Полная версия
Искры «Ль», "Л". Постановка и автоматизация звуков Ль и Л в стихотворениях-словниках на базе артикуляторно простых звуков. Грамматические упражнения по теме. Более 150 авторских стихотворений
Педагог: Иии… Ученик: ЛЬ. Педагог: получился слог ИЛЬ.
Педагог: Ыыы… Ученик: ЛЬ. Педагог: получился слог ЫЛЬ.
Педагог: Эээ… Ученик: ЛЬ. Педагог: получился слог ЭЛЬ.
Педагог: Ооо… Ученик: ЛЬ. Педагог: получился слог ОЛЬ.
Педагог: Ууу… Ученик: ЛЬ. Педагог: получился слог УЛЬ.
Если необходимо, то можно проговорить весь алгоритм сопряжённо (вместе в один голос).
Далее:
Педагог: Ааа – (пауза после интонации незаконченности) … Ученик: ЛЬ.
Педагог: Что получилось? Ученик: АааЛЬ. (продление гласного на практике помогает снять долготу согласного – прим. авт.)
Педагог: Ааа… Ученик: ЛЬ, получился слог АааЛЬ.
Педагог: Иии… Ученик: ЛЬ, получился слог ИииЛЬ.
Педагог: Ыыы… Ученик: ЛЬ, получился слог ЫыыЛЬ.
Педагог: Эээ… Ученик: ЛЬ, получился слог ЭээЛЬ.
Педагог: Ооо… Ученик: ЛЬ, получился слог ОооЛЬ.
Педагог: Ууу… Ученик: ЛЬ, получился слог УууЛЬ.
В дальнейшем в слогах не акцентируется раздельное проговаривание звука Ль, переход от гласного к согласному осуществляется быстрее и более слитно: АЛЬ, ИЛЬ, ЭЛЬ, ОЛЬ, УЛЬ.
Произнесение обратных слогов со звуком Ль:(Однотипных)
АЛЬ – АЛЬ – АЛЬ
ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ
ЭЛЬ – ЭЛЬ – ЭЛЬ
ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ
(Разнотипных)
АЛЬ – АЛЬ – ИЛЬ
ИЛЬ – ИЛЬ – АЛЬ
АЛЬ – ИЛЬ – АЛЬ
ИЛЬ – АЛЬ – ИЛЬ
и т. д.
(с переносом акцента (ударения) для отработки переключения артикуляционных движений, моделей словесного ритма, позиционных и комбинаторных различий фонемы, а также для обобщения кинестетических ощущений вариантов фонемы в единый акустико-кинестетический образ)
Однотипных:
аль – аль – АЛЬ эль – эль – ЭЛЬ иль – иль – ИЛ оль – оль – ОЛЬ уль – уль – УЛЬ
АЛЬ – аль – аль ЭЛЬ – эль – эль ИЛЬ – иль – иль ОЛЬ – оль – оль УЛЬ – уль – уль
аль – АЛЬ – аль эль – ЭЛЬ – эл иль – ИЛЬ – иль оль – ОЛЬ – оль уль – УЛЬ – уль
(Здесь и далее: заглавная гласная буква показывает главное ударение.)
эль – эль – ЭЛЬ – эль
иль – иль – ИЛЬ – иль
оль – оль – ОЛЬ – оль
уль – уль – УЛЬ – уль
Слог из заглавных букв – ударный. Поставьте ударение на слог в конце, затем на первый слог и, наконец, на средний. Ударный слог произносится более громко и замедленно, интонация падает вниз (как в конце фразы).
Если ребёнок затрудняется повторить ритмическую группу слогов, сделайте на первом этапе геометрическую схему, например, для: аль – АЛЬ – аль.
Разнотипных:
Сочетание серии повторов контрастных слогов с акцентом, отработка интонации незаконченности – законченности: перед запятой основной тон несколько повышается, а перед точкой – резко падает вниз.
аль – АЛЬ, эль – ЭЛЬ.
аль – аль – эль – ЭЛЬ.
аль – АЛЬ, иль – ИЛЬ.
аль – аль – иль – ИЛЬ.
иль – ИЛЬ, эль – ЭЛЬ.
