Полная версия
Самоосвобождающаяся Игра, или Алхимия Артистического Мастерства
Вадим Демчог
Самоосвобождающаяся Игра, или Алхимия Артистического Мастерства
© Демчог В. В., текст, 2021
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2022
Введение в серию книг Путь Игры
С одной стороны, внезапно все мы оказались в эпохе нарастающего информационного шума, хаоса и неопределённости. Из каждого утюга слышится: «Мир больше не будет прежним». Остро встал вопрос: как выжить и преуспеть в таком мире?
С другой стороны, доступность любой информации дала нам возможность познакомиться с великими духовными путями и глубочайшими исследованиями феномена сознания.
Поразмыслив над этими обстоятельствами, мы с моим другом и космическим братом Вадимом Демчогом решили запустить серию книг «Путь Игры», открывающуюся тем изданием, которое вы держите сейчас в руках. Нас поддержал гуру издательского рынка Олег Вавилов, подарив нам знакомство с замечательным издательством «РИПОЛ Классик» и командой шеф-редактора Татьяны Соловьёвой.
Итак, мы начинаем.
Нам представляется, что ответ на вопрос: «Как теперь выжить и преуспеть?» – очень простой, весёлый и радостный.
Играть!
Если кратко, Игра перемещает наше сознание на Метауровень – в пятое измерение, откуда мы можем творить свою судьбу и создавать миры. Игра помогает обнаружить своего Даймона, внутреннего Гения – тот Центр, оперевшись на который вы сможете выдержать любые штормы.
Однако взгляды на суть Игры столь же разнообразны как сама Игра. Поэтому мы решили, дорогой читатель, отправиться в это грандиозное путешествие вместе с тобой. Мы пребываем в предвкушении незабываемых приключений и просим тебя лишь об одном: отправляясь по Пути Игры, впитай всё это и начни применять в жизни! И тогда «золотой ключик» в замочной скважине повернётся. Дверь откроется, и начнётся твоя персональная Метаигра.
Удачи!
Сергей Степаненко, продюсер серии, создатель приложения DEMCHOG, основатель Glorium ImpressionСамоосвобождающаяся Игра
Дорогие друзъя!
Мне выпала огромная радость и великая честь!
С лёгкой руки издательства «РИПОЛ классик», на предложение которого с восторгом согласился, я счастлив представить русскоговорящему миру развёрнутую серию книг об Игре – теме, которой я занимаюсь на протяжении всей жизни.
Сказать, что собрать в одной серии книги по данной тематике было моей давнишней мечтой, – это ничего не сказать. На сегодняшний день мной собрана довольно внушительная коллекция таких книг, и лучшее из этого собрания будет издано в данной серии.
Я чрезвычайно благодарен Сергею Степаненко, в содружестве с которым возникла эта идея, за то, что он всячески поддерживал меня в этом устремлении на протяжении времени. Я невероятно признателен также Денису Евлампиеву, что развивает приложение DEMCHOG, отбирает тексты и предоставляет прочную опору в развитии данной темы.
Скажу честно: я хотел, чтобы среди авторов, открывающих данную серию, были мои возлюбленные Мастера: Виктор Ша́мас с программной книгой «Путь Игры» и Джеймс Карс с шедевральным трудом «Конечные и Бесконечные Игры». Но издательство настояло на том, чтобы серию открывала моя книга «Самоосвобождающаяся Игра», поэтому начнём с неё.
Эта книга известна довольно необычным взглядом на Путь Актёра и театральное искусство в целом. Связано это с тем, что ещё со времён обучения в Театральной Академии и на протяжении довольно долгого периода после её окончания автор чувствовал себя в профессии «слегка обманутым». «Я не мог, – пишет он, – примириться с тем фактом, что вынужден заниматься тем убогим и крайне ограниченным делом, каким все в моём тогдашнем окружении демонстрировали мне театральное искусство. За крайне редким исключением я не видел вокруг ничего, что убеждало бы меня, наполняло моё видение профессии, свойственным ему, простите за высокопарность, величием».
