Полная версия
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
Наша гипотеза такова. Ассуритов было немного, но, конечно, они имели свой язык; расселяясь на земле многочисленных хурритов, они рисковали быть ассимилированными последними. Как свидетельствуют археологи, самый древний храм Ниневии был посвящен хурритской богине; видимо и говорили в Ниневии по-хурритски. В какой-то момент, чтобы сохранить свою идентичность, ассуриты решают покинуть Северную Ассирию, где находилась Ниневия, и уйти в Южную (две части Ассирии разделял река Большой Заб). Так и поступили; на юге построили новое поселение, возможно, Ашшур.
Затем состоялся общий исход на юг Двуречья, об этом мы уже говорили выше. Самара, Убейд, Шумер – в итоге ассуриты оказались ассимилированы родственными шумерами-арфаксидами. Все это происходило в дописьменный период и не оставило следов. Пришло время и шумеры вернулись (если так можно сказать) на бывшие земли бывших ассуритов, в Ассирию, и заселили их, постепенно вытеснив автохтонов-хурритов. Что надолго вбило клин между месопотамскими симитами и обширным хурритским кланом.
Так ассирийцы стали говорить на шумерском языке. Саргон принес в Ассирию аккадский – и ассирийцы заговорили по-аккадски. Впрочем, как и весь Шумер. Еще позже аккадский постигла участь шумерского: его вытеснил арамейский.
С приходом шумеров в Ашшур (так тогда называлась Ассирия) там был образован удаленный шумерский ном с ассирийской спецификой. АЛУМ АШШУР – так он назывался, что означало просто «община Ашшур». Подобно другим шумерским номам, здесь имелось народное собрание и совет старейшин, которые выбирали укуллума – должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами. Существовала также и наследственная должность правителя – ишшаккума, который ведал религиозными, строительными и военными делами (вспомним славного Гильгамеша с его «двухпалатным парламентом»! ) [10.20; 10.21]. Часть этих укуллумов и ишшаккумов вошли в список царей Ассирии, сгруппированные как «Цари, жившие в шатрах», «Цари, которые были предками» и, наконец, «Правители Ашшура» [В: Ассирийские цари].
Затем пришел Саргон и присоединил города Ассирии к Аккаду, назначив в них своих наместников. Не исключено, что среди наместников-аккадцев были и хурриты, еще составляющие значительную долю населения Ассирии. К тому же, как мы знаем, хурриты были союзниками аккадцев-касситов.
С концом хамитского Аккада подняли головы симитские сепаратисты Ассирии. Но это был фальстарт, пришли гутии и разрушили Ашшур. Наконец, в Шумере случился ренессанс: к власти пришла III династия Ура. Ее цари считали Ассирию одним из округов своей державы и назначали ей правителей. Один из правителей, некто Зарикум, вошел в историю, оставив древнейшую из дошедших до нас надписей из Ашура, посвященную «ради жизни» урского царя Амар-Суэна, «бога, дающего жизнь стране», правившего в Ур-3 приблизительно в 2045—2037 гг. до н.э.
Вскоре после этих зарикумовских излияний, воспользовавшись упадком Ур-III, к власти в Ассирии пришла династия правителей Пузур-Ашшур («Тайна Ашшура»). Вот уж действительно тайна: откуда пришли, куда ушли? Но удерживали власть около двух веков (с -1975 г. по -1813 г.). Судя по наличию в царском списке этой династии имен «Саргон I» и «Нарам-Син», пузуриды были приверженцами аккадцев, возможно, касситами. Оказалось, почти. Археологи нашли несколько тысяч документов из небольшого укрепленного поселения Пузу (современное городище Иорган-Тепе) в стране гутиев Аррапхэ. Документы эти писаны на аккадском с характерными для хурритов ошибками [В: Ассирийские цари]. Сомнений нет, династию Пузуридов создал гутий Пузур-Ашшур I.
Причину этой «вылазки» гутиев мы попробуем объяснить ниже. Скажем лишь, что она не была спонтанной, скорее продуманной и согласованной. В первую очередь с касситами, которые и отправили гутиев в «командировку» (напомним, что, возможно, уже в это время гутии и касситы объединились в одну страну). Касситы же согласовывали свои действия с теми хамитами, кто разыгрывал месопотамскую карту в большой симито-хамитской игре. И потому когда пришло время и в Ашшур из аморейского Вавилона был направлен отряд амореев, все обошлось по-тихому, по-семейному, без мордобоя. Ассирия стала царством, а первым ее царем стал аморей Шамаши-Адад I. Многие считают, что отсюда «есть, пошла» держава ассирийская.
Пузуриды оставили Шамаши-Ададу неплохое наследство. Развивалось богарное земледелие, яйлажное скотоводство, ремесленничество. Но их главные достижения были в торговле: удалось проникнуть в Анатолию и даже создать там торговые колонии. В текстах колоний (найдено около 15000 табличек) говорится о 22 торговых поселениях касситов, среди которых были большие колонии (карум) и небольшие (вабартум) – временные станы с военными гарнизонами. Наиболее известными карум были колония близ Каниша и город Кушшара (Куссар), расположенные восточнее озера Туз [10.20; 10.22].
(Топоним города Кашшары говорит за этноним его жителей: кушиты-касситы, «азиатские эфиопы». Так они проникли в Малую Азию и закрепились в ней. Видимо, о них говорил Геродот, утверждая, что «азиатские эфиопы жили не в Киссии, а на севере, рядом с мидянами [10.15].) Но, возможно, так он говорил о касках (см. далее).
Другой важной колонией стал Гасур (Нузи), расположенный в Аррапхэ, юго-восточнее Ашшура, в районе современного Киркука. Видимо, и Пузур был недалеко. О стратегическом значении для Ассирии пути Ашшур – Арбела – Аррапхэ мы уже упоминали.
Из Малой Азии ассирийские купцы везли медь, серебро, обсидан, а также скот, шерсть, кожу; с Загросса – лес, металлы и, возможно, лазурит, золото, олово. Лазурит по-любому поступал в Ассирию, из Аррапхэ или из Нижней Месопотамии, т.к. известно, что в Анатолию он поставлялся через Куссар и Каниш. Известно также, что Илу-Шумма, царь Пузур-Ашшура, ходил в Вавилонию, где договорился о монопольном праве Ассирии на посредническую торговлю с Анатолией [10.20; 10.22]. В том числе лазуритом и оловом, поступающими из Бадахшана через Сузы.
Ну и конечно же, ассирийцы заимствовали у хурритов технологии литья и обработки металлов, в первую очередь бронзы. Из которой научились делать оружие и торговать им. «… дай <царю> меч, лук и щит», – требовал от оружейников Эришум I, сын Илу-Шуммы [10.20; 10.22]. Он знал им применение.
Вывозили ассирийцы свинец, ткани и одежду, зерно; занимались и спекулятивным транзитом лазурита, золота, серебра, олова. Торговля приносила большую выгоду, например, медь дорожала в 200 раз за время своего трехмесячного путешествия из Каниша в Ашшур. Не говоря уж о спекуляциях с афганским лазуритом.
Но время царствовать Шамаши-Ададу I досталось не лучшее. На западе возвысилось симитское государство Мари, перекрыв ассирийцам пути в Сирию и Анатолию по главному торговому пути – Евфрату; в Малой Азии шло формирование Хеттского царства, причем Кушшара находилась в непосредственной близости от городов, боровшихся за право возглавить Хатти. По-видимому, касситы, основавшие Куссар-Кашшару, приняли в этом активное участие: первой резиденцией хеттских царей стал Каниш, однако вскоре столица была перенесена в Куссар [В: Каниш].
Царь перестроил страну. Вся территория ассирийского государства была поделена на провинции (хальсум), во главе которых стояли царские наместники. Основной структурой общественного устройства осталась община (алум). Население платило в казну налоги и выполняло необходимые общественные работы. Армия состояла из профессионалов и всеобщего ополчения. Кроме того, он отменил беспошлинную торговлю и староассирийскую клинопись, заменив ее вавилонской.
Можно было от торговли переходить к войне. Шамаши-Адад I пошел на Мари, покорил и поставил сына её правителем (сменил династию). Так Шамаши-Адад отомстил марийцам, которые в молодости, в бытность его царевичем Ханы, не поддавались его натиску. Но что такое Мари? Город-порт на Евфрате, удачно расположенный на торговых путях. Самая западная торговая фактория Шумера, ставшая небольшой процветающей страной, производившей и экспортирующей 10 видов парфюма, 26 видов ювелирных изделий, 31 вид питьевой посуды, 21 вид нижнего белья [10.23]. И в эту страну, как в посудную лавку, влез славный воин Шамаши-Адад. Он так и не добился от нее взаимности, но, похоже, погубил. Примерно к -1760 г. царство Мари угасло.
