Полная версия
Денкард. Сказания небесных мудрецов. Авеста
7. Имя шестого – Надар (Nâdar), и он состоит из тридцати пяти компиляций; его объяснение касается интерпретации мира звезд, планет и созвездий, а также понимания устройства неба.
8. Седьмой является Пагам (Pâgam); этот Наск состоит из двадцати двух подразделений, и его объяснение относится к дозволенным и незаконным животным, когда их забивают ради празднования сезона-фестиваля; и, опять же, все, что является многообразной наградой и хорошим трудом; также о причине пяти дней духов-хранителей, которых они называют избранными и для чего они назначены.
9. Имя восьмой Ратустай (Ratustâyî), и она состоит из пятидесяти подразделений, из которых после времени Александра сохранились и нашли не более тринадцати подразделений; его объяснение касается сохранения преданности и послушания царям, первосвященникам и правителям.
10. Имя девятого – Барис (Baris), и этот Наск состоял из шестидесяти подразделений, но после времени Александра они нашли не более двенадцати подразделений; его объяснение касается тех, кто цари и первосвященники, вожди и князья, судьи и посланники, какова природа власти крестьян и князей и какими городами они владеют.
11. Имя десятого – Касроб (Kassrôb), и этот Наск состоял из шестидесяти подразделений, но после времени Александра они снова нашли не более пятнадцати подразделений; его объяснение состоит в том, чтобы отличить естественную мудрость и знание от приобретенного знания; то, что очищает человечество от осквернения, и обычай, поддерживающий деятельность человечества.
12. Одиннадцатый – это Наск Вистасп-шаха (Vistâsp-shâh), и он состоял из шестидесяти подразделений, но после времен Александра они снова нашли не более десяти подразделений, и их заявления касаются того, что шах Густасп (Gustâsp) сделал веру распространенной.
13. Имя двенадцатой – «Хаст» (Hast), и она состоит из двадцати двух частей; его объяснение касается исследования мудрости, поддержания преданности в мире и наказания за каждый грех, который они приносят.
14. Имя тринадцатой – Сфенд (Sfend), и она состоит из шестидесяти подразделений; его объяснение состоит в том, что они демонстрируют как чудеса из этого Наска, что сбывается каждое требование, которое каждый первосвященник – который будет читать этот Наск в течение нескольких дней семикратным голосом, в соответствии с тем, что было написано – будет просить для мир.
15. Имя четырнадцатого – Гираст (Girast), и это из двадцати двух подразделений, его объяснение – о сотворении людей человечества в день Вечного, пока не наступит последний день воскресения; их проявление в утробе матери, и почему некоторые умирают в утробе матери, а некоторые рождаются, некоторые становятся королями, а некоторые крестьянами.
16. Имя пятнадцатого – Багхан-яст (Baghân-yast), и он состоит из семнадцати подразделений; его объяснение касается восхваления допущенных ангелов, а что касается слуг Всеславного, в какой период каждый из них проявляется и какую обязанность они выполняют до воскресения.
17. Имя шестнадцатого – Ниярам (Niyâram), и он состоит из пятидесяти четырех частей; его объяснение касается указов относительно торговцев, заветов и решений, то есть наград в отношении существ и того, как они действуют.
18. Имя семнадцатого есть Аспарам (Aspâram), и он состоит из шестидесяти четырех подразделений; его объяснение в них хорошо направлено и хорошо; и все, что в нем осталось.
19. Восемнадцатый – это Дувасарогад (Duvâsarôgad), и он состоит из шестидесяти пяти подразделений; его объяснение – это то, что является утверждением о предмете Кедиодат (Khedyôdath), то есть о формировании союза друг с другом отношениями и теми, которые следуют друг за другом.
20. Имя девятнадцатого – Аскарам (Askâram), и он состоит из пятидесяти двух подразделений; его объяснение связано с возникновением производства обновления вселенной, вплоть до воскресения и будущего существования, которое представляет собой преобразование мертвых в живых, вымирание Ахармана (Aharman) и демонов, а также обстоятельства этих событий.
21. Имя двадцатого – Гуд-дев-дад (Gud-dêv-dâd) и оно состоит из двадцати двух подразделений; его объяснение состоит в том, чтобы вызвать воздержание человечества от осквернения, то есть от осквернения, и нападения зла, особенно из-за великих; от вида менструирующей женщины и им подобных, всякий раз, когда творению причиняется вред и вред.
