bannerbanner
Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки
Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Полная версия

Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 10

Самопознание есть несовершенное, отличающееся от идеала состояние жизни. Бытие не нуждается в познании и не имеет его формы. Познание есть стремление к совершенству, к тождеству идеала и действительной жизни. Познание начинается с отклонения действительной жизни от идеи, с определения идеала. Познание призвано определить путь осуществления идеи, преодолеть несовершенство жизни. Сущее познает себя, разделяясь в себе. Идея и действительная жизнь, материя есть стороны этого разделения. Изгнание избранного к самопознанию отрока из дома вечного Отца, из жизни и мира есть распятие его «на скалистых разломах хребтов» на краю земли. Вечный Отец определяет Сына к жизни в цепях несвободы – так, в разделении Сына и Отца, осуществляются познание и эволюция. Распятый на скале или кресте может только мыслить, определять в мышлении путь вечной жизни. Разделение Сына с вечным Отцом есть в себе и субъект и предмет единого познания. Индивид в себе есть идея беспредельной жизни. Если идея осуществляется несовершенно, то идеал и действительная жизнь разделяются, начинается познание. Ограничение идеи в полагании есть определение идеала. Идеал определяется в ограниченной практике полагания индивидом себя в мир. Ограниченная и определенная идея есть форма знания себя. Идея хочет утратить себя в свободе полагания. Самопознание есть путь понимания, путь идеи к осуществлению в практическом полагании. Разделение Сына и Отца означает, что мир должен быть изменен, должна быть изменена форма человеческого полагания. Единое познание есть определение пути осуществления идеи родовой жизни. Только прикованный и несвободный Сын Божий может мыслить о жизни в общих понятиях и познавать общее, а живущая благополучно, свободная особь мыслит о своей выгоде, конкретно. Пригвожденный, лишенный возможности полагать Себя Сын Бога мыслит о родовой, общей, Божией выгоде, а не о Своей, частной. Прометей призван Отцом Богом, неумолимой судьбой мыслить о человеческом роде. Изгнанник, живущий абстрактной жизнью, мыслит абстрактно. Сущий на краю жизни, прикованный и распятый представляет собой эволюционирующий человеческий род. Самопознание означает, что жизнь, став в себе противоречием, ищет путь его преодоления. Разделение жизни в себе есть противоречие идеи и материи, желания и осуществления. Идея должна принять новую форму полагания. Полагание имеет форму учения о человеке, о пути вечной жизни. Знает себя противоречие, разделение идеи и практической жизни. Другого знать нельзя, но знание себя есть единственная форма знания.

Знание называют субъективной реальностью, а явление жизни – реальностью объективной. Знающая себя реальность разделена и имеет единую форму явления и понимания сущности, вещи и знания. Двух реальностей нет, но вещь и знание, явление и понимание есть стороны единой субъективности сознания. Реальность, знающая себя, имеет материально-идеальную форму. Жизнь может быть и в бессознательной форме. Форма бессознания есть беспредельность, тождество, одно. Бессознание есть тождество материи и идеи, явления и понимания. Об одном, о тождестве всего ничего нельзя сказать, поскольку нет различия и определенности одного и другого. Некорректно пытаться представлять эту реальность, поскольку представление есть определенность знающей себя реальности. Единство противоположностей, дуализм, разделение знания и явления, идеи и материи есть необходимая форма сознания и познания. Монизм, тождество всего в одном есть состояние бессознания. Идея и материя, умозрение и чувственность есть разделение одного, тождества, форма сознания. Всё, всеобщее не может быть определено ничем другим, не может иметь противоположности – тогда бы оно было стороной единства, а не всем, не одним. Всё, одно определяется в себе путем разделения противоположных сторон. Противоположные стороны понятия себя, сознания – идея и материя.

