Полная версия
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов
Том 2. Предыстория евреев
Влад Пеларгин
© Влад Пеларгин, 2023
ISBN 978-5-0059-4095-7 (т. 2)
ISBN 978-5-0059-4096-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным»
(Лука 8:17)
Часть IV. Передняя Азия
Глава 10. Месопотамия. Гибель Шумера. Касситы
Рис. 10. Саргон Аккадский
10.1. АККАД
Мы оставили Месопотамию, когда АККАДЦЫ, потомки воинов-кушитов и других протоегиптян, пришедших в Киш с МОИСЕЕМ, чтобы продолжить здесь борьбу с шумерами, захватившими их страну МИЦРАИМ в ходе Первой (Египетской) симито-хамитской войны в начале III тыс. до н.э, переживали не лучшие времена (гл. 7). Под давлением шумеров они были вынуждены уйти из Аккада в горную часть долины реки Дияла; страна их стала называться КУШАН, её жители – КАССИТАМИ. В горах они сблизились с хурритским народом ГУТИЕВ (кутиев) [В: Гутии], вместе с которым стали совершать нападения на города Шумера.
Их набеги были чувствительны. Вот как говорится об этом в шумерском гимне богу Нинибу [В: Гутии]:
«Страна в руках жестоких врагов.Боги увезены в плен.Население отягчено повинностями и налогами.Каналы и арыки запущены.Тигр перестал быть судоходным.Поля не орошаются».Но в Аккаде еще оставались люди, потомки Моисеева народа; карательная экспедиция энси Лугаша Энатума около 4,5 тлн не уничтожила их всех (гл. 7). Некоторое время спустя спустя уже другой начальник, царь II династии Урука Эн-Шакушана, наведался в Аккад. Дело в этот раз ограничилось банальным грабежом. Вот что гласят надписи с двух древних ваз, найденных археологами [В: Эн-Шакушана]:
«Когда Эн-Шакушана, эн Шумера, царь страны, когда боги того пожелали, пошел войной на Киш и взял в плен Энби-Астара, царя Киша. <После чего> народ Акшака и народ Киша <молили его> о том, чтобы он не разорял города, но <чтобы взял> их имущество <вместо того> … Он вернул им их города <как они просили его, но> посвятил в Ниппуре их статуи (то есть статуи богов Акшака и Киша), их драгоценный металл, драгоценный камень и их деревянные вещи Энлилю (верховный бог Шумера – авт.), царю земель».
Кстати, одна из датировочных формул Эн-Шакушаны говорит, что он воевал и с городом Аккаде; это первое письменное упоминание города [В: Эн-Шакушана]. Ясно, что этим городом мог быть только Аккаде-на-Тигре; к сожалению, точная дата похода Эн-Шакушаны неизвестна: где-то в начале XXIV века до. н. э. По-видимому, вооруженного сопротивления Эн-Шакушану в Аккаде не оказали. Некому было, да и незачем. Центр силы Аккада переместился в горы. Но есть ли какие-либо исторические свидетельства того, что в этих местах кушиты стали касситами? Да, например, от «отца истории» Геродота:
«Геродот почти наверняка имел в виду касситов, когда описывал „эфиопов из Египта“ (египетских кушитов – авт.) … Геродот, вероятно, повторял рассказ, в котором для описания касситов использовалось имя „Куш“ (Куш) … Подобное смешение касситов с эфиопами (кушитами – авт.) очевидно в различных древнегреческих рассказах о герое Троянской войны Мемноне» [1.10].
(Напомним (как и в случае с Сепфорой): в древности этнонимы «эфиоп» и «кушит» использовались практически как синонимы; разве что считалось, у южных кушитов кожа должна быть потемнее.)
Интересную информацию дает литература о знаменитом защитнике Трои, царе кушитов МЕМНОНЕ, «повелителе утренней зари». О Троянской войне мы расскажем позже, пока же несколько штрихов по теме касситов-кушитов и их связи с финикийцами. Мифической матерью Мемнона была Эос, богиня зари. Реальной же считали Киссию, царицу кассийцев (касситов) в стране Киссии (Кушии, Кушана), упоминаемой Геродотом. Значит, кушит Мемнон был касситом.
