Полная версия
Научная сфера ислама: прошлое и современность. Посвящается 1100-летию принятия Ислама народами Волго-Уральского региона
«Тому, кто вступит на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в Рай, и поистине ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое¸ удовлетворение тем, что он делает, и поистине прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков, пороки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел»53.
Сподвижники и последователи посланника Аллаха в своих речах проявляли хорошее понимание роли развития просвещения и занятий науками. Чтобы доказать данный тезис мы приводим высказывания соратников Пророка ислама.
«Аль-Хасан сказал: «Поистине, приобретение части знания и применение его на практике лучше всего этого мира со всем, что в нем есть». Он также сказал: «Для стремящегося узнать хадис ради лика Аллаха это лучше всего того, над чем восходит солнце».
Ибн Мас‘уд сказал: «Как прекрасно собрание людей, где распространяется мудрость, и просят (Аллаха) о милости».
Суфьян ас-Саури сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем давать людям знание».
Передают, что об аяте, в котором говорится:
«И мы отдали одним пророкам предпочтение перед другими» («Ночное путешествие», 55), Зайд бин Аслам сказал: « (Это преимущество) в знании».
Маймун бин Михран сказал: «В каждом городе я ищу обладателей знания, к которым я стремлюсь, если не нахожу таких людей сразу, ибо обр¸л я благо для своего сердца в общении со знающими».
Аббан ибн Сулайм сказал: «Мудрое слово твоего брата в исламе лучше тех денег, которые он тебе даст, ибо деньги заставляют тебя преступать пределы дозволенного, а мудрое слово укажет тебе прямой путь».
Аль-Хасан сказал: «Весь этот мир – тьма, кроме собраний знающих».
Маймун сказал: «Поистине ученый в своем городе подобен источнику чистой питьевой воды».
Суфьян ас-Саури сказал: «Нет ничего лучше для снискания милости Великого и Всемогущего Аллаха, чем поиски знания, и никогда еще знание не приобреталось лучшим образом, чем сегодня».
Суфьян сказал одному арабу: «Горе вам! Ищите знание, ибо поистине я боюсь, что знание уйдет от вас и перейдет к другим, а вы окажетесь униженными. Ищите знание, ведь это честь в этом мире и честь в мире вечном».
Халид бин Хаддаш сказал: «Провожая Анаса ибн Малика, я попросил его: «О Абу Абдуллах! Дай мне совет». Он сказал: «Следует тебе бояться Аллаха тайно и явно и сердечно относиться к каждому мусульманину и записывать то, что узнаешь от обладателей знания».
Абу-д-Дарда сказал: «Аллах наделяет знанием счастливых и лишает его злосчастных».
Кумайль ибн Зийад ан-Наха‘и передает, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя; расходование уничтожает средства, а знание от этого увеличивается; знание управляет, а деньгами распоряжаются; хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми до скончания времен: сами они исчезают, но дела их остаются в сердцах».
Исма‘ил ибн Джа‘фар бин Сулейман аль-Хашими сказал: «Я удивляюсь тому, кто не записывает то, что узнает: как душа может побуждать его к чему-то достойному?».
Му‘тамир ибн Сулейман сказал: «Отец написал мне в письме, когда я находился в Куфе: «Сынок! Купи бумагу и записывай хадисы, ведь знание остается, а динары кончаются».
Один из знающих сказал: «Достоинство знания столь велико, что любой, кому приписывают обладание знанием, радуется этому, даже если не является его обладателем, в то время как любой, кого знающим не считают и кому приписывают невежество, тяжело переносит подобное и считает это оскорбительным, даже если действительно является невежественным».
Один мудрец сказал: «Свидетельством достоинства ученых является то, что люди подчиняются им».
Раньше говорили: «Знание является самым достойным родственником, а благопристойность и благородство указывают на самое высокое происхождение».
Один мудрец сказал: «Лучшим и наиболее достойным видом знания, ради которого можно соревноваться, является знание о том, как добиться большего в религии и стать более благородным».
Говорят: «Ученые подобны воде, ибо они приносят пользу везде, где только оказываются».
Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Цари правят людьми, а знающие правят царями».
Бузурджмихра спросили: «Кто лучше: богачи или ученые?». Он ответил: «Ученые». Его снова спросили: «Так почему же ученые приходят к дверям богачей?». Он ответил: «Потому, что ученые знают о достоинстве богатства, а богатые не ведают о достоинстве знания».
