bannerbanner
Самоосвобождающаяся Игра, или Алхимия Артистического Мастерства
Самоосвобождающаяся Игра, или Алхимия Артистического Мастерства

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Но самое интересное в том, что ни один из этих уровней в отдельности не есть реальность, но только все три вместе.


На Алхимическом языке Зрителю соответствует Ртуть, основным качеством которой является летучесть; Актёру – Соль с качеством горючести; Роли – Сера с качеством твёрдости. Таким образом, можно сказать, что Театр Реальности состоит из Летучести, Горючести и Твёрдости. Однако все эти параллели требуют подробного экскурса в Алхимические технологии и, следовательно, усложняют понимание.


А вот отрывок из «Виджняна-бхайрава-тантры» – одного из важнейших текстов школы Трика в Кашмирском Шиваизме: «Когда практик познаёт единство трёх состояний, а именно: 1) Вишва – бодрствование, в котором присутствует ограниченное знание, продуцирующее двойственность; 2) Тайджас – сновидение, в котором происходит восприятие впечатлений внешнего мира; 3) Праджня – глубокий сон, в котором «полная тьма»… Когда Практик узнаёт эти три состояния как форму Божества, тогда он наполняется блеском, славой и великолепием Бесконечного Сознания».


ИТАК, ДОРОГОЙ МОЙ ЧИТАТЕЛЬ!


ВНИМАНИЕ!

ЗАПОМНИМ ЭТО НА ДИСТАНЦИЮ ВСЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ!!!

Только все три уровня Театра Реальности вместе!

Получается, о Театре Реальности можно сказать и то, что он ЕСТЬ, и то, что его НЕТ! И даже то, что он ЕСТЬ и НЕТ одновременно! Это действительно что-то фантастическое!

Итак, мы очертили безграничную территорию БОЛЬШОГО ТЕАТРА РЕАЛЬНОСТИ! Или, говоря Алхимическим языком, – МАКРОКОСМИЧЕСКУЮ ОРБИТУ!

Теперь, следуя словам современного, но уже легендарного японского актёра театра и кино Ёси Оиды: «Первое, чему должен научиться Артист, – это география собственного тела».

То бишь есть смысл рассмотреть орбиту поменьше.

Инструмент Homo Ludens

Сам термин Homo Ludens «Человек Играющий», вынесенный в название этой главы, был привнесён в общечеловеческий лексикон уже упоминавшимся нидерландским философом и культурологом Йоханом Хёйзингой. В термине этом, как мне кажется, больше содержания и глубины, чем в привычных наименованиях Артист или Актёр.

Во избежание путаницы сразу же оговорюсь: термин «Актёр» я использую применительно к схеме «Зритель – Актёр – Роль» ПУТИ САМООСВОБОЖДАЮЩЕЙСЯ ИГРЫ. Термин «Артист» используется мной, когда речь касается непосредственно профессиональной потенции. И, наконец, термин «Человек Играющий», или латинское Homo Ludens, я использую, когда речь идёт об Игре на Сцене Жизни.

В процессе развития, то есть Алхимического Великого Делания, Человек Играющий претерпевает трансформацию и начинает называться Человек Возможного, Потенциальный Человек, или Homo Virtus. Современный американский психотерапевт Арнольд Минделл называет его worldworker («работающий с миром»).

Исходя из того, что у нас нет возможности определения реальности «как таковой», мы можем описывать только свои идеи о том, какой реальность представляется нашему Уму; можно сделать вывод, что у нас не может быть «чистой» реальности, но только нейрореалъностъ, то есть реальность, преломляемая через нашу собственную нервную систему.

Говоря словами из великого труда «Arkana Artis» («Тайны искусства»), написанного великим философом и историком культуры по имени Мирча Элиаде (1907-1986): «Делание должно довести до совершенства посредством ему же подобных вещей. И в этом смысле совершающий Делание должен и сам быть объектом Делания». Элиаде здесь цитирует анонимный арабский Алхимический текст X века.

Аналоги можно найти повсюду: «Ты – это вся Вселенная. Ты во всём, и всё в тебе. Солнце, Луна и звёзды вращаются внутри тебя», – это из индийского гуру Свами Муктананды (1908-1982).

