Полная версия
Из истории русского сундучного промысла (XVIII – XX вв.). Сборник научных статей
Ил. 5. Подголовник. Деталь: надпись на металлической пластине.
Мастером в целях повышения надежности изделия были предусмотрены три внутренних замка и два навесных (петли для них расположены по сторонам от личины).
На боковых стенках подголовника – кованые ручки (по одной с каждой стороны) и детали, декорированные в технике просечки. Их орнамент, в частности, сердцеобразные фигуры, соответствует орнаменту наугольников.
Внутри сундука располагается девять отделений, восемь из которых – с ящичками (ил. 6). На лицевой стороне каждого прибиты четыре профильные планки (некоторые не сохранились). Кольца для открывания и их круглые держатели изготовлены из латуни. Ширина ящичков одинаковая, но высота – разная: нижние имеют наибольшую высоту, верхние – наименьшую. Их стенки собраны в «ласточкин хвост». Ящички помещаются на вертикальных и горизонтальных полочках, врезанных в верхнюю и боковые стенки.
Ил. 6. Подголовник. Деталь: ящички, расположенные внутри изделия.
На протяжении бытования подголовник подвергался ремонту: в некоторых местах прибиты «новые» куски кожи; на крышке использованы не кованые гвозди, а заводские. Возможно, что ремонт проводился после упомянутой выше попытки взлома подголовника.
Он отличается основательностью, солидностью и надежностью. Симметричность орнамента, его четкость, способствуют этому впечатлению. Главным для мастера было непосредственное предназначение изделия как хранилища ценных вещей и документов. Общему художественному решению подголовника свойственна суровость, на фоне которой все орнаментальные изыски смотрятся необязательными добавлениями. Значительный вес и отсутствие ножек способствуют впечатлению монументальности, которое возникает при знакомстве с сундуком.
Вероятнее всего, подголовник изготовлен в Холмогорах. Его типологические признаки полностью соответствуют отличительным особенностям холмогорских изделий, выделенным А. А. Гилодо и Т. А. Лобаневой50. По их классификации подголовник из коллекции ОНИ ГРМ относится к шестому типу51. Тем не менее, учитывая многолетнюю тесную связь между Холмогорами и Великим Устюгом52, настаивать на холмогорском происхождении подголовника не совсем корректно (к тому же А. А. Гилодо и Т. А. Лобанева в названной статье указывали, что в Великом Устюге делали сундучные изделия по холмогорским образцам53). На настоящий момент правильнее было бы определить место создания как «Холмогоры или Великий Устюг».
* * *
Особенности художественного образа рассматриваемого подголовника становятся наглядными при сравнении его с произведением из коллекции СПГИХМЗ54. Он имеет небольшие размеры55. Согласно музейной атрибуции, этот сундук был изготовлен в XVIII веке в селе Павлово Горбатовского уезда. Он сделан из дуба, тонирован, окован сплошными железными полосами, между которыми размещены четыре металлические ажурные накладки (на крышке). Последние напоминают человеческую фигуру с вытянутыми в стороны руками. Под накладками – кусочки слюды. На передней стенке подголовника – врезной замок, по бокам – кованые ручки. Это изделие интересно не только как свидетельство широкой распространенности сундуков-подголовников (их делали не только на Русском Севере), но и как иллюстрация их богатых художественных возможностей. По контрасту с произведением из отдела народного искусства подголовник из коллекции СПГИХМЗ отличается особой камерностью, даже «игрушечностью», некой уютностью внешнего облика.