22. Имя двадцать первого – Хадохт (Hâdokht), и это книга из тридцати подразделов; его объяснение таково, что проклятый дьявол уходит далеко от всякого, кто будет читать эту книгу вместе с Яст, и этот человек становится близок к святому существу, похвальному и возвышенному, и таким образом, что он близок к священному существу в подобным образом он получает ранг.
23. И цель написания сего такова, чтобы этим скромным людям стало известно таким образом, что эти книги принадлежат к тем направлениям, и написано теми благочестивыми таким образом, что «среди нас никто не умеет читать пехлевийские иероглифы, а толкование этих насков есть на пехлеви; любой, кто не знает символов пехлеви, является первосвященником и не может продемонстрировать ни чудеса веры, ни то, что было написано в отношении комментариев этих насков».
Примечание.
Нареман Хошанг из Бхарока вернулся из Персии в 1478 г. с письмами от жрецов в Иране в ответ на письма от жрецов из Индии. Его рассказ о насках более сокращен, чем другие, и, по-видимому, заимствован из пехлевийского оригинала.
21. Это Vîk-dêv-dad, исходной форме Vendîdadad.
23. Жрецы в Иране, предоставившие информацию Нариману. Священники в Индии, обратившиеся за информацией, использовали слова, которые будут процитированы.
Рияват Дастур Барзу Кияму-д-дин (Dastur Barzu Qiyamu-D-Din)
1. Ответ о насках Авесты. Ятха-аху-вайрио состоит из двадцати одного слова, и Авеста также состоит из двадцати одного наска.
2. Имя первого Наска – Стод-яст, и эта книга состоит из тридцати трех компиляций, то есть из тридцати трех разделов, и в ней описание Господа и ангелов.
3. Имя второго Наска – Студгар, и он состоит из двадцати двух подразделений; его описание касается молитвы, добродетельной власти и ходатайства.
4. Третий Наск – это Вахист-мантра, состоящая из двадцати двух частей о вере и внимательности; и вспоминается.
5. Четвертый Наск – это Багх, состоящий из двадцати одного подразделения; его объяснение относится к веры и ее намерениям, а также ко всему, что Господь возложил на человечество в отношении преданности и внимательности; также о закрытии пути сатане к себе, и приближении к последней обители.
6. Название пятой книги Дваздах-хамаст, и она состоит из тридцати двух частей в память о начале.
7. Имя шестого Наска – Надар, и он состоит из тридцати пяти компиляций о звездах. и расположение и жизнь неба. до] Бавафтала, а на персидском языке эта книга называется Фавамса'хан, то есть из нее берутся наставления для современных людей.
8. Имя седьмого Наска есть Пагам, и он состоит из двадцати двух подразделений; его описание касается четвероногих и того, как они становятся законными, что является законным ради праздника сезона, и как необходимо выполнять все, что есть в празднике сезона; расходы на сезон-праздник, для первосвященников и описание одежды для праведного дара, чтобы они могли получить воздаяние в конце с небес.
9. Восьмой Наск есть Ратустай, и он состоит из пятидесяти подразделений; его смысл касается дел короля и послушания, городов, построенных и сделанных великолепными, птиц, животных и рыб и всего, что принадлежит Ормазду, кроме созданий Ахармана.
10. Имя девятой книги – Барис, и она состоит из шестидесяти разделов и описывает царей и судей и исследует их власть; также отношение крестьянина к обману и лжи.
11. Название десятой книги Касканиз, и она состоит из шестидесяти частей, о преимуществе естественной мудрости и знания в отличие от приобретенного знания, то есть знания, рожденного от матери, и знания, которые они учиться по инструкции; учение о чистоте и истине и о чем угодно, до, как это происходит.
12. Имя одиннадцатого Наска – Вистасп, и он состоит из шестидесяти компиляций, но после бедствия Александра, когда они снова искали их, они нашли не более восьми подразделений, и они касаются принятия Густаспа.