Нечто подобное находим в Аштавакра-Гите – священном тексте индуизма, излагающем философию Адвайта-Веданты: «Вселенная, чудесным образом возникшая во мне, пронизана мной. Из меня рождается Мир, во мне он существует, во мне растворяется».

И Учитель Адвайты гуру Шри Нисаргадатта Махарадж (1897-1981) вторит им всем: «И ты уже не сомневаешься в том, что не ты в мире, а мир в тебе».

И так далее до бесконечности.

Сама идея не нова. Факт, что в физическом мире существует прямая взаимосвязь между явлениями макромира и микромира испокон веков является общеизвестным. Макропроцессы, например расширение Вселенной с момента Большого Взрыва, происходят по той же схеме, что и процессы в микромире на атомном уровне. Вращение планет вокруг звёзд осуществляется идентично вращению элементарных частиц вокруг ядер атомов. Формирование зародыша человека повторяет стадии эволюционного процесса всей органической природы. Таким образом, в микромире нет ни одной прогрессивной схемы, которая не повторялась бы с поразительной доскональностью в макромире. И наоборот.

То есть, как утверждал французский театральный педагог, основатель «Парижской международной школы театра» Жак Лекок (1921-1999): «В «теле» Артиста действуют такие же законы, как и в «теле» Зрителя».

Логика этого соображения ведёт к следующему: чтобы познать законы МАКРОТЕАТРА, нам необходимо подробно рассмотреть то, что мы привыкли называть «собой» или «я», – наш персональный МИКРОТЕАТР!

В большинстве своём мы даже не подозреваем о том, что обладаем малой копией Вселенских законов Большого Театра Реальности, которая, если вспомнить схему, предложенную великим основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (1856-1939), образуется из трех «слоёв» – Бессознательного, Подсознательного и Сознательного. Бессознательное – это глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Подсознательное или Предсознательное – это особая пограничная область между Бессознательным и Сознанием. Сознание же, по мнению Фрейда, – это поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром, и зависит оно прежде всего от Бессознательных Сил.

Таким образом, в трёхслойном пироге Фрейда мы опять наблюдаем Смотрящее Бессознательное, Творящее Предсознательное и Действующее Сознательное, то есть Зрителя, Актёра и Роль.

Понятно, что этот «персональный» МИКРОКОСМОС всегда при нас, как смартфон или ноутбук, но самое интересное в следующем: две описанные выше модели Театра Реальности – это зеркальные взаимоотражения друг друга!

И эта мысль совсем в духе великого украинского мыслителя Григория Сковороды (1722-1794) и его китайского собрата по духу Чжуан-Цзы, жившего в IV–III веках до нашей эры, более чем важна: ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТРАЖЕНИЯ ДРУГ ДРУГА! «Человек и мир – это две бездны. Он в тебе, а ты в нём». Или: «Небо и Земля родились одновременно со мной. Внешний мир и я составляем единое целое!» Это означает, что энергия не передаётся, но отражается мгновенно зеркальным способом!

По мнению немецкого натурфилософа, писателя, поэта-мистика, публиковавшегося под псевдонимом Новалис (1772-1801): «Мы и Мир – те половины, из которых состоит Целое».

В этом плане интересна также трактовка реальности, данная в конце сороковых годов прошлого века русским философом Николаем Бердяевым (1874-1948) в его книге «Самопознание»: «Реальность возникает не сама собой, а в результате активности субъекта, когда он мыслит, сочиняет, переживает». То есть реальность – это не данность, а Потенциальность. Бердяев утверждал, что не верит в объект, а только в «объективацию», которая представляет собой проекцию активности субъекта вовне, в реальность. По сути, реальность по Бердяеву – это и есть объективация познавательной способности личности, то есть приписывание существованию такого устройства, которое человек в познании эманирует и экзистенцирует из себя и собой.

Реальность неотделима от нашей Творческой Потенции. От того, как мы способны её менять, с ней и ею Играть.