Интересно произведение из коллекции Музея Виктории и Альберта (г. Лондон)56. Он был изготовлен в Англии в 1575 – 1625 годах (материал – дуб). В I половине XVII столетия такие «writing box» оставались единственным предметом мебели, изготавливавшимся исключительно для письменных работ. По конструкции произведение подобно русским подголовникам. Мастером использовано соединение в «ласточкин хвост», надежность конструкции повышается деревянными нагелями. Крышка прикреплена двумя железными петлями, завершающимися символическими изображениями лилий. Внутри изделия расположена полка и выдвижной ящик, состоящий из двух отделений. В середине лицевой стенки – металлическая пластина сложной формы. Боковые и передняя стенки украшены в технике резьбы. Орнамент первых состоит из изображений прихотливо извивающейся виноградной лозы с листьями, розетки и двух ромбов по сторонам от нее, вторая декорирована раппортной композицией, состоящей из розеток и ромбов, снизу – изображение волнообразного завитка с листьями. Лицевая стенка фланкирована двумя консолями, украшенными резными изображениями ветвей винограда. Крышка (гладкая, без украшений) расположена под углом. Следует отметить исключительное мастерство резчика, создавшего великолепный орнамент, который словно ковер покрывает поверхности произведения. На русских предметах подобного рода резной орнамент отсутствует.
Немецкие изделия («Geldwechsler-Schatulle», «Reise-Schreibpult») подобны русским и английским по внешнему виду57. Их внутренние полости разделены ящичками и полочками. В декорировании использовались различные техники. В вещах, изготовленных в XVIII веке из орехового дерева, клена, березы и дуба, мастера прибегали к интарсии, живописи и окраске. Декоративное оформление изделий построено на сочетании геометрических и растительных мотивов: цветы и лепестки заключены в строгие черные рамки. В центре помещена стеклянная пластина с живописью. Ручки и накладки изготовлены из латуни. В целом это высокохудожественные произведения немецкого барокко, изготовленные профессиональными мастерами. «Подголовники» служили местом хранения денег менялы и письменным прибором путешественника.
У итальянского «подголовника», в отличие от английского и немецкого, изнутри нет полочек и отделений58. Хотя соединение стенок подобно – в «ласточкин хвост». Вертикальные стенки покрыты кожей с нанесенным на нее в технике тиснения орнаментом. Он состоит из изображений льва, листьев и плодов. Кроме того, на лицевой стенке – два медальона с портретами (плохо сохранились). На наклонной крышке орнамента нет – на ней, вероятно, писали, т.е. внешняя сторона крышки представляла рабочую поверхность. Внутренняя часть изделия окрашена в зеленый и красный цвета. «Подголовник» имеет накладку для ключей в форме сердца. Небольшие выступы днища и крышки, а также четкая симметричность орнамента придают лучшую читаемость форме изделия.
В Норвегии подобные «подголовники» («skrin») часто украшались росписью. Изделие из Норвежского музея истории культуры59 датируется 1852 годом. На лицевой стороне – надпись, указывающая на владельца сундука. Все поверхности, кроме оборотной, расписаны: на голубом фоне представлены изображении цветов и прихотливо извивающихся завитков. Края сундука выделены полосами красного цвета, маскирующими соединение стенок «в ласточкин хвост» и одновременно создающие подобие рамок для живописных композиций. Часто подобные норвежские «подголовники» декорировались резьбой, состоящей из геометрических мотивов. Последние иногда окрашивались в контрастные тона. Тем не менее, и расписные изделия, и сундуки, украшенные резьбой, в большинстве случаев укреплялись железными полосами и имели металлические пластины, которые защищали отверстие для ключа60.
Таким образом, «подголовники», которые в странах Европы назывались по-разному, делались на протяжении длительного времени (в статье приведены памятники XVI – XIX веков). Конструкция их была почти одинакова, основное отличие заключалось в декоре – его технике, материалах и орнаментальных мотивах.