иль – иль – эль – ЭЛЬ.
иль – ИЛЬ, оль – ОЛЬ.
иль – иль – оль – ОЛЬ.
иль – ИЛЬ, уль – УЛЬ.
Иль – иль – уль – УЛЬ.
И т. д.
С перестановкой контрастного слога, ударение на контрастный слог:
аль – аль – ИЛЬ аль – аль – УЛЬ аль – аль – ОЛЬ иль – иль – УЛЬ
ИЛЬ – аль – аль УЛЬ – аль – аль ОЛЬ – аль – аль УЛЬ – иль – иль
аль – ИЛЬ – аль аль – УЛЬ – аль аль – ОЛЬ – аль иль – УЛЬ – иль
С инверсией гласных:
(предударные и ударные позиции)
аль – аль – ИЛЬ иль – иль – УЛЬ аль – аль – ЭЛЬ иль – иль – ОЛЬ
иль – иль – АЛЬ уль – уль – ИЛЬ эль – эль – АЛЬ оль – оль – ИЛЬ
(ударные и заударные позиции)
ЭЛЬ – аль – аль ИЛЬ – эль – эль УЛЬ – оль – оль ОЛЬ – иль – иль
АЛЬ – эль – эль ЭЛЬ – иль – иль ОЛЬ – уль – уль ИЛЬ – оль – оль
(предударный, ударный, заударный слог)
аль – ИЛЬ – аль/аль – ЭЛЬ – аль /аль – ОЛЬ – аль /аль – УЛЬ – аль /оль – ИЛЬ – оль /оль – УЛЬ – оль
иль – АЛЬ – иль/эль – АЛЬ – эль /оль – АЛЬ – оль /уль – АЛЬ – уль /иль – ОЛЬ – иль /уль – ОЛЬ – уль
С изменением позиции контрастного слога для отработки переключения артикуляционных движений и обобщения акустико-кинестетических образов аллофонов, возникающих в этих позициях (см. выше).
Позиции: (2-ой предударный, 1-ый предударный, ударный, заударный слог)
Со смещением на слог (тренировка переключаемости артикуляционных позиций)
аль – иль – оль – УЛЬ
уль – аль – иль – ОЛЬ
оль – уль – аль – ИЛЬ
иль – уль – оль – АЛЬ
И т. д.
Развитие фонематического восприятия (выделение слов со звуком Ль без стечений согласных в конце из ряда других слов)
При предъявлении слов одного семантического поля или сходных по звуковому и слоговому составу (но реально существующих слов) с первым словом в таком ряду, их опознавание происходит быстрее, чем при предъявлении случайных слов. Такое явление, описанное Дженнифер Эйделотт, называется в лингвистике прайминг-эффектом. В его осуществлении принимает участие зона Брока и зона Вернике (С. А. Бурлак, 99). Зона Вернике, по-видимому, помогает затормозить побочные ассоциации, пишет С. А. Бурлак в своей книге «Происхождение языка», и способствует более быстрому и эффективному припоминанию слов. А зона Брока, наоборот помогает актуализировать слова и всё, что похоже на них по звучанию, что, как полагают, важно при построении словоизменительных и словообразовательных моделей (Бурлак, 100). В этом кроется, может быть, дополнительный левополушарный механизм, объясняющий, почему ритмизированная речь (она, как и интонемы, синкретично храниться в структурах правого полушария) предпочитается детьми младшего возраста и составляет вместе с бытовой лексикой основу высокоавтоматизированной ядерной части лексикона, которая используется педагогикой для развития речи, а у взрослых может стать компенсаторным механизмом восстановления утраченной при мозговых катастрофах речевой функции (А. Р. Лурия, 1962, 1969, М. К. Шохор-Троцкая, 2001, Т. Г. Визель, 2005). И при заикании ритмизированная речь менее нарушена (Сикорский И. А., 1889; Шкловский В. М., 1984, 2002; Визель Т. Г., 2004, 2012 и др.) и может служить основой для разворачивания динамических структур речи (Лурия, 224; Ахутина Т. В., 2002). Автору представляется, что отображением этих динамических структур, наряду с другими лингвистическими средствами, являются синтагменные и фразовые ритмы прозаической речи. Основываясь на работах Винарской Е. Н., Богомазова Г. М. («Возрастная фонетика», 2005; 30, 45–47, 90–91) по изучению дофонетических эмоционально выразительных паралингвистических оппозиций, которые они относили к врождённым видоспецифическим для человека универсалиям, а также на изучении суперсегментных (интонационных) и сегментных