
Полная версия
Соло в ночи
Мук спросил своих друзей:
– Что будем делать для спасения нашего дома?
Красный глаз сказал:
– Мук, сходи к матке, скажи ей о нашем угрожающем положении, скоро осень, нужен ремонт дома, нужно сделать запасы еды, а главное – сохранить малышей.
Мук пришёл к матке и рассказал о том, что в муравейнике нет порядка и можем погибнуть, если к осени не исправить положение. Воины захватывают себе власть и большие права.
Матка спросила:
– Мук, ты умный муравей, скажи, кто виноват в нашем бедствии и что нам сейчас надо делать?
Мук рассказал, что воины поработили весь муравейник, заставили всех обслуживать себя, запасы продуктов и плоды в саду присваивают себе, а если кто приносил из леса еду, то они сторожили и на пути всё отбирали. Жучки-бокальчики организовали маленький трактирчик, и воины пьют опьяняющий напиток и катаются на качелях в саду. Раньше мы кормили друг друга, если кто находил еду, то делился с другими, и всем доставалось понемногу. А сейчас мы голодные, и в детской плохо кормят личинок, нет молока. Матка, мы все можем погибнуть, кроме воинов.
Матка задумалась, вспомнила, что давно ей не давали молока, сладкого сиропа, и пошла посмотреть, что делается в детском отделении. Личинки лежали как попало, грязные, худые, было холодно и сыро. И она подумала: «Да, я увлеклась увеличением количества муравьев, а как ухаживают за малышами, не проверяла. Может погибнуть семья». Она пошла к жучкам и сказала:
– Убирайтесь из муравейника, иначе я прикажу вас уничтожить!
Мука, когда он вышел от матки, схватили воины, так как они подслушивали разговор под дверью. Воины посадили его в глухую яму и поставили охрану. Спрашивали, с кем он советовался, прежде чем идти к матке и клеветать на них, но Мук сказал, что он сам один решил, и если так будет продолжаться, то все мы погибнем. Воины смеялись и говорили: «Если вы погибнете, мы принесём новых рабов и новую матку». Мук мучился в яме не от голода, а от того, что не мог передать угрозу воинов своим друзьям. Вдруг он увидел рядом кузнечика, который жил в доме вместе с муравьями, они любили его и не обижали.
Мук зашептал:
– Разыщи Красный глаз и скажи, что меня воины посадили в яму, пусть придумают, как выручить меня. Нам грозит большая беда.
Красный глаз узнал от кузнечика место, где сидел Мук, позвал друзей, и они стали думать, как выручить Мука. Красный глаз вышел из дома и увидел Муравьиного Льва, к которому обратился:
– Помоги нам! Мук в опасности, и матка тоже.
Муравьиный Лев говорит:
– Иди в муравейник и молчи, я через некоторое время тебе скажу, что задумал.
Муравьиный Лев полетел низко через кусты, приземлился на другой муравейник и стал звать своего друга Кроху. Выполз Кроха, и Лев ему сказал:
– Узнай у своей матки, может она принять бедную, но работящую семью?
Крохи долго не было, потом он вылез и говорит:
– Наша матка сказала, если они дружелюбные, то пусть приходят. Наша колония сильно пострадала, нам нужно пополнение.
Муравьиный Лев прилетел обратно и сказал Красному глазу:
– Вон за этим лесочком есть муравейник, они в прошлом году пострадали, но потом отремонтировали свой дом и не против, если вы переселитесь к ним.
Красный глаз обрадовался, ведь одно дело почти сделано. Теперь надо думать, как переселиться, что бы воины их не перебили. Тут прилетел Броня и жужжит:
– Я всё уже знаю и придумал, что делать!
Оказывается, Броня летал к крупным муравьям, которые жили около горы и были добрыми, рассказал им про беду муравьёв-муков, и муравьи-рыцари решили помочь. Они уже объявили сбор и сейчас, наверное, уже приближаются сюда.
Броня закричал:
– Красный глаз, беги и кричи, что идёт на нас войной армия рыцарей.