Считается, что Мемнон был племянником царя Трои Приама. Скорее всего, только мифическим. Но Гомер в «Илиаде» не упоминает Мемнона. Почему? Есть версия, что Мемнон был героем более раннего эпоса «Эфиопида», из которого Гомер кое-что позаимствовал. В частности, одного из главных героев, Мемнона, сделав из него Гектора, сына Приама. Сюжетные линии обоих героев схожи: доспехи им выковал Гефест (т.е. они были из бронзы), оба храбро сражались, убили по неосторожности друга/брата Ахилла, за что и были убиты самим Ахиллом.
Итак, Мемнон-Гектор был единственной надеждой Приама. Но откуда прибыл Мемнон с войском в Трою незадолго до её падения? Здесь конкурируют два направления: с востока (Элам), с юга (Египет). И Элам, и Египет предъявляют «неоспоримые свидетельства» пребывания у них Мемнона. Например, акрополь Суз, столицы Элама, называется Мнемоний, а в египетской столице Фивах, как утверждают Павсаний и Тацит, имелась статуя Мемнона. Кто прав?
Мы считаем, и те, и другие. Мемнон, безусловно, ходил на Элам (по одной из легенд он даже основал Сузы; вполне возможно, что восстановил город после его основательного разрушения), это было привычным делом для касситских царей; в одно из пребываний там с «дружеским визитом», получил призыв о помощи от троянцев. Не мешкая, направился в Трою морем. Маршрут выбирать не пришлось: Аравийское море – Красное море – Нил – Средиземное море – Эгейское море. Поскольку ахейцы осаждали Трою 10 лет, времени у Мемнона было достаточно. Мог еще и в Фивах подзадержаться, попозировать для своей статуи.
И всё-таки, мы имеем дело с любопытным феноменом, когда и касситы, и египтяне, которых даже с большой натяжкой нельзя назвать друзьями, поддерживают экспедицию Мемнона в Трою. (По-видимому, Мемнон (если он существовал) возглавлял сводный отряд азиатских и африканских (египетских) эфиопов.) Но с нашей точки зрения все логично: касситы стремились отстоять Трою, населенную дружественными и где-то родственными пеласгами-тевкрами, призвавшими их на помощь; египтяне же стремились отсрочить падение Трои в соответствии с планами лелегов-симитов (см. далее). Симито-хамитское противостояние не могло не проявиться в Троянской войне! (Конечно, не только в предании о Мемноне.)
Наконец, последнее. По легенде могила Мемнона находится в устье реки Эсеп в предгорьях Иды, в Троаде (недалеко от Трои); а вот святилище – в долине реки Оронт, что протекает через Финикию и Сирию. Возможно, это в долине Бекаа, в предгорьях Ливана или Антиливана. Но скорей всего, святилище Мемнона находилось на горе ХАЗЗИ-КАССИ, что в устье Оронта, священной для многих народов региона (о ней мы упоминали в связи с Моисеем (гл. 7).
Шло время, касситы собирались с силами, и вот где-то 4,3 тлн к славной плеяде кушитских героев – Нимроду, Моисею, Мемнону – присоединился еще один – царь Аккада САРГОН (Шуррукен – «царь истинный»). Ему выпала судьба продолжить дело Моисея. Вот его автобиография [В: Саргон Великий]:
«Я – Шаррукен, царь могучий Аккада,Моя мать – жрица, отца я не ведал,Брат моего отца в горах обитает,Град мой Азупирану, что лежит на берегах Евфрата.Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,Бросила в реку, что меня не затопила.Подняла река, понесла меня к Акки, водоносуАкки, водонос, багром меня поднял,Акки, водонос, воспитал меня, как сына.Акки, водонос, меня садовником сделал.Когда садовником был я, – Иштар меня полюбилаИ <пятьдесят> четыре года на царстве был я».Итак, дядя Шаррукена «в горах обитает», видимо, кассит. Отец, верно, тоже спускался с гор, навещая матушку – жрицу богини плотской любви Иштар. Приёмный отец Акки (одно имя чего стоит! Оно такое не случайно: Акка, Акко, Аккад, Аккаде) служит «водоносом», в другом переводе – «водоприёмником» (видимо, приёмщиком воды) и «рисовальщиком воды» [Q: Sargon off Akkad]. Очевидно, он принимал питьевую воду и напитки для царского дома Ур-Забабы, царя Киша, и учитывал их, оформляя стандартные учетные глиняные таблички, требующие прорисовки объекта учета, т,е. воды. А с учетом важности воды и напитков – был чем-то вроде завхоза царского дома. Должность значительная (имел сад и садовника!) и мальчик, скорее всего, получил образование в школе Киша, а выучившись – ответственную должность от Ур-Забабы: чашконосца и виночерпия.
