bannerbanner
Российский конституционализм
Российский конституционализм

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 13

Дальнейшее развитие страны, не сопровождавшееся совершенствованием демократии, обновлением кадров, стало порождать застой, мертвящую неподвижность, которая в свою очередь явилась источником бесконтрольной бюрократизации, нравственно-политического разложения работников партийного и государственного аппаратов.

Застойные явления особенно остро затронули политико-правовую сферу общественной жизни. Начала расти преступность, разрослись зоны, выведенные из-под критики и, следовательно, не подвластные действию закона, широкий размах приобрели коррупция и злостные должностные злоупотребления, участились случаи грубого нарушения прав граждан. Неуважение к закону, злоупотребление властью стали атрибутами застойного времени.

Начавшаяся в середине 80-х гг. перестройка особенно отчетливо выявила консерватизм правовой системы, выразившийся как в тормозящем ее значении для общественного развития, так и в самом ее построении, удобном для такого торможения.

Консерватизм советской правовой системы выражался в том, что:

право стало иметь преимущественно разрешительное содержание, т. е. все, кто не осуществлял властное управление, пользовались преимущественно лишь теми правами, которые прямо указывались в юридических актах, что, разумеется, создавало своеобразный запретительный настрой, отрицательно сказывающийся на всякой, и прежде всего хозяйственной, деятельности;

право не имело достаточной юридической силы в отношении органов административного управления, деятельность которых не была связана законом. В результате право не могло противостоять концентрации власти в руках узкого круга лиц, быть защитой от произвола и беззаконий, служить росту творческой активности народа. Такая правовая система в полной мере соответствовала той организации государственной власти, которая носила авторитарный характер;

не получили развитие правовые формы, обеспечивающие высокое положение человека в обществе. В условиях гипертрофированной концентрации внимания на защите общественных и государственных интересов в их специфическом для авторитарного режима понимании сложилось пренебрежительное отношение к правам человека, его интересам, которые либо вообще игнорировались, либо в лучшем случае отодвигались на второй план.

Перестройка потребовала налаживания системы обратных связей в обществе. Высшим выражением этих связей было признано правовое государство с развитой и эффективно действующей законностью, предполагающее создание в его рамках таких политических и правовых механизмов, которые позволили бы исключить всякую возможность деформационных процессов в обществе, обеспечили бы его бескризисное развитие.

Признание советскими учеными отдельных ценностей конституционализма повлекло за собой и признание самого конституционализма, получившего название социалистического.

Так, Ю. П. Еременко отмечал, что в современном государственном праве отсутствует понятие «конституционализм», а проблема советского социалистического конституционализма не привлекает пока к себе пристального внимания ученых-государствоведов, в имеющихся отдельных высказываниях которых конституционализм сводится к конституционному законодательству или процессу его реализации.

Между тем теория социалистического конституционализма раскрывает органическое единство политико-конституционных явлений в обществе, их неразрывную связь с осуществлением задач коммунистического строительства. Она показывает демократизм советской экономической и политической системы, поскольку конституционализм есть явление демократическое. Теория конституционализма характеризует демократизм механизма осуществления власти советского народа, форм участия трудящихся в управлении государственными и общественными делами. Она направлена на раскрытие подлинного гуманизма советского конституционного строя, единства интересов общества и личности в условиях социализма, демократического характера принципов их взаимоотношения между собой, реальности прав и свобод граждан. Теория социалистического конституционализма способствует воспитанию граждан в духе коммунистической убежденности, непримиримости к нарушениям социалистической законности и правопорядка. Она выполняет функцию активной наступательной борьбы с буржуазной конституционной идеологией, с буржуазными представлениями о «правах человека» в социалистическом обществе[156].

«Отмеченное, – писал Ю. П. Еременко, – выдвигает задачу рассмотрения социалистического конституционализма в качестве системного образования, имеющего различные стороны, аспекты единого целого. Понятно, что в условиях широкого международного сотрудничества государств, а также обострения идеологической борьбы вокруг конституционных вопросов функционирования советской политической системы, осуществления свободы личности разработка теории социалистического конституционализма имеет не только внутригосударственное, но и международное значение»[157].