В итоге, множество раз покидая профессию и возвращаясь вновь, автор пришёл к тому, что ему самому придётся создать то, к чему он так мучительно взывает. Ему и никому более суждено расставить приоритеты, изучить, открыть и пересотворить необходимые законы, методы и метафоры, способные объяснить и защитить то, что защитить и объяснить фактически невозможно, – живой и многоликий процесс творчества актёра, обуреваемого амбицией целостности.
Так родилась система взглядов, обретшая имя Самоосвобождающаяся Игра, и книга под тем же названием. Она увидела свет в 2004 году с лёгкой руки моего дорогого друга Владимира Майкова.
С тех пор книга выдержала аж четыре издания, и вот прямо здесь и сейчас она открывает серию «Путь Игры», переродившись ради этой чудесной миссии в совершенно обновлённую версию себя.
Для данного издания книга подверглась глубинной переработке с благой целью сделать её текст максимально доступным широкому кругу читателей. Под чуткой редакцией Андрея «Халявского» Каца, не утратив глубин изначально заложенных в ней смыслов, книга обрела современный стиль и язык, далёкий от сухой наукообразности и перегруженности сносками, а также совершенно излишними в наш век свободного доступа в интернет пояснениями.
Вадим ДемчогДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В САМООСВОБОЖДАЮЩУЮСЯ ИГРУ!
Внимание!
Вы утверждаете, что я противоречу сам себе?Великолепно подмечено!Конечно! Я противоречу сам себе!Я огромный!Я вмещаю великое множество всего!Уолт Уитмен (1819-1892), американский поэтЭта книга не имеет отношения к прямой и чистой Передаче каких бы то ни было духовных, театральных, философских, психологических традиций! Скорее, она суммирует опыт некоего художественного обобщения, опыт безответственной Артистической Игры с информацией, почерпнутой из великого множества самых разнообразных источников в процессе многолетней работы с методами, которые эти традиции предлагают! Поэтому ко всем иллюстрациям и цитатам есть смысл относиться как к поэтической вольности автора и воспринимать их следует скорее как аналогии и примеры! Как жесты и интонации Играющего на Сцене Артиста! Как ТЕАТР ВООБРАЖЕНИЯ!!! Это отнюдь не то, что уже заучено как таблица умножения; не то, что уже есть в наличии в нашем опыте. Но то, что могло бы и, возможно, будет наличествовать при условии, что мы войдём в эту ИГРУ без страхов и укоренившихся в нас ограничений! Если же кого-то интересует та или иная духовная, театральная, философская, психологическая традиция непосредственно, лучше обратиться к живым и письменным источникам информации по этим традициям!
Самоосвобождающаяся Игра, или Алхимия Артистического Мастерства
Слово автора
Способность артиста очаровывать зрителей возникает лишь тогда, когда последние не знают, как это делается. Держите свои методы в тайне!
Дзэами Мошокиё (1363-1443), второй патриарх японского театра НоЭта крайне спорная и противоречивая книга представляет собой предельно сжатый экскурс в несколько тем моей индивидуальной, как я её называю, МИФОТЕХНОЛОГИИ. Обзор моего ВООБРАЖАРИУМА ИГРЫ.
Излагая здесь опыт персональной самоорганизации в профессии, свою кухню, я никому не хочу навязывать этот способ видения, так как это моё и только моё восприятие Артистических возможностей Ума, понимая здесь Ум как Открытое Ясное Безграничное Пространство, то есть близко к взгляду Алмазного Пути (Ваджраяны) Тибетского Буддизма. Но, как известно, то, что является важным и полезным для меня, для других может оказаться совершенно незначительным и абсолютно бесполезным.
