bannerbanner
Искры «Ль», "Л". Постановка и автоматизация звуков Ль и Л в стихотворениях-словниках на базе артикуляторно простых звуков. Грамматические упражнения по теме. Более 150 авторских стихотворений
Искры «Ль», "Л". Постановка и автоматизация звуков Ль и Л в стихотворениях-словниках на базе артикуляторно простых звуков. Грамматические упражнения по теме. Более 150 авторских стихотворений

Полная версия

Искры «Ль», "Л". Постановка и автоматизация звуков Ль и Л в стихотворениях-словниках на базе артикуляторно простых звуков. Грамматические упражнения по теме. Более 150 авторских стихотворений

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Мария Моткова

Искры "Ль", "Л". Постановка и автоматизация звуков Ль и Л в стихотворениях-словниках на базе артикуляторно простых звуков. Грамматические упражнения по теме. Более 150 авторских стихотворений

Вступление

"Искры" – стихотворения-словники – содержат перечисление в рифму слов с заданным звуком и в заданной словоизменительной или словообразовательной модели. В приведённых стихотворениях отбор лексики построен так, чтобы полностью исключить другие сложные звуки (свистящие, шипящие и вибранты Р, Рь), а также представить слова разной сложности слоговой структуры. Примеры в большинстве случаев взаимозаменяемы, могут использоваться в разных моделях, не теряя своей ритмизированности. Объём материала даёт возможность выбрать необходимые примеры и составить из них новую ритмическую и рифмическую комбинацию, которая будет направленна не только на решение конкретной учебной задачи, но и придаст упражнениям эффект новизны, поддерживая тем самым внимание и ориентировочно-исследовательскую деятельность учащихся. Возможно также использование тренировочных упражнений из раздела работы над фонематическим восприятием в разделе автоматизации звука с целью отработки артикуляторно простых звуков (звуков раннего онтогенеза), слов разной сложности слоговой структуры (возможно полностью исключить слова со сложными звуками единичными заменами лексики) и, наконец, для постепенного увеличения количества языкового материала на изучаемые звуки. Предметная отнесённость подавляющей части слов позволяет при необходимости проиллюстрировать стихотворения предметными или сюжетными картинками.

Пособие состоит из трёх частей: первая часть посвящена работе над звуком «Ль», вторая – работе над звуком «Л», *третья часть будет представлена материалом для дифференциации звуков «Л» и «Ль» в слуховом восприятии и в артикуляции в слогах и словах. В каждой части есть раздел работы над развитием фонематического слуха, совершенствованием артикуляционных навыков и раздел лексико-грамматических упражнений в рамках темы представленных звуков.

Материал пособия не является конспектом урока, его части можно использовать на логопедических занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков Л и Ль в соответствии с планом урока, а также в качестве домашних заданий.

P. S. *Третья часть пособия «Искры Л-Ль» появится на платформе «ЛитРес: Самиздат» в марте – апреле 2023 года.

Замечания и отзывы, пожалуйста, присылайте по адресу: iskry_motkovama@mail.ru

Условные обозначения и сокращения:

1-ое л. – первое лицо

2-ое л. – второе лицо

3-е л. – третье лицо

В.п. – винительный падеж

гл. – гласный

глаг. – глагол

Д.п. – дательный падеж

ед. ч. – единственное число

ж. р. – женский род

зв. – звук

И.п. – именительный падеж

изъяв.н. – изъявительное наклонение

К – положение изучаемого звука в конце слова

Кс – контрастная (слоговая) структура

м. р. – мужской род

мн. ч. – множественное число

Н – положение изучаемого звука в начале слова

наст.в. – настоящее время

ОС – обратный слог

п. – предлог

П.п. – предложный падеж

прош. вр. – прошедшее время

ПС – прямой слог

Р.п. – родительный падеж

С – положение изучаемого звука в середине слова

с. р. – средний род

Сл – слово

Сл+Л – слово со звуком Л

Сл-Л – слово без звука Л

Сл+Ль – слово со звуком Ль

Сл-Ль – слово без звука Ль

согл. – согласный

СТЕЧ – изучаемый звук в стечении согласных

сущ. – существительное

Схс – сходная (слоговая) структура

т. к. – так как

Т.п. – творительный падеж

уд. – ударение

уд. гл. – ударный гласный

Искры «Ль»