Под конституционализмом Ю. П. Еременко понимал, во-первых, систему определенных знаний, взглядов; во-вторых, общественно-политическое движение, основным вопросом которого выступает конституция, достижение на ее основе определенных классовых целей, удовлетворение классовых интересов; в-третьих, определенное состояние общественных отношений, достигаемое в результате точного и неуклонного соблюдения конституционных предписаний.

Конституционную идеологию как систему взглядов на сущность основного закона, его природу и функциональную роль в жизни общества он рассматривал как составную часть идеологии. Как и любую идеологию классового общества, социалистическую конституционную идеологию Ю. П. Еременко считал классовой, отражающей основные черты социалистического общества, воплощающей мировоззренческую диалектико-материалистическую основу практической и духовной деятельности рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции в целях построения коммунизма. Составной частью конституционной идеологии выступает конституционное правосознание трудящихся.

Рассматривая конституционализм как общественно-политическое движение, Ю. П. Еременко отмечал, что он имеет классовую сущность, содержание и направленность. Будучи тесно связанным с классами, с их борьбой, соотношением классовых сил, конституционализм может быть как прогрессивным, так и реакционным. Поэтому важно всегда учитывать его классовый характер. В условиях развитого социалистического общества, когда классовая борьба с точки зрения внутреннего развития общества уже выполнила свою историческую миссию и перестала быть необходимой, конституционализм как общественно-политическое движение направлен на решение экономических и политических задач коммунистического строительства.

Характеризуя конституционализм как определенное состояние общественных отношений, Ю. П. Еременко указывал, что он есть явление историческое. К созданию конституционного строя привели первые буржуазные революции. Поэтому в момент своего зарождения конституционализм был прогрессивным. Буржуазный конституционализм носит формальный характер. Советский социалистический конституционализм он определял как систему конституционно-правовых отношений, выступающих формой существования господствующих экономических, политических и идеологических отношений, представляющих собой концентрированное выражение типа, характера взаимоотношений между классами и социальными группами, определяющих сущность и основные черты советского общества в целом и воплощающих полновластие народа.

Ю. П. Еременко считал, что возникновение, функционирование и развитие социалистического конституционализма как составной части общественного строя основывается на общих и специфических закономерностях социалистической революции, строительства социализма и коммунизма, концентрированным выражением которых выступают принципы, раскрывающие сущность социалистического конституционализма, фактические условия его становления и развития, определяющие его устои, а также социально-экономическое, политическое, духовное и специально-юридическое содержание.

Конституционализм – явление, принцип социалистического строя – необходимо рассматривать как сложную динамичную систему, элементами которой выступают конституционные отношения, составляющие содержание фактической конституции; их отличительное конституционно-правовое регулирование; реализация конституционных норм на основе принципов и требований конституционной законности; конституционная законность; конституционный правопорядок[158].

По мнению Ю. И. Скуратова, дальнейшая разработка теории советского социалистического конституционализма – широкой научной категории, охватывающей в единстве все социально-политические и правовые явления, связанные с разработкой, принятием и реализацией конституции, – призвана одновременно раскрыть стадии и механизм воздействия Основного закона на экономическую, политическую и социальную системы советского общества. При этом общие характерные черты, функции и принципы советского конституционализма могут быть раскрыты только на основе исторического подхода, анализа преемственности советского конституционного законодательства, особенностей всех конституций советского типа.

Он указывал на необходимость исследования политических аспектов советского конституционализма, поскольку Конституция СССР, система советского конституционализма оказывают значительное влияние на политическую жизнь социалистического общества. Конституционные нормы и принципы формулируют основные социально-политические требования, предъявляемые народом к звеньям политической системы; конституционно-правовые отношения придают последним устойчивость и стабильный характер, обеспечивают их охрану со стороны государства; складывающийся в процессе реализации норм Основного закона конституционный правопорядок выступает в качестве необходимого и важнейшего элемента политического порядка в социалистическом обществе.

