bannerbanner
Трактат Желтого императора о внутреннем. Том 1. Вопросы о простейшем. Том 2. Ось духа
Трактат Желтого императора о внутреннем. Том 1. Вопросы о простейшем. Том 2. Ось духа

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 8

Потому говорится: если знаешь это, тогда становишься сильным, а если не знаешь, тогда дряхлеешь. Потому и происходят из одинакового, да имена разные имеют. Если мудрость у тебя есть, тогда доискиваешься до одинакового[34], а если глуп, то ищешь различия. Если глуп – это признак недостаточности. Если имеешь мудрость – это признак избыточности. А если избыточность, тогда уши и глаза у тебя чуткие и ясные, тело у тебя легкое и сильное, и в старости опять обретешь крепость и будешь обладать избыточным здоровьем.

Потому-то совершенномудрый делает дела, не проявляя себя в действиях[35]. Он радуется возможностям безмятежного покоя. Он следует желаниям, радуется эмоциональным устремлениям, постоянно размышляя о пустоте всего сущего. Потому долголетие его не имеет границ, и жизнь его кончается лишь вместе с Небом и Землей. Так управляет своим организмом совершенномудрый человек.

Небесного проявления недостаточно на северо-западе, потому северо-запад представляет субстанцию инь, а у человека правое ухо и правый глаз слабее, чем левые. Земная сила не наполняет юго-восток, потому юго-восток представляет собой субстанцию ян, а у человека левые рука и нога слабее, чем правые.

– А почему, собственно, дело обстоит таким образом?

– Восток – это субстанция ян, а субстанция ян соединяется с Веществом ощущения в верхней части. Так как концентрация наверху больше, чем внизу, потому и вверху ясность, а внизу пустота. Потому глаз и ухо более чуткие и ясные, а рука и нога не слишком подвижные. Запад соответствует субстанции инь, а суть субстанции инь в организме заключается в том, что ее семя концентрируется в нижней части. А так как концентрация внизу, то глаз и ухо недостаточно чуткие и ясные, зато нога и рука сильные и подвижные. Поэтому если патогенные факторы поражают организм, то в верхней части их действие оказывается более сильным в правой части, а внизу они сильнее действуют слева. Патогенные факторы именно потому могут действовать в организме, что субстанции инь и ян Неба и Земли не способны сохранить неразрывную целостность.

Таким образом, Небо владеет семенем, а у Земли есть телесная форма. На Небе есть 8 законов[36], а на Земле существует 5 принципов[37]. В результате Небо и Земля способны быть отцом и матерью 10000 сущностей. Чистая субстанция ян поднимается на Небо, а мутная субстанция инь возвращается на Землю. Так движение и покой Неба и Земли соединяются с основой и утком Духа и ясности – в результате могут осуществляться функции рождения, созревания, сбора и сохранения урожая. Цикл кончается и начинается снова.

Только мудрый человек вверху уподобляется Небу, питая главу свою, а внизу подражает Земле, питая ноги. В средней части он следует человеческим делам, питая 5 органов-накопителей. Небесная Сила дыхания сообщается с легкими, а Земная Сила дыхания проходит по пищеводу. Сила Дыхания ветра сообщается с печенью, а Сила дыхания грома сообщается с сердцем. Сила дыхания злаков сообщается с селезенкой. Сила дыхания дождя сообщается с почками. 6 меридианов[38] представляют собой потоки, а кишечник и желудок – это моря. 9 отверстий организма – это места притока Силы дыхания, которая втекает подобно воде.

Если субстанциям инь и ян найти аналоги Неба и Земли, то пот субстанции ян на Небе и Земле можно назвать дождем. Сила дыхания субстанции ян в аналогах Неба и Земли можно назвать быстрым ветром. Сила дыхания резкого гнева символизирует гром. А нарушение движения силы дыхания выражается в движении природной субстанции ян. Поэтому если при упорядочивании (лечениикэ, не руководствуешься законами Неба, не используешь Земные принципы, то обязательно будет бедствие.