фонологических оппозиций, складывающихся прижизненно под влиянием культурного развития и характерных уже только для родного языка (Там же 118–119, 194–196), их связью с психической деятельностью, реакциями симпатической и парасимпатической нервной системой (там же, 33), автор данной работы предполагает в них одно из внешних проявлений и сопровождение деятельности работы функциональной системы речи, её динамического стереотипа: компоненты интонации связаны, с одной стороны, с деятельностью динамического стереотипа речи, частью которого являются симпатико-парасимпатические реакции (о связи эмоций в процессе коммуникации младенца и взрослого и состояния отделов вегетативной нервной системы пишет Винарская в той же работе, 51–52), с другой стороны, с лингвистическими законами оформления речевого высказывания (культурно обусловленная норма общения). Интонация, можно сказать, становится между ними связующим слоем. Напрашивается сравнение интонации с музыкой, которую исполняет оркестр – функциональная система речи. И, надо думать, что музыка как искусство, коль оно порождено человеком и носит отпечаток его высшей нервной деятельности, и есть сама интонация мысли, т. е. отображением его речевого мышления, поэтому, начатую фразу, что в речи, что в музыке, можно с большой вероятностью договорить и допеть, музыка также предикативна, как и речь. Винарская видела в работе над эмоционально-выразительными паралингвистическими комплексами, которые в процессе развития дифференцируются и становятся лингвистическими, будущее в решении коррекционных задач логопедии. Поэтому введение ритмизированной речи на всех уровнях коррекции будет несущей волной в подаче лингвистического материала. В учебных упражнениях подбор рифмы и слов определённой ритмической модели и слоговой структуры, (в более сложной стихотворной речи ещё и параллелизм грамматических форм, использование тропов и фигур речи, а при чтении – сходность или вариативность интонационных конструкций), очевидно, становится дополнительной частью смыслового контекста, организующего и облегчающий поиск направленных ассоциаций. Предъявление на слух (воспроизведение за педагогом или чтение), приведённых ниже последовательностей слов, способствует не только обострению фонематического восприятия, но и отработке артикуляционной базы языка, начиная со звуков раннего онтогенеза. Словарная работа, проводимая для ознакомления с речевым материалом для понимания значения произносимых слов, расширяет словарный запас детей, благоприятствует их осознанному запоминанию, повышению темпа и чёткости артикуляции у всех категорий учащихся.
Послушайте слова и подайте условный сигнал, когда услышите слово со звуком Ль:
Условные обозначения: Сл+ЛЬ – слово со звуком Ль, Сл-ЛЬ – слово без звука Ль, Н – положение изучаемого звука в начале слова, С – в середине слова, К – в конце слова, Кс – контрастная (слоговая) структура, Схс – сходная (слоговая) структура, СТЕЧ – звук Ль в стечении согласных.
(среди слов с простым звуковым составом со сходной слоговой структурой)
Мох, бок, кит, моль, /мак, куб, бык, боль, /дом, год, тень, мель, /пена, пита, тени, ноль, /ванна, вата, вода, вуаль, /тина, бита, боты, омуль, /путы, маки, хата, уголь, /муха, ноты, нити, тополь, /канава, вагоны, кабаны, канифоль, /комок, домик, котик, капель, модель, /батон, бутон, питон, дуэль, /каток, капот, канат, ваниль, /бегемот, патефон, Капитон, капитель, похититель.
ИСКРЫ "Ль"+Сл+ЛЬ – К – Схс-1
Ток, кот, тень, даль,
Хата, вата и вуаль,
Капитон и капитель,
Канитель, каток, капель.
ИСКРЫ "Ль"+Сл+ЛЬ – К – Схс-2
Моток, пупок, каток, киль, пыль,
Поток, комок, канат, ковыль.
Батон, питон, бутон, капель,
Кот, ток, мак, бак, кит, кок и мель.
Послушайте слова и подайте условный сигнал, когда НЕ услышите слово со звуком Ль:
Киль, куль, мель, кот, /ноль, тюль, моль, мак, /даль, голь, куль, пони, /быль, пыль, толь, боты, /фитиль, ваниль, капель, фата, /китель, ковыль, вуаль, вагон, /уголь, тополь, купель, питон, /капитель, канитель, повитель, патефон, /гонитель, обитель, водитель, туника.
ИСКРЫ "Ль"+Сл-ЛЬ – К – Схс
Моль, ноль, голь, кот,
Уголь, китель, боб, ход,
Ком, ковыль, вуаль, модель, /…дуэль, /…ель,
Фантик, бантик и капель.
Послушайте слова и подайте условный сигнал, когда услышите слово со звуком Ль:
(среди слов с простым звуковым составом с контрастной слоговой структурой)
Моток, пита, дом, капитан, киль, /паук, тумба, бутон, мель, /Анюта, Катя, Инна, Поль, /тина, хомут, хомяк, мех, канитель, /кухня, мак, батон, фантик, тюль, /каток, ботинок, тапки, боль, /хитон, тень, гавань, пакет, духи, канифоль, уголь, /пень, бетон, подкова, пыль, /муха, каток, панама, тополь, /бидон, вода, вагон, дом, капель, /вагон, боб, гавань, ухо, фитиль.
ИСКРЫ «ЛЬ» + Сл+ЛЬ – К – Кс – 1
Хомут, дом, домик, дуги, моль,
Канат, кот, котик, пита, ноль,
Пакет, пакетик, тина, тюль,
Канат, канатик, тени, куль.
Найдите в стихотворении пары слов со значением большой – маленький.
ИСКРЫ "Ль"+ Сл+ЛЬ – К – Кс – 2
Поток, мак, тени, кот, ковыль,
Вода, кювет, кабина, пыль,
Батон, канава, повитель,
Капель, панама, канитель.
Послушайте слова и подайте условный сигнал, когда НЕ услышите слова со звуком Ль:
Киль, китель, мель, канат, /боль, капитель, фитиль, бык, /вуаль, канитель, даль, вода, /пыль, омуль, диполь, тюль, панама, /капель, толь, водитель, питон, /ковыль, куль, ваниль, помада, /канифоль, дуэль, быль, моток, /медаль, ель, уголь, тополь, йод.
ИСКРЫ "Ль"+ Сл-ЛЬ – К – Кс
Моль, вентиль, ноль, панама, даль,
Киль, бегемоты, кот, миндаль, /… медаль.
Помада, ноты, куль, капель,
Водитель, боты, омуль, мель.
Используя приведённые здесь слова, составьте с ними ряды слов в единственном (или во множественном) числе, среди которых есть 1 слово во множественном (или единственном) числе. Учащимся предлагается подать условный сигнал, когда они услышат в ряду слово во множественном (или в единственном) числе.
Автоматизация в произношении звука Ль без стечений согласных в конце слов
Произнесение серий слов со звуком Ль в конце.
Разминка: переходное упражнение от слогов к слову.
Педагог, а затем ученик произносят: АЛЬ – АЛЬ – ВУ-АЛЬ.
Списки слов см. в «Искрах».
В дальнейшем в словах не акцентируется раздельное проговаривание и удлинение звука Ль, переход от гласного к согласному осуществляется быстрее и более слитно: АЛЬ, НОЛЬ.
Какое слово из двух короче/длиннее? Назовите его.
ИСКРЫ «ЛЬ»К – Кс – 1
Моль – канитель.
Повитель – ноль.
Ковыль – мель.
Вуаль – канифоль.
Тюль – капитель.
Быль – обитель.
Обыватель – дуэль.
Капель – гонитель.
*К – звук Ль в конце слова
Используя словесные ряды из предыдущей главы, назовите только то (или те) слово(а), в которых есть звук Ль (педагог зачитывает словесный ряд, помещая искомое слово в начало или в середину, или в конец ряда).