13. Название двенадцатой книги «Хаст», и она состоит из двадцати двух фаргардов в шести частях. Первая часть о познании Господа, да будет Он почитаем и прославлен! и вера в миссию Заратуста и любые обязанности, предписанные в книге веры. Вторая часть посвящена повиновению королей, истинности веры и выполнению приказов. Третья часть – об обещании благодетелям и их воздаянии, наказании злодеев и избавлении от ада. Четвертая часть посвящена особнякам мира, сельскому хозяйству и обрезке деревьев, силе человечества и четвероногих, возникших из него, послушанию, которое они проявляют, и любым обязанностям, которые они выполняют перед первосвященниками веры. Пятая часть поклоны, так что они получают большие награды в конце.
14. Название тринадцатой книги – Сфенд, и она состоит из шестидесяти частей, для информации нуждающихся в ней людей и для их знания; также для любых людей, которые становятся алчными в отношении добродетельных поступков и идут по стопам ученых и людей веры и получают от этого выгоду; и как напоминание о небесной сфере, что есть польза от их ежедневной практики. Также о рассказах о зле человеческом, апостолом Заратустом, о лжеречении.
15. Четырнадцатый Наск – это Гираст, и он состоит из двадцати двух подразделений для понимания причин человечества.
16. Название пятнадцатой книги – Багхан-яст, и она состоит из семнадцати частей, восхваляющих Господа, достохвального и возвышенного, и допущенных ангелов; также благодарение за благосклонность того, что он делает целесообразным в веры, и благодарение за его благосклонность длится до тех пор, пока человек не получит ее обратно в конце; также появление ангелов, и это благородные для восхваления священного существа.
17. Название шестнадцатой книги – Ниярам, и она состоит из пятидесяти четырех частей, о постановлениях о богатстве, вывозе и обо всем, что разрешено; обретение избавления от ада, служение, рабство и характер странников; все, что есть в мыслях людей, и все, что есть в телах людей.
18. Название семнадцатой книги – Аспарам, и она состоит из шестидесяти разделов о ритуалах.
19. Имя восемнадцатого Наска – Дувасроб, и он состоит из шестидесяти пяти подразделений, о разбойниках (дувайан?) людей.
20. Имя девятнадцатого Наска – Аскарам, и он состоит из пятидесяти двух фаргардов.
21. Имя двадцатого Наска – Виндад, и он состоит из двадцати двух подразделений. А что касается этой книги Виндад, которая является двадцатой книгой Насков, из двадцати одной Наски Авесты, то мы и вы теперь используем ее в церемониале, и когда после бедствия Александра они искали книги снова, они нашли часть каждого Наска, но не нашли ни одного Наска в полноте, кроме Виндада, которую они нашли полной.
22. Имя двадцать первого Наска – Хадохт, и он состоит из тридцати подразделений, о способе соединения и множестве чудес, их совершенствах и связях; и в этой книге проклятый дьявол становится проклятым и уничтожается.
23. В настоящее время, так как Наски среди нас не сохранились совершенными, невозможно провести их торжественное обрядование, потому что Александр Румынский (Rûman) унес черновой набросок, написанный руманскими буквами, тех из двадцати одного Наска из Авеста, которая была о звездах и медицине, и многократно сжигала книги Авесты, так что душа Александра горит в аду; и после его бедствия каждый из первосвященников, собравшись вместе, сохранил что-то из Авесты в своем уме, и совокупность раскрыла книги Ясны (яст), Висперада, Вендидада, Фраваша, Хурда Авесты, Даруна, Афринган, Кидах Вагаркардан и Бундахис (Yasna (yast), Vîsperad, Vendîdâd, Fravash, Khûrdah Avesta, Darûn, Âfrîngân, Kîdah Vagarkardan, Bundahis), которые они написали правильно; что же касается остатка (татаммы), который они не записали, то именно по этой причине они не сохранили его правильно в своих умах. И ожидание, сошедшее из их среды во дворе Ормазда и архангелов, таково, что Варгаванд, Пешотан и Хушедар (Vargâvand, Peshôtan, Hushêdar) прибудут в спешке для проявления религии, и благость религии снова обретет великолепие от новой головы.; хорошие и те, кто исповедует хорошую веру, становятся веселыми и счастливыми, а плохие и злые вымирают и исчезают. Аминь.