Но если Бердяев утверждает, что именно субъект (Автор) своей активностью «делает форму формой, а реальность – реальностью», то согласно философу и культурологу Михаилу Бахтину (1895-1975), реальность – это не столько проекция личности, сколько диалог, «необходимое условие их коммуникации»!

То есть здесь нет кого-то, кто работает на другого, и изначально нет вопроса, что первично: курица или яйцо, но оба присутствуют в ситуации мгновенного взаимодополнения друг друга, взаимопроникновения и взаимообогащения. Это динамичная паутина взаимосвязанных событий с Потенциалом молниеносной коммуникации.

Как писал великий «контркультурный» гуру Джон Лилли (1915-2001) в своей известнейшей книге «Центр циклона»: «То, во что вы верите, неверно! Ваша вера в истину истинна лишь в тех пределах, которые находятся между внутренним и внешним опытом. Эти пределы – ваши убеждения, через которые нужно переступить».

Или словами британского нейропсихолога Ричарда Грегори (1923-2010): «Наши ощущения не воссоздают непосредственную картину мира. Они предоставляют возможность для проверки наших гипотез о том, что ожидает нас в будущем».

Из этой же когорты утверждение Эйнштейна о том, что «нелепо строить теории на основе одних только наблюдений, теории сами решают, что поддаётся нашему наблюдению».

Здесь уж, как говорится: «Не позволяйте фактам ввести вас в заблуждение».

И осознание этого момента дарует неописуемый восторг!


А почему?

Потому что мы начинаем понимать, что обладаем БЕЗГРАНИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ!

Так рождается то, что в Алхимии Игры мне нравится позиционировать как Человек Возможный или Человек Виртуальный. Человек, который «есть» и «нет» одновременно! И это означает, что человек не является данностью. Он обладает Потенцией, следуя зову так называемого Инстинкта Игры.

Я думаю и, более того, уверен, что нет инстинкта глубже. Всё остальное (воля к власти, воля к жизни и так далее) нанизывается на этот самый главный Инстинкт Игры. Он выражает собой глубинную потребность человека соединить все уровни бытия в единый целостный Образ. Соединить реальное и нереальное, действительное и возможное. И это как раз то, что можно определить как бытие-на-пределе. То, что позволяет родиться единству метачеловеческого и сверхчеловеческого.

С точки зрения Пути Самоосвобождающейся Игры, – это Зритель – Актёр – Роль. В других схемах, например буддийских, – это триединство Обнажённой Пустоты, Творческой Силы и Активного Сочувствия.

Говоря короче, «три в одном» и есть реализация Инстинкта Игры, который выражает собой стремление к разворачиванию так называемой Тотальной Реальности. По моему глубокому убеждению, именно нереализованность Инстинкта Игры ломает психику человека, сводит его с ума.

Как природа целостности зерна скрывается в потенциальности стать растением и принести плоды, так истинная суть человека покоится не в том, что он есть, а в том, чем он может быть. Таково рождение Homo Virtus или Homo Universale!

Возможно, кто-то отнесётся к этой идее как к избитой форме Мистического Идеализма. Но лично для меня, как и для огромной когорты людей во всём мире, что настойчиво демонстрируют новый взгляд на Творческие Возможности человека, это Практический, то есть Работающий Идеализм! Это то, что приносит конкретные, фактические, даже измеримые результаты! Но вместе с тем это, безусловно, – лишь схема, ограниченная конструкция, только один из бесконечного числа способов описать неописуемые возможности Потенциала Ума.

Природа Театра Реальности

Итак:

О ЧУДО! Известная нам Вселенная организована не механистическим, но ВИРТУАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ.

Термин «виртуальность» уходит своими корнями далеко в глубину веков. Уже в XIII веке средневековый теолог-схоластик Дунс Скот (1266-1308) употреблял латинский термин virtualiter. Скот пытался при помощи этого термина связать в единой форме объективную реальность с бессистемным человеческим опытом.

Во второй половине XX века идея «виртуальности» возникает независимо друг от друга сразу в нескольких сферах науки и техники.

Существование ВИРТУАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ означает то, что внутри атома материя не существует, но скорее может существовать; атомные явления не происходят, но скорее могут происходить! Сегодня окружающий нас мир можно смело назвать Вселенной Возможности!

Ещё пример! Когда в ускорителе элементарных частиц происходит столкновение электронов и позитронов, и они аннигилируют в пустоту, исчезают, энергия, которую они несли, остаётся. Она никуда исчезнуть не может. И естественным резонансным способом она оформляется в так называемый z-бозон, который мгновенно распадается. Как только возник, уже исчез! Причём со скоростью, которая неподвластна регистрации, измерению и вообще контролю учёных, по крайней мере на сегодняшний день.

В итоге мы получаем безумную с точки зрения традиционного мышления реальность, в которой кварк меняет свою «семью» или «вкус», протон становится нейтроном и испускает позитрон и нейтрино. Материя и антиматерия нейтрализуют друг друга, чтобы стать чистой энергией. Энергия движения одной частицы трансформируется в другую частицу и наоборот. Вследствие квантовой неопределённости энергии пространство вокруг нас наполнено невообразимо огромным числом частиц, имеющих мимолётное, призрачное существование.

Если же взглянуть на эту тему совсем упрощённо, то до виртуальной реальности мы стояли перед необходимостью выбирать одну из двух фундаментальных реальностей. Первая – это практический мир, населённый другими людьми, где ты должен есть и работать, чтобы выжить, и так далее. А вторая – внутренний мир твоего воображения, где ты сталкиваешься с его бесконечностью и разнообразием, но при этом ты совершенно один в своих снах и грёзах, в своём психоделическом путешествии.

Таким образом, находясь между реальным миром, который груб и материален, и внутренним миром, исполненным жизни и красоты, виртуальная реальность предлагает нам третий вариант. Это мир, который так же объективен, как физический мир, и при этом так же, как и он, принадлежит всем людям, но в то же время является не материей, а потоком воображения и относится к Сфере Воображаемого в гораздо большей степени, чем мир реальный. И что самое потрясающее в нём, так это возможность делать сны и грёзы реальными, объективными.


Итак:

«Виртуальное» происходит от латинского слова virtus – доблесть, возможность, сила. Это значит, что под термином Виртуальная Реальность понимается «реальность в возможности», в становлении. В противоположность реальности актуальной.

Сам термин «Виртуальная Реальность» предложен нашим современником Джароном Ланье – учёным в области визуализации данных и биометрических технологий, футурологом, композитором, философом, визуальным художником.

И если мы действительно услышим то, что сфокусировано в короткой ёмкой фразе: «ВНУТРИ АТОМА МАТЕРИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, НО СКОРЕЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ; АТОМНЫЕ ЯВЛЕНИЯ НЕ ПРОИСХОДЯТ, НО СКОРЕЕ МОГУТ ПРОИСХОДИТЬ», – мы действительно «опрокинем на свой мозг радугу».

Получается, Мироздание работает по тому же принципу, что и частицы, названные в физике виртуальными. Их особенность в том, что, с одной стороны, они есть, поскольку проявляются в процессе взаимодействия других частиц; но с другой – их нет даже потенциально в других частицах. Они существуют только актуально, то есть исключительно здесь и теперь порождаются в процессе взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию и исчезают, как будто их никогда и не было.

Таков мой или, лучше сказать, наш мир! В нём абсолютно все существующие виды материи – лишь кратковременные соединения различных форм единой энергии. Нет ничего постоянного! Ни одной твёрдой формы! Всё, что переживается, – не более чем электрические волны в одном случае и частицы – в другом. А, следовательно, и сама реальность может рассматриваться либо как нечто, состоящее из отдельных частиц (атомов), либо из колебаний (волн).

Это видно невооружённым глазом. Как писал современный автор Экхарт Толле в известнейшей книге «Сила Настоящего»: «Большая часть живых форм, населяющих Мировой океан, погибает уже через несколько минут после рождения. Человеческая форма тоже довольно быстро обращается в прах и исчезает, как будто её и не было. Трагично и жестоко? Да! Но только если вы наделяете каждую форму индивидуальностью, забывая о том, что её сознание – это божественная суть, проявляющая себя через форму. И одно существо пожирается другим несомненно с Божьей помощью».