Красный глаз вбежал в муравейник и закричал:
– Война, война!
Матка встревожилась и спросила:
– Что случилось?
Узнав об опасности, она приказала срочно воинам собраться и выступить на защиту дома. Воины без удовольствия встали и пошли за своим командиром, им не хотелось воевать, они и без войны жили сытненько.
Красный глаз быстро побежал к камере, где сидел Мук, охраннику сказал, что война началась и он должен по приказу матки идти со всеми. Мук и Красный глаз пришли к матке и сказали: «Пока воины дерутся, мы можем спокойно взять деток и уйти в другой дом, там нас ждут». Матка приказала всем стучать ножками, тем самым собирая муравьев со всего муравейника к себе. Муравьи взяли в свои челюсти белые коконы и пошли строем в другой муравейник, но некоторые остались, они не захотели покидать свой дом. Друзья – Броня и Муравьиный Лев – показывали дорогу, Мук помогал идти Матке. Матка подошла к чужому муравейнику, постучала ножками в дверь, и все муравьи-хозяева вышли встречать их. Бережно они брали коконы и несли в сухую и тёплую детскую комнату, а матку поместили в хорошую дальнюю, устланную сухими листьями. Матка-хозяйка напоила гостью молоком, сиропом, и они долго сидели и разговаривали о происшествиях, случившихся с ними.
Муравьи сразу определились на работу, очищали и обустраивали своё новое жилище, а еды на всех хватало. Все подружились и решили помогать друг другу во всём. Мук со своими друзьями Красным глазом и Длинным усом пошли к своей матке и стали проситься вернуться обратно в свой дом, говоря, что они будут ухаживать за муравейником, приготавливать его к зиме, что они не хотят свой дом отдавать воинам. Матки, посовещавшись, разрешили им уйти в свой родной дом и охранять его. Мук сказал друзьям собрать небольшие отряды и отправиться домой.
Возвратившись домой, они увидели своих оставшихся собратьев, все очень обрадовались и начали привычную работу – чистку помещений, ремонт кровли, уборку склада. Через некоторое время муравьи услышали шум около дома и увидели, что рыцари гонят воинов. Мук выскочил, а за ним все муравьи, и стали глядеть, как воины убегали от рыцарей, которые шли ровными рядами и даже издавали какие-то звуки. Воины злобно глядели на муков и угрожали клинками. Мук, как старший теперь по дому, попросил рыцарей остаться в доме, места всем хватит, но для безопасности нужна защита. Рыцари согласились, и один отряд остался в муравейнике.
Теперь воины потеряли своё господское положение, стали работать, а плодами сада пользовались все. Рыцари – это особые муравьи, они дерутся только тогда, когда на них нападают. Они стали обучать муков, как заготавливать сок и молоко на всю зиму, разводить «коров» – тлю. Воины постепенно начали сами добывать еду, так как их никто не кормил, некоторые из них перешли в отряд разведчиков. Но Мука тревожило только одно – в муравейнике нет матки, значит, нет семьи. Наступила зима, весь лес завалило снегом. Муравьи под землей сгрудились в один клубок и уснули.
Но вот и весна, солнце пригрело. Красный глаз вылез из дома, погрелся на солнце и крикнул:
– Вставайте, тепло пришло!
Муравьи побежали наверх греться на солнце. Мук сказал друзьям:
– Давайте проведаем матку, принесём ей гостинец из сада.
Муравьи взяли из сада плоды и направились к соседнему муравейнику. Их встретили радостно, матка их обняла лапками и сказала:
– Ждите новую молодую матку – берегите её!
Скоро прилетела новая матка, молодая, красивая, и жизнь в муравейнике стала радостной. Матка отложила много яиц, и все круглые сутки стали ухаживать за ними.
Мук и друзья были очень горды, что сохранили свой дом, и ждали с нетерпением прибавления семьи.
Часть 2
Мук со своими друзьями поддерживали в доме порядок и дисциплину. Мамка откладывала личинки, из них выводились маленькие муравчики, и так продолжалась жизнь.
Но вот однажды к ним в муравейник залетела молодая, очень красивая самка. Молодые муравьи вокруг неё объединились и просили остаться в муравейнике, но старые муравьи предупреждали, что положена только одна самка в муравейнике. Тогда Мук и Красный глаз пошли к своей мамке и рассказали, что случилось и почему такой стоит шум. Мамка пригласила молодую самку к себе и долго с ней беседовала. В конце беседы они согласились, что молодая остается и муравьиная семья разделится.
Старые муравьи останутся со своей мамкой, а молодые будут жить отдельно и обслуживать молодую красавицу. О чём говорила матка с молодой будущей хозяйкой, осталось в тайне, только мамка сказала Муку:
– Не бойтесь, она против нас не будет устраивать козни. Молодёжь хочет жить по-своему, не будем им мешать, но приглядывать за ними нужно постоянно.
Молодую будущую мамку все стали звать Краса.
После разговора со старой маткой Краса собрала молодёжь и сказала:
– Давайте строить свой дом, в этом старом доме нам будет тесно.
Все начали строить новый муравьиный дом рядом со старым. Кто-то из молодёжи предложил построить дворец для Красы из гнилушек, они светятся в темноте, и это будет сказочный дворец, он будет освещать и сад, и детские помещения.
Муравьи жаловались, что их жизнь – как у роботов, ни дня отдыха, а ведь надо отдыхать иногда.
Решили около дворца расчистить площадку, где будут они собираться вместе. Муравьи трудились день и ночь. Наконец дом построен, хорошо защищён крышей, а в старый дом проложили подземную освещённую дорогу.
Тихо стало в старом муравейнике, жизнь текла своим чередом, работали как обычно, старались запастись на зиму, ухаживали за потомством и своей мамкой.
А из нового муравейника доносились шумы, напоминавшие, что там только и делают, что гуляют.
Молодые муравьи, с разрешения старых, пользовались их запасами из кладовых, самим некогда было работать. Весело им было и казалось, что так будет вечно.
К осени пошли дожди, еды стало меньше, и мамка приказала:
– Закрыть кладовки, не давать молодым объедать нас, иначе зимой мы умрём от голода.
Старый дом был тёплым, все вычищено, сад ухожен, детские утеплены, кладовые полны.
Мамка пошла посмотреть, всё ли готово к зиме, и осталась очень довольна.
Мук вышел погулять, встретил Муравьиного Льва, и они сели под жёлтый лист немного поболтать.
– Мук, что тебя долго не было видно?
– Дом строили.
– Так у вас уже есть дом.
– Мы пристраивали для молодых муравьёв, они захотели отдельно пожить от нас – стариков.
– Да, это так, молодые хотят жить по-другому, но не всегда из этого что-то получается хорошее. Я здесь уже понаблюдал за многими семьями.
– Лев, они только гуляют, веселятся, а не трудятся, как мы.
– Вот и я говорю об этом, ничего из этого не получится, всем положено добывать пищу, заготавливать впрок, заботиться о потомстве – так определено природой.
– Лев, а может сходить к Крохе, давно я его не видел.
– Сходи, они сейчас крышу чинят, Кроха сидит на самом верху и укрывает её.
Мук позвал своих друзей, и они пошли к соседнему муравейнику. Кроха очень обрадовался друзьям. Поговорив недолго, Мук узнал, что и у них происходят изменения в жизни муравейника, старики понемногу уступают молодёжи, но основные правила соблюдают строго.
А в новом доме продолжается веселье, ветром у них повредило крышу, вода кое-где заливалась под дом, но они не замечали этого. Краса, их молодая матка, убеждала, что надо готовиться к зиме и утеплять помещение, но всё было бесполезно.
Но самое неприятное их ожидало впереди. Сильное освещение детских комнат и сырость в них привели к тому, что из яиц вывелись слепые муравьи. Эта была беда, так как они и при свете ничего не видели, и в темноте тоже. Что делать? Если семья пополняется беспомощными существами, неспособными продолжать жизнь муравейника, то она погибнет.
Краса была умной маткой, она поняла, что не смогла создать семью, погубила себя и остальных, не надо было отделяться от основной семьи, пока молодёжь не обучится у старших, а потом можно подумать и о своём доме.
У Красы были свои преданные друзья, которым она сказала:
– Надо объединиться со старым домом, иначе мы не переживем зиму.
Все пошли в старый дом и вместе приняли решение – жить вместе, все почувствовали себя по настоящему дома, каждый знал, что делать.
Старая матка сказала:
– Слушайтесь Красу – вашу новую мамку, а я уйду на покой.
Старый дом кипел в работе, муравьи, немного поворчав, все же уступили молодёжи – сделали качели в саду, уютные комнаты для отдыха, даже Муравьиный Лев сказал:
– Ваша мамка приняла умное решение – спасла семью.
А что делала в это время молодёжь, которая осталась в освещённом доме? Есть им стало нечего, и они решили сделать набег в другой муравейник – похитить еду, украсть яйца, а некоторые предлагали украсть матку.
Муравьиный Лев и жук Броня подслушали их разговоры и рассказали Муку. Друзья решили, что причиной, по которой муравьи забыли свой образ жизни, – это свет в подземелье, даже Броня не закапывался в крышу новой пристройки, боялся пожаров, которые летом несколько раз возникали, все считали, что это от гнилушек.
Когда молодые ушли за добычей, то был организован весь муравейник на невиданное – уничтожить в новом доме все светящиеся предметы. Муравьи очень быстро, пока не возвратилась молодёжь, очистили все помещения от светлячков, они брали эти светящиеся гнилушки, несли в лес и бросали в ручей.
Молодёжь вернулась ни с чем, их хорошо побили соседние муравьи. Они были голодные, а в доме было сыро, темно, и по нему ползали слепые муравьишки.
Им стало стыдно, и они пошли к Красе просить прощения. Краса велела им определиться с профессией – строители, заготовители, воины, пастух, няньки и другие, пройти обучение под руководством опытных муравьев и приступить к той жизни, которая определена муравьям.
Жизнь в муравьином доме наладилась.
Часть 3
В муравейнике муков праздник – день рождения мамки!
Мук пошёл искать своих друзей, чтобы пригласить их на торжество. Муравьиный Лев очень обрадовался и сказал, что будет готовить подарок. Мук долго искал жука Броню, но его нигде не было, а мамка сказала:
– Обязательно пригласи своих друзей.
Мук пошёл к соседнему муравейнику и нашел Кроху:
– Приходи к нам с друзьями на день рождения нашей мамки.
Кроха:
– Какай подарок нужен?
Мук:
– Я не знаю, никогда такого праздника у нас не было.
Муравейник был весь возбуждён – чистили, убирали, заготавливали много сладкого сока, а некоторые муравьи достали мёд из ульев диких пчел.
Наступил праздник. Все муравьи вышли из муравейника, кроме нянек, которые кормили и ухаживали за личинками, и расположились на крыше муравейника. Стали дарить мамке подарки разные – листочки, цветочки, угощали мамку и друг друга заранее заготовленными сладостями.
Вдруг прилетел жук Броня и зажужжал:
– Поздравляю вашу мамку и вас всех с праздником. Я летал далеко и договорился с пауком, который сейчас сплетёт вам шёлковые качели. Муравьи обрадовались, накормили Броню мёдом. Мук с друзьями стали расчищать место под качели, а паук начал плести сетку. Получились прекрасные гамаки и качели. Все стали кататься и веселиться, кроме воинов, которые охраняли праздник, но они не обижались.
Матка поблагодарила всех за такой праздник, устроенный не только для неё, но и для всей семьи.
В самый разгар веселья вдруг увидели, что со стороны леса надвигается большая колония крупных муравьёв, воины заняли места для защиты дома, но Мук увидел, что это идут друзья – муравьи-рыцари, он крикнул:
– Это не враги, а наши друзья!