Постановка и автоматизация звука Ль в слогах и словах с использованием ритмизированного речевого материала без иных артикуляторно сложных звуков и звука Л.

Знакомство со звуком Ль

Предъявление акустического и артикуляторного образа звука

Восприятие звука на слух и характеристика слуховых ощущений; подбор наглядно-образного символа предмета, издающего аналогичный звук.

Показ артикуляции и её характеристика, моделирование артикуляции на предметном уровне.

Характеристика звука Ль как речевого звука.


Хотя часто для предъявления согласного звука берут его в положении начале слова перед ударным гласным, мы возьмём его в абсолютном конце слова, где он испытывает наименьшее влияние окружающих звуков.

Послушайте слова и обратите внимание на звук в конце слова, который я выделяю голосом:

Е-ЛЬ, Да-ЛЬ, эма-ЛЬ, мо-ЛЬ, но-ЛЬ, ку-ЛЬ, тю-ЛЬ, жа-ЛЬ.

Каждый раз вы слышите звук Ль, голос звучит как железная ложечка, помешивающая чай в чашке – голос тонкий, высокий и как бы стихающий, тающий.


Обратите внимание на движения языком при произнесении звука Ль (зрительная опора на артикуляцию педагога): рот открыт, не слишком напряжённый кончик языка поднимается вверх и прячется за верхними зубами, будто поднятый, но лишь слегка раздутый парус лодки; посередине язык опущен вниз так, что с боков его края не соединяются с коренными зубами – во время произнесения звука здесь выходит струйка воздуха. Обратите также внимание, что горлышко во время произнесения звука дрожит.

Перед детьми бумажный зелёный или др. листочек, чуть скрученный поперёк, черешок листочка зажат пальцами или прижат пальцем к столу, «ветерок» дует на листочек, заставляя его раскручиваться и чуть подниматься вверх.


В дальнейшем опора на артикуляцию убирается (рот заслоняется ладонью или листом бумаги) и остаётся опора на слух и на тактильно-двигательный аппарат (работа идёт по слуховым и тактильно-двигательным ощущениям):

Характеристика звука Ль

Язычок при произнесении звука Ль:

1. Строит во рту преграду, поэтому мы скажем, что это согласный звук (нарисуем квадратик).

2. Не напрягает все свои силы (можно привести сравнение с мышцами плеча), мышцы немного мягкие, поэтому мы скажем, что это мягкий звук (закрасим квадратик зелёным цветом).

3. Горлышко поёт, когда произносится звук Ль, поэтому мы скажем, что это звонкий звук (поставим рядом с квадратиком колокольчик).

*Для согласных звуков можно использовать квадратики: синий – для твёрдых согласных, зелёный – для мягких; для гласных звуков для большей наглядности различий – кружки, закрашенные красным цветом.

Развитие фонематического восприятия (выделение слов со звуком Ль из ряда других слов)

Подготовительные упражнения с выборочным набором описанного в последующих главах лексического материала. При подборе материала руководствуйтесь перцептивной выделенностью звука (сильная позиция звука): во-первых, это положение в ударном слоге, затем непосредственно в предударном и только потом в остальных слогах; во-вторых, в начале слова, затем в конце и, наконец, в середине; в-третьих, в прямом слоге, а затем в обратном; в-четвёртых, не в стечении согласных. Также следует учитывать лабиализованность, ряд и подъём гласного: предпочтительнее брать гласный нелабиализованный, более переднего ряда, низкого подъёма. Гласный более заднего ряда, и особенно более высокого подъёма и при этом лабиализованный смазывают чёткость артикуляции звука Ль и сближают его в артикуляции со звуком Й.


