Полная версия
Научная сфера ислама: прошлое и современность. Посвящается 1100-летию принятия Ислама народами Волго-Уральского региона
И Омар направил к ним троих из названных выше ансаров. Это были Мааз бин Джабаль, Убада и Абу аль-Дарда. Убада был направлен в Химс, Абу Аль-Дарада в Дамаск, а Мааз – в Палестину. Они оставались там до самой смерти. Омар бин Абдуль Азиз поручил Абу Бакру бин Хазму написать ряд книг, по которым можно было бы учить людей. Он обязал ученых распространять знания, обучать всех, кто стремится обрести их, так как распространение научных знаний – долг государства перед обществом.
Аль-Бухари передает хадис, в котором говорится, что Омар бин Абдуль Азиз направил Абу Бакру бин Хазму письмо: «Отыскивай хадисы Посланника Аллаха и записывай их, так как я опасаюсь, что знание потеряется, а ученые исчезнут. При этом ты должен записывать лишь высказывания самого Пророка. Распространяйте знания и обучайте людей, пока не получат знания все, кто был невежествен. Поистине, знание не пропадает и не становится скрытым».
Омар бин Абдуль Азиз требовал от своих наместников, чтобы они обеспечивали ученых всем необходимым для жизни, так как они посвятили себя обучению населения. Рассказывают, что он направил письмо своему наместнику в Хамсе: «Обрати свой взор на этих людей, которые посвятили себя науке, заточили себя в стенах мечети и отказались от мирской жизни; дай каждому из них из государственной казны по сто динаров, чтобы они могли потратить на свои собственные нужды; сделай это сразу же по получении этого письма. Поистине, самое лучшее из добрых дел – это то, которое совершается раньше»37.
Хусейн Хамид Хасан смог обосновать процесс научного познания, исходя из аятов Корана. Как и в любой современной науке, исследовательская деятельность начинается с выявления существующих проблем в определенной сфере бытия. В исламе первый начинается от того, что Всевышний призывает ученого наблюдать все окружающее его и формировать научные гипотезы, основываясь на своих чувствах. Об этом в Коране сказано: «Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы, и на небо, как оно возвышено, и на горы, как они водружены; и на землю, как она распростерта»38.
«Разве не смотрели они на небо над ними, как Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин? И землю Мы распростерли и устроили на ней прочно [горы] и произрастили на ней всякие красивые пары для созерцания и напоминания всякому рабу обращающемуся [к Аллаху]»39.
Призыв, содержащий в Коране, по современным философским понятиям можно выразить как эмпирический этап научного познания, когда мы используем свои органы чувств, прежде всего – глаза. Религиозный же компонент данного этапа заключается в том, что человек, посмотревший на чудеса природы и попытавшийся задуматься над всем, что создано Аллахом, над совершенством его творений, неизбежно придет к вере. Таким образом, даже размышления о великолепных творениях Всевышнего на основе чувственного познания формирует эмоции восхищения величием Создателя и Его всемогущество.
Следующий этап процесса познания – это абстрактное, рациональное восприятие явлений и процессов природы и человека. В Коране он характеризуется тем, что Всевышний призвал людей связывать причину и следствие при размышлении надо всем, что создано Аллахом для блага человека. В Книге мусульман написано: «Он – тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревня, где вы пасете [скот]. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом – знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды подчинены Его повелениям; поистине, в этом – знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разных цветом; поистине, в этом знамение – для людей вспоминающих!»40.
Смысл данного аята заключается в том, что человеку предписывается всматриваться в окружающий мир и размышлять над всем, что создано Аллахом для его пользы. Например, вода, низведенная Аллахом с неба, чтобы человек пил ее, орошал ею посевы и деревья, является красноречивым знамением, свидетельствующим о Его могуществе и мудрости Творца. Но поймут это знамение лишь люди размышляющие. И точно так же, подчинение человеку дня и ночи, солнца, луны и звезд является чудом, мудрость которого могут постичь лишь люди разумные, умеющие размышлять.