Один из самых пытливых Мастеров своего времени, актёр, режиссёр и театральный педагог Михаил Чехов (1891-1955) в возрасте тридцати восьми лет, пытаясь свести свою, мягко скажем, непростую кухню к некоему целому, писал следующее: «В моём сознании начала складываться такая сложная философская система, что нечего и думать о применении её к театральному искусству. Сам я, пожалуй, и смог бы использовать её при постановке или игре на сцене, но как передать её другим? Артисты, в особенности хорошие, как огня боятся всяких рассуждений, систем и методов, которыми теоретики Театра готовы задушить их. Я и сам боюсь их до отчаяния. И вот я сам сочинил систему, которую без естествознания и астрономии, пожалуй, и не поймёшь!»
Общепризнанный Мастер Актёрской Игры XX века, основатель первого в Италии стационарного драматического миланского «Пикколо Театро» знаменитый итальянский режиссёр Джорджо Стрелер (1925-1997) писал: «Истинность или фальшивость какой бы то ни было театральной системы выявляется только на примере каждодневной сценической работы».
Один из основоположников современной теоретической физики Альберт Эйнштейн (1879-1955) утверждал: «Для объяснения событий во Вселенной человечество не сможет изобрести ничего нового, кроме как Теорию Игр».
Исходя из вышесказанного и, наконец, просто в целях экономии времени, я смонтировал эту книгу как методологическое пособие. Главы текста являются серией динамических кадров или фрагментами пазла, просматривая которые можно быстро сориентироваться – для вас эта информация или нет. Однако, следуя принципу голограммы, каждый фрагмент содержит в себе всю полноту и целостность общей картины.
Не обязательно брать этот чрезвычайно «избыточный» текст последовательным штурмом главу за главой. Это скорее «справочник» или «словарь», составленный из моих многолетних дневниковых записей, собранных в единый текст по настоятельной просьбе друзей. Возможно, лично для вас гораздо эффективнее будет исследование их методом так называемых «прыжков по диагонали» с выхватыванием наиболее привлекательных заголовков. Именно для этой цели в тексте заглавными буквами и курсивом выделены ключевые слова и фразы, за которые вы можете зацепиться взглядом и Танцевать от тех из них, что наиболее привлекают и центрируют ваше внимание. Как мы выясним уже довольно скоро: Центр находится в любой точке Пространства!
Одним словом: выбирайте то, что интригует более всего и входите в свой собственный Воображариум через двери, которые распахиваются сами. В любом случае, если стиль мышления Человека Играющего (Homo Ludens) вам близок, то, войдя через что-то одно, вы рано или поздно попадёте в Целое.
Если же что-то из предложенного покажется вам не совсем уж сумасшедшим и, возможно, даже пригодным для использования, – берите, наслаждайтесь и будьте счастливы! Если же, напротив, вы не найдёте здесь ничего полезного лично для вас, отбросьте книгу в сторону и наслаждайтесь поиском чего-либо ещё. Творите своё и будьте счастливы с этим!
Сразу хочу извиниться за то, что не планирую выделять все цитаты кавычками, и, входя на территорию этого текста, вы рискуете потеряться в водовороте интриги: а кому, собственно, принадлежат те или иные заявления? Я прекрасно понимаю, что эта затея более чем рискованная, но принципиально убеждён, что авторство как таковое в современном мире уступает место общечеловеческому Творческому Резервуару, на который всё больше и больше теряется смысл давать ссылку.
Из данного издания книги по принципиальным соображениям убраны все сноски и обширные пояснения, коими изобиловали предыдущие версии этого текста. Это связано с тем, что в наши дни продвинутый и заинтересованный в достижении практического результата читатель легко может воспользоваться поиском в глобальной сети Интернет, если его или её интересуют подробности или контексты той или иной мысли автора, а также источники всех бесчисленных цитат.
Вадим Демчог1.10.2021Часть первая
Всё должно быть настолько простым, насколько это возможно. Но ничуть не проще.