Когда больного поражает патогенный ветер, то действует он так же быстро, как ветер и дождь в природе. Поэтому человек, преуспевший в лечении (упорядочивании), сначала лечит волосы на коже, затем лечит мышцы, затем сухожилия и сосуды, затем 6 органов-распределителей и 5 органов-накопителей. А если приходится лечить 5 органов-накопителей, это значит, что больной находится на грани между жизнью и смертью.

Таким образом, если патогенная Сила дыхания Неба действует на человека, она поражает 5 органов-накопителей. Если холод и жар воды и злаков действуют на человека, то они поражают 6 органов-распределителей. Если Земная Сила дыхания влаги действует на человека, то она разрушает кожу, мышцы, сухожилия и сосуды.

Потому тот, кто умеет применять иглоукалывание, следует за субстанцией инь и руководит субстанцией ян, а если следует за субстанцией ян, то при этом управляет субстанцией инь. Воздействуя на правое, он лечит левое; воздействуя на левое, лечит правое. Действуя на субъект, узнает о состоянии объекта, через поверхностное узнает о глубинном. Рассматривает законы образования избыточности и недостаточности и на основании этого, замечая малейшие признаки развития болезни, видит дальнейший процесс. И если применяются такие методы, то можно избежать опасности.

Умеющий ставить диагноз изучает цвет, щупает пульс, в первую очередь различая действия субстанций инь и ян; исследует чистое и мутное и устанавливает, в какой части тела локализуется болезнь. Он изучает состояние дыхания, слушает характеристики голоса и так определяет местонахождение болезни. Он изучает отвес, весы, циркуль и угольник[39] и устанавливает, какой орган поражен болезнью. Он ощупывает места чи[40] и цунь[41], расположенные на запястье, наблюдает поверхностный, глубокий, скользящий и шершавый пульсы и устанавливает, что же порождает данное заболевание. При такой постановке диагноза не будет упущений, а в лечении болезни такими методами не будет ошибок.

Потому говорится: когда болезнь начинается, можно произвести укалывание и вылечить больного. Когда болезнь в расцвете, нужно ждать, когда болезнь пойдет на убыль. Когда болезнь легкая, следует производить рассеяние. Когда болезнь тяжелая, тогда следует уменьшать постепенно. Когда наблюдается упадок, следует восстанавливать состояние. Когда телесная форма характеризуется недостаточностью, следует согревать посредством Силы дыхания. Когда недостаточность характеризует Вещество ощущения, следует производить восполнение посредством вкусов.

Когда болезнь действует в верхней части организма, следует изгонять ее через верх. Когда болезнь в нижней части организма, следует направлять ее вниз, изгоняя через нижние отверстия. При срединном наполнении следует производить опорожнение внутри. Если действуют патогенные факторы, нужно раскрыть поры тела и вызвать выделение пота. Когда болезнь действует на уровне кожи, следует вызывать пот и стимулировать его выделение. Когда болезнь развивается очень стремительно и бурно, нужно следить за ситуацией и в зависимости от ее развития принимать надлежащие меры. При синдроме полноты следует рассеивать и опорожнять.

Изучая действие субстанций инь и ян, следует различать податливое и упругое. Если присутствует болезнь субстанции ян, нужно лечить иньскими средствами. Если присутствует болезнь субстанции инь, следует лечить янскими средствами. Нужно определять, действует болезнь на кровь или на Силу дыхания. В любом случае следует возвращать все на свои места. Если наблюдается синдром полноты крови, следует выпускать ее. Если синдром опустошения Силы дыхания, тогда следует поднимать его вверх.

Раздел 6

Рассуждение о разделении и соединении субстанций инь и ян

Желтый император спрашивает:

– Я слышал, что Небо соответствует субстанции ян, а Земля соответствует субстанции инь. Солнце соответствует субстанции ян, а Луна соответствует субстанции инь.

360 дней больших и малых месяцев составляют один годовой цикл. В человеческом организме также существуют соответствия этому, однако 3 иньских и 3 янских [меридиана] не соответствуют субстанциям инь и ян. Какова же причина данного несоответствия?

Ци Во отвечает:

– Если с субстанциями инь и ян оперировать цифрами, то можно сделать и 10, а если продолжить, то и 100 получится, из 100 можно сделать 1000, а из 1000 и 10000. Увеличивая 10000, не найдешь предела числам. Однако, по сути, существует лишь единица.