Послушайте и скажите, в каком слове НЕТ звука Ль:

(материал можно давать по строчке или целиком всё стихотворение)

Учитель, поначалу, замедленно и с усилием произносит звук Ль.

Условные обозначения: Сл+ЛЬ – слово со звуком Ль, Сл-ЛЬ – слово без звука Ль, Н – положение изучаемого звука в начале слова, С – в середине слова, К – в конце слова, Кс – контрастная (слоговая) структура, Схс – сходная (слоговая) структура, СТЕЧ – звук Ль в стечении согласных.


ИСКРЫ «ЛЕ»+Сл-ЛЬ – Н – Схс

Лето, лента, лево, тень,

Боты, Лена, Лего, лень.

Лепит, лебедь, ванна, пень,

Лепет, *лемех, банка, день.

Дополнительная информация, которой можно воспользоваться для словарной работы при знакомстве с понятием.

*Лемех – часть плуга, его острый стальной наконечник, подрезающий пласт земли снизу.


ИСКРЫ «ЛИ»+Сл-ЛЬ – К – Кс

Липа, литий, ливень, пик, /…, либо, …, …,/…, лига, …, …,

Лихо, пена, лифт и лик,

Финик, фен, лимон, лиман,

Лида, линия, обман.

*Лиман – залив с извилистыми невысокими берегами при впадении реки в море, он образуется затоплением морем долин равнинных рек в результате небольшого погружения суши в море. (По материалам сайта: htttps://ru.m.wikipedia.org)

**Литий – редкоземельный металл, мягкий, серого цвета, может оставить ожог на коже; используется в батарейках и мощных аккумуляторах; при изготовлении лазеров; в пиротехнике для изготовления красных огней; с помощью лития получают очень прочное оптическое стекло; сплавы с литием прочные и лёгкие необходимы в авиакосмической промышленности. (По материалам сайта: htttps://ru.m.wikipedia.org)


ИСКРЫ «ЫЛЬ-И/ЭЛЬ»+Сл-ЛЬ – К – Кс

Мёд, обитатель,

Кот и метатель,

Быль, домино,

Пыль, кимоно.


ИСКРЫ «ЛЁ»+Сл-ЛЬ – Н – Кс

Лёва, кубик, Лёня, лёг,

Лёгкий, домик, книга, лёд,

Дима, Надя и телёнок,

Лён, бананы, пень, котёнок.


ИСКРЫ «ОЛЬ-ЭЛЬ»+Сл-ЛЬ – К – Схс

Моль, ноль, ком, толь,

Банка, китель, канифоль,

Куль, каток, вуаль, дуэль, /…ель,

Боты, мак, мель, капитель.


ИСКРЫ «ЛЮ»+Сл-ЛЬ+СТЕЧ – Н/С – Кс

Люда, окна, людный, лют,

Кухня, лютый, люди, люк.

Лютик, ухо и малютка,

Мох, мех, хлюпать и Анютка.


ИСКРЫ «ЛЬ»+Сл-ЛЬ+СТЕЧ – К – Схс

Моль, пена, тюль, даль,

Китель, ванна, киль, вуаль,

Куль, ковыль, мель, гниль и кони,

Капитель, фитиль и пони.


ИСКРЫ «ЛЯ»+Сл-ЛЬ+СТЕЧ – Н/С – Кс

Лямка, Ляля, ляпнуть, кот,

Клятва, тапки, кляп и ход,

Коля, Оля, топать, петь,

Тоня, Толя и потеть.

(Предлоги можно рассматривать как отдельное слово без звука Ль, но можно ограничится только знаменательными частями речи.)


Сравните слова, похожи ли они.