Используя слова, приведённые в «Искрах», составьте ряды слов в единственном (или во множественном) числе, среди которых есть одно слово во множественном (или единственном) числе. Учащимся предлагается назвать слово, которое стоит во множественном (или в единственном) числе.
Договорите слово во фразе, произнеся его трижды.
Педагог: Съела шубу…. Ученик: моль-моль-моль.
Съела шубу моль-моль-моль,
За девяткой ноль-ноль-ноль,
На окошке тюль-тюль-тюль,
Рыбка в речке буль-буль-буль.
Не спеша произнесите стихотворения, чётко выговаривая звук Ль:
(Данный материал хорошо было бы представить в виде иллюстрированной ленты/домино/таблицы, продвигаясь взором и указательным пальцем по которой, учащийся будет называть действия. Пример иллюстрированной таблицы можно найти в пособии Л. Н. Смирновой «Мы учим звуки Л, Р».)
Условные обозначения: К – звук Ль находится в конце слова.
ИСКРЫ «ЛЬ»К – Схс – 2
Моль, ноль, голь, толь,
Купель, китель, канифоль,
Куль, ковыль, вуаль, дуэль, /…ель,
Капитель, мель, канитель.
ИСКРЫ «ЛЬ»К – Кс – 3
Моль, ноль, тюль, даль,
Китель, вентиль, киль, вуаль,
Куль, ковыль, мель, канитель,
Капитель, фитиль, капель.
ИСКРЫ «ЛЬ»К – Кс – 4
Обитель, обитатель,
Метатель, наниматель,
Обвинитель, быль, водитель,
Накопитель, пыль, гонитель.
ИСКРЫ «ЛЬ»К – Схс – 5 – вар.-1
Капитель, канитель,
Гонитель, обитель,
Повитель, похититель.
ИСКРЫ «ЛЬ»К – Схс – 5 – вар.-2
Капитель, *багатель,
Победитель, обитель,
Повитель, канитель,
Похититель, водитель.
*Багатель (от фр. – безделица) – маленькое муз. произведение; настольная игра, где надо загнать шарик в лунку.
ИСКРЫ «ЛЬ»К – Схс – АС
Цель, шаль,
Щель, жаль,
Соль, штиль,
Сель, стиль.
АС— материал с артикуляторно сложными звуками.
Используйте также для отработки звука Ль в произношении материалы из предыдущей главы.
Развитие фонематического восприятия (выделение прямых слогов со звуком Ль без стечений согласных из ряда других слогов)
Выделение изолированного звука Ль среди других звуков (повторение: взять часть материала):
(среди гласных)А, О, ЛЬ, Э, И, ЛЬ…
Однако, если это упражнение вызывает стойкие ошибки, то имеет смысл начать с выделения звука Ль из ряда глухих согласных:
П, Ф, ЛЬ, Ш, С, Т, ЛЬ…
(среди парных звонких гласных):
Ж, З, В, ЛЬ, БЬ, ДЬ, ЛЬ…
(среди сонорных гласных):
М, Н, Р, ЛЬ, М, ЛЬ, Н, ЛЬ, М…
(среди разных звуков):
Т, М, ЛЬ, Х, ЛЬ, ТИ, ВЭ, ДО, ЛЬ…
*(среди искажённых вариантов звука): попробуйте произнести звук, добавляя лишние шумы (при очень вялой артикуляции, поворотах языка) и попросите учащегося подать сигнал, когда этот звук будет звучать лучше всего).
*(среди конфликтных звуков): на этапе дифференцировки (проводится в случаях замены изучаемого звука иным звуком после уточнения акустических и артикуляционных характеристик каждого члена пары – это значит, после изучения всего раздела «Искры Л» на этапе автоматизации во фразах и собственной речи).
А теперь послушайте звук Ль в слогах, среди своих звуков-друзей. Эти друзья очень певучие, их можно назвать звуки-песенки (гласные звуки), ведь в песнях именно над ними ставятся нотки.