Династии Шамаши-Адаада I уничтожение Мари удачи не принесло. Царство хирело, это видели в Вавилоне, и после смерти Ишме-Дагана, сына Шамаши-Адада, в -1741 г. вавилонский царь Хаммурапи взял управление Ассирией на себя. Стела с законами Хаммурапи говорит об этом так: «… вернул в Ашшур его милостивого ламассу (хранителя)» и «… в храме Эмишмиш (в Ниневии – авт.) дал воссиять имени Инанны (Иштар Ниневийской – авт.)» [В: Ассирия].
Поучаствовал Хаммурапи, союзник и «брат» Шамаши-Адада I и такой же не любитель нижнего белья и парфюма, и в уничтожении Мари. Этот законник в -1759 г. приказал срыть стены города, что по тем временам означало его неминуемую и быструю гибель. Потом объяснил свое решение тем, что де «помиловал людей Мари» [В: Ассирия]. Ну конечно, а ведь мог получить удовольствие, перерезав глотку каждому марийцу.
Однако после смерти Хаммурапи, аморейскому Вавилону и касситам, его кураторам, стало не до Ашшура. Около -1700 г. к власти в Ассирии пришла симитская династия Адасидов, всерьез и надолго.
Некоторое время Адасиды жили вполне мирно, накапливая богатство от прибыльной торговли и отражая мелкие стычки на границе с Митанни. Отчасти такое поведение диктовалось смутой в Египте, где царили гиксосы-хамиты. Кроме того, 3,6 тлн в Вавилоне пришли к власти касситы-хамиты, формально считающие симитскую Ассирию в составе своей страны. Правда, в это же время в Египте утвердилась XVIII симитская династия, открыв эпоху Нового царства.
Ситуация была патовой, пока в начале XV в. до н. э. Митанни не разрушила её, подчинив себе Ассирию. Это был рискованный шаг, с ним не согласились вавилонские касситы и окрепший Египет; митаннийские хурриты оказались между молотом и наковальней. Египет решил наказать Митанни как за аннексию Ашшура, так и за старые грешки – возможное участие митаннийцев во вторжение гиксосов в Египет. Что и сделал фараон Тутмос III, загнав в -1450 г. митаннийцев за Евфрат.
Касситы же воспользовались своим влиянием на Хатти, у которой тоже были свои вопросы к митаннийцам. Несколько походов около -1400 г. хеттского царя Суппилулиума I нанесли тяжелый урон Митанни. «Правильные» хурриты громили «неправильных», но кто станет бенефициаром этих погромов? Ассирийские симиты решили, что это – их шанс. Правитель Ассирии Ашшур-убаллит I захватывает часть митаннийской территории, положив начало непримиримой борьбе двух государств. И присваивает себе царский титул, утверждая, что он – «поставленный Эллилем (Эллиль, он же Энлиль – верховный бог шумеров – авт.)». Именно Эллилем (Энлилем), а не Мардуком. Позиция обозначена ясно: независимая Ассирия считает себя духовной и культурной наследницей симитского Шумера, а не касситского Вавилона.
Звезда Митанни закатилась со смертью её последнего сильного царя Тушратта. От хеттов, ассирийцев и касситов он видел одно спасение – Египет, и даже умудрился заключить с ним мирный договор. Но было поздно. К тому же и не повезло: в Египте разбирались с последствиями реформ Эхнатона. Кровавые распри наследников так ослабили Митанни, что одного удара Ассирии (Салманасар I, где-то в -1250 г.) было достаточно, чтобы её не стало.
Но враги у ассирийцев еще оставались; на севере это хуррито-касситская Хатти, на юге – касситский Вавилон. Последний, охваченный глубоким кризисом, серьезной силы уже не представлял. К концу XIII века ассирийцы сумели овладеть Вавилоном; III Вавилонская (касситская) династия пала. На какое-то время в Вавилоне воцарилась касситская же IV Вавилонская династия (II династия Иссина). Ее уничтожил в начале XI века ассирийский царь Тиглатпаласар I. Вавилония была подчинена ассирийцам; вскоре их царь Тукульти-Нинурта стал и царем Вавилонии.
Данные события предвосхитили или стали началом т.н. «краха бронзового века», сопровождаемого «нашествием народов моря», охватившего, в основном, Эгеиду и Восточное Средиземноморье. Об этом мы поговорим позже, пока же отметим, что и в Двуречье было свое нашествие: на Месопотамию и Сирию из пустынь Аравийского полуострова «нашли» АРАМЕИ.
10.5. ЭЛАМ
Эламиты появились на северо-восточном побережье Персидского залива где-то 7,5—7,0 тлн, после того как страна симитов Камбея окончательно ушла под воды Камбейского залива (гл. 5). Пришли они скорее всего морем; спустившись по Инду, шли каботажем вдоль северного побережья Аравийского моря, затем вдоль восточного берега Персидского залива, вошли в устье реки Карун и высадились неподалеку, основав порт-поселение Тарьяна (современный Ахваз). Позже освоили предгорную часть междуречья Каруна и Керхе, основав города Сузы (Шушен; совр. Шуш), Аван. Не исключен и сухопутный маршрут, пролегавший по югу Иранского нагорья.
Еще раньше, после изгнания хамитов из тибетского эдема около 11 тлн и ухода их на на историческую родину, в Левант, часть их задержалась в горах у истоков рек Хелле и Монд. Они собирались построить лодки, спуститься в залив и догнать основную группу хамитов, двигаясь по Евфрату. Но не сложилось, эти хамиты остались надолго, укоренились; основанное ими поселение позже выросло до города Аншан (совр. городище Тепе-Мальян близ Шираза) (гл. 3). Ещё позже в устье Хелле появился порт Лиян (совр. Бушир), а некоторые хамиты, переместившись по плато восточнее, построили город Симашки (Шимашки).
Некоторые специалисты считают Элам цивилизацией подобной Шумеру, состоящей из городов-номов, к числу основных из которых относятся Аван, Сузы, Аншан, Симашки. Другие говорят о двух странах: Сузиане с центром в Сузах и Аншане с одноименным центром; Сузиану нередко отождествляют с Эламом. Третьи сравнивают Элам с Египтом и утверждают, что он – единая страна, исторически разделенная на две части Север с главными городами Аван, Сузы (современные иранские провинции Лорестан, Хузестан) и Юг с главными городами Аншан, Симашки (провинции Фарс, Керман).
Нам же представляется, что административная модель Элама близка к шумерской, а этно-политическая – к египетской, т.к. эламский Север – симитский, Юг – хамитский (в Египте наоборот). Есть и исторические аналогии: Элам, как и Египет, начинали строить хамиты; симиты появились позже на 1—2 тысячи лет, перехватили управление и стали доминирующей силой в стране.
Таким образом, у власти в Эламе, как и в Египте, пребывали то симиты, то хамиты, которые с соседями то мирно торговали и культурно обменивались, то вели войны и грабили. (Впрочем, как известно, «война, торговля и пиратство – три вида сущности одной» (И. Гёте).) Зачастую в зависимости от того, кто был у тех у власти: эламские хамиты ходили в симитский Шумер, хамитский Аккад – в симитский Элам. Прямой зависимости, конечно, нет, но определенная корреляция наблюдается. По крайней мере, начиная с симито-хамитской войны в Египте, открывшей т.н. «историческую эру», а также связанного с ней прихода в Месопотамию касситов-кушитов и появления Аккада.
В Эламе не было цивилизаторского проекта, как в Шумере и Египте; Видимо, и автохтонов было немного. Свои «университеты» эламиты проходили вместе с арфаксидами, многое заимствуя у них. Но не на Дильмуне и в Южной Месопотамии, а в собственном двуречьи – в долинах рек Карун и Керхе. Был у них и собственный Убейд (археологическая культура в Нижней Месопотамии 8,5—5,8 тлн, см. гл. 5), примерно в то же время и под названием «Сузы». Как и шумерский Убейд, археологи структурируют Сузы этапами: Сузы I, Сузы II, Сузы III [В: Сузы; 10.24]. И в целом развитие равнинной части Сузианы шло по сценарию «старшего брата» Шумера, что отчасти было обусловлено схожими природными условиям, разве что с небольшим отставанием.
Но у Сузианы была и горная территория, что резко отличало ее от Шумера. Такие ресурсы Сузианы, как камень, лес, металлы, столь необходимые, но отсутствующие в Шумере, скоро стали подталкивать «старшего брата» зайти за ними к «младшей сестре». По-семейному, по праву старшего. Существует теория, что подобные отношения вынуждали Сузиану метаться между Шумером и соседом Аншаном да в результате заключить с последним союз. По-видимому, брачный, с объединением стран в одну – Элам [В: Элам]. Вначале главным в семье был муж, но затем бразды правления перехватила жена; что ж, история, знакомая до слез.