Небо покрывает, Земля несет на себе, и тогда рождаются 10000 сущностей. То, что еще не вышло из Земли, называется местом субстанции инь, и имя ему дается субстанция инь внутри субстанции инь. То, что вышло из Земли, называется субстанцией ян внутри субстанции инь. Субстанция ян ведает управлением, субстанция инь осуществляет свое господство, а потому рождение определяется весной; летом определяется взращивание; осенью определяется сбор урожая; зимой определяется сохранение урожая. Если теряется постоянство выполнения этих функций, то Небо и Земля претерпевают 4 затруднения. Так вариации субстанций инь и ян в человеческом организме можно выразить с помощью чисел.

– Я слышал о разъединении и соединении 3 иньских и 3 янских меридианов.

– Совершенномудрый стоит, обратив свой лик на юг. То, что спереди, называется широким свечением гуан-мин[42], а то, что сзади, называется великим подъемом тай-чун[43]. Проходящий в области тай-чун меридиан называется малым инь. Расположенный над малым инь меридиан называется сверх-ян. Начало меридиана сверх-ян находится в точке крайнего выражения субстанции инь, чжи-инь[44], а заканчивается он в точке врат судьбы, мин-мэнь[45]. Он носит название субстанции ян внутри субстанции инь. То, что находится выше середины тела, называется широким свечением гу ан-мин. А то, что находится ниже гуан-мин, называется сверх-инь.

То, что находится спереди от сверх-инь, называется светом субстанции ян. Меридиан светлый ян начинается в точке ли-дуй[46]. Он называется субстанцией ян внутри субстанции инь. Поверхностный уровень меридиана недостаточный инь называется малый ян. Меридиан малый ян начинается в точке цяо-инь[47]. Он называется малой субстанцией ян внутри субстанции инь.

Разделение и соединение 3 янских меридианов таково: меридиан сверх-ян – это открытие; светлый ян – это закрытие; меридиан малый ян представляет собой ось. Нужно следить, чтобы в работе 3 янских меридианов не нарушался ритм их взаимодействия. И если при определении пульса он не слишком поверхностный, тогда говорится, что все янские меридианы действуют как единая субстанция ян.

– Хочу послушать о 3 иньских меридианах.

– Внешнее соответствует субстанции ян, а внутреннее соответствует субстанции инь. Если субстанция инь направляет свое действие вниз через канал чун-май, тогда меридиан называется сверх-инь. Корень, из которого начинается меридиан сверх-инь, это точка инь-бай[48], или скрытая белизна. Данный меридиан можно назвать субстанцией инь внутри субстанции инь. То, что находится позади сверх-инь, называется меридианом малый инь. Корень, из которого начинается меридиан малый инь, это точка юн-цюань[49], или бурлящий источник. Этот меридиан можно назвать малой субстанцией инь внутри субстанции инь. То, что расположено спереди от меридиана малый инь, называется меридианом недостаточный инь. Корень, из которого начинается недостаточный инь, это точка да-дунь[50], или большое скопление. В этом меридиане совершенно нет субстанции ян, и потому он называется крайним выражением субстанции инь внутри субстанции инь.

В разделении и соединении 3 иньских меридианов сверх-инь – это открытие, недостаточный инь – это закрытие, а меридиан малый инь – это ось. Нужно следить, чтобы в работе 3 иньских меридианов не нарушался ритм их взаимодействия, и если при определении пульса ощущается не слишком глубокий пульс, то значит, что субстанция инь действует в гармонии.

Происходит непрерывное взаимодействие субстанций инь и ян, они передвигаются по всему телу, совершая замкнутый цикл движения. Взаимодействие производится и внутри, на уровне Силы дыхания, и на поверхности, на уровне телесной формы, а в результате происходит взаимное формирование.

Раздел 7

Рассуждение о различии между субстанциями инь и ян

Желтый император спрашивает:

– В человеке есть 4 меридиана цзин и 12 ответвлений цзун. Почему так говорится?