Это означает, что жизнь, если посмотреть на неё рационально и без иллюзий, представляется не более чем абсурдной историей, которая рассказывается свихнувшимся математиком. И когда наука докапывается до сути вещей, она обнаруживает там лишь нескончаемый безличностный танец черепашьих волн и грифоновых частиц. В какой-то момент частицы и волны сплетаются в гротескном, сложном, мозаичном Танце, при этом отдавая себе отчёт в абсолютной абсурдности себя самих.

Вот так формулируется ИГРОВОЙ ПОДХОД К МИРУ. Sub Specie Ludi – термин Йохана Хёйзинги, который приблизительно можно перевести как «Сквозь призму игры».

И это первое, что очень важно твёрдо уяснить в понимании фантастической природы Театра Реальности.

Второе. Мы не просто пассивно принимаем впечатления из внешнего мира, но активно создаём их! Это означает, что из огромного океана всевозможных сигналов наш мозг выхватывает только те, что соответствуют нашим ожиданиям. Потом мозг организует эти сигналы в так называемый туннель реальности, который соответствует нашим представлениям о мире, стягивает их в образ мышления и в итоге уплотняет в то, что мы определяем как реальность. Друг и соратник Тимоти Лири, развивший его учение о нейрологической эволюции, Роберт Антон Уилсон (1932-2007) ввёл для этого процесса термин ИМПРИНТИРОВАНИЕ.

Импринтированием называют набор более или менее жёстко заданных программ, которые мозг создаёт в определённые запрограммированные периоды своего развития. При этом происходит фиксация на соответствующих моделях поведения.

Самый простой пример: вылупившийся в инкубаторе цыплёнок отождествляет первый увиденный им движущийся объект с матерью. Установленный таким образом импринт действует автоматически как генетическая программа. До появления первого импринта сознание младенца является бесформенным и пустым словно мир в начале сотворения. Как только образуется первый импринт, из плодородной Пустоты начинает появляться некоторая структура. И увы, растущий ум становится пленником этой структуры. Каждый успешный импринт усложняет программное обеспечение мозга, определяя наше восприятие реальности.

В квантовой теории этот закон формулируется по-разному, но чаще всего физики выражают его так: «НЕВОЗМОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ИЗ ОПИСАНИЯ НАБЛЮДАЕМОГО». Копенгагенская интерпретация квантовой механики утверждает даже, что в отсутствие наблюдателя реальности вообще не существует.

И, наконец, ещё один взгляд: «НАБЛЮДАТЕЛЬ СОЗДАЕТ НАБЛЮДАЕМУЮ ВСЕЛЕННУЮ». То есть такие отличительные признаки, как, например, «чистое» и «грязное», создаются Умом в процессе оценки. Если Ум считает что-то грязным, мы называем это грязным. Если Ум считает что-то чистым, у нас складывается представление о чистоте. Следовательно, наш Ум создаёт всё. Ум – Творец. Вся Вселенная – не что иное, как Ум!

Всё это означает, что сегодняшняя теоретическая физика уже способна доказать, что в Пустом Пространстве существуют некие точки бифуркации, воздействие на которые полем сознания приводит к возникновению не только элементарных частиц, но и более сложных физических объектов.

Говоря проще, это те самые точки в Пространстве, в которых удивительным образом мысль соединяется с материей. В них, выражаясь словами Тибетской «Книги мёртвых» (Бардо́ Тхёдо́л): «МЫСЛЬ И ВЕЩЬ РАВНЫ ПО ПЛОТНОСТИ». Это своеобразная акупунктура Пространства, сверхчувствительные точки его Потенции. В них сфокусировано не то что есть, но то, что может быть. Работая с этой клавиатурой, как бы дерзко это не звучало, можно позволить себе играть музыку реальности, то есть формировать задуманное!