Эламский язык лингвисты относят к изолятам, его родство с другими языками не установлено. Однако, как считает И. Дьяконов [10.25; 10.26]: «Есть мнение о близком родстве касситского языка с эламским…» и (там же) «… можно считать весьма вероятным, что протодравидский и эламский <языки> восходят к одному предку».
Касситы были соседями эламитов, располагались севернее. Под дравидами И. Дьяконов имел ввиду прежде всего древний народ брахуи, проживающий в изоляции за тысячи километров от других южноиндийских дравидов, в Макране (Маккане), в полупустынной полосе северного побережья Оманского залива, в Белуджистане. Тоже, можно сказать, почти по соседству с эламитми, к юго-востоку от них. Но как сюда попали брахуи?
Близки к догадкам И. Дьяконова и гипотезы других ученых. Так, Д. Мак-Альпин выводил эламский из дравидийских, В. Блажек – из афразийских языков, куда относится и язык касситов-кушитов, и аккадский. Анализируя все теории, Г. Старостин пришел к выводу, что эламский язык связан с афразийской и дравидийской языковыми семьями «на более глубоком уровне» [10.27].
Не предполагая «углубить» Дьяконова со Старостиным, выскажем некоторые соображения на языковую тему, свзанные с излагаемой историей рода адамитов – носителей гаплогруппы Т, к которой принадлежал и потомковый род эламитов.
Как мы уже говорили, носителями афразийского (симито-хамитского) праязыка были ноиты Т1а, встретившие в ходе своей миграции на Тибетском нагорье или на Индо-Гангской равнине где-то 13,0 тлн сифитов – потомков другого древнейшего рода Т2 – сифитов. На каких языках говорили сифиты и другие «последние могикане» Левантийской цивилизации Первого времени (леванты), уцелевшие в катастрофе, 13,8 тлн разразившейся в Средиземноморье (гл. 1—3)? Доминировали в группе сифиты Т2, но, видимо, были в ней и представители других родов, например, рода каинитов Т1. Мы не знаем, но думаем, что их языки оказали заметное влияние на симито-хамитские, особенно на шумерский и египетский языки. Не избежал этой участи и эламский язык, и язык брахуи.
Последние, видимо, располагались на западном побережье Индостана южнее образовавшегося позднее полуострова Катхиявар, т.е. соседствовали с симитами. Отношения сложились вполне дружественные (особенно с эламитами), с помощью брахуи симиты и хананеи торговали со всем дравидийским югом Индостана. Когда случилась катастрофа 7,5 тлн (гл. 3), она задела и брахуи; дравиды снялись с места и ушли вместе с симитами. В дальнейшем они держались эламитов, которые и помогли им попасть в Макран. Место оказалось неплохим, через порты Макрана шла торговля Месопотамии с легендарными Маганом и Мелуххой, регионами великой Индской цивилизации, а также Афганистаном, включая не менее легендарную Аратту (гл. 5). Возможно, Макран (Макан) и дал своё имя Магану, будучи его частью (гл. 5).
(Нужно ли говорить, сколь важным для Элама было оказаться на торговых путях, сухопутных и морских, связывающих Месопотамию с Индией и Афганистаном? Так, например, медь из Магана и олово из Аратты при наличии собственной древесины для производства древесного угля позволили эламитам создать металлургическое производство, выплавлять медь и бронзу и поставлять отливки Шумеру. Не говоря уж о контроле за лазуритовыми путями, по которым из Аратты, единственного места, где его добывали, этот очень ценимый драгоценный камень развозился по всему свету (гл. 5).)
Позднее полезные контакты с брахуи наладили и касситы с гутиями, возможно, основавшие в Ормузском проливе и на северном побережье Оманского залива свои порты. Это дало повод Геродоту назвать население Макрана «азиатскими эфиопами»; к азиатским кушитам (эфиопам) относил Геродот и касситов…
Ещё позже, подустав от бесконечных мигрантов, бредущих по Южному Белуджистану на восток, брахуи переселились севернее, в горы, выбрав себе место на лазуритовом пути, идущим из Бадахшана в Древний Карачи, главный порт Магана (гл. 5).
Понятно, что длительные торговые, культурные и иные обмены народов могут привести и, как правило, приводят к взамопроникновению языков, к развитию в них общих черт. Возможно, это и случилось с языками эламским и брахуэйским, а также с эламским и касситским языками. Но в последнем случае предполагается и дальнее родство языков, т.к. между касситами-кушитами и эламитами-симитами имеются и генеалогические связи: оба народа вышли из одной ноитской «шинели».