Альберт ЭйнштейнВступление
Мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, дабы осмыслить. Отличный пример этого – составление географических карт. Реальная территория – это не карта. Идти по ней – не то же самое, что скользить пальцем по гладкой поверхности бумаги. Мир всегда богаче, чем те идеи, которых мы придерживаемся относительно него.
Итак, у нас в руках не что иное, как «карта». На ней изображены мои персональные пути познания территории Мастерства и Успеха, местоположение моей индивидуальной Творческой Силы, а также собранные воедино примеры техник и методов, спонтанно открываемых мной и другими Мастерами с целью защиты своего Призвания и, как следствие, достижения надёжных, и, возможно, даже выдающихся результатов!
С другой стороны, эта работа, как мне думается, является предельным испытанием Потенциала Игры как таковой. Игры, говоря словами нидерландского философа и историка культуры XX века Йохана Хёйзинги (1872-1945), как «первичной категории, которая не связана ни с какой ступенью культуры, ни с какой формой миросозерцания».
Хёйзинга привнёс в мир, среди прочего, понимание того, что «каждое мыслящее существо может представить Игру, даже если в языке нет такого понятия; что можно отрицать все абстракции: право, красоту, Бога; что всё серьёзное можно отрицать, но только не Игру».
Ещё раз:
Всё серьёзное можно отрицать!
Но только не Игру!
И это действительно очень точное определение!
Эта книга является ИСПЫТАНИЕМ! Не больше и не меньше! Испытанием ИГРЫ КАК ТАКОВОЙ, которая, следуя словам великого древнегреческого философа IV века до нашей эры Платона, сказанным им в диалоге «Тимей»: «Более всего отвечает месту и роли человека». В другом переводе данного диалога эта фраза выглядит так: «Жизнь нужно прожить как Игру».
Прислушиваясь к словам великих Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749-1832), утверждавшего, что «человек является в полном смысле человеком, только тогда когда ИГРАЕТ» и Фридриха Шиллера (1759-1805): «Эстетическое творческое побуждение незаметно строит посреди страшного царства сил и посреди священного царства законов третье радостное Царство Игры и Видимости, в котором снимает с человека оковы всяких отношений и освобождает от всего, что зовётся принуждением», можно прийти к выводу, что в Игре происходит своеобразное снятие «реального» и переключение в план «нереального». В результате этого формируется новый мир, существующий по иным гораздо более эффективным законам.
Известно, что все эти гениальные творцы идеальных вселенных считали, что люди Игрового типа в состоянии творчески преобразовать свои жизни в произведения искусства, и подобная жизнь способна стать разновидностью Творчества, а сама Игра – своеобразной «идеологией артистизма».
Сходным образом выражался и Эйнштейн: «Не находите ли вы удовлетворение в том, что человеческой жизни установлены определённые естественные пределы, и поэтому при её завершении она может оказаться произведением искусства?»
Могу сказать, что именно эти сумасшедшие предвосхищения гениев и стали тем «скелетом», на который я, гонимый некой пассионарностью, тщательно день за днём на протяжении вот уже более чем пятидесяти лет наращиваю «мясо» своей экстремальной и предельно искренней системы воззрений. И тем не менее я не надеюсь на то, что этот взгляд удовлетворит вкусы кого бы то ни было ещё, кроме меня самого. В грубом стиле – это…
…книга для самого себя!
И она писалась, говоря словами одного из крупнейших итальянских артистов комедии дель арте XVI века Луиджи Риккобони (1676-1753), только для того, чтобы внутри своего собственного существа «отличить чистое золото натурального исполнения от фальшивой алхимии плохо понятого искусства». Здесь слишком много персонального воображения. Нелинейной или, лучше, «неточной» логики, так называемой «логики сна». Логики опрокидывающей, «женской». Такой логике фактически невозможно или очень трудно научить…
…но можно научиться!
Говоря короче, всё нижеследующее – это тотально персональный и, возможно, немного сумасшедший взгляд. На мир, который становится всё меньше; на культуру, которая всё больше унифицируется, запутываясь в сетях массмедиа; на профессию артиста, неотделимую сегодня от яростного театрального эксперимента XX и XXI столетий, как и от мощного прорыва в таких научных дисциплинах, как квантовая физика, нейрофизиология, биология, химия и так далее.