Педагог: Одно слово заколдованное, но мы можем расколдовать его, подобрав похожее, ответьте ДА или НЕТ.

Педагог: УТИК – ЛЯМКА? Ученик: НЕТ.

Педагог: УТИК – ЛЕТО? Ученик: НЕТ.

Педагог: УТИК – ЛЮТИК? Ученик: ДА.

Педагог: Молодец, ты/Вы отгадал(и) слово ЛЮТИК.


Послушайте слова и скажите, в каком слове ЕСТЬ/НЕТ звука Л (позиции разные):

Потемнели – темно – темнота.

Мели – подметали – подметание – выметенный.

Мыли – умыли – умытый – отмыли, /обмыли – отмытый – намыли – мытьё.

Обновили – обнова – ново, /новенький – новый – подновили.

Откуп – покупка – накупили, /покупал – докупили – откупные, /выкупили – выкуп – подкупили – подкуп.

Лить, мелить, калить, видеть, /пилить, лепить, выть, велеть, /белить, лелеять, любить, полили, поить, петь.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

(работа над сильной направленной воздушной струёй и моторикой артикуляционного аппарата)

Общие требования к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики (часть из них являются общепедагогическими):

1. Разучивать движения перед зеркалом, обеспечивающим зрительный контроль. Впоследствии можно будет перейти на тактильно-двигательный, т. е. по ощущениям от органов артикуляции во время выполнения упражнения. Для этого уже перед зеркалом параллельно зрительному контролю дают инструкцию закрыть глаза и запомнить движения и положения языка и челюстей при выполнении упражнений, можно попросить выполнить упражнение с закрытыми глазами, а потом проконтролировать результат по отражению в зеркале.

2. Правильная осанка: сидя на стуле, ноги упираются в пол или подставку, спина прижата к спинке стула, корпус держать ровно. Если ребёнок беспокойный, дать ему в руки игрушку, которая «будет смотреть на то, как он справляется с заданиями». Но лучше разыграть парную игру: выполнять упражнения по очереди – сотрудничество помогает ребёнку включиться в деятельность.

3. Придумать подходящие образы для упражнений артикуляционной гимнастики. Есть традиционные примеры и названия, но, если ребёнку, в соответствии с его интересами и ситуацией на уроке подойдёт другое название – смело действуйте.

4. Задействуйте в упражнении все анализаторы: тактильно-двигательный, зрительный и слуховой. Даже обоняние и вкус возможно использовать дополнительно, например: открой рот так широко, как будто хочешь целиком проглотить сочное и спелое яблоко. Также прибегайте к символическим рисункам и моделям. Дополнительные ассоциации помогают, как запоминанию, так и припоминанию.

5. Иногда приходится выдумывать новые упражнения, надо только чётко понимать их цель. Проще это сделать логопеду. Но и талантливые мамы и папы, бабушки и дедушки многое могут.

6. Дробление упражнения на элементы: не всегда выполнение упражнения по силам ребёнку. В таких случаях необходимо разделить выполнение упражнения на более простые движения, а инструкцию сделать проще и короче. Так Вы избежите отрицательных эмоций у ребёнка к занятиям.

7. Начинать выполнять упражнения в медленном темпе, а, по мере автоматизации движения, повышать и темп.

8. Язык при выполнении статических и динамических упражнений должен располагаться по средней линии.

9. Точность движения. При оценке конечного результата, язык не должен каждый раз неуверенно искать и менять нужную позу. У ученика должно быть и чёткое представление об упражнении: он должен сам припоминать инструкцию или её элементы по заданию педагога, быть способным показать хотя бы пальцем, как и куда надо будет сейчас поставить язычок. Это достигается периодическими контрольными вопросами, и подтверждающими показами, как со стороны педагога, так и учащегося.

10. Эталонное движение должно выполняться в полном объёме. Но не всегда это достижимо сразу. Установите максимально возможную полноту выполнения задания, остановитесь на этом и похвалите ученика, отметьте конкретно в чём сегодня был его успех. На следующем занятии «подтяните» навык к новым рубежам.