Третий, заключительный этап познания по канонам ислама заключается в переходе к высшей точке познания – истине. В мусульманстве она заключается размышлениях о своей душе с целью прийти к вере и божественной. А это необходимо для того, чтобы убедиться в существовании Создателя как Абсолюта, Его всемогуществе и мудрости. Именно поэтому пророк Мухаммед стремился освободить разум от земных радостей и привязанностей, Это приведет к тому, что человек сможет обеспечить свободу мысли и научного познания. Таким образом, ислам смог в условиях Средневековья обеспечить право человека на поиск научной и божественной истины. И это произошло более чем за тысячу лет до того, как об этом заявила Международная Декларация прав человека. Не будет ошибочной точка зрения, согласно которой именно мусульманство дало человеку путеводный свет, призвал его к научным изысканиям. Таким образом, все цивилизованное человечество во многом обязанное исламу за тот прогресс, который достигнут во всех областях развития общества людей.
Анализируя проблемы научно-познавательной сферы арабо-исламской культуры мы не имеем право идеализировать ее те или иные компоненты. Объективный подход к вопросам социокультурного развития мусульманства вынуждает нас признать Нового и Новейшего времен, когда исламская умма оказалась на задворках истории, во многом благодаря политике английского империализма. Однако, в общем необходимо признать, что исламское государство ограничивало свободу мысли ученого, запрещало ему исследовать и изобретать. Многие правители исламского мира поощряли мусульман к активной научной деятельности, материально поддерживали их, одаривало и общественным признанием. И это в период средневековья, тогда как в Европе, погруженной до недавнего прошлого во тьму невежества, католическая церковь подавляла ученых, утверждая, что их открытия и изобретения являются вызовом всевышнему. Мы же, выше было указано, нашли множество аятов и сур, где содержится прямой или косвенный призыв к поиску и научным исследованиям.
Таким образом, «ученые-мусульмане» дали простор своему разуму, проводили исследования, «чтобы выяснить, как образуется сперма, как происходит зачатие и формируется плод: кости, вены, кровь, плоть, нервная система; наблюдали процессы беременности, родов и послеродовой период; изучали, что происходит после рождения, как формируются органы чувств – слуха, зрения, вкуса и обоняния; исследовали функции различных органов человека, возможные расстройства и болезни с целью прозрения их причин и симптомов, и выработки методов лечения и восстановления функций ослабленных органов. Мусульманские ученые внесли тем самым огромный вклад в развитие таких отраслей науки, как медицина, анатомия, фармакология и др. Все перечисленные исследования чрезвычайно важны и с другой точки зрения. Человек обязан знать устройство собственного тела, чтобы убедиться, что он создан Аллахом самым совершенным образом, как об этом сказано в Священном Коране. Желудок, например, служит для переваривания пищи. Для осуществления этой функции Аллах снабдил ею всем необходимым. Сердце создано для регулирования кровообращения, печень и селезенка – для очистки крови и т. д. Размышление над этими фактами приводит к вере во всемогущество Создателя. Человек убеждается, что, если бы весь мир попытался создать собственными силами аппарат, способный превращать хлеб и мясо в кровь, кости, волосы, нервную систему, как это делает желудок человека, то он не потерпел бы крах. Так будет же благословен Аллах, лучший из творцов!»41.
Закономерно, что множество сур и аятов Священного Корана выражают те или иные вопросы функционирования и развития душевной сферы человека. Для мусульман, так же как и для иных верующих единого Всевышнего – душа такая же реальность, как Солнце и Луна на небе, и сама вера в высшие силы направлена на очищение и сохранение Божественной души личности. В Коране излагается информация, направляющая мусульман на размышления о своей душе. Аллах говорит:
«… и в ваших душах, разве вы не видите?»42.
«Мы покажем им наши знамения в по странам и в них самих [в их душах], пока не станет им ясно, что это – истина»43 Ученые – мусульмане осознавали, что сфера деятельности разума, поисков истины и научных исследований не имеет пределов. Всевышний говорит:
«И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы расширители. И землю Мы разостлали. И прекрасные устроители Мы! Из всякой вещи Мы сотворили пару, может быть, вы пораздумаете!»44.
Он говорит также:
«Разве Мы не сделали землю вместилищем живым и мертвым…»45.
«Он – тот, который низводит с небес воду: для вас от нес питье, и от нес деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом – знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды подчинены Его повелениям; поистине, в этом – знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разных цветом; поистине, в этом – знамение для людей вспоминающих!»46.