Ю. И. Скуратов включал в советский социалистический конституционализм: а) социально-экономические и политические отношения, образующие фактическую конституцию советского общества; б) действующее советское конституционное законодательство; в) конституционно-правовые отношения; г) конституционное правосознание советских граждан и народа в целом; д) конституционную законность; е) конституционный правопорядок.

Изучение советского конституционализма как общественно-политического и правового явления предполагает определение его принципов.

Важнейшим принципом советского конституционализма он считал диалектическое единство фактической и юридической конституции. К числу признаков советского конституционализма он относил также руководство Коммунистической партии конституционным строительством, народный суверенитет, социалистический интернационализм[159].

В 1981 г. вышла в свет монография «Теоретические основы Советской Конституции», в которой указывалось, что в отечественной литературе термин «конституционализм» применительно к советскому и вообще социалистическому конституционному строительству почти не употребляется. «Если с ним, – писали авторы этой книги, – иногда и встретишься, то в лучшем случае в плане синонима термина «конституционное право». Что же касается понятия советского социалистического конституционализма, то можно прямо сказать: оно не выработано, точнее, не оформлено как общественно-правовая категория»[160].

Советский социалистический конституционализм, полагали авторы этой книги, как новый, высший тип конституционализма несет в себе целостную систему взглядов научного коммунизма не только на основной закон как таковой, но и на тот политико-правовой режим, который этим основным законом закреплен, утвержден и поддерживается.

Кроме того, по их мнению, понятие советского конституционализма с еще большей полнотой и эффективностью, нежели любая отдельно взятая конституция советской политической истории, выявляет неоспоримые преимущества всего того комплекса форм общественного бытия, которые характеризуют социалистический образ жизни[161].

«В противоположность буржуазному, – указывалось в книге, – советский конституционализм – это в силу самой сути социалистического строя принципиальное органическое соединение юридической конституции с фактической, политико-правовой идеологии с конституционным правосознанием масс.

Его материальную основу составляют социалистические производственные отношения, вся, ныне общенародная, экономическая система. В конституционализме также главное для него – всемерное развитие и углубление всенародной демократии на путях постепенного перерастания ее в общественное коммунистическое самоуправление»[162].

Вопрос о социалистическом конституционализме был поднят и в упоминавшейся ранее книге «История буржуазного конституционализма XIX в.». В ней указывается, что временем создания марксистской концепции конституционализма являются 40—90-е гг. XIX в.

Авторы книги отметили, что заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса является то, что в их произведениях критически освещены многие собственно юридические аспекты современного им конституционализма: порядок обсуждения и принятия конституционных актов, их место и значение в системе законодательства, структура конституций, связь общих принципов и конкретных норм в тексте конституции и т. п.

Они проанализировали политико-правовую идеологию в той ее части, которая непосредственно относится к конституционализму (представление о народном суверенитете и демократии, о разделении властей и избирательной системе, о реформе парламентаризма, гражданских свободах, правовом статусе личности, законности и проч.).

В книге подчеркивается, что разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом историко-материалистическая концепция конституционализма сыграла выдающуюся роль в последующем прогрессе научно-социалистической конституционной мысли[163].

Большое внимание социалистическому конституционализму было уделено в работах И. М. Степанова.

В структуре решающих ценностей социалистического конституционализма И. М. Степанов различал три группы:

сущностно-содержательную, которую составляют прежде всего такие ценности, как власть, собственность, социально-правовой статус личности;

регулятивно-организационную – весь комплекс конституционно-правовых механизмов реализации функций управления государственными и общественными делами;

программно-целевую – отработанные в ходе партийно-политической и научно-практической деятельности рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию форм общественного бытия (своего рода «социальное конструирование»).

