Полная версия
Возвращаясь к жизни. Провидение бога в истории России
Возвращаясь к жизни. Провидение бога в истории России
Олег Шумский
© Олег Шумский, 2023
ISBN 978-5-0060-1446-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Всякий ученый, глубоко изучающий тему, приходит к основам. Внутри себя он задается вопросами о причинах и первопричинах. Поэтому говорится: история – это раздел философии; математика – это раздел философии; физика – это раздел философии…
В книге мы говорим о том, каким образом Бог направляет нашу страну в различные эпохи. Какие ставит цели и задачи. Что у Него получается, а что – нет.
Провидение развивается в том случае, когда Творец и избранные люди выполняют свою ответственность. Воля Творца абсолютна. Поэтому осуществление поставленных целей абсолютно. Но из-за того, что люди часто не справляются со своими задачами, провидение усложняется. Искупительные периоды становятся длиннее.
С помощью этого исследования мы пытаемся достичь две цели. Первая – через историю помочь понять сердце Творца. Вторая – помочь каждому из нас справиться с внутренними проблемами. Понимание сердца Творца помогает нам понять Его ожидания на «меня». Решимость справиться с внутренними проблемами побуждает нас стать альтруистами по отношению к себе и другим.
Внешне люди вытесняют Небесного Отца из многих сфер деятельности. Из истории, общества, семьи, личной жизни… Этому есть несколько причин. Одна из них в том, что человек не прилагает усилий, чтобы увидеть примеры Его работы. Не проводит «божьих» причинно-следственных связей.
Другая причина – боязнь. Внутри себя человек надеется, что незнание закона освободит его от ответственности. Поэтому в течение жизни не прислушивается к голосу совести, и не спешит обращаться к Отцу.
В литературе таким предстает Иудушка Головлев в романе «Господа Головлевы». Трагикомическая смерть героя явилась следствием его бездушной жизни. Жизнь подобных людей описывали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов.
В нашей книге мы пытаемся прояснить эти два момента: привести примеры Божьей работы в истории и раскрыть уникальную причинно-следственную связь.
Чем раньше мы начнем взаимодействовать с Господом (и прислушиваться к голосу совести) – тем лучше. Есть пословица, что невежество приходит от незнания, а истина делает нас свободными. Понимание нравственных принципов поможет нам стать сильными.
Заботясь о других, мы более всего наследуем Его природу. Это самый быстрый способ понять Творца. Так как он сам живет ради других.
Например, нам трудно заботиться о жене, – тогда начать нужно с этого. В общественной жизни божественную природу больше всего отражают учителя. Через педагогику быстро развивается сердце. Если учитель хочет обойти сердечный момент – значит выбрал не ту профессию.
Хочет ли Небесный Отец дать нам благословение? Конечно. Как любой родитель. К нам приходит чувство радости, счастья и удовлетворения, когда мы начинаем жить согласно Его воле. Духовный и материальный достаток станет естественным следствием, если выбрана правильная причина.
Бог конкретен. В Библии говорится о трех жизненных этапах: стать зрелой личностью, создать крепкую семью, сделать вклад в общество. Это подтверждается фразами: будьте плодотворны (be fruitful), размножайтесь, владычествуйте. Если этапы проходят согласно Его принципам – то человек испытывает счастье. В работу мы вкладываемся согласно врожденным талантам. Не думайте, что Бог требует от нас чего-то абстрактного. Он ожидает вполне конкретных действий.
Есть люди, которые говорят, что нам не понять Творца. Они утверждают, что Его нельзя соизмерять человеческими качествами. Человек падший, а Бог – совершенный. Человек раб, а Бог – его господин.
Такие люди причиняют боль Творцу, так как отделяют детей от родителя. Небесный Отец хочет жить с нами; и от этого испытывать счастье.
Историю страны мы разбираем с двух позиций: работы Бога и работы людей. При исполнении обоих этапов провидение осуществится до конца.
Господь направляет историю к определенной цели. Он ожидает развития по прямой линии. Но из-за того, что люди не справляются с ответственностью, линия становится спиралевидной. Исторические явления повторяются, различаясь лишь по уровню и масштабу. Явления будут повторятся до тех пор, пока проблема не решится.
Провидение продолжается в любом случае. После поражения на каком-либо этапе избирается другой человек. Либо первому даются более сложные ситуации. В Библии и Истории России описываются такие случаи.
Разбирая деятельность героев нашей страны, мы будем проводить параллели с деятельностью библейских героев. Разбирая наши исторические сюжеты, мы проведем параллели с библейскими сюжетами.
Помимо этого, будут разбираться условия искупления в истории России и в Библии. Это делается, чтобы лучше понять Волю Творца на данном историческом этапе.
В нашей жизни можно увидеть принципы восстановления искуплением. Причинив сердечную боль близкому человеку, нужно совершить условия для восстановления отношений.
Представим, что муж в течение жизни причинил много боли жене. Тогда ему нужно совершить условия по восстановлению отношений. А задача жены – приложить усилия по устранению обид. Если это произойдет – Бог с радостью их обнимет, и первый придет к ним в объятия.
Бывает, что обиды глубоко укоренились в нас. Мы не можем простить долгие годы; но посмотрим на Бога. Ему причинили больше всего обид, однако Он готов простить всегда. Как раз поэтому история восстановления движется вперед.
При восстановлении отношений с Творцом, требуется пройти искупительные периоды. Чем больше мы нарушили нравственные принципы, тем труднее будет обратный путь. Но длинна пути зависит от нашего сердца.
Приведем пример. Основание сердца было заложено и обратный путь стал короче, когда сын сказал: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Приведем пример из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. В трактире Семен Захарович Мармеладов стал рассказывать Родиону Романовичу Раскольникову о своих ошибках. Потом спросил: «Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет?» На это хозяин трактира, издалека слушавший разговор, ответил: «А чего тебя жалеть-то?» Семен Захарович возразил: «Пожалеет нас тот, кто всех пожалел, и кто всех и вся понимал».
Далее, в романе описывается обида Катерины Ивановны на своего мужа. Она не хотела его простить даже после смерти. Чахотка и скоропостижная смерть стала следствием ее безвыходного положения.
В романе предстают и обратные ситуации. Софья Мармеладова, благодаря абсолютной вере, побудила Раскольникова раскаяться в своих действиях и мировоззрении. Родион Романович принял ее убеждения. Это выражено словами: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями. Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…». После обретения такой решимости ему требовалось пройти искупительный период в семь лет.
Софья Мармеладова искупила ошибку матери. Она простила Раскольникова, когда он умер духовно. Тогда он ожил. Сам Раскольников искупил ошибку Мармеладова. Семен Захарович не смог измениться. Родиону Романовичу это удалось. Вот почему эти герои так связаны. Героиня, помогая возродиться Раскольникову, возродилась сама.
Представим ситуацию, что у детей есть обиды на своих родителей. Родитель готов идти к ребенку, но тот отстраняется. Это похоже на ситуацию в Эдемском саду, когда Адам ушел от Бога. Он «воззвал» к сыну: «Где ты?» Какие чувства испытывал Господь, зовя Адама? Думаю, Ему перехватило горло от рыданий. Господь «воззвал» к сыну с надеждой, что тот откликнется.
Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Далее, он сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Эти фразы свидетельствуют о незрелости Адама и нежелании понять сердце Отца.
С этого момента Небесный Отец начинает долгий путь проведения восстановления. С надеждой, что люди вернутся к Нему. Скрытая надежда Творца в том, – что появится человек, который поймет Его сердце.
В определенный момент нам нужно ощутить такой голос: «Адам! Где ты?». Особенно, когда совершаем неправедные поступки. В этом голосе выражается надежда, что мы останемся с Ним. Не перешагнем грань недозволенного.
Раскроем подробнее упомянутые два этапа. На первом – мы показываем, какие задачи Бог ставит перед людьми; на что надеется; кого избирает и почему; за что переживает; какие ситуации создает в истории; как использует победы и поражения избранных людей для будущего. В исторических периодах проявляется сердце Отца.
На втором этапе мы говорим, с какими трудностями встречаются избранные люди; как они воспринимают Божью волю; какие у них происходят победы и поражения; какие нравственные ситуации им приходится преодолевать.
Господь избирает определенных людей для выполнения миссии. Миссия – это данная свыше задача, которую человеку надо выполнить для осуществления провидения. Таких людей мы называем «центральными личностями». Ими становились правители стран, общественные деятели и обычные люди. В 1612 году в России центральными личностями стали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Избранному человеку требуется совершить условия, чтобы Бог продолжил помогать. Во времена Ветхого завета люди приносили жертвы, но больше – срабатывали нравственные победы. Иосиф не поддался на соблазн жены Потифара. После этого он был обвинен и брошен в тюрьму; но потом стал вторым человеком после Фараона.
В отношениях супругов слово «прости» может служить условием для объединения. Далее, один из них делает то, что ожидает другой.
В монархическом обществе мы показываем взаимосвязь того, что страна развивается, если правитель (и его окружение) придерживается нравственных принципов. С другой стороны, страна скатывается вниз, если правитель не справляется с нравственными проблемами.
Владимиру Святому и Карлу Великому требовалось освободиться от проблем наложличества и многоженства. Благодаря этому было бы построено христианское государство. Христианское государство и половая распущенность – несовместимые понятия.
Почему Бог возвышал монархии во всех частях света? Он надеялся, что благодаря такой системе Его учение быстро пройдет сверху – вниз; начиная с правителя. Общество восстановится. По этой же причине Небесный Отец развивал патриархальное общество. По логике, когда отец принимает божье учение – то его принимает вся семья.
В книге мы рассмотрим, почему в последующем Небесный Отец отказался от монархии, а в семьях стал возвышать женщин.
Какая цель нравственных ценностей? Чтобы в будущем человек пришел к Богу; создал крепкую семью с центром на Небесном Отце; построил общество, где живет Бог.
В России через образование пытаются дать нравственные ценности, но о Творце говорить не принято. Политкорректность обязательна, однако сами «проводники» приходят к Богу. Потому, что невозможно иметь заботливое сердце и при этом быть неверующим. Дети, принимающие духовные принципы, также приходят к Отцу.
140 лет назад Глеб Успенский написал очерк «Школа и строгость» (книга «Власть земли»). В нем говорится об отношении крестьян к школе и учителям. Крестьяне говорят, что в школе «ничему не учит» и «нет строгости». Более того, они отказываются платить средства на ее содержание. Писатель говорит о том, что школа перестала отвечать потребностям крестьян. Это произошло, когда убрали Божье основание. Получилось, что в школе без Бога «ничему не учат» и «нет строгости». К этой теме мы вернемся.
Нравственные ценности – это основа. Приход к Богу благодаря их соблюдению – внутренний результат. Внешним результатом являются поступки на благо других. Вера предполагает жизнь ради других. В противном случае она остается формальностью.
В жизни мне помогло много людей. Благодаря их вкладу я поверил в Творца, создал семью, построил дом и посадил дерево. Но нельзя оставаться в долгу. Поэтому через общественную деятельность забочусь о других.
В советское время в школах пропагандировались нравственные ценности, но «сверху» шла идеология атеизма. Руководство страны таким образом пыталось соединить две взаимоисключающие цели. Система, имеющая в основе противоречие, разрушает себя.
На уроках изучались высоко духовные произведения русских писателей. Если ребенок ими проникался, то начинал ощущать Небесного Отца.