Это, если хотите, мой восторженный гимн всему тому сверхскоростному научно-техническому безумству, с которым вынужден справляться ум современного человека.
Гимн диктатуре компьютерных игр и цифровых технологий, которые контролируют сегодня мораль, этику, иллюзии, надежды и представления о прошлом и будущем большинства людей, формируя тем самым взгляды и идеалы завтрашнего человека.
Гимн эпохе мгновенных, сводящих с ума людей прошлых поколений средств коммуникаций, когда весь мир становится одной гигантской информационной биржей.
Гимн миру, в котором реальность и виртуальность взаимопроницаемы.
Гимн современному уровню знания человечества о себе, когда в одном месте учёные расщепляют последние частицы атома материального мира в пустоту, а в другом обнаруживают, что за счёт сильной концентрации новые частицы возникают буквально из ничего.
Это гимн человеку эпохи цифровой революции, который учится любить беспорядок мультимедийности. Вместо стабильности и предсказуемости он исповедует цифровой хаос и шальную прерывистость бесконечных изменений. Вместо контроля и руководства «сверху вниз» он отстаивает позицию «на равных», где каждый испытывает амбицию быть лидером. Вместо стремления к определённости он демонстрирует конструктивный спор и терпимость к двусмысленностям.
Это гимн человеку, вступающему в эру беспрецедентной изменчивости и беспорядка, которым, как кажется, уже не будет конца. Человеку, инстинктивно понимающему, что бессмысленно искать что бы то ни было постоянное в современном ему мире. Что инновации и изобретательность – это уже не преимущество, а тотальная необходимость!
Итак, это несомненно то, что я искренне переживаю как жест радостного приветствия всем тем откровениям, благодаря которым сегодняшнее человечество обоснованно, то есть, опираясь на научные факты, способно заявить: «Я знаю, что не существую, я – это ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ, но иллюзия, обуреваемая неудержимой потребностью в реализации своего ПЕРСОНАЛЬНОГО МИФА!
Иллюзия, яростно устремляющаяся к открытию и освоению миров, в которых, в отличие от прежних столетий, действуют совершенно иные и гораздо более интересные законы!
Миров, в которых время-пространство многомерно, и потому ВОЗМОЖНО ВСЁ!
Миров, ход событий в которых нелинеен, и потому ВОЗМОЖНО ВСЁ!
Миров, в которых господствует неточная логика, и потому ВОЗМОЖНО ВСЁ!
Миров, интерпретируемых сегодня огромным количеством способов, доходящих до бесконечности, и потому опять и опять ВОЗМОЖНО ВСЁ!
Возможно всё!
Всё!
Действительно всё!
И почему это так, а не иначе?
I
В этой игре ты можешь стать всем, чем захочешь!
Тимоти Лири (1920-1996), психоделический гуруМесто Действия
Для того чтобы в твоём уме, о мой глубокоуважаемый читатель, зародилось представление о месте действия, о мире, внутри которого разворачивается повествование данной книги, предлагаю вспомнить известнейший роман Германа Гессе (1877-1962) «Игра в бисер». Мастер Игры в этом романе должен составить партию из запахов летнего утра, мелодии Моцарта и математической формулы, причём так, чтобы другой Мастер мог бы продолжить её. И чем красивее ассоциации, чем шире они охватывают сферы искусства, науки и реальной жизни, тем более совершенной считается партия. Искусству составления партии учились годами, и только через много лет ученик становился Мастером, способным если не сотворить, то хотя бы понять и оценить красоту и величие предложенной Игры.
Итак:
«ВЕСЬ МИР – ТЕАТР. В НЁМ ЖЕНЩИНЫ, МУЖЧИНЫ – ВСЕ АКТЕРЫ». Бессмертные слова, вложенные великим Уильямом Шекспиром (1564-1616) в уста философа и бездельника Жака из пьесы «Как вам это понравится».