Выделение прямых слогов со звуком Ль среди гласныхПослушайте слоги и подайте сигнал, когда услышите звук Ль в прямых слогах:
А, И, У, ЛЯ, Э, А, ЛЁ, О, А, Э, И ЛИ…
Выделение прямых слогов со звуком Ль среди слогов с глухими согласными(материал разбить на несколько занятий, полнота использования определяется текущей задачей)
ЛЯ: ПИ, ТИ, КИ, ЛЯ, /ПЕ, ТЕ, КЕ, ЛЯ, /ПЁ, ТЁ, КЁ, ЛЯ, /ПЯ, ТЯ, ЛЯ и т. д. (меняется согласный);
ЛИ: ПЕ, ПЯ, ПИ, ЛИ, /ЛИ: КА, КО, КУ, ЛИ, /ФЁ, ФИ, ФЕ, ЛИ, /ЛЁ: ТЯ, ТЕ, ТЮ, ЛЁ и т. д. (меняется гласный);
ЛЯ: ПЁ, КЯ, ТЮ, ЛЯ, /ЛЁ: ПИ, ТЁ, КИ, ЛИ, /ЛЮ: ЩЕ, ШИ, СЯ, ЧЕ, ЛЮ и т. д. (меняется гласный и согласный);
и т. д.
*При предъявлении звука НА СЛУХ, возможно брать любые согласные, даже сложные, отсутствующие у учащегося, при учёте принципа от далёких к близким дифференцировкам (т. е. степени контрастности отрабатываемого звука со звуковым окружением).
Выделение слога ЛЯ и др. среди слогов со звонкими согласными:ЛЯ: БЯ, ДЯ, ГА, ЛЯ, /БИ, ДИ, ГИ, ЛЯ, /ЛЕ: БЕ, ГЕ, ДЕ, ЛЕ и т. д. (меняется согласный);
ЛИ: БЯ, БЕ, БИ, ЛИ, /ДИ, ДЕ, ДЮ, ЛИ, /ЛЁ: ГЫ, ГУ, ГО, ЛЁ и т. д. (меняется гласный);
ЛЮ: БЁ, ДИ, ЗЮ, ЛЮ, /ЖО, ЗЕ, ЖУ, ЛЮ и т. д. (меняется гласный и согласный).
Выделение слога ЛЯ и др. среди слогов с сонорными согласными:ЛЯ: МЯ, НЯ, ЛЯ, /ЛИ: МЯ, НЕ, МИ, ЛИ, /ЛЕ: НЮ, МЕ, НИ, НЕ, ЛЕ и т. д. (меняется согласный);
ЛЕ: МЯ, МЕ, МИ, ЛЕ, /ЛЮ: НЕ, НЯ, НУ, НЁ, ЛЮ и т. д. (меняется гласный);
ЛЁ: МЭ, МА, НО, МУ, НЁ, ЛЁ, /ЛЯ: НИ, НЕ, МЯ, ЛЯ и т. д. (меняется гласный и согласный).
Выделение слога ЛЯ и др. среди слогов с изучаемым согласными:ЛЯ: ЛИ, ЛИ, ЛЯ, /ЛЕ, ЛИ, ЛЮ, ЛЯ, /ЛЕ: ЛИ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЕ, /ЛИ: ЛЕ, ЛЮ, ЛЯ, ЛЁ, ЛИ, /ЛЁ: ЛИ, ЛЯ, ЛЕ, ЛЁ, /ЛЮ: ЛИ, ЛЁ, ЛЯ, ЛЮ, /ЛЕ, ЛЯ, ЛИ, ЛЁ, ЛЮ и т. д.
Послушайте слоги и подайте сигнал, когда НЕ услышите звук Ль в прямых слогах:
ЛИ, ЛЯ, ЛЕ, А, /ЛЮ, ЛИ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЯ, У, /ЛЯ, ЛИ, ЛЮ, ЛЕ, О, /ЛЯ, ЛЮ, ЛЁ, И и т. д.
