bannerbanner
Научная сфера ислама: прошлое и современность. Посвящается 1100-летию принятия Ислама народами Волго-Уральского региона
Научная сфера ислама: прошлое и современность. Посвящается 1100-летию принятия Ислама народами Волго-Уральского региона

Полная версия

Научная сфера ислама: прошлое и современность. Посвящается 1100-летию принятия Ислама народами Волго-Уральского региона

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Научная сфера ислама: прошлое и современность

Посвящается 1100-летию принятия Ислама народами Волго-Уральского региона


Марат Талгатович Якупов

Мансур Альфрисович Нуриахметов

© Марат Талгатович Якупов, 2022

© Мансур Альфрисович Нуриахметов, 2022


ISBN 978-5-0056-6838-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Аннотация

Монография посвящена вопросам изучения научной сферы арабо-исламской культуры. Работа содержит информацию об истоках и достижениях научной мысли мусульманства. Раскрыта особенность исламского вероучения, способствующая генезису и развитию науки в умме. Доказано, что развитие грамотности и научной сферы представляет собой реализацию требований Корана и Сунны.

Проанализирован средневековой этап функционирования науки в арабо-исламских культуре. Выявлен принцип преемственности достижений древнегреческой науки, доказано обеспечение дальнейшего ее прогресса в деятельности мусульманских ученых. Прослежен современный этап развития науки в странах ислама, выявлены достижения, имеющие мировое значение.

Предназначена специалистам, изучающим проблемы развития исламской культуры, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных факультетов учебных заведений; всем, кто интересуется вопросами мусульманской религии.

Введение

Одной из самых примечательных черт современного мира является динамичность социально-политических, экономических и культурных явлений общества. Происходят революционные изменения веками «дремавших» социумах, распадаются империи и рождаются новые системы. Все более наглядными становятся трансформации духовной сферы многих народов. Происходит возрождение религиозных культур, прежде всего – ислама и православия.

Уникальность данного процесса заключается в том, что мы становимся свидетелями гармоничного сосуществования нравственных традиций, обоснованных Пророком Мухаммедом с современными информационными технологиями и образом жизни миллионов мусульман. Это объясняется многими факторами, среди которых наибольшую значимость представляет диалектический характер исламской культуры и вероучения. Он проявляется в том, что ислам смог обеспечить гармоничное сочетание разумного отношения к Всевышнему с трансцендентными ритуалами служения Аллаху.

Одним из самых главных требований Писания мусульман – Корана к верующим выступает «Читай!», то есть овладеть грамотностью и заниматься науками. Таким образом, истинный ислам представляет собой особую религию, где «потустороннее» сочетается с решением земных проблем. Одна из самых главных задач, которые необходимо решить мусульманину – это формирование способности собственными силами овладеть всем величием веры во Всевышнего. Отсутствие религиозных организаций в исламе предполагает создание личностного отношения к Аллаху, без всяких посредников. А это возможно только тогда, когда мусульманин основывается на рациональном постижении высших истин. Таким образом, мусульманство изначально существует как религия разумного отношения к Богу и выполнению священных ритуалов.

История развития исламской науки и ее содержание, представленные в данной работе, подтверждает данный тезис. Несмотря на периоды «застоя» в научной сфере уммы, вызванные объективными и субъективными причинами, ислам сумел сохранить научно-творческий потенциал. Сегодняшнее состояние науки в странах мусульманства позволяет обосновать тезис о наличии реальных перспектив в этой области. Достижения науки в Пакистане, Саудовской Аравии, Иране и других странах подтверждают это. Причем наличие традиционных нравственных норм мусульманства формируют более гармоничное развитие научной сферы, которое не будет угрожать основам гуманизма и мировой культуры. Это объясняется тем, что исламские алимы руководствуются принципом бережного отношения к природе и людям, как того требуют Коран и Сунна.