Ученые – мусульмане осознавали также, что изучение всех природных явлений, развитие отраслей знаний, о которых говорится в Священном Коране, -религиозная обязанность человека. И они добились выдающихся успехов в астрономии, ботанике, зоологии, сельском хозяйстве, почвоведении и многих других областях. Их поощряли к этому слова Всевышнего:
«Разве ты не видел, как Аллах низвел с небес воду; ею Мы извели плоды различных цветов. А в горах есть дороги – белые, красные -различных цветов, и вороные – черные. И среди людей, и животных, и скота – различные цвета. Так! Ведь боятся Аллаха из Его рабов только знающие; поистине, Аллах велик, прощающ»!47.
Размышления над этими и другими аятами привели ученых к необходимости изучения таких явлений природы, как облака, гром, молния, дождь, снег, образование рек и ледников, движение планет, что связано и с определением определение времени. Они исследовали горные породы, минералы и полезные ископаемые; разрабатывали методы их добычи и способы применения; изучали процесс образования пород и определяли по ним возраст цивилизаций и т. д. Подобные исследования не ограничиваются ничем, разум пользуется здесь полной свободой. Ислам установил такое положение четырнадцать столетий тому назад, явившись в научной деятельности новатором и образцом для всего мира.
Утвердив полную свободу мысли и научных исследований в сфере естественных и прикладных наук. Ислам также провозгласил необходимость применения принципа иджтихада и в области правоведения. При этом юридические изыскания рассматриваются в Исламе в качестве одной из форм поклонения Аллаху и подчинения Божественной воле»48.
В связи с вопросами развития науки и знаний, исламский ученый аль-Газали выделяет ремесла, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества. Вначале он перечисляет ремесла, связанные с материальными условиями функционирования социума: сельское хозяйство, гончарное, кузнечное производство и другие. В следующую группу входят ремесла, связанные с управлением общественными процессами. Они имеют особое значение, так как мир не может существовать без сферы управления и контроля. Эти ремесла по мнению аль-Газали «делятся на четыре вида». Первый – правление пророков и их управление как внутренним миром избранных и простых людей, так и внешним. Второй- [правление] халифов, наместников, султаном и правителей, и их управление избранными и простыми людьми, но и только с внешней стороны, не касаясь внутреннего мира. Третий- [правление] алимов, мудрецов и их управление внутренним миром избранных. Четвертый – [правление] проповедников и факихов и их власть над внутренним миром простых людей. И самое благородное в этих четырех видах правления, после пророчества, – обогащение людей знаниями и их воспитание (выделено)»49.
Ученый акцентирует внимание на то, что знания о разуме постигаются только самим разумом. Он представляет собой самую существенную и благородную из сил, связанных с науками и познанием, так именно она приводит к Раю. Деятельность разума имеет такую оценку потому, что он позволяет Божественные знания распространить на большее количество людей. И следующий компонент, который делает разум высшей силой, это то, что он работает с душами людей. А божественная душа с точки зрения ислама – это самое лучшее, что есть на земле. Такая оценка души аль-Газали вполне обоснована сточки зрения идеалистической философии на сущность религиозного мировоззрения. Именно она позволяет разуму принять и усвоить самое главное, что есть у мусульманина – веру в Аллаха.
Несомненно, что социально-политическая, экономическая и культурная жизнь мусульман полностью опирается на Книга ислама. До современности дошли уникальные и невероятные явления, исходящих из реализации положений Корана и Сунны. Приводим один из них:
«В своем «Сахихе» Муслим передает, что Омар, да будет доволен им Аллах, спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями долины (т. е. Мекки)?». Тот ответил: «Ибн Абзу». Омар, да будет доволен им Аллах, спросил: «А кто такой Ибн Абза?». Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». Омар воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине он знает наизусть Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и знает наследственное право». Тут Омар сказал: «Разве не говорил вам ваш пророк: «Поистине Аллах с помощью этой Книги (Корана) возвысит одних людей и унизит других!50.
Данная история практически невероятна в условиях сословного строя средневековых социально-политических систем, где представитель общественного сословия не имеет возможности изменить свой статус. Однако способность интеллектуальному труду, возможность освоить все величие Корана и Сунны возвышает даже раба, как повествуется в данной истории. Истинно, здесь мы видим реализацию коранического принцип, согласно которому «Не могут быть равными знающие и неграмотные!». Знание возвысило одного из рабов, представителя низшего состояния до уровня достойнейших и почитаемых арабов, сделав его их руководителем и правителем над другими мусульманами. Закономерным является положение, когда согласно положениям Корана свободные и уважаемые арабы покорно подчинились и признали его превосходство и покровительство.