Наличие близких аналогий среди европейских сундучных изделий подголовнику из ОНИ ГРМ вполне закономерно – между Россией и европейскими странами существовали многовековые связи61. Они нашли проявление во многих областях культуры, в том числе и в сундучном производстве62. Форма и конструкция русских подголовников, вероятнее всего, была заимствована. Особенности же декоративного оформления находятся в рамках отечественных художественных традиций. Мастера умело использовали наработки европейских ремесленников. Русские подголовники, в т.ч. и предмет из коллекции ОНИ ГРМ, находятся в общем контексте европейского сундучного производства. «Пересаженные» на русскую «почву», русские изделия приобрели значительные отличия от «оригиналов», закономерно встали в ряд отечественных изделий. Таким образом, не форма и конструкция этого вида изделий претерпевали изменения в зависимости от места и времени производства, а предназначение и декоративное оформление. И произведение из коллекции отдела народного искусства – яркий образец, иллюстрирующий эти процессы.
Опубликовано: О сундуке-подголовнике (1750) из коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея// «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА»/ Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2022. – №2, часть 2. – С. 169 – 178.
Варежская волость – центр сундучного производства Владимирской губернии (конец XIX – I четверть XX века)
Варежская волость находилась на северо-востоке Муромского уезда Владимирской губернии. С севера волость омывалась Окой, на востоке граничила с Горбатовским уездом Нижегородской губернии, на юге – с Арефинской, на западе – с Загаринской волостями. Центром волости было село Вареж. В 1924 году Варежскую волость объединили с Арефинской и Загаринской, а в 1929 году уезд преобразовали в Муромский округ Нижегородской области.
С давних пор в Варежской волости развивались кустарные промыслы, среди наиболее заметных назывались изготовление стальных ножей, вилок, замков, пошив шапок и кожаной обуви, а также торговля хлебом. И все же самым значительным промыслом был сундучный. Известный исследователь кустарной промышленности Муромского уезда Николай Гаврилович Добрынкин (1835 – 1902) писал: «В числе занятий жителей Варежской волости главное место принадлежит, независимо от сельского хозяйства, изготовлению деревянных укладок-сундуков, которыми занято 7 селений, с 19 заведениями для них»63, про деревню Криуши он указывал: «Не прерывая земледелия, жители работают сундуки в своих домах и в особом заведении, в двух кузницах куют оковки для укладок и сундуков…»64, и, наконец, про Лохани: «рядом с хлебопашеством у крестьян ведется сундучное ремесло, для чего в деревне имеется пять заведений»65. Надо отметить, что Н. Г. Добрынкин, труды которого не потеряли актуальности и сегодня, упоминал существование сундучного промысла почти в каждой деревне Варежской волости.
Здесь находились не только мелкие домашние мастерские, но и крупные сундучные заведения. Среди них особо выделялись «фабрики» А. И. Желтикова (год основания —1875, д. Криуша), Я. Г. Моренова (1894 или 1895, с. Бангино или Бобынино), И. П. Разсадина (1881, д. Бужерово), С. В. Рудакова (1896, д. Кошкино, рис.1), Н. С. Тебекиной (д. Соловьево), А. С. Ягунова (1875 или 1880, д. Бангино), а также Н. В. Маркова (1880, с. Лохани) и Е. Н. Малышева (1896, с. Вареж). Эти мастерские сбывали свою продукцию на Нижегородской ярмарке, с которой муромский сундучный промысел имел самые тесные связи, и по заказам в разные губернии России, порой весьма отдаленные. Заведение Надежды Семеновны Тебекиной, например, имело торговые отношения с купцами, жившими в станицах юга России, Архангельске, Кашине, а также в Тифлисе и Бухаре (ил.7). Надо подчеркнуть, что по масштабам производства некоторые варежские «фабрики» мало уступали мощным уральским мануфактурам.
Ил. 7. Клеймо сундучного заведения Н. С. Тебекиной.
Многим из названных мастерских посвящены специальные научные статьи, в которых определены масштабы производства, количество мастеров, основные направления деятельности. Этого же нельзя сказать о последних двух из перечисленных заведений – Н. В. Маркова и Е. Н. Малышева. А между тем, их история заслуживает специального рассмотрения – они также сыграли заметную роль в истории сундучного промысла Варежской волости и, шире, Владимирской губернии.
После революции 1917 года местные сундучные «фабрики» были преобразованы в артели. До сих пор постреволюционный период сундучного производства в Варежской волости почти не привлекал внимание исследователей. В книге «Помыслы о вачских промыслах», вышедшей в свет в 2014 году, есть упоминания о частных сундучных заведениях Варежской волости и послереволюционных артелях. Однако речь идет, в основном, о чулковской артели «Приокский прогресс»66. Может сложиться впечатление, что лишь Чулково и округа были основным местом производства сундуков в Муромском уезде, но это не соответствует действительности. Также следует назвать монографию автора настоящей статьи67, однако в ней сундучный промысел Муромского уезда рассматривался в целом, поэтому не было возможности сосредоточить внимание конкретно на Варежской волости. То же самое надо отметить касательно научной статьи того же автора, посвященной послереволюционному времени в истории муромского сундучного дела. Она была опубликована в краеведческом сборнике «Наше Ополье» в 2018 году68.
Цель настоящей статьи – определение роли Варежской волости в истории сундучного производства Муромского уезда Владимирской губернии. Задачи – введение в научный оборот новой информации (в частности, о мастерских Н. В. Маркова и Е. Н. Малышева), анализ конкретных произведений. При работе использовались не только сведения из специальной литературы, но и материалы Государственного архива Владимирской области.
* * *
Согласно Памятной книжке Владимирской губернии на 1895 год, в Варежской волости сундучный промысел развивался в деревнях Пурка, Лохани, Бангино, Поляна, Соловьево и Криуши69. При этом сильнее всего он был распространен в Пурке и Бангино, а крупнейшим центром, как по количеству мастеров, так и по суммарной выработке, была деревня Лохани (работало 40 мужчин и 10 подростков, делавших сундуков на 12000 рублей в год).
О развитии сундучного производства в деревнях Пурки и Бангино в начале XX века приводятся интересные сведения в местной периодике. В деле тогда было занято 1500 человек. Все они работали на нескольких «заводчиков», в том числе на Н. В. Маркова. Один раз в году, 20 сентября, устанавливались цены на «тройку» сундуков. Мастера трудились в помещениях, предоставляемых хозяевами, но своим инструментом. При этом оплата производилась продуктами по завышенным ценам. В 1902 году А. С. Ягунов (из д. Бангино) впервые применил в производстве паровой двигатель (для разрезания и строгания досок, а также нарезания на них шипов), что лишило работы многих мастеров-сундучников, особенно «вязал»70. Поэтому они решили объединиться в артель71. Однако техническое новшество просуществовало недолго, потому что «сундук из под машины выходит плох, расклеивается»72.
Сундучная мастерская Николая Васильевича Маркова (II половина XIX века – после 1915) была основана в 1880 году в деревне Лохани. Хозяин числился крестьянином. По данным статистической литературы (1903), годовое производство было довольно значительно: оно исчислялось 14500 рублями, число наемных рабочих – 30 человек (при этом в заведении работало 19, «на стороне» – 11)73. В 1914 – 1915 годах Н. В. Марков торговал изделиями своей мастерской на Нижегородской ярмарке – в сундучном ряду, в собственной лавке, которая располагалась на улице Театральной, 1574. Известно, что в 1890 – 1892 годах некто Василий Осипович Марков из деревни Лохани продавал сундуки на Нижегородской ярмарке (арендовал лавку у Тулупова по улице Театральной, 16)75. Возможно, он имеет какое-то отношение к Николаю Васильевичу Маркову.
Известно клеймо заведения. Оно наносилось белой краской с помощью трафарета и имело вид небольшого круга, состоявшего из точек. В нем значилось: «Завода Н. В. Маркова». Также встречается бумажная рекламная этикетка. В ее прямоугольном поле указывалось: «Сундучное заведение Николая Васильевича Маркова», «Адрес для писем: с. Павлово Нижегород. губер.», «Торговля в Нижегородской ярмарке. Театральная улица, Сундучный ряд собств. лавка №15» (ил. 8, 9). Этикетка украшались изящными завитками, типичными для прикладного искусства начала XX века.
Ил.8. Рекламная этикетка сундучного заведения Н. В. Маркова.
Ил. 9. Рекламная этикетка заведения Н. В. Маркова.
В настоящее время в частных собраниях сохранилось несколько сундуков Н. В. Маркова. Один находится в музее народного быта в библиотеке им. Зои Космодемьянской (г. Дзержинск, Нижегородская область). Он имеет плоскую крышку и прямые стенки, окрашен зеленой краской, обит тонкими железными полосами «в сетку», на боковых стенках – кованые ручки простой формы. Подобные сундуки делались и в других заведениях, отличались они зачастую только клеймами. Это – массовая продукция, рассчитанная на небогатого покупателя.
Заведение крестьянина Егора Николаевича Малышева (II половина XIX века – до 1903), основанное в 1896 году, находилось в селе Вареж. Оно упоминается в 1901 году среди «фабрик», представивших свои изделия на выставке в городе Шуя76. В год в мастерской делалось до 2100 сундуков, на сумму до 15 тысяч рублей. Работало около 30 наемных мастеров, производство было исключительно ручное, никаких механизмов не применялось. Железо и краски Е. Н. Малышев приобретал в Нижнем Новгороде, лес – на реке Оке, прочие материалы покупал в селе Вареж, всего на сумму до 8 тысяч рублей. Сбыт сундуков происходил на Нижегородской ярмарке77.
В 1903 году хозяйкой этой мастерской уже значилась Александра Васильевна Малышева (II половина XIX века – после 1903). Согласно статистическим сведениям, она успешно продолжила дело: в заведении производилось 6000 сундуков, на 13800 рублей в год, работало 42 мастера (в заведении – 22, «на стороне» – 20)78.
Известно клеймо заведения Е. Н. Малышева (ил. 10). Оно наносилось посредством трафарета белой краской и было сложной формы, образовывалось небольшими кругами и треугольниками. На его поле значилось: «Ф Е. Н. Малышева въ Варежъ» (литера «Ф» означает «фабрики»). Между буквами располагались декоративные мотивы в виде цветов и ветвей.
Ил. 10. Клеймо сундучного заведения Е. Н. Малышева.
А на бумажной рекламной этикетке Е. Н. Малышева (ил. 11), помимо адреса заведения («в селе Вареже, Владимирской губер. Муромск. уезда»), хозяин указывал: «Основные правила моей торговли: лучший товар, недорогие цены», «Аккуратное исполнение заказов». Этикетка обрамлялась изящной рамкой, украшенной изображениями цветов и прихотливо извивающимися растительными завитками.
Ил. 11. Рекламная этикетка сундучного заведения Е. Н. Малышева.
В Белозерском областном краеведческом музее хранится сундук79 заведения Е. Н. Малышева. Это изделие значительных размеров80 представляет массовую продукцию муромских мастеров. Сундук имеет слегка покатую крышку, прямые стенки и фигурные ножки. Поверхности обиты железными полосами «в сетку», между которыми по зеленому фону штампом нанесены белые розетки. Внутри расположен приголовок – специальная полочка для ценных вещей, документов и женского рукоделия. Лицевая сторона обита жестяными листами с «морозом». Петля – одна, на боковых сторонах – кованые ручки. Там же обнаружено клеймо, нанесенное белой краской, с надписью: «Ф Е. Н. Малышева въ Варежъ».
Как сундук Н. В. Маркова, так и сундук Е. Н. Малышева – типовая, стандартная продукция варежских мастеров. Она делалась в огромном количестве и поступала через Нижегородскую ярмарку почти во все регионы России. Однако, вероятнее всего, эти же мастерские делали и другие сундуки, более дорогостоящие, «богатые» (их обнаружение – дело будущего). В варежских сундучных «фабриках» был, как правило, разнообразный ассортимент продукции.
* * *
После революции 1917 года в Варежской волости на основе частных сундучных мастерских организовали артели. Одна из них была зарегистрирована 24 января 1919 года81. Это – «Приокская сундучно-столярная и по выработке кузнечных мехов трудовая артель „Прогресс“ в д. Пурки Варежской волости».
Руководство артелями осуществлял Владимирский губернский Совнархоз. Все сундуки и материалы из частных заведений поступили в его распоряжение, причем они оставались на хранении у прежних хозяев, но им уже не принадлежали (в архивных документах перечислено более 30 человек)82. Роль частных мастерских в становлении артелей была весьма значительна, при этом отношения между ними нельзя назвать безоблачными.
После революции варежские сундуки изменились мало (ил. 12).
Ил. 12. Сундук. Артель «Приокский прогресс». 1920—30 – е годы, Варежская волость. Дерево, железо, жесть, «мороз» по жести, трафарет, литье, окраска, столярная работа (частное собрание).
Отличия от дореволюционных были не в конструкции и пропорциях, а в орнаментике, в частности, вместо абстрактных геометрических фигур и розеток появилась советская символика. На поверхности одного из сундуков (более позднего времени), из числа встреченных автором, нанесены пятиконечные звезды, серп и молот (ил. 14). Они изготовлены из жестяных полос, что свидетельствует о мастерстве муромских сундучников.
Ил. 13. Этикетка артели «Приокский прогресс». После 1917 года, с. Вареж.
Ил. 14. Сундук. После 1917 года, Варежская волость. Деталь: орнамент с советской символикой (частное собрание).
Изделия других варежских артелей, например, Полянской, нередко выглядят несколько проще, хотя вряд ли в данном случае можно предполагать существенные отличия. Это был единый центр производства с прочными традициями, сформировавшимися на протяжении длительного времени. Кроме того, между организациями не было непроходимых границ: мастера переходили из артели в артель, обменивались материалами, сбывали продукцию в одних и тех местах. Стоит также отметить как важный факт наличие единого руководящего центра, откуда «спускались» различные планы и директивы.
Анализ опубликованной и не опубликованной информации, а также ее сопоставление с сохранившимися варежскими сундуками приводит к следующим выводам:
1. в конце XIX – I четверти XX века Варежская волость имела значение крупного центра по производству сундуков, который не только играл важные роли для местной кустарной промышленности, но и был известен на всероссийском уровне;
2. вследствие тесных связей с мастерскими соседних волостей (особенно Загаринской) варежские сундуки по конструктивным и художественным особенностям невозможно выделить из массы муромской сундучной продукции – главную роль в данном случае играют только клейма; при этом количество частных сундучных мастерских, существовавших в Варежской волости, превосходило количество заведений в других волостях;
3. организация промысла развивалась по пути от частных заведений к артелям; последние с течением времени также развивались в сторону укрупнения – несколько артелей объединялись под одной вывеской; позднее наступило время мебельных фабрик.
Опубликовано: Варежская волость – центр сундучного производства Владимирской губернии (конец XIX – I четверть XX века) // Наше Ополье. Краеведческий сборник. – 2022. – №2 (36). – С. 41 – 49.
Русский сундук как исторический источник
Сундук – неотъемлемая часть русской культуры. С незапамятных времен он служил для хранения ценных вещей, документов, одежды, пищевых запасов. Особую роль сундук играл в свадебном обряде. В нем перевозилось приданое из дома невесты в дом жениха. Свадебные сундуки хранились долгие годы и часто передавались в семье из поколения в поколение.
На протяжении истории крупными центрами сундучного производства были Москва, Великий Новгород, Холмогоры, Великий Устюг, Нижний Тагил, Невьянск, Муромский уезд Владимирской губернии, Макарьев, Вятка. В сельской местности сундуки и в настоящее время продолжают использоваться по прямому назначению, в городах же они стали антиквариатом или сувениром.