Ци Во отвечает:

– 4 меридиана цзин соответствуют 4 сезонам (стадиямкэ, временного цикла. 12 ответвлений цзун соответствуют двенадцати месяцам года. Двенадцать месяцев года соответствуют 12 каналам (пульсам). Пульсы (каналыкэ, бывают иньские и янские, и если знаешь субстанцию ян, значит, знаешь и субстанцию инь, а если знаешь субстанцию инь, то знаешь и субстанцию ян.

Существует всего 5 янских пульсов. 5 раз по 5[51] дают 25 янских пульсов. Если в каком-либо из органов-накопителей наблюдается пульс, соответствующий субстанции инь, то это означает поражение органа. В результате поражения может наступить смертельный исход. Когда говорится о субстанции ян, то имеется в виду субстанция ян Силы дыхания желудка.

Если различаешь характеристики субстанции ян, то можешь определить место действия болезни. Если различаешь характеристики субстанции инь, тогда можешь определить сроки исхода болезни. 3 янских пульса определяются на голове, 3 иньских пульса определяются на руках, но говорят об одном и том же.

Если различаешь характеристики субстанции ян, то можешь определить время запретов и воздержаний в развитии болезни. Если различаешь характеристики субстанции инь, то можешь определить сроки положительного или отрицательного исхода развития болезни. Нужно очень серьезно относиться к определению иньского и янского пульсов, чтобы не приходилось ни с кем советоваться при постановке диагноза.

Кроме того, когда говорят о субстанциях инь и ян, то имеют в виду, что когда пульс уходит – это субстанция инь, а когда пульс приходит – это субстанция ян. Когда пульс спокойный – это субстанция инь, а когда пульс подвижный – это субстанция ян. Когда пульс запаздывающий, то это субстанция инь, а когда пульс ускоренный – это субстанция ян.

Если при определении пульсов истинных органов-накопителей пульс печени прощупывается как обрывистый[52] и прерывающийся[53], то это значит, что через восемнадцать дней наступит смерть. Если пульс сердца обрывистый и прерывающийся, это значит, что смерть наступит через девять дней. Если пульс легких обрывистый и прерывающийся, это значит, что смерть наступит через двенадцать дней. Если пульс почек обрывистый и прерывающийся, это значит, что смерть наступит через семь дней. Если пульс селезенки обрывистый и прерывающийся, это значит, что смерть наступит через четыре дня.

При заболевании двух субстанций ян[54] болезнь развивается в сердце и селезенке, у женщин нарушаются менструации, у мужчин не выделяется семя. При нарушении менструации у женщин распространение болезни приводит к истощению Силы дыхания в организме[55]. Если болезнь распространяется дальше, то это приводит к расстройству функции дыхания. В этом случае вылечить болезнь очень сложно, и чаще всего пациент умирает.

При заболевании тройной субстанции ян[56] у больного развивается то холод, то жар. В нижней части организма появляются гнойные опухоли, в результате чего в нижних конечностях пропадает сила, сильно болят голени. Если болезнь прогрессирует, то это приводит к разрушению и отслаиванию кожи. Если болезнь развивается дальше, то у больного образуется паховая грыжа.

Что касается одинарной субстанции ян[57], то при ее заболеваниях у больного развивается одышка, появляется кашель и понос. Если болезнь прогрессирует, появляются боли в сердце и вслед за этим развивается нарушение проходимости.

При одновременном заболевании двойной субстанции ян[58] и одинарной субстанции инь[59] у больного появляются тревожные состояния, боли в области спины, отрыжка и зевота. Такое заболевание называется недостаточность ветра[60].

При одновременном заболевании двойной субстанции инь[61] и одинарной субстанции ян (имеется в виду меридиан малый янкэ, у больного развивается отечность, давление в области сердца, дыхание становится тяжелым.

При одновременном заболевании тройной субстанции ян[62] и тройной субстанции инь[63] у больного развивается односторонний паралич, он теряет силу в конечностях и способность ими двигать.

Пульс с отчетливыми характеристиками субстанции ян называется крюкообразным[64], пульс с ярко выраженными характеристиками субстанции инь называется тонким, как волос[65]. Пульс с характерными ударами субстанции ян, сильными и быстрыми, называется натянутым, как струна[66]. Пульс с ударами субстанции ян, которые не прощупываются при сильном нажатии, называется каменным[67]. Когда удары пульса субстанции инь и ян переходят друг в друга, такой пульс называется текучим[68].

Бывает, что внутри происходит борьба субстанции инь, а снаружи обеспокоена субстанция ян. В этом случае телесный пот в организме[69]не сохраняется и потому нарушается циркуляция [силы дыхания и крови] в конечностях. Кроме того, нарушается функционирование легких, в результате чего дыхание у больного становится тяжелым и шумным. Когда болезнь соотносится со смертью субстанции инь, тогда не проходит и трех дней, как больной умирает. Когда болезнь соотносится с рождением субстанции ян, тогда не проходит и четырех дней, как болезнь заканчивается выздоровлением.

Что касается выражений «рождение субстанции ян» и «смерть субстанции инь», то они объясняются следующим образом: когда болезнь из печени переходит в сердце, это называется рождением субстанции ян; когда болезнь из сердца переходит в легкие, это называется смертью субстанции инь. Когда болезнь из легких переходит в почки, то это называется удвоением субстанции инь. Когда болезнь из почек переходит в селезенку, то это называется раскрытием субстанции инь, и такое состояние указывает на неизлечимость болезни.

При застое субстанции ян образуется отечность 4 конечностей. При застое субстанции инь во время дефекации выходит 1 шэн[70] крови. При повторном застое выходит 2 шэна. Если застой повторяется еще раз, то выходит 3 шэна крови.

При одновременном застое Силы дыхания субстанций инь и ян, если много субстанции инь и мало субстанции ян, то образуется болезнь, которая называется каменная водянка[71]. При этом заболевании образуются отеки в нижней части живота.

При образовании застоя двойной субстанции ян у больного появляется недуг, который называется осушение[72]. При образовании застоя в 3 янских меридианах у больного нарушается взаимосвязь между верхней и нижней частями организма. При образовании застоя в 3 иньских меридианах у больного развивается водянка. При образовании застоя в 1 янском и 1 иньском меридиане у больного развивается болезнь 73 горла[73].

Если щупаешь пульс в области субстанции инь, а различаешь характеристики субстанции ян, то это свидетельствует о беременности. Если наблюдается одновременное опустошение иньского и янского пульсов и сильный понос с кровью, это признаки смертельного исхода болезни.

Если в месте преобладания пульса субстанции инь прощупывается пульс субстанции ян, это свидетельствует о выделении пота. Если различаешь опустошение пульса субстанции инь и в то же время наблюдается избыточность пульса субстанции ян, то это свидетельствует о внутреннем кровотечении.

Если пульсы тройной субстанции инь сильно ударяют при нажатии пальцем, то это значит, что в полночь через двенадцать дней больной скончается. Если пульсы двойной субстанции инь сильно ударяют при нажатии пальцем, то это значит, что больной скончается через тринадцать дней вечером. Если пульс одинарной субстанции инь сильно ударяет при нажатии пальцем, это значит, что больной скончается через десять дней ранним утром.

Если пульсы тройной субстанции ян при нажатии пальцем бьют сильно, а удары отчетливы, то это значит, что больной скончается через три дня. Если пульсы тройной субстанции инь и тройной субстанции ян при нажатии пальцем отзываются сильными ударами и, кроме того, больной ощущает наполнение под сердцем, вздутие живота, нарушение мочеиспускания и дефекации, то все это свидетельствует о том, что смерть наступит через пять дней.

Если пульсы двойной субстанции ян при нажатии пальцем отзываются сильными ударами, и при этом у больного температура, то это свидетельствует о неизлечимости заболевания. Смерть наступит через десять дней, не позднее.

Свиток третий

Раздел 8

Рассуждение о тайной истине, благоухающей волшебством познания

Желтый император спрашивает:

– Хочу знать об иерархии функций 12 внутренних органов, какие являются главными, а какие играют менее важную роль.

