Полная версия
Проект «Украина»: из прошлого в будущее
В географическом смысле название Украина закрепилось и стало широко распространяться с XVIII века. Во времена Российской империи в ходу были названия «Малороссия» и «Малороссийская Украина». Интересно, что «Малороссия» вовсе не является изобретением подданых Российской империи, его придумали греки. Так в первой половине XIV века «Малой Россией» Константинопольский патриарх и его приближенные называли земли «королевства русского» (Галицко-Волынского княжества) и галицкой епархии. В те времена «Малая Русь» существовала в основном в переписке церковных деятелей, посвященной делам галицкой епархии. Иногда так называли еще и русские земли, которые к концу XIV века оказались под властью поляков и литовцев. При этом сами жители этих земель тогда «малороссиянами» себя не называли. «Только Юрий II Болеслав, последний правитель Галиции (сын князя Тройдена Мазовецкого и галицкой княжны) называл себя в грамоте к магистру Тевтонского ордена “природным князем всей Малой Руси”»32, – пишет Сергей Беляков. Под Малой Русью при этом понимались только земли его княжества. Ну а польского короля Казимира, которому досталась Галиция, в канцелярии патриарха Константинопольского называли «королем Ляхии и Малой России». Однако в XV веке название «Малая Русь» исчезает из употребления и возрождается только на рубеже XVI-XVII вв., когда на Западной Руси развернулась полемика вокруг унии: Малой Русью начинают называть все земли Речи Посполитой, где живут русины.
После Переяславской рады (1654) эти земли, подконтрольные восставшим против поляков казакам Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств, переходят под протекторат московского царя Алексея Михайловича. Он даже меняет свой титул «государь и самодержец всея Руси» на «государь всея Великая и Малая России». Поддержка русскими войсками восставших казаков привела к русско-польской войне 1654-1657 годов, завершившейся Андрусовским перемирием, по условиям которого Левобережная Украина (территории к востоку от Днепра) отошла России, а Правобережная (западные земли) остались у Речи Посполитой.
Термин «Малая Россия» скоро стал очень распространенным. Слово прижилось и постоянно использовалось и в московских приказах, и в гетманской канцелярии. В Москве даже был создан специальный Малороссийский приказ, в чьи обязанности входили контроль над этой территорией и деловые сношения с ней. Даже «западник» гетман Иван Мазепа выступал от имени «Войска Запорожского и народа Малороссийского»33, в переписке со своими соратниками он пользуется выражениями «отчизна наша малороссийская», «народ наш малороссийский».
Образованные украинцы не видели в названиях «Малороссия» или «Малая Россия» ничего обидного. Для Николая Гоголя «Малороссия» была синонимом слова «Украина», использовал в своих русскоязычных повестях это слово и Тарас Шевченко. Только на рубеже XIX-ХХ веков название Малороссия стало антонимом слова «Украина»: «малороссами» или «малороссиянами» стали называть себя русифицированные украинцы, сторонники идеи «большой русской нации», одного народа, общей судьбы. Название Украина наоборот приобрело этнический и этический (национально-освободительный) смыслы, а понятие «Малороссия» стало восприниматься как проявление имперского мышления и угнетения царским правительством украинского народа.
В ХХ веке на территории современной Украины существовало несколько самопровозглашенных государственных образований: Украинская народная республика (УНР; 1917-1920); провозглашенная 12 (25 декабря) 1917-го в Харькове Украинская Народная республика Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов (УНРС), которую уже 19 декабря 1917-го признал Совнарком Советской России. В марте 1918 II Всеукраинский съезд советов в Екатеринославе провозгласил независимую Украинскую Советскую республику, которая перестала существовать уже в апреле 1918-го. На смену ей пришла «Украинская держава» во главе с генерал-лейтенантом царской армии Петром Скоропадским, провозгласившим себя гетманом. Однако гетманат Скоропадского продержался недолго: после восстания Директории во главе с Симоном Петлюрой была восстановлена УНР, прекратившая свое существования после разгрома ее польских союзников войсками Советской России. В 1919 УНР успела подписать Акт злуки (соединения) с образовавшейся после распада Австро-Венгрии Западно-Украинской народной республики (ЗУНР). По некоторым оценкам, в 1917-20 годах на территории современной Украины существовало 16 разнообразных государственных образований, в числе которых, например, Донецко-Криворожская республика и анархистская республика Нестора Махно в Гуляй-Поле. Примечательно, но слово «Малороссия» в названии этих государственных образований не встречается, к тому времени оно уже приобрело негативную колониальную окраску, а слоган «мы – украинцы, а не малороссы» используется в украинской пропаганде до сих пор.
Однако вернемся в давние времена, чтобы проследить, как формировался современный украинский народ и представления о нем.
Как заселялась Украина
Первые люди появились на юге Восточно-Европейской равнины в эпоху раннего палеолита. Замечательный климат, обилие рек, плодородная почва привлекал людей своим комфортом. Антропологи полагают, что первые племена сюда пришли из Передней Азии через Балканы и Центральную Европу. В центральной части современной территории Украины находили следы стоянок представителей трипольской культуры, потомками и наследниками которой третий президент Украины Виктор Ющенко, известный своей коллекцией артефактов трипольской культуры, пытался объявить современных украинцев. Находили археологи и более поздние поселения, относящиеся к бронзовому веку. По мнению исследователей в те времена здесь развивалось земледелие.
В античные времена украинские степи находились во власти скифов, которые занимались и земледелием, и скотоводством, и различными ремеслами. А на берегах Черного и Азовского моря свои поселения основывали греки, которые вели активную торговлю со скифами, продавали вино, оливковое масло, керамику, а покупали зерно, мед, мясо, изделия из кожи. В конце V века на этих территориях появляются первые славянские племена антов и склавинов. Территории, расположенные по левому берегу Днепра вместе с Таврией, в те времена находились под властью хазарского каганата. К концу первого тысячелетия на землях современной Украины проживали поляне, древляне, северяне, бужане, тиверцы, волыняне, уличи и другие.
Первые упоминания о Киевской Руси относятся к IX веку и связаны с активным освоением пути из варяг в греки. Свой поход в Константинополь совершил князь Киевский Аскольд. После него власть перешла в руки Олега, назначенного регентом при малолетнем князе Игоре. При князе Владимире Киевская Русь принимает христианство, а при Ярославе Мудром получает первый свод законов «Русскую правду».
Со временем местные княжества заявляют о большей самостоятельности, Киевская Русь вступает период феодальной раздробленности и становится легкой жертвой для Золотой Орды. Большая часть княжеств попадает под монголо-татарское иго, избавление от которого стало возможным спустя столетия.
С запада южные княжества были атакованы литовским князем Гедимином, войска которого разбили объединенную армию южнославянских князей в битве при реке Ирпень. Под контролем литовского князя оказались Киев, Белгород, Переяславль. Дело Гедимина завершил князь Ольгерд, который в состав Великого княжества Литовского сумел включить большую часть удельных княжеств и получил выход к Черному морю. Галицкая и Холмская земли отошли Польскому королевству. Львов стал столицей Русского воеводства в 1434 году.
В 1569 году была провозглашена Люблинская уния, объединившая Великое княжество Литовское и Польское королевство в единое государство – Речь Посполитую. Волынь, Подляшье, Подолье, Брацлавщина и Киевщина оказались во власти нового государства. После принятия Брестской унии, узаконившей объединение православной церкви Киевской митрополии и католической церкви, многие знатные русские люди начали переходить из православия в католицизм.
Запорожские «лыцари»
Недовольные такими переменами бежали на юг, на земли в нижнем течении Днепра, где была образована Запорожская Сечь. Первое письменное упоминание о запорожских казаках появились в 1492 году. Летом они занимались различными промыслами на берегах Днепра, а зимой разъезжались по городам, в частности Киев, Львов, Бахчисарай, Черкасы и другие. На месте своего пребывания они оставляли аванпост, крепость или сечь, где находились вооруженные люди, готовые защищать освоенные места. «И вот выходцы вольные и невольные, бездомные, те, которым нечего было терять, которым жизнь – копейка, которых буйная воля терпеть не могла законов и власти, которым везде грозила виселица, расположились и выбрали самое опасное место в виду азиатских завоевателей – татар и турков. Эта толпа, разросшись и увеличившись составила целый народ, набросивший свой характер и, можно сказать, колорит на всю Украину, сделавший чудо – превративший мирные славянские поколения в воинственный, известный под именем козаков народ, составляющий одно из замечательных явлений европейской истории, которое, может быть, одно сдержало это пустошительное разлитие двух магометанских народов, грозивших поглотить Европу»34, – так характеризует казаков Николай Васильевич Гоголь в своей статье «Взгляд на составление Малороссии». Столь комплиментарный взгляд на казачество объясняется не только и не столько симпатией к ним автора «Тараса Бульбы», сколько присущим романтической традиции первой воловины ХIX века интересу, возвеличиванию и дифференциации всего «народного», «национального». Европейские народы формировали свою историю актуализирую предания, сказки, мифы и истории подвигов. В ХIX веке бурно развивались этнография и фольклористика: ученые из Петербурга, Москвы и Варшавы совершали экспедиции по селам Малороссии, разговаривали с крестьянами, записывали песни, прибаутки и легенды; искали отличия быта, нравов, внешности и темперамента малороссийских крестьян. «На взгляд русского образованного человека, типичный украинец (малороссиянин, южноросс, хохол) “угрюм, неразговорчив, самоуверен”, скрытен и упрям35», – суммирует Сергей Беляков выводы исследователей Украины Измаила Срезневского, Зориана Доленги-Ходаковского, Пантелеймона Кулиша, Михаила Драгоманова и др.
«Казаки» или «козаки» и представления о них как у народа, так и у исследователей занимают в этнографии и культуре ХIХ века особое место: козаками были почти все народные герои, об их подвигах слагали песни (думы), которые малороссийские крестьяне слушали с раннего детства. При этом фольклор не противопоставляет «мужиков» «козакам», что косвенно доказывает несостоятельность выводов некоторых ученых о том, что запорожские казаки были особым сословием, а не просто крестьянами, взявшими в руки оружие и убежавшими на Хортицу. «Козак и мужик – не социальные антагонисты, как пан и мужик. Козак – тот же мужик, только вооруженный, сменивший плуг и упряжку волов на коня и саблю, – пишет Сергей Беляков. – (…) Козак – образец для подражания. Потенциально – это любой украинец»36. Позитивный образ запорожского казака широко использовался в русской культуре «Тарас Бульба» и «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Полтава» А.С.Пушкина, масштабное полотно Ильи Репина «Запорожцы» (в народе известное как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Кстати, и само «письмо турецкому султану» до сих пор считается образцом украинского народного юмора по обе стороны российско-украинской границы), опера С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», «козацкие» стихи Тараса Шевченко, по воспоминаниям современников, кстати, считавшего «козаков» отдельной национальностью. В принципе, такую же трактовку понятия «казак» предполагает и современный гимн Украины на слова Павла Чубинского:
– Душу й тiло мы положим за нашу свободу
И покажем, що ми, браття, козацького роду.
«Козацкий род» является здесь не сословным, а этническим определением.
После Октябрьской революции 1917 года героический казацкий миф широко использовался и в советской культуре – от фильмов и романов о Богдане Хмельницком (например, «Я – Богдан» Павла Загребельного) до мультипликационного сериала «Казаки» (реж. В. Дахно, 1967-1995. удивительно, но многие сюжетные коллизии этого мультсериала вроде участия казаков в древнегреческих Олимпийских играх или приключения казаков в Древнем Египте в независимой Украине в том или ином виде оказались в учебниках для младшей школы) и др. Во всех этих произведениях запорожские казаки предстают людьми героическими, иногда жестокими, но веселыми и хитрыми, при этом блюдущие своеобразный кодекс чести – «лыцарство».
Объединение отдельных сечей в общее образование под названием Запорожская Сечь произошло, вероятно, примерно в те же годы, что и Брестская уния. Прототипом Запорожской Сечи считается Хортицкая крепость, заложенная Волынском князем Дмитрием Вишневецким, христианским рыцарем, посвятившим свою жизнь войне против ислама.
Казаки и Речь Посполитая
Первый гетман Войска Запорожского Предслав Ланцкоронский и первый кошевой атаман Евстафий Дашкевич перевооружили казаков и начали воевать против татар и турок. Они воевали и против Московского царства, но главным их противником все же были «басурмане». Использовали казаков в военных целях и власти Великого Литовского княжества, и Речи Посполитой.
Польский король Стефан Баторий поставил казачество на службу Речи Посполитой. Он учредил казачий «реестр», внесенные в который казаки получали жалованье за службу и должны были воевать на всех южных и восточных фронтах – от Смоленска до Молдавии. Впрочем, в Запорожской сечи оставались и вольные казаки, служившие кому придется.
Со временем желающих пойти в реестровые казаки становилось все больше, контролировать их было все труднее. К тому же сложными были отношения между католиками-поляками и православными казаками, а с годами они все больше ухудшались. Начались казацкие восстания, которые раз от разу становились все более жестокими и кровавыми, и подавлять их удавалось с большим трудом. Попытка сделать казаков верными подданными и защитниками Речи Посполитой не удавалась. В 1630 годах постоянно происходили казацкие бунты, вызванные несправедливой политикой польских властей, – Владимира Федоровича (1630), Ивана Сулимы (1635), восстание Павлюка (1637), Остряницы и Гуни (1638). Однако все эти восстания были подавлены, часто с помощью «зрады» (предательства) во время мирных переговоров. Интересно, что уже тогда «зрада», в которой всю историю независимости обвиняют друг друга украинские политики, тоже была основной проблемой, мешавшей повстанцам достичь успеха. А уже первое серьезное восстание 1648 года под руководством гетмана Богдана Хмельницкого едва не привело к исчезновению самой Речи Посполитой.
Богдан Хмельницкий: герой или предатель?
В 1648 году запорожские казаки во главе с Богданом Хмельницким подняли восстание против польских магнатов. Поводом для бунта стала ссора полковника Хмельницкого с польским магнатом Даниэлем Чаплинским, который захватил принадлежавший Хмельницкому хутор Суботов, а также, по неподтвержденным данным, украл Гелену – женщину, с которой сожительствовал Хмельницкий после смерти жены, и до смерти избил его младшего сына. Историки до сих пор не пришли к единому мнению происходило ли это на самом деле или это всего лишь легенда. Так или иначе, но после разорения Суботова Хмельницкий попросил защиты у польского короля Владислава, однако выяснилось, что у Хмельницкого нет бумаг, подтверждающих его право собственности, и Владислав не захотел ссориться с польскими магнатами. Вместо того чтобы помочь Хмельницкому, он бросил его в тюрьму, откуда Богдан бежал с помощью друзей.
После освобождения, в январе 1648 года, Хмельницкий обратился за помощью к запорожцам. Долго уговаривать буйных сечевиков нужды не было, но удивительно, что Хмельницкого поддержали также и «реестровые» казаки. То ли обида, ему нанесенная, так задела всех за живое, то ли вседозволенность шляхты стала невыносимой. Казаки уничтожили польские гарнизоны и подняли восстание. Хмельницкий отправился к крымскому хану и получил в помощь конный отряд Тугай-бея. Это было особенно полезно, поскольку на тот момент своей конницы у казаков практически не было. В течение весны посланные против казаков войска двух коронных (королевских) гетманов были разбиты под Желтыми водами и Корсунем, возглавлявшие их военачальники Потоцкий и Калиновский попали в плен и были отданы татарам. Этот успех изменил ситуацию: поднялась вся Украина – крестьяне, мещане, казаки. Вскоре восстание перекинулось на Белоруссию. Резали не успевших сбежать польских помещиков, грабили купцов, а заодно евреев и прочих иноверцев. Хмельницкий и его окружение не в состоянии были контролировать «освобожденные» ими территории, да и не старались делать этого. В итоге убийства и беззакония приняли чудовищные масштабы. Хмельницкий и его соратники оказались заложниками ситуации, ведь изначально они рассчитывали в какой-то момент договориться с Владиславом на своих условиях. Но именно в этот момент король Владислав Ваза умер.
8 июня 1648 года Богдан Хмельницкий обращается к русскому царю Алексею Михайловичу: он пишет о победах казачьего войска над поляками и фактически предлагает девятнадцатилетнему Алексею Михайловичу вступить в войну с Польшей. Однако Москва берет паузу, поскольку казачье войско и крымский хан выглядят ненадежными союзниками. За это время Хмельницкий одерживает еще несколько побед и в декабре вступает в Киев. В декабре же королем Польши избирают младшего брата Владислава Вазы Яна Казимира. Хмельницкий и поляки проводят переговоры, однако ультиматум гетмана не принимается, и в 1649 году война возобновляется.
К этому времени поляки объединили свои силы, а также укрепили войско европейскими наемниками. К тому же накануне решающей битвы под Зборовом поляки смогли уговорить крымского хана выйти из войны, поэтому первоначальная удача не была реализована войском Хмельницкого. Ну а после поражения в Лоевской битве, казакам пришлось подписать Зборовский мир (1649), в соответствии с которым Гетманщина становилась автономией Речи Посполитой, которой управлял выборный гетман. Столицей автономии был назначен город Чигирин. Кроме того, согласно Зборовскому миру, реестровое казачество увеличивалось до 40 тыс. сабель – все, кто не вошел в реестр, должны были вернуться к своим прежним сословным статусам; евреям было запрещено находиться на территории Гетманщины, а участникам восстания объявлялась амнистия. Историки отмечают, что это был мир короля с казаками, которые добились того, что стали православной шляхтой вместо изгнанных поляков. Интересы крестьян, которым после Зборовского мира надлежало вернуться в прежнее состояние, были преданы. Казакам же теперь нужно было каким-то образом утихомирить своих недавних собратьев по оружию.
Однако Зборовский мир не прекратил, а только приостановил войну. Следующий год стороны собирались с силами, а затем снова перешли к активному противостоянию. Удача склонялась то на одну, то на другую сторону. Противники были истощены, численность армий падала, резервов становилось всё меньше, начались голод и эпидемии. Победа любой из сторон казалась всё более призрачной, как и последующее мирное сосуществование в рамках одного государства – доверия друг к другу у шляхты и казачества не было. И тогда Хмельницкий снова обращается к Алексею Михайловичу.
В это время у Богдана Хмельницкого появляется в Москве союзник – только что избранный патриарх Никон, который обещал посланникам Хмельницкого Кондратию Бурляю и Силуяну Мужиловскому содействие в переговорах с Алексеем Михайловичем, которые прошли летом 1653 года. В результате этих переговоров царь решил заключить с Хмельницким союз. Однако для этого ему нужно было утверждение Земского собора. 1 октября 1653 года Собор торжественно постановил: прервать переговоры с Речью Посполитой и удовлетворить просьбу казаков.
«Существует легенда о том, что 18 января на тайной (закрытой) Раде Богдан обратился к старшинам с речью: мол, есть четыре государя – турецкий, крымский, польский и московский – какого хотите? И старшины дружно крикнули “хотим московского царя”. Впервые этот сюжет появляется в отчете Бутурлина о переговорах и, видимо, имеет иносказательный характер. Понятно, что к моменту приезда посольства все основные моменты уже были улажены и особого выбора у старшин не было, – пишет историк Георгий Олтаржевский. – Кстати, без сюрпризов не обошлось: русские послы отказались подписывать документ от имени царя. Это понятно исходя из московской бюрократической системы того времени, но таким образом документ стал односторонним: казаки подписали свои обязательства, русские послы – нет. Это один из самых дискуссионных моментов, позволяющий именовать Переяславские договоренности как договором, так и присягой на верность. Смысл в таком случае меняется»37.
8 января 1654 года вошло в историю под названием Переяславская рада. В этот день в Переяславе послы передали Богдану Хмельницкому символы гетманской власти – знамя и булаву, а также костюм (ферязь) и меховую шапку по тогдашней московской моде. Казаки присягнули московскому царю. Также послы посетили Киев, чтобы подчеркнуть преемственность древнерусских традиций.
Однако война на этом не закончилась, наоборот – по договору 1654 года к ней подключилась и Россия. Война с Речью Посполитой продолжалась 13 лет и стоила всем ее участникам колоссальных жертв: города переходили из рук в руки и каждый раз разграблялись, а их жители почти полностью истреблялись. Кроме того, просившие русского царя о защите казаки довольно быстро нарушили договор с Московским царством, уже сын Хмельницкого Юрий воевал на стороне поляков.
Частое нарушение договора и недовольство казаков старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Андрей Марчуков объясняет разницей сторон в понимании договорного процесса и его результатов. «В великорусской политической традиции, к примеру, не было такого положения, согласно которому монарх о чем-то договаривается со своими подданными. Он может только жаловать или даровать. Как это и происходило с теми вольностями, которые русский государь давал Запорожскому войску. И поэтому в Москве считали самым главным юридическим положением акт присяги, которую запорожцы и жители Малороссии других сословий принесли на верность русскому государю и России, – рассказал Марчуков в интервью «Свободной прессе». –А вот сами казаки (согласно уже польской политической традиции) допускали, что государь договаривается со своими подданными. Эта юридическая коллизия, когда каждая сторона несколько по-разному понимала суть происходящего, приводила к тому, что малороссийские казаки считали возможным выторговывать что-то у Москвы. Или даже начинать какую-то фронду, если считали, что дарованные им свободы в чем-то нарушаются»38.
Удивительно, но в начале ХХI века несоблюдение договоров с Россией вследствие их неправильного понимания украинской стороной или ее нежелания их правильно понимать превратились в своего рода политическую традицию, достаточно вспомнить, например, блокирование Киевом Минских соглашений из-за невозможности определиться с очередностью выполнения его пунктов39.
Россияне привыкли оценивать Переяславскую раду и деятельность Богдана Хмельницкого в целом как позитивное явление в жизни русского и украинского народов, однако в современной Украине делаются попытки подвергнуть ревизии историческую роль Богдана Хмельницкого. Памятники ему, конечно, пока не сносят, но все чаще звучат обвинения гетмана в геноциде еврейского населения, диктаторских амбициях, сговоре с московским царем и евреями. В украинских источниках можно прочитать, что именно Богдан Хмельницкий выбрал неправильный путь развития страны. «В 1648 году Речь Посполитая пыталась официально включить Украину (Русское княжество) в свой состав. Парламент Речи Посполитой ратифицировал этот договор, – пишет украинский историк Владимир Галицкий в статье «Богдан Хмельницкий: предатель Украины». – Но в ближайшее время Богдан Хмельницкий и его приспешники подняли украинцев на восстание против Речи Посполитой. Договор был отброшен и будущее Украины было уничтожено»40.
«Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. А Хмельницкого изображают этаким предателем национальных интересов, – объясняет российский историк Владимир Тучков в статье «Как Украина в Россию просилась». – (…) Даже если предположить, что Хмельницкий был «агентом Москвы», то воссоединение было в высшей степени добровольным, но никак не насильственным, якобы противоречившим настроениям проживающего на присоединенной территории населения41. Так или иначе, какими бы соображениями ни руководствовался Богдан Хмельницкий, ему суждено было сыграть одну из важнейших ролей в истории русского и украинского народов.