Муравьи-рыцари несли в подарок мукам «коров», чтобы они могли своих личинок и себя кормить сладким молоком зимой. Стало темнеть, матка пошла в детскую, а Муку сказала:
– Ты как старший присмотри за всеми без меня.
Мук получил от неё разрешение – увидеть звёздное небо, о котором рассказывал Броня.
Все муравьи собрались на куполе муравейника и смотрели на звёздное небо, луну и удивлялись: «Оказывается, кроме дня светлого, есть день тёмный».
Мук сказал, что луна похожа на ночное солнце, а маленький муравейчик долго смотрел на звёздочки в небе, а потом пропищал:
– Какой большой муравейник на небе.
Все муравьи в знак согласия зашевелили усиками. Такого праздника у них никогда не было, и все решили – будут праздновать так каждый год.
Каменный циклоп
Мои дети, Анечка и Ванюша, играли недалеко от дома, а жили мы близко к горам. Я уходила на работу и всегда оставляла их дома с бабушкой. Дети слушались бабушку и далеко от дома не уходили, да и уйти далеко не могли – горы не пускали.
Село наше небольшое, почти все работали или в карьере, или на кирпичном заводе. Горы, которые были близко к деревне, многие называли просто холмами, потому что они были невысокие, но их было много. Про них рассказывали всякие небылицы, что там прятались ещё при царе всякие люди, позже солдаты, партизаны – у кого на что хватало фантазии. Один раз пришла с работы, а дети наперебой со страхом рассказывают, что в пещере видели циклопа одноглазого. Я попросила рассказать мне всё это по порядку. Они сказали, что как обычно играли в мячик. Ваня сильно ударил по мячу, мяч покатился к горе и пропал. Анечка говорила, что мяча нигде не было и Ваня предположил, что мяч мог укатиться в какую-то дыру в горе или яму. Они стали искать эту яму под каждым кустом и наткнулись на небольшую пещерку, закрытую травой. Ваня просунул голову, чтобы поглядеть – далеко ли укатился мячик, но вдруг вскрикнул и сказал Анечке:
– Там циклоп одноглазый, а наш мяч у него в ногах.
Анечка, а она всегда была бесстрашной, говорит Ване: «Я тоже хочу посмотреть». Она осторожно примяла траву, просунула голову и увидела циклопа, у которого был один красный глаз, мячиком он играл, катая его в ногах.
Я, конечно, не поверила им, но что делать, на работу спокойно идти не могу, вдруг оттуда беда придёт. На следующий день я пошла на работу и сразу к директору Федору Ивановичу. Рассказала ему всю историю и просила, чтобы мужчины сходили к той пещере и посмотрели, что там.
Фёдор Иванович мне говорит:
– Анна Ивановна, какой век на земле, и что про меня будут говорить, если я их организую на поимку циклопа одноглазого, меня ведь все на смех подымут.
Я попросила его помочь по своему усмотрению, ничего не говоря о циклопе.
Фёдор Иванович позвал нескольких охранников с завода и позвонил милиционеру, он у нас после училища – совсем молодой.
Пришли к нашему дому, позвали детей и попросили показать, где пещера. Дети пошли, так ведь и не сразу нашли её, с перепугу, что ли? Наконец Анечка сказала: «Вот она!»
Фёдор Иванович сказал, чтобы все отошли, а сам встал на колени и полез в эту дыру. Через минуту он встал и начал смеяться, позвал меня и говорит:
– Анна Петровна, этот циклоп одноглазый – каменный!
В горах часто образовываются такие столбы необыкновенной формы, так как всякие родники стекают и внутрь гор, и вода, как скульптор, творит причудливые фигуры.
Оказывается, что огромный камень, выточенный водой, стал похож на циклопа, потому что посреди камня было отверстие, через которое попадало солнце с другой стороны, и было впечатление красного глаза. А мяч лежал рядом в воде и перекатывался под её течением, и казалось, что циклоп играет им.
С того момента все стали эту гору называть «каменный циклоп». Приезжало много людей, фотографировали циклопа, даже говорили, что снимут детское кино, так как в горах много пещер, неизвестных никому пока.