Примечание
Этот Дастур, по-видимому, был одним из нескольких в Наусари в 1614—46 г.; имя его отца чаще пишется Каваму-д-дин, и его рассказ о насках очень похож на рассказ Камаха Бараха.
Дин-Вигиргард (Din-Vigirgard)
Во имя и для умилостивления создателя Аухармазда эти несколько комментариев публикуются из откровения.
.
Имена двадцати одного Наска.
1. Одно это Ятха, то есть Стод-яст, и подразделов этого Стод-яста тридцать три. В этом Наске благословение и умилостивление Аухармазда и архангелов, и они предназначены для произнесения хвалы. Аухармазд посылает в мир этот Наск, который подходит каждому, и тот, кто запомнил этот Наск, произносит его. И к каждому, кто, будучи первосвященником, станет чтецом и Авесты, и Занда, и правильно трижды прочтет этот Наск, архангелы приблизятся; что касается этого, они знают это без сомнения.
2. Второй Наск – это Аху, Студгар (Ahû, Stûdgar), и подразделений этого Наска двадцать два. В нем даются советы человечеству, совершение молитвы и добродетели, совершение добрых дел, ходатайство, создание союза между отношениями и тому подобные темы.
3. Третьим является Вайрио, Вахист-мансар (Vairyô, Vahist-mânsar), и подразделений этого Наска двадцать два. В этом речь идет о тех, кто становится без сомнения относительно веры поклонения Мазде, вызывая внимательность и размышляя о веры; также производство благословения и атрибутов (сифат) блаженства Заратуста, каждое действие, которое было объявлено добродетельным до Заратуста, и все действия, которые должны произойти после Заратуста до будущего существования; благо его мира и подобные темы.
4. Четвертый Наск – это Атха, Баг (Athâ, Bagh), и подразделений этой Наска двадцать одно. В этой теме речь идет о цели веры поклонения Мазде и идеях, которым Аухармазд научил человечество; проявление благоговения, внимательности, рассудительности и справедливости; выполнение надлежащего долга решения, совершение добрых дел (кар-и хвайр), закрытие пути Ахармана в себя, достижение духовного существования для себя и тому подобное.
5. Пятый Наск есть Ратус, Дваздак-хомаст (Ratus, Dvâzdak-hômâst), и подразделений этого Наска тридцать два. В этом Наске все темы духовного существования и небесного состояния, добродетели и мерзости, материального существования этого мирского состояния, о небе и о земле, и обо всем, что произвел Аухармазд и что существует в воде, огне, и растения; люди и четвероногие, пасущиеся животные и птицы, и все, что подобным образом произведено из любого (аек) из них, и свойства всех вещей. Во-вторых, то, что является порождением воскресения и будущего существования, а также соединения и разделения на перевале Кинвад; воздаяние творящим добрые дела и наказание грешникам происходят через будущее существование и тому подобное.
6. Шестой Наск есть Ашад, Надур (Ashâd, Nâdûr), и его подразделений тридцать пять. В этом Наске указаны цели звезд (нугум), зодиака и планет, добро и зло каждого созвездия, а также движение всех планет в знаках зодиака (бург) и лунные дома (махиган нугум). Они перевели ее на арабский и персидский языки, и имя, которое они приняли для этой книги, – Бутал, а по-персидски назначенное ей имя – Капамаган.
7. Седьмой является тот, который есть Кид, и есть Пагам (Kîd, Pâgam), и его подразделений двадцать два. В этом Пагам Наске речь идет о забое четвероногих и овец, о том, как их следует забивать, о каких четвероногих разрешено есть, а о каких есть нельзя; как тот, кто заколет, будет бить во время смерти овцы. Чем больше расходов (сараф) человек совершает во время праздника, тем больше награда; сколько целесообразно даровать дастурам, мобадам и хербадам, а также непоколебимым практикующим добрые дела в доброй веры; какая заслуга у каждого, кто празднует сезонный праздник и освящает одежду для души, и кто по этой причине находится на высших небесах в последние времена; а родственникам и праведникам в дар праведности давать одежды, а со стороны праведников посредничество совершать; пять больших и меньших дней духов-хранителей, и практика добрых дел в эти десять дней предписывается в этом Наске. От всех людей требуется, чтобы они прочли эту книгу с хорошим и мудрым пониманием, чтобы все могли ознакомиться с ее темами.