Меня задели образы главных героев в романах «Война и Мир» и «Воскресенье». Лев Николаевич Толстой показывает, как человек «падает», а далее – по определенному пути возвращается к Творцу. У Федора Достоевского этот процесс описан в «Преступлении и наказании».
Прочитайте хотя бы рассказ Льва Толстого: «Бедные люди». Он занимает три странички. Когда учитель прочитал его вслух, мне хотелось плакать. Ты видишь внутреннее богатство человека, торжество родительской любви; и понимаешь: Бог живет в таких семьях.
Возьмем мультфильм: «Сказка о старом эхо». Помните? Про лисенка. Эхо – это Бог, который обращается к нам. Он хочет играть с детьми и быть со взрослыми. Проследим диалог. Лис: «Так это в самом деле ты?». Эхо (Бог): «Я». Лис: «А мне казалось, с тобой можно было говорить только в детстве. Помнишь?» Эхо (Бог): «Помню». Лис напевает колыбельную песню. Эхо (Бог) отвечает: «Да. Это моя песня». Лис: «Жаль, что ничего нельзя вернуть обратно.» Эхо (Бог): «Почему. Лови!». И дает игрушки, которыми тот играл в детстве. Мы чувствуем любовь Творца; и сердце человека, который хочет к Нему вернуться.
Многих из нас задевает произведение А. П. Чехова «Ванька». Прочитаем вместе: «Милый дедушка, Константин Макарыч „…“ Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Это произведение как молитва. Ваня ищет заступника. Дойдет ли письмо до Константина Макарыча? По логике, которую предлагает автор, письмо не дойдет. Но по логике Бога – молитва будет услышана. На основании сердца мальчика.
Работа Бога в истории и нашей жизни очевидна. Удивительным является то, что она не рассматривается в образовании и науке. В научных кругах распространено мнение, что рассмотрение роли Творца в исторических процессах – это уход от проблемы.
Весной 2022 года я защитил магистерскую работу в НГПУ по истории. В ней рассматривалось, каким образом может происходить формирование нравственных ценностей у подростков на примере Истории Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева и В. О. Ключевского.
В работе частично упоминалось о провидении Бога, принципах восстановления и ответственности человека. Я старался обойти «острые углы». Тем не менее… Мне сказали, что такая работа «не соответствуют нашему светскому государству и престижу НГПУ». В результате, пришлось убрать моменты провидения. За магистерскую поставили пять, но работа получилась без центра.
Перед публикацией этой книги я дал почитать ее некоторым людям с научным воззрением. Мне сказали, примерно, так: «Книга интересная, но уберите Бога из произведения, тогда все будет нормально. Пускай это будет история духовного развития общества, особенности престолонаследия, взаимосвязь нравственных и политических явлений, анализ творчества российских историков… Вообще, у вас могут возникнуть проблемы с работой».
Первоначально у меня действительно было желание написать светскую книгу, но когда начал искать причинно-следственные связи, то увидел несгибаемую логику Бога. Разбирая цель истории, моменты восстановления, причины нравственного упадка и подъема общества, связи исторических явлений с нашей жизнью – понимаешь, что такие действия невозможно раскрыть вне Творца.
Почему же история и наша жизнь не рассматривается с такой позиции? В России этому есть социальные и политические обоснования. Но основные причины – нравственные. Рассмотрение истории с позиции Творца требует соблюдения нравственных принципов самим исследователем. Что трудно.
Россия – самая интеллектуальная страна. Люди находят причинно-следственные связи благодаря различным критериям, но не с позиции Бога. В книге мы показываем, что рассмотрение исторических процессов без Него – есть уход от проблемы.
Через историю Небесный Отец восстанавливает общество. Почему не творит, а восстанавливает? Творение предполагает развитие человека, когда у него нет «багажа» негатива, который приходится преодолевать. Восстановление – это процесс преодоления такого «багажа» в себе; и уже потом – достижение идеала.
Цель творения и восстановления в том, чтобы люди воплотили Его природу. Для этого мы используем врожденные способности, приобретенные навыки и талант.
Я работаю с детьми и ощущаю разницу, когда даю материал детям без «негативного багажа» и тем, у которых он есть. В первом случае ребенок может усвоить материал за пять минут. Во втором – ребенка надо долго готовить, чтобы дать тот же материал.
Дети с негативным багажом вышли из неблагополучных семей (в большинстве случаев). Ученики стремятся проявить себя через дурные поступки. Учитель старается быть абсолютным.
В отношениях с нами Небесный родитель тоже работает, как с детьми из «неблагополучных семей». Ему нужно оставаться абсолютным. Вести нас к намеченной цели, не поддаваясь на провокации.
В процессе восстановления Господь действует по определенным правилам. Мы их называем – законы истории. В заключении книги мы представили 30 исторических законов, а также график развития провидения. История восстановления и история творения имеет свои особенности. Завершение одной и начало другой опирается на события.
Бог побуждает нас действовать по правилам. В Библии описываются чудеса. Но Творец не творит чудес, а действует по закону. Чудеса, с одной стороны, имеют метафорическое значение, с другой – научное объяснение.
Если люди действуют по Божьим правилам, то восстановление происходит быстро. Если люди нарушают закон, то страна скатывается вниз. К примеру, целомудрие до брака и верность в браке – залог крепкого государства. Половая распущенность ведет к гибели общества. Исторические примеры приведем в самой книге.
Почему это так? Из союза мужчины и женщины появляется семья, общество и мир. Основа мира – это любовь мужа и жены. Половая распущенность – преступление против любви. Соответственно, она является механизмом разрушения общества.
С другой стороны – достижение единства мужа и жены является самой сложной задачей. Это требует огромной работы обоих супругов. С такой позиции мы рассмотрим национальную идею.
Другая проблема – взаимодействие родителей и детей. Мы видим, что страна развивается, если между ними есть доверительные отношения. Также страна развивается, когда сохраняется связь между старшим и младшим поколением.
Что для Господа является показателем развитости? Он хочет жить там, где есть крепкая семья, любовь, забота и доверительные отношения.
Работа тоже важна. Но такая, которая происходит вместе с Творцом. Человек получает удовлетворение от работы и чувствует, что смог позаботиться о других. Есть пословица: «счастье – когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой».
Таким образом, провидение осуществляется благодаря работе Творца и работе людей. Бог хочет привести людей к идеалу; а они его достигнут только в том случае, когда последуют воле Творца. В книге исторические события и ситуации в жизни правителей, объясняются с этих двух позиций.
Почему работа названа: «Возвращаясь к жизни»? Она вернет к жизни многих из нас. Почему «Провидение Бога в Истории России?» Потому, что параллельно с провидением Господа происходит провидение сатаны.
Сатана прилагает усилия, чтобы создать псевдо идеальное государство. Он готовит для этого своих центральных личностей и общество. Сатане удобно, когда наряду с отрицанием Бога, отрицают его самого. Преступник хочет быть незамеченным. Но провидение Бога абсолютно, а провидение сатаны – относительно. Оно конечно.
Посмотрев на себя, мы замечаем, как трудно развивать хорошие качества, и как глубоко сидят плохие. Это сильно проявляется с близкими. Мы осознаем, что от дурных качеств нужно избавляться, но с трудом это делаем.
Кульминацией провидения сатаны могут служить некоторые революции. Они происходят из-за желания воплотить благие идеи с помощью террора. Это подогревается ненавистью одних, захватом власти других, стремлением отобрать материальные блага третьих. События полны духа романтики, но скоро за ними следует тоталитарный режим. Провидение сатаны происходит быстро, но в конце – сходит на нет. Провидение же Господа идет спокойно, а в конце – побеждает.
В христианском обществе сатана меняет тактику. Ему принадлежит общество с «развитым» гуманизмом. То есть, общество, где из-за излишнего внимания к себе поощряются нетрадиционные семьи; становятся массовыми половая распущенность и наркотики. Потребительское отношение является государственной идеей.