Ци Бо говорит в ответ:

– Вы задали большой вопрос, и я буду отвечать по порядку. Сердце в организме выполняет функцию правителя. Из сердца исходит свет Силы сознания. Легкие исполняют передаточную [от правителя] функцию – из них исходит ритм порядка. Печень выполняет функцию полководца – из нее исходят стратегические планы. Желчный пузырь выполняет функцию наведения внутреннего порядка – из него исходят решения и суждения. Перикард выполняет функцию слуги (посланникакэ, – из него исходит радость и веселье. Селезенка выполняет функцию амбара, хранилища – из нее происходит 5 вкусов.

Толстая кишка выполняет функцию передаточного пункта – она является источником преобразования и трансформаций. Тонкая кишка выполняет функцию приемника (накопителякэ, – в ней трансформируются продукты организма. Почки выполняют функцию придания силы – из них исходит умение в мастерстве. 3 обогревателя выполняют функцию пробивания заторов – они создают водные каналы. Мочевой пузырь выполняет функцию накопления воды – в нем сохраняются жидкости организма, и потому он способен являться источником трансформаций Силы дыхания.

Все эти 12 функций должны действовать слаженно. Ибо если владыка светел, то и низы спокойны, и именно таким образом укрепляется здоровье и достигается долголетие. В результате человек до конца дней своих не подвергается опасностям. Если именно так осуществляется низведение Небесного, тогда достигается великое процветание.

Если хозяин не обладает мудростью, тогда и 12 функций находятся в опасности. В результате перекрываются пути, нарушается сообщение, телесной форме наносится великий вред. Если таким образом укрепляется здоровье, тогда быстро приходишь к гибели. Если таким образом низводить Небесное, то в основе данного подхода лежит большая опасность, а потому следует остерегаться.

Достижение Пути осуществляется в мельчайшем (таинственном), и трансформации не могут истощиться. Так кто же способен познать их источник? Воистину сложное это дело. И даже талантливые люди, усердно изучая, разве могут постичь они сущность происходящего? А темные неучи, разве могут понять они, в чем кроется польза такого постижения?

Ведь числа туманного небытия рождаются в мельчайших долях бытия, и лишь цифры бытия, мельчайшие числа, выражаются количественно, и, умножая их в тысячи и десятки тысяч раз, можно дорасти до великого, и потом, развивая великое, можно прийти к созданию телесной формы и руководить ей.

– Прекрасно! Я услышал замечательную, глубочайшую истину. Таково дело великого мудреца. Однако что касается передачи истины с великим Путем, то, не очистив сердце свое постом (воздержанием), не выбрав благоприятный день, я не осмелюсь воспринять эту истину.

Потому Желтый император избрал благоприятный день, предвещающий удачный исход, и в этот день поместил истинную книгу в Зал благоухания[74] в Чудесной башне, с тем чтобы передать эти истинные знания последующим поколениям.

Раздел 9

О соответствии признаков внутренних органов шести сочленениям

Желтый император говорит:

– Я слышал, что на Небе в результате сочетания 6 с 6 соединениями[75]получается годичный период. В человеческом организме в результате сочетания 9 с 9[76] протекает жизнь, и, кроме того, в системе организма человека насчитывается 365 сочленений, в результате чего Небо и Земля способны длить свое существование. Однако я не до конца понимаю, что под этим подразумевается?

Ци Бо говорит в ответ:

– Воистину задали Вы очень умный вопрос. Попробую же ответить Вам поэтапно. Нужно сказать, что соединение 6 с 6, а также система сочленения 9 с 9 дает возможность сохранять истинный Небесный ритм движения в соответствии с числом Силы дыхания.

Доля (ритмкэ, Небесного движения – это то, посредством чего осуществляется движение Солнца и Луны. Число Силы дыхания – это то, посредством чего осуществляется претворение жизни. Небо – это субстанция ян, а Земля – это субстанция инь. Солнце – это субстанция ян, а Луна – это субстанция инь. Движение из упорядоченного, а цикличность подчиняется определенным законам [взаимодействия Неба и Земли].

Мерой движения Солнца является одна доля (ритм), а мерой движения Луны является 30 с половиной долей (ритмов). Таким образом складываются вместе большие и малые луны, и 365 дней образуют один год.

На страницу:
3 из 8