Пророк Мухаммед оставил множество уникальных поучений, связанных со сферой получения знания и занятий научными исследованиями. Например, посланник Всевышнего говорил о том, что после того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех. Во-первых, это раздача непрерывной милостыни; во-вторых – знания, которыми пользуются люди; в-третьих – праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него. Таким образом, получается, что грамотность, знание приравнивается к богатству и детям. Причем необходимо иметь в виду то, что это не просто богатство и не просто дети. Прежде всего, это источники уплаты налогов и милостыня, это праведные дети, обращающиеся к Аллаху с мольбами об их прощении и милости на протяжении всей своей жизни!
«Муслим передает со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«….Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания, Аллах за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает Аллах среди тех, кто находится перед Ним…».
Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «…вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах, за это облегчит путь в Рай,…» являются ярким доказательством и важным свидетельством огромного достоинства религиозного исламского знания. А как же иначе? Ведь знание ведет (своего обладателя) к Раю и указывает правильный путь.
То же самое относится к словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает Аллах среди тех, кто находится перед Ним…», они также указывают на достоинство знания, к чему просто нечего больше добавить.
Поистине то, что на людей, совместно изучающих Коран, нисходит спокойствие, читающих его покрывает милость, что ангелы собираются вокруг них, выказывая свое уважение к ним и довольство тем, что они делают, и Всемилостивый Аллах поминает их среди ангелов, наилучших и самых почитаемых (из Его творений), – все, это служит самым убедительным доводом в пользу достоинства знания и его превосходства над прочими видами поклонения и путями приближения к Аллаху.
Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводимые в сборнике «Сахих»: « Аллах наставляет религии того, кому желает блага“ подтверждают, что настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание догматов ислама („ака‘ид), различных видов поклонения («ибадат), установлений шариата (ахкам) и норм нравственного поведения мусульманина (адаб)»51.
Исламский богослов Аль-Кутуби обратил внимание на одну из особенностей научно-исследовательской сферы общества и деятельности ученых. Она заключается в том, что достижение успеха в этой стезе чревато опасностью формирования гордыни на основе своих достижений. История знает множество примеров, когда научная работа проводилась для достижения почета, славы или богатства. И только арабо-исламская наука может гарантировать ученому обойти эту опасность и сохранить высокую нравственность.
Сохранение чистоты души в среди исламских научных деятелей исходит из тезиса, согласно которому абсолютно все исходит от Всевышнего и подконтрольно Ему. Среди Прекрасных имен Аллаха имеется то, что предостерегает от совершения безнравственных поступков. Это – «Йа – Мунтакъыбу» – наказывающий нечестивцев. Поэтому закономерно, что ученые, как и все мусульмане, боятся Его могущества. Представители научной сферы, опираясь на свои знания, понимают, что Аллах Всемогущ и что Он может покарать своих рабов за их грехи. Например, видный деятель ислама Али ибн Абу Тальха высказал мысль о том, что ученые – это люди, несомненно знающие, что могущество Аллаха охватывает каждую вещь и поступки каждого человека.
Аль-Кутуби перечисляет исламских богословов, которые обратили внимание на проблему предупреждения увлечения тщеславием: «Рабиа ибн Анас сказал: «Кто не боится Аллаха, тот не учёный».
Муджахид сказал: «Поистине, учёный – это тот, кто боится Аллаха».
Передают, что Ибн Масуд сказал: «Абсолютное знание – это страх перед Аллахом, а абсолютное невежество – это отсутствие такого страха».
Саида ибн Ибрахима спросили: «Кто самый знающий (афках) из людей Медины?» Он ответил: «Тот, кто больше всех боится Аллаха».
Передают, что Муджахид сказал: «Поистине, мудрым и учёным человеком считается тот, кто боится Аллаха».
Передают, что Али сказал: «Настоящий учёный – это тот, кто не заставляет людей отчаиваться в милости Аллаха, но таким образом, что это не приводит к ослушанию Аллаха и после его [учёного] речей люди не чувствуют себя в безопасности. [Учёный] – это тот, кто не склоняется ни к чему, кроме Корана. Нет ничего полезного в знании, которое не основано на понимании. И нет ничего полезного в чтении Корана, если оно не сопровождается размышлением».