Глава I. Развитие научной сферы общества в контексте священных Писаний ислама

§1. Коран о развитии науки как фарз (необходимость) для мусульман

Современное состояние развитие цивилизации характеризуется принципиальными трансформациями в духовной и материальной сферах. Разрушаются империи и создаются новые политические системы, опровергаются прежние идеологии и формируются иные учения. При этом распространенным явлением становится зарождение мифов, выражающих те или иные социально-политические интересы. Например, сегодня, благодаря активной деятельности СМИ, выполняющие определенные политические заказы, в сознании многих людей, в том числе и самих мусульман, формируется образ ислама как синонима мрачного средневековья и ретроградства. Мусульманство представляется как форма мировоззрения и общественного устройства, где царит мракобесие, невежество. Причем внимание акцентируется на неприятие исламской культурой научно-технического прогресса, религиозная нетерпимость и фанатизм. И только люди с высоким интеллектуальным уровнем понимают, что такие публикации доказывают абсолютное незнание авторами истории исламской цивилизации и Европы, либо откровенную предвзятость и целенаправленную ложь подобных информации.

Не будет преувеличением тезис о том, что вместе с исламом на землю пришла новая эпоха – время стремления к знаниями к наукам. Знаменательным явлением в мусульманстве является то, что первым словом, ниспосланным Всевышним к пророку Мухаммеду не умеющему читать, и выросшему среди неграмотного народа, был призыв – «Читай!». В данном феномене ислама выражается философская мысль древнегреческого мыслителя Сократа. Он утверждал, что без знаний у людей не может быть блага, как показателя истинной человечности. Без ориентации в множестве проявлений зла и добра человек не может определить наиболее оптимальный путь своего развития. Без способности анализировать явления этого сложнейшего мира, личность будет кидаться от одной крайности в другую, разрушая судьбу свою и чужую.

Известно, что «ученый и мыслитель Шарль Мисмар сказал: «Если представители других религий теряют веру от постижения знаний, то у мусульман от увеличения знаний усиливается вера». Показательным является то, что основная книга Ислама Коран призывает людей к науке размышления над бытием, над сотворением неба и земли.

Именно поэтому арабы, бывшие самыми невежественными людьми до ислама, стали в свое время самыми сильными учеными и знающими людьми. Именно тот прорыв во всех направлениях науки, который получили в исламском халифате, дал толчок всей мировой науке и искусству, которые были заморожены христианской инквизицией. О месте науки в Исламе говорит и то, как возвеличиваются ученые и знающие люди в Исламе»1.

Концепцией данной работы выступает тезис о том, что источником генезиса и развития научной сферы исламской уммы является Коран. Главная Книга мусульман призывает к развитию наук, в том числе и естественных. Данный призыв исходит из множества аятов Корана, где прямо или косвенно указывается не необходимость изучения окружающего мира. Например, Всевышний Аллах говорит: «Разве не видите, вы как Аллах ниспослал с неба воду и вывел их семена различные. В горах мы сделали дороги белые, красные, разных цветов, и черные, так же (сотворенные Аллахом) люди, животные и скот различных цветов»2. Здесь есть побуждение к размышлению над ниспосланием с неба дождя, а его можно понять только изучив физику, химию и метеорологию. А рост растений можно познать только через ботанику. А горы и различные породы – только изучив геологию. Познать различных животных и людей можно только изучив анатомию, физиологию, психологию, медицину, ветеринарию и т. д. Так же Всевышний Аллах говорит: «Разве не посмотрит человек из чего он создан? Он создан из влаги, излившейся из чресл»3. Здесь побуждение к изучению эмбриологии и медицины.

В Коране сказано: «Разве не странствуете вы по земле и не посмотрите, каков был исход тех, кто жил до них? Превосходили они мощью, пахали они землю, и обустраивали землю лучше, чем это делали (многобожники Мекки)»4.