Здесь следует вспомнить и о том, что гаплогруппы ноитов T1a и дравидов L1a родственные, имеют одну и ту же предковую гаплогруппу LT [W: Haplogroup LT; W: Haplogroup L]. Маршруты миграций этих гаплогрупп пересекались, не исключено, что и ходили они порой вместе и жили по соседству (гл. 2,3). Так, ноитская Камбея располагалась на территории современного индийского штата Гуджарат, а носители L1a – южнее, в штате Махараштра, а также соседних с ним дравидийских штатах Южной Индии.
Принято считать, что письменная история Элама начинается около 5,2 тлн; период 5,2—2,7 тлн называют протоэламским. Протоэламское идеографическое письмо не дешифровано; обнаруженные таблички содержат информацию хозяйственного учета и потому соотнести их с каким-либо языком проблематично. Памятники линейного силлабического эламского письма (всего 19 надписей, 10 из которых выбиты на камне, 7 выдавлены на глине, 1 выцарапана на штукатурке и 1 выгравирована на серебре) относятся к периоду 4,5—3,8 тлн (по другим данным – 4,3—4,2 тлн). Совсем недавно французский археолог Ф. Дессе заявил, что он закрыл проблему дешифровки линейного эламита. Но о приключениях эламского Гильгамеша почитать нам не придётся; улов Дессе – несколько коротких посвятительных надписей [10.28].
Недолгим своим существованием линейный эламит обязан появлению аккадита, ставшего лингва франка Передней Азии. Помимо широкого использования собственно аккадита, в Эламе была разработана на основе аккадской клинописи своя, эламская, использующую около 140 знаков (фонетических, означающих слоги, и логограмм, означающих слова). Клинописи (аккадская и эламская) и вытеснили оригинальный линейный эламит [В: Эламский язык].
Но вернемся к военно-политической истории Элама. Примерно 4,7 тлн к власти в Эламе приходит симитская ДИНАСТИЯ АВАН. В это же время на её рубежах в долине реки Диялы формируется страна касситов – «азиатских кушитов» – КУШАН, которая вместе с гутиями-хурритами из страны ГУТИУМ начинает совершать набеги на города Сузианы и Шумера. С появлением касситского государства Аккад ситуация изменилась не только для Шумера, но и для Элама: обе страны 4,4—4,3 тлн оказались в составе Аккадской империи.
К чести эламцев надо сказать, что они постоянно бунтовали и Аккаду приходилось завоевывать их несколько раз. Наконец, аккадский царь Нарам-Суэн заключил с эламитами письменный договор, по которому к Аккаду отходили только внешние дела Элама. Интересно отметить, что несмотря на то, что практически все документы и надписи в этот период в Эламе составлялись на аккадском языке, нам известен текст договора только на эламском. Видимо, был и аккадский вариант; в любом случае, этот договор считается первым в мировой истории международным договором.
На смену касситам Аккада пришли гутии-хурриты. Элам было вернул свою независимость. но это не входило в планы гутиев, союзников касситов. Они захватили Элам и расчленили его на несколько областей; Аванская династия пала. Вскоре власть над Эламом захватили шумеры III династии Ура. Только сто лет спустя страна сумела воссоединиться, отпасть от симитского Ура-III и обрести независимость под властью царей хамитской ДИНАСТИИ СИМАШКИ. Последний царь Ура-III Ибби-Суэн бал низложен эламитами, после чего их гарнизоны были размещены в Уре и других крупных городах южного Шумера.
Династию Симашки сменила слабо изученная, по-видимому симитская династия Суккаль-Махов (Эпартидов). Около 3,5 тлн эта династия внезапно пресеклась. Есть предположение, что в результате захвата Элама касситами-хамитами, правящими в Вавилонии. Только через столетие цари новых династий – хамитской Аншана (Игехалкиды) и симитской Суз (Шутрукиды) – смогли вернуть стране независимость.
Игехалкидам выпало безуспешно бороться с ассирийцами-симитами, стремившимися установить контроль над Вавилонией. Сменившим их у власти в Эламе Шутуркидам повезло больше: их царь Шутрук-Наххунте где-то в -1160 г. сумел захватить и разорить Вавилон; среди его военной добычи была статуя Мардука, верховного бога Вавилонии, и знаменитая стела с законами Хаммурапи. Вскоре касситкая династия в Вавилонии пала. К власти пришла II династия Иссина, возглавляемая… все теми же касситами.