8. Восьмой Наск есть то, что есть Хака, Ратустаих (Hakâ, Ratustâîh), и подразделений этого Наска было пятьдесят, когда проклятый Александр сжег Наски, но после того, как они искали этот Наск, только тринадцать из этих подразделений пришли к рука, и не осталось больше прежних. В этом Наске причины несения службы, отдачи приказов и пребывания под командованием королей и под командованием первосвященников и судей; провозглашается назначение городов – сохранение украшений, повеление веры и великолепно сделанные вещи (агизиха), выпас скота, птиц, крупного рогатого скота и рыбы; все, что является произведением Аухармазда или Ахармана; все цели всех морей, гор и земель; и вещества, подобные тем, которые упомянуты.
9. Девятый Наск – это Вангеус и Барис (Vangheus, Baris); подразделений того Наска было сначала шестьдесят, а после окаянного Александра осталось только двенадцать. Что касается информации в этом Наске, так же, как есть суверенитет для тех, кто является королями, так же есть обычай, который им необходимо практиковать, и повеление судей веры, такое, какое необходимо для быть казненным; охрана и защита мира и процветание каждого нового города; также в этом Наске упоминаются причины людей лживых, грешных и тому подобных.
10. Десятый Наск есть то, что есть Дазда, Касроб (Dazdâ, Kassrôb), и подразделений этого Наска прежде было шестьдесят, но после проклятого Александра осталось только пятнадцать подразделений. В этом Наске темой является то, что является мудростью и знанием, причиной его происхождения от матери и обучением мудрости через демонстрацию, совершение очищения и высказывание истины; приведение людей от мерзости к добродетели и приведение их от осквернения и нечистоты к чистоте; величие и хорошее потомство возникают у людей, близких к царям, и как возникает привычка людей лгать другим и царям; и подобные им.
11. Одиннадцатым Наском был Манангхо, Вистаспад (Mananghô, Vîstâspâd), и подразделений этого Наска было шестьдесят, но после проклятого Александра осталось только десять. В этом Наске речь идет о владычестве Густаспа, и Заратуш Спитаман, принесший веру от Аухармазда шах Густасп принял ее и сделал ее распространенной в мире; и подобные им.
12. Двенадцатый – это Шяотананам, Хуст (Shyaothananãm, Khûst), и подразделений этого Наска было сначала двадцать два, но после проклятого Александра осталось только шесть. Среди тех шести, которые являются первыми частями, темами в одной части являются атрибуты (сифат) создателя Аухармазда и их понимание; также, без сомнения, о веры Заратуста, Спитамана, всех долгах и добрых делах, которые предписаны в веры, и тому подобном. Во второй части причина служения царям, истина веры, подчинение всем ее заповедям и удержание руки от злых дел, так что она стала далекой от зла. В третьей части то, что является долгом для исполнителей добродетельного положения, преимущество добрых дел, окончательное освобождение от ада и тому подобное. Четвертая причина сотворения мира, земледелия, выращивания деревьев, финиковых и всех фруктовых деревьев; откуда возникает наибольшая сила для людей и животных; находясь под командованием практиков добрых дел и добродетельных, и находясь под командованием первосвященников и подобных им. В пятой части упоминаются все образцы человечества: обладающие большими знаниями, цари, судьи и религиозные мудрецы; во втором образце они должны следить за всеми городами и сбивать с толку врага; в третьем экземпляре это те, чей объект упоминается в термине «виноделы»; четвертый пример, который упоминается, это те, кто очень искусны и сидят на рынке, высокомерны, чтобы отразить потерю, отдавая одну десятую первосвященнику и царю и вознося хвалу на ожесточенных коленях, последняя награда которых что человек получает в духовном существовании.
13. Тринадцатый Наск – это Ангеус, Спенд (Angheus, Spend); шестьдесят его подразделов, которые драгоценны для людей с родословной (майаган) и тех, кто обладает большой жадностью к добродетельным действиям и должен идти по стопам (паи-рапих) великих и религиозных; также рассказы о Заратусте, рожденном из чрева Дугдаво до десятилетнего возраста. Каждый Дастур и Мобад должны читать этот Наск в чистоте, с легкостью и правильными словами в течение нескольких дней и исполнять каждое свое собственное желание или любое желание, которое он требует из-за (бара раи-и) других.