В нашей стране культура «чистой любви» разрушается из-за повсеместного распространения матов. У человека, который постоянно матерится, не может быть крепкой семьи. Это так, потому что затрагиваются основы любви и жизни.
Со временем мы можем взращивать в себе дурные качества. Благодаря ним сатана живет в нас привольно. Дергает за «ниточки». У мужчин это может быть половая распущенность и всевозможные зависимости; у женщин – чувство обиды. Даже в разговоре мы приобретаем ноты цинизма, хотя это нам не свойственно. В трудной ситуации «Я» должен четко сказать: чьим храмом собираюсь стать.
Данное исследование мы разделяем на две книги. Первая – посвящена библейским событиям и событиям Истории России (до 1894 года). То есть, до конца правления Александра III. Она состоит из 10-и частей.
После издания данной книги, мы начнем разбор истории России с точки зрения провидения с 1894 по 2024 год. В этот период будут включены три эпохи: досоветская, советская и постсоветская.
Провидение отражается в легендах многих народов. Если брать христианскую культуру, то в средние века к ней обращался Беда Достопочтенный (Церковная история Англов), Блаженный Августин (О граде Божием), Фома Аквинский (О вечности мира). Нестор и Сильвестр (Повесть временных лет).
В нашей стране (XIX век) к провидению обращались Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Л. Н. Толстой. Можно посвятить отдельную работу теме: «Развитие провиденциальных взглядов в Русской литературе». Но ясного оформления истории провидения мы не нашли.
Этому направлению не хватает ясности, логики, причинно-следственных связей. Не хватает теории об ответственности человека; теории о половой распущенности (как причине духовных проблем). Нет ясности о принципах искупления и восстановления, конкретики о целях Творца. Слабо представлены Божьи средства.
Поэтому данная тема кажется далекой от жизни. Особенно, на фоне развития материалистических идей. На самом деле провидение имеет прямое отношение к каждому. Мы покажем это на примере истории нашей страны.
Итак, в путь!
ОРИЕНТИР
Наиболее последовательное отражение темы провидения в мировой истории мы нашли в «Божественном принципе». Это основное учение Церкви Объединения и Движения Объединения. Труд написан в 1953 году. Теологические вопросы раскрыты с точки зрения Библии. Автор – Сан Мен Мун. Мы обращаемся к учению Принципа также по другой причине. Его эффективность доказана на практике многими людьми.
Но в тексте есть минусы. В нем говорится о Божьей работе до нашей эры и 33 лет нашей эры (до вознесения Иисуса). После вознесения провидение описано очень кратко. Исторические факты не раскрыты. Это рождает пренебрежение историков к данной литературе. Но есть другие историки, которые хотят глубже разобраться в вопросе.
На меня повлияла «Провиденциальная История Государства Российского» Александра Перова. Эта книга написана в 2008 году, в научном стиле. К сожалению, сам Александр умер в 2018 году. Под влиянием его исследования я поступил в магистратуру НГПУ. На факультет всеобщей истории. Стал преподавателем в школе. Написал книгу о провидении в нашей стране с дополнительными объяснениями.
Сравнительный анализ священных текстов по темам: идеал, причина конфликтов, возрождение, предопределение, вечная жизнь, спаситель… – мы нашли в книге «Всемирные писания. Антология священных текстов» Этот труд составлен учеными разных стран и издан на английском языке в 1991 году. В 1995 году книга переведена на русский язык. Главным редактором стал профессор Павел Семенович Гуревич.
Основными источниками по истории России являются: «Повесть временных лет» (летописцы: Нестор и Сильвестр), «История государства Российского» (Н. М. Карамзин), «История России с древнейших времен» (С. М. Соловьев), «Курс лекций по Истории России» (В. О. Ключевский), «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (Н. И. Костомаров).