11. Симметричность выполнения. Статические и динамические упражнения должны выполнятся одинаково по основным осям симметрии, например: при выполнении упражнения «Лопаточка» высовывание языка из ротовой полости и уплощении его, тело языка располагается строго по средней линии, уплощение при этом должно быть равномерным.

12. Ритмичность. Выполнять упражнение надо под счёт или по условному сигналу, чтобы подавить импульсивность и связанные с этим неточности движений, а также для наращивания степени произвольности управления мышцами языка. Вместе с этим тренируется и речевое внимание.

13. Упражнения должны соответствовать цели: подготовка к постановке звука по плану обучения, выработки чёткости кинестезий и артикуляционных движений. Большое количество упражнений на одном уроке утомит маленького ученика. Поэтому определитесь с тем набором упражнений, который Вы дадите на уроке, обычно рекомендуется 3–4. Иногда можно попросить выбрать их ребёнка, это оживляет общение, учит проявлять инициативу и подготавливает к включению в деятельность.

14. Регулярность: чередование режима деятельности с отдыхом, а также переключение анализаторов и интерференция информации – не предлагайте много однотипной информации.

15. Критерии освоения навыка: произвольность, точность, полнота объёма и повышение темпа движения. (В этом автор опирается на работу Н. А. Бернштейна «Биомеханика и физиология движений».)


Бывает, что логопеду приходится отступать на первых порах от этих правил, перераспределяя нагрузку на поражённые и сохранные мышцы, развивая компенсаторные возможности органов артикуляции, чтобы впоследствии добиться коррекции произношения.


Выполните упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики (вариант).

Упражнения артикуляционной гимнастики надо сначала разучить перед зеркалом, а потом уже делать без него. Делайте упражнения в паре по очереди с ребёнком – такое «равноправие» придаёт ценность учебной деятельности и создаёт приятную атмосферу на занятии.

Дыхательная гимнастика:

Сделайте вдох носом и выдох ртом через неплотно сжатые губы.


Высуньте кончик языка и постарайтесь обхватить его губами, выдувая на него воздух.


Высуньте язык и пошлёпайте его губами на слог ПЯ-ПЯ-ПЯ, чтобы он стал плоским и широким как простынка или лопаточка.


Высуньте широкий плоский язычок-лопаточку и обнимите его губами, пусть его боковые края поднимутся вверх, и он станет похож на желобок.


Подуйте на язычок-желобок, пусть по нему побежит холодный ветерок.


Подуйте через язычок-желобок на кусочек от коктейльной трубочки, так, чтобы он укатился далеко-далеко. Замените трубочки лёгкими карандашиками, а затем ватными или пенопластовыми и т. д. шариками и подуйте на них так, чтобы они катились по прямой, например, до ворот, до гнёздышка.

Артикуляционная гимнастика:«Большой шарик – маленький»

Рот раскрыт широко, как будто из большого окошка должен вылететь большой шарик.

Стянуть и вытянуть губы, как будто из маленького окошка должен вылететь маленький шарик.


Произнести гласные звуки:

АУУУУ (акцент на У), УАААА (акцент на А).

«Улыбка – трубочка»

Улыбнёмся солнышку и посмотрим в подзорную трубу: губы растягиваются в улыбке, а затем собираются и вытягиваются, как при звуке У.


Произнести гласные звуки:

ИУУУУ (акцент на У), УИИИИ (акцент на И).


Произнести гласные звуки:

АУУУУ – УАААА – ИАААА – УАААА – АИИИИ.

Сказочная импровизация на тему моря

Мы приехали на море. Море сегодня спокойное, а песочек на пляже тёплый, но неровный. Чтобы нам лежалось под солнышком удобно мы разравниваем песочек.