Давая характеристику некоторых «элементов» каждой из этих групп с учетом опыта и проблем советского, прежде всего конституционного, регулирования, И. М. Степанов указывал, что поскольку народ суверенен, значит, его волей конституируются как отношения власти и собственности, так и отношения типа «государство – личность». В этом он видел генеральную идею всей доктрины социалистического конституционализма. И задачей, главным предназначением социалистических конституций он считал последовательное, с учетом объективных возможностей и состояний, обеспечение проведения ее в жизнь.

И. М. Степанов подчеркивал, что для новой власти нет вопроса: общественная или частная собственность, поскольку только на базе обобществления основных средств производства оформляется такой тип общественных отношений, в рамках которого единственно возможно устранение всякой эксплуатации человека человеком, последовательное возвышение экономического и духовного потенциала народа. В этих условиях коммунистический идеал: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» – становится принципом социалистического конституционализма.

Круг «элементов», связанных с группой регулятивно-организационных характеристик конституционализма, представляет собой фактически свод мировоззренческих позиций на тот или иной порядок государственного устройства. По его мнению, в доктрине буржуазного конституционализма это – система (или системы) взглядов на формы и методы конструирования господствующих, т. е. частно-собственнических, либерально-эгалитаристских, отношений согласно требованиям идей и принципов буржуазного парламентаризма. В социалистической же конституционно-правовой концепции – система взглядов на такой порядок государственной организации, который не только опосредовал бы, «материализовал» собой отношения подлинного народовластия и социальной справедливости, но и был их эффективным проводником, надежным политико-правовым гарантом.

И. М. Степанов подчеркивал, что советская власть как власть рабочего класса в союзе с трудовым крестьянством едина и, следовательно, никакой речи о разделении ее с кем бы то ни было быть не могло. Так был поставлен вопрос и так решен, приобретя значение основополагающей политико-правовой нормы социалистической концепции конституционализма.

Социальная ценность идей и принципов социалистического конституционализма заключается в том, что в них не только получают свое концентрированное выражение насущные потребности общественной практики, но и закладываются «резервы» на будущее[164].

В другой своей работе И. М. Степанов писал о настоятельной потребности задействовать на советской почве все то позитивное, что хотя бы технологически и процедурно дает здоровая практика парламентаризма, «автономизация» личности и т. д. Имея предметом своего реагирования сами основы общественно-политического строя страны, конституционное право должно быть не только очищено от догматически-схематичных установлений о власти, собственности, федерации, всех институтов управления и самоуправления, но и обогащено ценностями мирового конституционализма.

Должны быть найдены производные, специальные критерии, с помощью которых можно было бы получить четкое изображение социального, духовного, государственно-правового состояния общественного бытия. Одним из таких специальных критериев И. М. Степанов считал саму доктрину конституционализма как целостную систему идей и взглядов на решающие ценности (общечеловеческие и классовые) политико-правовой организации страны или группы стран.

И. М. Степанов относил к основополагающим ценностям теории социалистического конституционализма общественную собственность, народовластие, свободный от эксплуатации труд, право наций на самоопределение, взаимную ответственность личности, общества и государства. А такие ценности, как прямая конституционная фиксация гарантий гражданских прав, мирное сосуществование государств с различными социально-политическими системами, он рассматривал как ценности, которые могут претендовать на статус общечеловеческих.

Он полагал, что в ходе создания конституционных основ Советского государства с излишней поспешностью были отвергнуты некоторые идеи теории и практики парламентаризма, прав человека, гражданина – вообще концепция правового государства[165].

И. М. Степанов писал: «Сложилась парадоксальная ситуация: если в так называемых буржуазных общественно-политических системах парламентаризм мог работать и действительно работал, хотя далеко не всегда в согласии с постулатами конституционализма о народном суверенитете, то при социализме десятилетиями не работали ни его главный объективный политический закон принадлежности всей власти народу, ни даже то положительное, что за парламентаризмом все-таки признавалось («представительные учреждения остаются…»). Более того, набирали силу, становились нормой советского бытия именно те черты парламентаризма, которые по праву заносились в ранг отрицательных: оторванность депутатского корпуса от избирательного, вырождение «свободы» суждений в пустопорожние говорильни и т. п.»[166].