ЛЯ, ЛИ, ЛЮ, ЛЁ, КА, /ЛИ, ЛЕ, ЛЮ, ЛЯ, ПЯ, /ЛЯ, ЛЁ, ЛЕ, БИ, /ЛЮ, ЛЁ, ЛИ, ЛЯ, МЁ, /ЛЕ, ЛЯ, ЛИ, ЛЕ, КЕ, /ЛИ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ, ХА, /ЛЯ, ЛЕ, ЛЯ, ЛИ, ГИ, /ЛЕ, ЛЮ, ЛЯ, ФА, /ЛЕ, ЛИ, ЛЮ, ЛИ, ВЕ, /ЛЁ, ЛЮ, ЛЁ, ЛЕ, ТИ, /ЛИ, ЛЁ, ЛИ, ЛЕ, ДИ, /ЛЯ, ЛЕ, ЛЁ, НЯ и т. д.
Лучше всего нанести эти звуки и слоги по группам по краю картонного круга и зачитывать их, тогда, с какого бы места чтения Вы не начали, у Вас получится новая последовательность звуков. Точно также можно обучать чтению: нанесите слоги на край круга или карточку, даже если их два-три, и используйте повтор. Для круга сделайте стрелку с окошечком, а для карточки паровозик с окошечком, для чтения по вертикали сделайте карточку-домик и лифт с окошечком. Продвигайте стрелочку, лифт, паровозик с окошечком по тексту и читайте.
Дифференциация положения звука Л в слогеПослушайте слоги и подайте условный сигнал, когда услышите звук Ль в начале слога:
АЛЬ, ЭЛЬ, ИЛЬ, ЛЯ, /ЭЛЬ, АЛЬ, ИЛЬ, ЛИ, /ИЛЬ, ОЛЬ, АЛЬ, ЛЁ, /ЭЛЬ, АЛЬ, УЛЬ, ЛЕ, /ИЛЬ, АЛЬ, ЭЛЬ, ЛЕ, /УЛЬ, ОЛЬ, ЭЛЬ, ЛЮ, /УЛЬ, ОЛЬ, АЛЬ, ЛЮ, /УЛЬ, АЛЬ, ОЛЬ, ЛЮ.
ПЭЛЬ, ПАЛЬ, БИЛЬ, ЛИП, /БИЛЬ, БОЛЬ, БАЛЬ, ЛЁП, / МАЛЬ, ПАЛЬ, БАЛЬ, ЛЯМ, /ТИЛЬ, ТАЛЬ, ТЭЛЬ, ЛЕТ, /ДУЛЬ, ДОЛЬ, ДЭЛЬ, ЛЮТ, /НУЛЬ, НОЛЬ, НАЛЬ, ЛЮН, /ХЭЛЬ, ХАЛЬ, ХОЛЬ, ЛЕХ, /КУЛЬ, ГАЛЬ, ГОЛЬ, ЛЮК, /ВЭЛЬ, ФИЛЬ, ВОЛЬ, ЛЁФ.
Послушайте слоги и подайте условный сигнал, когда услышите звук Ль в конце слога:
ЛЯ, ЛИ, ЛЕ, АЛЬ, /ЛИ, ЛЕ, ЛЯ, ИЛЬ, /ЛИ, ЛЁ, ЛЯ, ОЛЬ, /ЛЯ, ЛЮ, ЛЁ, УЛЬ, /ЛЮ, ЛЁ, ЛЕ, ОЛЬ, /ЛЯ, ЛЮ, ЛЁ, УЛЬ, /ЛЁ, ЛЮ, ЛЕ, ЭЛЬ, /ЛЕ, ЛЯ, ЛЁ, ЛЯ, ИЛЬ.
ЛЯП, ЛИП, ЛЕП, ПАЛЬ, /ЛИМ, ЛЕМ, ЛЯМ, МИЛЬ, /ЛИП, ЛЁМ, ЛЯП, БОЛЬ, /ЛЯТ, ЛЮТ, ЛЁТ, ТУЛЬ, /ЛЮТ, ЛЁП, ЛЕП, ДОЛЬ, ДАЛЬ, /ЛЯХ, ЛЮХ, ЛЁК, КУЛЬ, /ЛЁФ, ЛЮФ, ЛЕФ, ФЭЛЬ, /ЛЕТ, ЛЯП, ЛЁК, ЛЯТ, ГОЛЬ, ВЕЛЬ.
Автоматизация в произношении звука Ль без стечения согласных в прямых слогах
Медленно произносим прямой слог со звуком Ль: поставили язык в исходное положение, погудели на звук Ль и, медленно опуская кончик языка вниз и не прерывая подачу голоса, произнесите на выдохе долгое АААААА.
Произнесите протяжно звук Ль и добавьте спокойное А.
Следить, чтобы язык чётко опускался на гласном вниз за нижние зубы (исключение: на У язык может чуть не доставать до нижних резцов, так как при артикуляции этого звука задняя часть языка сильно оттягивается назад и поднимается).
В дальнейшем в слогах не акцентируется раздельное проговаривание и удлинение звука Ль в этих слогах, переход от согласного к гласному осуществляется быстрее и более слитно: ЛЯ, ЛИ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ.
Произнесите медленно и относительно монотонно однотипные слоги для отработки позиции языка, равномерного темпа и ритма артикуляции):
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ
ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ
ЛИ – ЛИ – ЛИ
ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ.
Следить, чтобы язык чётко опускался на гласном вниз за нижние зубы.
Порядок гласных не случаен: обычно в логопедии принято отрабатывать звук сначала с нелабиализованными гласными, где нет необходимости следить за работой губ во время произнесения гласного звука, но зато сконцентрироваться на артикуляции согласного звука. Но всё же, только логопед, учитывая особенности артикуляционного аппарата и развитость фонематических процессов учащегося, решает какую последовательность упражнений следует избрать.
Методический приём: нарисуйте на листе кружочки и соедините их линиями в 4 дорожки (можете поначалу использовать разные цвета для дорожек, а сами дорожки представить в виде ломаных линий и так, чтобы соседние дорожки пересекались). У начала дорожки напишите или положите карточку звука, буквы, слога или нарисуйте картинку с животным, а в конце геометрическую фигуру или лакомство, дом животного и отправляйтесь «в путь», проговаривая звуки и слоги. Так Вы ненавязчиво будете приучать ребёнка к начертанию букв и слогов. Задача читать слоги сразу не ставится, Вы просто фиксируете указательным жестом картинку в начале дорожки и даёте инструкцию: вот Ёжик, он пошёл в лес и что-то нашёл, давай узнаем что! Мы будем идти по дорожке, прыгать на пенёчки и произносить слог. Вариаций этого упражнения море, а простота исполнения гарантирует новизну игрового поля, что будет поддерживать интерес и, заодно, научит концентрировать внимание на задании, способствует умению следить взглядом за линией, а пальцем отмечать объекты на ней, т. е. создаст основу для формирования графомоторного навыка.
Разнотипные:
ЛЯ – ЛЯ – ЛИ ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ
ЛИ – ЛИ – ЛЯ ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ
ЛЯ – ЛИ – ЛЯ ЛЁ – ЛЮ – ЛЁ
ЛИ – ЛЯ – ЛИ ЛЮ – ЛЁ – ЛЮ
и т. д.
С переносом акцента (ударения) для отработки переключения артикуляционных движений, моделей словесного ритма, позиционных и комбинаторных различий фонемы, а также для обобщения кинестетических ощущений вариантов фонемы в единый акустико-кинестетический образ.
Однотипных:
(с переносом акцента (ударения) для отработки моделей словесного ритма и обобщения кинестетических образов аллофонов, возникающих в этих позициях)
ля – ля – ЛЯ ле – ле – ЛЕ ли – ли – ЛИ лё – лё – ЛЁ лю – лю – ЛЮ
ЛЯ – ля – ля ЛЕ – ле – ле ЛИ – ли – ли ЛЁ – лё – лё ЛЮ – лю – лю
ля – ЛЯ – ля ле – ЛЕ – ле ли – ЛИ – ли лё – ЛЁ – лё лю – ЛЮ – лю
ля – ля – ЛЯ – ля
ле – ле – ЛЕ – ле
ли – ли – ЛИ – ли
лё – лё – ЛЁ – лё
лю – лю – ЛЮ – лю
Слог из заглавных букв – ударный. Ставьте ударение на слог в конце, затем на первый слог и, наконец, на средний. Ударный слог произносится более громко и замедленно, интонация падает вниз (как в конце фразы).