все продумано до мелочей. Все упиралось только в ответственность ключевых людей.
Молится ли Небесный Отец? Да. Он проговаривает: «Только бы все получилось. Только бы люди выполнили ответственность». Не такую большую, по сравнению с миссией Иисуса. Только бы люди посмотрели с точки зрения Отца. Не с точки зрения страха или авторитета, а с Его позиции.
Российскому народу (исповедующему разные религии) требовалось также создать Основание веры и Субстанциальное основание. Для этого нужно пройти уровень семьи, нации, страны, империи и мира. В последующих главах мы разберем стратегию Господа в нашей стране. Одну из глав посвятим провиденциальной роли мусульман.
Пара слов о «Всемирном писании. Антологии священных текстов». Труд составлен учеными разных стран и издан в Нью-Йорке в 1991 году. Под эгидой «Международного религиозного фонда». Руководитель этого фонда (инициатор и спонсор выпуска книги) является Сан Мен Мун. Книга переведена на русский язык в 1995 году. Главным редактором английского варианта стал профессор Эдвард Осборн Уилсон. Ответственность за редакцию русского варианта взял профессор Павел Семенович Гуревич. В книге представлены как традиционные, так и новые духовные движения.
Эдвард Осборн – профессор Гарвардского университета. Павел Семенович – работник ИФ РАН и человек с мировым именем. Ученые такого уровня дорожат репутацией и изучают первоисточник. Негативная информация о Сан Мен Муне не помешала вдохновиться его идеями. Выйти за рамки религиозной и политической предвзятости.
8. Причины «жестокости» Бога во времена Ветхого Завета
У современного человека возникают вопросы: почему Господь предстает таким жестоким? Он приказал Саулу уничтожить амаликитян, их скот и имущество. До этого приказал уничтожить семь ханаанских племен. Где здесь гуманность? Попробую выделить три причины таких действий.
Первая. Когда второе поколение израильтян (рожденное в пустыне) вошло в Ханаан, Бог радел за сохранение веры. Он боялся, что израильтяне, подобно первому поколению, ее потеряют. Для этого Он приказал уничтожить племена, живущие на той территории. Однако, после вхождения в Ханаан израильтяне соблазнились их богатством. Решают вступить с ними в родство. За родством произошла потеря веры.
Обычаями местных племен было: убивать младенцев и закладывать их в стену домов; также служение богам Астарте и Ашере. Особенности этого служения мы разбирали ранее. Такое служение перечеркивало Божью волю. Поэтому говорится: Господь – ревнитель.
Чтобы исправить первую ошибку, Господь создал похожую ситуацию с амаликитянами. Израильтянам на этот раз требовалось сохранить веру. Не поддаться искушениям богатством.
Вторая причина. Во время Ветхого Завета Бог работает через ангелов. Они стоят на положении слуг. Слуга не может проникнуться сердцем к Господу, в отличие от сына. Но хороший слуга может четко выполнять указания. Не размышляя. У них стояла задача: помочь сохранить веру в Единого Бога любой ценой.
После вознесения Иисуса провидение восстановления проходит благодаря ему и Святому Духу. Иисус – уже сын Бога, а не слуга. Он показал другой уровень сердца (прощение, сострадание). С этого момента нельзя уничтожать народы. Нужно убить в себе сатану.
Третья причина. Во времена Ветхого Завета преобладало мышление раба (или слуги). Невозможно было донести истину другим способом. Потребовался огромный временной период, чтобы люди выросли сердцем.
ЧАСТЬ III. ИИСУС В ПРОВИДЕНИИ
За эту тему берешься с трепетом. Некоторые христиане живут верой в Иисуса и общепринятыми представлениями о нем. Они боятся, что кто-то заденет их мировоззрение. Прошу прощения, если уязвлю чьи-то чувства. Здесь мы пытаемся ставить в центр Бога. К сожалению, не всегда ожидания Небесного Отца и христианские представления об Иисусе совпадают.
Мы видим, какую огромную работу проделал Небесный Отец на уровне семьи, рода, общества, страны, империи и мира. В этих главах мы поговорим о миссии Иисуса и раскроем некоторые теологические моменты.
1. Ситуации в родословии мессии
В Библии подробно объясняется, как восстанавливался род Иисуса. Читая о его родословии с обычной точки зрения, кажется ненормальными действия его родителей и предков. Но с точки зрения принципа восстановления все логично.
Мы говорили раньше о ситуации с Фамарью. У этой женщины было горячее желание продолжить «Божье» родословие; в котором (в будущем) родился Иисус. С точки зрения процесса искупления именно через Фамарь должно было произойти продолжение Божьего рода.
Она родила от Иуды близнецов: Зару и Фареса. Сначала из чрева появилась рука Зары. Повивальная бабка повязала ее красной нитью. Но потом рука исчезла, и первым родился Фарес.
Это означало восстановление родословия во чреве матери. «Авель» победил «Каина» в утробе. Небесный Отец обрел право на старшего сына.
Другой пример. Руфь (из моавитянок) «помазалась, надела на себя нарядные одежды» и пришла к своему дальнему родственнику, Воозу. Ночью, когда он спал на гумне. Лежала у его ног до утра. Когда Вооз проснулся, то сказал: «сделала ты доброе». Через какое-то время он женился на этой девушке. От нее родился сын: Иессей. От Иессея родился царь Давид.