Задача эпохальной политической важности состоит в том, чтобы вернуть абстрактно-благостным конституционным установлениям их истинный смысл работающих ценностей социализма.

«В общем, идя по нарастающей, – писал И. М. Степанов, – процесс политизации советской общественной жизни объективно требует своей конституционализации в самых передовых, испытанных на прочность мировым демократическим опытом социально-правовых институтах и процедурах»[167].

Речь должна идти о конвергенции[168].

«В самом деле, можно ли теперь, – писал И. М. Степанов, – ставить вопрос таким, например, образом: два типа государственности – два типа конституционализма? Думается, в плане антагонистически противостоящих, противоборствующих друг другу феноменов нельзя. Каждый из них, разумеется, должен быть окрашен в свои «цвета», идущие от характера нации, традиций ее государственности, различного рода геополитических и духовно-личностных особенностей. В то же время, однако, в «платформу» любой конституционной системы должны быть непременно заложены все основополагающие общецивилизационные ценности – от рыночных отношений в экономике до парламентаризма и разделения властей в государственно-правовой сфере»[169].

И. М. Степанов считал, что если придерживаться оптимистических взглядов на будущее человечества, то вполне резонно прогнозировать формирование не только европейского, но в конечном счете и общепланетарного правового пространства. Увенчать его могла бы мировая конституция, отработанная в соответствии с требованиями именно конвергенционного моделирования[170].

М. И. Нелин характеризовал советский конституционализм как совокупность конституционной теории, конституционных норм и конституционной практики реального социализма[171].

О социалистическом конституционализме писали не только советские юристы, но и их коллеги из других социалистических стран.

Так, Я. Беер, И. Ковач и Л. Самел полагали, что существует понятие конституции в широком и узком смыслах. Конституцией в широком смысле они называли совокупность правовых норм, которые закрепляют государственный строй и в соответствии с этим определяют характер осуществляющих государственную власть органов, способ их возникновения, компетенцию и основные принципы деятельности, вопросы принадлежности к гражданству, а также права и обязанности граждан.

Конституция в узком смысле представляет, по их мнению, научное содержание понятия конституционализма.

Вместе с тем в процессе изучения основных законов социалистических государств не различаются понятия «конституция» и «конституционализм», поэтому не проводится различие между конституцией в широком и узком смыслах[172].

«В соответствии с сущностью социалистического государства, – писали они, – концепция неизбежно отражает такой экономический и общественный строй общества, такие гарантии социалистического демократизма и основных прав граждан, которые идут намного дальше всех прогрессивных теорий буржуазного конституционализма, качественно их превосходят. В основном законе закрепляется уничтожение эксплуатации (или же реализованы основы ее уничтожения, отражая идущее в этом направлении развитие), обеспечены материальные гарантии основных прав граждан, последовательная социалистическая демократия»[173].

Интерес советских ученых к конституционализму способствовал определенной либерализации советской системы, хотя и не мог изменить ее тоталитарной сущности.

§ 4. Возрождение конституционализма в современной России

Советский строй не устоял под напором политической либерализации, проводимой в стране в конце 80-х гг. Поэтому совершенно логичным и объективно неизбежным стали пробуждение в общественном сознании идей конституционализма и постепенная материализация их в практике государственного строительства России, которая встала на путь конституирования себя в качестве суверенного демократического государства.

Отправным юридическим документом этого процесса явилась Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая первым Съездом народных депутатов страны 12 июня 1990 г.[174]

Декларация торжественно провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство.

Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР объявлялся ее многонациональный народ, который осуществляет государственную власть непосредственно через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

Государственный суверенитет РСФСР провозглашался во имя высших целей – обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливались:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни;

верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России.

Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантировались права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР и общепризнанными нормами международного права, а представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечивались их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

На страницу:
10 из 13