Явление есть определенность созерцательной практики, чувственное знание. Восприятие явления есть его осознание, понимание сущности. Явление и сущность есть разделение несовершенной, созерцательной жизни. Бытие не имеет такого разделения – осуществление его не расходится с идеалом. Сущность явления есть осознание его, понимание идеи. Если нет явления, нет и существования: индивид не знает вещи существующей и не знает себя существующим. Отсюда понятно, что всеобщая сущность явления, всеобщее знание есть существование как отношение индивида и внешней среды. Индивид знает свою жизнь как отношение разделения себя с внешней средой, существование. Разделенная жизнь, познание имеет одной своей стороной чувственное созерцание, другой стороной – умозрение. Индивид знает действительность и идеал: мир есть место изгнания и, в возможности, родной дом. Сознание есть определенность явления остановленной жизни и представление идеала. Особенная сущность единичной вещи есть особенное отношение индивида и внешней среды, особенность предмета. Сущность вещи есть понимание ее идеи и отличающейся от идеи действительности. Всеобщее понимание, сознание есть понятие всеобщего отношения жизни, единства действительности небытия остановленной жизни и идеи бытия.

Почему человек имеет сознание, познает, размышляет о сущности? Почему бытие переходит в форму знающей себя жизни? Благополучная жизнь в доме вечного Отца и знание добра и зла в изгнании, бытие и мышление есть противоположные – совершенная и несовершенная – формы жизни. Жизнь, становясь несовершенной, переходит в форму самопознания. Разделение индивида с внешней средой, с вечнозеленым райским садом есть разделение действительной жизни и идеала, явления и сущности, сознание. Жизнь, активность идеи, не находя пути в практику, принимает форму самопознания. Что значит познавать? Жизнь есть полагание себя идеей. И практика, и самопознание, мышление есть деятельность идеи. Идея, не находя пути практического полагания, принимает форму предполагания, мысленного, воображаемого полагания. Путь идеи есть путь отождествления. Как практика есть непротиворечивое соединение вещей, так и мышление есть поиск идеей пути тождества, отождествление представлений. И практическое полагание и умственное предполагание могут происходить только по пути тождества, соответствия.

Что достигается в мышлении? Мышление, предполагающая деятельность идеи есть подготовка практического полагания. Мышление есть поиск идеей пути в практику. Практическое полагание мыслителя, осуществление его идеи имеет форму учения о человеке, теории жизни. Поскольку миру нужно это учение, показывающее путь исторической практики, то мыслитель достигает своим полаганием соответствия с миром. Познавать, понимать – стремиться к соответствию со средой. «Понять», в ближайшем смысле, – «принять» как соответствующее своему желанию, идее, тождественное себе. Путь «понимания» в совершенной практике есть путь присвоения, отождествления, удовлетворения потребности. Бытие есть путь тождества, соответствия. И мысленное понимание доставляет удовлетворение: понимание есть открывшийся новый путь движения идеи к свободе, путь мысленного отождествления. В практике потребления индивид «понимает» вещи своей душой: понять – принять, согласиться, удовлетвориться. Остановленная жизнь, разделение с благом есть, с психической стороны, состояние непонимания. Непонимание есть незнание пути жизни к благу, неизвестность пути тождества, отсутствие смысла жизни. Если жизнь не соответствует идее, опыт ее отрицателен, то непонимание есть недовольство собой, беспокойство, переживание неизвестности своего пути. Неблагополучие есть стремление к соединению с благом, к пониманию, тождеству. Осознанию подлежат отрицательный опыт, действительность жизни. Понимание есть соединение в воображении разделенных сторон сущего – самого себя и внешней среды, представление идеала. Изгнанник осознает свою неблагополучную жизнь, отношение разделения в единстве с воображаемым идеалом соединения. Благополучие есть совершенное соединение со средой, процесс потребления, удовлетворенность, тождество безмыслия. Мышление есть разделение индивида с общей жизнью и разделение в уме, в представлении воображаемого идеала и действительного неблагополучия. Пониманию, мысленному отождествлению подлежат разделенные стороны действительности, должные в идеале быть тождественными. Непонимание, противоречие переходит в состояние мысленного понимания, соединения с благом в представлении. Состояние недоумения, непонимания переходит в мысль. Мышление есть путь понимания. Мыслительный процесс есть определение пути и формы практического полагания. Возникающая мысль есть отождествление себя с благом в представлении, определение пути идеальной жизни. Действительное состояние индивида есть разделение, но мыслит он соединение; в себе он есть представление идеала жизни и понимание своего действительного состояния как несовершенного.

