bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 11


– Все  без  исключения. Если  верующий  человек  не  прошёл через  это мучительное переживание  собственной смерти  на  кресте, значит,  эгоизм  свой  он не  умертвил и  тот  продолжает  прятаться  в  тайниках его сердца.  Это худший вариант  духовности, поскольку  духовную  силу Льва  обретает  не безупречный  и чистый  сердцем  человек, а  скрытый  эгоист.



Второе, что  узнает человек – это  то, что за пределами  нашего  повседневного  мира  его ожидают вовсе  не  ангелы, а  бесы, которые   плотным   кольцом   окружают  наш мир  и   это кольцо  у  отцов именуется  воздухом  духовным,  который  нужно преодолеть  всякой  спасающейся  душе.  Практикующий  умное  делание отличается  от  обычного верующего  тем, что  он намеренно осваивает этот  мир, вступая в  схватку  с  бесами  воздуха ещё при жизни.



– Отче, а  как  и чем  человек  осваивает  этот  открывшийся  ему  духовный  мир  ?



– Он  осваивает  его  тем  самым  новым  человеком  во  Христе, который  рождается  в  Духе  и  духовном  сердце.  Это  самый  таинственный  момент в  учении  отцов, который    символизирует  полное  освобождение  от наследия  ветхого  человека  и рождение в  духе человека  нового – духовного, который является обитателем  уже  не  земли, а  горнего мира. Это  означает что в  ходе своего умного делания человек наконец  получил самый  желанный  и  самый  долгожданный  плод  духа.



– Это  просто  не укладывается  у  меня в  голове.  А как  происходит  это рождение нового человека ?



– Это  самая  большая  тайна  христианства  и  этого  не  знает никто, кроме Бога. Просто так случается, что в  один прекрасный момент человек как  бы  раздваивается  и  со стороны  обнаруживает  собственное  тело.  Как правило, это бывает  или  в  глубокой  молитве или  во сне   Сам человек  при  этом  полностью  ощущает себя  самим  собой,   поэтому  в  первый  раз ему  бывает  трудно   понять  кто  же  он – смотрящий  на  самого  себя.  А  он и  есть  совершенная  душа, которая  достигла  полноты  зрелости  нового  человека   и  теперь  может  покидать  тело и существовать  автономно.



– Отче,  а  у  отцов  разве  есть упоминания  об  этом ?



– Почему  ты об этом спрашиваешь ?



– Просто  всё  это  напоминает мне  больше  какую-то эзотерику,  а  не учение святых отцов  церкви.



– Старец улыбнулся и ответил:



– Я же  тебе  говорил, что умное  делание  сильно  пугает обычных верующих своим  мистицизмом и  эзотеричностью,  поскольку это то  знание, которого нет  в  церковной литературе.   Но  что  поделать, если нет  иного способа  описать  первый  выход  души из  тела.  Из  отцов  первых  веков об  этом говорили  многие,  но  лучше  всех  сказал преподобный Антоний Великий –  основатель  монашества, а  ему  можно верить.



«Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела ее жизни в теле, необходимо выйти из тела».



– А что  обычно чувствует душа,   когда  первый  раз  выходит из  плоти?



– Она  чувствует  некоторое  смятение, потрясение и  удивление  тому, что  оказалась в  новом  для  неё  мире  и состоянии, где  всё  не  так, как  на земле, а  легко,  невесомо  и призрачно, как в  ярком и очень реалистичном  сне.  Пребывание в  духовном  мире  очень  похоже  на  сон, только сон  очень  яркий  и до ужаса  реалистичный,  сохраняющийся в  памяти  после  пробуждения.



– А  вышедшая  душа  может потеряться,  заблудиться  и  не  вернуться  назад в  тело?



– Теоретически  может, но силы внутренней связи в  большинстве случаев автоматически  возвращают  душу  обратно в  тело подобно вихрю,  который  подхватывает,  после  чего  человек  просыпается  в своём  теле,  пережив захватывающий  опыт.



– А  разве  это  не может  быть обычным  сном и  иллюзией сознания ?



– На  первом  этапе  может, вполне. Но  позднее этот опыт неизменно  повторяется и человек  ясно понимает, что  это  не сон,  а иная  реальность,   которая всегда  одна  и  та же  и  эту  реальность  учится  осваивать  и понимать  душа.



– Это  тоже является   умным  деланием ?



– Да,  это уже  высшая  фаза  умного  делания,  которую  можно сравнить с  рождением  и началом  воспитания  духовного ребёнка, как  новорожденного. Это очень  похоже  на  то, как  сам  человек в  своё время, выйдя  из  чрева, постепенно всему обучался и осваивался в  этом  материальном мире.



– Эта  мистическая  сторона  умного  делания  меня  как-то  очень  смущает,  –  честно  признался  монах. – Разве  в Евангелие  и  у  отцов  есть  упоминание о  рождении душой духовного  человека ? – поинтересовался  монах.



– Есть, конечно,  –  ответил  старец. –  Сам Христос  сказал  «если кто не родится свыше, не может  увидеть Царствия Божия».  Преподобный  Макарий  об  этом  сказал  так:  «душа, принимая в себя небесное семя, до тех пор, пока не родит, терпит скорбь, подвергаемая многоразличным искушениям; а когда она родит, то есть станет совершенной, радуется радостью постоянной и неизреченной, потому что родился небесный и новый человек в горний мир.»



Новый  духовный человек – это и есть  то самое  дитя Духа,   которого человек принял с  крещением, как  семечко, всю  жизнь взращивал в себе, как древо  сознания, и  в  итоге  получил  бесценный  плод  – нового человека,  готового к  вхождению в  горний   мир.



– Значит, воскресение возможно ещё  при  жизни ?



– Ну конечно.  Христос  же   это всем  людям  показал на  собственном примере, как совершенный  человек и  совершенный  Бог  или ты  думаешь, что  это  исключительный  феномен  одного  только Христа  и никого  более?



– Нет,  не  думаю. Просто в  церкви  об  этом не  говорят,  а  говорят что души воскреснут  только  после   Всеобщего Воскресения.



– Это касается  большинства  несовершенных душ простых людей, которым после  разлучения  с  телом   предстоит  долгий  путь к  месту  упокоения  через  воздушные  мытарства  и прочие  испытания.  Мы  же  говорим  об  иноках  и совершенных о Господе,   практикующих   умное  делание. Так  вот  и смерть  свою и  все  свои  мытарства  и  воскресение  они  проходят  ещё  при  жизни.  Это и есть стадия раскрытия духовных крыльев Орла, когда  человек  уподобляется  духовным  Серафимам.



– Как  это понимать,  отче ? – с  удивлением переспросил монах.



– Так  и понимать, что когда новый  человек  получит доступ в  духовный мир  и  начнёт  его осваивать через  ночное  бдение  и  молитву,  он  будет  обретать  высшее  божественное  совершенство,  проходя  испытания при  встречах с  духами, которые  особенно искушают  совершенных, как  Антония  Великого.



– А духи могут победить инока  на  этом  этапе ?



– Этап освоения  и  раскрытия  духовного сердца – это  уже  точка невозврата  или  момент  достижения непадательности, как  учат  отцы, когда  душа  уже  достигает  совершенства.  Как  правило  тому,  кто  добросовестно  прошёл  через полное  самораспятие  эгоизма,  стяжал  благодать  и  освободился от всех  страстей  тела,  души и  духа,  уже  ничто  не  угрожает  всерьёз  в  духовном  мире,  даже  бесы.



– Но  почему,  отче?



– Потому что  воздушные  мытарства –  это испытания человеческой страстности  и  эгоизма, который не  был  распят и  умерщвлён  окончательно  при  жизни,  а  потому   является  зацепкой  для  духов  и  бесов.  У  безстрастных  иноков  и совлёкших  с себя  все  атрибуты  ветхого человека,  таких  зацепок нет,   поэтому  они  неуязвимы и свободно  достигают  горних  обителей  подобно  столбу  света  святого  Аммона  безо  всяких  мытарств.



Таким  образом умное  делание  в  полном  смысле – это обратный грехопадению процесс обретения человеком  своего утраченного духовного достоинства  и силы. Всё  то, что обычные  люди переживают  только  после смерти и  разлучения с  телом, практики  умного делания  переживают при  жизни во  плоти.



– Отче, а  какие практики  используются  в  исихазме  при  умном  делании?



– Основных  практик  в  исихии  всего  три – бдение ночное, богомыслие непрестанное и молитва созерцательная. Этими  практиками  и осуществляется  всё  умное  делание, которое  на  своей  заключительной  стадии имеет  несколько наиболее  сложных  этапов  и ступеней.  Слушай  и запоминай.



На  этапе,  предшествующем рождению нового  духовного  человека,  происходит   работа по  умению  посредством  ночного  бдения контролировать свой  сон, сохраняя  внимание  и  трезвение  не  только в  бодрствовании,  но  даже  во  сне.  Так  развивается  духовное внимание, как  умение  полностью контролировать свой  сони сновидение.  Этот  этап  обучения  души можно сравнить с  умением обычного ребёнка  ориентироваться  в  окружающем  его  материальном  мире.



На следующем  этапе умного  делания  душа  обучается  расширению  сферы  духовного внимания  через  изучение духовного мира  и его обитателей –  духов  и сущностей  с  сохранением контроля   над  происходящим. Этот  этап  можно  сравнить с умением  обычного  подростка ориентироваться  в  незнакомой  местности  и  возвращаться  назад   к  дому.



На  следующем  этапе  душа  учится  совмещать   реальность  нашего  повседневного  мира  с  реальностью  тонкого  духовного мира,  чтобы  свободно перемещаться  между  двумя  мирами и  реальностями.  Это  подобно  умению обычного  человека  отправляться  далеко  за  границу  и  возвращаться  обратно  на  родину.



На следующем  этапе  душа  учится посещать отдалённые миры, как обители Царства Божьего. Это  подобно  умению  человека отправляться  в  длительные зарубежные  командировки   и  обратно.



Нас  следующем  этапе душа  уплотняется  настолько, что  может  начинать  копировать физическое  тело и проявлять себя в мире  материи, как  обычное  физическое  тело,  будучи  телом  духовным и  безсмертным  и т.д.  Ну  как,  возможности умного  делания  не  поколебали  твой разум ? – спросил  старец и посмотрел на  монаха.



– Я не  могу в  это поверить,  отче, это ломает  все  мои представления  о вере  и религии,  –  с  нескрываемым  удивлением ответил  монах.



– Вот – вот, а  ты  представь, что  подумает простой верующий  или  священник после этих  слов ?  Он  сразу сделает  вывод, что  у  того, кто это  говорит,  не  всё  в  порядке с  головой  или  он  еретик, а  ещё  хуже оккультист или  эзотерик. Вот по  этой  причине  знание  об  умном  делании  и  не  разглашается, а  даётся  лишь  тем, кто  его  достоин  и может  правильно понять.



– На  этом  умное  делание кончается ? –  как-то нерешительно спросил  монах.



– Нет, ну что  ты.  Умное  делание,  как  и  молитва,  не имеет конца.   Конечным  итогом  умного делания  является  расширение  духовного сознания   и восприятия  до  такой степени,  что  душа  полностью  осваивается  в  духовном мире  и  считает  этот мир своим,  переходя  в  него  окончательно, как более  совершенный мир  и  забывая о телесном  способе  бытия и  жизни  на земле, как о чем-то  жутко несовершенном.



Вот как сказал  об  этом преподобный Исаак Сирин – учитель всех  монашествующих:  «..и естество человеческое  не воспомянет вовсе о сем мире и о первом образе жизни своей; потому что ум человеческий прилепится к созерцанию оного состояния, и уму людей не будет досуга возвратиться снова к брани с плотию и кровию.»



Так  душа  достигает  полноты  своего  духовного  совершенства  по  учению  отцови человек в  полной  мере  становится подобным  духовному  Орлу.



– Отче,  ещё  один  вопрос.  А что  бывает с  физическим  телом,   когда душа  уходит окончательно в  духовный мир ?



– Тело увлекается вслед за  душой и просто  исчезает до последнего атома, как  было с пророком  Илией, Богородицей и любимым  учеником Христа  Иоанном.  Теперь  ты  понимаешь,  почему  Евангелие  от Иоанна  имеет  символ  Орла.   На  этом  всё,  на  сегодня  для твоего  ума  знания  достаточно, –  сказал  старец   и встал  с  лавки.



– Отче, спасибо  вам за  такое  глубокое  наставление,  благословите.



– Бог благословит…

Разговор монаха со старцем о ночном бдении


…продолжение…

Отче, в  прошлый  раз в  разговоре  об  умном  делании  ты  обмолвился о трех практиках исихии – ночном  бдении, богомыслии  и созерцании, а  не  мог  бы  ты  рассказать мне о  них подробней ?



– А зачем тебе это  нужно знать ? – с  некоторой усмешкой переспросил  старец,  – уж не собираешься ли  ты  заняться исихией ? Здаётся мне молод  ты  ещё для этого  делания. Исихия – удел  схимников  и отшельников, которые  оттачивают  ум  до различения  духов в состоянии священного  безмолвия, а ты ещё  проходишь  ступень  киновии  или коллективного монашества.



– Я  просто хочу понять что это такое,  чтобы  решить нужно мне  это или  нет.



– То, о чём  ты спрашиваешь,  – это  аспект  не  теории, а   практики  и  это  очень  высокая  ступень  духовного  познания  и  делания, на  которую  ступают  только  совершенные   и  которой  невозможно миновать никому,  кто  идёт путём  умного делания, поскольку  другой  ступени  достижения  совершенства  духа  просто нет.



– Но  разве можно становится  на  путь, отче,  не  узнав  прежде  обо всех  ступенях на  этом  пути ?



– Тут  ты прав,  дорогой. Знание – это  карта  движения  ума,  задающая  направление движению сил  души,  и без  точного  знания нет никакого  делания, ни мирского,  ни душевного,  ни  духовного.  Названные три практики –  ночное  бдение,  непрестанное богомыслие и молитвенное созерцание  есть основа исихии  и  высшая  заключительная ступень  умного  делания.



Эти практики – удел продвинутых  в молитвенном  делании иноков, отречённых от мира,  умерших  ветхим  человеком  и  взошедших на ступень Льва, которая символизирует  схватку  с  духами  зла  для  обретения даров силы. Об  этом  делании простым  верующим  намеренно не  говорится,  дабы не  искушать  их незрелые умы  и  души тем, что  намного выше их представлений.



– Отче,  эти  три практики осуществляются  только вместе или их  можно осуществлять и  порознь?



– Существуют  они порознь, а  в  умном  делании  они просто  соединяются  вместе, как самые  действенные, которые сливаются  в  одно  делание вместе в  покаянием.



Ночное бдение – это  одна из очень древних духовных практик, берущая начало в  знании магов,  волхвов  и аскетов  древности, которые одними  из  первых поняли, что сон – это подобие загробного бытия и  посмертного  состояния  души, в  котором она  пребывает в  духовном мире  и  напрямую соприкасается с  его обитателями. Из  этого  открытия они и сделали  вывод  о  том, что сон – это тайная  дверь  души  в  духовный мир  через  которую  можно туда проникать.



– И как они использовали это знание? – поинтересовался  монах.



– Для изучения духовного мира через  дверь  сна  и сновидения.



– Отче,  а  где находится эта  дверь?



– В душе,  где  же  ещё,  – ответил старец.



– В смысле где  именно  она находится в  душе  человека, в  каком  месте  души?



– В духовном  сердце,  разумеется,  как  малой  клети  из  которой и  открывается видение клети  большой  небесной  или  божественного  космоса  обителей Царства Божьего.



– А с  чем можно сравнить  эту потайную дверь?



– С дверью и можно сравнить, с  чем же  ещё, если  сам  Господь назвал её так «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».  Если  тебя интересует более  образное сравнение,  то её можно сравнить с  окном иллюминатора  в  каюте  корабля из  которого открывается  вид на океан.



– И как  они  смогли  открыть эту  дверь ?



– Духовным  усилием, конечно, как  открывается любая запертая  дверь и после  того, как они  её  открыли,  они  увидели  океан Духа  и  почувствовали  его  свежее  дыхание и  захотели  его  исследовать,  поскольку  были  отважными  первопроходцами,  ведомыми  жаждой  духовного познания.



– И  что  они стали дальше делать ?



– Они стали вылезать из  этого иллюминатора в  духовный  океан и  изучать  его окрестности и  обитателей,  которые оказались совсем не  так  дружественны, как  хотелось  бы.  Первое,  что  они обнаружили  в  этом  океане духа,  были  бесы,  которые  подобно  акулам,   во множестве  подстерегают  там  всех,  покидающих наш  мир.  Именно об  этом  и  предупреждал Христос, когда 7 раз повторил в Евангелие «Там  будет  плач  и скрежет зубов». Поэтому никто, выходящий  за пределы  нашего мира, не может избежать  встреч  с  ними.



– Это и есть та  причина по  которой  отцы запрещают  доверять  снам ? – переспросил  монах.



– Да,  именно по  этой причине отцы и  запрещают доверять снам, как  той  двери, через которую в  душу может  войти не  только  Господь, но  и  зловещие  обитатели этого  духовного океана. Это касается  в  основном  молодых и неопытных иноков,  не  имеющих  здравого и  трезвого  ума, а  опытные  могут  себе  позволить  использование этой  двери для исследования  содержимого снов.



– Отче,  а  как  возможно  исследование  сна и его  содержания?



– С помощю  особого внимания  или  трезвения  во  время  сна.   Это особый вид  трезвости  во  сне, такой  же  которая  бывает у  человека в  повседневной  жизни.  Практика  ночного бдения  – это  и есть способ молитвенного  контролирования сна и  выработки особого типа внимания – внимания  бдения  и контроля  сна.  Внимание  сна – это  то же самое внимание, только  не  тела, а самой  души.



– И что позволяет это внимание души?



– Оно позволяет отслеживать  и контролировать  духовный  мир,  развивая духовный  опыт и  ум  внутреннего духовного человека, который  как  бы  учится  во сне  видеть  глазами  души  духовный мир  и  всех  его обитателей. Это  зрение  и  внимание  души  и помогает  инокам  ориентироваться  в  этом  духовном  океане  во  время  своих  выходов  за  дверь,  избегая  встреч  с  его опасными обитателями. Это и есть духовное видение или созерцание.



– А ты  можешь сказать мне как  осуществляется созерцание ? – переспросил монах.



– Об  этом я  расскажу  тебе позже, а пока тебе  нужно  понять, что ночное бдение – это одна  из основных практик исихии и умного  делания.   Вот как  об  этом  сказал учитель всех  монашествующих преподобный Исаак Сирин;



«Всякая ночная молитва полезнее тебе всех дневных подвигов. Ночью ум в краткое время воспаряет как бы на крыльях и возносится до услаждения Богом, скоро приидет в славу Его и по своей удобоподвижности и легкости плавает в ведении, превышающем человеческую мысль.



Поэтому избери себе делание усладительное – непрестанное бдение по ночам, во время которого все отцы совлекались ветхого человека и сподоблялись обновления ума».



– А что  бывает потом, когда делатель  ночного бдения продвигается в развитии внимания   сна? – поинтересовался  монах.



– Потом  он  может пользоваться сном  и сновидением как реальным  источником получения  важной духовной информации обо всём.



– А  где  гарантия, что  это  достоверная  информация, а  не  ложная ?



– Такой  гарантии нет,  особенно для  начинающих  иноков.  Канал сердца и  бдения снов  – это общий  источник по  которому поступает информация и  от Бога  и от  бесов и  единственный инструмент  для её  различения  – совершенный ум  человека.  Поэтому канал  сна и отвергать не  разумно,  но  и слепо доверять ему также  не  стоит.



Ты  не  забывай о  том, что именно во сне многие пророки общались  с Богом,  во сне Господь говорил  с Авраамом и Соломоном, во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду, через  сон жена  Пилата узнала  о праведности Иисуса и т.д.



Сон – это инструмент совершенных  о Господе  и преподобный Никита  Стифат говорит, что «Тщательный может и по  сновидениям угадывать движения и расположения души, и соответственно тому  направлять попечение об устроении своего духовного состояния», поэтому то, что недоступно новоначальному, доступно совершенному.



К слову, я  тоже многое  и  о тебе  и  о  том, что  должно произойти в моей  жизни, узнаю именно из  снов, которые точно карта  знаков  описывают те  или  иные важные для  души события. К слову отцы первых  веков достигали  такого совершенства духа  в  ночном  бдении, что  даже бесы  им  повиновались  и прислуживали, как псы,  хотя  сами  отцы им  только сочувствовали и испытывали презрение.  Вся чёрная магия  была  основана на использовании бесов  и  духов тьмы.



– А чем делание отцов отличалось от магии ? – поинтересовался монах.



– Целями и  задачами  отличалось. Отцы  искали свет  Истины  и свободы  духа  по  слову Христа «и познаете истину  и сделает  вас  свободными», а маги искали  духовную силу и могущество.



– А почему так  сильно различались  их цели и  задачи ?



– Потому что отцы проходили через крестную смерть  и  распятие собственного эгоизма  и страстей, а  маги  стремились достичь   духовной силы  не  умерщвляя  до конца эгоизма  и страстей.  В  итоге  и  те  и  другие  получали  дары  силы,  но  отцы  при  этом были  безстрастны  и  свободны,  а  маги  и волхвы  пристрастны  и  зависимы  от  этих  сил.  Но  ты  не  обольщайся,   первые отцы  по своим  духовным  силам  и возможностям мало  чем  отличались от  магов  и  волхвов,  разве  только  безупречностью,  чистотой  совести  и  нравственности.



– Отче, а  обычный  человек может пользоваться  снами  для получения информации?



– В  такой  степени как  это  делали  отцы в  ночном  бдении  и  созерцании уже  определённо нет,  хотя  какие-то  подсказки  и может получать  через  вещие  сны.



– А как это происходит,  отче,  ты  мог  бы мне сказать?



– Я  уже  вижу как у  тебя  от нетерпения загорелись глаза,  – с  улыбкой заметил старец.



– О том, как это происходит не  знает никто, поверь, поскольку  толкование снов  – это один из  даров Духа,  имеющий отношение к пророчеству. Просто  есть такой духовный принцип, связанный с  умом,  когда  ум достигает  нужной степени утончённости и чистоты, он сам получает возможность проникать в  духовный мир  и черпать оттуда нужную информацию.



Точнее информация  как  бы  сама поступает оттуда в  чистый  ум  через сон.  Ум  ведь во сне  продолжает  активно  работать,  только  на  другом  и  более  глубоком уровне.  Сложность  обычно  заключается в  том, что информация  из  духовного мира  поступает  уму  в  виде символов  и образов, которые  ещё  нужно суметь  правильно прочитать и  расшифровать. В  этом и возникает сложность.



– А как узнать правдивая это информация или  ложная?



– Заранее никак не узнать,  пока не пройдёт время и не подтвердится – вещий  это был  сон  или ложный. Вот  поэтому отцы  и не рекомендуют очень  сильно доверять снам.  Пророческие  сны  бывают  толко  у  совершенных, а у  обычных  людей  бывают  вещие.  Вещие  сны  бывают   обычно  наиболее  яркими и бывают  под  утро, оставляя самые  глубокие впечатления.



Бог  имеет способ  всегда  достучатся  до  души,  когда  нужно,  ты  уж поверь,  поскольку   любит человека,  несмотря  на  всё  его невежество и  глупость, а потому  через светлые силы находит  способ  посылать  душам  подсказки о самых важных для  них событиях в  жизни. Но  и  бесы при  этом не  дремлют и решают  свои  задачи.



– А какие задачи решают  бесы, отче?



– Известно какие –  поимку души в  свои  сети  для  увлечения в свой  мир, как  дойной  коровушки,  которая  будет кормить их  там  тёплым молочком  энергии души,  но  не  энергией радости,  а  энергией  тоски, отчаяния, безысходности и страдания. К сожалению бесы используют для  этого тот  же самый канал сердца, который использует и Бог и  кроме чистого ума человека  и сердца  у  человека  нет  другого инструмента  для различения этой  информации,  но самые  совершенные  иноки умеют  и  её  различать  особым способом.



– А ты  мог  бы  сказать какой это способ ?



– Нет, этого я   сказать тебе  пока  не могу, поскольку  это  очень  сокровенное  знание. Может, позднее я  и сообщу  тебе об  этом  удивительном  инструменте, который  подтверждает  верность  любой информации из  духовного мира.  Это божественный инструмент,  но  не  он  главное.

На страницу:
5 из 11