Флаг Театра «Глобус» с изображённым на нём Геркулесом, держащим на своих плечах земной шар, для обитателей которого писал свои пьесы великий бессмертный Уильям, украшали слова древнеримского писателя I века нашей эры, автора знаменитого романа «Сатирикон» Петрония «Totus nundus agit histrionem» – «Весь мир – театр» или, в другом переводе, – «Весь мир лицедействует».
Шекспиру приписывается и другая фраза: «Жизнь – театр, и если мы будем играть лишь себя, то проиграем жизнь».
Однако сама эта идея не принадлежит великому англичанину, и будет правильным восстановить справедливость, указав на более древний источник в лице александрийского поэта по имени Паллад. Этот носитель увядающей языческой культурной традиции и ярый противник первых христиан, чья религия казалась последним эллинам нелепой и варварской, жил в IV–V веках нашей эры в эпоху упадка античной цивилизации. До наших дней дошло сто пятьдесят стихотворений Паллада. Одним из самых известных его выражений считается следующее: «Вся Жизнь – сцена и игра. Либо умей играть, отложив серьёзное, либо сноси боли».
Ту же самую тему мы находим в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», первые редакции которого принято относить к VII веку до нашей эры: «Люди – марионетки, так как, подобно куклам, не имеют собственной воли и управляются нитями, идущими от божества, посылающего радость или горе, удовольствие или печаль».
Яванский придворный поэт Эмпу Канва, живший в X веке, также использует метафору марионетки, говоря о том, что человек слепо подчиняющийся своим страстям, подобен кукле, которая ничего не ведает о нитях, посредством которых её направляют. Такой человек, не понимает, что всё на самом деле – Игра в не имеющем никакой ценности мире.
В трактате китайского философа XVI века Ли Чжи читаем: «Этот мир есть театральные подмостки. И любое изображение: и хорошее, и дурное всё равно рассеивается».
«Тибетский Леонардо да Винчи» XV века Тангтонг Гьялпо – создатель жанра традиционной тибетской оперы Аче Лхамо – делает акценты на Игровой Природе мира, толкуя Театр как тезу и антитезу жизни.
Понимание Жизни через Театр, как и объяснение природы Театра через сопоставление с Жизнью, проходит сквозь творчество циньских теоретиков театра XVII–XVII веков Хуана Фань-чо и Ли Дяоюаня.
Можно также вспомнить современника Шекспира сэра Уолтера Рэли (1552-1618), которому очень нравилось играть в своей поэзии с такой метафорой: «Что жизнь? Мистерия людских страстей. Любой из нас – природный лицедей».
Французский философ XVI века Мишель де Монтень (1533-1592) писал в своих знаменитых «Опытах»: «Большинство наших занятий – лицедейство. Весь мир занимается лицедейством. Нужно добросовестно Играть свою Роль, но при этом не забывать, что это – всего-навсего Роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое – своим. Мы же не умеем отличать рубашку от кожи».
Изощрённейшим образом эти смыслы обыгрываются также в произведениях Парацельса (1493-1541), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Эразма Роттердамского (1466-1536), Франсуа Рабле (1483-1553), Мигеля де Сервантеса (1547-1616) и многих других.
Позднее мы находим похожую мысль у у шотландского философа Дэвида Юма (1711-1776): «Мир, в котором мы обитаем, представляет собой как бы огромный Театр, причём подлинные пружины или причины всего происходящего в нём от нас совершенно скрыты».
Лев Толстой (1828-1910) использует категории Театра, описывая уход Наполеона в «Войне и мире»: «Роль сыграна. Актёру велено раздеться и смыть сурьму и румяна. Он больше не понадобится. Распорядитель, окончив драму и раздев актёра, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а я двигал вас?
Но ослеплённые силой движения люди долго не понимали этого».