14. Четырнадцатый Наск – это Маздаи; для него назначено имя Зираст (Mazdâi, Zirast), и подразделений этого Наска двадцать два. Подобным образом этот Наск послан Аухармаздом, который должен показать людям, какова цель той науки, посредством которой человечество рождается из чрева матери, сколько особей среди них умрут вне чрева, и сколько особей будет жить; сколько лиц и людей среди них становятся царями, и сколько между тем (фима) осуществляют апостольство, то есть первосвященство; сколько самых великих людей и сколько самых подлых людей, и каким образом это происходит; от первого до последнего, время рождения людей и все эти темы в этом Наске.
15. Пятнадцатый – Кшатремка, и имя этого Наска – Баган-яст (Khshathremkâ, Baghân-yast), и его подразделений семнадцать. В нем темы о владыке Аухармазде и архангелах, знание их атрибутов, а также служение и величие Аухармазда; в какое время происходит каждый Гах до будущего существования и какая обязанность выполняется; вознося хвалу за каждую пользу от Аухармазда и получая от него пользу; появление архангелов и знание того, что такое-то и такое-то явление такого-то архангела в будущем существовании. Этот Наск, используемый на службе Аухармазду и архангелам, очень хорош.
16. Шестнадцатый – Ахурай, и они назначили ему имя Ниярам (Ahurâi, Niyârâm); подразделения этого Наска пятьдесят четыре, по причине сохранения богатства и размещения его, соглашения и меры локтем и горстью; все, что создатель Аухармазд предопределил как незагрязненное, освобождение от ада и как идти по пути благоговения и поклонения; что в уме человека и что есть все в теле человека; и тому подобное, что упомянуто.
17. Семнадцатый Наск есть то, что есть «А», и имя, которое они ему присвоили, есть Аспарум (Â, Aspârûm); один упоминает шестьдесят пять его подразделений, и в этом Наске есть все религиозные темы, которые хорошо понимают все люди, и наказание, которому подвергаются грешники, которое они получают в своей последней карьере; все незагрязненное дозволено, а незагрязненное не дозволено; звезды управляют судьбой человечества; и подобные им.
18. Восемнадцатый Наск есть то, что есть Йим, которому назначено имя Дувасарозад (Yim, Duvâsarôzad), и его подразделений также шестьдесят пять. В этом Наске причины браков между ближайшими родственниками, установления связей между родственниками и тому подобного.
19. Девятнадцатая Наск – это Дригубё, имя которой Аскарам (Drigubyô, Askâram), и состоит из пятидесяти двух строф (векастиха), о даче приказов, проявлении власти и практике мудрости во всем; произвести воскресение, благодаря которому каждый умерший снова оживает, а уродства Ахармана и демонов увядают; и тому подобное.
20. Двадцатый Наск – это Дадад (Dadad, Vendîdâd), который они называют по имени Вендидад, где значение этого слова – «закон против демонов», состоящий из двадцати двух фаргардов. Тема его – то, что предохраняет человечество от зла и загрязнения и удерживает его от менструаций, мертвой материи, чумы и гнойных язв. Из всех двадцати одного Наска остался целым только Наск «закона против демонов»; в то время как некоторые остаются рассеянными из-за злобы (сумих) проклятого Александра, этот Наск Вендидада остался в руках, и благодаря его разъяснению вера поклонения Мазде существует сейчас.
21. Двадцать первый Наск есть Вастарем, чье имя называют Хадохт (Vâstârem, Hâdôkht), и его фаргардов, как говорят, тридцать. В нем много совершенства и много чудес, и мерзкий Ахарман становится далеким от каждого, кто читает этот Хадохт, и он угасает, и читающий приближается к Аухармазду и очищается от греха.
22. Увы! если все эти Наски не сохранились, так что их невозможно отпраздновать, то это по той причине, что проклятый Александр, Аруман, взял несколько копий – на аруманском языке и буквах – любого из этих двадцать одного Наска, который был о звездах и медицине, а остальные Наски сгорели; и душа окаянного Александра Румынского останется жалкой и сожженной в мрачном аду до воскресения из-за его собственной мерзости, повредившей веры Заратуста.