Особь не может жить без соединения с внешней средой. Среда дает особи жизнь, продолжает ее в потомстве в вечность и бесконечность. Целое, жизнь есть единство особи и внешнего мира. Жизнь может иметь формы соответствия и несоответствия. Соответствие есть совершенная жизнь, бытие, тождество бессознания. Несоответствие есть противоречие индивида в себе, самопознание. Внешняя среда, с которой особь находится в соответствии, – и место райской жизни, дом вечного Отца, и дерево жизни с его плодами. В состоянии несоответствия внешний мир для индивида есть только предмет чувственного созерцания, явление, а не дом Отца, дающий кров, и пищу, и плоды дерева жизни.

Сознание, знающая себя жизнь есть состояние противоречия: внешний мир, должный быть в идеале продолжением индивида, в действительности есть его предел, ограничение, отрицание. Жизнь, должная быть тождеством бессознания, в индивиде разделяется, становится двумя сторонами сознания. Индивид, разделенный в явлении с внешним миром, в себе имеет форму противоречия идеи и жизни. Жизнь переходит в форму самопознания. В индивиде противостоят и взаимно определяются отрицательный опыт действительной жизни и идея, идеал. Определенность противоположных состояний, когда индивид, испытывая и переживая зло своего изгнания, осознает возможность благополучной жизни в доме вечного Отца, есть сознание, мышление.

Если для индивида познание есть средство достижения соответствия со средой, то для сообщества оно имеет форму технического развития. Окончание познания означает полноту знания и совершенство практической жизни. Человек должен познать все, должна быть создана единая наука. Мыслитель, вставший на путь единого понимания, не может не задуматься о том, что есть всё, всеобщее, поскольку он должен определить всеобъемлющий, единый предмет познания. Стремясь к определению всего сущего, он задумывается о мире, о космосе, его пространственном и временном измерениях, пытается определить в представлении мир извне. Форма объективной, эмпирической определенности, когда конечная вещь определяется относительно внешних ей вещей, переносится и на мир в целом в попытке его умственного определения. И мир в целом индивид пытается определить в представлении как конечную вещь. Но ни в представлении, ни в опыте невозможно определить внешнюю границу мира, поскольку невозможно представить, чтобы пространство где-то заканчивалось. Определить вещь объективно, в явлении – определить ее границу, предел, отличить от другой вещи. Предел вещи есть внешняя среда, другая вещь. Форма определения вещи в уме – представление ее самой и внешнего окружения. Космос, все сущее невозможно представить конечным, имеющим предел, внешнюю границу. Если допустить, что мир есть все и кроме него ничего нет, то он не может иметь предела. Но и беспредельным мир нельзя представить, поскольку форма представления и понимания – различение одного и другого, представление нечто и внешнего ему другого нечто, вещи и ее окружения. Представление есть форма понимания, определенности, а невозможность представления есть невозможность понимания. Невозможно представить и понять ни конечность мира в пространственном и временном измерении, ни его бесконечность.

Мир не может быть определен извне ни в пространстве, ни во времени. Неопределенность мира извне есть невозможность определения на этом пути единого предмета познания. Рассуждая отвлеченно, в какой форме может быть определенность всего? Всё есть то, вне чего ничего нет, ведь если бы было что-то вне всего, то оно не было бы всем. Поскольку всё не может иметь ничего вне себя, то оно и не может быть определено через другое, внешнее себе. Всё, рассматриваемое как одно, не может иметь определения: всё как одно есть ничто. Всё как одно есть тождество противоположных определений, отсутствие смысла, понимания. Определить – очертить границу, но всё по своему понятию не может иметь внешнего ограничения, предела. Если внешнее определение предмета называть объективным, то мир извне не может быть понят объективно. Понять, мыслить, представить можно только конечное тело и его окружение.

Мыслитель, стремясь объективно определить мир, вскоре видит невозможность такого предмета. Объективно, извне мира как единого предмета познания нет. Вопрос, к которому индивид с необходимостью приходит, есть вопрос о том, как вообще возможна определенность. Может быть определен такой предмет, который ограничен другим, внешним предметом. Взаимно определены при этом в их различии и тождестве оба предмета. Если это определенность в пространстве, то предмет определен внешними ему предметами, а если определенность временная, то некоторый промежуток времени определен предшествующим ему и последующим временами. Любой частный предмет определяется в отношении его с другими, внешними ему предметами. Для определенности предмета наряду с ним должны быть другие предметы. Такую определенность называют объективной. Эмпиризм, являющийся методом всех частных наук, знает только объективную определенность, а субъективной, метафизической определенности он не знает. Всеобщий предмет, весь мир объективно определен быть не может. Все не может быть определено относительно другого, поскольку тогда оно не будет всем. Всё есть то, внешнего чему нет. Мир в целом не может быть определенным извне, объективно, поскольку наряду с ним ничего нет. Вместе с тем всеобщим предметом познания может быть только весь мир, сущее, поскольку нет ничего более всеобъемлющего.

Ум человека бессилен достичь внешней определенности мира, поскольку это невозможно. Уже первые древнегреческие мыслители, мыслившие естественно, ни на кого не оглядываясь, столкнулись в своем поиске начала единого познания с неопределенностью всеобщего сущего, космоса при попытке его объективного определения. Как отправной пункт, начало логического мышления Анаксимандр выдвигает понятие апейрона – неопределенного всего. Позднее и Гераклит говорит о всеобщем как о неопределенном одном, тождестве: «Не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все – едино». Всеобщее не может быть определено другим, но оно есть тождество одного. Определенность всеобщего предмета, которую ищет мыслитель, есть форма сознания и понимания. Определенности понимания предшествует неопределенность, непонимание, тождество безмыслия. Неопределенность есть тождество противоположных определений, отсутствие мысли: мир конечен и бесконечен, имеет начало во времени и не имеет. С тождеством, формой неопределенности и бессознания не нужно смешивать единство противоположных представлений, которое есть форма определенности, сознания. Мыслитель, стремящийся к определенности предмета познания, замечает, что внешний мир есть его субъективное определение, функция практики. Время существует для индивида, потому что он имеет память и помнит прошлые события. Определенность прошлого и будущего существует только в уме в форме образов памяти и воображения. И настоящее как единство прошлого и будущего есть определение ума, представление. Некорректно рассматривать сущее без определяющего его индивида, поскольку внешний мир есть субъективное определение, функция практики. Сущее не может быть предметом объективного познания.

Как определяются мир, сущее? Поскольку вне всего сущего нет ничего другого, определяющего его, то оно может быть определено только в себе. Определенность возможна только в разделении. Мир, чтобы быть определенным, должен разделяться в себе. Объективно, в явлении разделение сущего в себе есть разделение индивида и внешнего мира. Сущее определяется в себе и для себя в лице индивида, субъективно. Каждая особь есть центр и чувственный фокус мира. Мир есть определенность индивида в себе, сознание. Сущее определяется как отношение индивида и внешнего мира, действительная жизнь. Изгнанник ограничен внешним миром в полагании и поэтому определен в себе. Внешний мир определен индивидом как останавливающий его полагание. Мир определен как осознаваемая индивидом его действительная, остановленная жизнь. Вопрос о возможности определенности есть вопрос о возможности сознания. Сознание есть определенность сущего в себе и для себя. Самоопределение сущего означает, что оно становится в себе предметом самопознания. В познании определяется в индивиде действительная жизнь. Сущее определяется в себе как несовершенное и стремящееся к совершенству. Сущее определено как несоответствие действительной жизни идее. Самопознание есть осознание практического противоречия. Единая определенность, включающая объективную определенность частных наук, есть субъективность, сознание.

Откуда берутся противоположные определения, когда мыслитель представляет мир в целом, пытается определить его извне? Мир, представляемый извне, оказывается тождеством противоположных определений: мир конечен и бесконечен, вечен и преходящ, всё и ничто. Тождество противоположностей есть неопределенность, отсутствие мысли, понимания. Определенность, понимание есть единство противоположных определений. Одно не может быть предметом понимания, но определенность мысли есть различение одного и другого, единство противоположных представлений. Нужно говорить о форме понимания, мысли, если равно непонятно то, что мир конечен, и то, что он бесконечен. Практический опыт, определяющий форму понимания, свидетельствует о том, что все тела конечны и находятся в окружении других тел. Поэтому невозможно понимание и бесконечной вещи, и конечной, не имеющей ничего вне себя. Мир, когда пытаются мысленно рассматривать его извне, представляется как большая, но все же конечная вещь. Это происходит потому, что именно такова форма представления предмета. Форма понимания есть форма практической жизни, явления. Мышление к бесконечному, неопределенному предмету, каким является мир, космос, применяет форму представления конечной вещи. Мышление имеет форму представления единства конечного тела и его окружения. Поэтому все, рассматриваемое как одно, есть отсутствие мысли, тождество противоположностей.

Мир не может быть определен извне, и не в этом цель познания. «Бесконечное познание бесконечного мира» есть задача познания в обывательском мнении. Нет такого предмета познания, как мир в целом, определяемый извне, объективно. Известны частные науки и их частные предметы, но ни о всеобъемлющем познании, ни о всеобщем его предмете пока ничего не известно. С древних времен мыслители стремились к единому пониманию сущего, но усилия эти не увенчались успехом, единой науки о жизни пока не было. Необходимость завершения познания в конце истории означает, что знание человека будет полным. Человек должен познать все. Но что есть всё для познания? С необходимостью возникает вопрос о всеобщем предмете. Если сущее не может быть определено объективно, то какую форму определения оно имеет? Сущее определяется субъективно, для себя, путем разделения в себе. Одно, тождество бессознания разделяется в себе; возникает определенность противоположных действительности и идеала, явления и понимания сущности, материи и идеи. Определяющееся в себе всеобщее сущее, единый предмет познания есть индивидуальная жизнь. Определенность жизни в себе и для себя есть сознание. Сущее в форме сознания есть жизнь в себе, отношение индивида с миром. Жизнь есть и субъект и предмет самопознания. Предмет самопознания – не внешний мир, но отрицательный практический опыт соединения с ним, разделение идеала и действительности. Единый предмет самопознания есть единство предметов чувственного созерцания и ума. Определенность единого предмета, субъективность сознания имеет форму единства противоположных материи и идеи, явления и понимания сущности.

Познание есть остановленная жизнь, невозможность полагания, необходимость решения противоречия идеи и действительности. Познание может быть частным или всеобщим, единым в зависимости от того, какое противоречие оно решает. Единое познание есть решение всеобщего противоречия. В едином познании остановленная жизнь становится для себя предметом. Опыт остановленной жизни есть опыт единого познания. Человек обретает себя в полной мере, открывает себя как единый предмет познания, делая предметом познания все. Стремясь к познанию всего сущего, мыслитель обретает в познании самого себя, свою жизнь. Самопознание есть единое познание. Исходное состояние познания – разделение с благом, с внешним миром, неосуществленность идеи. Предмет познания – противоречие идеала и действительной жизни. Цель познания – благополучие, тождество идеи и жизни. Познание есть поиск пути осуществления идеи бытия, вечной жизни.

В познании, рассматривая свою несовершенную практику, свое разделение с внешним миром, изгнанник ищет путь осуществления идеи. Цель познания – совершенство жизни, непротиворечивое соединение со средой. Несовершенная практика, отрицательный опыт полагания имеют форму явления разделения с благом. То, что называют эмпирическим познанием, есть, по сути, практика, описание и классификация явлений, опытных фактов. Познание есть понимание сущности, идеи явления, определение пути совершенной практики. Всеобщее, единое познание есть определение истины жизни, пути ее к совершенству. Решение противоречия действительности и идеи есть познание жизнью самой себя, самопознание.

Невозможно познание предмета внешним ему субъектом, поскольку и нет таких субъекта и предмета. Невозможен предмет, внешний субъекту. Предмет содержится в субъекте как его знание. Единое познание возможно только как самопознание, и оно есть субъективное состояние углубления в себя, сознание. Предмет самопознания есть знание о мире в форме отрицательного практического опыта. Бытие не осознает себя, но знает себя небытие, остановленная жизнь. Отрицательный практический опыт имеет форму сознания как знания действительности и идеала, явления и его сущности. Знание есть предмет познания. При наивном понимании познания индивид есть субъект, а внешний мир – предмет. Но в действительности жизнь, останавливаясь, принимает форму знания себя и становится субъектом и предметом самопознания в индивиде.

Объективная форма самопознания – разделение с благом, неблагополучие остановленной жизни. Психическая, субъективная форма познания есть разделение представлений действительности и идеала, состояние сознания. Истина являющегося блага осознается. Осознание явления есть понимание его сущности, представление идеала. Осознавая свой отрицательный опыт, индивид, жизнь в нем познает себя, свою идею, ищет в мышлении путь ее осуществления. Предмет самопознания есть знание. Жизнь определяется, разделяясь в себе и обретая себя в форме знания себя. Противоположные стороны определенности есть явление действительного разделения с благом и представление соединения, идеал. Индивид, обретая ограничение, предел своему полаганию, определяется в себе. Знание себя есть определенность жизни в себе, предмет познания. Субъект самопознания – не индивид, но то, о чем знание, остановленная жизнь. Жизнь совершает в индивиде свой процесс познания. Субъективность познания есть объективный процесс. Самопознание совершается не произвольно, но вынужденно, необходимо. Мыслитель несвободен в познании: он хочет жить, но вынужден быть вне жизни на краю земли и познавать, мыслить. Самопознание есть состояние несоответствия и несвободы. Идея жизни определена вечным Отцом к поиску в мышлении пути свободы.

Эмпирические исследователи природы, знающие только определенность чувственности, объективность, считают, что предмет познания есть чувственно воспринимаемый внешний мир. Такому воззрению на познание противоречит тот факт, что и животные воспринимают мир чувственно, однако не знают своего восприятия, не познают. Познания нет, если жизнь совершенна. Человек не внешний мир познает, но свое практическое разделение с миром, остановленную жизнь. Предмет познания есть отрицательный практический опыт. Познание есть осознание явления остановленной жизни, понимание идеала. Человек есть мера: несовершенство действительной жизни он сознает относительно себя, своей идеи. Познание есть поиск пути изменения практической жизни в соответствии с идеей. Человек познает не внешний мир, но свое ограничение внешней средой. Самопознание начинается тогда, когда полагание индивида ограничивается внешним миром. Мир определяется для индивида как его ограничение, действительная жизнь. Познание есть поиск нового пути полагания. Познание есть перерыв в практике жизни, решение противоречия. Познание исходит из практики и завершается в ней.

На страницу:
9 из 10