В этом же аяте Всевышний Аллах побуждает к изучению истории и обществоведения. Очень большое место уделяется в Коране изучению астрономии. На это указывают и названия целых сур Корана подобно этим: «Солнце», «Созвездия», «Луна», и т. д. А следующие названия: «Гром», «Раскалывание», «Рассвет», «Ночь», «Землетрясение» и т.д., побуждают к изучению этих явлений. Коран так же побуждает нас к изучению животных, об этом так же красноречиво говорят следующие названия сур: «Корова», «Верблюд», «Пчелы», «Муравьи», «Паук», «Слон» и др.»5.

Закономерно, что понимание Корана как чтение предполагает овладение грамотой, обучение чтению и письму. В этом содержится глубинный и скрытый смысл, который был доступен Мухаммеду, пророку Великого Аллаха. Будучи сам неграмотным, он хорошо понимал важность просвещения, значимость грамотного человека. Это доказывается в аяте 123 (129) суры «Корова»: «Господи наш! И воздвигни среди них посланника на них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине – великий, мудрый!»6.

Данный аят имеет непосредственное отношение к нашей проблеме. Во – первых Аллах говорит своему Пророку Мухаммеду о том, что посланник научит народ писанию, то есть грамотности и наукам. Если вспомнить, что неграмотность в России была ликвидирована только в первой половине прошлого века, то необходимо признать все величие призыва, содержащего в Писании мусульман.

Если идеи просвещения XVIII в. вызвали революционные потрясения в Европе и привели к формированию новых принципов цивилизации на Западе, то призыв к просвещению, который звучит в Коране, необходимо признать также имеющим революционизирующее значение сначала среди арабов, а потом среди других народов. Оценка Священной Книги ислама, также книг евреев и христиан, как имеющих цивилизаторскую роль, закономерно и обоснованно вытекает из аята 156 (157) суры «Скот»:

«которые следует за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелие, который пробуждает их к доброму и удерживает от не одобряемого, разрешает им блага запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них те, которые уверовали в него, поддерживали его. и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это – те, которые имеют ycneх!»7.

В аяте конкретно изложена мысль о том, что только те народы, которые последовали за светом, в данном случае еврей и христиане, имеют успех. Под успехом мы понимаем те достижения в социально-политической и культурно-нравственной сферах, которые заложили основы цивилизации вообще. То есть, священные книги древних народов, запрещая первобытные, дикарские нормы и правила, одобряя так называемые общечеловеческие, такие, как Добро, Любовь, Справедливость, Сострадание и сделали принципиально важный вклад в формировании современной цивилизации. Если Тора и Евангелие заложили основы цивилизации две тысячи и более лет назад, то Коран стал основой революционного обновления арабского и других народов в более позднее время – начиная с седьмого века.

Возникновение и распространение ислама, как было сказано выше, привело к формированию новых взаимоотношений, которые, по сравнению с предыдущими, можно характеризовать как принципиально-прогрессивный шаг в человеческом прогрессе. Можно найти принципиальные изменения, отражающие переход от варварства к цивилизованности. Отношения в обществе, особенно к новорожденным женского пола, женщинам, сиротам, рабам стали более милосердными. Такие положительные изменению находят место в Коране. «Вот пришли Мы с книгой, которую изложили со знанием, как прямой путь и милосердие для людей, которые веруют»8.

Однако изменение отношений к перечисленным социальным слоям стало принципиальным процессом, когда в мусульманском обществе постепенно укрепились позиции справедливости и братства. Да, исламские общества прошли тяжелый период развития, связанный с усилением социальных антагонизмов. Однако принцип братства, основанный Аллахом и написанный в Коране, прошел века. Сегодняшняя общественная практика многих арабских и мусульманских стран показывает стабильные социальные отношения, основанные на таком распределении национального дохода, принципы которого основаны в Коране.

Исламская религия и знания неразделимы между собой, они не могут существовать друг без друга. Данный аспект раскрывается в аяте 17 (19) суры «Семейство Имрана». «Поистине, религия пред Аллахом – ислам, и разошлись те, кому даровано писание, только после того, как пришло к ним знание…»9. Таким образом, пророк Аллаха уточняет, что религия единого Бога пришла после знания. Только знающие, грамотные, то есть просветленные люди могут воспринять настоящий ислам. Новая религия распространилась среди арабов тогда, когда пророк Мухаммед внятно объяснил им о ее природе и принципах. Это было действительно так. История доносит до нас, что сначала пророка признавала небольшая группа его родных и знакомых. Только после того, как Мухаммед начал более пространно раскрывать основы ислама, за ним последовали другие. То есть, пророк Аллаха смог убедить сотни и тысячи арабов простыми словами, информацией, то есть знаниями. Сомневающиеся просили его показать чудеса, такие, какие творил Иисус, но Мухаммед не стал являть их, а смог создать великую религию простыми словами, посредством просвещения.

В аяте 57 (64) суры «Семейство Имрана» священного Корана Аллах через своего посланника еще раз доказывает взаимосвязь грамоты, знаний и религии. «О, обладатели писания! Приходите к слову (М.Я.), равному для вас и для нас, чтобы не поклоняться никому, кроме Аллаха»10. Однако в Коране и других священных Писаниях религия представляет собой не только комплекс учений и обрядов. Ислам, как и другие мировые, национальные религии, есть особая форма общественного сознания, вид мировоззрения. Поэтому переход к данным религиям одновременно является очередным шагом в развитии человеческой цивилизации. И практически во всех случаях это связано со словом Божьем, новой информацией, новыми знаниями, просвещением масс. Как бы атеисты не старались уменьшить значение религии как носителя духа и принципов цивилизации, это останется фактом.

Успехи исламской науки в средние века и в современных условиях определяются многими факторами. Среди них важнейшим представляется нравственный аспект научной сферы мусульманства. В свое время пророк Мухаммед сказал: «Кто приумножит свои знания, но не продвинется по правильному пути (то есть соответственно не увеличится благие деяния), то он лишь отдалится от Аллаха». А как известно, знания должны приближать нас к Аллаху, и только тогда они будут полезными. Ученый должен быть искренним, богобоязненным и благодетельным, ибо без этих качеств человека нельзя назвать истинным учёным- богословом»11.

В Коране обращается внимание также на то, как должны овладевать мусульмане представленными Аллахом знаниями. Такая задача выражается следующим образом: «Те, кому Мы даровали писание, читают его достойным чтением – те веруют в него»12. Достойное чтение необходимо, по нашему мнению понимать как осмысленное, углубленное восприятие знаний из Корана. Только такое изучение священной Книги может формировать основы новой религии, нового мировоззрения, когда полученные знания становятся основой нового менталитета и новой цивилизации.

В Коране, кроме этого аята, несколько раз напоминается о том, что для Аллаха грамотные и знающие и неграмотные не могут быть равными. В суре «Толпа», аят 9, Бог говорит: «Разве сравняются те, которые знают, и те. которые не знают? Поистине, вспоминают обладатели разума!»13. Здесь, так же как и в предыдущем аяте, мы находим идею о платоновском воспоминании. Согласно пророку, только мудрые, то есть люди, занимающиеся учением, науками, вспоминают, то есть делают новые научные открытия. С этим нельзя не согласиться, ведь Д. И. Менделееву приснилась именно таблица химических элементов, то есть он сделал открытие по такой проблеме, над которой он так долго работал. О возвышении тех, кто обладает знаниями, речь идет еще в одном аяте. В суре «Препирательство» в аяте 11 сказано: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали и тех, кому дано знание, на разные степени»14. Таким образом, Аллах еще раз обращает внимание мусульман на то, что только грамотные, знающие правоверные достойны его внимания и похвалы.

Только человек, способный лично читать священные книги и религиозные тексты, может считаться полноценным мусульманином. Живя в условиях средневекового невежества и дикости в Аравии, Мухаммед смог предвидеть значимость грамоты, просвещения в будущие периоды развития человечества. Продолжая данный аспект ислама, необходимо вспомнить прекрасный миф древних греков – миф о Прометее. Именно он обеспечил древнегреческую цивилизацию знаниями о развитии ремесел и наук.

В Коране обращается внимание на то, что все знания исходят от единого Бога – Аллаха. В аяте 59 (59) суры «Скот» Пророк говорит: «У него – ключи тайного, знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной»15. Таким образом, остается вспомнить довольно наивный призыв из нашей истории «Книги – источник знаний!», который, оказывается, был провозглашен во времена пророка Мухаммеда. Это действительно так, только в Коране уточняется, что знания в книге заложены самим Всевышним.

Есть в священном Коране особая сура, которую можно характеризовать как прямой призыв к просвещению и наукам. Во все времена исламские просветители, призывая к овладению знаниями в медресе и других учебных заведениях, аргументируют необходимость обучения аятами из 95 суры Корана «Сгусток». Действительно, в данной суре содержатся неоднократные и весьма убедительные призывы к учению:

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

– (1). Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил_

– (2) сотворил человека из сгустка.

– (3) Читай! И Господь твой щедрейший.

– (4) который научил каламом

– (5) научил человека тому, чего он не знал»16.

Кроме призывов, если выразиться конкретнее, приказов мусульманам научиться чтению, то есть, грамотности, в суре имеется еще один важный, аспект. Он заключатся в 4 и 5 аятах. Во-первых, Аллах, научил людей владеть каламом. Калам переводится с арабского языка как ручка. Таким образом, распространение ислама, его идей, мусульманской культуры происходит путем развития письменности, просвещения и наук. Именно через грамотность, через обучение читать и писать должны утвердиться передовые для того времени исламские принципы.

Последний аят уточняет, что Аллах научил человека тому, чего люди еще не знали. Еще раз повторяется идея о том, что это переход от древнего варварства и дикости к упорядоченным отношениям в арабском обществе, формирование более гуманных, цивилизованных принципов в социальной и политической системе возможен только на основе грамотности.

История помнит длительный период воин, в который вступил арабский мир. Однако, прежде всего, успешное распространение исламских ценностей произошло потому, что они провозглашали новые идей в системе взаимоотношений людей (улучшение правового положение женщин, негативное отношение к рабству, провозглашение всех людей братьями и сестрами, принципиально новый подход к развитию просвещения и наук). Доказательством того, что ислам привел к всеобщему прогрессу сначала в арабском мире, а потом в других странах Азии, Европы и Африки, является невиданное развитие просвещения и наук. На основе анализа достижении античной философии и других наук арабо-исламские ученые смогли синтезировать новый уровень научного прогресса, став важнейшим звеном в формировании человеческой цивилизации.

Проблема человеческого знания рассматривается также в Суре «Охота к умножению»:

«1 (1) Увлекла вас страсть к умножению,

(2) пока не навестили вы могилы.

(3) Так нет же, вы узнаете!

4 (4) Потом нет же, вы узнаете!

5 (5) Нет же, если бы вы знали знанием достоверности…

6 (6) Вы непременно увидите огонь!

7 (7) Потом непременно вы увидите его оком достоверности!»17.

Данная сура представляет несомненный интерес, прежде всего, потому, что здесь раскрывается польза знаний. Однако сура ценна также тем, что раскрывает диалектический метод познания. Сначала Пророк Мухаммед доносит призыв Аллаха о необходимости узнавания. Дважды Аллах призывает; «вы узнаете!» Однако в 5 аяте Он добавляет информацию о знании достоверном.