Получается, человек сам посредством своих Творческих Усилий сводит сигналы из окружающего мира к собственным категориям и воспринимает лишь то, что прямо отвечает на вопросы, которые лично он способен задать. В итоге мозг человека находит форму даже там, где её нет вовсе! Короче говоря, мы видим то, во что верим.

Так возникает важный онтологический вопрос: а не начинается ли существование определённых форм с того, что мы их постулируем? Далее возможно только лирическое отступление из дневников уже упоминавшегося знаменитого физика Вернера Гейзенберга: «Одурев от опытов, я часто выходил в сад прогуляться и в который раз задавал себе один-единственный вопрос: неужели природа, какой она предстаёт нам в наших атомных экспериментах, действительно настолько абсурдна?»

«Наше воспринимающее «я» не может быть найдено нигде в картине мира потому, что оно само и есть картина мира». Эти слова принадлежат великому физику Эрвину Шрёдингеру (1887-1961).

А вот отрывок из древнеиндийского текста традиции Кашмирского шиваизма под названием Аннутараштика, принадлежащим перу Абхинавагу́пты (950-1020): «Это не природное бытие вызывает к жизни различные проявления. Они появляются, будучи созданными вами. Вопреки нереальности они становятся реальными благодаря моментальной спутанности восприятия. Великолепие этой Вселенной порождено вашей волей. Она не имеет другого происхождения. Поэтому ваше великолепие сияет во всех мирах. Несмотря на единственность, вы имеете всё множество форм».


Подведём черту! Театр Реальности – это беспредельно сложная оркестровка взаимоотражающих Игр макро- и микромиров.

Один – зеркально отражённая модель другого, и наоборот. А в итоге оба – одно неделимое Целое! И это фантастическое, на первый взгляд допущение помогает понять не только то, почему наши фантазии, желания и страхи оказывают такое мощное влияние на реальные события, но и то, как материализуется созданный мозгом образ.

Если перевести вышесказанное на язык Алхимии Игры, то получится следующее: если Энергия Смотрящего Пространства (Зритель) осознана и «осёдлана» нами, то мы будем способны оказывать влияние на обстоятельства внешнего мира; если же она неосознанна и находится в состоянии бесконтрольности, обстоятельства внешнего мира будут оказывать влияние на нас и, как следствие, формировать нас.

Говоря проще: или мы Танцуем мир, или мир Танцует нас!

Вывод.

Изучив «клавиатуру» своего МИКРОТЕАТРА, мы можем оказывать мощное обратное воздействие на ткань МАКРОТЕАТРА, внося изменения с помощью персонального Творческого Усилия.

Тем более что, говоря в терминах учения Лурианской Каббалы: «От самого человека зависит совершенствование высших миров и самого Бога». И это означает, что «легче расширить понимание человека, чем снова и снова изобретать Всевышнего».

Согласен, для мозга, воспитанного в суровых традициях диалектического материализма, всё это может звучать довольно ошеломительно! Но предположим, что пока это – просто очередная парадоксальная гипотеза.

Ill

Я больше уже не человек, я ищу другой образ.

Даг Райт, книга «Перо маркиза де Сада»

Игра как Она Есть

Согласен! Вопрос поставлен крайне амбициозно!

И вне всяких сомнений, прежде чем двигаться дальше, есть смысл уделить внимание теме исторического контекста подобных исследований. Понятно, что Феномен Игры крайне многолик, и в данной главе я кратко коснусь только наиболее ярких его проявлений.


Итак:

Считается, что начало последовательным философским исследованиям Феномена Игры положили Иммануил Кант (1724-1804) и упоминавшийся уже Фридрих Шиллер. Оба указали на сходство между Игрой и Художественной Деятельностью, сойдясь на том, что и в том, и в другом случае «проявляется человеческая Свобода», Методологической основой для ряда теорий Игровой Деятельности становится на рубеже XIX–XX веков биогенетический закон, открытый славным продолжателем дела Чарлза Дарвина (1809-1882) немецким естествоиспытателем и философом Эрнстом Генрихом Геккелем (1834-1919). Согласно этому закону, история развития индивидуального организма в сжатом виде повторяет основные черты и особенности развития тех форм, от которых он произошёл.

На страницу:
3 из 4