«Лопаточка» – в тему нашему рассказу мы можем назвать это упражнение «Спокойное море»

Губы в улыбке (такое положение губ поможет распластаться языку), зубы видны, рот открыт нешироко. Язык высовывается из ротовой полости и лежит плоско, как лопатка, на нижней губе. Если язык беспокойный и лопаточка не получается, можно применить известное пошлёпывание по язычку губами на слог ПЯ-ПЯ-ПЯ – назовём это действие «Разравниванием песочка на берегу или на дне моря», либо «Пошлёпыванием вёслами по воде».

Если этот приём не помогает, то можно пошлёпать лёгким, плоской коктейльной палочкой по язычку. Также можно использовать следующий приём: мы будем «Сушить бельё на солнышке»: нужно высунуть язычок и повесить на него платочек, так чтобы он не сваливался вниз (кончик языка надо держать ровно на одном уровне), и стараться «расправить» платочек, распластывая язык, чтобы «платочек высох под солнышком».

«Иголочка», или в нашем варианте «Брёвнышко»

Мы лежим на берегу под солнышком и смотрим на море и вдруг мы заметили плывущее к нам брёвнышко. Это где-то в горах была гроза и в реку упало сухое дерево, а река принесла его с дождевой водой в море.

Попросить ребёнка высунуть изо рта напряжённый, как иголочка или брёвнышко, язычок. Если язычок не удерживается в одном положении, можно попросить ребёнка дотянуться кончиком языка до конца карандашика.

«Лопаточка – иголочка» или в нашем варианте «Море и брёвнышко»

Брёвнышко то исчезает в волнах, и мы видим только море, то появляется снова.

Губы в улыбке, рот открыт наполовину, зубы видны, язык высунут вперёд и меняет форму: «Спокойное море» (плоский и широкий) – «Брёвнышко» (узкий и круглый).

«Парус I», или «Качели»

Спуск и подъём паруса.

Нам стало жарко и захотелось окунуться в море и поплавать на лодочке. Лодочка у нас с парусом, сейчас мы его проверим, мы будем поднимать его и опускать, а затем поднимем и отправимся в путь.

Рот раскрыт широко, язык высунут, кончик языка качается вверх-вниз, направляясь:

К подбородку – к носу.

К верхней губе – к нижней губе.

За нижние зубы за верхние зубы.

«Волны», или «Горочка»

Подул ветерок, он раздул наш парус, а море заиграло волнами, и понесло нашу лодочку вперёд.

Рот раскрыт, губы в улыбке, язычок упирается в нижние зубы, а средняя часть выгибается крутой волной. «Волна» то приближается, то отдаляется – язык напирает на кончик и сильнее выгибается вперёд, то оттягивается назад, не теряя контакта с нижними зубами.

Если ребёнок не может сделать это упражнения, заведите в рот ребёнка обёрнутый платком палец и попросите его вытолкнуть Ваш палец изо рта. Или возьмите пуговку на толстой нитке (для страховки) и положите её на дно рта у нижних зубов, затем попросите ребёнка вытолкнуть пуговицу изо рта.

«Лодочка»

Вот мы отплыли далеко от берега, впереди островок. Мы подплываем к нему и вытаскиваем нашу лодочку на песок, чтобы её не унесло в море.

Рот раскрыт широко, язык высунут, но не напряжён, кончик языка направляется за верхние зубы (боковые края языка не смыкаются с коренными зубами), как будто из волн появляется и пропадает нос лодочки.

«Прибой», оно же «Вкусное варенье»

На море появляются лёгкие волны, они набегают с ласковым шумом на берег – это прибой облизывает берег как язычок губы.

Высуньте широкий язык и поднимите его, оближите верхнюю губу, сползая сверху вниз, как волна на прибрежный песок.

«Ракушка», или «Чашечка»

Мы гуляем вдоль берега, здесь совсем не глубоко. Нам попадаются разноцветные гладкие камушки и ракушки. Какая радость! В одной из ракушек мы нашли жемчужину.

Рот широко раскрыт, губы в улыбке, зубы обнажены, приподнимаем передний и боковые края языка, чтобы в середине образовалась ямка. Представь, что в чашечке чай, а если это «Ракушка», то – жемчужину. Используйте при необходимости механическую помощь: капните на язычок ребёнка каплю воды и попросите его удержать её; положите в серединку языка бусину или пуговицу на нитке (нитка нужна для избегания падения или проглатывания бусины или пуговицы).


Научиться удерживать «Чашечку» с чаем, или «Ракушечку» с жемчужиной.

Научиться заносить «Чашечку» с чаем, или «Ракушечку» с жемчужиной, в рот.

Научиться поднимать «Чашечку» с чаем, или «Ракушечку» с жемчужиной, за верхние зубы.

Научиться поднимать «Чашечку» с чаем, или «Ракушечку» с жемчужиной, за верхние зубы и дуть на них.

Если это упражнение не удаётся, сделайте снова упражнение «Прибой», доведите его до автоматизма и медленно переходите к упражнению «Чашечка».

«Боковая качка», или «Часы»

Мы плывём обратно, нашу лодочку качает на волнах то с боку на бок, то вниз – вверх.

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ходит в стороны от одного угла рта к другому.

Сначала могут получится только общие движения языка в стороны, но затем надо добиться, чтобы углов рта касался только самый кончик языка.

«Лодочка ныряет в волнах»

Продольная качка вверх-вниз.

Язычок поднимается над нижними зубами и опускается снова. Основная масса языка лежит глубоко на дне ротовой полости, работает только кончик языка.

«Штиль»

На море стало спокойно и нос лодочки больше не пропадает в волнах: длительно удерживайте кончик языка за верхними зубами.

«Парус II»

Ветер стал крепче и с силой раздул наш парус и быстро понёс нашу лодочку обратно к дому.

Рот раскрыт широко, напряжённый кончик языка направляется за верхние зубы, но по бокам не смыкается с зубами, как будто над лодочкой поднимается парус. Упражнение надо повторять до тех пор, пока уйдёт излишнее напряжение мышц, т. к. слишком большое напряжение мышц средней и задней части языка приведёт к укорочению и подъёму этих частей языка к нёбу, и тогда звук будет смягчённым.

«Хрустальная палочка»

Нас заметила русалка и плывёт за нами вместе с дельфинами, у ней в руках хрустальная палочка. Русалочка касается ею волн и на волнах появляются белые барашки, а сами волны рассыпаются в звенящие брызги.

Язычок – это волшебная хрустальная палочка, а зубы – барашки на волнах. Пусть наша палочка касается разных зубок и звенит: подавать голос в момент прикосновения кончика языка к зубу – получатся краткие звуки – ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ.

Постановка звука Ль

Звук Ль – сонорный (спектр гармонических колебаний близок к таковому у гласных, этот звук не имеет глухой пары), переднеязычный, смычно-проходной (смычка кончика языка с альвеолами верхних зубов, а проход для выдыхаемого воздуха по бокам языка), мягкий.


Рот раскрыт на ширину пальца, губы в улыбке, зубы обнажены, кончик языка поднят вверх и находится десне (на альвеолярном отростке верхней челюсти) за верхними зубами.

Медленно, не торопясь и сильно не напрягая мышцы языка, поднять кончик языка к верхним зубам и поставить его за верхними резцами. Сигналом к упрочнению навыка будет невольное убыстрение темпа выполнения этого задания учащимся. Оно необязательно достигается на одном занятии. Важно также не перегружать мышцы долгими упорными повторами. Достаточно сделать несколько раз и сделать паузу до следующего раза. В целом детям для автоматизации навыка необходимо выполнить любое упражнение около 20 раз за несколько подходов, а взрослому 20 раз за подход.

На страницу:
1 из 4