Достоверное знание возможно только на основе теоретических исследований реальных фактов, которые не оставляют никаких сомнений относительности истинности явления. Таким образом, здесь можно понять два этапа познания, когда аксиоматические знания превращаются в истину. Однако теоретическая истина сама по себе не может считаться абсолютной, пока, она не проверена практикой. В данном случае практикой можно признать огонь, который «вы увидите оком достоверности!».

Идея обучения, просвещения, перехода народов к более высокому уровню общественного прогресса содержится в таком количестве сур и аятов, что можно утверждать о то, что она является концептуальным стержнем всего Корана. Великий Аллах начал обучение Адама с первых шагов после его сотворения. Таким образом, самым первым Учителем людей становится единый Бог-Аллах.

«И научил Он Адама всем именам, а потом предложил их ангелам и сказал: «Сообщите Мне имена этих, если вы правдивы»18. В данном аяте наблюдается методика самого первого в истории человечества урока, который проводился Аллахом. В современных условиях этот урок назывался бы комбинированным. Сначала Бог дает имена всем существам на Земле – это прохождение новой темы; ну дальше начинается закрепление новой темы – Аллах начинает опрашивать ангелов.

Ответ ангелов выражает признание Аллаху за полученные от него знания: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты – знающий. Мудрый!»19. Однако Аллах не только знающий, но он и мудрый, то есть – существо, обладающее не только определенным набором знаний, но серьезно и глубоко знающий мир, бытие. Аллах ведет за собой народы, обучает их новому порядку жизни, а не только провозглашает определенные теории и принципы.

Идея просветительства посредством распространения знаний повторяется в аяте 146 (151) данной суры. «Как Мы послали среди вас посланника из вашей среды; он читает вам Наши писания, и очищает вас, и обучает вас писанию мудрости, и обучает вас тому, чего вы не знали раньше»20. В аяте уточняется, что просвещение, то есть очищение от старого, от невежественного, осуществится через деятельность отдельных личностей – просветителей. Это выдающиеся люди, обосновавшие принципиально новые идей, изменившие ход общественного прогресса. К ним необходимо отнести не только посланников Бога, таких, как Моисей, Будда, Иисус, Мухаммед. Это так называемые просветители – философы, ученые-преподаватели, такие, как Евклид, Сократ, Аристотель, Вольтер, Ньютон, Маркс, Эйнштейн, Гейзенберг и другие. Именно благодаря их деятельности человечество становится мудрее и движется вперед.

Мухаммед в нескольких аятах повторяет мысль о том, что Всевышний Аллах приказал обладателям знаний, то есть грамотным, научить не умеющих читать и писать. «И вот взял Аллах с тех, кому даровано знание, завет: «Вы будете разъяснять его людям и не будете скрывать»21. Значит, знания должны быть достоянием всех людей, их нельзя скрывать от них. Кроме того, обучение становится обязанностью грамотных, которые обязаны помочь в приобретении знаний. Аллах даже сделал предупреждение в аяте 141 (146) суры «Корова» относительно тех, кто сознательно скрывал полученные знания. «Те, которым мы даровали писание, знают его так, как знают своих сыновей, но ведь часть из них скрывают истину, хотя и знают»22. Таким образом, здесь напоминание грамотным: если ты знающий, не имеешь право, скрывать грамотность, значить должен обучать неграмотного. Следующая интересная мысль, которая часто повторяется в священном Коране – истина должна служить другим. Какая польза от тех знаний, научных или житейских, которые заучены так хорошо, как человек знает своего ребенка, если они не служат другим?

Всеохватывающий характер исламского вероучения приводит к тому, что материальные и идеальные сферы развития личности и уммы должны быть в гармонии. Это означает, что трудовая деятельность мусульманина должна сопровождаться развитием его интеллектуальной сферы. Такая гармония сформируется только тогда, когда человек получит доступ к грамотности и знаниям. Таким образом, знания для Ислама – как жизнь для человека. Достижение успеха данной религия возможно только тогда, когда знания будут преобладать среди большинства мусульман.

На страницу:
1 из 5