Даримиль Абу Мухаммад передаёт от Макхуля: «Пророк сказал: «Превосходство учёного над поклоняющимся [подобно] моему превосходству над самым униженным из вас»52.
С позиции исламского богословия стремление к знаниям, занятия научной работой имеет непосредственное отношение к служению Всевышнему и формированию благочестия. Диалектика тут такова – обучение к грамоте и овладение знаниями прямо ведет пониманию религии Аллаха, что закономерно вызовет способность творить добро, значит, такой мусульманин будет из числа благодетелей. Поэтому, чтобы судить о достоинстве и почитании знания на пути к пониманию воли Всевышнего, достаточно даже того, что стремление к знаниям и наукам ведет человека к добру и указывает ему дорогу к достижению высокой нравственности.
Поэтому пророк Мухаммед говорил о том, что «руководство и знание», с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) ее¸ была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил ее¸ на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее¸ для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представляющую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».
Данный хадис убедительно и ясно показывает достоинство знания. В этом благородном хадисе представлен прекрасный, правдивый и удивительный пример, который аль-Куртуби комментирует следующим образом: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил религию, которую он принес с собой, с обильным дождем, приходящим к людям в то время, когда они в нем нуждаются. В таком же положении были люди до начала его пророческой миссии. И подобно тому, как обильный дождь оживляет мертвую землю, так же и религиозные науки оживляют мертвые сердца. Затем он сравнил слушающих его людей с разными видами почвы, на которую выпадает дождь. Среди них есть ученые, которые используют свои знания, передавая их другим. Они подобны плодородной почве, которая впитала воду, воспользовалась ею сама и вырастила растения, принеся пользу остальным. Среди них есть и люди, которые собирают знание, расходуя на это все свое время, но не делают ничего сверх того или не постигают сути того, что сами собрали, хотя передают накопленное знание другим. Они подобны почве, которая не впитывает воду, но приносит пользу всем остальным. О таких людях пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова, запомнил их и передал (другим) так, как слышал». Среди них есть и такие, которые слушают то, что имеет отношение к знанию, но не запоминают, не применяют и не передают это другим. Они подобны солончаку или гладкой поверхности земли, которая не впитывает воду или портит ее для всех остальных. Две достойных похвалы группы людей в этом примере он упоминает вместе, поскольку и те, и другие приносят пользу людям, выделяя третью, достойную порицания группу людей, которые пользы не приносят».
Я скажу, что даже при поверхностном знакомстве с этим прекрасным и удивительным примером можно увидеть достоинство знания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил знание с обильным дождем, льющимся с неба и несущим с собой добро и нескончаемое благо обитателям земли. И подобно тому, как обильный дождь оживляет мертвую землю, так же и знание оживляет мертвые сердца. То, что знание является достоинством, достаточно для того, чтобы оно стало основой жизни!
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них, (что были лучшими во времена) джахилиййи, (остались) лучшими и в исламе, если усвоили (установления) религии».
Сообщается, что Зирр ибн Хубайш сказал: «Однажды я пришел к Сафвану ибн «Ассалю аль-Муради и он спросил меня: «Что привело тебя?». Я ответил: «Стремление к знанию». Он сказал: «Поистине я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Как только кто-нибудь выходит из дома в поисках знания, ангелы возлагают на него крылья в знак удовлетворения тем, что он делает».
Этот хадис ясно говорит о достоинстве искателя знания, ведь нет никого лучше, чем тот, на кого ангелы возлагают крылья в знак внимания и уважения к нему и удовлетворения тем, что занят благим делом – поисками знания, ради которого он вышел из дома.
Сообщается, что Касир ибн Кайс сказал: «Я сидел вместе с Абу д-Дардой в Дамасской мечети, когда к нему подошел человек и сказал: «О Абу-д-Дарда! Я пришел к тебе из Медины, города посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать у тебя хадис, который, как мне сообщили, ты рассказываешь со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Абу-д-Дарда спросил: «Ты не приехал с целью торговли?». Он ответил: «Нет». Абу-д-Дарда снова спросил: «Тебя не привело сюда что-то иное?». Он ответил: «Нет». Тогда Абу-д-Дарда сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: