bannerbanner
Роса пустыни 6. Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар. Дополнение комментариев к недельным главам Торы
Роса пустыни 6. Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар. Дополнение комментариев к недельным главам Торы

Полная версия

Роса пустыни 6. Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар. Дополнение комментариев к недельным главам Торы

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

1.8. Недельная глава «Ваишлах»

1.8.11.а

Яаков боялся встречи с Эйсавом. Наши мудрецы потратили уйму чернил, объясняя, что Яаков боялся потери благословения Тв-рца из-за какого-то не замеченного им самим греха («Свои ошибки кто понимает? От скрытых (неумышленных) грехов очисти меня.» – Псалмы 19:13), и утверждая, что его страхи были напрасны, и наоборот: что унижение Яакова перед Эйсавом при их встрече было неправильным поведением, повлекшим определенные неприятные последствия.

Мы же полагаем, что Яакову было чего бояться.

Во-первых, Гемара учит нас, что человек не должен считать себя ни безнадежным злодеем, ни совершенным праведником. Мы должны полагать себя средним человеком. А у среднего человека вполне могут быть небольшие, с его точки зрения, грехи, за которые он легко может получить весьма серьезное наказание от Тв-рца.

Во-вторых, люди уровня Яакова, хорошо знающие Тв-рца и не сомневающиеся ни в реальном существовании посмертного мира, ни в том, что реальные наказания и вознаграждения человек получает именно в том мире, не боятся физической смерти, которая является не более чем переходом в истинный мир душ, из которого человек приходит в наш мир при рождении и уходит в момент смерти и обозначаемый в пределах нашего мира, в его терминах как мир посмертный (не загробный – евреи не хоронят своих умерших в гробах). А значит, своей личной физической смерти, в том числе и наступившей в результате возможного его убийства Эйсавом, Яаков не боялся – он хорошо понимал, что только и исключительно Тв-рец решает, когда, где и как это неизбежно когда-нибудь произойдет.

И все-таки Яакову было необходимо бояться Эйсава по трем причинам (в предположении, что Яаков пророчески знал, что именно от него в поколении его детей произойдут 12 сыновей, дающих начало 12 коленам еврейского народа):

а) у Яакова на момент встречи с Эйсавом родились только 11 сыновей и Дина. Наши мудрецы комментируют, что на стоянке около Шхема (с событиями вокруг Дины в недельной главе «Ваишлах») Яаков провел не меньше полутора лет. Это значит, что Рахель во время встречи с Эйсавом еще не была беременна Биньямином, а это, в свою очередь, значит, что у Яакова еще были задачи в этом мире;

б) в стихе 32:11 Яаков боится за жизнь матерей и сыновей. В худшем случае при сохранении хотя бы одной жены можно было бы нарожать еще детей. Но Яакову уже много лет, и зачатие Биньямина в таком возрасте отца можно считать чудом. Правда, теоретически можно было отложить начало 12 колен на следующее поколение – ведь еврейский народ развился от одного Авраама, затем от одного Ицхака, затем от одного Яакова. Вполне можно было бы предположить, что даже от двух-трех выживших после неблагоприятной встречи с Эйсавом сыновей Яакова могло родиться 12 его внуков и, соответственно, могло начаться построение 12 колен (великий РАШИ вообще не удостоился сыновей, он родил только дочерей, но его великие внуки, создатели школы То́сфот, прославили в веках и себя, и добавили прославления деду). Но мы предположили, что Яаков пророчески знал именно о своих 12 выживших (по крайней мере до рождения их потомства) сыновьях;

в) Яаков должен был бояться Эйсава еще и потому, что его гибель от руки Эйсава могла привести к развалу его весьма неоднородной семьи с четырьмя женами. Минимальная задача Яакова в этой жизни явно заключалась не только в рождении сыновей, но и в их воспитании, в передаче им духовного наследия Авраама и Ицхака, в доведении их до женитьбы, до построения их домов как фундамента народа Израиля.

Итак, мы пришли к выводу, что страх Яакова перед его встречей с Эйсавом был вполне законным и обоснованным.

1.8.16.а

Обсудим травму Яакова, нанесенную ему ангелом Эйсава. Сначала в стихе 32:25 Тора сообщает нам, что ангел «ваига́ (ударил) бэха́ф йерхо́ (дословно: в ‹ступню бедра›; зная анатомию бедренной кости, можно предположить, что удар пришелся в верхнюю часть бедра в область стыка основной бедренной кости и тонкой шейки бедра) вэтэка́ (зажал, от выражения ‹така́ йад› – пожал руку в знак обещания или заключенного соглашения) каф йэ́рех Йаако́в (описанную выше область бедра) бэhэавко́ имо́ (во время борьбы с ним)». Стих 32:32 повторяет: «эт гид анашэ́ (седалищный нерв), ашэ́р аль каф hайа́рех (который проходит в верхней части бедра) … ки нага́ (нанес повреждение) бэха́ф йерэ́х Йааков (в верхнюю часть бедра Яакова), бэги́д анашэ́ (в седалищный нерв)».

Заметим, что обычный перевод на русский язык этих мест текста Торы с указанием на вывих бедра (тазобедренного сустава, который практически невозможно вывихнуть, не сломав шейки бедра) не соответствует ни тексту, ни анатомии. Верхняя часть бедра соединяется с тазобедренным суставом относительно тонкой шейкой бедра, на которой расположена сфера сустава (существенно большего диаметра, чем диаметр шейки бедра), которая входит в шарообразную нишу тазовой кости. И сустав помещен в очень прочную сухожильную суставную сумку (капсулу). Поэтому этот сустав практически неспособен вывихнуться – сферической головке трудно выйти из сферической же ниши: суставная сумка (капсула) удержит головку бедренной кости от выхода из ниши с необходимой для вывиха большой сдвижкой взаимного расположения суставной головки и суставной ниши, а относительно слабая шейка бедра сломается гораздо раньше почти невозможного вывиха. У Яакова не было не вывиха, ни перелома шейки бедра – в противном случае он бы не смог ходить.

Значит, удар привел либо к ушибу седалищного нерва (более вероятно), либо к частичному и транзиторному (самопроизвольно проходящему) защемлению седалищного нерва. Удар не порвал волокон нерва (они бы не восстановились) и не привел ни к полному параличу ноги в целом, ни к параличу отдельных мышц, а то и отдельных мышечных волокон, а только временно прервал прохождение нервных импульсов к части мышечных волокон некоторых мышц ноги, что и определило хромоту Яакова. Повреждение, к счастью, оказалось обратимым.


1.8.16.б

В книге комментариев на книгу Берешит «Источник жизни» (перевод комментария «Бехагвей hа-Села» рава Хаггая Прешела, выполненный его учеником и нашим другом равом Александром Кутуковым и изданный в Иерусалиме в 2020 году) на странице 287 приведен закон, постановленный РАМБАМом в «Законах запрещенных кушаний», 8:1, к которому Бейт Йосэ́ф добавляет: «И написали РАШБА (хидуши́м к указанному месту РАМБАМа) и РАН (там же), что к седалищному нерву относятся три закона: закон об основном нерве [запрет Торы], о волосках, вошедших в мясо [запрет мудрецов; сейчас обсудим] и о жире [запрет мудрецов]».

Седалищный нерв (лат. Nervus ischiadicus), самый толстый нерв человеческого организма, образован многими тысячами волокон, выходящих из пяти межпозвонковых интервалов позвоночника. Каждое волокно – это отросток (аксон) одного из двигательных (эферентных) нейронов спинного мозга, который доходит до каждого мышечного волокна многочисленных мышц ноги и передает этому волокну сигнал на сокращение (отсутствие сигнала – расслабление). Это значит, что нервные волокна седалищного нерва тесно пронизывают все мышцы ноги; а значит, если следовать закону о нервных волосках, вошедших в мясо, нужно запретить в пищу еврею всю заднюю ногу животного, так как отделить тонкие нервные волокна, пронизывающие каждую мышцу ноги, практически невозможно. Этого запрета нет, значит, вопрос касается удаления из туши животного только седалищного нерва в районе верхней части бедра до его серьезного разветвления на мелкие пучки волокон и реально не распространяется на «волоски, вошедшие в мясо».

1.8.16.в

Комментируя ночную схватку Яакова с ангелом Эйсава, все известные нам комментаторы сосредоточились на вопросе, ЗА ЧТО Яаков получил повреждение. Мы же, полагая, что в материальном («прижизненном») мире нет наград и наказаний, а создаются лишь условия работы человека в этом мире (одно из двух направлений, рассматриваемых Гемарой; второе – существование в этом мире награды и наказания по принципу «мида́ канэ́гед мида́»: наказание и награда соответствуют уровню и смыслу действия, приведшего к ним), зададим вопрос о том, ДЛЯ ЧЕГО он получил это повреждение.

Во-первых, похоже, что Тв-рец хотел представить Яакова Эйсаву нездоровым, хромающим, страдающим (такое повреждение в первые дни сильно болит и непривычно затрудняет движения поврежденной ноги – еще не началась адаптация Яакова к своему новому состоянию), явно не боевым.

Во-вторых, хотя стих 33:18 следующей недельной главы, «Вайешев», и комментарий РАШИ на него свидетельствуют о временности проблемы и о приходе Яакова к городу Шхему уже здоровым, все-таки эта травма обозначила собой изменение положения Яакова в семье (чему явно способствовал также возраст Яакова). Если до этого скот пас лично Яаков и о помощи ему детей в уходе за скотом Тора не упоминает, то теперь Яаков уже сидит в стане, а скот пасут сыновья, что, среди других причин, является воспитательным актом активизации сыновей в жизни.

Когда с Диной случилось то, что случилось, Яаков ждал возврата сыновей с поля, не предпринимая никаких самостоятельных действий. То есть Яаков – в стане, сыновья со скотом – в поле.

Затем в следующей недельной главе, «Вайешев», Яаков посылает Йосефа узнать, что с братьями и скотом, – Яаков явно отделен от непосредственной пастьбы скота и неясно насколько он сохранил реальную руководящую роль в семье и как теперь управляется семья – расправа братьев с Йосефом показала, что братья совсем не едины в своих мнениях и решениях, пропал единый центр управления семьей Яакова. Но семья, даже с женившимися сыновьями Яакова оставалась единой по крайней мере до ее эмиграции из Канаана в Египет.


1.8.21.а

Усилим мысль о нормальности поведения Шхема в отношении Дины в соответствии с полученным им воспитанием и культурными кодами народа города Шхем. Для этого призовем на помощь РАМБАМа.

РАМБАМ в книге «Знание» (иврит: «Мада́»; первый том его труда – «Мишнэ́ Тора», и он же «Яд хазака́»), во втором разделе, «Дэо́т» (переведенном на русский язык как «Законы о чертах характера»), в первом параграфе шестой главы пишет: «В природе человека подражать в чертах характера и в действиях близким людям и друзьям и следовать обычаям своих соотечественников». В подстрочном комментарии приводится цитата РАМБАМа из «Морэ́ нэ́вухим» – «Путеводителя заблудших (колеблющихся)» (1:31): «… человеку по природе свойственно любить то, к чему его приучили, и испытывать к тому склонность…». Сегодня это хорошо известно в рамках психологии развития человека. Поэтому поведение Шхема в своем городе среди своего народа оказывается для него естественным и единственно возможным.

Но скажем дополнительное слово и о Дине. Она, воспитываясь в достаточно строгой, если не сказать спартанской, обстановке семьи Яакова, похоже, никогда не вступала в контакт с мальчиками вне семьи и понятия не имела о внешней внесемейной ласке с сексуальным подтекстом. Встретив ласкового мальчика, восхитившегося именно ею и наговорившего ей всяких слов, которых она ни от кого не слышала (ласковые слова матери и отца не в счет – они другие) и от которых ее непривычная к подобному обращению головка пошла кругом вплоть до полной потери критики по отношению к происходящему, она стала легкой добычей этого мальчика, погрузившись в сладкую нирвану чувств.

К сожалению, это цена закрытого ныне харедимного воспитания девочек без знания широкого мира и опасностей, в нем содержащихся, которое дает неожиданные трещины при встрече с мальчиком из другого народа и другого воспитания, так как девочка совершенно не готова к столь непривычному и бесконечно приятному для нее поведению этого мальчика (слова, мелкие подарки в виде разных дешевых украшений) и не имеет выработанных поведенческих инструментов противостояния при такой (нежелательной, но случающейся по инициативе этих мальчиков) встрече. Мы с огромным сожалением наблюдаем это в харедимном городе Бейта́р-Или́т (к югу от Иерусалима), соседствующем, к его несчастью, с большой арабской деревней Хуса́н (Эль Ха́дар). Арабские мальчики, жестко воспитанные в строжайших правилах поведения по отношению к собственным, арабским, девушкам, не имеют никаких тормозов (наоборот, среди них это считается доблестью) по отношению к девушкам еврейским, которые становятся столь же легкой, как и Дина, добычей этих наигранно ласковых (в этих и только в этих случаях) соседей. Правда, в отличие от Шхема, у этих мальчиков нет ни истинной влюбленности, ни желания взять этих соблазненных ими девочек себе в жены – только внешне хорошо скрываемая, но легко реализуемая похоть (и желание причинить вред евреям. По сути, вид агрессии против еврейского народа в самой чувствительной его части – харедимной). Слово – за руководителями общин Бейтар-Илита, но его пока, к сожалению, не слышно. Наоборот, под их негласным прикрытием разработаны методы и работают соответствующие группы, решающие вопросы сокрытия нежелательных беременностей (не аборты!) и восстановления девственности оступившихся девушек (с огромной прибылью от бездетных американских евреев за «брошенных еврейских детей»).

1.9. Недельная глава «Вайешев»

1.9.13.а

Наши комментаторы довольно единодушны в осуждении Йосефа за то, что он обратился с просьбой к виночерпию замолвить за него словечко перед фараоном, который, согласно толкованию Йосефом сна виночерпия, без сомнения вернет виночерпия после его быстрого освобождения на старую должность. Аргументация комментаторов в основном сводится к тому, что нужно надеяться только на Тв-рца, а Йосеф понадеялся на возможный разговор виночерпия с фараоном и за это схлопотал еще два года отсидки в египетской яме. Есть даже комментарий о том, что если бы виночерпий действительно попросил фараона о Йосефе и тот даже освободил Йосефа из ямы, так Йосеф в этом случае был бы простым человеком, а не премьер-министром Египта, а его освобождение ждало именно случая стать премьер-министром (что значит «стал бы простым человеком» – свободным, но евреем, с которым египтяне не могут есть за одним столом, или вернулся бы в свое исходное состояние, существовавшее перед его заключением в яму, – рабом в доме Потифара или где-нибудь еще?).

Мы имеем на эти события иное мнение. Несомненно, всем Единолично управляет Тв-рец, и именно к Нему следует обращаться с молитвенными просьбами о совершении тех или иных кажущихся нам необходимыми действий. Но Его управление в нашем мире чаще всего находит выражение через деятельность тех или иных людей. Кроме этого, Тв-рец требует от нас приложить максимальное старание (иврит: hиштадлю́т) в достижении наших целей, а не только молитвы. И Йосеф, кроме несомненных и горячих молитв, увидел в виночерпии возможного посланца (шали́аха) своей просьбы к фараону, шалиаха, посланного Тв-рцом, ожидающим от Йосефа этого самого hиштадлю́та по использованию любой представившейся Тв-рцом возможности выбраться из ямы. И возможно, обращение к виночерпию не удлинило срок содержания Йосефа в яме, а, совсем наоборот, сократило его именно за совершенный hиштадлю́т: ведь сны могли быть посланы фараону на пару лет позже и цикл сытых – голодных лет также мог быть отложен на эту пару (или больше) лет, если бы Йосеф не попытался использовать виночерпия в качестве своего посланца (шалиаха) к фараону. Кстати, мудрецы же сами указывают на благоприятность сна начальника виночерпиев именно потому, что он был активен во сне, делал действия по своей должности, а начальник пекарей был пассивен во сне и в результате его сон был истолкован и реализован неблагоприятно для него.

Теперь ответим на предположение о том, что если бы Йосеф был освобожден раньше, чем фараон увидел сны (а сны вполне могли быть синхронизированы с освобождением Йосефа по наводке виночерпия или просто посланы фараону раньше, например после освобождения виночерпия, но до его разговора с фараоном о Йосефе. Возможно, Тв-рец не хотел столь явно связывать просьбу Йосефа к виночерпию и последующие события по возвышению Йосефа), он бы остался простым человеком, а не стал бы премьер-министром Египта. Даже если бы до снов фараона он был простым человеком (в том или ином социальном состоянии), когда потребовалось бы истолковать сны фараона и штатные египетские истолкователи не справились с задачей (они наверняка дали много истолкований, но хотя фараону и не было сообщено правильное толкование снов, явно неосознанно для него был заложен механизм определения того, что является трепом, а что явится правильным истолкованием. С этим мы еще раз в ТАНАХе столкнемся в книге Даниеля, при толковании очередного сна очередного правителя, которому, по мнению мудрецов, было сообщено правильное толкование, он его забыл, но мог определить правильность или неправильность предлагаемого ему толкования. Так и толкование Даниелем надписи на стене в той же книге не вызвало сомнений царя в правильности толкования), виночерпий вспомнил бы о Йосефе и спецслужбы Египта быстро бы его нашли и доставили во дворец.

1.9.13.б

В Торе приведен странный стих, не поддавшийся нашему толкованию. Стих 40:20 говорит, что «сделал он [фараон] пир для всех рабов своих и посчитал голову начальника виночерпиев и голову начальника пекарей в среде рабов своих». Следующие два стиха вернут начальника виночерпиев на его исходную должность и казнят начальника пекарей. Но стих 40:20 вроде бы указывает на то, что и начальник виночерпиев, и начальник пекарей были освобождены из ямы, приняли участие в пире (но еще не на своих должностях; значит, их должности на пире замещал кто-то другой), а решение фараона о возврате начальника виночерпиев на исходную должность и о казни начальника пекарей было принято после пира. Но приглашение начальника пекарей на пир с фараоном (не на должности, в качестве просто раба, а на такой пир отнюдь не все рабы приглашаются) вроде бы должно было свидетельствовать о его прощении, но казнь все-таки пришла к начальнику пекарей. Мы не удостоились понять смысл приведенного стиха.

1.10. Недельная глава «Микец»

1.10.2.а

История неуспеха египетских толкователей снов в истолковании снов фараона и ослепительный успех Йосефа в этом толковании приводит многих комментаторов к рассмотрению влияния созвездий на способности толкования, а в дальнейшем и на другие способности и возможности человека. То есть наши комментаторы неоднократно возвращаются к вопросам астрологии. Приведем разрозненные и неполные данные, которые нам удалось собрать в еврейских источниках на эту тему.

Первоначально сделаем два замечания. Во-первых, несмотря на неоднократные попытки, нам не удалось найти источник знаний по астрологии, откуда и как эти знания оказались в мире. Достаточно высокие показатели успеха астрологов при описании ими нынешних и будущих событий не позволяют просто отбросить эти знания или приписать их порождению темного сознания древних людей и темным же верованиям даже современных людей (или эффекту плацебо, самореализующемуся пророчеству). Во-вторых, немало астрологических ссылок с положительным к ним отношением встречается в длинном ряде еврейских источников. Но нужно заметить, что такой рационалист до мозга костей, как РАМБАМ, полностью и на корню отказывал астрологии в какой-либо информативности.

Также следует различать влияние созвездий на нееврейские народы и на евреев. Традиция считает, что корни душ евреев лежат выше материальной вселенной, выше звезд, а потому подчиненность евреев звездам неполная кроме случаев, когда еврей настолько погружен в этот мир, что забывает собственные источники существования. Во-первых, у еврея есть инструменты изменения предопределения звезд (и даже изменения приговора Небес): «Тшува (раскаяние), молитва и цдака (пожертвования бедным) отменяют тяжкий приговор!» – говорим мы в молитвах Рош hаШана (например, в повторении Мусафа кантором перед Кдушой в первый день Рош hаШана) и Йом Кипура (источник фразы – трактат «Таанит», 2:1, Иерусалимского Талмуда). Во-вторых, у еврея есть возможность выбора даже в пределах предопределения звезд. Источники приводят классический пример: если в судьбе человека велико влияние планеты Марс и в силу этого он предрасположен проливать кровь, то он в зависимости от своего духовного уровня может стать бандитом, резником (шо́йхет – специалист по кошерному зарезанию животных, необходимейшая фигура в общине, как правило второй человек (в том числе и по знанию Традиции) после раввина) или хирургом (в то время – «кровопускателем», отворяющим кровь в медицинских целях).

Влияние звезд мы отмечаем каждый шаббат в утренней молитве. В первом благословении перед «Шма» мы заявляем:

«Прекрасны светила, сотворенные нашим Б-гом;Всеведением Своим, разумом и мудростью Он создал их;Силой и могуществом наделил Он их,Чтобы управляли они в просторах вселенной».

Здесь и далее приводятся факты влияния и управления звезд, но нигде и никогда (и в современной астрологии тоже) не упоминается механизм этого влияния.

Известно, что рабби Авраам Ибн-Эзра был крупным астрологом; до нас дошла (уже переведенная на русский язык) его книга по астрологии «Начало мудрости. Книга обоснований». В «Длинном комментарии» на стих 32:32 недельной главы «Ки Тиса» книги Шмот А. Ибн-Эзра пишет: «Все, что должно случиться в общем и частном, зависит от положения светил [не только в момент рождения того или иного человека, но и при рассмотрении происходящего в мире и в отношении конкретного человека или группы людей в реальном ‹… жизнь, дети и пропитание зависят от судьбы› (Моэ́д Ката́н 28а)» (Мы цитируем по книге: Тора с комментариями рабби Авраама Ибн-Эзры. Книга Шмот. М.: Лехаим, 2015. С. 537).

Приведем примеры, почерпнутые нами на страницах 414—415 книги комментариев на книгу Берешит «Источник жизни» (перевод комментария «Бехагвей hаСела» рава Хаггая Прешела, выполненный его учеником и нашим другом равом Александром Кутуковым и изданный в Иерусалиме в 2015 году):

«Тосафо́т (Брахот 57б, на слова ‹Толкователи …›) от имени РИ (один из авторов То́сфот) пишут об истории с двадцатью четырьмя толкователями сновидений: ‹Дело здесь в том, под каким созвездием человек родился›. Когда толкователи из трактата Брахот объясняли сновидение раби Бнаа́, [оказалось, что] они просто родились в час, который подходит для толкования сновидений. То же самое пишет и один из авторов Тосфот hаРош, но добавляет: ‹По-видимому, все зависит от времени и от созвездия, под которым родился этот человек… Эти же люди родились под тем созвездием, которое позволяет толковать сновидения›. В мире вообще много того, на что влияют созвездия (см., например, трактат Шаббат 156а, б). И способность разгадывать сны – это природный дар, который определенные люди получают при рождении. То созвездие, под которым они родились, помогает их толкованиям исполниться».

На странице 398 книги комментариев на книгу Ваикра «Источник жизни» (перевод комментария «Бехагвей hа-Села» рава Хаггая Прешела, выполненный Шошаной Бродской и изданный в Иерусалиме в 2020 году) мы находим астрологическое мнение Хизкуни. Он, обсуждая стих 16:21 недельной главы «Ахарей мот» книги Ваикра о выборе нарочного, отправляемого с козлом искупления к Азазелу в пустыню в Судный день, указывает, что согласно мидрашу нарочный должен был умереть в наступающем году. «Поскольку тот, кто отводил козла в пустыню, не переживал этот год, для исполнения этой заповеди выбирали человека, которому и так было суждено умереть уже в этом году [и избранный нарочный знал об этом!]. И наука звезд [астрология] была для них легкой [то есть хорошо известной и понятной, и им не составляло труда узнать, чей срок приходит в этом году]». То есть в этом и других примерах (например, Виленский гаон о пути воспитания юноши) мы видим, что мудрецы придавали большой вес точности астрологических прогнозов даже для евреев.

Заметим здесь (хотя это верно и для дальнейшего), что приводимые еврейские источники указывают только на созвездия или звезды, под которыми родился человек, иногда – на время рождения, но никогда ни на место рождения, ни на влияние планет Солнечной системы, совмещаемое с влиянием созвездия, – а эти параметры чрезвычайно важны в астрологии.

Также см. наш комментарий о еврейских источниках, говорящих об астрологии, в комментарии на недельную главу «Шмот» во втором томе комментариев, параграф 2.1.10.

1.10.8.а

Тора сообщает в двух идущих подряд стихах, 41:54, 55: «И наступили семь лет голода, как сказал Йосеф; и был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. Но начала голодать вся земля Египетская, и народ завопил к Паро о хлебе…».

Воспользуемся цитатами источников, приведенными в книге комментариев на книгу Берешит «Источник жизни» (перевод комментария «Бехагвей hа-Села» рава Хаггая Прешела, выполненный его учеником и нашим другом равом Александром Кутуковым и изданный в Иерусалиме в 2020 году).

На страницу:
3 из 5