Свое восхождение Шаррукен начинает, построив город Аккаде (Аккаде-на-Евфрате) и сделавшись его царем. С тем, чтобы вскоре стать Саргоном, царем Аккада, и построить свое царство на аккадских землях Моисеева народа. Безусловно, действия эти были спланированы и касситы с гутиями участвовали в них своими ресурсами.
Вскоре Саргон создает свою армию, ядром которой являются воины-касситы. Проблем с подчинением Киша, Акшака и других северных шумерских городов у него не возникло. Видимо, здесь проживало немало кушитов, говорящих по-аккадски, и, кроме того, свою компанию Саргон проводил под лозунгом освобождения «севера» от «юга», от власти Лугальзагеси, царя Урука и Шумера. К своим титулам Саргон добавляет еще один, очень значимый – «царь Киша».
Далее события развивались стремительно. Саргон разбивает войско Ура, выступившее против него, и сам устремляется на юг. Он «… бился с Лугальзагеси, царем Урука, взял его в плен и доставил его в шейных колодках к воротам <города> Энлиля (Ниппура – авт.) … он бился с мужами Ура, покорил их, разорил их город и разрушил его стены; разорил Э-Нинмар (главный город нома Лагаш – авт.), разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря (Персидского залива – авт.), омыл свое оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город и разрушил его стены» [В: Саргон Древний].
Шумер был покорен, месть Моисея отчасти свершилась. Теперь надо было либо удержать его, либо уничтожить. Он (Шумер) еще попытается встать на ноги, но получится это ненадолго у III династии Ура, после чего некогда цветущий край постепенно превратится в пустыню с невысокими глиняными холмами на месте прежних величественных зиккуратов великих богов. Цивилизация шумеров умрет.
Надо сказать, что за время от Моисея до Саргона в Египте случились много всякого. С окончанием Раннего царства (I и II династии, 5,0—4,7 тлн) закончится и семито-хамитская война; III и IV династии Древнего царства (4,7—4,5 тлн) будут симитскими (шумерскими) и войдут в историю как династии строителей пирамид; их сменят V и VI хамитские (финикийские) династии (4,5—4,2 тлн), после которых начнется двухсотлетний период смуты и двоевластия (симиты – на юге, хамиты – на севере), т. н. Первый переходный период (4,2—4,0 тлн). Тем не менее добрую половину этого периода, вплоть до XI (Фиванской) династии хамиты удерживали власть в Египте. В этом смысле внешние условия благоприятствовали завоеванию Саргоном Шумера: Египет ничем не мог помочь последнему.
По-видимому, Аккад присоединился к Левантийскому союзу и Саргон координировал с членами союза свои действия. В рамках этой координации родилась идея взять под контроль все земли Плодородного Полумесяца. Долина Нила и Ханаан были уже под контролем, Южное Двуречье взял Саргон; оставались Северные Месопотамия и Сирия. Саргон собрался в поход.
«Саргон, царь, простерся перед Даганом (хамито-симитский бог – авт.) и вознес ему молитву; и он <Даган> даровал ему верхнюю землю, <а именно> Мари (страна к западу от среднего Евфрата – авт.). Ярмути (город в Северной Палестине – авт.) и Эблу (страна к западу от излучины Евфрата в Сирии – авт), вплоть до Кедрового леса (Ливанские горы – авт.) и до Серебряной горы (Гора Тавра близ Киликийских ворот – авт.) [В: Саргон Древний]. Весь Плодородный Полумесяц перешел под контроль хамитов.
Чем объясняются военные успехи Саргона? Все тем же: мотивированная армия ("… 5400 воинов (постояная армия касситов – авт.) ежедневно едят перед ним хлеб " [В: Саргон Древний]), новая тактика ведения боя, новое оружие. Армии шумерских номов, как правило, выходили биться сомкнутым строем, двигались только вперед, с трудом маневрировали. Вооружены были дротиками и булавами (легкая пехота), щитами и копьями (тяжелая пехота); были в армии и колесницы на ослиной тяге. Но не было лучников и луков, как не было и дерева, пригодного для их изготовления. Касситы-аккадцы воевали на равнинах Месопотамии так же, как и у себя в горах: вначале россыпью атаковали лучники, поражая неприятеля на значительном расстоянии, ломая его строй и сея панику; затем для добивания и преследования в дело вступали копейщики и секирщики [10.2; 10.3].
Таким образом, преимущество в бою аккадцам обеспечивало метательное (стрелковое) оружие, то есть луки. По-видимому, Саргону поставлялось с предгорий Загроса и Тавра гибкое и упругое дерево вроде тиса, из которого его мастера делали прекрасные луки. Но также возможно, что его союзники поставляли уже готовые луки, возможно, составные, клееные из рога, дерева и жил [10.4]. Такой технологией могли располагать финикийские оружейники.
Но Саргон Великий не только «разорял города и разрушал их стены». Он строил страну, лояльную к хамитам, и одновременно, вольно или невольно, готовил её к разрушению. Например, он расставил приближенных ему касситов на высшие чиновничьи и жреческие должности в шумерских городах. С одной стороны – это благо, т.к. укрепляло централизацию страны, повышало её управляемость. С другой – таило в себе смертельную опасность для неё: все благополучие Шумера зависело от состояния его ирригационной системы. До Саргона у шумеров сложился механизм поддержания системы в порядке. А именно, верховное жречество Ниппура и царь нома-гегемона считали это своим долгом и располагали возможностями принуждения всех шумерских номов к участию в этой работе. Совсем другое дело назначенцы Саргона и к тому же пришельцы: вряд ли они станут проявлять какую-либо инициативу для проведения ирригационных работ, будут ждать приказа своего царя. И чтобы разрушить страну, достаточно таких приказов не отдавать. Что и сделают несколько позднее гутии.
А еще Саргон благоприятствовал развитию торговли и ростовщичества (кредита, изобретения финикийцев – авт.), создавая мощный рынок сбыта для ханаанских, южноанатолийских и египетских товаров, активно внедрял аккадский язык, сделав его языком государственного делопроизводства. Однако нельзя сказать, что именно Саргон насильственными действиями убил шумерский язык. Вот что отмечал в этой связи известный лингвист и историк И. Дьяконов [10.2]:
«Многие историки придают непомерное значение восточносемитскому (где это? – авт.) происхождению Саргона и полагают, что тем самым с Саргона начинается некий новый, а именно семитский период в истории Двуречья. Это, однако, не так; в Верхней и в северной части Нижней Месопотамии… задолго до этого преобладал, по-видимому, восточносемитский язык».
Трудно понять, что хотел сказать этим Дьяконов: то ли, что семитский период в истории Двуречья начался задолго до Саргона (и даже самого Сима-Шема, который, согласно иудейской традиции младше Саргона лет на 100 [В: Сим (Библия)]!); то ли, что некий восточносемитский язык, который «задолго», не является аккадским языком восточносемитского Саргона.
Ключевое слово у И. Дьяконова – «восточносемитский язык» («по-видимому»), под которым подразумевается аккадский (аккадит), так как он единственный и составляет т.н. восточную группу семитской языковой семьи. И действительно, будучи занесённым моисейцами, «в Верхней и в северной Нижней Месопотамии» он «задолго преобладал». Но если этот язык не семитский (а это так, см. гл. 7), то подобно карточному домику рушится вся конструкция, столь яростно охраняемая «ведущими семитологами»: и Саргон не семит, и Месопотамия не семитская. Ведь Шумер даже «ведущие» не смогли причислить к семитам. Кроме того, современные лингвисты пока еще осторожно, но настойчиво высказывают сомнения в «семитковатости» «восточносемитского языка», заявляя примерно следующее: «Рассмотрим два языка, аккадит и арамит; один и только один из них может быть назван семитским (по определению). Выбирайте какой».
Выбор пока не сделан. По простой причине: он изменит историю Древнего мира. И не только древнего. Современное «глубинное» правительство с этим категорически не согласно.
Что же касается аккадского, то, как мы уже говорили об этом, родом он из Мицраима, ПротоЕгипта, где он был внутренним лингва франка. Правда, протоегипетское письмо не было клинописью, поскольку не использовало глину; но с приходом Моисея в страну глины это было исправлено. Саргон лишь усовершенствовал и стандартизовал силлабическую (слоговую) клинопись; эта работа будет продолжена и доведена до совершенства в Вавилоне, городе, основанном Саргоном.
Любопытно и замечание И. Дьяконова о том, что «в Верхней и в северной части Нижней Месопотамии… задолго до этого преобладал, по-видимому, восточносемитский язык». «Задолго» до Саргона – значит в начале III тыс. до н. э. Но кто, какое таинственное семитское племя могло принести тогда из забытых богом аравийских пустынь столь совершенный язык, который не только вытеснил «шумерит», но и стал лингва франка всей Передней Азии? Мы уже дали ответ: это племя Моисеево, в принадлежности к симитам или семитам не замеченное.
Интересно отметить, что свою политическую карьеру Саргон начинал со строительства Аккаде, а заканчивал Вавилоном. Сохранились таблички с надписями, что это был Саргон, который «построил Вавилон перед Аккаде» и «выкопал землю Вавилонской ямы и сделал аналог (копию – авт.) Вавилона рядом с Агадой (Аккаде – авт.)» [Q: Sargon off Akkad]. Последнюю надпись, возможно, следует понимать так: Саргон на искусственно созданном холме рядом с Аккаде построил некую «копию» древнейшего финикийского города Библа-Бабеля (см. гл. 3). Впоследствии Аккаде и «копия Библа» слились, расширились, образовав единый город Вавилон (Бабель или Бабил). Не поэтому ли город Аккаде до сих пор не найден? Найдут в руинах Вавилона. Мы можем даже подсказать где, используя топографию археологических раскопок города [В: Вавилон].
Из Киша, города бога Забабы, сына Энлиля, идем на север, в город Аккаде. Входим в городские ворота Кишшу (Гишшу), ставшими южными воротами внешней стены Вавилона. Далее следуем к воротам Забабы внутренней стены Вавилона, которые Геродот называл Киссийскими. (Напомним, что Киссия по Геродоту – страна киссийцев или касситов.) Пройдя эти ворота, попадаем на улицу Забабы, ведущую в центр Восточного Вавилона через «округ, название которого передается логограммой TE. E, но чтение неясно (возможно Касири: акад. Kas (iri) …) [В: Вавилон]. Все те же Каси-Каши-Куши-Киши… Господа, вы – в Аккаде, округе TE. E археологических руин древнего Вавилона!
Есть мнение, что Саргон пренебрежительно относился к религии. Это не так, он относился к ней по-финикийски: признавал её важность, но не не считал для себя первостепенным делом. К тому же он понимал, что безопаснее заменить десяток царей, чем одного бога. Поэтому ограничился усилением роли Дагана, сделав того, по-видимому, богом города Аккаде (вспомним: «Саргон, царь, простерся перед Даганам и тот даровал ему …"); дал аккадские имена шумерским богам (Энки – Эа, Уту – Шамаш, Нанна – Син и т.д.); убрал за кулисы многочисленных богинь, оставив только Инанну – Иштар, ту, что полюбила его и дала власть над «черноголовыми», да Нинлиль, ту, что жена главного бога Энлиля; назвал свою дочь-поэтессу Энхедуанну жрицей Нанны, бога Луны, а себя – «помазанным жрецом Ану» и «великим энси Энлиля».
А по каким законам жила обширная страна Саргона, которую иногда называют первой империей? Не мог Саргон не пытаться унифицировать законодательство Аккада, хотя прямых свидетельств этому не найдено. Но в Вавилонии, наследнице Аккада найден столб черного диорита с текстом, получившим название СВОДА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ. Самое удивительное в нем то, что он во многом совпадает с библейским ЗАКОНЕ МОИСЕЯ. Например, положения, основанные на принципе талиона (равного возмездия) в Своде и Законе порой совпадают дословно: око за око, зуб за зуб, сломанная кость за сломанную кость и т. д. [10.5]. Отметим и другие аналогичные и даже более ранние находки, например, «Законы из Эшнунны» на аккадском языке, найденные в касситском городе Эшнунна, расположенном в долине Диялы у Загросских гор [В: Эшнунна].
Посыпались обвинения Библии в плагиате, так как она написана позже законов Хаммурапи. Но так ли это? Да, Библия написана позже, но Моисей жил и был законодателем задолго до Хаммурапи и Саргона. Свой Закон он дал протоегиптянам на аккадском, кстати, языке около 5,0 тлн в пустыне Синай! Затем он принес его в Аккад и, видимо, с тех пор Закон оставался ядром аккадского, а затем и вавилонского законодательства. Не удивительно, что библейская традиция связывает Закон с Моисеем; что же касается времени жизни Моисея и его библейского образа – они разошлись на пару тысячелетий. Что ж, так бывает с легендарными героями.