Говорят: «Знающие на земле – что звезды на небе; знающие – выдающиеся люди Ислама; знающий как светильник: кто проходит мимо, заимствует у него (свет); если бы не знание, то люди были бы подобны животным».
Говорят: «Приобретайте знание, ведь оно становится причиной обращения к религии, и знание есть напоминание людям, утешение в одиночестве, друг на чужбине, тема для бесед, источник богатства и средство удовлетворения потребностей».
Ибн аль-Мукаффа» сказал: «Приобретайте знание, ибо если вы относитесь к числу царей, то благодаря ему сможете выделиться, а если относитесь к простым людям, то с его помощью сможете существовать».
Он также сказал: «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, ведь уважение закончится, когда ты лишишься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание или (приверженность к) религии».
Говорят: «Если человек соединит в себе три качества: понимание религии, надежность и благовоспитанность, то несомненно станет господином».
Мудреца Лукмана спросили: «Кто лучший из людей?» Он ответил: «Верующий обладатель знания, у которого найдется благо, если обратиться к нему за этим».
Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?» Он ответил: «Аль-Хасан». Аль-Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем, когда дело касалось их религии, а он не нуждался в том мирском, что у них было, и я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел посетить его кружок, чтобы послушать, что он скажет, и записать его знание». Тогда Аль-Хаджжадж сказал: «Клянусь Аллахом, это и есть господство!»54
Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы о взаимосвязи между исламским вероучением и развитием грамотности, научной сферы общества. Информация Корана, как проявление воли Всевышнего направляет все усилия мусульман формирование особых качеств, обеспечивающих оптимальное сочетание материального и идеального у мусульман. Баланс «небесного» и «земного», когда Аллах воздает своим поклонникам «радости земные и небесные» за выполнение нравственных норм и принципов, обеспечил удивительный рывок арабских племен из состояния варварства и дикости на уровень высококультурного общества.
В итоге этого уникального в истории человечества перехода мусульмане смогли создать единый социокультурный комплекс, где идеальные и материальные компоненты сосуществовали как компоненты единого целого. Такое удивительное сочетание научного и религиозного аспектов развития уммы, исключительное для европейского христианства, произошло только на основе информации Книг ислама – Корана и Сунны пророка Мухаммеда. Проанализированный материал позволяет нам сделать заключение о том, что кораническая информация с первых шагов генезиса мусульманства мобилизовало усилия общины на достижение сознательного восприятия всей полноты исламского учения. Диалектический характер мусульманского вероучения и уникальной культуры, обоснованной на Коране, привел к тому, что арабы смогли развить дальше учения великих древних греков – Аристотеля, Платона, Архимеда и других. Проникнув в Европу, достижения антично-арабской науки заложили основы развития мировой цивилизации.
Глава II. Достижения арабо-исламской научной мысли в VII – XV веках
§1. Гуманитарные науки арабо-исламской общины
Применяемый нами диалектический метод позволяет объективно отнестись к процессу взаимопроникновения арабо-исламской и западноевропейской культур. Исходя из философского подхода, нельзя переходить из одной крайности в другую, такие явления чреваты опасностью взаимоуничтожения противоположностей. Речь идет о том, что существуют противоположные оценки воздействия исламской культуры в данном случае – науки, в культурную сферу Европы. Некоторые исследователи, придерживаясь субъективного метода анализа социальных явлений, видят только консервативные, деструктивные компоненты ислама. Другие же стремятся выявить только прогрессивно-созидательные аспекты мусульманства, «не видя» существовавшие и продолжающие быть негативные тенденции в вероучении. Диалектический же метод позволяет нам обойти крайности и сделать вывод о том, что в первый период своего развития ислам оказал несомненное воздействие западной культуре и науке
По мнению исследователей, информационный обмен между исламскими учеными и их западными коллегами, христианским миром начинается примерно IX в. Это объясняется тем, только к этому времени приверженцы учения пророка Мухаммеда успешно овладели культурным наследием завоеванных ими народов. Закономерно, что значительную часть культурных и научных достижений они обрели в процессе ассимиляции культурного наследия покоренных ими народов. Таким образом, «в течение VIII – IX вв. в Багдаде и Дамаске были переведены на арабский язык основные произведения греческой, персидской и индийской науки и философии. Особенно интенсивно переводческая и культурная деятельность развернулась в Багдадском халифате в период правления халифа Харун ар-Рашида и его сына, знаменитого аль-Мамуна (годы правления 813- 833). В это время переводятся основные греческие трактаты, сначала с сирийского, а потом прямо с греческого. Аль-Мамун, создавший при своем дворе «Дом Мудрости», куда приглашались крупнейшие исламские ученые и мыслители, в мирном договоре с византийским императором поставил условие о передаче многочисленных греческих манускриптов. Среди них был и «Синтаксис» Птолемея, получивший у арабов название «Альмагест» Арабо-исламская наука и латинский Запад55.
Первенство исламской научной сферы в Средние века доказывается многими факторами, среди которых большое значение имеет распространение грамотности среди населения. Закономерно, что с давних времен было ясно, что для продвижения наук, прогресса, нужна бумага – много бумаги. А для этого необходимо было обеспечение массового производства носителя информации и знаний. То есть, «нужна была фабрика для изготовления ее в большом количестве. И вот еще в 794-ом году в Багдаде первую такую фабрику построил Ибни Фазил (739—805). Он был сыном визиря правившего в то время халифа Харуна ар-Рашида. Затем такую фабрику построили в Египте в 800-ом году, а в 950-ом году в Андалузии. В 1100 г. в Византии, в 1102 г. в Сицилии, в 1228 г. в Германии, в 1309 г. в Англии. Совершенно ясно, что именно эти бумажные фабрики и были главным звеном в продвижении наук, а, следовательно, и прогресса. В 891 г. в Багдаде было более 100 книжников. После смерти известного историка Аль-Вакиди (747—823) осталось 600 сундуков с книгами. Тяжесть каждого из сундуков была такова, что его не смог бы поднять один человек. В библиотеке Сахип бин Ибада, жившего в десятом столетии, было столько же книг, сколько их было во всех библиотеках Европы того времени. Мусульмане участвовали в становлении и развитии всех областей наук. Во многих науках были первыми. Велики их достижения и в медицине, и в физике, и в математике, и в химии! С уверенностью можно сказать, что работы исламских ученых были основополагающими не только в области религии, но и в области научных открытий»56
Исходя из положений Корана, исламские мыслители пришли к выводу о том, что главным путем постижения Бога и мира выступает знание. Закономерно, что разные виды и формы научного познания, проявленные в деятельности мусульманских ученых, имели разработанный характер, субординируясь по видам и родам.
Классификации научных знаний в арабо-исламской культуре прямо или косвенно обратили внимание все представители интеллектуальной сферы. Например, согласно мнению аль-Газали, «теоретические науки распадаются на шесть разделов: математику, логику, физику, метафизику, политику и этику. «Что касается математики, то к этой науке относятся арифметика, геометрия и астрономия. Последние не имеют никакого отношения к религиозным предметам – ни в смысле отрицания таковых, ни в смысле утверждения». Газали. «Что касается логики, – рассуждает Газали, – то и она не имеет никакой связи с религией, ни в смысле отрицания ее, ни в смысле утверждения»57.
При этом необходимо иметь в виду то, аль-Газали представил более широкую классификацию существующих наук. Он выделил все научные знания на восемь разделов и семь подразделов. Исходя из традиции античности, аль-Газали определил эти разделы на примере философии Аристотеля и его классификации науки. Следующая субординация наук осуществляется аль-Газали на основе их практического применения. Таким образом, семь же подразделов включали такие дисциплины, как медицину, астрологию, физиогномику, пауку о толковании снов, чародейство, науку заклинаний и алхимию.
Физика «физис», то есть природа, представляет собой дисциплину, изучающую материальный мир. Она включает исследование небесных сфер, звезд и расположенных под ними простых тел, таких, как вода, воздух, земля и огонь, то есть четыре стихии. Кроме того, физика направлена на анализ сложных тел, таких, как животные, растения и минералы. При этом необходимо обратить внимание на то, что данная наука проявляет компоненты диалектического метода, так как физика выражается в изучении причин генезиса, изменения и превращения материальных объектов.
Вся совокупность предметов и явлений, как указывает аль-Газали, похожа человеческое тело, которое представляет собой сложнейшее материальное явление. Однако человека изучает медицина, имеющая общие черты с физикой, так как обращает внимание на его главные и служебные органы и причины превращений в их строении. При этом «религия не имеет основании отрицать врачебную науку. В равной мере у нее нет оснований для отрицания физики, за исключением вопросов, когда рассуждения физиков должны быть оспариваемы. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что физика находится по отношению к религии в подчиненном положении».
«Что же касается метафизики, то большинство заблуждений философов заключается именно в ней». Учение Аристотеля, пишет аль-Газали, как оно было передано аль-Фараби и Ибн-Синой, оказалось наиболее близким учениям мусульман. Но они допустили слишком много ошибок. Все они могут быть сведены к двадцати принципам, из которых три – противоверные, а семнадцать – еретические. Однако пагубное и вредоносное действие философии заключено не в ней самой, а в философах, вступающих в противоречие с учением ислама. Метафизика, по мнению аль-Газали, должна быть, поэтому, вне всякого сомнения, подчинена религии»58.
Известный Западу ученый Абу Гали Сина, или Ибн Сина существующие науки разделил на теоретические и практические. Теоретические науки с точки зрения ученого можно выразить как объективные, так как они исследуют вещи, как они есть, независимо от человека. Цель таких наук – это постижение истины. Вторую группу составляют практические науки, исследующие деятельность человека, направленную на эти материальные вещи. Их практическая сущность выражается целью, которая заключается в достижении блага.
В своей работе «Весы деяния» известный средневековой ученый и педагог аль-Газали научную сферу общества выразил выразительно и конкретно, считая, что знание и деяния – это способ достижения счастья. При этом он делает обоснованный вывод о том, что деяния невозможно представить без знания о том, какими должны быть деяния. И, так как достижение счастья для мусульманина невозможно без достижения милости Всевышнего, то целью науки и ученых являются знания, которые не имеют практического смысла. А они есть информация об Аллахе, Его свойствах, ангелах.
Важнейшим элементом методологии аль-Газали, как было указано выше, является классификация наук. Он указывал, что «сначала мы должны указать на достоинство этих вещей, показать его, и мы говорим: обучение – это самое благородное из всех деяний. И ремесла делятся на три. [Первое] – основы, без которых невозможно существование мира, их четыре, это земледелие, ткачество, строительство и управление государством. [Второе] – подготовительное для каждого из них и служащее каждому из них, как кузнечное дело для земледелия или очистка хлопка и прядение для ткачества.
[И третье] – завершающее каждое из них и украшающее его, как производство муки и хлебопекарное дело для земледелия, отбелка ткани и шитье для ткачества. Это как три вида: основной как сердце, печень и мозг; подготовительный для основного и служащий ему – как желудок, сосуды и вены, и дополняющий их как ресницы и брови»59.
Кроме своего варианта классификаций знакомых ему научных знаний, аль-Газали сумел охарактеризовать существующие группы представителей научного мира. По его мнению, по сущности их учения, необходимо выделить три группы, несмотря на многочисленность школ и направлений в науке. Аль-Газали определил их такими понятиями: дахриты, естествоиспытатели и метафизики.
Дахриты, представляющие собой первую группу, по современной методологии можно определить как представители материалистической, атеистической науки. Она включала древнейших ученых, отрицающих роль Творца, Всеорганизующей, Всеведущей и Всемогущей силы. Эти мыслители утверждали, что мир всегда существовал и имеет причину внутри самой себе.
Представители естественных и опытных наук составляют вторую группу. По мнению аль-Газали, «это были люди, проводившие крупные изыскания в мире природы, разыскивавшие диковинные породы животных и растений и занимавшиеся многочисленными исследованиями в области науки об анатомическом строении органов животных. В процессе этих изысканий они увидели такие чудеса творения Всевышнего Аллаха и такие изумительные плоды Его мудрости, что вынуждены были признать существование некоего мудрого Творца, Коему ведомы смысл и назначение всех вещей. Ибо невозможно, чтобы кто-нибудь изучал анатомию и изумительные проявления целесообразности органов и в то же время не пришел к этому необходимому знанию о совершенстве, с которым великий зодчий распорядился о строении животного, особенно – о строении человека. Но, по мнению естествоиспытателей, переусердствовавших в своих натуралистических изысканиях, оказалось, что соразмерность темперамента имеет влияние на состав потенции животного. Они думали, что мыслительная потенция человека также зависит от его темперамента и что она исчезает и гибнет вместе с исчезновением темперамента. Далее, утверждали они, немыслимо возвращение того, что раз уже погибло. Отсюда они делали дерзкие выводы о том, что душа умирает и не возвращается.
Тем самым они отвергали потустороннюю жизнь, отрицали Рай, Ад, Воскресение, Страшный Суд и Расплату. По их мнению, послушание уже не вознаграждалось, а неповиновение не влекло за собой наказания. Узы с них спали, и они по-скотски предались утолению низменных страстей. Это – еретики, ибо основа вероисповедания – вера во Всевышнего Аллаха и в Судный День. Люди же эти отвергали День страшной Расплаты, хотя и верили в Аллаха и в Его атрибуты.
Третья категория – метафизики. К ним относятся философы позднейших времен – такие как Сократ, учитель Платона, который в свою очередь, был учителем Аристотеля. Последний привел в порядок логику, придал стройный вид наукам, написал то, что не было до этого написано, и довел до зрелости те науки, которые были еще не зрелыми. Все эти люди высказывали свои возражения в адрес двух первых категорий – дахритов и естествоиспытателей, и, раскрыв несостоятельность их утверждений, они проделали такую работу, что остальным уже не было никакой необходимости проделывать это.
А грызлись же они между собой – избави Аллах чтобы подобное случилось среди правоверных! Так, Аристотель, подвергая своим нападкам Платона, Сократа и других предшествовавших ему метафизиков. не удовлетворился до тех пор, пока не разделался с ними со всеми»60.
Наличие или отсутствие мудрости, то есть гармоничное решения возникающих социально-политических, экономических и идеологических проблем в обществе определяется ролью философской науки, На основе определенного свободомыслия, которое допускалось в средние века со стороны ислама, происходило формирование и развитие философии. Хотя уже в этот период появились фанатичные последователи ислама со своими догмами, они не смогли остановить прогресс развития философии. самым первым философом в арабо-исламском мире был Якуб бин а л- Исхак ал- Кинди. Именно он получил прозвище «Арабский философ». Живя при халифе Маэмуне, он создал труды не только по философии (22 работ), но и по арифметике (11 книг), геометрии (8 трудов), праву, этике, (19 трудов) и музыке (7 пособии). Кроме того, ученый написал введение в просвещение- 5 книг и по психологии 5 работ61
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Кильдибаева М. Б. Коран и современная наука // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Уфа: БГПУ, 2011. – С. 87.
2
Коран (Перевод И. Ю. Крачковского). Ростов на Дону: Феникс, 208. – 528 с. Сура «Фатир», аяты 27—28.
3
Сура «Тарик», аяты 5—7.
4
Сура «Рум», аят 9.
5
Кильдибаева М. Б. Указ. соч., С. 87.
6
Сура «Корова», аят 13 (129).
7
Сура «Скот», аят 157.
8
Сура «Преграды», аят 50 (52).
9
Сура «Семейство Имрана», аят 17 (19).
10
Сура «Семейство Имрана», аят 57.
11
Садиков М. И. Ислам и науки // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Сборник материалов V Международного симпозиума. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – С. 180.
12
Сура Корова, аят 115 (121).
13
Сура «Толпы», аят 9.
14
Сура «Препирательство», аят 11.
15
.Сура «Скот», аят 59.
16
Сура «Сгусток», аяты 1- 5.
17
Сура «Охота к умножению», аяты I – 7.
18
Сура «Корова», аят 29 (31).
19
Сура «Корова», аят 30 (32).
20
Сура «Корова», аят 146.
21
Сура «Преклоняющиеся», аят 12.
22
Там же, аят 141.
23
Шарипов А. А. Знания для Ислама // Мировоззренческие и педагогические идеалы и ценности исламского образования (сборник статей). Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. – С. 134.
24
Там же, С. 135.
25
Сура «Творец», аят 28.
26
Сура «Марьям», аят 43.
27
Сура «Ночное путешествие», аят 85.
28
Мухаммад // Таранов П. С. Философский биографический словарь. М: Изд-во Эксмо, 2004. – С.428.
29
Знание – это поклонение [Электронный ресурс] / Знание – это поклонение. – Режим доступа: http://sawab.ru/2011/10/15/znanie-eto-poklonenie/
30
Там же.
31
Предпочтение знания поклонению [Электронный ресурс] / Предпочтение знания поклонению. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-267845.html?page=4
32
Хусейн Хамид Хасан. Свобода научных исследований в исламе [Электронный ресурс] / Хусейн Хамид Хасан. Свобода научных исследований в исламе. – Режим доступа: http://islam-book.info/izucheniya/nauka-i-islam/svoboda-nauchnich-issledovaniy-v-islame
33
Сура «Препирательство», аят 11
34
Сура «Толпы», аят 9.
35
Сура «Паук», аят 43.
36