Посмотрим ряд таких героев-кушитов: Нимрод, Моисей, Саргон, Мемнон. Все смешалось в мифах и легендах о них: спасение в младенчестве от неизбежной смерти в корзине, плывущей по волнам, святилища на священных горах, великие подвиги и завоевания, строительство городов и стран… Что поделаешь, стихийное творчество масс.
Вот, к примеру, на страницах Библии царь кушитов НИМРОД, сын Хуша и внук Хама, создает первое послепотопное царство: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех (Урук – авт.), Аккад и Халне…» (Быт 10:10). Он и есть Саргон, царь Аккада? По-видимому, да; так считает большинство неангажированных ученых. А названные и другие упомянутые в Библии в связи с Нимродом города Саргон Аккадский завоёвывал и, возможно, восстанавливал, прослыв их строителем. А иные и строил (см. ниже). Уверенности в отождествлении Нимрода и Саргона добавляет традиция, согласно которой и Нимрод, и Саргон были виночерпиями и богоборцами. Что касается имени «Нимрод», то многие считают, что оно случилось от имени Нарам-Сина, внука Саргона, очень похожего на деда [Q: Sargon off Akkad].
Но сколько копий сломано вокруг этого! Так люди бьются только за металл: отождествляйте Нимрода хоть с чертом лысым, но только не с Саргоном. Почему? Да потому, что богодухновенная Тора не может ошибаться, и если она говорит, что Нимрод – кушитский царь, значит он и есть кушитский царь. Не вырубишь топором. Но тогда, если Нимрод есть Саргон, то и Саргон – кушитский царь. Но откуда взялся этот столь заметный кушит, да, видимо, не один, а с подданными, в семитских землях? На огонек зашел? И новый язык занес? Конечно, аккадский, какой же ещё. Но ведь ведущие семитологи отнесли аккадит к семитским языкам и утверждают. что именно Саргон открыл семитский период истории Месопотамии; значит, Саргон – семитоговорящий хамит? Как Моисей (гл. 7)? Словом, все те же неудобные в приличном обществе вопросы. Но отвечать на них рано или поздно придётся.
И вот интересный ответ И. Левина [W: Nimrod]: «… библейский Нимрод … <есть> составной еврейский эквивалент династии Саргонидов, первый могущественный царь, правивший после потопа. Позднее влияние изменило легенду… добавив такие детали как… его титул «Царь Киша». Гораздо более поздние редакторы опустили большую часть оригинальной истории и ошибочно отождествили и неправильно перевели месопомамский Киш с хамитским» Кушем».
Ну что тут скажешь, классический перевёртыш. Не город Киш назван так кушитами Моисея, захватившими его, а якобы Саргон ошибочно назван в Торе кушитом, потому, что в титулатуре его якобы значилось «царь Киша» (последнее большая натяжка: да, ещё до создания царства Аккад Саргон, став правителем Киша, недолго называл себя «царь Киша»; однако вскоре сменил титул на «царь Аккада» и пользовался им до конца дней своих [10.6]).
Никакого первого семитского царства на земле Нимрод не создавал, несмотря на то, что его, сына Хуша, лингвисты-библеисты повысили до семита; большинство приписываемых мифическому царству городов, включая Аккад (Аккаде) до сих пор не обнаружены. Хотелки библейских археологов прозрачны: коль скоро Ниневия, Эрех, который сочли Уруком, Аккад и Вавилон (главные города царств Ассирии, Шумера, Аккада и Вавилона) построил семит Нимрод, то и вся Месопотамия с её древностью и достижениями суть семитская поляна.
К тому же и главный еврейский патриарх Авраам оказался из шумерского города Ура… Делайте выводы, господа. Только смотрите, не ошибитесь! Финикийцы (хананеи) тоже объявляются или просто евреями [10.7], или некими «западными семитами» [В: Финикийцы]. Сюда же подтягивают древний Египет: ведь в его становлении важную роль сыграли финикийцы, а они – евреи.
Скоро наши дети почувствуют большое облегчение на уроках истории: им объяснят, что главную роль в древности играли евреи, затем – греки, наставляемые евреями. Остальные народы были в массовке. И здесь автор притормозил: а ведь детям скажут правду! Почти. Хотел натужно пошутить, а выскочила «почти правда». И «почти» можно отбросить, если добавить, что еще за 200 лет до нашей эры евреи назывались финикийцами [10.8].